Главные герои сказки «Серебряное копытце» старый дедушка Кокованя, маленькая девчонка Дарёнка и ее кошка Мурёнка живут все вместе. Какое-то время назад Дарёнка потеряла родителей и добрый дедушка взял ее к себе жить. Вместе с малышкой в дом попала и ее любимая кошка. Жили они дружно, никогда не обижали друг друга, а по вечерам пожилой мужчина рассказывал интересные истории своей новой подопечной.
Самой любимой сказкой маленькой девочки была история о диком козлике, из под копыт которого летели настоящие драгоценны камни. Стоило только животному несколько раз стукнуть своей ножкой о землю, как тут же сыпались из-под копыта самые настоящие самоцветы. Случилось однажды Коковане уйти далеко от избушки и оставить Дарёнку одну дома с ее питомцем. Девочка смогла выследить в лесу волшебного козлика и самой лично убедиться, что такое животное действительно существует.
Несколько дней не было дедушки, и все это время козлик бегал вокруг избушки и стукал своим волшебным копытом. Но потом вернулся главный персонаж и тоже увидел необычайное волшебство. Длилось это недолго, убежал зверь обратно в лес, и кошка Мурёнка тоже за ним ушла. Погоревали немного дедушка с внучкой и зажили прежней жизнью.
Красивые камни в различных оправах.
Развитие событий
Наступила зима, Кокованя засобирался на охоту. Маленькая сиротка стала проситься с ним, ей очень хотелось увидеть сказочное животное. Старик сначала не соглашался, так как негоже девочкам бродить по зимнему лесу. Но все-таки хорошенько подумав, согласился, правда, с условием — «в лесу не реветь и домой ни в коем случае не проситься».
Они собрались и отправились в крошечную избушку, расположенную на опушке леса. Старик ежедневно уходил охотиться, а сиротка ждала его у окна. Когда мяса накопилось слишком много, Кокованя пошел в деревню за санями, а девочка осталась в избе одна.
Когда на улице стемнело, она услышала непонятный шум, сиротка выглянула в окошко и увидела небольшого козлика с маленькими рожками. Вначале Даренка подумала, что это просто видение, она отворила дверь и увидела животное с серебряным копытцем.
Неожиданно козел запрыгнул на крышу и принялся бить по ней копытцем, из-под которого во все стороны разлетались разноцветные искры — драгоценные камушки. Когда Кокованя вернулся, то вся избушка была усыпана самоцветами.
Они собрали их и до конца жизни жили в достатке. Так выглядит сказка в сокращении, но для полной картинки стоит ознакомиться с полной версией произведения.
Персонажи произведения
Сказ читают вслух тихо, задушевно, немного грустно. Повествование ведется от лица заинтересованного рассказчика, который передает читателям сочувствие к простым обездоленным людям, вынужденным работать на приказчика до глубокой старости. Постепенно читатели знакомятся с главными героями «Серебряного копытца»:
- Кокованя. Мудрый и заботливый дед, оставшийся без семьи. Мечтал усыновить мальчонку и обучить своему мастерству. Умелый охотник, по характеру добрый и веселый, мастер сказывать сказки. Необычное имя персонаж получил от слова «коко», что в словаре пермских говоров обозначает «горевать», «печалиться».
- Даренка. Осиротевшая девочка пяти-шести лет, которую Кокованя взял на воспитание вместо мальчика. Рассудительная, трудолюбивая, мечтательная. Умеет вести хозяйство. Хочет увидеть волшебного козла, рассказы о котором услышала от дедушки.
- Муренка. Бурая кошка девочки, которая тоже живет в доме Коковани. Все понимает, по-своему разговаривает (мурлычет).
- Серебряное копытце. Волшебный козел, который стал другом Муренки. Осторожный, всегда уходит от преследования.
