Какие драгоценные камни есть на северном кавказе

Древнейшая история Северного Кавказа

Древняя история человечества применительно к Северному Кавказу

Наиболее полно представить прошлое мы можем благодаря письменным источникам, но письменность возникла недавно, а до этого всю много тысячелетнюю историю человечества мы можем воссоздать по археологическим данным отчасти. Человек (homo sapiens) выделился из животной среды 2 миллиона лет назад и его последующая длительная эволюция оказалась разбита на несколько этапов, которые классифицируются учеными по материалам и технике изготовления орудий труда и оружия у других людей:

  1. палеолит (древний каменный век), от момента возникновения человечества до 10 000 лет до н.э.;
  2. мезолит (средний каменный век), от 10 000 до 5 000 лет до н.э.;
  3. неолит (новый каменный век), от 5 000 до 3 000 лет до н.э.;
  4. энеолит (медно-каменный век), 4 000 до 3 000 ет до н.э..

Древнейшая история Северного Кавказа

Золото или платина . Загадочный минерал в горах Кавказа

Согласно археологическим данным древнейший человек (архантроп) обитал на Северном Кавказе уже в эпоху палеолита. Самые древние стоянки датируются 350-1000 тысяч лет назад и обнаруживаются на территориях современных Чечни, Северной Осетии, Ингушетии, Дагестана, Равнинных районах Краснодарского края и Ростовской области. Наиболее древнейшие стоянки древних людей — стоянки на реках Псекупс и Иль в Краснодарском крае, Урочище Чумус-Иниц (юг Дагестана), окрестностях г. Кисловодск.

Человек эпохи позднего палеолита мог производить из камня наконечники копий, скребки, резцы, ножи, проколки, строил жилища в виде землянок, мог изготавливать меховую одежду. Основа социальной организации того времени — родовая община с экзогамией (с греческого, экзо — вне, гамос — брак) — запрет браков внутри одного коллектива и матриархатом. Для справки: эндогамия (с греческого, эндо — внури, гамос — брак) — брачные связи внутри племени.

В конце палеолита завершается формирование современного человека (homo habilis — человек умелый). На всей территории Северного Кавказа последовательно фиксируются находки, относящиеся к периоду мезолита и неолита, что ясно свидетельствует о том, что эволюция на Северо-Кавказских землях не прерывалась.

В эпоху неолита происходят самые значительные изменения: хозяйство древнего человека переходит от присваивающего к производящему. Возникают гончарное дело, прядение, используются множество приемов обработки камня. Стоянки неолита прослеживаются на всей территории Северного Кавказа. Наибольшую известность приобретают стоянки на реке Зеленчук и реке Кубань (КЧР), стоянка Ястак-Кудук (Калмыкия).

Лингвистическая ситуация на Северном Кавказе в древности

По мнению ученых именно в эпоху неолита происходит формирование языковых семей, а затем и выделение отдельных языков. Предполагают, что 3000 лет до н.э. на языках автохтонных народов Кавказа (абхазо-адыгская, нахская, дагестанская группы) говорили на достаточно обширной территории, куда входили Малая Азия, Закавказье, Западная часть Ирана. Доказано, что отдаленными родственниками вайнахских языков были Урартский и Хурритский (хуриты — древний народ, 3 тысячи лет до н.э. на территории современных Сирии и северного Ирака). Урартский язык исчез на протяжении 1-ой тысячи лет до н.э., вытесненный протоармянским.

Интересные камни в горах Кавказа.

На языках абхазо-адыгской группы говорили не только на Западном и Центральном Кавказе, но и в восточной части современной Турции. В лингвистическом отношении к ним был близок язык древнего народа хеттов, обитавшего в 2000-начале 1 000 году до н.э. в центральном и восточном районах Малой Азии.

Наречия современной дагестанской языковой группы также охватывали более обширные ареалы, включавшие в себя нынешний Азербайджан и часть Ирана. Почему сузились ранее существовавшие языковые области наука четкого ответа не дает.

