Всё, что нужно знать о гарантии на ювелирные изделия
Гарантия качества ювелирного изделия обеспечивает права потребителей при обнаружении бракованного товара, поэтому задуматься о ней необходимо до дорогостоящей покупки.
Разобраться с правилами действия гарантии на желаемое украшение поможет законодательство:
- Закон о защите прав потребителей от 07.02.1992 №2300-1 (далее — Закон);
- Отраслевой стандарт «Изделия ювелирные из драгоценных металлов» ОСТ-117-3-002-95.
Гарантийный срок устанавливает изготовитель украшения или продавец (п.п. 6, 7 ст. 5 Закона). Если в течение этого периода потребитель обнаружит дефекты покупки, он вправе потребовать:
- замены товара;
- возврата денег;
- уменьшения стоимости украшения;
- ремонта;
- компенсации расходов на исправление недостатков товара.
При определении продолжительности гарантийного срока производитель может отталкиваться от Отраслевого стандарта ОСТ-117-3-002-95. В п. 6.2 этого документа предлагается считать 6 месяцев периодом обнаружения скрытых недостатков, за которые отвечает изготовитель.
Стажер. Модуль 1.1 Урок 2. Особенности продаж ювелирных украшений
Закон предоставляет дополнительную защиту сверх гарантийного срока, определенного производителем. В соответствии с п. 6. ст. 18, а также п.п. 1, 5 ст. 19 Закона потребитель может предъявить претензию о недостатках товара, если гарантия истекла или не была установлена, но:
- на момент обнаружения брака с даты покупки должно пройти менее двух лет;
- есть доказательства, что дефект возник до приобретения украшения.
Гарантийный срок отсчитывается от даты, когда покупатель получил товар (п. 2 ст. 19 Закона).
Гарантия не распространяется на недостатки, которые произошли по вине покупателя, например, если он нарушает правила хранения кольца или использует браслет не по назначению (п. 6 ст. 18 Закона).
Гарантия не дает покупателю права обменять или вернуть ювелирное изделие, если оно надлежащего качества. Например, муж, который решил подарить жене серьги под цвет глаз и не угадал с оттенком, не сможет отказаться от украшения, так как:
- возврат по гарантии касается только бракованных покупок;
- ювелирные изделия включены в список товаров, которые нельзя вернуть в магазин, если у потребителя нет претензий к их качеству (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 №55).
Как вернуть украшение по гарантии?
Этап 1. Подготовка.
При обнаружении брака необходимо удостовериться, что соблюдены условия возврата ювелирного изделия по гарантии:
- срок для предъявления требований не истек;
- нет вины покупателя и за возникновение дефекта отвечает продавец.
Для возврата украшения потребуется чек. Если потребитель не сохранил его, необходимо подготовить другие доказательства покупки в конкретном магазине. Ими могут быть:
Как производить и продавать ювелирные изделия, не нарушая закон?
- бирка от изделия с логотипом магазина;
- упаковка со штрих-кодом и другим обозначением, идентифицирующим продавца; .
До передачи доказательств продавцу покупатель должен сделать копии документов или фотографии упаковки на случай отказа продавца принять товар с дефектом и вернуть его стоимость.
Этап 2. Обращение в магазин.
Покупатель должен изложить требования в письменном виде в форме претензии. Этот документ должен содержать:
- адресата претензии (наименование продавца, его адрес и другие сведения);
- данные заявителя;
- информацию о ювелирном изделии (она размещается на бирке);
- дату покупки;
- дату и обстоятельства обнаружения дефекта;
- описание брака украшения;
- требования покупателя;
- перечень прилагаемых документов;
- дату составления претензии;
- подпись заявителя.
Дополнительным плюсом будет, если в документе приводятся ссылки на законы, в соответствии с которыми действует покупатель. Образец претензии можно посмотреть по ссылке.
Для обращения в магазин потребуются два экземпляра претензии. Один остается у продавца. Второй возвращается покупателю с отметкой о получении претензии.
Документы о возврате ювелирного изделия можно послать по почте. Отправление нужно оформить с описью вложения и с уведомлением о доставке.
Претензия с отметкой магазина, опись и уведомление являются доказательствами предъявления требований продавцу. Покупателю следует сохранить их до возврата стоимости некачественного украшения.
Этап 3. Возвращение бракованного ювелирного изделия. Проверка качества.
Магазин обязан принять товар с дефектом (п. 5 ст. 18 Закона). Если у продавца есть сомнения в причинах брака, он вправе:
- провести проверку качества украшения;
- привлечь эксперта, который определит, что вызвало появление недостатков (п. 5 ст. 18 Закона).