Краткий пересказ
(417 слов) Сказка «Серебряное копытце» начинается с описания жизни Коковани – одинокого старика, решившего взять на воспитание сироту. По совпадению незадолго до этого осиротела одна из соседских семей: родители погибли, старших детей отдали, а вот шестилетнюю Дарёнку пристроить никак не удавалось. Хоть девочка и жила на временном попечении одной из семей, ей там было плохо: больше десяти других детей, недостаточно на всех еды. Так и решил Кокованя забрать сиротку к себе, чтобы помочь ей и самому себе. Дарёнка согласилась жить со стариком, прихватив с собой и кошку Мурёнку.
Узнавая друг друга лучше, Кокованя и сиротка жили в мире и согласии. Старик уходил на работу, а Дарёнка занималась домашними делами. Девочка узнала, что Кокованя занимается охотой. И особенно её заинтересовала история про необычного козла:
«У него на правой ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой камень».
Шло время, а сиротка только об этом козле и говорила. Настала осень – Кокованя собирался в лес, чтобы проверить, где больше козлов пасётся. Дарёнка просилась пойти с ним, но он остановил её, указав на то, что того самого особенного козла можно отличить лишь зимой – по наличию пяти рожков.
Зимой Дарёнка всё же упросила старика взять её в лес, хоть он и выступал против этой идеи. Разместились трое в лесном балагане – старый охотник, сиротка и кошка Мурёнка, поспешившая вслед за своей хозяйкой. За время пребывания в лесу накопилось у них много добычи – пришлось старику отправлять за лошадью на завод, а Дарёнке — оставаться в лесном домике одной на ночь.
Стемнело, сиротка смотрела в окошко и разглядела козла с пятью рожками. Выбежала и никого не застала. На следующую ночь Дарёнка услышала топот: по стенам, у окошка, потом у двери. Открыв дверь, девочка увидела того самого козла, но он снова сбежал, как сиротка ни старалась его приманить.
На третью ночь Дарёнка уже начала переживать из-за отсутствия Коковани, да и Мурёнка куда-то делась. Выйдя на улицу, девочка обнаружила кошку рядом с козлом – они бегали вместе, будто даже переговаривались. Животные вернулись к дому, козёл запрыгнул на крышу и начал бить копытцем. Тогда по крыше посыпались драгоценные камни, и не было им счёта.
И к этому времени вернулся Кокованя и подивился тому, во что превратился лесной балаган. Мурёнка подскочила к козлу, громко мяукнула и исчезла вместе с козлом.
Кокованя начал было собирать камни в шапку, но Дарёнка остановила его, чтобы утром поглядеть на случившееся. Но только утром от камней не осталось и следа. Ни козла, ни Мурёнки больше никто не видел, да только люди начали находить красивые камни там, где в ту ночь скакал козёл.
Пересказ «Серебряного копытца» с цитатами
На заводе работал одинокий старик по прозвищу Кокованя. Семьи у него не было, и однажды он решил взять на воспитание сиротку. Кокованя поинтересовался у знакомых, есть ли у кого не примете беспризорный ребенок. Ему ответили, что недавно «осиротела семья Григория Потопаева»: старших девочек взял к себе на работу местный барин, а шестилетняя Даренка оказалась никому не нужна.
Призадумался Кокованя – он хотел взять к себе мальчонку, чтобы обучить своему делу, вырастить помощника на старость. Когда же он узнал, что за девочкой нет никакого ухода, и чужие люди, поселившиеся в доме ее родителей, каждый раз попрекают сиротку куском хлеба, он согласился забрать Даренку к себе.
В праздничный день Кокованя навестил семью, в которой жила девочка. Он познакомился с ней, рассказал, что летом занимается добычей золота, а зимой охотится. Чтобы заинтересовать сиротку, он рассказал ей историю о необыкновенном козле. Подробности же старик пообещал сообщить, если Даренка согласится переехать к нему.