Местные археологические культуры

В конце 4000 лет до н.э. начинается оформление локальных археологических культур. На территориях современных Дагестана, Чечни, Осетии обитало население, которое археологи причислят к куро-аракской культуре. Ареал этой культуры охватывает большую часть Закавказья, верховья реки Евфрат, некоторые территории Ближнего востока.

По неизвестным причинам к 3 000 летию до н.э. развитие земледельческо-скотоводческих племен Северного Кавказа замедляется. Куро-аракская общность распадается и нарастают локальные отличия. Появляется большое археологическое разнообразие.

В западной и центральной частях Кавказа в 3 000 — 2 000 лет до н.э. фиксируются племена, которые современные археологи относят к Майкопской культуре. В 1897 году российский ученый востоковед Н.И. Веселовский в окрестностях города Майкоп раскапывает курган Ошад, под насыпью которого оказалась могила с необычными находками. Были обнаружены: характерные золотые бляшки в виде львов, быков и прочих зверей, золотые кольца, бусы из золота и серебра, изделия из полудрагоценных и драгоценных камней (сердолика, бирюзы, лазурита и прочих). В этом же захоронении были найдены глиняная и бронзовая посуда, медные и каменные топоры, кремниевые наконечники стрел.

Читайте также:
Камни значение и свойства хризолит

После раскопок Веселовского, захоронения с подобным набором инвентаря обнаруживатся в других частях Северного Кавказа и всем им дается условное название как памятники Майкопской культуры. Вскрытые археологами погребения Майкопской культуры свидетельствовали о высоком уровне развития производительных сил ее представителей.

Ученые констатировали прочные навыки майкопцев в обработке мягких металлов, гончарном ремесле. Большое развитие получило скотоводство. Предполагают, что племена Майкопской культуры жили в патриархально-родовым обществом, в котором тем не менее уже были элементы социального неравенства. Исследователи выделят три основных слоя:

  1. вожди племен и родовые старейшины;
  2. свободные рядовые общинники;
  3. патриархальные рабы или домашние рабы, которые жили в семьях свободных жителей общин. источник рабства — плен.

Следы Майкопской культуры сохраняются до начала 2-го тысячелетия до н.э., при этом некоторые черты сходства с ней фиксируются в отдельных районах современных Сирии, Ирака, Восточной Турции.

Другие культуры на Северном Кавказе:

