Какие бывают нательные крестики

Содержание

В статье вы найдете наиболее распространенные типы крестов (с иллюстрациями), которые можно найти на территории древней Руси.

Крест нательный

Крест нате́льный – неболь­шой крест, сим­во­ли­че­ски отоб­ра­жа­ю­щий Крест, на кото­ром был распят Гос­подь Иисус Хри­стос (иногда с изоб­ра­же­нием Рас­пя­того, иногда без такого изоб­ра­же­ния), пред­на­зна­чен­ный для посто­ян­ного ноше­ния пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном в знак его веры и вер­но­сти Христу, при­над­леж­но­сти к Пра­во­слав­ной Церкви, слу­жа­щий сред­ством для бла­го­дат­ной защиты.

krest natelnyj - Крест нательный

Крест – вели­чай­шая хри­сти­ан­ская свя­тыня, види­мое сви­де­тель­ство нашего искуп­ле­ния. В службе на празд­ник Воз­дви­же­ния Цер­ковь вос­пе­вает древо Креста Гос­подня мно­гими похва­лами: «Крест – хра­ни­тель всея все­лен­ной, кра­сота Церкви, царей дер­жава, верных утвер­жде­ние, анге­лов слава и демо­нов язва».

Чем отличается православный крестик от католического

Натель­ный крест вру­ча­ется кре­ще­ному чело­веку, кото­рый ста­но­вится хри­сти­а­ни­ном на посто­ян­ное ноше­ние на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Гос­подня, внеш­ний при­знак пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Это дела­ется также в напо­ми­на­ние, что Крест Хри­стов – оружие против падших духов, име­ю­щий силу исце­лять и даро­вать жизнь. Вот почему Крест Гос­по­день назы­ва­ется Живо­тво­ря­щим!

Он – сви­де­тель­ство того, что чело­век есть хри­сти­а­нин (после­до­ва­тель Христа и член Его Церкви). Вот почему грех – тем, кто носит кре­стик для моды, не явля­ясь членом Церкви. Осо­знан­ное же ноше­ние натель­ного кре­стика явля­ется бес­сло­вес­ной молит­вой, поз­во­ля­ю­щей этому кре­стику являть под­лин­ную силу Пер­во­об­раза – Креста Хри­стова, кото­рая и защи­щает носи­теля всегда, даже если он и не попро­сит помощи, или не имеет воз­мож­но­сти пере­кре­ститься.

Совер­шая таин­ство Кре­ще­ния, свя­щен­ник наде­вает на мла­денца кре­стик, кото­рый с этого момента ста­но­вится нераз­луч­ным спут­ни­ком нового члена Церкви. Кре­стик не при­нято сни­мать при купа­нии или пере­оде­ва­нии (в преж­ние вре­мена в банях име­лись даже дере­вян­ные кре­стики, кото­рые наде­вали в парилку взамен своих). К сожа­ле­нию, есть и «зна­ю­щие» совет­чики: меди­цин­ские сестры, соседки, подруги, кото­рые авто­ри­тетно убеж­дают маму снять с ребенка кре­стик: мол малень­кий еще, запу­та­ется в тесемке, кожу натрет и т. п.

Суще­ствуют кано­ни­че­ские формы кре­стов – четырех‑, шести‑, вось­ми­ко­неч­ные; с полу­кру­жием внизу и другие. Каждая линия имеет глу­бо­кое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. На Руси более при­няты вось­ми­ко­неч­ные натель­ные кре­стики, на обо­роте кото­рых по тра­ди­ции делают над­пись «Спаси и сохрани». Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Хри­стов почи­та­ется нами, но по самому Христу, Пре­свя­тою Кровью Кото­рого обаг­рился. Про­яв­ляя чудо­дей­ствен­ную силу, какой-либо Крест не сам собой дей­ствует, но силой рас­пя­того на нем Христа и при­зы­ва­нием Пре­свя­того Имени Его».

Не суще­ствует каких-либо правил о мате­ри­але для кре­стов. Оче­видно, здесь при­ем­лемы и дра­го­цен­ные металлы, ибо для хри­сти­а­нина не может быть ничего дороже креста – отсюда стрем­ле­ние его укра­сить. Но, без­условно, про­стые дере­вян­ные или метал­ли­че­ские кре­стики ближе по духу ко Кресту Гос­подню.

Также нет прин­ци­пи­аль­ной раз­ницы между цепоч­кой и тесь­мой: важно, чтобы кре­стик дер­жался прочно. Крест не должен сни­маться, в т.ч. во время мытья и спор­тив­ных заня­тий. Миряне носят натель­ный (на теле) кре­стик под одеж­дой, спе­ци­ально не выстав­ляя его напо­каз.

В первые века при­ня­тия Русью хри­сти­ан­ства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные пока­за­тели хри­сти­ан­ского кре­ще­ния». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епи­скопы, еще позже – и свя­щен­ники. Свя­щен­ни­че­ский нагруд­ный крест назы­ва­ется наперс­ным («перси» по-цер­ков­но­сла­вян­ски значит «грудь»). Наряду с наперс­ным, свя­щен­ники носят и натель­ный кре­стик.

Рус­ские люди на кре­стах кля­лись в вер­но­сти, а обме­ни­ва­ясь натель­ными кре­стами, ста­но­ви­лись кре­сто­выми побра­ти­мами. При постройке церк­вей, домов, мостов крест закла­ды­вали в осно­ва­ние. Суще­ство­вал обычай из раз­бив­ше­гося цер­ков­ного коло­кола отли­вать мно­же­ство кре­сти­ков, кото­рые поль­зо­ва­лись особым почи­та­нием.

Снять с себя крест или не носить его пони­ма­лось всегда как бого­от­ступ­ни­че­ство. За 2000-летнюю исто­рию хри­сти­ан­ства многие люди постра­дали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя натель­ный крест. Этот подвиг повто­рялся и в наше время.

С натель­ным кре­сти­ком свя­зано мно­же­ство суе­ве­рий: поте­рял кре­стик – слу­чится беда; поте­рян­ный кем-то кре­стик нельзя под­ни­мать; кре­стик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подоб­ное. Все они не имеют под собой ника­ких осно­ва­ний: можно купить новый кре­стик, носить пода­рен­ный или най­ден­ный, освя­тив его в храме. Те кре­стики, что про­да­ются в храме, освя­ща­ются спе­ци­аль­ным чином.

Обя­за­тельно ли освя­щать натель­ный кре­стик в храме или доста­точно окро­пить его святой водой дома?