Девочке «любопытно стало про козла-то узнать», да и дедушка показался ей добрым и ласковым. Она согласилась переехать к нему, но с одним условием – взять с собой худенькую и ободранную кошку Муренку, к которой она успела привязаться всем сердцем.
Так стали они жить втроем: большой бородатый дед Кокованя, «махонькая» Даренка, да кошка Муренка. По утрам старик уходил на работу, девочка «в избе прибирала, похлебку да кашу варила», а кошка ловила мышей.
По вечерам, после ужина, Кокованя рассказывал своей воспитаннице сказки, которые он знал в великом множестве. Даренка слушала их с большим удовольствием, но каждый раз просила дедушку рассказать ей о волшебном козле. Кокованя поведал, что у того козла «на правой передней ноге серебряное копытце».
Топнет он тем копытцем, и появится драгоценный камень, топнет дважды – еще один самоцвет появится, «а где ножкой бить станет — там груда дорогих камней». Даренку так впечатлил рассказ о необычном козле, что с той поры она не давала старику покоя. Она постоянно расспрашивала, есть у того козла рога, и какая у него шерстка, и чем он питается.
С наступлением зимы Кокованя засобирался на охоту. Узнав об этом, Даренка принялась умолять взять ее с собой, чтобы хоть краем глаза увидеть волшебного козла. Поначалу старик отказывался – негоже было маленькой девочке ходить по зимнему лесу. Но после согласился с одним условием – «чур, в лесу не реветь и домой до времени не проситься».
Так вместе с Даренкой и ее неразлучной подругой Муренкой Кокованя перебрался в крошечную избушку на опушке леса. Каждый день он ходил на охоту, и к вечеру приносил одного или двух убитых козлов. Когда у них накопилось много мяса, старик отправился в деревню за лошадью, а Даренка осталась одна в избушке.
Как стемнело, заметила она в окне маленького козлика с рожками. Девочка подумала, что ей это привиделось, но спустя время услышала топот копыт, отворила дверь и увидела неподалеку козла с серебряным копытцем. Кокованя задерживался, и Даренка загрустила. Совсем уж она испугалась, когда заметила пропажу Муренки. Выбежала девочка на улицу искать свою любимицу, да так и остолбенела – на лесной опушке Муренка вовсю резвилась с волшебным козлом.
Неожиданно козел взобрался на крышу избушки и принялся «по ней серебряным копытцем бить». Во все стороны посыпались разноцветные искры – это камни-самоцветы отпрыгивали от его волшебного копытца. Когда же Кокованя вернулся, весь дом был усыпан драгоценными камнями. Дедушка собрал целую шапку самоцветов, и благодаря им до конца своих дней Кокованя и Даренка жили в полном достатке. Жалко было им лишь Муренку, которая исчезла вместе с Серебряным копытцем…
Старый охотник Кокованя остался один и надумал взять сиротку. Выбор пал на Даренку — маленькую девочку, которая недавно осиротела. Девочка согласилась идти к нему в дом только со своей кошкой Муренкой. Кокованя не был против. Они стали жить втроем, у каждого были свои обязанности.
Кокованя работал, Даренка хлопотала по хозяйству, Муренка ловила мышей.
Вечером маленькая семья собиралась за ужином, и старик рассказывал сказки. Одну из них, о волшебном козле по прозвищу Серебряное копытце, Даренка любила больше других. Она очень хотела увидеть лесного жителя, из-под копыта которого появляются самоцветы. Кокованя тоже верил в то, что козел существует, и очень хотел встретиться с ним.
На зиму старик планировал переехать в балаган у покосных ложков. Там и зверя можно пострелять, и заветного козлика вычислить. Даренка уговорила взять ее с собой, а Муренка сама их догнала. Стали они жить дружно, но вскоре Кокованя насолил много козлиного мяса, его нужно было отвезти в город. С согласия девочки он собрался домой на два или три дня.
Даренка с Муренкой на хозяйстве остались.