  • Дольменная культура
    (также культура строителей дольменов) — археологическая культура среднего бронзового века (2400-2100 год до н.э.). В настоящее время занимает преимущественно горные лесистые территории по обе стороны Главного Кавказского хребта. На востоке ограничивается бассейном реки Лаба, но, возможно, захватывала Карачаево-Черкесию и распространялась до города Железноводска в Ставропольском крае. По побережью Чёрного моря доходит до города Очамчира в Абхазии. В некоторых районах её ареал выходит и на равнинные территории (Таманский полуостров; возможно, г. Майкоп и аул Уляп в Адыгее).
    Поселения дольменной культуры располагались ближе к воде, на речных террасах или приречных склонах. Известны стоянки строителей дольменов на возвышенностях: на Богатырской поляне (около станицы Новосвободной) и на горе Аутль (у села Солох-аул).
  • Северокавказская культура
    существовала в конце 3 000 — начале 2 000 лет до н. э. в рамках Циркумпонтийской металлургической провинции. Северокавказская культура пришла на смену Майкопской культуры, занимала всю её зону и частично зону Кура-Араксской культуры. На Севере смыкалась с археологическими культурами южно-русских степей (в частности, с катакомбной исрубной). На Юго-Западе — с территориями распространения Дольменной культуры Западного Кавказа. На Востоке — с древней культурой Дагестана, южная граница проходила по Главному Кавказскому хребту. Культура известная главным образом по погребениям, поселения изучены мало. Обряд захоронения включал в себя создание для покойного камеры на дне вертикальной ямы, тело чаще всего укладывалось на спину в вытянутом положении, в ногах помещался сосуд с пищей. Население Северокавказской общности было оседлым, использовало оловяннистые бронзы и многие новые технологии металлообработки. Гончарный круг известен не был. Некоторые ученые к Северокавсказской общности относят и специфические Дольмены, в которых 5 огромных плит образуют закрытое помещение, в которое помещается тело умершего.
  • Каякентско-Хорочоевская культура
    археологическая культура племен Дагестана и восточной Чечни позднебронзового века (кон. 2-го — нач. 1-го тыс. до н. э.), представленная могильниками. Первые паматники раскопаны у станицы Каякент (Даг. АССР) и у села Хорочой (Чечено-Ингуш. АССР). Могильные комплексы характеризуются сидячим или скорченным положением погребенных в каменных гробницах с произвольной ориентацией покойников, небольшим количеством бронзовых предметов и лепной посудой, обмазанной с внешней стороны жидкой глиной и украшенной налепными валиками или штрихами в елочку. Оружие в погребениях отсутствует. Характерные украшения: бронзовые височные подвески, сурьмяные бусы, медные трубочки и конусовидные подвески -принадлежности головного убора. Памятники Каякентско-Хорочоевская культуры разделяются на 2 группы — восточную (приморский Дагестан) и западную (горний Дагестан и Чечня). В центральной части горного Дагестана (могильник у села Чох) выделена новая группа памятников Каякентско-Хорочоевская культуры, отличающаяся особой формой могил в виде овальных в планеколодцев и другими особенностями. Основу хозяйства племен Каякентско-Хорочоевская культуры составляли земледелие и особенно скотоводство. Развивались металлообработка и гончарное дело. Утверждались патриархальные отношения.
  • Катакомбная культура
    Первооткрывателем катакомбной культуры является В. А. Городцов, который в 1901—1903 годах в процессе исследования курганных древностей Северского Донца обратил внимание на погребения в катакомбах — специфическое погребальное сооружение, состоящее из вертикального колодца (входной ямы), дромоса (проход в виде коридора) и погребальной камеры (место погребения). В соответствии с конструктивными особенностями погребального сооружения, выделенная им культура получила название катакомбной. Позже исследователи обратили своё внимание на неоднородность катакомбных памятников на различных территориях, что способствовало выделению в 50-60-х годах ХХ века ряда локальных вариантов. С накоплением археологического материала создались предпосылки для осмысления локальных вариантов в качестве самостоятельных археологических культур единой катакомбной культурно-исторической общности, что в конечном итоге и было проделано в начале 70-х годов ХХ века исследователями Л. С. Клейном и О. Г. Шапошниковой.
  • Кобанская культура
    археологическая культура на Кавказе в периодыбронзового (XIII/XII — IV вв. до н. э.) и железного веков (VII — III вв. до н. э.). Представители культуры проживали от верховий реки Кубань и до территорий современного Дагестана, область сосредоточения поселений находилась в центральной части региона, по обе стороны от Большого Кавказского хребта. Антропологические носители — автохтонные представители кавкасионского типа, вероятно, приняли участие в этногенезекарачаевцев, балкарцев, осетин, вайнахов (бацбийцев, ингушей, чеченцев).
    Кобанская культура названа по имени первого своего обнаруженного могильника — «кобанского», который, в свою очередь, назван исследователями по североосетинскому селению Кобан, где в 1869 году были найдены древние материальные памятники прикладного искусства.
Читайте также:
Том форд чей бренд

Еще по теме:

  • Красивейшие места Северного Кавказа
  • Народы Северного Кавказа
  • Генетика населения Кавказа не менялась 8 тысяч лет

Источник: ncau.ru

Великий шелковый путь проходил и по нашим ущельям?