Иконы и крест­ные изоб­ра­же­ния под­ле­жат освя­ще­нию свя­щен­ни­ком. В треб­нике есть особое неболь­шое после­до­ва­ние, в его составе свя­щен­ни­че­ская молитва об освя­ще­нии «сего крест­ного зна­ме­ния». (Треб­ник – бого­слу­жеб­ная книга, каса­ю­ща­яся част­ных бого­слу­же­ний, совер­ша­ю­щихся по ТРЕ­БО­ВА­НИЮ (в отли­чие от обще­ствен­ных – вечерни, утрени и Литур­гии).

Рас­скажу случай, бывший с при­хо­жан­кой нашего Храма. Перед этим они недавно повен­ча­лись с мужем. Муж только пришел к вере. Купили натель­ный Крест. Муж поду­мал: «И чего я пойду в Храм. Есть кре­щен­ская вода и молитва на освя­ще­ния всякой вещи». Про­чи­тал, покро­пил трижды. Надел и носит. Поехали в Паф­ну­тьево-Боров­ский мона­стырь (впер­вые). Входят в келью к о. Власию.

Он назы­вает его по имени (видя его впер­вые) и гово­рит: «У тебя Крест не освя­щен, иди на моле­бен освя­щай». (А.Г. Заха­рин)

Что озна­чает потеря натель­ного креста?

Отве­чает свя­щен­ник Михаил Воро­бьев:

Ничего, кроме неко­то­рой невни­ма­тель­но­сти и небреж­но­сти поте­ряв­шего.

Что делать с най­ден­ным натель­ным кре­стом?

Най­ден­ный натель­ный крест можно дер­жать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуж­да­ется. Суе­ве­рия же отно­си­тельно того, что если мы нахо­дим где-нибудь поте­рян­ный кем-то крест, то нельзя его брать, так как тем самым мы берем чужие скорби и иску­ше­ния, без­осно­ва­тельны, так как Гос­подь – лич­ность, Отец наш Небес­ный, а не без­душ­ный меха­низм. Если вы хотите носить най­ден­ный крест, его нужно освя­тить.

Можно ли дарить натель­ный крест?

Как выбрать натель­ный крест?

Натель­ный крест – это не юве­лир­ное укра­ше­ние. Как бы красив он ни был, из какого бы дра­го­цен­ного металла он не был бы сделан, это в первую оче­редь зримый символ хри­сти­ан­ской веры.

Пра­во­слав­ные натель­ные кресты имеют очень древ­нюю тра­ди­цию и потому бывают весьма раз­но­об­раз­ными по своему виду, в зави­си­мо­сти от вре­мени и места изго­тов­ле­ния. Тра­ди­ци­он­ный пра­во­слав­ный натель­ный крест имеет вось­ми­ко­неч­ную форму.

Почи­та­ние креста, любовь к нему про­яв­ля­ется в богат­стве и раз­но­об­ра­зии его укра­ше­ний. Натель­ные кресты всегда отли­ча­лись раз­но­об­ра­зием как в выборе мате­ри­ала, из кото­рого они дела­лись – золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, – так и своей формой. И потому при выборе креста надо обра­щать вни­ма­ние не на металл, из кото­рого изго­тов­лен крест, а на то, соот­вет­ствует ли форма креста пра­во­слав­ным тра­ди­циям, о кото­рых пойдет речь ниже.

Читайте также:
Кому подходит камень яшма по знаку зодиака и как носить

Можно ли носить кресты с като­ли­че­ским Рас­пя­тием?

Ико­но­гра­фия пра­во­слав­ного Рас­пя­тия полу­чила свое окон­ча­тель­ное дог­ма­ти­че­ское обос­но­ва­ние в 692 году в 82‑м пра­виле Труль­ского собора, утвер­див­шего канон ико­но­гра­фи­че­ского изоб­ра­же­ния Рас­пя­тия. Глав­ным усло­вием канона ста­но­вится соче­та­ние исто­ри­че­ского реа­лизма с реа­лиз­мом Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Фигура Спа­си­теля выра­жает Боже­ствен­ный покой и вели­чие. Она как бы нало­жена на крест и Гос­подь откры­вает Свои объ­я­тия всем к Нему обра­ща­ю­щимся.

В этой ико­но­гра­фии худо­же­ственно реша­ется слож­ная дог­ма­ти­че­ская задача изоб­ра­же­ния двух природ Христа – Чело­ве­че­ской и Боже­ствен­ной – пока­зы­ва­ю­щая одно­вре­менно и смерть, и победу Спа­си­теля. Като­лики, отка­зав­шись от своих ранних взгля­дов, не поняли и не при­няли правил Труль­ского собора и соот­вет­ственно сим­во­ли­че­ского духов­ного изоб­ра­же­ния Иисуса Христа.

Так в сред­ние века воз­ни­кает новый тип Рас­пя­тия, в кото­ром пре­об­ла­да­ю­щими ста­но­вятся черты нату­ра­лизма чело­ве­че­ских стра­да­ний и муки крест­ной казни: тяжесть тела про­ви­са­ю­щего на вытя­ну­тых руках, глава, увен­чан­ная тер­но­вым венцом, пере­кре­щен­ные ступни при­гвож­дены одним гвоз­дем (нов­ше­ство конца XIII века). Ана­то­ми­че­ские подроб­но­сти като­ли­че­ского изоб­ра­же­ния, пере­да­вая прав­ди­вость самой казни, тем не менее, скры­вают глав­ное – тор­же­ство Гос­пода, побе­див­шего смерть и откры­ва­ю­щего нам жизнь вечную, кон­цен­три­руют вни­ма­ние на муках и смерти. Его нату­ра­лизм обла­дает лишь внеш­ним эмо­ци­о­наль­ным воз­дей­ствием, вводя в соблазн срав­не­ния наших гре­хов­ных стра­да­ний иску­пи­тель­ными Стра­стями Христа. Изоб­ра­же­ния рас­пя­того Спа­си­теля, сход­ные като­ли­че­скими, встре­ча­ются и на пра­во­слав­ных кре­стах, осо­бенно часто в XVIII–XX вв., впро­чем, как и запре­щен­ные Сто­гла­вым собо­ром ико­но­пис­ные изоб­ра­же­ния Бога Отца. Есте­ствен­ным обра­зом пра­во­слав­ное бла­го­че­стие тре­бует ноше­ние креста пра­во­слав­ного, а не като­ли­че­ского, нару­ша­ю­щего дог­ма­ти­че­ские основы хри­сти­ан­ской веры.

Как освя­тить натель­ный крест?

Тра­ди­ци­онно в Пра­во­слав­ной Церкви освя­ще­ние натель­ного кре­стика совер­ша­ется свя­щен­но­слу­жи­те­лем в храме. Чин бла­го­сло­ве­ния креста к ноше­нию на персех, т.е. на груди, содер­жится в бого­слу­жеб­ной книге – Треб­нике.

