О Карле Фаберже часто говорят как об основателе одноимённого ювелирного дома. Однако основал компанию «Фаберже» вовсе не он, а его отец — Петер Густав Фаберже, выходец из балтийских немцев и французских гугенотов. Предки Карла изначально носили другую фамилию — Фаври, но в процессе переездов из страны в страну она изменилась сначала на Фабри, затем на Фабрьер и в конечном счёте на Фаберже.
Своё ювелирное дело Фаберже-старший открыл в 1842 году в Петербурге, куда в 1830-х переехал из Эстонии с женой Шарлоттой Юнгштедт. Звание ювелирного мастера он получил годом ранее, завершив обучение у известного в ту пору изготовителя золотых шкатулок Андреаса Фердинанда Шпигеля. Первый магазин Фаберже располагался на Большой Морской улице.
Кон | Человек бензопила
Первый сын и наследник — Карл — появился в семье в 1846 году. Начальное образование мальчик получил в петербургской гимназии Святой Анны, где учились представители низших сословий дворянства. В 1860 году Густав Фаберже оставил своё дело в руках управляющих и уехал вместе с семьёй в Дрезден, где молодой Карл продолжил обучение.
Его отец понимал, что его преемник должен получить соответствующую подготовку. Поэтому, как было принято в те времена, окончив среднюю школу, Карл отправился в длительное путешествие по Европе — продолжать обучение и расширять кругозор. В 18 лет Фаберже повидал множество известных ювелиров Франции, Германии, Англии, посетил галереи и лучшие музеи Европы, где почерпнул множество идей для своей будущей работы.
За Карлом Фаберже в молодые годы закрепилась слава не столько ювелира, сколько учёного. Вернувшись в Петербург в 1864 году, он занимался исследовательской и реставрационной работой. В частности, с 1867 года юноша изучал и восстанавливал ювелирные произведения разных эпох из собрания Императорского Эрмитажа. Тем временем стареющий Густав окончательно удалился от дел и обосновался в Дрездене, передав управление фирмой, где числилось около 100 мастеров со всей Европы, управляющему Зайончковскому. Но уже в 1872 году Карл Фаберже вступил в должность главы семейного дела и взял бизнес в свои руки.
Источник: secretmag.ru
Русский ювелир — мастер Фаберже, создавший Пасхальные яйца для императора! Гений, которого мало кто знает.
Когда произносят «Фаберже» возникает только одна ассоциация – это Россия! Удивительно, но не русский по рождению человек, прославил нашу страну!
Сейчас меня интересует не история семьи Фаберже, хотя и о ней пару слов скажу, а те люди, кто работал в компании, ведь известно, что не все работы Фаберже выполнены им самим. Так почему бы, нам не знать имена тех мастеров, чьими шедеврами мы восторгаемся?
Фаберже – ювелир Двора Его Императорского Величества
Отец Карла Фаберже, основатель компании, приехал в Санкт-Петербург в 1814 году. Здесь он становится учеником ювелира Андреаса Фердинанда Шпигеля. На обучение поступил в 1830 году, а вот мастером стал только в 1841 году.
Через год он уже открывает в центре Петербурга свой первый магазин. А через 4 года на свет появляется его сын Карл, тот самый известный российский ювелир, которого мы все сейчас знаем. Его полное имя Петер Карл Фаберже.
Карл главой компании стал в 1882 году. Его наставником в ювелирном искусстве был Хискиас Пендин. Именно он выполнял первые изделия фирмы Фаберже.
А вот, грандиозная известность к Фаберже пришла после московской выставки в 1882 году, где Карл представил копии ювелирных керченских изделий, на которые обратил внимание император Александр III.
Звание «Поставщик Высочайшего двора» Фаберже получил уже потом, за свои, ставшие легендарными, Пасхальные яйца.
Как император узнал об этих яйцах — сюрпризах?
В 1885 году Александр III получает от своего брата письмо, в котором тот рассказывает ему о драгоценном яйце, которое он увидел у Фаберже.
К слову сказать, его цена была 4151 рубль (примерно 1/10 от стоимости дома в Петербурге).