Покупатель может принять участие в этих процедурах и при необходимости оспорить их результаты.
Право продавца на проведение экспертизы украшения ограничивается сроком, в течение которого он должен выполнить требования покупателя. Если потребитель хочет вернуть некачественное изделие, то на его проверку продавцу предоставлено не более 10 календарных дней.
Этап 4. Получение денежных средств.
Если законных оснований для отказа нет, продавец обязан вернуть стоимость некачественного украшения до истечения десятидневного срока со дня получения претензии покупателя (ст. 22 Закона).
Как действовать, если продавец не возвращает деньги?
Если продавец незаконно отказывает в возврате денег за бракованное украшение или задерживает выплату стоимости товара, покупатель может обратиться за защитой своих прав в суд и Роспотребнадзор.
Для начала судебного процесса покупатель должен подготовить исковое заявление с описанием действий сторон. В результате тяжбы продавец может подвергнуться финансовым санкциям в виде:
- выплаты покупателю неустойки за просрочку возврата денег, которая составляет 1% от цены украшения за каждый день нарушения (п. 1 ст. 23 Закона);
- компенсации затрат покупателя на обращение в суд, в том числе на адвоката;
- штрафа в размере половины от суммы, полученной покупателем по решению суда (п. 6 ст. 13 Закона).
Для обращения в Роспотребнадзор требуется письменная жалоба с изложением нарушений магазина. В этом случае продавец в дополнение к возврату стоимости товара и уплате неустойки будет оштрафован по ст. 14.4 КоАП.
Возможно, продавец охотнее пойдет навстречу, если покупатель заранее предупредит его об этих последствиях.
ИсточникКакая гарантия на золотые изделия по закону
Торговля ювелирными изделиями имеет свои особенности, которые отражены в Постановлении Правительства РФ от 19.01.98 № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».
Ювелирные изделия надлежащего качества действительно возврату или обмену не подлежат. Однако подобного рода правила не распространяются на изделия с дефектом. Продавцы часто пользуются правовой неосведомленностью покупателей и отказываются принимать изделия с дефектом, ссылаясь на указанное Постановление. Это с их стороны не более чем попытка уйти от ответственности. Обнаружив дефект, покупатель имеет полное право на безвозмездное устранение изъянов, покрытие расходов, потраченных на их устранение, замены на товар аналогичной марки и возврата уплаченной за изделие суммы.
При этом нужно обратить внимание на гарантийный срок — срок, в течение которого покупатель может предъявлять свои права продавцу, если тот не докажет, что дефекты возникли после передачи товара покупателю. Законом предусмотрено право изготовителя устанавливать гарантийный срок.
Если он установлен, то при обнаружении недостатка товара покупатель не обязан доказывать, что недостатки возникли до момента передачи ему товара, такая обязанность будет лежать на продавце. Но гарантийный срок может быть и не установлен. В этом случае покупатель также имеет право при обнаружении дефекта товара обратиться к продавцу, только теперь покупателю придется доказывать, что ему продали товар ненадлежащего качества. Сделать это можно путем проведения экспертизы.
Срок, в течение которого предъявляются претензии продавцу при обнаружении дефекта ювелирного изделия, если гарантийный срок не установлен, также имеет свои особенности.
Во-первых, существует ОСТ 117-3-002-95, четко закрепляющий срок выявления скрытого дефекта — 6 месяцев.
Во-вторых, законом предусмотрено, что если изготовитель установил гарантийный срок менее двух лет, а покупатель обнаружил дефект после истечения гарантийного срока, но в пределах этих двух лет, то покупатель обладает всеми правами, перечисленными в ст. 18 Закона «О защите прав потребителей».
В-третьих, даже если гарантийный срок не был установлен изготовителем вовсе, нужно обратить внимание на срок службы товара, который также может быть установлен изготовителем. В течение срока службы товара изготовитель несет ответственность за товар и обязан при обнаружении дефекта безвозмездно его устранить.
Другими словами, если срок службы ювелирного изделия — 20 лет, то по истечении 2 лет со дня покупки, но в пределах 20 лет покупатель может требовать безвозмездного устранения недостатка, если докажет, что дефект возник не по его вине и до момента передачи ему товара. Особенность заключается в том, что срок службы ювелирных изделий может исчисляться десятками и даже сотнями лет и, как правило, изготовители его не устанавливают. В таком случае срок службы не может превышать 10 лет.