Кре­стик освя­ща­ется только еди­но­жды. Перео­свя­щать его нужно только в исклю­чи­тель­ных усло­виях (если он был сильно повре­жден и вос­ста­нов­лен заново, либо попал к Вам в руки, но вы не знаете освя­щался ли он до этого).

Суще­ствует суе­ве­рие, что при освя­ще­нии натель­ный крест при­об­ре­тает маги­че­ские защит­ные свой­ства. Цер­ковь же учит, что освя­ще­ние мате­рии поз­во­ляет нам не только духовно, но и телесно – через эту освя­щен­ную мате­рию – при­об­щиться к Боже­ствен­ной бла­го­дати, необ­хо­ди­мой нам для духов­ного роста и спа­се­ния. Но бла­го­дать Божия дей­ствует небез­условно. От чело­века тре­бу­ется пра­виль­ная духов­ная жизнь по запо­ве­дям Божиим, и именно эта духов­ная жизнь дает воз­мож­ность бла­го­дати Божией спа­си­тельно на нас воз­дей­ство­вать, исце­ляя от стра­стей и грехов.

Иногда при­хо­дится слы­шать мнение о том, что, мол, освя­ще­ние натель­ных кре­сти­ков – позд­няя тра­ди­ция и раньше такого не было. На это можно отве­тить, что и Еван­ге­лия, как книги, тоже когда-то не было и Литур­гии в нынеш­нем виде не было. Но это вовсе не значит, что Цер­ковь не может раз­ви­вать формы Бого­по­чи­та­ния и цер­ков­ного бла­го­че­стия. Разве про­тивно хри­сти­ан­скому веро­уче­нию при­звать Божию бла­го­дать на тво­ре­ние рук чело­ве­че­ских?

Можно ли носить два креста?

Глав­ный вопрос — зачем, с какой целью? Если вам пода­рили ещё один, то вполне можно бла­го­го­вейно хра­нить один из них в святом углу рядом с ико­нами, а один носить посто­янно. Если при­об­рели другой, то и носите его…

Хри­сти­а­нина хоро­нят с натель­ным кре­стом, поэтому по наслед­ству его не пере­дают. Что каса­ется ноше­ния вто­рого натель­ного креста каким-то обра­зом остав­ше­гося от усоп­шего род­ствен­ника, то ноше­ние его в знак памяти о покой­ном сви­де­тель­ствует о непо­ни­ма­нии сути ноше­ния креста, кото­рый сви­де­тель­ствует о Жертве Бога, а не род­ствен­ных отно­ше­ниях.

Натель­ный крест — это не укра­ше­ние или амулет, а одно из види­мых сви­де­тельств при­над­леж­но­сти к Церкви Хри­сто­вой, сред­ство бла­го­дат­ной защиты и напо­ми­на­ние о запо­веди Спа­си­теля: Если кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… ( Мф.16:24 ).

Источник

Нательный крест — особенная, «личная» святыня каждого православного христианина. Процесс изменения его внешнего вида весьма интересно вплетается в ткань отечественной истории.

О том, что такое крест -энколпион, как выглядели первые кресты с изображением Распятия и почему некоторые старинные кресты совмещены с полумесяцем, рассказывает настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска протоиерей Михаил Воробьев. Фото Андрея Гутынина. Нательный крест — особенная, «личная» святыня каждого православного христианина. Процесс изменения его внешнего вида весьма интересно вплетается в ткань отечественной истории. О том, что такое

Какие типы крестиков попадаются на копе?

Всем привет, решил начать публиковать статьи о том, что еще кроме монет чаще всего попадается на копе и что имеет порой бо́льшую ценность, чем заветные кругляшки, не считая конечно золотых и серебряных колец. Начну с нательных крестиков и их датировки, так как их история и типология думаю будет очень интересна для тех, кто копает по старине.

1

6

4

Типы крестиков

Нательным называют крест, носимый на шее в знак принадлежности к христианской церкви. По традиции его получают при крещении. Считается, что предшественниками крестов-тельников были энколпионы – миниатюрные нагрудные ковчежцы, внутри которых хранились частицы мощей святых или освященных просфор. Православный инетернет-магазин Святцы

1375590291

Первые упоминания о крестиках, носимых на теле под одеждой, встречаются в документах начала IV века. На Руси обычай носить подобные украшения распространился с принятием христианства – в конце X столетия.

Популярные в православии формы крестов

Хоть писаных правил относительно того, как должен выглядеть нательный крест, в православии нет, мастера в разные времена все-таки старались придерживаться определенных негласных канонов. На форму и внешний вид изделия, помимо церковной традиции, влияли художественные тенденции, характерные для той или иной эпохи, личные пристрастия автора. Женские нательные крестики отличались от мужских, ниже старообрядческий женский нательный крест.

staroobriadci_staroveri_111

Художественные техники, используемые при оформлении изделий, зачастую имели региональные особенности. Яркий тому пример – новгородские кресты, напоминающие тамплиерский тип, дополненный окружностью. Примечательно, что в других древнерусских землях подобная форма практически не встречается.

Безымянный

Чаще всего встречаются следующие типы нательных крестов:

  • Иммисса – четырехконечный крест с поперечиной, расположенной выше середины вертикальной линии. Данная форма считается одной из древнейших, но в настоящий момент больше распространена среди католиков.

cross_t016b

  • Крест греческий или «корсунчик» – разновидность четырехконечного креста, имеющая равные стороны. Такая форма была традиционной для Византии. Именно оттуда она и перекочевала в Киевскую Русь. Во времена Российской империи греческий крест лег в основу знаков отличия.

188_exhfoto1_04

  • Крест лепестковый – еще одна вариация четырехконечного креста, отличающаяся плавными линиями и отсутствием углов. Изделия, в основе которых лежит иммисса, очертаниями напоминают лист. Символ с равными сторонами больше похож на цветок. Лепестковые кресты считаются женскими.

R2.2

  • Каплевидный четырехконечный крест – популярная форма у христиан всех направлений. Распознать этот тип можно по характерным элементам в виде капелек, расположенным по краям лучей. Подобный декор символизирует капли Христовой крови.

4658239

  • Шестиконечный православный крест имеет ту же форму, что и иммисса, однако в его нижней части есть перекладина. Данная деталь изображает весы, на одной чаше которых находится добро, на другой – зло.
Читайте также:
К чему во сне найти серебряную цепочку с крестиком

.

  • Восьмиконечная форма – наиболее каноническая с точки зрения православной церкви. Выглядит такой крест как шестиконечный, но вверху есть короткая поперечина, символизирующая табличку, на которой значилось «Иисус Назорей, Царь Иудейский». На некоторых изделиях изображен распятый Христос или терновый венец в центре.

