Автомобиль давно не роскошь, это необходимость и многие из нас стали автовладельцами. Но бывает, машины ломаются, приходится покупать дорогостоящие запчасти и тратиться на ремонт. И здесь, оказывается, можно сэкономить, если сдать отработанную деталь в специальный пункт приема.
Речь идет об автомобильных катализаторах. Не все знают, что в них есть драгоценные металлы. Какие именно драгметаллы содержатся в катализаторе и можно ли на этом заработать, сейчас узнаем.
Что такое катализатор и зачем в нем благородные металлы
Катализатор, он же нейтрализатор, – часть выхлопной системы, нужная для нейтрализации вредных продуктов сгорания топлива, выделяющихся в окружающую среду. Изделие состоит из корпуса и конструкции, похожей на пчелиные соты, что значительно увеличивает площадь поверхности. Она выполнена из керамики или металла, покрытых тонким слоем драгоценных металлов и каталитического вещества.
Выхлопные газы, попадая в эту систему, вступают в химическую реакцию с каталитическим составом и теряют значительную часть вредных веществ. Драгметаллы являются пусковым механизмом для этой реакции – выполняют функцию катализатора.
Драгоценные металлы в Автомобильном катализаторе оценка.
Драгметаллы в катализаторах. Какие и сколько
В катализаторах старых машин можно встретить серебряное напыление или сплав серебра, золота и платиноидов. К ним относятся, например, марки ИК-3-12 ТУ 6-09-32-29-87, СТП ТУ 6-01-1-348-86, СТП ТУ 6-05-02-9-78. Всего они содержат до 36 г ценных металлов на одно изделие.
Все современные автомобили производятся с использованием драгметаллов платиновой группы. В составе катализаторов обычно находится платина, родий, палладий. Исключение – некоторые английские и немецкие машины. В них можно встретить иридий.
Чаще всего катализатор выходит из строя после 200 тыс. км пробега автомобиля и стоит хорошо подумать, прежде чем просто выбросить его. Ведь унция (31,1 г) платины оценивается в 800 долларов, а родия – до 12000 долларов. Эти благородные металлы стоят более чем в 2 раза дороже золота. Они не только привлекают многих людей, занимающихся поиском драгметаллов, существуют промышленные предприятия по их переработке.
Драгметаллы в катализаторах находятся в виде сплава. Их соотношение отличается в зависимости от двигателя, марки авто, страны, для которой он производится. В дизельных моторах больше платины, а бензиновые богаче родием и палладием. В среднем нейтрализатор автомобиля весит 1,2 кг и может содержать родия 0,15 г на кг веса детали, платины – до 1,5 г/кг и палладия – примерно 1,4 г/кг. Более дорогие катализаторы установлены в машинах с большим объемом двигателя.
В разных странах очень отличаются требования к очистке выхлопов. Чем они выше, тем богаче драгметаллами нейтрализаторы местных авто. В последние годы лидирует Япония, за ней – страны ЕС. Примерно вполовину меньше благородных металлов в американских автомобилях и совсем мало в Африке. А китайские ученые применили нанотехнологии, что дало возможность снизить до минимума использование платиноидов для катализа без потери качества детали.
Драгметаллы из автокатализаторов. Часть первая
Можно ли извлечь драгметаллы из катализатора
Выделить ценные металлы из нейтрализатора возможно. После измельчения его внутренней части это делается с помощью реакции выщелачивания окислительными смесями. К палладию еще применяют метод гальваники и электродуговое нагревание. Процессы трудоемкие, требуют наличия реактивов и оборудования, а, следовательно, – материальных вложений.
При этом выход металла небольшой, всего до 0,1 г, и он содержит примеси, например окись алюминия, что значительно снижает цену такого продукта. Получить за него можно, в лучшем случае, 200 рублей. Если соотнести затраты с прибылью с одного катализатора, то она никак не окупит потраченных средств, а потрудиться придется изрядно. Поэтому мало кто занимается этим в домашних условиях.
