Их использовали, к примеру, в качестве защитных амулетов и талисманов. История ювелирного искусства уходит корнями в глубокую древность. Изначально создание ювелирных изделий не предполагало какой бы то ни было обработки. С течением веков искусство совершенствовалось, умельцы создавали все более сложные и изысканные украшения. Давайте проследим историю ювелирного ремесла и назовем его выдающихся мастеров.
Древний Египет
Ювелирное искусство было удивительно хорошо развито в Древнем Египте. Украшения, созданные там, до сих пор поражают своей красотой и сложностью. По форме они обычно походили на изображения древних божеств. В Древнем Египте верили, что украшения выполняют магические функции: защищают от болезней и злых чар, связывают человека с силами природы.
Процесс создания волнистого кольца #своимируками #ювелир
Носить украшения полагалось на определенных участках тела. Прежде всего, это была область сердца (оно считалось наиболее значимым органом). Чтобы защитить его, на груди носили изделия в виде скарабея. Жук символизировал жизненную силу, активность, воскрешение. Кроме того, важной точкой была середина лба.
Древнеегипетские мастера, выполняя украшения для нее, использовали символы силы и мудрости, например изображения змеи. Говоря о технике изготовления изделий, можно отметить, что обычно применялись чеканка и гравировка, а любимыми материалами египтян были золото, серебро, обсидиан и аметист.
Древняя Греция
Большим изяществом и тонкостью отличалось древнее ювелирное искусство в Греции. Любимой техникой мастеров была филигрань – выполнение сложнейшего узора из тонкой золотой или серебряной проволоки, припаянной к металлическому фону. Чаще всего при этом использовался растительный орнамент: изображения цветов, листьев, виноградной лозы.
Из материалов выше всего ценилось золото – этому металлу древние греки приписывали магические свойства. В целом же ювелирные изделия подчеркивали статус владельца, поэтому чем тоньше и сложнее была работа, тем дороже она стоила. Богатые гречанки носили множество разнообразных украшений. В почете были изящные изделия для волос и шеи, а также браслеты. Исключением являлась разве что Спарта – местные женщины не носили пышные и причудливые драгоценности, отдавая предпочтение простым металлическим украшениям.
Ювелирное дело эпохи Возрождения
Ювелирные изделия эпохи Возрождения поражают своей изысканностью, красотой и сложностью. Мастера использовали самые разные техники, в том числе чеканку, огранку и эмаль. На них во многом оказывали влияние античные традиции, вместе с тем вносились и типичные именно для тех лет черты.
Эстетика ювелирных изделий здесь https://макаров-ювелирные-изделия.рф
Так, украшения уже не столько указывают на статус владельца, сколько подчеркивают утонченность вкуса и фантазию. Они становятся уникальными и своеобразными. Самоцветы, жемчуг и изысканные эмалированные детали украшают не только ювелирные изделия, но и пышные дамские наряды. Большую популярность приобретают перстни и массивные подвески.
В Германии мастера используют в работе весьма необычные материалы: скорлупу кокосового ореха, яйца страуса и раковины.
Ювелиры Древней Руси
Русское ювелирное искусство имеет великую историю. Свидетельством тому выступают современные археологические раскопки: качество и тонкость работы древних умельцев поражают и теперь. Ювелирное искусство Древней Руси было подвержено влиянию скандинавской, восточной и византийской культур, и в то же время неразрывно связывалось с народными обычаями и традициями.
Мастера из всех уголков Киевской Руси прекрасно владели сложнейшими техниками, в том числе художественным литьем, сканью и золотой наводкой. Великий Новгород славился своими украшениями из драгоценных металлов. Киевские ювелиры с необычайным умением обрабатывали самоцветы. Самыми распространенными украшениями были так называемые височные кольца, которые вплетались в прическу или подвешивались к головным уборам. Также женщины носили разнообразные браслеты и бусы с подвесками.
Русь в XIV – XVII веках
С пришествием татаро-монгольских полчищ ювелирное дело оказалось позабыто почти на целое столетие. Многие мастера погибли или были увезены для работы у ордынских правителей. Лишь к концу XIV века начинается постепенное возвращение к древнему искусству. Центром ювелирного ремесла становится Москва, где большой популярностью пользуется техника серебряной скани.
