драгоценные камни кавказа
Ставропольский край — это музей под открытым небом. Серьёзно. Если внимательно смотреть под ноги, прогуливаясь в .
Души окаменелостей Кавказа.
Просмотров 176 2 года назад
Мое интервью c мастером ископаемых камней Кавказа в его сувенирном магазине в Приэльбрусье. 2017 год.
Поиск окаменелостей, Аммониты, Септарии, белемниты, горы Кавказа.
Просмотров 7 тыс. Год назад
Аммониты #окаменелости #древность #красота #кавказ #путешествия #палеонтология #меловойпериод.
Золото или платина . Загадочный минерал в горах Кавказа
Просмотров 37 тыс. 3 года назад
Секреции в камнях, очень похожи на драгоценный цветной метал.Точно определить не могу ,Возможно что платиноид.
В горах нашел драгоценные камни
Просмотров 70 тыс. 4 года назад
Поиск интересного. clip-share.net/channel/UCz4ervS88xVQMgXpf0fWmbw Драгоценные металлы.
древние окаменелости Кавказа
Просмотров 15 тыс. 7 лет назад
коллекция камней в одном из сел в КБР.
КЛАДОВЫЕ ЗЕМЛИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Просмотров 3,6 тыс. 2 года назад
Интересные камни в горах Кавказа.
В недрах Кубани открыто более 60 видов полезных ископаемых. В основном они залегают в предгорных и горных районах .
Возле речки можно найти драгоценные камни
Просмотров 33 тыс. 4 года назад
Есть ли золото в самой северной части Западного Кавказа ?
Просмотров 485 Год назад
Да проявления золота, а так же мелкое «пылеобразное» зото имеются , буквально недалеко от Краснодара. А в .
В ПОИСКАХ НОВЫХ МЕСТ ИЛИ СКЛОНЫ, СКЛОНЫ! #КОП НА КАВКАЗЕ!
Просмотров 6 тыс. 3 года назад
кавказ#склоны#коп# ВСЕМ ДОБРА! СПАСИБО ЧТО СМОТРИТЕ МОЙ КАНАЛ! ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА! ✓ ХОЖУ БРОЖУ .
Геологическая поездка на Кавказ
Просмотров 646 14 дней назад
Всеволод Аристов и Елена Толкушкина — руководители Геологического Музея «Ключ Земли» и Клуба юных геологов .
Где золото? Краснодарский край и Адыгея
Просмотров 49 тыс. 3 года назад
Северный Кавказ. Поиск золота в Краснодарском крае. Золотодобыча в Адыгеи. Интересные районы для старательской .
шикарные поделочные камни под ногами
Просмотров 8 тыс. Год назад
видео о джеспилите clip-share.net/video/uegD4-3EFIk/видео.html для доната : WebMony Z779736918818.
Мастер класс по сбору камней!
Просмотров 87 тыс. 2 года назад
79610974672.
Дражные ковры и «Старательский мох» на Северном Кавказе
Просмотров 6 тыс. 4 года назад
Вот так добывают золото с помощью нашей продукции!
Алмазы под ногами? Как отличить алмаз от кварца.
Просмотров 202 тыс. 2 года назад
Как отличить алмаз от кварца. Ссылка уничтожена.
САМЫЕ ДОРОГИЕ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ В МИРЕ
Просмотров 60 тыс. 2 года назад
Топ — 19 самых дорогих камней на планете. Самые дорогие камни в мире. Список самых дорогих драгоценных камней.
Неожиданные находки самоцветов в ручье
Просмотров 437 тыс. 3 года назад
Бродя с геологоразведкой по лесам Среднего Урала, мы с напарником наткнулись на ручей, где в холодной весенней воде .
Аммониты Кавказа.
Просмотров 3 тыс. 4 года назад
Известно что на территории Кавказа когда то был океан в котором жили морские обитатели останки которых вымывают .
Источник: clip-share.net
Мастера красоты
Если вам когда-нибудь посчастливится попасть на кавказский рынок, не упустите возможность пройтись по ювелирным рядам. Среди россыпи современных золотых и серебряных украшений можно всегда найти то, от чего ваш взгляд невозможно будет оторвать. А если заглянуть в антикварную лавочку, то будьте уверены — без покупки вы не уйдете. В одной из таких малюсеньких лавочек золотого рынка Махачкалы я купила на последние командировочные деньги невероятные серьги, созданные безвестным умельцем из царских монеток. Полностью реставрировать это украшение не взялся ни один ростовский ювелир — мастера боятся случайно испортить столетнюю антикварную вещь.