Помимо этого Законом предусмотрено право продавца устанавливать гарантийный срок на ювелирное изделие, даже если он не установлен изготовителем. Продавец может устанавливать свой гарантийный срок и при наличии гарантийного срока изготовителя, но он не может быть меньше срока, установленного изготовителем. Поэтому, покупая ювелирное изделие, нужно всегда уточнить срок гарантии, который был установлен изготовителем: очень часто недобросовестные продавцы устанавливают меньший, чем следует, срок гарантии.
ИсточникКакая гарантия на ювелирные изделия по закону?
Покупка ювелирного изделия — событие не только приятное, но и весьма затратное. Но, к большому разочарованию, даже дорогие изделия не всегда бывают надлежащего качества. Как правильно поступить, если после покупки изделия был обнаружен брак или дефект?
Есть ли гарантия на ювелирные изделия и какая?
Несмотря на то, что ювелирные изделия принадлежат к категории товаров, которые невозможно вернуть и обменять, отдать их продавцу назад можно.
Обмену и возврату не подлежат те изделия, которые являются товаром надлежащего качества. В тех случаях, когда на ювелирном украшении был выявлен брак или дефект, его можно возвратить продавцу. Он, в соответствии с законом «О защите прав потребителей», обязан обменять изделие на аналогичное или возместить его стоимость в полном размере.
Даже если с момента покупки прошло более двух недель, вернуть изделие назад можно. Так каков срок гарантии на ювелирные изделия по закону?
Гарантийные сроки
Каждый изготовитель обязан определить для своего изделия гарантийный срок. Для каждого украшения он устанавливается индивидуально, в зависимости от сложности и используемого металла. Однако на драгоценности устанавливается он и на законодательном уровне. Возникает вопрос: гарантия на ювелирные изделия по закону сколько составляет дней или месяцев?
Согласно статье 18 закона «О защите прав потребителей», на все изделия из драгоценных металлов и камней устанавливается её срок, продолжительность которого составляет два года.
Отраслевой стандарт 117-3-002-95 также дает право на гарантийный срок изделия. Согласно ему, покупатель имеет законное право на возврат изделия ненадлежащего качества, а также если им был обнаружен брак или дефект изделия в течение шести месяцев со дня покупки.
Помимо срока гарантии, на изделие устанавливается срок службы. Если брак был обнаружен именно в этот период, то можно смело обращаться к продавцу. Он будет обязан произвести ремонт или замену изделия.
Какие изделия подлежат возврату
Гарантия на ювелирные изделия по закону устанавливается на срок до двух лет. При этом не имеет значения ни цена изделия, ни его вес и т. д. Одним словом, гарантии подлежат абсолютно все ювелирные украшения. Поэтому можно вернуть любое изделие, которое оказалось ненадлежащего качества не по вине покупателя. Дефекты изделий бывают различными. Наиболее распространёнными являются следующие:
- Плохо или совсем не работающие замочки у цепочек и браслетов.
- Неплотное крепление камней в оправе или отсутствие одного из них.
- Заусенцы, царапины и прочие неровности на поверхности изделия.
- Трещины или темные пятна на камнях или жемчуге.
При наличии хотя бы одного из этих дефектов, продавец или изготовитель обязан принять изделие назад. Взамен он может:
- полностью возместить стоимость купленного изделия;
- обменять его на аналогичное;
- произвести ремонт за свой счет.
В случае замены на другое изделие по согласованию сторон учитывается стоимость. Так, если покупатель решил приобрести другое изделие, по более низкой цене, то продавец обязан вернуть разницу. И наоборот, если новое изделие имеет более высокую стоимость, то покупатель вносит недостающую сумму.
Даже если выпал камень, гарантия на ювелирные изделия действует, но только если это произошло, пока она не истекла и в этом нет вины покупателя. В таких ситуациях для установления виновного лица проводится экспертиза.
Экспертиза ювелирных изделий
Экспертиза ювелирного изделия требуется в спорные моменты. С её помощью можно установить виновное лицо. Поскольку ювелирным магазинам не хочется терять прибыль от продаж, то, прежде чем принять изделие назад, они назначат проведение экспертизы.
По итогам проведенного анализа изделия будут определены дальнейшие действия продавца. Так, если экспертизой будет доказано, что брак в изделии был изначально, продавец будет обязан произвести обмен ювелирного украшения или вернуть его полную стоимость.