689608

Древнерусские нательные кресты

Согласно археологическим находкам на территории древнерусских городов, первые нательные крестики были греческого типа – четырехконечными, с равными лучами. Некоторые изделия на концах имеют расширение или трехлопастное завершение ветвей, другие – по краям украшены круглыми медальонами. Среди меднолитной пластики XI–XIII столетий часто встречаются энколпионы.

На крестиках-мощевиках изображали страдающего Спасителя, по бокам от него – Иоанна Богослова и Богородицу. Образами святых и архангелов украшали, как правило, вертикальные ветви изделий. Во многом древнерусские нательные крестики были похожи на византийские. Вот только славяне нередко христианскую символику дополняли языческой, например, заключали крест в полумесяц (Луна) или круг (Солнце).

crescent-cross-amulet-7wpid-Drevnerusskie-natelnyie-krestyi-XI-XIII-vekov-6

Особенности крестов-тельников XIV — XVII веков

Мастера XIV–XV веков, создающие нательные крестики, за образец часто брали монументальные кресты, играющие главную роль в убранстве известных храмов. На смену четырехконечной форме приходит восьмиконечная. Распростаненными техниками становятся инкрустация оловом, как и домонгольского нашествия вновь крестики украшают перегородчатой эмалью и наносят чернение.

Изменения претерпевает и иконография крестов. На «тельниках» все чаще изображают демоноборцев. Особой популярностью пользуется образ архангела Михаила, украшающий металлические, костяные и деревянные крестики воинов.

К XVI веку на Руси сложилась традиция дополнять изображения на изделиях бувенными обозначениями, текстами молитв.

Как выглядели нательные кресты в эпоху Петра I — Николая II

По мере проникновения барокко в русское искусство форма нательных крестов усложняется. Линии становятся более изысканными и вычурными. Изображение распятого Христа исчезает, а на средней перекладине появляется терновый венец.

f8d4f20a1493a2831d7ffad2d44bb492

Старообрядческие нательные кресты XVIII–XIX веков в основном восьмиконечные. Если же и встречаются четырехконечные изделия, то на них присутствует вписанный восьмиконечный крест. «Тельники» староверов зачастую отделаны многоцветной эмалью, с обратной стороны содержат отрывок молитвы.

Нательные крестики никониан более разнообразны, в оформлении имеют позаимствованные на Западе элементы. В XIX–начале XX века в Российской империи становятся популярны крестики с «католическим» распятием и надписью «Спаси и сохрани».

0_94146_cb4c90a8_XXXL

Что обозначают надписи и буквы на кресте?

GolgKrest

На этом все, у кого будут какие-либо дополнения,пишите ниже в комментариях, буду рад дополнить статью.

Источник

Нательный православный крест — главный символ, который сопровождает верующего христианина с момента Крещения. С этого времени его необходимо носить всю жизнь на груди. Крестик поддерживает дух, защищает от бесов и чёрной магии, помогает справиться со всеми жизненными трудностями, напоминая человеку о вере, о его связи с Церковью и Богом. У некоторых возникают вопросы.

Какой должна быть форма креста , чтобы соответствовать православной вере? Допустима ли инкрустация драгоценными камнями? Как правильно носить? Разберёмся с каждым из таких вопросов. О форме православного креста . Известно, что католическая традиция расходится с нашей по виду этого символа.

Сила креста и какие бывают нательный символ веры

крестик в руке

Нательные крестики — это элемент православной религиозной атрибутики, подвеска, которую надевают новорожденному во время крещения. Важно правильно выбрать символ, означающий, что человек стал христианином: предполагается, что маленькое распятие будет носиться всю жизнь.

Символика креста в религии

Православные нательные кресты утверждены Трульским собором в 692 году. Они имели чаще восьмиугольную форму. Христос изображен с выражением спокойствия, достоинства, согласия. Руки раскинуты, будто приглашая всех страждущих под защиту от зла.

Крестик – символ христианской веры, означающий выбор дороги, пути, пересечение двух противоположностей, слияние в месте пересечения. Представляет собой меч и скипетр Бога одновременно.

expert

Получите ответ на волнующий вопрос от мага и целителя. Напишите о проблеме
прямо сейчас, и в онлайн-режиме эксперт подскажет решение!

«Спаси и сохрани», начертано на оборотной стороне. Во время освящения реликвии православный церковник читает две молитвы. Одна о спасении души, другая – тела. Восьмиугольное нательное изображение охраняет человека от невзгод, тягот жизни. Спаситель прибит четырьмя гвоздями.

Над головой на кресте — табличка, на которой написано имя. Внизу — планка для ног.

Католики изменили распятие, изобразив Иисуса, являющего собой страдания человека: на голове терновый венок, ноги прибиты одним гвоздем, на ребрах кровь, локти провисли. Крест чаще четырехсторонний.

У православного и католического распятия достаточно много различий.

В чем различие Православный Католический
Форма креста Может иметь разное количество сторон – 4, 6, 8. Только четыре стороны.
Гравировка на поверхности таблички Написана по-славянски: І.Н.Ц.І. — Иисус Назарянин, Царь Иудейский. По латыни – I.N.R.I.
Расположение Христа Выражает достоинство и победу над злом. Испытывает простые человеческие мучения, забывая о божественном.
Количество гвоздей Ноги Христа прибиты двумя гвоздями. Ноги прибиты одним гвоздем и скрещены.

Символ имеет древнюю историю, доподлинно неизвестно, когда он появился. Некоторые историки считают, что в 312 году, после явления знака императору Константину в видении перед одним из сражений. На кресте была надпись, гласившая: «С этим знаком ты победишь». После этого знак стали изображать на знаменах, доспехах армии.

Из каких материалов изготавливают

Изготовление нательной святыни православия – тонкая, кропотливая работа, которую выполняют по определенным канонам. Нет специальных правил насчет материала, из которого должен быть выполнен крестик, их существует множество. Иногда используют дорогое сырье: золото, серебро, кость, янтарь. Чаще изготавливают деревянные, железные: они ближе к Господу. В некоторых случаях изделие покрывают эмалью, украшают камнями, самоцветами, бриллиантами.

В церковной лавке можно приобрести освященный нательный символ распятия, металлический или деревянный. Его можно носить на черной нитке, цепочке, бусах.

Главное условие – знак должен касаться тела. Снимать нельзя никогда, даже во время купания. Носить только под одеждой.

Нательный крест из дерева делается из разных пород. Это сложная, ювелирная работа. Символ изготавливают из цельного куска древесины, тщательно прорабатывая каждую деталь. Для работы пригодны некоторые лиственные породы. Среди лучших – липа, ясень, дуб, бук.

Поверх одежды символ могут носить священники. Их атрибуты имеют много украшений, обычно позолочены или покрыты эмалью, инкрустированы самоцветами.

