Держи удар: методы психологической защиты
Психологическая защищенность — это свойство зрелой личности, которое зависит от интеллекта, внимательности, склонности к анализу, критичности мышления и эмоциональной устойчивости. Предлагаем вам несколько проверенных на практике приемов психологической защиты.
Если вас укусит одна или даже несколько пчел, это может быть полезным для вашего здоровья. Но если на вас нападет рой ос или вы окажетесь жертвой укуса ядовитой змеи, тут уж вам несдобровать. Ваши конкуренты, недоброжелатели или враги способны нанести вам не меньший вред, всего лишь использовав в качестве психологического оружия ранящие вашу душу слова. И чем дольше вы будете переживать по этому поводу, тем больше шансов у вас оказаться в стане проигравших.
«Если человек показывает, что он раздражен и не способен контролировать свои эмоции, ему надо заняться чем-нибудь другим, а не работой с людьми», — уверенно заявлял француз Мишель Фадуль, добившийся блистательных успехов в бизнесе на мировом уровне.
Как защититься от черной магии | Сильнейшая защита от черного колдовства и порчи | Алена Полынь
Психологическая защищенность — это свойство зрелой личности. Она состоит из целого комплекса таких характеристик, как уровень интеллекта, мировоззренческие установки, внимательность, склонность к анализу и рефлексии, критичность мышления, эмоциональная устойчивость.
Чаще задавайте себе и другим магические вопросы: что, где, когда, как, зачем и почему? Старайтесь представить всю панораму и динамику события, увидеть всю картину в целом и отметить противоречия, нестыковки и белые пятна, тщательно отнеситесь к деталям. Именно они являются необходимым материалом для оценки достоверности информации.
Предлагаем вам несколько разработанных нами и апробированных на наших тренингах приемов психологической защиты.
Прием «Вентилятор». Проанализируйте, на что вы реагируете наиболее болезненно. Что вас раздражает? Что вас приводит в бешенство или повергает в уныние? Вспомните конкретные слова, интонации, жесты ваших оппонентов или обидчиков.
Закройте глаза и снова вспомните все самые обидные, хлесткие, обжигающие слова, которые вызывают у вас чувства растерянности и никчемности или мощные вспышки агрессии.
А теперь представьте, что вы сидите напротив человека, который наносит вам эти психологические удары. Это он говорит вам жестокие, обидные слова. И вы чувствуете, как уже начинаете «заводиться». Вызовите в себе ощущение удара. Какая часть вашего тела реагирует на него? Что происходит: появляется ли жар во всем теле, или же что-то сжимается внутри, а может, просто прерывается дыхание? Что происходит именно с вами?
Воспользуйтесь техникой вентиляции эмоций. Представьте, что между вами и обидчиком стоит мощный вентилятор, который тут же относит его слова в сторону, их острые стрелы не долетают до вас.
И еще. Сделайте правой рукой фигу и накройте его ладонью левой руки. Мысленно направьте его на того человека, который пытается вывести вас из душевного равновесия. Вспомните, как такая же фига помогала вам еще в детстве «отомстить» обидчику.
Как защитить себя от негатива на работе и злых людей | Дарья Милай
Откройте глаза, и вы наверняка почувствуете, что теперь способны выдержать такой психологический удар.
Прием «Аквариум». Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком — толстая стеклянная стена аквариума. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите, они поглощаются водой и лишь пузырятся пеной на поверхности. Потому они и не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.
Прием «Диснейленд». Болезненность психологического удара можно смягчить, а то и вовсе свести на нет, если обращаться со всеми людьми, как с малыми детьми. Вы же не обижаетесь на несмышленых детей?
Представьте себе, что вы оказались один против целой группы негативно настроенных к вам людей. Перевес сил на их стороне. И у вас всего один шанс переломить ситуацию: представить их группой детей на игровой площадке. Они злятся, капризничают, кричат, размахивают руками, бросают на пол игрушки, топчут их ногами. В общем, всячески стараются вывести вас из себя. Но вы, как взрослый, мудрый человек, относитесь к их выходками как к детским шалостям и продолжаете сохранять невозмутимое спокойствие до тех пор, пока они не выдохнутся. Вы не воспринимаете их слова как оскорбления, не реагируете на их выпады. Вам все это смешно наблюдать как взрослому человеку.