Император, который поддерживал русских зодчих (кстати, только благодаря ему мы имеем сейчас в Санкт-Петербурге богатейший Русский музей) распорядился приобрести это яйцо в подарок супруге императрице Марии Федоровне.
С этого и началась история фирмы Фаберже…
Заказов у компании было огромное количество! И тогда основывают автономные мастерские, которые были независимы от фирмы, но обязаны были работать на неё, и только по её эскизам.
Самой первой была мастерская Вильгельма Реймера . Затем появилась мастерская Хольмстрема Августа-Вильгельма . Затем мастерская Эрика Августа Коллина.
Но, особое внимание мне бы хотелось уделить русскому мастеру. Его мастерская была одной из тех, кто работал на фирму Фаберже. Очень интересная судьба этого человека, которому мы обязаны многими творениям Фаберже, но вот имя его мало кто знает!
Источник: dzen.ru
Карл Фаберже. Гений ювелирного искусства
Вторая половина XIX — начало XX века — время необычайного расцвета русского искусства. Эта эпоха дала множество имен, которые вошли в сокровищницу мировой культуры: писателей, композиторов, художников, архитекторов. В это же время складывается отечественная школа ювелирного искусства, возникает и развивается русский стиль, объединяющий древнерусские традиции, фольклор и искусство стиля модерн. Имена знаменитых ювелиров — Болина, Овчинникова, Хлебникова и, конечно же, Карла Фаберже — стали для всего мира символами блистательного серебряного века русской культуры.
Карл Фаберже за работой
Биография Карла Фаберже
Петер Карл Густавович Фаберже родился в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года. Его предки имели немецкие, французские и датские корни. В 1842 году его отец Густав Фаберже основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге. По воспоминаниям его сотрудника Франца Бирбаума, это была скромная мастерская, изготавливавшая неуклюжие браслеты, брошки и медальоны с камнями и эмалями. В 1860 году отец оставил ювелирный бизнес на попечение управляющих и вместе с семьей перебрался в Дрезден.
Решив пойти по стопам отца, Карл Фаберже получил образование ювелира в дрезденской школе искусств и ремесел. Затем он отправился в длительное путешествие по Европе: изучал искусство работы с драгоценными металлами, мастерство камнерезов и эмальеров в Германии, Франции и Великобритании, посещал величайшие музеи и галереи. Также он обучался в коммерческом колледже в Париже. После этого он вернулся в Санкт-Петербург, где с 1867 года занялся реставрационными работами ювелирных изделий, и возглавил (по различным данным, в 1870 или 1872 году) ювелирную мастерскую, основанную его отцом.
В первые годы работы в Санкт-Петербурге наставником Карла Фаберже был партнер его отца Езекия Пендин. В 1870-е годы фирма занималась реставрацией и каталогизацией коллекции Императорского Эрмитажа. Это позволило Фаберже развивать свой вкус на произведениях старых мастеров, оттачивать мастерство. В начале 1880-х гг., после смерти Пендина, Карл Фаберже становится единоличным руководителем фирмы.
Широкую известность фирме Фаберже принесли копии скифских украшений, выполненные мастером Э. Коллиным. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия Фаберже привлекли внимание императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. Император распорядился выставить работы ювелира в Эрмитаже как образец превосходного современного искусства. Мария Федоровна отмечала в одном письме, что «Фаберже — несравненный гений нашего времени».
Копия скифского браслета, созданная в мастерской Фаберже
После такого успеха фирма получила множество новых заказов. А в 1885 году Карлу Фаберже было поручено изготовление подарка для императрицы Марии Федоровны — первого пасхального яйца. Успешное выполнение этого заказа навсегда изменило жизнь мастера. В 1885 году ему было присвоено звание поставщика Двора Его Императорского Величества, а в 1911 году — еще более высокое звание придворного ювелира.
Талант Карла Фаберже проявился и в подборе сотрудников. Например, одним из ведущих его мастеров являлся Михаил Перхин — самородок, которого Карл привёз из Карелии. Среди ювелиров фирмы были не только русские, но и финны, англичане, швейцарцы и немцы. Численность сотрудников фирмы Фаберже выросла с 20 человек в 1882 году до 455 человек в 1896 году. Расширяющееся производство потребовало создания множества мастерских, руководители которых обязывались работать по рисункам и моделям фирмы.