Днем были дела, а вечером девочка скучала. В первый вечер она услышала топоток по стенам, но ничего не увидела. Во второй вечер увидела козлика, готового топнуть передней ножкой. В третий вечер пропала Муренка. Даренка выглянула в окно и увидела, что кошка играет с козликом.
Вышла девочка из дома, чтобы поближе посмотреть, а ночной гость запрыгнул на крышу и стал бить копытцем. На ту пору и Кокованя вернулся. Застыл старик в изумлении, глядя на радужные самоцветы. Их становилось все больше.
Снял Кокованя шапку и стал складывать камни. Однако Даренка попросила дедушку до утра не собирать драгоценности, чтобы посмотреть, как такая роскошь будет сиять на солнце. Вскоре волшебство исчезло. Пропал навеки козлик, а вместе с ним и Муренка. Ночью повалил густой снег, после чего от былой россыпи самоцветов не осталось и следа.
Сколько потом ни искали Кокованя с Даренкой, ни камушка не нашли. Однако им и того, что старичок в шапку насобирал, до конца жизни хватило. В местах же, где происходили события, долгие годы люди находили хризолиты и другие камни.
Главные герои
Кокованя – старый одинокий охотник, добрый и веселый человек.
Даренка – шестилетняя сиротка, добрая, трудолюбивая девочка, которая верит в чудеса.
Муренка – умная и рассудительная кошка, которую пригрела Даренка.
Серебряное копытце – волшебный козел, из-под копыта которого вылетали драгоценные камни.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Источник: kickscontest.ru
Какие драгоценные камни серебряное копытце
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Энергии камней и кристаллов для вас. Школа Литоэнергетики
ОБРАЗЫ И ПРОБРАЗЫ В СКАЗАХ БАЖОВА
- Dec. 25th, 2014 at 4:29 PM
Красив Средний Урал до самого горизонта уходят невысокие горы, покрытые густым хвойным лесом, кое-где голубеют оконца озер, яркой зеленью сверкают долины небольших речушек. В одной из таких долин раскинулся завод Полевской. Здесь и прошли детские годы Павла Бажова. Страстно влюбленный в родной край, П.П. Бажов исходил Урал вдоль и поперек.
С охотничьим ружьем за плечами он забирался в самые глухие уголки, наведывался на забытые прииски и повсюду, где бы ни был, неутомимо записывал народные пословицы, побасенки, легенды. Особенно памятной для писателя была встреча со старым рабочим Василием Алексеевичем Хмелининым. Этот восьмидесятилетний старик знал великое множество сказок и побывальщин.
Василий Алексеевич Хмелинин стал прототипом героя бажовских сказов — деда Слышко, от лица которого писатель неизменно ведет рассказ. Свое имя дед Слышко получил за любовь к словечку «слышь», «слышь-ко».
Почти двадцать лет своей жизни отдал Павел Петрович Бажов собиранию уральских сказов, каждый из которых — подлинная жемчужина народной поэзии. Заслуга писателя в том, что он огранил, отшлифовал найденные им «камни», вложил их в чудесную словесную оправу. «…Я только исполнитель, — любил повторять Бажов, — а основной творец – рабочий».
Данила-мастер
У Данилы-мастера из сказа «Каменный цветок» был реальный прототип – камнерез Данила Зверев. В его честь названа улица в Екатеринбурге. Хотя реальный Данила Зверев не ходил в Медную гору к Хозяйке и не работал с малахитом, но он открыл Павлу Бажову фантастический мир камней-самоцветов. Поэтому герой сказа Бажова получил имя Данила.
Мастер на Урале – культурный герой, вроде богатыря для средней Руси. Образ мастера вобрал в себя четыре составляющие. Во-первых, мастер исповедует культ знаний. Эту черту уральские мастера унаследовали от иностранных инженеров, что работали на заводах Урала. И Данила из сказа тоже хотел узнать тайну красоты камня.