В XVI – XVII веках ювелирное искусство активно использует эмаль и самоцветы. Украшениям этого периода присущи богатство, красочность и насыщенность цветов. Камни тоже отличаются яркостью – в почете сапфиры, рубины, изумруды. Это время называют расцветом техники чернения. Во многих городах создаются центры серебряного дела.
Европейское ювелирное искусство XVIII века
В XVIII веке господствующими стилями были барокко и рококо. Это относится и к ювелирным украшениям. Модными становятся причудливость, пышность и яркие цвета. При этом лидирующую позицию занимает французское ювелирное искусство. Именно тогда украшения приобрели свой современный вид.
В моду постепенно входят ювелирные ансамбли, большой популярностью у состоятельных персон пользуются крупные броши. Самым любимыми камнями оказываются бриллианты желтоватых, розоватых и голубоватых оттенков, при этом они используются как в мужском, так и в женском костюме.
Русь в XVIII веке
В России в XVIII столетии ювелирное искусство расцвело. Это произошло во многом благодаря реформам Петра I. С тех пор ювелирное дело активно заимствует европейские тенденции, при этом сохраняя свою самобытность. В Россию нередко приезжают заграничные мастера.
Среди них – известный Жереми Позье, который проработал при дворе тридцать лет и создал истинные шедевры ювелирного искусства. Лучшей его работой по праву считается Большая императорская Корона, выполненная для Екатерины II. Уникальное в своем роде изделие насчитывает почти пять тысяч бриллиантов. Сейчас эту реликвию тщательно бережет уникальный музей ювелирного искусства – Алмазный фонд в Москве.
В целом использование драгоценных камней становится популярным именно в это время. Сверкающие, яркие, великолепно обработанные и оформленные, они прекрасно дополняют и украшают пышные наряды знатных дам и вельмож.
Интересно, что и само слово «ювелир» также вошло в употребление в XVIII столетии. Оно заменило достаточно длинное название «золотых и серебряных дел мастер».
Европа в XIX веке
В середине XIX века ювелирное дело становится более массовым. При этом стали применяться менее ценные камни и материалы: аквамарин, горный хрусталь, малахит, искусственные бриллианты. Ювелирное искусство сменило и общий стиль – на смену рококо приходит классицизм, соответственно, украшения становятся более строгими и тщательно проработанными. Изделия с драгоценными камнями постепенно перестают использоваться в мужских костюмах, зато в моду входят набалдашники для тростей и дорогие табакерки.
Из известных мастеров можно выделить придворного ювелира Наполеона I Мартина Гийома Бьенне. В XIX столетии зарождаются такие всемирно известные дома, как Картье и Тиффани.
Положение дел в России в XIX веке
Высочайшего уровня ювелирное искусство в России достигло в XIX столетии. В это время существенно меняется направление работы, мастера стараются уходить от европейских традиций и возвращаются к исконно русским, придавая изделиям национальный колорит. Особенно модным становится речной жемчуг.
В Петербурге и Москве появляются крупные предприятия серебряного и золотого дела. Особенно известны фирмы Овчинникова, Постникова, братьев Грачевых и, конечно же, Карла Фаберже. Своим удивительным мастерством они покоряют не только русскую знать, но и королевские дворы Западной Европы. Однако их изделия доступны и рядовому покупателю – речь идет о портсигарах и столовом серебре.
По мнению специалистов, конец XIX – начало XX столетия является золотым веком российского ювелирного искусства.
Двадцатый век
В прошлом столетии в ювелирном искусстве формируется большое количество направлений. В первые десятилетия главенствующим стилем является модерн. В ювелирном искусстве его влияние реализовалось в крайней сложности форм и орнамента украшений. Активно используются платина, палладий, анодированный алюминий. Снова обретают популярность бриллианты.
Модной становится и бижутерия, на распространение которой существенным образом повлияла знаменитая Коко Шанель.
В военные и послевоенные годы изделия становятся более простыми, золото часто заменяется бронзой. Во второй половине столетия под влиянием нонконформистских идей мастера начинают использовать в работе необычные материалы, ранее немыслимые для ювелирного дела: дерево, пластик, сталь и другие. С развитием сложной техники появляются украшения с камнями-хамелеонами, способными менять окраску в зависимости от перепадов температуры или настроения владельца. Популярным становится культивированный жемчуг различных цветов.
