Согласно мифу о Фемиде, эта богиня руководила естественным порядком союза между мужчиной и женщиной и семейными узами. Она отвечала за то, чтобы направлять людей на правильный путь, указание, какие хорошие привычки были и следить за тем, чтобы все соблюдали законы. Ее считали щедрой, представительной и мудрой.
Миф о Фемиде также указывает на то, что эта богиня была одарена даром пророчества и ясновидения.. Она могла знать все секреты, даже те, которые были скрыты от Зевса, бога богов. Точно так же она служила защитницей угнетенных и настоятелем должного гостеприимства.
«Эти председательствующие поселенцы — настоящие резчики голов; они режут шею так же легко, как ворона бросает орехи, справедливо или нет, они не останавливаются в своих умах; ригоризм носит, как и сама Фемида, повязку на глаза «.
Как начать проявляться. Миф о двух сестрах.
Происхождение мифа о Фемиде
Богиня Фемида была титаном, дочерью Урана, титана, олицетворявшего небо; и Геа, олицетворение Земли. У него было пять братьев и сестер: Фиби, Мнемозина, Реа Чай и Тетис. Все они появляются у истоков греческой мифологии.
В мифе о Фемиде говорится, что она была красивой женщиной, одетой в белый халат и часто изображается с завязанными глазами; это считается символом его невозмутимости, но также выражение его способности пророчествовать, которому не нужны были глаза, чтобы видеть.
Фемида держит в руке весы, что представляет собой справедливость: он взвешивает хорошее и плохое, плохое и хорошее, аргументы всех сторон, и это позволяет ему вынести свой вердикт. Иногда его изображают с мечом в руке, символом наказания для тех, кто игнорирует закон; в других случаях он носит куртокопию, знак процветания.
Дельфийский оракул
Хотя Дельфийский оракул был посвящен Аполлону, Фемида была одной из богинь, стоявших за этим, упражняя свое искусство предсказания. Фактически, это божество получило оракул из рук своей матери, Гайи, и спустя время именно она передала его Аполлону, хотя другие версии указывают на то, что богу пришлось победить дракона, чтобы схватить его.
Дельфийский оракул был самым известным в Греции. Говорят, что была трещина, из которой выходили пары, и что пастух заметил, что его козы странно вели себя, когда подходили к месту. Пастор подошел, и когда он был там, он начал пророчествовать. История распространилась, и люди пришли отовсюду, чтобы пророчествовать.
Позже было решено построить здание и назначить гадалкой женщину, которая займется им. Богиня Фемида была одной из гадалок этого места. С другой стороны, также говорят, что это божество научило Девкалиона и Пирру, первых людей, заново заселить Землю после великого всемирного потопа.
Статуэтка Фемида — Греческая богиня | Вернисаж Истории
Фемида и Зевс
Фемида была второй женой Зевса после того, как последний внезапно разорвал его союз с Метидой., Он олицетворял ум и хитрость. Гея предупредила Зевса, что Метида родит двоих детей и что один из них отнимет у нее власть, как сам Зевс поступил с Кроносом, своим отцом. Итак, Зевс проглотил свою первую жену и, таким образом, решил проблему.
У Фемиды и Зевса было несколько детей: Судьбы (или Мойрас) и рабочее время (Хорили времена года. В некоторых версиях в потомстве также учитываются астрея (еще одно олицетворение справедливости), нимфы реки Эридан и Геспериды. Существуют определенные версии мифа о Фемиде, которые указывают на то, что у нее был Япет в качестве любовника и что вместе они были родителями Прометея, титана, который украл огонь, чтобы передать его смертным.
Говорят, что Фемида была на Земле во время правления Кроноса, бога вечного времени, во время так называемого Золотого века. Затем наступил Серебряный век, а затем железный век. Во время последнего люди стали злыми и жестокими, что ужаснуло богиню.
Вот почему Фемида сбежала и отправилась на высшую точку неба; Зевс, который понял ее, превратил ее в созвездие, известное как Дева.. Фигура Фемиды до сих пор используется как символ правосудия в большинстве западных судебных судов.
Источник: isurv.ru
ФЕМИДА И ДОЧЕРИ МОЙРЫ. БЛЮСТИТЕЛЬНИЦЫ ПРАВОСУДИЯ И СУДЬБЫ.
Фемида (Θέμις), в античном мифотворчестве древнегреческая богиня правосудия и законного порядка, титанида, устроительница и блюстительница нравственных основ и всего строя жизни, дочь Урана и Геи, после богини Метис вторая законная супруга Зевса, мать ор и мойр (Гесиод, Теогония, 135, 901-906). Древние греки называли богиню разными именами, например Темида, Темис.