Во-вторых, мастер – труженик. Поклонение труду на Урале появилось от беглых раско
льников. В диких краях они могли спастись только неистовым трудом и обожествили его. И Данила трудится не покладая рук. В-третьих, мастер не выдумывает ничего нового, но доводит до совершенства то, что уже имеется. Эта черта – от провинциальности Урала.
И Данила пытается создать совершенное творение.
Наконец, мастера связаны с язычеством. Такую связь они унаследовали от местных жителей, финно-угров. И Данила не молится, чтобы ему было откровение с неба, а за своей тайной идет к языческому божеству – Хозяйке Медной горы.
Вот таким чудесным мастером был и Степан — искусный резчик по малахиту герой сказа «Каменный цветок», Степан несколько лет проработал в подземном дворце Хозяйки Медной горы — владычицы всех потаенных сокровищ Урала. У нее он научился искусству постигать «душу» камня
Сказы Павла Бажова посвящены трудовому люду старого Урала. Простыми словами он рассказывает о тяжелой, подневольной жизни рудничных рабочих, добывающих железо и медь, малахит и драгоценные камни, о вдохновенном труде крепостных мастеров, сумевших вдохнуть жизнь в мертвый камень. Почти все, о чем пишет Бажов, было на самом деле. Не выдуманы им и герои. Так, чудесный резчик по камню Иванко Крылатко — никто иной, как известный мастер Иван Вушуев, замечательные работы которого можно видеть и сегодня в Кремле, в Оружейной палате.
Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне.
Хозяйка, жившая в Медной горе, происходит от образа Богини-матери. Богиня, по преданиям финно-угров, жила в горе, и там у нее было дерево, на котором висели души не рожденных еще людей, зверей и птиц. Богиня в русских поверьях превратилась в Хозяйку, а дерево – в Каменный цветок.
Существует так же гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь. Образ Хозяйки горы стал олицетворением мощи, богатства и красоты недр Уральских гор, которые раскрываются полностью только перед лучшими рабочими и мастерами.
Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другим — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.

Великий Полоз — змей хранитель золота. Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легендах и приметах горняков и рудознатцев. В его полновластном распоряжении находилось все золото.
Он всячески старался не допустить человека до разработки золотоносных мест: «пужал», показываясь «в своем полном виде», «беспокойство всякое старателю производил», утягивая в землю инструмент или отводил золото. Мифологический змей имеет также многочисленных дочерей — Змеевки. С их помощью Полоз «спускал золото по рекам» и «проводил через камень». Отец золотокосой дочери по имени Золотой Волос.
Русский фольклорный образ Бабы-яги сложился к XV веку – как раз тогда, когда русские пришли на Урал и увидели жизнь финно-угров. У них была особая форма лесного святилища. Маленький домик на высоких столбах, окруженный частоколом. На частокол вывешивали черепа принесенных в жертву животных. В домике лежала резная деревянная кукла – вместилище души умершего.
Кукла была одета в национальную одежду – шубу-ягу. А еще русские пришельцы узнали, что где-то на святилищах финно-угры прячут главного своего идола – Золотую Бабу. Чтобы русские в поисках Золотой Бабы не разорили святилища, местные жители убивали любого, кто доберется до тайного места. В русских пересказах Золотая Баба и домик на столбах слились воедино, и появилась страшная баба-в-яге, Баба-яга, которая живет в избушке на курьих ножках, убивает незваных гостей и фыркает: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет!»
Бабка Синюшка — персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале и называли «синюшкой». Старушка из сказа Бажова сидит на колодце, полном самоцветов, и душит тех, кто приходит за ее сокровищами. Синюшка – это родная сестра Бабы-яги, она появилась таким же образом. А колодец ее – затопленная грунтовыми водами копь, небольшой древний рудник финно-угров.
Таких рудников было огромное количество в окрестностях Медной горы. На месте этого колодца сейчас стоит поселок Зюзелка Свердловской области.