Принято считать, что Епископия Кавказия, одно из подразделений Аланской епархии (о ней имеется упоминание в акте Константинопольской патриархии 1364 года), располагалась в районе селения Верхний Чегем, ныне Эль-Тюбю. Это предположение выдвинул известный ученый В. А. Кузнецов, писавший в своей работе «Христианство на Северном Кавказе до XV века»: «Само название «Кавказия» содержит в себе конкретно-географическую информацию о Кавказских горах. Я … пришел к заключению, что наиболее вероятный вариант – отождествление Кавказской епископии с Верхним Чегемом в Балкарии, ибо здесь наблюдается концентрация христианских древностей. Первые сведения о них в 1826 г. сообщил кизлярский дворянин Алексей Тузов, побывавший в верховьях р. Чегем: он видел две каменные церкви, которые «во всякой целости, токмо без глав и стоят впусте», несколько фундаментов и стен бывших часовен с «иконным писанием» и греческие книги». И далее у него же читаем: «В Верхнем Чегеме сохранились остатки трех (есть сведения о четырех) церквей небольших (максимальная длина церкви 30 м, ширина 6 м)… Довольно обстоятельно древности Верхнего Чегема описали В. Ф. Миллер и M. M. Ковалевский, побывавшие здесь в 1883 году».

912_8834big

Действительно, работа означенных авторов «В горских обществах Кабарды» (1884) содержит подробное описание христианских памятников: «В версте от аула на одной площадке этой скалы остатки башни, построенной из местного камня на крепком цементе. Поднимаясь зигзагами вверх к башне, укрепленная каменными перильцами тропа ведет далее по краю горы карнизом на восток к горной пещере, вероятно служившей караульней. Внизу, у подножия той же горы, заметны следы других построек»…

И вывод: «Можно предположить, что наверху горы была некогда монастырская обитель»…
А вот заключение В. А. Кузнецова: «Это была самая удаленная и глухая епископия Аланской епархии, по тем временам почти недоступная. …Очертить владения епископов Кавказии не представляется возможным. Думается, что предгорная равнина принадлежала в духовном отношении епископии Ахохии (о ней мы писали в материале «Епископия Ахохия». Газета Юга. 2011, №). Поэтому юрисдикция (или ее видимость) епископа Кавказии скорее всего могла ограничиваться горными ущелиями Балкарии и частично Северной Осетии, особенно ее западной части – Дигории».

Итак, как видите, в Верхнем Чегеме располагалась внушительная христианская миссия. Одно перечисление оставшихся от нее построек чего стоит: три или четыре церкви, несколько часовен, монастырская обитель… А теперь вспомним, где находится Верхний Чегем, как сюда добираться. И сегодня это селение считается одним из самых отдаленных в Кабардино-Балкарии, более того, современная дорога, пробитая сюда, нуждается на ряде участков в постоянном контроле по причине частых оползней. Еще в начале XX века путь сюда из Нальчика занимал двое, а то и больше суток. А что говорить о прошлых столетиях!

Почему же для расположения Епископии Кавказии было выбрано столь отдаленное и скажем прямо не самое удобное место? Следовательно, помимо религиозной должна была присутствовать другая, не менее важная – функциональная составляющая. И могла ей быть только торговля, игравшая в те времена великую роль.

Здесь надо вспомнить о Великом шелковом пути (ВШП) – средневековой караванной дороге из Китая через Среднюю Азию, Персию и далее по морю в Европу. Означенный термин – Великий шелковый путь – был введён в 1877 году немецким географом Рихтгофеном, а первый верблюжий караван с шёлком и бронзовыми зеркалами вышел из Китая в 121 году до н. э. Везли по этому пути вначале прежде всего главное платежное средство того времени – китайский шелк, столь востребованный Западной Европой, долгое время не знавшей секрета его производства. Везли также драгоценные камни, фаянсовые и фарфоровые изделия, разнообразные пряности, за которые европейцы расплачивались драгоценными металлами – золотом и серебром. Путешествие по Великому шелковому пути было и опасным (караваны грабили, купцов убивали) и длительным (от 260 дней до года и более). Впрочем, это особая тема разговора и написано о ней великое множество книг.