Прием «Лиса и виноград». Если в вашем прошлом были случаи, когда кому-то удавалось досадить вам так, что переживание поражения осталось до сих пор, воспользуйтесь техникой рационализации, снятия негативных «якорей». Вспомните басню «Лиса и виноград»: не дотянувшись до виноградной грозди, лиса сказала, что не очень-то и хотелось ей винограда — он кислый и зеленый.
Прием «Океан спокойствия». Представьте себя главным героем притчи: «Океан принимает воды многих бурных рек, а сам при этом остается неподвижным. Тот, в кого так же впадают все мысли и эмоции, остается бесстрастным в покое».
Прием «Театр абсурда». Можно использовать такой прием психологической защиты, как доведение ситуации до абсурда. Это в принципе то же самое, что сделать из мухи слона. То есть вслух гиперболизировать до неузнаваемости то, на что кто-то лишь намекает, и таким образом неожиданно выбить из рук своих врагов или недоброжелателей психологическое оружие. Ваша цель — сделать так, чтобы любые выпады недоброжелателя уже не вызывали ничего, кроме смеха. Это и есть решение задачи, как защититься от психологического нападения.
Прием «Театр кукол». Если вам трудно общаться с эмоционально значимыми для вас людьми, используйте именно этот прием. Представьте, что они всего лишь шаржированные персонажи телепередачи «Куклы». И пусть они говорят глупости, общаясь между собой. А вы только наблюдаете это со стороны и выносите свои оценки. Мол, этот умник корчит из себя супермена, а другой разыгрывает из себя сильную личность, профессионала, а сам слабак, просто блефует. Разыгрывайте этот спектакль до тех пор, пока не рассмеетесь. Ваш смех — показатель того, что техника сработала.
ИсточникГрязные приёмы словесного боя. Учимся у провокаторов — как постоять за себя
Если вы страдаете от нападок наглых, резких, хамоватых людей, вы скорее всего робкий, мягкий и добрый человек.
Вас такое поведение окружающих ранит, но не потому что это несправедливо, ужасно, недопустимо, как вам кажется. Просто вы не позволяете таким же качествам проявляться в себе , они у вас под запретом. Вас ранит, то что другим можно проявлять себя полностью, а вам как будто нет.
Признайтесь:
вам ведь тоже порой хочется послать всех куда подальше, обозвать последними словами, нахамить в ответ на дурацкое замечание?
Более того, вы попадаете в ситуации, где вам хамят или вас провоцируют потому, что вы для таких людей как идеальная гармоничная противоположность. Их тянет к вам, как магнитом. Как только вы научитесь проявлять похожие качества сами, все эти неприятные люди если не исчезнут с ваших радаров, то как минимум будут меньше вас донимать.
Учитесь у провокаторов
У провокаторов есть несколько интересных приёмов для словесного боя. Наблюдайте, как они реализуются в реальной жизни. Вот эти приёмы:
Правда как оружие
Когда над вами как-то неприятно шутят, ожидая, что вы будете задеты — ответьте правдой. Отвечайте как можно более откровенно и просто. Например, над вами шутят, что вы любите коньяк в кофе добавлять, а то иначе не работается. А вы спокойно и прямо скажите: «я конечно пью коньяк, но только в нерабочее время».
Правда в ответ на шутку ставит шутника в неловкое положение: его шутка не смешная. А правде нечего противопоставить.
Резкость
Вы можете использовать резкие речевые обороты, чтобы защититься. Это такая простецкая резкость, когда непонятно: вас оскорбили или человек просто просторечен, и не образован?
Используйте режущие слух, но цензурные грубые словечки, сальные шуточки, черный юмор.
Резкость сбивает спесь с собеседника. Если он считает себя высокоинтеллектуальным и аристократично-благородным, вы вовсе вгоните его в краску и он уже не сможет атаковать вас какое-то время. При этом вы сами не станете глупее и не воспитаннее. Это просто прием, инструмент. Вы же не говорите так постоянно? Значит, у вас есть выбор.
Доведите до абсурда
Обратите колкое высказывание в вашу сторону в нечто фантастическое. Например, вам говорят, что вы постоянно опаздываете. Скажите в ответ, что вы и на Страшный суд планируете опоздать.
У этого приёма два эффекта:
- Мозг противника представляет автоматически, как вы опаздываете на страшный суд и противник теряет концентрацию, выпадая из игры.
- Так же такой ответ сразу показывает противнику, что к его нападкам не относятся серьезно.
Неожиданное сравнение
Это похожий прием. Он так же вызывает у противника неконтролируемые фантазии и сбивает его концентрацию. Этот приём можно использовать как ответ на колкость, так и как способ прервать повествование противника, сбив его с мысли, даже если к вам оно сейчас не относится.