Серебряное Копытце
Этот сказочный олешек сошел с неба, а копыта у него персидские. Финно-угры считали, что солнце по небу несет на рогах Великий Лось. Шаман мог призвать Лося спуститься на землю, но земля была скверна для священного зверя. Поэтому под копыта Лосю подкладывали серебряные блюда. На них сыпали дары – например, самоцветы.
А серебряные блюда появились на Урале от торговцев из Азии и Ближнего Востока. Там воцарился ислам, запрещающий изображения людей и животных, и все блюда с гравировками торговцы-персы обменяли жителям Урала на пушнину. Шаманы и приспособили блюда для Великого Лося. Подобная по суда лежит в музее города Чердынь. На блюдах – нацарапанные ножами шаманов рисунки поверх гравировок.
Русские опять же перетолковали эти местные поверья по-своему, и Великий Лось превратился в оленя, который ударом серебряного копытца выбивает самоцветы.
Огневушка-Поскакушка
В русских поверьях Урала считалось, что, если развести костер над месторождением золота, в огне может появиться маленькая танцующая девчонка – Огневушка-Поскакушка. Она произошла от знаменитого идола – Золотой Бабы. Золотую Бабу местные жители называли Сорни-Най, в переводе – «золото-огонь». Вот и выстраивается цепочка смыслов: золото – огонь – женщина и рождается Огневушка-Поскакушка.
Земляная Кошка
Эта гигантская мифическая Кошка бродит под землей на золотых месторождениях реки Чусовой. Рядом с месторождениями – деревня Кунгурка, основанная выходцами из города Кунгура. А в Кунгуре есть знаменитая пещера, в которой, по преданию, живет Подземный Зверь Мамонт. Вот переселенцы и «перетянули» Мамонта за собой на Чусовую.
В русских же поверьях утверждается, что над месторождением золота можно увидеть привидение – рыжего кота. В народных сказках местный Мамонт скрестился с русским Золотым Котом, и появилась Земляная Кошка: живет в породах золота и огромная, как Зве рь Мамонт.
Текст взят со Стилиус.ру
Источник: natalyalakshmi.livejournal.com
Как назывались камни которые выбивал Серебряное копытце?
Синие искры это сапфиры, красные — рубины, а белые — алмазы. Сказка повествует о бедной сиротке по имени Даренка и ее кошке Муренке, которые живут у старого охотника Коковани.
Каким Копытцем выбивал камни козлик?
К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. . Наверху козел стоит — и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются.
Какие Камушки сыпались из под ножки козлика Серебряное копытце?
Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые — всякие. К этой поре как раз Кокованя и вернулся.
Как называется зелёный камень в сказке Бажова Серебряное копытце?
произведений Бажова «Серебряное копытце» — и из под копытца что бил козел — вылетали зелененькие такие камешки — Хризолиты.
Что летело из под Серебряного копытца?
Главные герои сказки «Серебряное копытце» старый дедушка Кокованя, маленькая девчонка Дарёнка и ее кошка Мурёнка живут все вместе. . Самой любимой сказкой маленькой девочки была история о диком козлике, из под копыт которого летели настоящие драгоценны камни.
Что взяла с собой даренка в лес на зимовку?
Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться. Уложил Кокованя на ручные санки сухарей два мешка, припас охотничий и другое, что ему надо. Дарёнка тоже узелок себе навязала. Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да ещё верёвку.
Какие самоцветы ты знаешь?
Среди минералов особое место занимают минералы-самоцветы. К ним относятся аметист, аквамарин, алмаз, рубин, сапфир, гранат, топаз, бирюза, изумруд, амазонит, чароит, шпинель и др. У драгоценного камня — три главных качества: красота, долговечность, редкость.
Сколько лет было Даренки из сказки серебряное копытце?
б)Дарёнка (Махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, сиротка, ласковая, хозяйственная, в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, смелая и весёлая, любит кошку).