Богиня Фемида была матерью многочисленного потомства. Ее дочерьми были богини судьбы – мойры и богини времен года – оры или горы. По одной из версий мифа, Фемида является матерью Прометея. Обладая даром прорицания, Фемида открывает Прометею тайну, что женитьба Зевса на океаниде Фетиде приведет к рождению сына, который свергнет верховного бога-громовержца.
Ее предсказание расстроило брак Фетиды с Зевсом. В мифе о Прометее рассказывается, что герой открыл эту тайну только после тысячелетних мучений, на которые обрек его Зевс (Эсхил, Прометей, 18).
От матери Геи Фемида получила Дельфийский оракул, который передала своей сестре Фебе, та отдала это прорицалище своему внуку Аполлону (Эсхил, Эвмениды, 2-8). По сообщению Овидия она же предупредила Атланта, что однажды сын Зевса похитит яблоки у его дочерей Гесперид.
По Гомеру она исполняет обязанности глашатая верховного бога Зевса на Олимпе, созывает богов на собрания, председательствует на пирах небожителей. В значении советницы верховного олимпийского бога, сидящей возле его трона, она нередко выступает в послегесиодовских поэтических произведениях.
Благодаря заботам Фемиды поддерживается внешний порядок как в жизни богов на Олимпе, так и среди людей на земле, причем самое имя богини употребляется также для обозначения отвлеченного понятия правовых норм (θέμιστες), регулирующих человеческую жизнь. Фемиду изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках (иногда — с рогом изобилия).
Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершенные смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.
Дочери Фемиды — мойры. Слово «мойра» в переводе с греческого языка означает «доля», «часть», со значением «участь», которую получает каждый человек при рождении. В древнегреческой мифологии Мойры — это богини судьбы.
Согласно Гомеру, мойрами, прядущими нить человеческой судьбы, были три сестры — Лахесис («дающая жребий» ещё до рождения человека), Клото («прядущая» нить человеческой жизни) и Атропос («неотвратимая», неуклонно приближающая будущее). Представлялись они в образе суровых старух: Лахесис с меркой или весами, Клото с веретеном в руке, Атропос с книгой жизни и ножницами — разрыв нити означал смерть.
По Платону, мойры владели силами высшего небесного правопорядка и изображались им женщинами в белых одеяниях, головы которых венчали венки. Они вершили под музыку небесных сфер настоящее, прошлое и будущее. Платон называет их дочерями богини Ананке («необходимости»), которая вращала мировое веретено.
Богиня Лахесис отвечала за прошлое. Она назначала жребий ещё до рождения человека, а затем следила за его исполнением. Лахесис как бы разматывала и пропускала сквозь жизненные невзгоды, превратности судьбы и всю жизнь смертного человека ту нить, которую для каждой судьбы пряла, в свою очередь, Клото.
При этом невозможно было нарушить жребий, поскольку его исполнению помогали все боги Олимпа. Клото была мойрой настоящего. Она пряла нить судьбы, на которую нанизывались события настоящего времени в жизни человека.
Атропос — мойра будущего.
Это она перерезала ножницами нить человеческой жизни, обрывая её. Отношения между мойрами и олимпийскими богами были сложными. Так, Зевс, желая узнать веление судьбы, самолично взвешивал жребии человеческих жизней на золотых весах. Однако существует вариант мифа, по которому именно Зевс был отцом мойр, рождённых Фемидой.
В этом случае он рассматривался как Мойрагет — «водитель мойр», почитаясь в этом качестве в Дельфах наряду с Аполлоном, который выступал в роли пророка Зевса и защитника установленного им порядка. Как бы то ни было, и в первом, и во втором случае три сестры мойры сопричастны с Зевсом, который именуется Морием. Согласно надписи на жертвеннике в Олимпии, Зевс именуется «вершителем судеб». По словам Павсания, это означает, что верховный бог «знает человеческие дела и всё то, что предопределяли мойры, и всё, в чём они отказали».
Мойра одна эту жизнь наблюдает — из высших блаженных,
Снежный Олимп населяющих, — боле никто, кроме ока
Зевса, что все совершенно, — и всё, что у нас происходит,
Ведает Мойра и всепостигающий разум Зевеса.
Дщери благого отца — о Лахесис, Клото и Атропа!
Неотвратимые, неумолимые, вы, о ночные,
О вседарящие, о избавители смертных в несчастьях. (Орфей) Не случайно в храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Отца богов и людей находилось изображение мойр, что являло перед всеми тот факт, что «предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу».