Целесообразно перерабатывать одновременно десятки и сотни автомобильных катализаторов. Этим занимаются специальные организации в промышленных масштабах. Проще всего сдать им ненужную автодеталь и получить деньги, не прилагая лишних усилий. Предприятия платят примерно 70–80 % от стоимости извлеченного ценного металла.
Разбогатеть на драгоценных металлах из одного катализатора не удастся, но можно получить приятный бонус за уже ненужную вещь и вложить его в покупку нового нейтрализатора. Такой возможностью стоит воспользоваться.
Источник: pokupaem-radiodetali.ru
Сколько в катализаторах драгметаллов и можно ли на них заработать
Одним из самых дорогих компонентов современного автомобиля является каталитический нейтрализатор. Компактный блок с сотовой структурой весом в несколько килограммов содержит небольшое количество драгоценных металлов. Поверьте, они стоят денег, и немалых!
Globalnews.ca
В автомобильных каталитических нейтрализаторах содержатся палладий, платина и родий. Экологические нормы требуют от автопроизводителей выпускать всё более «чистые» автомобили с низкими уровнями вредных выбросов. И палладий в этом деле играет ключевую роль.
Палладий, как и платина с родием, обладает поглощающими свойствами. Он способен нейтрализовать выхлопы, превышающие его собственную массу в 900 раз. Высокий спрос на редкий металл породил бурный рост рыночной цены.
С октября 2019 года цена палладия взлетела на 25% и преодолела 2 100 долларов за унцию. На этом фоне Европу и США захлестнула волна краж. Организованные группировки, вооружённые электрическими пилами, варварски вырезают катализаторы с автомобилей.
Это связано с тем, что у гибридов нет времени на прогрев катализатора для повышения его эффективности, поэтому требуется больше драгоценного металла для поглощения большего количества вредных выхлопов.
Toyota даже начала предлагать владельцам «Приусов» специальные устройства Catloc, которые усложняют процесс насильственного демонтажа катализатора. По сути это просто стальная пластина, посаженная на «секретки», закрывающая часть днища автомобиля.
Большинство воров просто сдают катализаторы на драгметаллы, а не продают их как запчасти. Масса палладия, содержащегося в «сотах» одного катализатора, может достигать 1,5–2 граммов. Если учесть, что в некоторых премиальных автомобилях применяются парные катализаторы, доход с одного автомобиля может достигать нескольких десятков тысяч рублей.
К примеру, в составе катализатора массой 1 200 граммов одного известного немецкого производителя есть платина (0,12% массы), палладий (0,08% массы) и родий (0,008% массы).
Проблема заключается в том, что палладий из сплава ещё надо выделить. Способов существует несколько, и все они довольно затратны и сложны, поэтому нет никакого смысла работать с единичными катализаторами. Если же процесс поставлен на поток, можно получать достаточное количестве металла для дальнейшего его использования или продажи.
Крупнейшее месторождение палладия в мире находится в Норильске. Причём, по иронии, этот металл является лишь побочным продуктом добычи никеля.
На данный момент крупнейшие автопроизводители стремятся запастись палладием впрок, так как цена на него, согласно прогнозам, будет только расти. Но этот рост не может быть бесконечным. Он продлится ровно до тех пор, пока выгоднее и эффективнее не станет использовать другой металл – платину.
Переход с одного металла на другой невозможен в короткий срок – перестроение производства может занять несколько лет и потребовать миллиардов евро. Именно поэтому одной из самых затратных статей в бюджете многих крупных автопроизводителей стал поиск замены палладию и платине.
Источник: quto.ru
Какие драгоценные металлы содержатся в катализаторе?
