Какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству

Какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству

Порядок обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 26.03.1998 № 41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – ФЗ № 41), Постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 № 394 «Об опробовании, анализе и клеймении ювелирных и других изделий из драгоценных металлов» и другими нормативно-правовыми актами.

Содержание понятий «драгоценные металлы», «драгоценные камни», «ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней» закреплено в статье 1 ФЗ № 41:

драгоценными металлами являются золото, серебро, платина и пять металлов платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий);

драгоценные камни природные алмазы, изумруды, сапфиры, александриты, рубины, а также жемчуг. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней;

ТАЙНА 12-ти КАМНЕЙ. Камни Эдемского сада, камни наперсника и камни Небесного Иерусалима

ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них (за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статус которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации), либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней.

Требования к ювелирным изделиям и другим изделиям из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, поступающим в продажу

Особенности продажи ювелирных изделий, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней регулируются разделом 7 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 ««Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (далее Постановление Правительства РФ № 55), а именно:

— Продажа ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, произведенных в Российской Федерации, ввезенных на ее территорию, осуществляется только при наличии на этих изделиях оттисков государственных пробирных клейм, а также оттисков именников — для изделий отечественного производства.

Энциклопедия драгоценных камней. Корунды — рубины и сапфиры. Часть 1.

Процедуру опробования и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации осуществляет Федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации».

Допускается продажа ювелирных и других изделий из серебра отечественного производства массой до 3 граммов включительно (без учета вставок) без оттиска государственного пробирного клейма.

Продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов, и ограненных изумрудов осуществляется только при наличии сертификата на каждый такой камень или набор (партию) продаваемых драгоценных камней.

— Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя осмотр и разбраковку таких изделий, проверку наличия на них оттисков государственного пробирного клейма и именника (для изделий отечественного производства), а также сохранности пломб и ярлыков, сортировку по размерам.

— Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием: наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок (при использовании в качестве вставок материалов искусственного происхождения, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней, на ярлыках должна быть указана информация о том, что данный камень не является драгоценным), способа обработки, изменившего качественно-цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок).

— Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также ограненные драгоценные камни должны иметь индивидуальную упаковку.

— При передаче приобретенного товара покупателю лицо, осуществляющее продажу, проверяет наличие на нем оттиска государственного пробирного клейма и его качество, наличие оттиска именника (для изделий отечественного производства), а также сертификата на ограненный драгоценный камень.

— По требованию покупателя в его присутствии проводится взвешивание приобретенного ювелирного и другого изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней без ярлыка массой до 1 кг на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,01 г, и массой от 1 кг до 10 кг — на весах, имеющих погрешность определения не более 0,1 г.

— В случае, когда в целях проверки правильности маркировки изделия, в том числе массы, требуется снятие ярлыка, составляется акт с последующим указанием номера акта на ярлыке — дубликате магазина. Ярлык изготовителя сохраняется и навешивается на изделие вместе с дубликатом.

— В случае если кассовый чек на товар не содержит наименование товара, пробу, вид и характеристику драгоценного камня, артикул, вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена товара и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись.

Важно! Согласно Постановлению Правительства РФ № 55 ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни надлежащего качества входят в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» и не подлежат обмену или возврату.

Читайте также:
На каком пальце носить кольцо эзотерика

Действия покупателя в случае обнаружения недостатка в ювелирных изделиях и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней

В соответствии со статьей 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель, в случае обнаружения недостатков в товаре (если они не были оговорены продавцом), вправе потребовать:

замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

соразмерного уменьшения покупной цены;

незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (например, расходы на проведения независимой экспертизы качества товара и т.п.).

В случаях, когда установленный на ювелирное изделие гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки выявились по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель имеет право предъявить продавцу требования о возврате или замене изделия, если докажет, что недостатки в товаре возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Потребитель в случае нарушения его прав при покупке ювелирных изделий, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней может обратиться с письменной жалобой в:

— Федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» (защита прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей указанных изделий от недобросовестной конкуренции, а также защита государственных интересов, связанных с деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней);

— Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (в случае нарушения прав потребителя на предоставление достоверной и необходимой информации о реализуемых ювелирных изделиях и изделиях из драгоценных металлов и драгоценных камней потребителю).