В 1899-1900 гг. строится четырехэтажное здание в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице, дом 24, в котором Карл Фаберже собрал всех лучших мастеров. Отделения фирмы открываются в Москве, Одессе и Киеве. К 1910-м годам у Фаберже работало уже около 600 сотрудников.
Сотрудники Карла Фаберже в здании фирмы
Изделия фирмы Фаберже неоднократно получали награды зарубежных выставок изящных искусств: в 1885 году в Нюрнберге, в 1888 году в Копенгагене и в 1897 году в Стокгольме. Однако подлинное международное признание пришло к нему в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, где его ювелирные изделия получили золотую медаль. Мастер был удостоен звания кавалера Ордена почетного легиона. Фирма стала получать множество зарубежных заказов, Фаберже стал поставщиком королевских дворов различных стран мира.
История происхождения яиц Фаберже
Яйца Фаберже — самые знаменитые творения мастерской прославленного ювелира. Первое пасхальное яйцо было создано в 1885 году. Оно было заказано императором Александром III как подарок для его супруги Марии Федоровны. Так называемое «Куриное» яйцо снаружи покрыто белой эмалью, напоминающей скорлупу, а внутри, в золотом «желтке», — изготовленная из золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, находилась крошечная рубиновая корона и рубиновый кулон в форме яйца.
«Куриное» яйцо Фаберже
Первое яйцо не являлось полностью уникальным. В начале XVIII века было создано несколько похожих яиц, хранящихся в настоящее время в музеях Копенгагена, Вены и Дрездена. В каждом из них также спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней — кольцо. Кроме того, дизайн для творения Фаберже был утвержден императором Александром III.
«Куриное» яйцо, выполненное мастерами Фаберже, настолько понравилось императору, что он стал заказывать изготовление таких подарков ежегодно. С 1887 года Карлу Фаберже была предоставлена полная свобода в определении того, как будет выглядеть следующее яйцо и какой сюрприз оно будет содержать.
Все ювелирные яйца, созданные для императорской фамилии, за исключением самого первого, являются уникальными произведениями искусства. Некоторые яйца Фаберже напоминают о знаковых исторических событиях: юбилее победы над Наполеоном, открытии Транссибирской магистрали, 300-летии дома Романовых. Внутри каждого яйца присутствует какой-то особенный сюрприз.
Например, в честь коронации Николая II и его супруги было создано яйцо, внутри которого находилась точная копия кареты, в которой ехала императрица во время церемонии. Ювелир Георг Штейн работал над миниатюрной каретой больше года по 16 часов в сутки и в результате смог повторить даже некоторые детали ходовой части. Крошечная карета могла ездить и поворачивать, ее дверцы открывались, изнутри спускались миниатюрные подножки.
«Коронационное» яйцо Фаберже
Всего фирмой Карла Фаберже было создано не менее 71 ювелирного яйца, в том числе 52 — для императорской семьи. При жизни Александра III заказывалось одно яйцо в год, а после его кончины стало создаваться по два яйца ежегодно: одно для императрицы Александры Федоровны, другое — для вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Последние два яйца готовились к выпуску в 1917 году, однако одно из них так и осталось незаконченным из-за февральской революции.
Существуют также яйца Фаберже, выполненные по частным заказам. Они не такие роскошные и зачастую повторяют замысел императорских яиц. Среди них особое место занимают семь яиц, подаренных А. Ф. Кельхом своей супруге. Остальные яйца были выполнены на заказ для Феликса Юсупова, Эммануила Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо и неустановленных лиц.
Драгоценные яйца Фаберже изготавливались из золота, серебра, а иногда и не очень традиционных материалов: горного хрусталя и дорогих сортов древесины. Применялись украшения из драгоценных камней и эмали. Стоимость производства одного яйца начиналась от 1500 рублей и достигала 28 300 рублей. В эту цену закладывалась, разумеется, не только стоимость материалов, но и работа нескольких ювелиров на протяжении года или дольше — именно столько занимало изготовление одного яйца.