В советские годы русские ювелирные фирмы выпускали большей частью массовую продукцию. Но в конце прошлого века современные мастера задумали возродить гильдию ювелиров России, чтобы вернуть ювелирному искусству былую славу.
Современное искусство
В наши дни ювелирное ремесло, пожалуй, еще больше, чем прежде, становится искусством. Украшения выступают одной из форм творческого самовыражения. Современные предприятия используют более профессиональные инструменты и доступные материалы. При этом многие изделия выполняются из синтетических материалов. И хотя они не могут превзойти красотой и совершенством натуральные камни, все же достойно с ними соперничают.
Современное ювелирное искусство достойно продолжает традиции старых мастеров. А использование новых технологий позволяет создавать все более необычные и интересные украшения.
Источник: fb.ru
16.1.2 Классификация и ассортимент ювелирных изделий
По назначению ювелирные изделия подразделяют на следующие группы: предметы личных украшений, предметы сервировки стола, предметы украшения интерьера, предметы туалета, принадлежности для часов, письменные принадлежности, курительные принадлежности, сувениры.
По материалу изготовления различают золотые, серебряные, платиновые, мельхиоровые, нейзильберовые и другие ювелирные изделия. Ювелирные изделия из сплавов драгоценных металлов классифицируют по пробам. Изделия из сплавов золота подразделяют по оттенку цвета на изделия из белого, желтого, розового, зеленого и голубого золота. По способу производства выделяют литые, штампованные, монтированные ювелирные изделия; по отделке — позолоченные, посеребренные, анодированные, филигранные, гравированные, черненные, инкрустированные и др.; по наличию и виду вставок — изделия без вставок и со вставками из природных и искусственных камней и другим признакам. Изделия со вставками различают по виду вставок, огранке, способу закрепления в изделии.
Предметы личных украшений — самая распространенная группа ювелирных изделий, которая включает предметы украшения головы, шеи и платья, рук, других частей тела, а также гарнитуры.
К предметам украшения головы относятся серьги и диадемы. К предметам украшения шеи и платья — цепочки, бусы, гривны, колье, кулоны, броши, медальоны, ожерелья.
По форме звеньев и конструкции цепочки подразделяют на панцирные, якорные, ленточные, фантазийные и др.
Бусы представляют собой шейное украшение в виде элементов любой формы, нанизанных на нить или соединенных проволочными звеньями.
Гривна — это шейное украшение в виде жесткого обруча с подвесками или без них.
Шейное украшение, декоративные элементы которого зафиксированы в его центральной части, называется колье, а украшение, декоративные элементы которого зафиксированы по всей его длине — ожерельем.
Кулоны и медальоны относятся к шейным украшениям в виде подвески. Используются в сочетании с цепочкой, шнуром или лентой.
К предметам украшения рук относят кольца и браслеты. Кольца изготовляют гладкие без вставок (обручальные) и декоративные со вставками. Кольца различают по форме, ширине и внутреннему диаметру шинки (ободка). Размеры (номера) колец определяют по внутреннему диаметру шинки в миллиметрах — от 15 до 22,5 с интервалом в 0,5 мм.
Браслеты по конструкции бывают жесткие и мягкие. Они могут иметь подвески и вставки из различных материалов. Выпускают их длиной от 130 до 195 мм с интервалом в 5 мм.
Гарнитуры представляют собой группу разных по назначению предметов личных украшений, имеющих единое художественное решение. Гарнитуры обычно состоят из серег, броши и кольца или серег, колье, браслета и кольца, изготовленных из одного материала, имеющих одинаковые фасон, отделку, вид и цвет вставки.
К предметам сервировки (оформления) стола относятся художественно оформленные приборы и посуда, изготовленные из сплавов драгоценных или цветных металлов и имеющих покрытие из золота и (или) серебра. Ассортимент их представлен в виде отдельных предметов или наборов, предметы которых имеют единое художественное оформление.