Какая главная мысль в сказке Серебряное копытце?
«Серебряное копытце» главная мысль — если ты творишь добро и веришь в чудеса, то все загаданные желания обязательно сбудутся. Бажов ценил в людях доброту, честность и упорство, поэтому самых лучших своих героев наделил именно этими качествами.
Как выглядит даренка из сказки серебряное копытце?
Она 6-летняя сирота, носик пуговкой. Маленькая, любопытная, весёлая, смелая, ласковая, трудолюбивая. Любит природу, ценит красоту, в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, кукле платье шила. . Она восхищается природой, любит животных, понимает красоту окружающего мира.
Почему сказ Бажова называется Серебряное копытце?
«Серебряное копытце» – это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.
Как назывались большие камни которые люди нашли после Серебряного копытца?
14. Как называют зелёные большие камни , которые люди нашли после Серебряного копытца? Хризолит.
Где происходят события сказки серебряное копытце?
Герои: дед Кокованя, девочка-сирота Дарёнка и её кошка. Действие происходит в старые давние времена в одном уральском заводском поселении. Главными героями произведения являются дед Кокованя, девочка Дарёнка, кошка Мурёнка и лесной козлик. В сказке прослеживается авторская мысль о доброте человеческих отношений.
Какое было серебряное копытце?
Серебряное копытце – волшебный козел, из-под копыта которого вылетали драгоценные камни. Муренка – кошка, которую подобрала на улице Даренка. На заводе работал одинокий старик по прозвищу Кокованя. Семьи у него не было, и однажды он решил взять на воспитание сиротку.
Источник: shnurovik.ru
Анализ текста «Серебряное копытце»
материал по художественной литературе (подготовительная группа)
Бажов Павел Петрович – знаменитый уральский сказочник. Он родился на Урале. Его отец был опытным мастером, а мать писателя была искусной кружевницей.
В детстве мальчик Паша Бажов любил слушать истории дедушки-сторожа завода, который свои рассказы никогда не называл сказками. Сказки, говаривал он, «маленьким сказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела – это вот помню…Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются».
Так Паша мальчишкой услышал интересную историю о тайнах Медной горы.
Прошли годы… Павел вырос. Стал Павел Петрович учителем, обучал ребятишек грамоте, а в летнюю пору путешествовал по родному краю, что видел, что слышал – записывал… А, когда стал писателем, подарил людям чудо – «Малахитовую шкатулку» — книгу сказов-самоцветов.
Сказ – это не сказка, а быль с элементами сказки, то есть в его основе лежат реальные события. Все события сказов Бажова происходят в его родном крае в горах и лесах Урала. Несметные богатства хранит в себе уральская земля: руды и уголь, золото и различные самоцветы. Неслучайно слово «самоцветы» родилось на Урале.
А еще славен Урал людьми мастеровыми, которые здесь живут. Именно таких людей мы встречаем в сказах Бажова, уральских рабочих – рудокопов и мастеров – камнерезов. Встречаются в сказах Бажова чудесные персонажи: бабка Синюшка, Огневушка, Великий Полоз, Хозяйка Медной горы и другие. Малахит в качестве основного драгоценного камня для своего повествования Бажов выбрал не случайно, говорил, что в камнях этой горной породы «вся радость земли собрана».
Девочки ‒ ученицы женского училища соблюдали традицию: любимым преподавателям они прикалывали на пиджаки бантики, сделанные из атласных ленточек. У Павла Петровича Бажова таких отличительных «значков» было больше, чем у остальных.
Анализ сказки «Серебряное Копытце»
«Серебряное копытце» – сказка о доброте, милосердии и душевной щедрости. Это история удивительной дружбы маленькой девочки, ее кошки Муренки и волшебного козлика Серебряное копытце.
- Кокованя – старый одинокий охотник, добрый и веселый человек.