Стоимость яиц Фаберже в настоящий момент оценить сложно, поскольку они крайне редко появляются на аукционах. Яйцо, принадлежавшее семье Ротшильдов, было продано в 2007 году на аукционе Christie’s за 8,9 миллиона британских фунтов, а «Зимнее яйцо» ушло в 2002 году за 9,6 миллиона долларов США.
Другие работы Фаберже
Помимо пасхальных яиц ювелирная фирма Карла Фаберже занималась изготовлением множества других видов изделий из драгоценных металлов и камней. Так, в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге выставлены серебряный ковш со вставками из красной эмали, серебряная емкость для хранения карандашей в виде фигуры князя Ивана Калиты, пресс-папье, молочники, кувшины, кубки из серебра, золотые табакерки и портсигары, резные фигурки из камня, нефритовое блюдо с золотой отделкой, броши, фоторамки и шкатулки.
Серебряный ковш со вставками из эмали
Когда в 1885 году Фаберже стал поставщиком Двора Его Императорского Величества, работавшие на него мастера получили неограниченный доступ к коллекции Эрмитажа, позволявший им учиться на классических образцах. Композиции изделий сохраняли стиль прошлых веков, но прилагались к современным предметам. Вместо табакерок появлялись папиросницы, вместо безделушек неопределенного назначения — настольные часы, чернильницы, и т.д.
Сложившийся со временем собственный неповторимый стиль изделий Фаберже отличает изысканность форм, сочетаний фактур и цвета. В одном небольшом произведении могли сочетаться различные оттенки золота, утонченная гамма эмалей и драгоценных камней. Фаберже использовал больше драгоценных и полудрагоценных камней, чем какой-либо мастер в истории ювелирного искусства. Особое внимание Фаберже уделял эмалям. Для его творений наиболее характерна эмаль по гильошировке, то есть густой сети волнистых фигурных линий.
Фирма Фаберже выпускала не только роскошные вещи для богатых, но и предметы, рассчитанные на массового потребителя: недорогие подвески в форме пасхальных яиц, рамки для фотографий, флаконы для духов, броши.
В 1914 году, с началом Первой Мировой войны, произошло падение спроса на предметы роскоши, а также возникла нехватка драгоценных металлов. Хотя пасхальные яйца для императорской семьи и продолжали изготавливаться вплоть до февральской революции, в военные годы фирма Фаберже занималась, в основном, производством изделий из меди, таких как графины, тарелки, кружки и табакерки. В мастерских также производились медицинские шприцы и даже ручные гранаты.
Подстаканник работы Фаберже
После Октябрьской революции
После большевистской революции 1917 года фирма Фаберже перешла под контроль комитета работников, а затем была национализирована. Опасаясь ареста, Карл Фаберже сбежал на последнем дипломатическом поезде в независимую Латвию, а затем в Германию. Он умер в 1920 году в Швейцарии.
Двое из четырех сыновей Карла Фаберже — Агафон и Александр — были арестованы. Впоследствии оба они работали на советское правительство. Александр Фаберже в 1919 году был назначен экспертом Наркомпроса, но почти сразу эмигрировал в Париж. Агафон Фаберже с 1922 по 1927 год работал уполномоченным Гохрана и оценщиком, после чего также сумел перебраться за рубеж.
Имущество фирмы Фаберже, а также коллекция его работ, принадлежавшая императорской семье, после революции были национализированы. Лишь одно яйцо — «Георгиевское» — смогло покинуть Советскую Россию вместе с законной владелицей: в 1918 году вдовствующая императрица Мария Фёдоровна увезла его на родину, в Данию. Оставшиеся в России вещи советское правительство принялось распродавать зарубежным коллекционерам. Лишь 10 яиц было сохранено в Оружейной палате Московского Кремля.
Самую большую коллекцию работ Фаберже за рубежом удалось собрать американскому магнату Малкольму Форбсу. В 2004 году коллекция была выкуплена российским предпринимателем Виктором Вексельбергом. С 2013 года предметы из этой коллекции, в том числе 9 императорских пасхальных яиц, выставлены в Музее Фаберже, который открылся в отреставрированном дворце Нарышкиных-Шуваловых в Санкт-Петербурге.
Источник: www.monetnik.ru