Читайте также:
Волосатик камень свойства знак зодиака

Но причем тут Кабардино-Балкария, спросит кто-то, ведь ВШП проходил совсем в стороне от нас? Здесь надо вспомнить, что, обратимся к Википедии, «в результате ирано-византийских войн VI–VII вв. по территории Северного Кавказа был проложен один из маршрутов Великого шёлкового пути.

Это произошло из-за попытки персов блокировать торговые связи Византии путём обложения греческих купцов высокой пошлиной. В связи с этим караваны из Китая и Средней Азии пошли в обход державы Сасанидов. Они стали огибать Каспийское море не с юга, а с севера — двигаясь через Северный Прикаспий на Северный Кавказ. В связи с этим на Кавказе появились два ответвления Великого шёлкового пути — Мисимианский и Даринский».
О них известно из византийских источников и вели они к Черноморскому побережью. Первый, процитируем статью В. Кузьмина «Великий шелковый путь на Кавказе», «по Кубани (из Кисловодской котловины) на Клухорский и Марухский перевал и далее вниз по Кодору в Севастополис (Сухум) или на восток через Бедию и Мокву к морю»; второй – «на Санчарский перевал и далее вниз по Бзыби в Питиунт (Пицунда) и по Мзымте через Красную Поляну в Адлер».

И у него же читаем: «Император Юстиниан, распространивший религиозное и военно-политическое влияние своего государства от Африки до Кавказа, приложил все усилия для того, чтобы изменить привычные маршруты караванов, идущих из Китая, и направить их к Понтийскому побережью (ныне Черноморскому) именно через горные перевалы Северного Кавказа, в обход Персии. Этот правитель хорошо понимал, что для обеспечения безопасности торговых караванов было жизненно необходимо заручиться поддержкой местного населения».

И здесь высказывается достаточно парадоксальная мысль – строительство храмов в горах надо связывать не столько с христинизацией этого самого местного населения, как с необходимостью обслуживания торговых путей. При таком взгляде действительно становится понятным и объяснимым почему на Северном Кавказе большинство архитектурных сооружений, предназначенных для совершения богослужений и религиозных обрядов, находятся высоко в горах, труднодоступны, а отсюда не могли быть активно посещаемы.

Об этом же писал знаменитый военный историк кавказских войн Василий Александрович Потто (1836–1911): «Иные храмы, напротив, теснятся к людным торговым путям, с глубокой древности прорезавшим черкесскую землю от Черного моря через ущелья Кавказских гор, к верховьям Кумы и Кубани. При этих храмах обыкновенно встречаются и развалины каменных зданий, называемых черкесами вообще «домами эллинов». Быть может, то были греческие монастырские подворья, с устроенными при них караван-сараями, так как в те стародавние времена распространение христианства шло об руку с развитием торговли,— и купец, и священник, каждый по-своему, служили общему делу веры и цивилизации».
А вот как эту мысль развивает В. Кузьмин: «…В отдаленные горные районы Северного Кавказа устремились христианские миссионеры… Поначалу монахи, прибыв туда, строили скиты и мало-помалу обживались, а как только жизнь входила в нужное русло, начинали возводить монастыри, к которым тянулись люди, коих в эпоху великого переселения народов было множество. Пришедшие странники оседали в этих местах и начинали помогать монахам в строительстве дорог и укреплений. Так вокруг монастырей возникали поселения, жителей которых христианские подвижники не только обращали в свою веру, но и учили различным ремеслам, лечили и просвещали.