От иголки до боевого оружия
В разговоре с потомственным кабардинским ювелиром Залимом Тумовым я не преминула пожаловаться на его осторожных коллег. И ювелир тут же вступился за своих собратьев по цеху.
— Они совершенно правы в своем отказе. Порой современные ювелиры беспомощны перед изделиями прежних мастеров: неизвестно с какими металлами (а точнее, сплавами) работали народные умельцы, какую ювелирную технику использовали, как все крепили, — говорит Залим. — Есть, конечно, привычные для нас золото и серебро, есть известная всем такая техника как чернь, но изучая дошедшие до нас экземпляры украшений, иногда просто задаешься вопросом — как это было сделано?
И не находишь ответов. У каждого мастера были свои секреты, свои способы. К таким умельцам люди относились с особым уважением, тем более, что это не были именно ювелиры, зачастую они были универсалами. Такой мастер мог быть и кузнецом, и оружейником, и ювелиром, мог и бытовой инструмент сделать, и украшение смастерить. От иголки до боевого оружия.
На Кавказе исторически сложилось — во время конфликтов в первую очередь селяне защищали кузнеца. Правда, имена их история не сохранила, не было принято у прежних мастеров на своих изделиях «именники» ставить. Но такая безымянность естественна, русский народ тоже не знает имени легендарного Левши, подковавшего блоху.
Драгоценная защита
Кавказские ювелиры до таких изысков — подковать насекомое — не доходили. Их изделия носили информационно-защитную функцию. В первую очередь по украшению можно было сразу же понять, к какому роду принадлежит человек, в какой семье (зажиточной или бедной) вырос. Тамга — знак рода — нашивалась на флаг, вывешивалась над дверями дома, украшала одежду и оружие.
Во вторую очередь украшение должно было защищать своего хозяина — магические амулеты-обереги из дерева надевали на детей с первых дней жизни, и с течением времени таких амулетов было все больше, они становились изысканнее, дороже. У женщин новые амулеты появлялись с наступлением каждого важного этапа ее жизни — выход замуж, рождение ребенка. Использовались бронзовые зеркала, достаточно сложные в изготовлении — отполировать бронзу до зеркального отражения было сложно, что делало зеркало ценным предметом.
— У черкесских женщин нагрудник и пояс были обязательными атрибутами, — рассказывает Залим. — И, естественно, каждая женщина хотела, чтобы они были не просто функциональны, но и красивы. В зависимости от зажиточности семьи нагрудники могли делать из разных материалов: кожи, меди, латуни, серебра, золота; расшивали камнями (аметистом, сердоликом, горным хрусталем, привозной бирюзой).
У девушек были более узкие пояса, с возрастом и изменением статуса они утяжелялись, «обрастали» украшениями. Нередко пояса передавались из поколения в поколение как часть приданного. Такое ощущение, что народ исторически, на бытовом уровне вырабатывал образ стройной, сильной женщины, умеющей за себя постоять.
Кстати, немалую роль в формировании образа черкешенки, ее горделивой осанки сыграла и специальная обувь типа котурнов, которые использовались в торжественных случаях знатью. Если встать на такую обувь, вы никогда не сможете ходить расслабленно и согнувшись — просто упадете. Все время нужно держать спину прямо, высоко подняв голову.
Свадебное обеспечение
Когда горянка выходила замуж, к ее приданому добавлялся калым.
— Калым — это не примитивный выкуп за невесту, — объясняет мне тонкости востока Залим. — Женщину на Кавказе не покупали! Калымом оказывали уважение тому роду, в котором эта женщина выросла. Калым был по сути подарком выбранной женщине.
Мужчина в лице отца или брата должен был подарить женщине пояс, нагрудник, навершие («птичка» на шапочке) плюс ювелирные изделия: серьги, кольца, цепочки с подвесками. Также можно отметить следующую любопытную функцию кавказских украшений: коммерческо-коммуникативную. Женщина всегда должна была иметь возможность что-то из своих украшений поменять на необходимую вещь или предмет. Вот те столетние серьги, купленные вами в Дагестане, — чистейший образец такого функционального украшения. Их хозяйка всегда могла оторвать от украшения монетку и купить на нее что-нибудь.