В писании написано, что крест, на котором распяли Христа, сделан из трех пород – сосны, кедра и кипариса.

Какой формы бывают

Нательные украшения в виде крестика популярны, бывают различных видов и размеров:

  1. Церковный восьмиугольный. Его изображают на атрибутах, церквях, соборах, ювелирных изделиях, как нательный.
  2. Изображенный в виде икон, сложенных в форме крестика, имеет множество вариантов сочетания образов.
  3. Старинный восьмиконечный. Используется православными церквями многих стран мира. На дощечке сверху Пилатом написано имя Спасителя: Иисус Назарянин – царь Иудейский. Косая дощечка означает мерило справедливости. Поднятый край – рай, нижний – ад.
  4. Андреевский. Косой четырехугольный, в виде буквы Х. По Библии, так распяли ученика Иисуса — Андрея Первозванного. Он изображен на флаге Черноморского флота, морских атрибутах. Такой крестик считается защитником моряков.
  5. Нательный с изображением Богородицы или другого святого вместо распятия. Миниатюрный иконостас может быть шести- или четырехугольным.
  6. В форме буквы Т. Такую фигуру часто использовали римляне. Разновидность связывают со святым христианином, преподобным Антонием, основателем монашества в IV веке.
  7. Стоящий на серповидном основании. Религия и церковь были для человека кораблем спасения. Нательный крестик, напоминающий якорь, поможет преодолеть море страстей человеческих.
  8. Георгиевский. Учрежден Екатериной Великой в качестве награды военным и священникам.
  9. Кельтский соединяет два символа – крест и солнце. До обращения в веру кельты поклонялись дневному светилу.
Читайте также:
Что дарят на рождение ребенка маме от мужа

Символ связан с историей христианства, распространившегося по всем материкам Земли. Прежде чем выбирать нательное украшение, обладающее силой и верой, которые помогут идти по жизни, нужно ознакомиться с предысторией каждого вида.

Как правильно выбрать и носить

Выбирая нательный православный крестик мужчине или женщине, нужно разобраться во внешних отличиях.

Виды окончания сторон:

  • прямые линии;
  • заканчиваются клином;
  • по сторонам расположены треугольники;
  • расширение поперечной балки на концах креста;
  • закругленные концы;
  • оканчиваются в виде трех лепестков.

Мужской нательный крестик должен иметь острые края, четко очерченные. Женский — иметь закругленную форму. Если это украшение, носить можно поверх одежды. Такие ювелирные изделия сделаны из дорогих металлов, покрыты позолотой с инкрустацией драгоценными камнями, различного цвета эмалью высокого качества.

В церковных музеях находятся шедевры мирового искусства, где одно из первых мест занимает изображение христианского символа. Работы выдающихся ювелиров поражают великолепием, что доказывает отношение к символу в христианском мире.

Обязательно ли освящать нательный крестик

В книге богослужений есть молитва об освящении «сего крестного знамения», по церковным канонам это обязательное действие. Происходит в церкви один раз. Если это младенец, после крещения батюшка надевает на него освященный нательный символ веры. Носить его надо не снимая. Приобрести другой можно, если крестик утерян или сломался.

Новый атрибут тоже должен быть освящен.

Существует мнение, что символ имеет магическую силу и защищает от бед. Это не так. Он помогает духовно и телесно приобщиться к Богу, жить, следуя заповедям.

Носить нательный крестик ради моды нельзя. Человек должен свято верить в Бога, ношение символа веры на шее является бессловесной молитвой, обращением к Всевышнему. Нельзя носить поверх одежды, в ухе как серьги, на браслете, сумке. Знак должен располагаться близко к сердцу.

Источник

Встречаются нательные иконы, которые могут выглядеть как крестики каплевидной формы. Эти аксессуары тоже являются символом православной веры, но они не заменят нательного распятия. Основное отличие православного креста от католического — поза Спасителя на распятии.

Тогда стоит выбрать нательный крестик с яркими разноцветными камнями, повседневными фианитами или благородными бриллиантами. Не важно, какой крестик вы в итоге выберете, важно, чтобы он действительно стал для вас символом веры и религиозной традиции. Дата публикации: 29 Августа 2018. Поделиться.

Как выбрать нательный крестик: о самом главном

Крестик — очень личное, сакральное украшение, которое не терпит к себе пренебрежительного отношения. В таком изделии нет места случайным деталям, ведь каждый элемент имеет свой особый смысл.

Как выбрать нательный крестик: о самом главном

Увидеть крестик на шее/в ушах сегодня не редкость, даже если его обладатель не религиозный человек. В современных реалиях традиции ношения крестика стали более расплывчатыми. Одни надевают крестик в качестве главной святыни, которая свидетельствует об их вере, в то время как другие видят в нем обычное украшение. Есть и те, кто носят крестообразные серьги более фривольно, а вот сам крестик – в соответствии со всей строгостью православных канонов. Тут уже каждый решает индивидуально, тем более что ассортимент изделий это позволяет.

Сегодня крестики представлены в разных техниках обработки: с чернением, позолотой, ажурными вставками, кружевным плетением, с глянцевой или матовой эмалью, а также с разноцветной инкрустацией. Встречаются модели, полностью усыпанные бриллиантами, либо точечно по центру/ободку изделия.

Каждая деталь в крестике имеет свой особый глубинный смысл. Чтобы «не попасть впросак» при выборе и не обидеть чувства верующих, важно разбираться в базовых вещах. Что означает символика на крестах, как подобрать крестик на подарок и на крестины – о самом главном читайте ниже в нашей статье.

Виды крестиков и их значение

Существует три главные категории, к которым относят современные крестики:

  1. Православные;
  2. Католические;
  3. Декоративные.

Разделение на первые две группы произошло еще в XVII веке. Католические священники в учении и символике делали акцент на страданиях Христа, его самопожертвовании во имя спасения людей. В то время как православные придали этому более «позитивный» смысл. А именно — смерть и воскресение Спасителя как победа над злом человеческим.

Виды крестиков и их значение

Православные

Зачастую православные кресты имеют шести;- или восьмиконечную форму, реже — «каплевидную» (четырехконечную), либо «трилистник». В таком изделии над головой Христа располагается перекладина с инициалами И.Н.Ц.И. В общей сложности перекладин три: на центральной изображены кровоточащие руки Спасителя, на косой нижней — ноги. Последняя символизирует дорогу к Богу — от грехопадения человека к его очищению через покаяние.

Для православных не так важна форма креста, как изображение на нем. Акцент делается на узорах, надписях, декоративных вставках. Некоторые модели украшают пышным растительным орнаментом.