Подобная деятельность церкви была на руку и караванщикам, остро нуждавшимся в опорных пунктах, надежно защищенных крепостными стенами. Здесь они могли сменить лошадей и охрану, нанять проводников, отремонтировать пришедшее в негодность за время пути снаряжение, переночевать в безопасности, переждать непогоду и получить надежную информацию о том, что или кто может их ожидать на следующих участках пути. …Поскольку в горах не строили караван-сараев и приют путники получали в монастырях, то «метками», по которым ученые восстанавливают караванные маршруты Великого шелкового пути, являются церковные постройки X–XV веков.

…Великий шелковый путь, пролегавший через Северный Кавказ, использовался купцами вплоть до 1453 года, так как после легендарного падения Константинополя под натиском турок-османов торговля шелком замерла. Люди начали покидать эти места, храмы стали постепенно приходить в запустение, башни укрепленных комплексов превращались в жилища оставшихся жителей, а память об их строителях почти растворилась в толще времени».

Читайте также:
Как одеть заднюю крышку наручных часов

Есть у цитируемого нами автора и такой пассаж: «Христианские храмы (монастырские) стали строить в Закавказье с VI века, синхронно в Армении, Грузии, Албании (нынешний Азербайджан и Южный Дагестан). Тогда же строятся храмы в Абхазии и на севере от неё в сопредельной Алании (в Карачае). В XII–XIII вв. храмы строятся в Осетии, Ингушетии и Дагестане. Нет и, вероятнее всего, не было храмов в Балкарии и Чечне».

Относительно Чечни спорить не будем, а о Балкарии, конкретно Верхнем Чегеме, мы уже сказали выше. Обилие возведенных здесь построек позволяет сделать вывод о том, что не все они носили культовый характер; скорее всего один из многочисленных фундаментов (не тот ли, длина которого составляла 30 метров?) остался от караван-сарая. Напомним, так называлось большое общественное строение на дорогах и в ненаселенных местах, служащее кровом и стоянкой для путешественников.

И тогда, если вывод В. Ф. Миллера и M. M. Ковалевского о том, что в Верхнем Чегеме находилась и монастырская обитель верен, то находит подтверждение и предположение того же В. Кузьмина, что именно «монахи прокладывали дороги, наводили переправы через реки, поддерживали их в рабочем состоянии». И его же резюме: «Купец и монах, олицетворявшие собой торговлю, религию и культуру, шли в горы «в одной связке». Именно они создавали в глухих и диких ущельях очаги цивилизации».
Попытаемся обобщить сказанное. Если наше умозаключение о том, что по Чегемскому ущелью и далее через перевал Твибер (3607 м), ведущий в Грузию, к Черному морю, проходило одно из ответвлений Великого шелкового пути, то становится объяснимым, почему Епископия Кавказия располагалась столь высоко в горах – здесь, в Верхнем Чегеме, самое удобное место для отдыха путников, которым предстояло труднейшее испытание – переход на другую сторону Главного Кавказского хребта.

Впрочем, справедливости ради надо сказать, что через нашу республику проходил еще один древний караванный путь – по Балкарскому, называемому ныне Черекским, ущелью. Именно по нему в 1651 году ехало в грузинскую Имеретию русское посольство. Возможно и он имеет какое-то отношение к Великому шелковому пути…

Источник: viktorkotl.livejournal.com

Полезные ископаемые Кавказа – список и описание Северного Большого Кавказа кратко (8 класс, география)

Полезные ископаемые Кавказа – список и описание Северного Большого Кавказа кратко (8 класс, география)

Северный Кавказ — географический район, расположенный на юге европейской территории России. Кавказские горы являются молодыми. Относятся к эпохе альпийской складчатости. Район сейсмически активный, горообразование продолжается. Внедрение магмы ведёт к образованию полезных ископаемых магматического происхождения.

В горах много рудных месторождений.

Кавказские горы

Горная система расположена между Чёрным и Каспийским морями. Состоит из нескольких хребтов. Главным является Водораздельная цепь Большого Кавказа. В его пределах выделяют Западный, Восточный и Центральный Кавказ. На территории Центральной части Кавказа расположены самые высокие вершины.