И действительно, на моих старинных дагестанских сережках не хватает по монетке, видимо, прежняя хозяйка вынуждена была использовать свое украшение, покупая необходимые вещи.
— Нет, я бы, как и любая кавказская женщина, не стала портить свое украшение. Потеря монетки, скорее всего, просто временная утрата, не дошло это украшение до нас в своем первоначальном виде, — вступает в разговор искусствовед и хозяйка арт-галереи «Вагидат» Вагидат Шамадаева. — У нас в Дагестане всегда бережно относились к украшениям, и даже в тяжелое для семьи время «отщипывать» монетку с серег хозяйка не стала бы.
Я собрала в своей галерее множество старинных традиционных украшений в прекрасно сохранившейся форме — от детских амулетиков и девичьих тонких витых браслетиков до великолепных свадебных комплектов разных дагестанских этносов. Свадебные украшения кавказских женщин достойны отдельного разговора.
В исламской культуре женщина — одно из самых великих ценностей семьи (мать, жена, дочь). И в день свадьбы нужно было особо оберегать целомудренную женщину. Поэтому в свадебных украшениях использовалось большое количество серебра — металла, оберегающего невесту от внешнего воздействия. Платья балкарок, аварок, даргинок были сплошь покрыты украшениями, монистами.
У лезгинок и табасаранок были целые «фартуки» и нагрудники, сшитые из монист, которые покрывали женщину как святыню — от головного украшения до подола длинного платья. Это очень тяжелое украшение! А еще считалось, что украшения, особенно те, которые колышатся и звенят, стирают грехи женщины, это адаты.
— Особого внимания заслуживает свадебный комплект селения Ругуджа: таких украшений больше никто не носит, — подхватывает тему Патимат Гамзатова, исследователь женских украшений Кавказа. — Наряд невесты полностью закрыт большим серебряным украшением, называемым «куц» (многосоставное, из большого количества серебряных монет), длина которого доходит до 70 сантиметров. Также специально шилось и украшение, которым закрывалось лицо невесты — «мар-хал»: небольшой кусок материи, расшитый мелким речным жемчугом (этот камень связан с водой, с женщиной) и серебряными чернеными бляшками, а по бокам свешивались подвески в виде соединенных и повернутых в разные стороны голов коней (популярный образ в Дагестане, связанный с водой).
Ну и не могу не сказать об особых украшениях у кубачинцев. Кубачинские женщины тоже имели специальные ритуальные украшения (нагрудные — «тавка», массивные браслеты — «кастах» и кольца), которые носились только во время свадьбы и еще 40 дней после нее. А потом отдавались дочерям и внучкам. Наряд невесты был очень дорогим, это была как бы некая форма обеспечения женщины. Монисты, говоря современным языком, были своеобразным маленьким банком — тут наш кабардинский коллега прав.
Старинный авангард
Монетные украшения — это более позднее слово ювелирной моды Кавказа. Чаще всего украшения делались из золота и серебра.
— На Кавказе, как и в Грузии, очень любили серебро, — говорит Патимат Гамзатова. — Оно считалось очищающим, спасающим металлом в отличие от золота. В дом, где находилась роженица, вообще золото не заносили. Золото и серебро по-разному влияют на организм человека, и народ это интуитивно ощущал.
— У нас на Кавказе почти нет традиционных золотых украшений, хотя позолота довольно широко использовалась. Так дагестанские мастера — лакцы, аварцы, кумыки, даргинцы — широко использовали позолоту на филигранных изделиях, — вносит ясность в этот вопрос Вагидат Шамадаева. — А у кубачинцев золотая нить использовалась для вышивки «каза» — обязательного женского белого головного покрывала. Из золота ювелиры вытягивали тонкую нить, которой мастерицы вышивали особенный орнамент: на девичьем «казе» — мелкий цветочный узор, у женщин — знаки огня «буттэ».
Самыми же древними техниками кавказских украшений считаются литье, зернь и чеканка.