Источник

Какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

драгоценные камни — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ценности — драгоценные металлы и (или) драгоценные камни;

добыча драгоценных металлов — извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;

добыча драгоценных камней — извлечение драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней;

сортировка и первичная классификация драгоценных камней — завершающая часть процесса обогащения, позволяющая на основании утвержденных коллекций типовых образцов и классификаторов выделить из извлеченного минерального сырья драгоценные камни, а также разделить их на отдельные сорта, соответствующие принятым на мировом рынке;

первичная оценка драгоценных камней — завершающая часть технологического процесса обогащения, обеспечивающая оценку драгоценных камней на основании прейскурантов цен на драгоценные камни, разрабатываемых и утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), в установленном им порядке с учетом цен, применяемых для оценки аналогичных сортов минерального сырья на мировом рынке;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 414-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

производство драгоценных металлов — извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов;

аффинаж драгоценных металлов — деятельность, осуществляемая специализированными организациями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень (далее — аффинажные организации), по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла:

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в аффинированном золоте на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 995 массовых долей химически чистого драгоценного металла;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

в аффинированных серебре, платине, палладии, родии, рутении, осмии на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 999 массовых долей химически чистого драгоценного металла;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

в аффинированном иридии на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 998 массовых долей химически чистого драгоценного металла;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

Читайте также:
Чем очистить цепочку от черноты

рекуперация драгоценных камней — извлечение драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации по иным причинам инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни, с последующим доведением (очисткой) до качества, соответствующего техническим условиям или классификатору драгоценных камней;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

использование драгоценных металлов и драгоценных камней — использование драгоценных металлов и драгоценных камней в производственных, научных и социально-культурных целях;

специальный учет — ведение реестра осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями организаций и индивидуальных предпринимателей, не предполагающее взимания сбора за внесение указанных организаций и индивидуальных предпринимателей в этот реестр;

операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями:

действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога;

изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов, добыче драгоценных камней, последующей обработке (переработке) и использовании драгоценных металлов и драгоценных камней;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе перевозка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них в Российскую Федерацию и их вывоз из Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней — изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также — ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов), либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

именник — знак изготовителя, оттиск которого ставится юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем либо по их обращению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, за использованием и обращением драгоценных камней, за исключением функций по контролю при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных камней (далее — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю (надзору), на изготовленные ими ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и содержит в зашифрованном виде информацию о его изготовителе;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 138-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

проба — количество массовых долей химически чистого драгоценного металла на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

государственное пробирное клеймо — знак установленного образца, который ставится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору), на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и удостоверяет их пробу;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 138-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

клеймение — постановка оттиска государственного пробирного клейма на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

опробование — определение или подтверждение пробы ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

анализ — определение химического состава металла и его сплава, из которых изготовлено изделие, в том числе путем применения методов, предусматривающих разрушение этого изделия;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

лом и отходы драгоценных металлов — изделия (продукция), используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащих драгоценный металл, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов — извлечение драгоценных металлов с использованием механических, химических и металлургических процессов из лома и отходов драгоценных металлов для получения промежуточного продукта металлургического производства, предназначенного для последующего аффинажа, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее также — ГИИС ДМДК) — федеральная государственная информационная система, предназначенная для получения, обработки, хранения и предоставления информации о происхождении и об обращении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также для организации специального учета;

(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2020 N 188-ФЗ)

средства идентификации драгоценных металлов, драгоценных камней — уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода или с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации, предназначенного для обеспечения прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них при их обращении.