Например, противник говорит вам, что у вас слишком большой вес. А вы можете ответить, что цифру вашего веса можно сравнить с весом среднего гиппопотама и не известно, кто выиграет.
Качели
Меняйте свой тон с мягкого на жесткий. Меняйте лояльную речь или даже сочувствующую на резкую и высмеивающую. Так вы выбьете у противника из под ног опору. Он будет невольно настраиваться на ваш режим и будет тратить на это силы. Так как его состоянием будете управлять вы при помощи интонаций и выражений, вы будете уставать меньше и будете в относительной безопасности.
Директивные указания
В какой-то момент больше ничего не будет работать кроме приказов. Чувствуете, что вас вот-вот одолеют — делайте резкие команды строгим голосом. Можете использовать грубые слова. Наверняка противник не ждет, что вы вдруг громко скажете ему «заткнись!» и растеряется.
Отеческое отношение
Это вариация директивных указаний. Добавьте к командам немного заботы и участия. Готово: теперь вы занимаетесь родительскую позицию по отношению к противнику. Проявите немного заботы:
Вполне возможно, что ваш противник свалится в детскую позицию и не сможет больше вас атаковать. Он даже может воспринять ваш прием как реальную заботу и это его полностью обезоружит.
Соглашайтесь с обвинением
Что бы вам не сказали, если вы просто согласитесь с этим — разговор будет окончен тут же. От вас ждут эмоций, реакций. А вы лишите противника этого удовольствия при помощи короткой фразы:
Конечно, важно чтобы вы понимали, что вы соглашаетесь с обвинением только на словах.
Сделайте свои недостатки — своими достоинствами
Если вам больно даже делать вид, что вы согласны — тренируйтесь дома перед зеркалом. Ищите плюсы в вашей больной точке. Почему вы могли бы гордо заявлять о своем недостатке? «Я не ленивый. Я энергосберегающий» — примерно так это должно выглядеть. Тогда вы сможете соглашаться с обвинениями и портить провокацию на корню.
У каждого недостатка найдётся похожее качество, которое легче считать достоинством. Например для необразованности это простота, для неуверенности — прямота и честность.
Важно!
Начинайте использовать эти приёмы и оттачивайте их в коммуникациях, где вам из-за негативных реакций противника ничего не грозит. Например, коллегу вы еще можете поставить на место, а вот босс может испортить вам жизнь за это.
Для людей, которые имеют на вас влияние, используйте более изящные приёмы. Защищайтесь так, чтобы к вам было не придраться. Например, можно просто постоянно повторять:
Этот приём покажет противнику, что вы его не боитесь. И вероятно, что он оставит вас в покое.
Используйте эти грязные приёмчики, чтобы расширить свой набор реакций.
Сначала вам может казаться, что это просто недопустимо, или что это очень страшно, но постепенно вы войдёте во вкус. Потом, через время, вам это надоест и вы научитесь отстаивать свои границы без лишней дерзости и резкости. Эти приёмы, как подростковый бунт — через них можно обрести солидность и взрослость.
Подписывайтесь на блог Кликайте «Спасибо».
Я всегда признателен вашей активности.
Пишите в комментариях своё мнение о этой статье.
7 нот манипуляции: как распознать эмоциональное насилие на работе и научиться ему противостоять
Существует множество способов управления людьми. В последнее время, правда, макиавеллиевские приемы вышли из моды, а люди начали заботиться об эмоциональном комфорте вокруг себя, в том числе в офисе. Несмотря на это, психологическая манипуляция — эффективная штука. Ее трудно заметить, и еще труднее привлечь манипулятора к ответу. Наша инструкция поможет сделать климат в компании настолько токсичным, что даже работа застопорится.
Увертюра: зачем эти манипуляции
Слово «манипуляция» произошло от латинского manipulus. В нем слышен корень manus — «рука». Изначальное значение — действие, основанное на ловкости рук, — относилось, например, к кукловодам, которые путем ловких трюков заставляли кукол танцевать. И уже потом у слова появилось другое, переносное значение — ухищрение, махинация. Люди обычно недовольны, если обнаруживают, что подверглись манипуляции. Считается, что их, будто бы невидимыми ниточками, привели не к тому результату, которого бы они сами желали.
То есть манипуляция — это технология власти, ее не применяют к добрым друзьям, ну, во всяком случае, если хотят, чтобы эти друзья оставались добрыми.