Результаты экспертизы могут пригодиться и в суде, если гарантия на ювелирные изделия по закону не истекла, вины покупателя в дефекте нет, а продавец все равно отказывается принимать изделие назад. В случае правоты покупателя, по решению суда, магазин не только будет обязан вернуть деньги за украшение или обменять его, но и оплатить услуги эксперта.
Однако важно учесть, что если брак в изделии был обнаружен по истечении срока гарантии, но при этом не прошло двух лет со дня покупки, то, независимо от результата, экспертиза оплачивается покупателем.
Как правильно вернуть изделие по гарантии
Данный вопрос подробно рассматривается в статьях 18 и 21 закона «О защите прав потребителей». Гарантия на ювелирные изделия по закону устанавливается производителем. Чаще всего её срок указывается на бирке изделия. В случае отсутствия данной информации, согласно действующему на сегодняшний день закону, срок службы изделия из драгоценных металлов и камней будет составлять десять лет с даты его изготовления.
Независимо от того, есть гарантия на ювелирное изделие или нет, обнаружив брак, покупатель имеет право обменять его или вернуть потраченные денежные средства. Для этого будет необходимо написать заявление на имя директора магазина, в котором и было куплено изделие с дефектом или браком.
В этом заявлении необходимо как можно подробнее описать причину возврата изделия ненадлежащего качества. При этом лучше писать его в двух экземплярах. Один из них следует отдать продавцу, а второй оставить себе. На обоих экземплярах должна присутствовать подпись покупателя, а также подпись продавца, принявшего претензию. Желательно, чтоб она была дополнительно закреплена печатью магазина.
Второй экземпляр может существенно помочь покупателю в том случае, если дело будет передано в суд для разбирательств и определения виновного лица.
Срок экспертизы
После того как покупатель написал и отдал претензию в магазин, начинает действовать срок её рассмотрения. Продавец обязуется вынести решение в течение десяти дней. Он может предложить вернуть деньги, произвести ремонт за свой счет или же обменять изделие ненадлежащего качества на новое, но без дефектов. Но также он может назначить проведение экспертизы для установки виновного лица. Срок проведения экспертизы не должен превышать трех недель.
В том случае, если экспертиза подтвердит, что дефект в изделии присутствовал изначально и покупатель не виновен в этом, продавец будет обязан выполнить выше обговорённые условия.
Если покупатель выбрал ремонт изделия, то он будет производиться только за счет магазина или изготовителя. При этом срок проведения ремонтных работ не должен составлять более сорока пяти дней.
Что делать в ситуации, когда продавец отказывается брать назад изделие
Весьма распространённой бывает ситуация, когда продавец не хочет принимать изделие назад. Делает он это умышленно и в своих корыстных целях. Ведь замена или ремонт бракованного изделия сказывается на его прибыли. Гарантия на ювелирные изделия по закону сохраняется даже по истечении четырнадцати дней с момента его приобретения. Поэтому не стоит верить словам продавца о её отсутствии.
По этой причине продавец будет обязан принять изделие назад или назначить проведение экспертизы. Стоит указать продавцу на свои права в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Хитрости продавцов
Не желая терять полученную прибыль, многие продавцы готовы попытаться обмануть покупателя. Ведь очень часто люди не знают своих прав, чем и пользуются хитрые продавцы. Наиболее часто отказ принять назад бракованное изделие объясняется тем, что оно входит в категорию тех товаров, которые невозможно обменять или вернуть обратно. Однако вы уже в курсе, что бракованное изделие можно вернуть по гарантии.
Но и здесь продавец находит причину отказа, говоря, что гарантийный срок изделия истек и покупатель больше не имеет права обменять или же вернуть купленный ранее товар. Запомните важный момент: гарантия от ювелирного салона никогда не может быть меньше установленной самим производителем изделия.
Прежде чем согласиться и уйти, стоит проверить, какая гарантия на ювелирное изделие указана на бирке. Также следует посмотреть дату изготовления. Она может пригодиться при отсутствии срока гарантии. Такое бывает, но весьма редко. Согласно закону, гарантия на ювелирное изделие в этом случае будет составлять десять лет.
Какие изделия нельзя вернуть
Конечно же, покупатель не всегда бывает прав. Иногда ювелирное изделие может быть испорчено и по его вине. Например, при неосторожном обращении можно сломать замок или нанести на поверхность царапины, пытаясь почистить изделие. В таких случаях возврат ювелирного украшения в магазин по гарантии невозможен.
Для того чтобы обезопасить себя от лишней траты нервов и времени, всегда уточняйте у продавца гарантийный срок изделия и порядок возврата в случае его ненадлежащего состояния.
Источник