- Даренка – шестилетняя сиротка, добрая, трудолюбивая девочка, которая верит в чудеса.
- Муренка – умная и рассудительная кошка, которую пригрела Даренка.
- Серебряное копытце – волшебный козел, из-под копыта которого вылетали драгоценные камни.
Жил одинокий старик Кокованя, у которого не было ни одной родной души. Надумал он взять в дом сиротку, и соседи ему рассказали о шестилетней Даренки, чьи родители умерли. Кокованя познакомился с девочкой, и та согласились жить с дедушкой, но только при одном условии – непременно взять с собой любимую кошку Муренку.
Так стали они жить вместе – старый охотник Кокованя, девочка Даренка да кошка Муренка. Кокованя был отменным сказочником, и каждый вечер рассказывал сиротке разные сказки, которые знал в большом количестве. Но больше всего Даренке нравилась история про волшебного козла с серебряным копытом на правой ноге и пятью веточками на рожках.
С наступлением холодов отправился Кокованя в лес стрелять диких козлов. В лесу у него была маленькая избушка, и Даренка упросила взять ее и Муренку с собой. Так они стали жить в лесу втроем.
Когда Кокованя настрелял много козлов, он отправился в деревню за санями, и Даренка осталась одна в лесной избушке. Поначалу девочке было скучно, но вскоре она заметила в окошко, как на поляну выбежал маленький козел с пятью веточками на рожках – Серебряное копытце. Даренка позвала его, но козлик фыркнул и убежал.
На следующий день девочка с большим удивлением заметила, как Серебряное копытце играет с ее Муренкой в снегу. Неожиданно козел вскочил на крышу избушки и принялся выстукивать своим волшебным копытцем, из-под которого тут же вылетали камни-самоцветы. Стукнув в последний раз, он исчез вместе с Муренкой.
Когда Кокованя вернулся, то не узнал своей избушки, которая была вся усыпана драгоценными камнями. Старый охотник набрал камней с полшапки, но Даренка его остановила – она хотела полюбоваться этой красотой при солнечном свете. Но утром с крыши сошел весь с нег, а с ним исчезли и камни. Впрочем, им и собранных самоцветов хватило, чтобы жить в довольствии.
- Кокованя забирает к себе сиротку Даренку и ее кошку Муренку.
- Жизнь втроем.
- Сказки Коковани.
- История про Серебряное копытце.
- Жизнь в лесной избушке.
- Зимняя охота.
- Появление волшебного козла.
- Дружба Серебряного копытца и Муренки.
- Россыпь самоцветов.
Добрым людям с чистой душой обязательно улыбнется удача.
Произведение учит быть добрым, чутким к чужому горю. Учит бережно относиться к природе и не переставать верить в чудеса.
Благодаря этой истории становится понятно, что в мире много добрых людей, которые не останутся равнодушными, глядя на чужую беду. Кокованя приютил сиротку, а она наполнила его жизнь новыми яркими красками.
Дареному коню в зубы не смотрят.
В каждой шутке есть доля правды.
Лучше в малом да удача, чем в большом да провал.
Понравилось, что ни Даренку, ни Кокованю не ослепили драгоценные камни, что оставил для них волшебный козел. Они остались такими же добрыми и щедрыми, как раньше.
- Почему Кокованя решил взять Даренку к себе в дом?
- Почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
- Как зажили втроем Кокованя, Даренка и Муренка? Как они относились друг к другу?
- Можно сказать, что они были счастливы?
- Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?
- Почему все-таки «чудо» произошло именно с Даренкой и Кокованей?
- Почему «Серебряное копытце» названо сказом? Это быль или небыль?
- Что в сказке волшебного?
- А что было в действительности?
Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание)
Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь
Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством)
Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы
Очаг — устройство для разведения и поддерживания огня
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи
Балаган – временная легкая деревянная постройка
Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет
Душной – запах, идущий от животного
Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег
Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах).
Источник: nsportal.ru