Такое воздействие в психологии относят к эмоциональному насилию, потому неудивительно, что, столкнувшись с ним, человек испытывает чувство досады, вины, обиды и в целом теряет уверенный настрой. Исследование, проведенное в бизнес-школе Манчестерского университета в 2017 году, доказало, что работа на агрессивного манипулятора — а такие ребята обычно проявляют психопатические и нарциссические черты — грозит проблемами со здоровьем. Сотрудники, которым не повезло с боссом, демонстрировали низкий уровень удовлетворенности работой и высокий риск развития депрессии. Между тем нельзя сказать, что отвратительный начальник — такая уж редкость: статистика SuperJob показывает, что с ситуациями, когда руководство портит настроение, хамит, оскорбляет и унижает, знакомы 55% из 3000 респондентов.
Если манипуляции — такая распространенная штука, у нее должна быть какая-то иная, ощутимая выгода, раз на эффективности работы это сказывается отрицательно. И эта выгода для токсичного начальника состоит в чувстве власти.
Если я могу водить людей за нос и доставлять им неприятности, я силен, я их контролирую. Хочу — эмоционально шантажирую, хочу — заставляю выполнять работу, которую они делать не собирались, хочу — расстраиваю чужие планы.
При этом вторая сторона — жертва — тоже своего рода соучастник происходящего. Ведь это игра на двоих. Если мы поддаемся сигналам агрессора и в ответ на них меняем свои мнения, цели, привычки, то раунд состоялся. Социолог Сергей Кара-Мурза, автор книги «Манипуляция сознанием», пишет: «Манипуляция — это не насилие, а соблазн». Хотя, если бы он видел вашего начальника и познакомился с его методами, возможно, он бы передумал.
Как по нотам
Врач-психотерапевт Айна Громова рассказала о нотах манипуляции — уязвимых местах сотрудников, на которые так удобно давить плохому начальнику. У каждого человека есть пара-тройка таких ахиллесовых пяток. Ну, а боссам-агрессорам этот список позволит расширить их музыкальный репертуар.
До: страх
Как это выглядит
Запугивания. Фраза «Нет незаменимых людей». Намеки на то, что вы вот-вот провалитесь, а цена ошибки высока. Красноречивая демонстрация того, что вряд ли на какой-то другой работе вас смогут терпеть. Ну если только вас понизить в должности… Хотя нет… Всё равно не получится.
Частая критика и придирки добавят глубины переживаниям, особенно если сотрудник не особенно уверен в себе. Нота страха лучше всего работает на людях с повышенной тревожностью.
Ре: чувство долга
Как это выглядит
Срочная тревога, аврал, сообщение в мессенджер посреди отпуска и фразы вроде «Если не мы, то кто?». Тут начальник волен самоустраниться, а «мы»… то есть вы делаете работу, которая в данный момент больше похожа на подвиг Александра Матросова. Это особенно ответственное задание, с которым не сможет справиться никто на свете. И только вы, только сейчас (ничего, что уже три часа ночи) героически прикрываете амбразуру.
Рекомендуется применять на ответственных людях с перфекционистскими наклонностями и синдромом отличника. Они тогда тянут дикую нагрузку, а окружающие получают наглядный образ: как выглядит трудоголизм с человеческим лицом.
Ми: вина
Как это выглядит
Любая оплошность благодаря реакции начальства приобретает черты катастрофы, навсегда изменившей мир.
Сотруднику намекают на ситуации, в которых он не блеснул, на конфликты, рядом с которыми он стоял рядом или, не дай бог, участвовал. Если реальность теряет привычные очертания, это газлайтинг: манипулятор говорит о несуществующих вещах так убедительно, что начинает казаться, что это правда.
Иногда человеку кажется, что он слышит от босса оскорбительный, язвительный, слишком личный комментарий. Опять показалось! Комментарий-то нормальный, а вот сам сотрудник слишком раним, потерял чувство юмора и вообще как-то болезненно на всё реагирует. Тут многие тушуются, начинают сомневаться в своих реакциях.
Испытывается на людях с патологическим ощущением собственной виновности, на тех, которые вместо того, чтобы сказать: «Я не потерплю комментариев о моей собаке» — или, деловито закатав рукава: «Ок, мог ошибиться, где исправить?» — впадают в панику и рвут на себе волосы.