— В XV-XVI веках на Кавказе была очень популярна чеканка, по золоту чеканились растительные орнаменты, фигурки животных, — говорит Залим Тумов. — Если обратиться к археологическому материалу майкопской культуры, там в основном находят золотые украшения, выполненные именно в этой стилистике. Где-то в XVII веке на Кавказе использовался и так называемый зерневой стиль: маленькие зернинки из драгметаллов, диаметром до 1 мм, напаивались на основу (а ведь тогда не было никаких микроскопов!).
Это очень сложная кропотливая работа, специфика которой состоит в беспрерывной работе с огнем. к тому же в те времена пайка мелких шариков производилась ртутью, что было очень вредно для здоровья. В наше время идет возрождение этой техники, и как один из почитателей и восстановителей ее я вам скажу, что даже в XXI веке этот стиль труден, им владеют немногие из современных ювелиров.
В XVIII-XIX веках вошла в моду гравировка по серебру, меди, из техники — чернь. Сложился некий стереотип, что ювелиры Кавказа — это оружейники. Оружейное искусство заслонило собой чисто ювелирные работы горских умельцев. Оружие изучали, коллекционировали, приносили в дар, а к ювелирным украшениям и мастерам, которые продолжали заниматься красотой, относились не так серьезно.
Мир ювелирного Кавказа еще ждет своих исследователей. Я уверен, что здесь еще будут свои открытия и возрождения.
Действительно, упоминания об украшениях кавказских женщин встречаются в записках различных путешественников начала XIX века, но этот интерес, скорее, этнографический. А вот искусствоведческие работы, посвященные ювелирным украшениям Кавказа, появились значительно позже. И даже на самом Кавказе традиционные украшения одно время воспринимались лишь как часть этнического костюма. Тем показательнее пример известного дизайнера Карла Лагерфельда, который в 60-70-е годы XX столетия вывел на подиум моделей, руки которых были украшены кубачинскими и аварскими браслетами. Экзотичные украшения привлекли внимание мировых модниц.
— В 70-80-е годы традиционные кавказские украшения стали входить в моду и в России: в московской среде интеллигенции, арт-богемы. В это же время кубачинский ювелирный комбинат стал производить очень демократичные браслетики — серебряную полосочку с чернью.
Но все-таки особо ценилось антикварное дагестанское серебро, — рассказывает Патимат Гамзатова. — Старинные изделия были не только ценны своей принадлежностью к истории, древнему роду, но и авангардностью. Вот из украшений нашей семьи я, к примеру, очень люблю кубачинскую серебряную цепь с сердоликом и альмандином, которая некогда служила для поддержания головного покрывала и надевалась крест-накрест за спину. Я ее надеваю просто как цепь, а иногда традиционно. Она не дорогая, но очень эффектно смотрится. В таких старых вещах чувствуется история и энергетика времени.
— В самом Дагестане сейчас очень модны филигранные вещи. И мастера научились их делать даже лучше, чем в прошлые века. А за пределами республики предпочитают старинные вещи, — поддерживает беседу Ваги-дат Шамадаева. — Дело в том, что старые вещи по сути своей авангардны. В них часто используются обобщенные солярные знаки, их простота очень выверена, нанесенные рисунки абстрактны.
Все это сейчас находится на пике моды. Поэтому я только радуюсь, видя, как у нашей передовой молодежи возрождается интерес к традиционным дагестанским украшениям — кольцам, браслетам, нагрудным украшениям.
В наше время славу кавказских ювелиров составляют как мастера старшего поколения: Гаджибахмут Магомедов, Расул Алиханов, Магомед Джамалудинов, Манаба Маго-медова, так и современные мастера: курбанали Магомедов, Магомедра-сул Гимбатов, Магомед Магомедов, Айзана Нурмагомедова, Лейла Из-абакарова, Геннадий Ахмедов.
Источник: severniykavkaz.ru
Музыкальные инструменты народов Кавказа. Кавказский барабан и кавказская гармонь.
Барабан известен во всём мире и повсеместно является самым популярным ударным инструментом, на котором играют по любому торжественному поводу и без него.
Любая кавказская свадьба, концерт, танцевальный номер под лезгинку, также не обходятся без барабана, но в данном случае своего, народного. На Кавказе бытует много названий этого инструмента – доул, доли, нагара, дхол, вотт, но все они похожи конструктивно и на всех играют, используя идентичную технику.