Автомобили перестали быть объектами роскоши, теперь это просто средства передвижения, но иногда им требуется ремонт и замена деталей, часто дорогостоящих. И оказалось, что можно сэкономить при ремонте, если сдать на переработку запчасть в специальный пункт приема. Конечно, речь идет не обо всех поломанных деталях, а только о некоторых. В частности, это касается автомобильных катализаторов, которые содержат в составе драгоценные металлы. Следует рассмотреть, какие именно драгметаллы присутствуют в составе нейтрализаторов и можно ли заработать, если сдать их.
Катализатор: что это?
Катализатор представляет собой компонент выхлопной системы автомобиля, который используется для обезвреживания компонентов сгорания топлива, подаваемых в окружающую среду. Запчасть состоит из металлического корпуса, внутрь которого помещена конструкция со структурой, схожей с пчелиными сотами, что обеспечивает большую площадь соприкосновения поверхности с газами. Сотовая структура может быть металлической либо керамической, покрытая каталитическими элементами в виде тончайшего слоя драгметаллов.
Металлы в нейтрализаторе: какие и сколько?
Катализаторы устаревших авто могут содержать напыления таких металлов, как серебро или его сплавы, золото, платиноиды. Всего в них содержится до 36 грамм драгметалла на изделие. Современные транспортные средства выпускаются с нейтрализаторами, в которых содержатся металлы платиновой группы. В состав нейтрализаторов входит родий, палладий и платина. Исключением являются определенные немецкие и английские автомобили, в которых может встречаться иридий.
Катализатор исправно служит до пробега 200 тысяч километров. Это считается нормой для большинства моделей. После его замены стоит хорошо задуматься, прежде чем выбросить деталь на свалку. Унция платины (31,1 грамм) стоит 800 долларов, а родия – до 12000 долларов. Эти металлы являются благородными, поэтому стоят вдвое дороже золота.
По этой причине они не просто привлекают множество людей. Занятых поиском ценных материалов, существуют промышленные компании, занимающиеся переработкой вторичного сырья.
В катализаторах драгметаллы находятся в виде сплавов. Их соотношение зависит от марки автомобиля, типа мотора, страны, для которой выпущена деталь. В дизельных двигателях больше платины, а в бензиновых палладия и родия. Автомобильный нейтрализатор в среднем весит 1,2 кг, при этом родия в нем содержится примерно 0,15 г на кг веса, платины до 1,5 г на кг, палладия до 1,4 г на кг. В автомобилях с большим объемом двигателя содержатся более дорогостоящие катализаторы.
Все зависит от требований
Можно ли извлечь даргметаллы из катализатора?
Из катализатора удается выделить ценные металлы. Сначала его внутреннее содержимое измельчается, а потом из нее выделяются вещества посредством реакции выщелачивания смесями, которые оказывают окислительное действие. Палладий еще подвергается электродуговому нагреванию и гальванике. Это трудоемкие процессы, которые невозможно реализовать в кустарных условиях, так как требуется привлекать реактивы и специализированное нагревательное оборудование, что сопровождается крупными финансовыми вложениями.
Выход металла получается небольшой. Можно получить всего 0,1 грамма с примесями, например, с окисью алюминия, что существенно снижает стоимость полученного продукта. За него можно получить 200 рублей, и то в лучшем случае. Если соотнести полученную прибыль с затратами, то это нельзя считать хорошим вложением. Это еще одна причина, по которой практически никто не занимается таким извлечением в домашних условиях.
Целесообразно и экономически выгодно осуществлять переработку десятков и сотен автомобильных катализаторов одновременно. Это осуществляется промышленными компаниями в больших масштабах. Проще всего сдать ненужные компоненты им на переработку, получив за это денежное вознаграждение, не прилагая каких-то особых усилий. Предприятие выплатит примерно 70-80% от стоимости извлеченного металла.
Конечно, сильно разбогатеть, сдав один катализатор, не получится, но можно получить приятный бонус за ненужную запчасть, при этом снизить свои расходы на покупку новой. Рекомендуется воспользоваться такой возможностью.
Отзывы о нас на сторонних ресурсах
Источник: kat-proekt.ru