Фа: самолюбие
Как это выглядит
Есть подчиненные, готовые свернуть горы, стоит дать им понять, что вы ждете от них чего-то особенного, что они — да-да — избранники судьбы, у них особая роль и особое положение. С такими ребятами можно чередовать лесть и разочарованный вид. Например, человек собрался уйти из офиса в семь часов вечера, а начальник неодобрительно покачивает головой: «Ну-ну, вот именно от вас я такого не ожидал…» И всё — пристыженный работник снова включает компьютер, чтобы не посрамить земли русск… то есть своего славного реноме.
Удары по самолюбию особенно болезненны для людей, которые стремятся к высоким результатами, мечтают о достижениях и хотят быть лучшими. Проигрыш они воспринимают не как игру случая, а как личное оскорбление, что дает возможность топтаться на обостренном чувстве самости… «Помните, голубчик, в прошлом году завалили тендер…»
Соль: любопытство
Как это выглядит
Манипулятор может посвящать в тайны мадридского двора, создав доверительную атмосферу, интриговать, обещать пролить свет на самые темные закоулки бизнеса. А потом внезапно делать загадочный вид, оставлять фразу недоговоренной, уклоняться от прямого ответа…
Выдав всё же сотруднику какую-то особую информацию, можно отмечать его избранность или винить за утечки.
На любопытстве можно играть, если есть цель — создать токсичную атмосферу в компании. Сплетни о сотрудниках — отличный способ превратить рабочий коллектив в филиал серпентария.
Работает на людях с исследовательской жилкой, которые попадают впросак: сначала босс покупает их лояльность информацией, а потом прикидывается глупцом и вносит элементы путаницы: «На самом деле всё было не так… Ваша командировка планировалась не в январе и не в Калугу…»
Ля: жалость
Как это выглядит
Волк изображает овечку. Игра в жертву задумана таким образом, чтобы пробудить в работнике сочувствие и ощущение вины: «Если вы мне не поможете, я даже не знаю, что делать…», «Никому нет дела до моих проблем». Тактика «бедный я» может быть очень мощной, вплоть до угрозы наложить на себя руки. Но в итоге все страдальцы разъезжаются по домам, а жалостливый сотрудник коротает ночь над отчетом.
Прием действует с эмпатичными людьми, склонными к альтруизму.
Си: сексуальные провокации
Как это выглядит
Уместное или неуместное соблазнение. Манипулятор может использовать очарование, лесть или открыто демонстрировать сексуальный интерес, а вместе с ним и расстегнутую рубашку.
Типичная тактика людей, занимающихся домогательствами, — делать вид, будто их неадекватное поведение совершенно нормально, а хватать секретарей за коленки — обычная повседневная забота.
При этом ответ «нет», который бормочет жертва, не принимается за ответ, а агрессор проявляет редкое упорство. Еще один распространенный прием: дать понять, что сотрудник обязан своему шефу, ведь он так помог его карьере, а как он может повлиять на нее в дальнейшем — о-го-го!
Применяется на людях, которые считают, что должны быть милыми и покладистыми, особенно перед лицом вышестоящих.
Кода: что может сделать жертва манипуляций
Адвокат, старший партнер коллегии адвокатов «Железников и партнеры» Роман Щербинин говорит, что на закон в этом случае рассчитывать трудно. Скажем, если речь идет о сексуальных домогательствах, то скорее имеет смысл взывать к общественному порицанию, а не к юристам. Подобные споры пока не перевели в статус трудовых деликтов, и с точки зрения закона это не нарушение.
А если, например, начальство вынуждает вас работать во внеурочное время, то, по словам Романа, «это ваша добрая воля». Отказ выполнить какую-то работу в воскресенье не может быть основанием для увольнения. Если начальник сатанеет, юрист рекомендует написать жалобу в Государственную инспекцию труда, и эта институция будет разбираться с нарушениями. «Но могу сказать, что в России в отличие от иностранных юрисдикций это не распространено», — печально заключает Роман.
А психотерапевт Айна Громова предлагает насторожиться, если одни элементы корпоративной культуры вдруг начинают распространяться на вас, минуя остальных членов компании:
«Приходя на работу, вы сразу замечаете, как тут работают. Если весь офис задерживается после окончания рабочего дня, это их негласный порядок. Вы можете отказаться от работы в таких условиях или же принять их. Но если вдруг только вам поступают ночные звонки, в то время как все остальные не жертвуют сном, это значит, что от вашей фигуры здесь ждут чего-то особенного.
В качестве ответа на манипуляции есть два варианта реакции. Первый: не замечать и действовать в соответствиями с ожиданиями агрессора. Так вы сообщаете, что в отношении вас это нормальная практика. Второй вариант: установить границы, дать понять, что подобное отношение недопустимо.