Католические

Католические изделия представлены более лаконичным дизайном. Как правило, это четырехугольная форма, на которой размещаются две перекладины с фигурой Христа. Иногда под нижней перекладиной рисуют череп, который символизирует голову Адама (символ искупления грехов человеческих).

Есть и другая разновидность — латинский крест, который особенно популярен на Западе. На таком изделии нет рисунков, декора, за исключением единичных инкрустаций. Крест состоит из длинной вертикальной и короткой горизонтальной перекладин.

Декоративные

В отличие от традиционных, декоративные кресты щедро инкрустируют камнями, покрывают однотонной и цветной эмалью, усложняют композицию узорами, расписным орнаментом, нестандартными оригинальными деталями, гравировкой.

В коллекции ювелирного интернет-магазина «Ювелірна Карта» собраны классические золотые крестики с распятием и без, пустотелые с камнями по ободку или по всей поверхности изделия, фигурные с узорами.

Можно ли дарить нательный крестик?

Дарить крестик любимому человеку — всегда хороший знак. Церковь это всячески поощряет. Таким подарком вы желаете ему Божьей защиты. Кроме того, такой жест — негласное свидетельство того, насколько человек вам дорог.

Можно ли дарить нательный крестик?

Жена может преподнести крестообразную подвеску мужу как знак любви и преданности провозглашенным клятвам.

Как выбрать крестик на подарок?

В носке декоративных моделей нет строгих правил. Стильные крестообразные подвески дарят на Новый год, 8 Марта и, конечно, на День рождения. А вот православный крестик принято дарить на крестины, Рождество, либо на день ангела. Хорошая примета, если день крестин совпадает с большим церковным праздником.

Три важных принципа, которым следует руководствоваться при выборе:

  1. Размер крестика лучше подбирать пропорционально параметрам тела. На худощавом теле массивный крест будет смотреться грубо и вызывающе;
  2. Выбор декора должен соответствовать общему предназначению изделия. Православный крест с крупными яркими камнями в качестве символа веры будет выглядеть отталкивающе;
  3. Декоративный крестик должен подходить по стилю (строгий, casual итд), но не перетягивать на себя всё внимание.

Универсальный вариант — модели из комбинированного металла 585-й пробы с аккуратным декором. Гладкие кулоны-крестики без выступающих элементов более удобные в уходе и в повседневной носке.

Выбор крестика на крестины

Для младенца, которого ожидает омовение в купели, нет разницы, какой именно крестик батюшка наденет ему на шею. За новорожденного это решение принимают крестные родители.

По церковным канонам самое благоприятное время для крестин — 8 или 40 день жизни новорожденного.

Детский крестик — украшение с особым символизмом. Оно проникнуто чистотой и непорочностью. Крестик для ребенка — важный оберег, “проводник”, который соединяет ребенка с Богом. Выбирая изделие для младенца, следует учесть некоторые нюансы:

  • Детский крестик должен быть вдвое меньше взрослого (около 2 см в длину);
  • Чтобы не поцарапать/травмировать ребенка, выбирайте модели с округлыми концами без острых деталей;
  • Оптимальный вес изделия — до 1,5 грамма;
  • Золото и серебро — менее аллергенны для малыша, нежели медь, бронза;
  • В качестве первой цепочки лучше выбирать шнурок. При всей шустрости малыша его тяжелее порвать.
Читайте также:
Где можно продать сережки с бриллиантами

Женские и мужские нательные крестики

При крещении в сознательном возрасте желательно ответственно подойти к выбору крестика. Считается, что он будет с вами всю оставшуюся жизнь.

Впрочем, частая смена нательного креста не считается грехом. По крайней мере православные священники так отвечают на вопрос о замене старого крестика на новый: «Если он вам понравился, купите и носите с удовольствием».

Что касается размера, то особой разницы между нательными крестиками для мужчин и женщин нет. В среднем их размер составляет 3-4 см.

А вот в плане декора имеются некоторые отличия. Вся композиция мужских изделий более простая и массивная. Мужским крестикам присущи четкость и лаконичность линий. Перекладины мужских крестов могут быть выполнены в виде капель или лепестков, но вся композиция в целом выглядит проще.

В качестве декора чаще всего используются единичные крупные камни, например, бриллианты, сапфиры, что превращает кресты в аксессуар, способный подчеркнуть статус и богатство мужчины.

В женских изделиях ювелиры больше играют с фактурой. Например, могут использоваться несколько видов золота, однотонная/цветная эмаль + драгоценные камни. Женские крестики имеют более разнообразную палитру инкрустаций, узоров.

Золотой крестик или серебряный?

Золотой крестик или серебряный?

Никаких строгих церковных предписаний на этот счет нет. Естественно, золотой крестик предпочтительнее, поскольку желтый аурум — биоинертный материал, не вызывающий аллергии. Вдобавок, такой металл не окисляется и не темнеет.

Золотой крестик смотрится более пышно и празднично. Изделия в серебре строгие и лаконичные. Они сдержанно переливаются на свету. Впрочем, некоторым именно этим они и нравятся.

Серебру приписывают сильные защитные свойства. Считается, что оберег из этого металла лучше всего защищает от сглаза.

Совет от ЮК: Для ежедневной носки лучше выбирать аурум 585-й пробы или серебро. Эти металлы наименее аллергенны, дольше сохраняют свой первозданный вид и редко деформируются.

Какую форму выбрать?

Самая распространенная форма нательных крестов — восьми- и четырехконечная. Первые полностью соответствуют православным канонам, вторые — католическим. На традиционном православном кресте выгравировано с одной стороны — распятие, с другой — слова «Спаси и Сохрани». Католические священники приемлют крестики без распятий и надписей. Перекладины могут быть четко прямоугольными, превращаться на концах в трилистник или каплю.

Мужчинам и мальчикам лучше выбирать простые, лаконичные кресты без дополнительного декора. Для женщин и девочек подойдет крестик с красивой гравировкой, разноцветными золотыми вставками, цветными камнями.

Крестики нестандартной формы (выгнутые, круглые, с прямоугольным основанием и закругленным верхом, декорированные цветами, каплями и лепестками) — изящное украшение и ничего более. Хотя на самом деле гораздо важнее, что ощущает владелец крестика, надевая его. Если вы чувствуете, что он греет душу, не обращайте внимания на советы. Только вы знаете, сколь велика ваша вера в Бога.

Круглые и овальные формы креста смягчают образ, придают ему некую деликатность. Контрастный черный фон сделает крестик более заметной деталью.

Источник

История возникновения Православного Креста . Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления. В первые века появляется немало крестов разной формы, но изменяющаяся форма креста не несла искажения сути: « Крест всякой формы есть истинный крест », – говорил преп. Серебряные нательные крестики изящной, часто вычурной формы 1990-х – начала 2000-х годов. Иерусалимский нательный крест .