Считается, что первые барабаны на Кавказе появились примерно 2000- 3000 лет до нашей эры и изготавливались из дерева грецкого ореха. Дерево грецкого ореха вообще считается музыкальным и тембрально приятным при звучании ударных инструментов из него изготовленных. Кроме ореха, в качестве материала для корпуса могут использоваться липа или тутовое дерево. Применялись барабаны изначально в военно-сигнальных целях. Сегодня спектр использования кавказского барабана довольно широк.
Одна из самых распространённых моделей народного кавказского барабана носит название доул.
Барабан имеет сеть переплетённых верёвок, которые стягивают верхнюю и нижнюю мембраны друг к другу. Верёвки на барабане очень крепкие (обычно из конопляного волокна), мембраны натягиваются туго. Мастера предпочитают использовать при изготовлении доула только натуральные материалы, они надёжнее и устойчивее во времени.
Для корпуса барабана, изготавливаемого по традиционной методике, берётся обычно цельный кусок высушенного дерева, который выдалбливается и шлифуется. Для внешней орнаментики используется множество различных украшений, узоров, даже золото и драгоценные камни. Неукрашенными остаются лишь мембраны и резонаторные отверстия.
Сегодня всё реже и реже доул изготавливается из цельного куска дерева, так как это довольно затратное дело, к тому же дерево менее податливо и капризно, чем искусственные материалы. Поэтому популярным современным материалом для корпуса барабана стала фанера, которую используют в авиастроении. Эта фанера лёгкая и гибкая.
На обе открытые стороны корпуса барабана натягивается кожа. В современных барабанах вместо кожи всё чаще стал использоваться пластик, как требующий меньшего ухода и не чувствительный к изменениям внешней среды. Ещё две конструктивные части барабана – это металлические ободы и фиксирующие их винты. Вместо винтов могут применяться верёвки.
Есть у кавказцев своя особенность игры на доуле. Барабан ставится между колен или на бедро и придерживается рукой. Играют на инструменте пальцами или ладонями. Но иногда и палочками. В зависимости от силы и места удара изменяется тембр и громкость барабана.
Техника игры на доуле и похожих барабанах у всех кавказцев одна.
Стоит заметить, что в прошлые века, на кавказских барабанах играли также особыми палочками – комбал (чомах, копал тчипот). Интересно, что палочки эти были разной толщины и длины, и вытачивались из разных пород дерева. Делалось это для того, чтобы иметь возможность извлекать из инструмента больше разнообразных по характеру звуков. А звук этот для жителей Кавказа сродни божественному, заставляющему пускаться в пляс или даже плакать. И каждый музыкант может передать через этот с виду простой инструмент, свои эмоции и свой голос, а не просто барабанный бой.
Кавказская гармонь
До нас не дошло имя изобретателя ручной гармошки. Но в какой-то момент был придуман способ заставить двигаться звук внутри инструмента не только с помощью труб (первый инструмент, работающий по такому принципу, назывался орган). Скудные исторические сведения говорят о немецком и чешском происхождении гармони, а появление хроматической гармони – о русском её прародителе Николае Белобородове. Как и русские, кавказцы считают гармонь своим национальным музыкальным инструментом.
Кавказская гармоника (кехат-пондар) является самым распространённым музыкальным инструментом на Северном Кавказе, широко известна с последнего десятилетия XIX в. Её появление и быстрое распространение в регионе стало отправной точкой возникновения новых исполнительских технологий.
Существуют три основных вида гармоники: кавказская гармоника с 12, 16 и 18 клавишами на правой клавиатуре; гармоника с 18 и более клавишами (иначе называемая «буххара») и «бузика» – однорядная гармоника. По сравнению с русским баяном и разными видами русских гармошек, кавказские национальные модели отличаются своеобразным, вибрирующим и резковатым форсированным звуком.
Гармонь – королева праздника. Ей, как и кавказскому барабану, приписывается важнейшая историко-культурная роль. И не только. «Даже если мы все до одного погибнем, пусть эта гармонь пребудет вовеки, а кто будет играть на ней и вспоминать нас, тот и будет нашим братом» – цитата из нартского эпоса. Так герои – нарты, предавая гармонь друг другу за столом, увековечили её в истории Кавказа как драгоценный вечный символ их сплочённости и дружбы.