Понимание своих границ начинается с умения ответить себе на вопросы: кто я такой, зачем и почему я что-то делаю.
Подобный взгляд позволяет самостоятельно оценить себя на работе, увидеть успехи и промахи. Если у вас есть четкий взгляд на себя как на специалиста и своя позиция, то манипулировать вами будет крайне сложно. Психологически зрелый человек, проанализировав ситуацию, может распознать различные элементы воздействия, увидеть, где на вас пытаются сорвать гнев, где лезут в ваше личное пространство, где дают непрошенные советы. Если вы всё время оказываетесь в зоне чужих манипуляций, возможно, нужна кропотливая работа над своими границами.
Вы не обязаны выслушивать комментарии о вашей внешности, личной жизни или испытывать тотальную вину за мелкую оплошность.
Проанализируйте притязания начальства: у босса есть право оценивать результаты работы, премировать вас или снять финансовую компенсацию.
Но если человек позволяет себе личные выпады, то он проявляет себя как токсичный руководитель. В любом случае поведение начальства — не финал истории. Именно от вас зависит, как на это отреагировать. Пока вы в зоне манипуляции, значит, мяч на вашей стороне поля и вы должны дать правильный ответ».
Таким ответом станет выражение вашего несогласия играть по правилам манипулятора. И главным здесь будет умение говорить нет. Не извиняясь, не страдая, не впадая в чувство вины, не находя сто тысяч оправданий. «Нет, мне это не подходит», «Нет, я не готов», «Нет, я не терплю такого тона по отношению к себе». Этот полезный навык позволит не вестись ни на лесть, ни на агрессию, ни на иные приемы нападающего.
ИсточникКак защититься от психологических нападок?
Здравствуйте. Моя проблема заключается в следующем. Я достаточно ранимый человек и меня легко задеть за живое. В жизни я постоянно сталкиваюсь с такими людьми, которые пытаются меня унизить, вывести из равновесия, испортить настроение. Стоит им сказать какое-нибудь беспочвенное (действительно беспочвенное!) замечание или с недовольным видом сказать какую-нибудь гадость в мой адресс, так сразу же мой настрой исчезает, в душе появляется злость или обида. Даже, если я посылаю или отвечаю таким людям, у меня все равно падает настрой и я не могу уже в том же ритме продолжать то, что делал до этого (я в себе относителъно уверен, но бесит сам факт такого отношения ко мне). То есть внешне я устраняю проблему, а внутрене остаюсъ задетым за живое. Как научится не реагировать или игнорировать подобного рода психологические нападки? Как научить себя не раздражаться внутренне?
Получено 3 совета от психологов
Здравствуйте, Василий. Очень часто нам встречаются люди, которые легко попадают в наши болезненные места. И чем шире наша рана, тем легче сделать больно.
Что же такое душевная рана? И как мы ее получаем?
Если есть рана, значит была травма. Что же такое травма души?
Возможно это отсуствие любви в детстве(мама не любила). Не было достаточной родительской любви и заботы. Когда родители как бы говорили: «Будь тем, кем я хочу тебя видеть, и я буду тебя любить». Ребенок вынужден стараться быть таким. Он боится, а вдруг если я не буду как хочет мама, она не будет меня любить. Страх быть отверженным. В тоже время гиперопека, требование родителей быть «идеалом семьи» также может привести к страху быть отвергнутым, вызвать не любовь.
Возможно уже во взрослой жизни, встретилась очень тяжелая жизненная ситуация, когда человек не смог ее пережить. Это сильнейший стыд, насилие, обесценивание, унижение. Это снижает самооценку.
Поэтому, в дальнейшем, встретив уже намного меньше по силе унижение, человек остро реагирует. Как правило это агрессия. Агрессия направленная во вне: рушат все вокруг себя, нет отношений, нет друзей и т.д. И агрессия, напрвленная на себя: обиды, я плохой, я не такой.
В любом случае жизнь человека разрушительна. Личность страдает, нет развития. Нет ощущения полноты жизни, счастья.
Но я отвлеклась. Что же делать, чтобы так остро не реагировать?
Лечить себя, Василий. Разобраться в себе. Найти травмирующую ситуацию. Но это конечно же необходимо делать с профессионалом, психологом Это нелегкая, длительная работа. Будет много боли, страдания, разочарования. Но, Василий, я думаю это того стоит.
Источник