Нательные кресты в традиции русского благочестия

Фото Андрея Гутынина

Фото Андрея Гутынина

Нательный крест — особенная, «личная» святыня каждого православного христианина. Процесс изменения его внешнего вида весьма интересно вплетается в ткань отечественной истории. О том, что такое крест-энколпион, как выглядели первые кресты с изображением Распятия и почему некоторые старинные кресты совмещены с полумесяцем, рассказывает настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска протоиерей Михаил Воробьев.

Первые киевские кресты

Крещение Руси имело следствием широкое приобщение ее населения к христианской культуре Византии. «Повесть временных лет» сообщает о большом количестве предметов церковной утвари, вывезенных князем Владимиром из Херсонеса в Киев. Среди них были, несомненно, и первые нательные кресты, ставшие образцом для изготовления их уже на русской земле.

Первое упоминание о нательных крестах содержится в Новгородской летописи и относится к 1071 году. Документ середины XII века «Вопрошания Кирика» позволяет с уверенностью говорить о том, что к этому времени ношение крестов уже было распространено.

Нательные кресты домонгольской Руси были весьма многообразными, притом все эти многочисленные формы укладываются в несколько типологических рядов. Основная масса крестов этого периода, найденных на территории России, изготовлена в Среднем Поднепровье. Художественная восприимчивость и духовная чуткость русских мастеров позволили им в считаные десятилетия освоить искусство работы с металлом и создавать подлинные миниатюрные шедевры. Ученые отмечают, что умельцы Руси, овладевая новыми технологиями, создавали и новую иконографию своих изделий.

Вероятно, самыми первыми крестами-тельниками, появившимися в Киеве, были равносторонние каменные крестики, зачастую обрамленные серебряными обоймицами, именуемые корсунчиками. Их находят на территории всех древнерусских княжеств. Были обнаружены они и при раскопках золотоордынского Увека — на территории современного Саратова.

При всем разнообразии типов русских нательных крестов XI–XIII столетий все они по форме являются четвероконечными и равносторонними. Именно такие кресты воздвигались и на куполах храмов домонгольской эпохи. Шести- и восьмиконечные нательные кресты появляются в Прибалтике — не ранее XIV века. А формирование классического русского восьмиконечного креста, который не очень сведущие люди, вслед за старообрядцами, считают единственно правильной формой православного креста, завершается только к началу XVII столетия.

Что было до князя Владимира?

Археологические раскопки в Старой Ладоге и других поселениях, связанных с Великим Новгородом, позволили обнаружить большое количество христианских древностей, в том числе и нательных крестов, которые могут быть отнесены к IX и X столетиям — времени до Крещения Руси. Заметим, уже Е. Е. Голубинский допускал, что первое приобщение славян к христианской вере могло быть связано с появлением в Новгороде Рюрика и его дружины, в которой могли быть люди, служившие прежде в Константинополе и принявшие там христианство. Кроме того, существует гипотеза, согласно которой Рюрик — это не кто иной, как Рерик Ютландский, который вместе со своим другом Харальдом Вороном в 826 году принял крещение в Ингельгейме. Это предположение позволяет объяснить появление в Новгородской и Киевской Руси значительного числа крестов так называемого скандинавского типа.

Первыми изделиями такого рода стали крестовидные подвески, изготовленные из листового серебра, а точнее, из расплющенных арабских дирхемов. Несколько десятков таких находок было обнаружено в окрестностях столицы Рюрика — города Старая Ладога. Они естественным образом перемежаются с литыми медными крестами, которые могли быть предметом европейского импорта, но, скорее всего, отливались в русских мастерских в подражание скандинавским образцам. Интересно, что именно такая форма креста — с расширяющимися концами — присутствует в граффити, процарапанных на стенах Софийского собора в Новгороде в середине XI столетия.

Наследие святых Кирилла и Мефодия

К крестам скандинавского типа примыкает группа крестов с изображением Распятия. Древнейшие из них имеют слегка расширяющиеся лопасти, фигура Христа облачена в коллобиум — длинное одеяние с большим количеством складок, а маленький четвероконечный крестик, изображаемый над головой Спасителя, вероятнее всего является редуцированным изображением таблички Понтия Пилата. Эти кресты, которые, по мнению А. Е. Мусина, происходят из Новгорода и датируются рубежом X–XI веков, очень близки к изделиям, найденным на территории Северной и Средней Европы.

Читайте также:
Какой камень у льва мужчины

Известный исследователь новгородских древностей В. В. Седов связывал происхождение этой группы крестов с мастерскими Среднего и Нижнего Подунавья. Опираясь на данное предположение, А. Е. Мусин высказывает версию, что эта форма пришла в древнерусские земли из Великой Моравии и связана с наследием святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. По его мнению, после падения Великой Моравии «кирилло-мефодиевские» кресты, бывшие там крещальными символами местного населения, через посредство Священной Римской империи распространились в Северной Европе, а оттуда вместе с варягами появились на Руси.

Солнце и Луна

Кресты Успенского собора во Владимире. XII век

Кресты Успенского собора во Владимире. XII век

Становление христианской культуры Руси было процессом, растянувшимся на столетия. Среди археологического материала нередко встречаются ожерелья, элементами которых являются как нательные кресты, так и разнообразные языческие подвески. Это является свидетельством о существовании некоторого переходного периода в распространении в русских землях христианской веры, для которого характерен был своеобразный сплав языческого и христианского мировоззрения.

Этот синкретический комплекс языческих верований и начатков христианского мировоззрения особенно ярко проявился в предметах с двойственной символикой, каковыми, в первую очередь, являются солярные подвески и лунницы.

Нательные кресты. XI–XIII века

Нательные кресты. XI–XIII века

Нательные кресты. XI–XIII века

Нательные кресты. XI–XIII века

Нательные кресты. XI–XIII века

Нательные кресты. XI–XIII века

Нательный крест. XI–XIII века

Нательный крест. XI–XIII века

Историки советского времени говорили о двоеверии человека Древней Руси, о «контрабанде» язычества в христианство, о непримиримом антагонизме Церкви и народного самосознания. Безусловно, Церковь боролась с двоеверием, однако эта борьба сочеталась со стремлением к освоению языческого культурного наследия, поскольку христианская проповедь должна была стать понятной языческому миру. Церковь не боялась язычества: использовала для выражения своего богословия терминологию и методологию языческих философов, а в бытовом плане допускала совмещение привычных языческих праздников с новыми христианскими для отвращения недавних язычников от привычных для них разнузданных игрищ. В этом отношении судьба Масленицы и Святок в древнерусском церковном календаре аналогична судьбе римских сатурналий, совмещенных с Рождеством в календаре Древней Церкви. Этот процесс постепенного вытеснения привел к тому, что, как отмечали выдающиеся исследователи новгородских древностей В. Л. Янин и А. А. Зализняк, «не ученые книжники, а сами сельские жители в берестяных грамотах начинают называть себя “хрестианами”, крестьянами».