Источник: zvuk-m.com
драгоценные камни кавказа
Мое интервью c мастером ископаемых камней Кавказа в его сувенирном магазине в Приэльбрусье. 2017 год.
Золото или платина . Загадочный минерал в горах Кавказа
lượt xem 37 N 3 năm trước
Секреции в камнях, очень похожи на драгоценный цветной метал.Точно определить не могу ,Возможно что платиноид.
шикарные поделочные камни под ногами
lượt xem 8 N Năm trước
видео о джеспилите vnclip.net/video/uegD4-3EFIk/video.html для доната : WebMony Z779736918818.
В горах нашел драгоценные камни
lượt xem 70 N 4 năm trước
Поиск интересного. vnclip.net/channel/UCz4ervS88xVQMgXpf0fWmbw Драгоценные металлы.
Жизнь так устроена. Минералы и горные породы Ставропольского края
lượt xem 1,3 N Năm trước
Ставропольский край — это музей под открытым небом. Серьёзно. Если внимательно смотреть под ноги, прогуливаясь в .
Возле речки можно найти драгоценные камни
lượt xem 33 N 4 năm trước
Поиск окаменелостей, Аммониты, Септарии, белемниты, горы Кавказа.
lượt xem 7 N Năm trước
Аммониты #окаменелости #древность #красота #кавказ #путешествия #палеонтология #меловойпериод.
древние окаменелости Кавказа
lượt xem 15 N 7 năm trước
коллекция камней в одном из сел в КБР.
Дражные ковры и «Старательский мох» на Северном Кавказе
lượt xem 6 N 4 năm trước
Вот так добывают золото с помощью нашей продукции!
В ПОИСКАХ НОВЫХ МЕСТ ИЛИ СКЛОНЫ, СКЛОНЫ! #КОП НА КАВКАЗЕ!
lượt xem 6 N 3 năm trước
кавказ#склоны#коп# ВСЕМ ДОБРА! СПАСИБО ЧТО СМОТРИТЕ МОЙ КАНАЛ!
ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА! ✓ ХОЖУ БРОЖУ .
КЛАДОВЫЕ ЗЕМЛИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
lượt xem 3,6 N 2 năm trước
В недрах Кубани открыто более 60 видов полезных ископаемых. В основном они залегают в предгорных и горных районах .
САМЫЕ ДОРОГИЕ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ В МИРЕ
lượt xem 60 N 2 năm trước
Топ — 19 самых дорогих камней на планете. Самые дорогие камни в мире. Список самых дорогих драгоценных камней.
Самоцветы. Минералы. Яшма . Чёрное море. Находки на пляже.
lượt xem 33 N 5 năm trước
Самоцветы. Минералы.
Яшма. Чёрное море. Собираем по побережью . Находки на пляже.
Мастер класс по сбору камней!
lượt xem 87 N 2 năm trước
79610974672.
Алмазы под ногами? Как отличить алмаз от кварца.
lượt xem 202 N 2 năm trước
Как отличить алмаз от кварца. Ссылка уничтожена.
В поисках аммонитов по реке Тегинь
lượt xem 776 N 5 năm trước
Осенняя экспедиция 2017 года по реке Тегинь с целью найти аммониты. Занимаюсь добычей камня и всевозможной .
Неизвестный Кавказ. О чем молчат камни
lượt xem 3,9 N 6 năm trước
Редчайшая розовая шпинель с Памира — увидеть ее уже удача
lượt xem 29 N 2 năm trước
Кухилал — это название с придыханием любили повторять все геммологи и знатоки драгоценных камней, вспоминая .
Золото в горной породе ФСБ по Ингушетии
lượt xem 12 N 5 năm trước
Поиск камней. Секреты кварцевых жил
lượt xem 89 N 2 năm trước
Как найти и добыть драгоценные камни?Особенности расположения кварцевых жил в шурфе на одном из уральских .
Неожиданные находки самоцветов в ручье
lượt xem 437 N 3 năm trước
Бродя с геологоразведкой по лесам Среднего Урала, мы с напарником наткнулись на ручей, где в холодной весенней воде .
Источник: vnclip.net