Рубрики: | ПУТЕШЕСТВИЯ И О СТРАНАХ/ГРЕЦИЯ |
- Запись понравилась
- 0 Процитировали
- 0 Сохранили
- 0Добавить в цитатник
- 0Сохранить в ссылки
Источник: www.liveinternet.ru
Фемида. Рождаются Оры и Мойры
Вторая супруга Зевса — титанида Фемида (др.-греч. Θέμις, Θέμιδος, лат. Themis — установление, нечто законное), дочь Геи и Урана, то есть титанида (Гесиод. Теогония, стр. 900-906). Происхождение её вполне архаическое, и в ряде мифов Фемида отождествляется с Землей, считаясь матерью Прометея.
Именно Фемида передала Прометею тайну будущего рокового брака Зевса и Метиды, в результате которого Зевс потеряет власть.
Дар прозрения и прорицания будущего даёт Фемиде возможность справедливо решать дела настоящего, почему она воплощает саму справедливость, и является богиней правосудия.
В микенскую эпоху слово «фемис» (установление по обычаю) встречается в названиях местностей: ti-mi-to a-ke-e (Фемисто Агее?), te-mi-ti-ja — Фемистия.
Фемида построила Оракул (лат. oraculum, от oro — «говорю, прошу», ōrāre, «говорить») в Дельфах и сама была специальным жрецом, оракулом, который оглашал предсказание от имени божества по запросу верующих. Фемида первой научила прорицаниям, жертвоприношениям и божественным обрядам в храме. Согласно археологическим данным, объектом поклонения в Дельфах начиная примерно с 1600 года до н. э. было женское божество, связанное с культом Матери Земли.
Греческое слово Дельфы — Δελφοί восходит к индоевропейскому корню δελφύς — «матка», «лоно», «утроба». Отсюда происходят и слова αδελφός — «брат» или букв. «единоутробный», и дельфин — «новорождённый младенец», «утробный», возможно из-за внешнего сходства с младенцем или из-за того, что крик дельфина похож на крик ребёнка. Причина такого названия видимо связана с тем, что, в представлении древних греков, неподалёку от храма Аполлона в Дельфах находился Пуп Земли.
Пуп земли — 0мвал на греческой монете Селевка-III, с Аполлоном, сидящем на священном камне омфалос в Дельфах.
По другой версии Фемида получила в дар от Геи знаменитый Оракул в Дельфах, и передала его своей сестре титаниде Фебе, а та принесла в дар Дельфийское прорицалище своему внуку Аполлону. Фемида посетила Делос на острове Дельфы, чтобы засвидетельствовать рождение Аполлона. Так, Земля — Фемида оказалась родоначальницей древней мудрости прорицания в классической мифологии, перешедшей во владение Аполлона.
Фемида руководила правильными отношениями между мужчиной и женщиной, основой правильно организованной семьи, как основы дома.
Дочери Зевса и Фемиды б огини времён года Оры (др.-греч. Ὥραι, Hōrai —«Времена», от индоевропейского *Hioh-r- Яра, год)
Имена трёх Ор — богиня законопорядка, справедливости и мира, Евномия (др.греч. Εὐνομία , «благозаконие»), а также весенней богиней зелёных пастбищ ( Εὐ означает «хорошо» по-гречески, а νόμος, nómos, означает «закон», могло первоначально означать «часть, норму, меру», а пастбища называются nomia). Её противоположность Дисномия / dɪsˈnoʊmiə / (др.греч. Δυσνομία, «беззаконие»), она редко появляется среди персонажей в поэтических текстах.
Второй дочерью Зевса и Фемиды была богиня правды Дикэ или Дика (др.-греч. Δίκη «право, справедливость, правда»; dikē, «обычай»), понимаемой как богиня справедливости и духа морального порядка и справедливого суждения, основанного на древних традициях и обычаях, норм и общепринятых правил, и соблюдение определенных границ, уважая границы своего соседа. Фемида и Дика олицетворяли справедливость. Дика изображена в виде молодой стройной женщины, несущей весы и в лавровом венке. Атрибутом Дикэ служили весы, её созвездие Дева.
Третьей дочерью Зевса и Фемиды была богиня мира Эйрена
(др.-греч. Εἰρήνη «покой, мирная жизнь»), была олицетворением мира. Эйрена ведала сменой времён года и плодородием полей. В искусстве она изображалась красивой молодой женщиной, несущей рог изобилия, скипетр и факел или ритон.
Оры также унаследовали черты архаических, природных божеств, на что вполне явственно указывают имена, данные им в Афинах. В Архаичный период греческая мифология признавала только три сезона, три времени года: весна, лето и зима. Затем, когда добавили осень и зимнее солнцестояние, мифология создала два новых имени: богиня цветения Талло (др.-греч. Θαλλώ, Талая).
Богиня плодов земных Карпо (др.-греч. Καρπώ «изобилующая плодами», или Харпо) и Карпо ассоциируется со спелостью, урожаем и осенью.