К столовым приборам относят ложки (столовые, десертные, чайные, кофейные, для специй, для заварки чая и др.), вилки (столовые, десертные, сервировочные), ножи, лопатки сервировочные и другие предметы.
К столовой посуде относятся чайники, кофейники, молочники, сахарницы, сливочники, подстаканники, креман-ки, вазы, подставки для столовых приборов, рюмки, бокалы и другие изделия.
К предметам украшения интерьера относятся изделия, эстетически обогащающие интерьер помещения — вазы для цветов, настенные панно из цветных камней, скульптуры, настенные декоративные блюда.
Ассортимент предметов туалета включает пудреницы, расчески, шкатулки, зеркала в оправе, имеющей ювелирное исполнение, булавки для шляп и галстуков, заколки для волос, запонки, зажимы для галстуков, пряжки для ремней.
К принадлежностям для наручных и карманных часов относят браслеты и бортовые цепочки.
Принадлежности для письма включают перьевые ручки с золотым пером, чернильницы из цветных камней (яшмы, малахита, мрамора), ножи для резки бумаги, подставки для ручек.
К курительным принадлежностям относятся предметы для хранения табака и табачных изделий (портсигары), для держания табачных изделий (мундштуки, трубки курительные), для высекания огня (зажигалки), пепельницы и машинки для набивки папирос.
К сувенирным ювелирным изделиям относятся изделия, отражающие национальные или региональные особенности культуры и искусства, памятные даты или обозначающие какой-либо образ: кинжалы, сабли, скульптуры, брелоки и т. п.
Источник: studfile.net
Классификация ювелирных украшений
Иногда не вполне понятно, почему одно ювелирное изделие стоит в десятки раз дороже другого, несмотря на то, что изготовлены они из одних и тех же материалов. Чтобы понять это, нужно знать, что существует несколько признаков, по которым ювелирные украшения классифицируются. И каждый признак влияет на ценность украшения как в отношении цены на него, так и в отношении уникальности изделия.
Ювелирные украшения бесконечно разнообразны — они изготавливаются из разных металлов и сплавов, со вставками и без, с драгоценными и полудрагоценными камнями. Существует удобная и четкая классификация ювелирных украшений, в которой каждому типу украшений отведено свое особое место.
К настоящим ювелирным украшениям относят украшения, материалом для изготовления которых послужили драгоценные металлы или сплавы. Что касается вставок в такие украшения, они могут быть разными — и драгоценными камнями, и прочими материалами, а также камнями недрагоценными. Ювелирное украшение может и вовсе не иметь вставок.
Ювелирная галантерея — это украшения, которые выполнены из недрагоценных металлов, но имеют покрытие из металлов драгоценных. Украшения, относящиеся к ювелирной галантерее, могут иметь вставки или быть созданы без них. В том случае, если вставки есть — это недрагоценные материалы.
Существует также металлическая галантерея. К этому типу относятся украшения из недрагоценных металлов, вставки в таких украшениях также выполняются из недрагоценных материалов и недрагоценных камней.
Такая классификация ювелирных украшений называется практической. В ней изделия пересекаются только по типу вставок. Но не пересекаются по типу металлов.
Эта классификация была утверждена только в 1998 году, до этого же украшения классифицировали несколько иначе. В основе старой классификации лежали четыре класса ювелирных украшений: непосредственно ювелирные украшения, ювелирная галантерея, камнерезные и художественные изделия.
Но ювелирное дело, как и другие виды производства и искусства, не стоит на месте, постоянно появляются новые материалы, рождаются новые технологии. Поэтому классификация постоянно видоизменяется. Однако и старый способ классификации до сих пор применяется ювелирами.
Классификация по признаку материалапредполагает четкое разделение металлов на драгоценные и недрагоценные. Об этом необходимо знать, чтобы понимать, к какому классу относится то или иное ювелирное изделие.
Драгоценные материалы сильно отличаются один от другого, обладая индивидуальными качествами и свойствами. Самые популярные драгоценные материалы это:
- Золото. Отличается отличной теплопроводящей и электропроводящей способностью, хорошо поддается ковке. Золото — мягкий и пластичный драгоценный металл.
- Серебро. Более твердый металл, чем золото, достаточно пластичный, отлично поддающийся полировке.