Горную страну делят на Большой и Малый Кавказ. Первая часть расположена на территории России, вторая — за пределами государства.

Полезные ископаемые Кавказа – список и описание Северного Большого Кавказа кратко (8 класс, география)

Рис. 1. Фрагмент физической карты Кавказа.

Горы и хребты сложены кристаллическими породами. Территория, примыкающая к горам, представляет собой обширные равнины, сложенные осадочными горными породами. В основании находится молодая плита.

Геологическое строение помогает понять, какие полезные ископаемые добывают на Кавказе.

Полезные ископаемые Большого Кавказа

Горные районы богаты рудами. Их разнообразие дано в списке:

  • железные руды на территории Кабардино-Балкарии;
  • марганцевые — район Северной Осетии;
  • медные;
  • полиметаллические;
  • вольфрамово-молибденовые в районе Тарныауза;
  • свинцово-цинковые в районе Владикавказа и другие руды.

Кроме указанных металлов, руды содержат никель, кобальт, золото и серебро, индий, кадмий, висмут и другие. Месторождения приурочены к хребтам Большого Кавказа.

Полезные ископаемые Кавказа – список и описание Северного Большого Кавказа кратко (8 класс, география)

Рис. 2. Минеральные ресурсы Кавказа на карте.

Среди полезных ископаемых Кавказа много нерудного сырья. Это мергель, известняк, доломит, гранит, базальт и другие. Породы и минералы залегают на поверхности, используются в строительстве.

В недрах залегают поделочные камни: змеевики, яшмы, обсидианы, аметисты, халцедоны и т. д.

В северной части Кавказского хребта найдена разновидность кварцита — исландский шпат. Минерал способен поляризовать лучи света, поэтому нашёл применение в оптике.

Известны на весь мир Кавказские Минеральные Воды. В районах их выхода расположены курорты: Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск.

Полезные ископаемые Кавказа – список и описание Северного Большого Кавказа кратко (8 класс, география)

Рис. 3. Минеральная вода Кавказа: Нарзан, Ессентуки.

В Предкавказье расположены месторождения нефти и газа.

Полезные ископаемые Северного Кавказа перечислены кратко. Исходя из перечисленного сырья, можно сделать вывод о богатстве района. Много рудных месторождений расположено в пределах Малого Кавказа.

Читайте также:
Чем мыть золото в домашних условиях

Месторождения разрабатываются сравнительно недавно. Многие бассейны расположены в труднодоступных районах.

С природными богатствами Кавказа знакомит география 8 класса. Сырьё является основой для развития хозяйства региона.

Что мы узнали?

Кавказ — молодые горы, расположенные в районе альпийской складчатости. В пределах горной страны расположены многочисленные месторождения рудных полезных ископаемых. Есть залежи поделочных камней, нерудного сырья.

Источник: sprint-olympic.ru

ТОП-10 самых красивых мест на Северном Кавказе, которые нужно посетить

ТОП-10 самых красивых мест на Северном Кавказе, которые нужно посетить

Лазурные озера на склонах гор, живописные каньоны, ледяные пещеры, призрачные аулы, мощные водопады – все это суровая, но захватывающая дух красота Северного Кавказа. Мы собрали для вас ТОП-10 красивейших мест самого высокогорного края страны, которые обязательно нужно посетить. Читайте и вдохновляйтесь!

Софийские озера

На склонах Кёль-Баши раскинулись три живописных озера, уединенных и удивительно красивых. В тихих водах отражаются сосны и величественные горы. Снег на горных склонах тает только к середине июля, когда из-под пышной снежной шапки начинает пробираться изумрудная трава. Софийские озера – лучшее место для любителей уединенного отдыха. Воздух здесь упоительно свеж и ароматен.