Кресты-энколпионы

Наиболее интересной и разнообразной группой нательных крестов домонгольской эпохи является группа крестов-энколпионов, получившая широкое распространение в Киевской Руси.

Древнерусские кресты-энколпионы. XI–XIII века

Древнерусские кресты-энколпионы. XI–XIII века

В Византии энколпионом (в переводе с греческого — «коробочкой») называли любой носимый на груди предмет, в который помещалась частица мощей или какой-либо иной святыни. Частным случаем энколпиона являлась панагия, предназначенная для переноса частицы богородичной просфоры. В ставрографии энколпионом называют нательный или наперсный полый двустворчатый крест, предназначенный для хранения святынь.

Древнерусские кресты-энколпионы. XI–XIII века

Древнерусские кресты-энколпионы. XI–XIII века

Кресты-энколпионы впервые появились на рубеже IV–V столетий как символ причастности верующего человека Церкви. Мощи, частицы которых находились в таких крестах, символизировали единство Церкви земной и Небесной. Христиане со всей отчетливостью осознавали, что в совершении Евхаристии принимает участие не только община, находящаяся в храме, но и вся Небесная Церковь, присутствие которой обозначалось могилой мученика, лежащей в основании престола, на котором совершалось таинство. Это единство и соборность Церкви, состоящей не только из живущих на земле людей, но и из прославленных Богом святых, впоследствии воплотилось в антиминсе с вложенной в него частицей мощей, без которого невозможно служение Литургии.

Появление первых крестов-энколпионов было вызвано также обретением в 326 году подлинного Честного и Животворящего Креста Господня. Первыми вложениями в энколпионы были малые, иногда микроскопические частицы Честного Древа. В это время в Палестине и Сирии началось производство литых энколпионов для многочисленных паломников, которое к VI–VII столетию достигло промышленных масштабов. Традиция сохранения и передачи этих святынь существовала и в домонгольской Руси. В одной из новгородских берестяных грамот, датированной рубежом XI–XII столетий, прямо говорится о «честном древе» стоимостью «полупяты гривны».

Цена — «полупяты гривны» — показывает, что в домонгольскую эпоху, особенно после Четвертого Крестового похода, разорившего Константинополь, приобрести энколпион с подлинной или выдаваемой за подлинную частицей Креста Господня мог не только соборный храм или монастырь, но и просто зажиточный новгородец. Однако большое количество древнерусских энколпионов заставляет предположить, что внутри них чаще всего находились «вторичные святыни» — предметы, всего лишь соприкасавшиеся с подлинными святынями. Это могли быть частицы ткани, намоченные маслом из лампады, возжигаемой перед Крестом, кусочки покровов, лежавших на мощах святых, и т. д. Как считает А. А. Пескова, «на Руси, когда фонд мощей собственных святых еще не сложился, а мощи святых Вселенской Церкви были малодоступны, такие “соотнесенные” с источником культа реликвии должны были быть особенно актуальными».

Древнерусские энколпионы изготавливались из медных сплавов. Исключение составляют лишь два серебряных энколпиона, найденных при раскопках древнего Владимира, однако и они являются переливками начала XIII века более древних медных святынь. Это связано не только с дороговизной серебра, которое было привозным, но и с определенной аскетичностью Церкви и глубоким осознанием ценности самого содержимого энколпионов. Еще одну версию того, почему русские нательные кресты изготавливались преимущественно из меди, представляет известный специалист по древнерусскому искусству С. В. Гнутова: «Кресты-тельники должны были быть обязательно медными, так как, по библейскому преданию, пророк Моисей сделал “медного змия” и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на него, оставался жив (см.: Числ. 21, 8)».

Нательный крест прибалтийского происхождения. XIV век

Нательный крест прибалтийского происхождения. XIV век

Крестовидная привеска «скандинавского типа». IX век

Крестовидная привеска «скандинавского типа». IX век

Древнейший крест «скандинавского типа» с Распятием

Древнейший крест «скандинавского типа» с Распятием

Нательные кресты «скандинавского типа». X–XII века

Нательные кресты «скандинавского типа». X–XII века

Нательные кресты «скандинавского типа». X–XII века

Нательные кресты «скандинавского типа». X–XII века

Нательные кресты «скандинавского типа». X–XII века

Нательные кресты «скандинавского типа». X–XII века

Катастрофа монгольского нашествия не прервала, но в большой степени замедлила духовное и культурное развитие русского этноса. Упадок искусств и ремесел в XIV–XV веках проявился и в медной пластике. Исчезли крупные мастерские с развитыми технологиями литья, инкрустирования и эмалирования изделий.

Но поскольку без нательного креста русский человек и в эту эпоху не мыслил своей жизни, появилось множество мастеров-одиночек, отливавших кресты по своему собственному вкусу. Помимо того что эти изделия XIV–XV столетий зачастую оказывались технологически несовершенными, с плохо пролитыми и неясными изображениями, их стилистика настолько невнятна, что говорить о какой-то типологии просто невозможно. К тому же при большом количестве иконографических форм этого времени каждая из них, изобретенная кустарным литейщиком, сохранилась в весьма малом числе экземпляров.

Солярные подвески с крестами

Солярные подвески с крестами

Лунницы с крестами

Лунницы с крестами

Впрочем, непокоренным оставался Великий Новгород, где даже в самую темную эпоху продолжалось изготовление великолепно проработанных нательных крестов и энколпионов. Производились разнообразные нательные кресты и в Тверском княжестве, издавна тяготевшем к Новгороду. Недалека была эпоха Русского Возрождения, начавшаяся в искусстве и духовной жизни Руси уже во времена преподобного Сергия Радонежского, задолго до обретения политической независимости и государственного суверенитета…

Источник

Как выбрать нательный крест — этот вопрос стоит хотя бы однажды перед каждым. Нужно определиться, какая форма креста , материал, размер вам предпочтителен. Серебряные крестики бывают односторонними и двухсторонними. Односторонние крестики имеют стандартное изображение Распятия с одной стороны и надпись «Спаси и сохрани» или молитву с другой стороны.

На двухсторонних крестиках с одной стороны помещается изображение Распятого Иисуса Христа, а с другой изображение какой-либо иконы Божией Матери или какого-нибудь святого (Николая Чудотворца, Георгия Победоносца и других). Количество этих изображений также варьируется от одного до пяти-семи и более. Крестики серебряные в ассортименте.

Рейтинг
Загрузка ...