- Платина. Драгоценный металл, дорогой, но уступающий двум предыдущим по обоим признакам: ковкости и пластичности.
- Палладий. Имеет серебристо-серый оттенок. Ковок и пластичен, не окисляется в нормальных условиях, отлично поддается всем видам обработки металла.
- Родий. Имеет голубовато-белый цвет и отличается твердостью. Устойчив к износу и обладает высокой отражающей способностью.
Что касается такого понятия, как драгоценный камень, то оно не имеет достаточно четкого определения, так как камни оценивают не по одному и не по двум, а по целому комплексу характеристик, признаков и свойств. Если в двух ювелирных украшениях есть одинакового размера вставки, причем одинаковой формы и выполненные из одного и того же камня, это вовсе не значит, что стоимость украшений будет одинакова. Один камень может отличаться от другого по какому-нибудь признаку, что и отразится на цене ювелирного изделия.
Помимо прочих признаков, по которым классифицируют ювелирные изделия, есть еще классификация по назначению, так как каждое изделие призвано выполнять определенные функции. Основные классы ювелирных изделий по назначению:
- Предметы личных украшений. К ним относятся такие популярные украшения, как серьги, броши, кулоны, бусы, ожерелья, медальоны, булавки, цепочки, колье, нательные кресты.
- Предметы туалета. Разнообразные шкатулки и шкатулочки, заколки, булавки для галстуков и шляп, запонки и зажимы, флаконы для духов, шпильки, а также пудреницы, зеркальца и т.п.
- Принадлежности для курения. Достаточно много изделий относятся к этой группе: мундштуки, портсигары, спичечницы, табакерки, щипчики для сигар, пепельницы, сигаретницы и трубки.
- Предметы для сервировки стола. Кольца для салфеток, блюда, щипцы для сахара, кубки, ложки, вилки, кувшины, тарелки и рюмки, графины, ситечки для чая, кофейники, а также многое другое, что служит для сервировки.
- Письменные принадлежности: пресс-папье, стаканы для карандашей, ножи для бумаги и т.п.
- Предметы интерьера: статуэтки, вазы, каминные часы, подсвечники, каменные панно, люстры и многое другое.
- Украшения для часов: цепочки, собственно ювелирные часы, шатленки и браслеты.
- Сувениры: значки, медали, прочие сувенирные изделия.
- Детали украшения оружия — эфесы, вставки на рукоять пистолетов, рукоятки ножей и прочее.
- Ритуальные предметы, предметы для совершения обрядов (например, кадило, купель для обряда крещения).
Следующий признак, по которому классифицирую ювелирные изделия: техника исполнения. Существуют три вида техники: ручная, машинная и комбинированная.
Самыми дорогими, разумеется, являются изделия ручной работы. Это обусловлено тем, что на создание такого изделия тратится очень много времени и труда, а получившееся в результате украшение или изделие — совершенно неповторимо и уникально. Как правило, изделия ручной работы единичны или созданы в очень малом количестве, что только придает им ценность.
Машинная техника— это производство ювелирных изделий с применением оборудования. Но ювелирные изделия все равно не могут быть полностью созданы машиной. Так или иначе, человек участвует в процессе, выполняя наиболее сложные операции, какие-то завершающие этапы изготовления.
Комбинированное изготовление— это создание ювелирный изделий из деталей и элементов, которые созданы машинами путем литья, штамповки, прессования. Но сборка таких ювелирных изделий производится вручную, вручную же мастера-ювелиры делают последние штрихи.
Таким образом, мы видим, что сделать процесс создания ювелирных изделий полностью автоматизированным попросту невозможно. И каждое ювелирное украшение хранит тепло рук заботливого мастера, который «доводил» украшение, придавал ему блеск.
Но самые ценные украшения — это, конечно, те, в создании которых машины не участвовали вовсе. Именно за такими произведениями ювелирного искусства охотятся коллекционеры и такими украшениями стремятся завладеть особы голубой крови и просто очень состоятельные люди. Множество ювелирных изделий ручной работы хранятся в качестве ценных экспонатов в музеях по всему миру.
11.2009
- Ювелирные камни
- Знаки Зодиака
- Что подарить
Источник: a-gold.su