Софийские озера

Водопад Тобот

Один из самых высоких водопадов Северного Кавказа. Величественный Тобот красив круглый год. Зимой – какой-то сказочной красотой, когда он весь замерзает и напоминает гигантскую сосульку, внутри которой бежит вода. Весной он оживает и начинает спадать с живописных скал, а у его подножия образуется небольшое озеро. Вблизи водопада расположен Цолотлинский каньон и старинная крепость, построенная по приказу императора Александра Второго.

 Водопад Тобот

Хаджохская теснина

С плато Лаго-Наки спускается стремительная река, которая за тысячи лет своего существования промыла Хаджохскую теснину – глубокий и очень живописный каньон.

Теснина окружена скалами, с подвесного мостика открывается прекрасный вид на стремительную реку

Неподалеку находится зоопарк с енотами, лисицами, африканскими страусами и кавказскими медведями.

Хаджохская теснина

Карстовые озера

В Черекском районе между скалами спрятались голубые озера – настоящее чудо природы. Нижнее озеро ежегодно теряет несколько миллионов литров воды, но на его глубине это не сказывается. При этом в него не впадают реки или ручьи, и ученые не нашли этому объяснения. Воды озера богаты сероводородом, который и придает им удивительный лазурный оттенок.

Озера в Кабардино-Балкарии

Живописная трасса Джилы-Су

Трассу в урочище Джилы-Су называют одной из самых красивых дорог в России. Дорогая проходит через Ставрополье, Карачаево-Черкесию и Кабардино-Балкарию, поэтому, проезжая по ней, можно увидеть изумительные места. Протяженность трассы составляет 85 км, и на протяжении всего пути путешественникам виден грозный страж Кавказа – великий Эльбрус. По обе стороны дороги расстилается Долина нарзанов, мелькают альпийские луга. По этой дороге можно доехать до легендарного туристического убежища – поляны Эммануэля, с которой было совершено первое покорение Эльбруса.

Трасса Джилы-Су

Озеро Провал

Озеро Провал

Призрачный аул Гамсутль

Гамсутль – древнейшее дагестанское поселение. Красивое, но немного пугающее пустынное место расположено на вершине горы. Звенящая пустота аула-призрака нарушается только шумом бегущей реки и криками хищных птиц, которые кружат над горами. Гору до самой вершины покрывают пустые каменные дома, на дверях самых древних видна арабская вязь.

Ни местным жителям, ни историкам не удалось узнать, кем и когда было основано селенье. Это один из самых популярных маршрутов в Дагестане.

Аул Гамсутль

Алибекский ледник

Алибекский ледник – огромный ледяной массив, настоящий снежный великан Северного Кавказа.

Эта природная наледь расположена в низине Тебердинского заповедника, поэтому добраться сюда можно даже без специальной подготовки

Лучше приезжать к леднику в солнечную погоду, когда снежные массы подтаивают. Рядом находится красивое озеро и большой водопад. На рассвете сюда приходят первобытные дикие быки.

 Алибекский ледник

Кезенойам

Завальное озеро на склоне Андийского хребта. Это самое глубокое озеро Кавказа с чистейшей голубой водой. В водах водится эйзенамская форель – узкоареальный эндемик, исчезающий вид рыбы, который обитает только в этом озере. Вокруг раскинулись цветущие величественные горы, на зеленых склонах которых пасутся овцы. У берега растут редкие виды растений, например, черный тмин.

Кезенойам

Плато Бермамыт

Одно из самых живописных мест региона и популярнейший туристический объект. Плато пленяло красотой великих поэтов, например, Лермонтова.

Кристально чистый воздух, тишина, и, кажется, что до Эльбруса можно дотянуться рукой. Туристы говорят, что такого вида на гору, как с этого плато, нет больше нигде. Единственный недостаток плато – непредсказуемая погода. Здесь часто бывают густые туманы и дожди, из-за которых не видно гору. Туристический сезон длится с мая по ноябрь.

В другое время плато полностью покрыто снегом.

Источник: sunmag.me

Рейтинг
Загрузка ...