Покровительница урожая и живительных сил природы, богиня весны и роста Ауксо (др.греч. Αὐξώ, от αὔξησις, «рост», «умножающая», «увеличивающая»; dervia (дерево) от greco áuxo — расти) защитница растительности и плодородия. Ауксо упорядочивала жизнь человека, внося в неё установленную периодичность и наблюдая за её течением.
Значит, времена года с приуроченными к ним произрастанием и плодоношением оказались в классической мифологии тоже подвластны Зевсу.
Чрезвычайно характерно для классической мифологии, рождение у Зевса и Фетиды трёх Мойр — богинь судьбы ( Μοῖραι от μοῖρα , moira — мойра, «часть», «доля», отсюда «участь»), которую получает каждый человек при рождении. Имя Мойра связано с meros, «МЕРА, часть, жребий» и moros, «судьба, гибель», латинское meritum, «награда», происходит от корня PIE * (s) mer — «выделить, назначить», МЕРА, отмерять, отсюда смерть (μοῖρα θανάτοιο, moîra thanátoio, «судьба смерти»).
Мойры и Гермес считаются создателями греческого алфавита для своего народа.
Младшая из Мойр — прядущая нить жизни Клото (др.греч. Κλωθώ , «Пряха»; ЛАДА), является олицетворением спокойного течения судьбы. Нить олицетворяла жизнь человека. Клото фактически управляя жизнями людей, принимала важные решения о судьбах всех людей в обществе, о том, когда человеку родиться и когда умереть, когда боги или смертные должны быть спасены или преданы смерти. Платон описывал Клото как молодую женщину, сидящую на высоком стуле в белых одеждах, с венком на голове, прядущую на веретене необходимости и поющую о настоящем.
Средняя из трёх сестёр-мойр, богиня судьбы Лахезис (др.-греч. Λάχεσις — «судьба», «определяющая участь», «дающая жребий», от λαγχάνω, lanchano, «получать по жребию, судьба или воля богов»; ЛИХО) измеряет своим жезлом нить жизни, намотанную на веретене Клото, и решает, сколько времени отмерить на всю жизнь каждому человеку или существу. Богиня судьбы Лахезис поёт о прошлом.
Старшая из трёх сестёр-мойр, богиня Атропос (др.греч. Ἄτροπος «без поворота», А-Тропа — «без ТРОПЫ«, Неотвратимая участь, т.е. смерть), её римским эквивалентом была богиня смерти Морта (МАРА). Атропа перерезала нить жизни, которую пряла её сестры Клото и измерила Лахезис. Атропос выбирала путь смерти человека. Atropos поёт о будущем, о том, что неизбежно случится.
Мойры те самые, которые в архаический период древней Греции были дочерьми Ночи, приходят в течение трёх дней после рождения ребёнка, чтобы решить его судьбу. У Платона Моары — дочери судьбы носят белые одежды и поют в гармонии с сиренами.
В рождении героя Мелеагра мойра Атропос играет роль злой феи, когда три Мойры появились у колыбели Мелиагра, воспевая его судьбу, Клото воспевала его благородство, Лахезис — его храбрость, Атропос, бросив взгляд на кусок полена, лежащий в очаге, предсказала, что мальчик будет жить только до тех пор, пока это полено не сгорит. Его мать Алтайя выхватила полено из огня и зарыла его глубоко в землю. Через много лет Мелеагр во время охоты на Калидонского вепря нанёс оскорбление братьям матери, лишив их почётного дара — шкуры калидонского вепря возникла жестокая ссора между калидонцами, Мелеагр убил одного из братьев Алфеи. («Илиада»).
Когда Алфея узнала об этом убийстве брата, она впала в безумную ярость, прокляла сына и, вынув обугленную головню, швырнула её в костёр. Вместе со сгоревшей головней кончилась и жизнь её сына Мелеагра, погибшего в страшных муках. Для Алфеи кровь родных братьев дороже родной крови сына.
Архаические Мойры, представление о которых было связано с обычаем уделять определенную часть еды, добычи или жертвоприношения каждому члену рода, объединяя их в одно целое, теперь в классической мифологии патриархата настолько зависят от Зевса, что он именуется даже Мойрагетом — Водителем Мойр и статуя его находится в Дельфийском храме рядом со статуями Мойр. Зевс Мойрагет знал все человеческие дела, всё, что Мойры назначали человеку, и всё, в чём они ему отказывали.
Как видим, Зевс благодаря союзу с Фемидой сосредоточил в своих руках правосудие, идею справедливости, добросовестное исполнение законов и, что крайне важно, мирную жизнь в пределах неба и земли.
Таким образом, в основе владычества Зевса Олимпийского лежит принцип гармонии, а не дисгармонии, мира, а не войны, разумного порядка, а не стихийного своеволия.
Далее… Гера — грозная охранительница законного брака.
Источник: ru-sled.ru