Читайте также:
Красная нитка из иерусалима для чего
Источник

Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (с изменениями и дополнениями)

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 4)
  • Статья 1. Основные понятия
  • Статья 2. Право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни
  • Статья 3 (утратила силу)
  • Статья 4. Субъекты добычи и производства драгоценных металлов, субъекты добычи драгоценных камней
  • Статья 5. Федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней
  • Статья 6. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации
  • Статья 7. Алмазный фонд Российской Федерации
  • Статья 8. Золотой запас Российской Федерации
  • Статья 9. Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации
  • Статья 10. Цели и способы государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения
  • Статья 11. Полномочия Правительства Российской Федерации по регулированию отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения
  • Статья 12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения
  • Статья 12.1. Опробование, анализ и клеймение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов
  • Статья 12.2. Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота
  • Статья 13. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору)
  • Статья 14. Подтверждение соответствия драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них
  • Статья 15. Лицензирование в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи
  • Статья 15.1. Лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий
  • Статья 16 (исключена)
  • Статья 17. Организационное обеспечение системы лицензирования
  • Статья 18 (исключена)
  • Статья 19. Основания для прекращения, приостановления или ограничения действия лицензии
  • Статья 20. Распоряжение добытыми и произведенными драгоценными металлами и добытыми драгоценными камнями, их ломом и отходами
  • Статья 21. Порядок оплаты драгоценных металлов и драгоценных камней
  • Статья 22. Использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней
  • Статья 23. Отпуск ценностей из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации
  • Статья 24. Международные договоры Российской Федерации, соглашения субъектов Российской Федерации в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней
  • Статья 25. Договоры (соглашения) о разделе продукции при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи драгоценных металлов и драгоценных камней с участием российских и иностранных инвесторов
  • Статья 26 (утратила силу)
  • Статья 26.1. Федеральный государственный пробирный надзор
  • Статья 26.2. Государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы
  • Статья 27 (утратила силу)
  • Статья 28 (утратила силу)
  • Статья 29. Обеспечение охраны драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них
  • Статья 30. Ответственность за нарушение порядка геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения
  • Статья 31. Обжалование действий органов, осуществляющих государственное регулирование отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, и их уполномоченных должностных лиц
  • Статья 32. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ
«О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

С изменениями и дополнениями от:

31 марта 1999 г., 10 января 2002 г., 10 января 2003 г., 2 ноября 2004 г., 9 мая, 18 июля 2005 г., 24 июля 2007 г., 8 декабря 2010 г., 19 июля, 21 ноября 2011 г., 2 мая 2015 г., 3 июля 2016 г., 18, 26 июля 2017 г., 23 мая 2018 г., 1 мая, 6 июня, 26 июля, 2 августа, 2 декабря 2019 г., 24 апреля, 23 июня 2020 г., 11 июня 2021 г., 28 июня 2022 г.

Принят Государственной Думой 4 марта 1998 года

Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), в том числе:

устанавливает область действия государственной монополии;

устанавливает цели, принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц;

устанавливает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

определяет условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации;

определяет статус Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации;

определяет цели, виды, формы государственного контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использованием и обращением драгоценных камней, порядок его организации и осуществления.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать в соответствии с настоящим Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи.

Читайте также:
Как одеть красную нить

Не является предметом регулирования настоящего Федерального закона порядок совершения гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, сделок с ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности).

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

26 марта 1998 года

Настоящий закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), в том числе: устанавливает область действия государственной монополии; определяет условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ. Закон не регулирует порядок совершения физическими лицами сделок с ювелирными и иными бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящимися в собственности граждан.

В соответствии с законом к драгоценным металлам относится золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий); к драгоценным камням — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде и уникальные янтарные образования. Настоящий перечень может быть изменен только федеральным законом.

Добыча производится только на основании лицензии. Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация. Добытые металлы и камни предлагаются субъектами добычи сначала специально уполномоченному федеральному органу, а затем органам субъектов.

Этот порядок применяется только в том случае, когда были заключены соответствующие договоры. Причем настоящий закон устанавливает основные условия таких договоров и преимущественное право РФ и субъектов на их заключение. Закон также разрешает выпуск государственных ценных бумаг, номинированные в массе драгоценных металлов. Устанавливается обязательная сертификация драгоценных камней и металлов. Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 7 апреля 1998 г.N 67, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. N 13 ст. 1463

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 июня 2022 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 июля 2022 г.

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 23 июня 2020 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 июня 2020 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 138-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 414-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 282-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 июня 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 мая 2019 г.

Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 мая 2018 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 288-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, для которых статьей 6 названного Федерального закона установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 336-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 5-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник

Понятие драгоценных камней по российскому законодательству

Понятие драгоценных камней по российскому законодательству

Драгоценные камни – это минералы (твердые природные тела, однородные по составу и свойствам, образующиеся в результате физико-химических процессов на поверхности или в глубинах Земли, главным образом как составная часть горных пород), обладающие красотой, долговечностью и редкостью[1].

В минералогии достаточно большое количество наименований камней относится к драгоценным, существуют различные классификации драгоценных камней[2]. Например, известный российский геолог проф. Е.Я. Киевленко разделял драгоценные (ювелирные) камни на 4 порядка: к первому порядку относятся алмаз, изумруд, рубин и синий сапфир; ко второму порядку относятся александрит, оранжевый, фиолетовый и зеленый сапфир, черный опал и благородный жадеит; к третьему порядку относятся шпинель, огненный опал, топаз, турмалин; к четвертому – циркон, бирюза, аметист, лунный и солнечный камень и ряд других наименований. Все классификации ювелирных и поделочных камней относят к драгоценным камням несколько десятков наименований минералов.

Читайте также:
Как увеличить в диаметре

В то же время статья 2 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»[3] (далее – Закон) устанавливает, что к драгоценным камням относятся природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде и приравнивает к ним уникальные янтарные образования.

Порядок отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1999 года № 8[4]: это образцы массой более 1 кг, фантазийной формы с включениями флоры и фауны размером более 1 см. Отнесение уникальных янтарных образований к драгоценным камням осуществляется экспертной Комиссией по уникальным янтарным образованиям при Министерстве финансов Российской Федерации. Соответствующее Положение утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.марта 1999 года № 71[5].

Между тем, отнесение янтаря «с мухами» к драгоценным камням называется «геммологическим недоразумением»[6]. А жемчуг и вовсе не является драгоценным камнем, поскольку создается живыми организмами.. В целом же необходимо отметить, что ни наука, ни международная практика вообще не признают закрытого перечня драгоценных камней.

Дело в том, что все перечисленные в Законе цветные камни являются на самом деле драгоценными (имеют высокую стоимость) только в тех случаях, когда имеют соответствующее качество. И только алмазы, даже самые низкокачественные, всегда являются драгоценными. В зарубежных странах и международной торговле (например, Международные правила торговли Международной конфедерации по ювелирным камням, изделиям из серебра, алмазам и жемчугу, далее – Правила CIBJO[7]) выделяется более сотни наименований камней, которые при определенных условиях становятся драгоценными. Российское же законодательное решение влечёт существование камней «неювелирного качества, но драгоценного наименования».

Кроме того, устанавливая перечень драгоценных камней, закон не указывает, что является сапфиром, что – рубином и т.п. Все термины и определения раскрыты в документах технического регулирования – старых ГОСТах и ТУ (принятых в 1979 – 2002 гг.[8]).

Эти документы не соответствуют нормативным стандартам, применяющимся в международной торговле, хотя бы потому, что таких стандартов (кроме как на алмазы[9]) нет. Драгоценность иных, помимо алмазов, камней по-разному определяется различными школами, сформировавшимися в рамках геммологических институтов и торговых организаций.

Поэтому за рубежом контрагенты по договору купли-продажи ювелирного камня свободны в определении предмета сделки: является ли им корунд (обычный минерал) или же его наиболее совершенная (драгоценная) разновидность – рубин (красный корунд) или сапфир (синий, фиолетовый, оранжевый или зеленый корунд). В России же понятие драгоценных камней урегулировано нормативно, причем государственное регулирование в этой сфере крайне нечеткое.

Например, в Законе о драгоценных металлах и камнях к драгоценным камням относятся все сапфиры, которые в природе встречаются разных цветов. Однако в ТУ 9645-001-45866412-01 «Сапфиры природные обработанные (ограненные вставки)» указано, что сапфир имеет синий цвет (возможен фиолетовый или зеленый оттенок). Также в Законе сказано, что драгоценным является и обработанный, и необработанный рубин. Но технические условия приняты только в отношении обработанных рубинов.

В связи с этим в правоприменительной практики возникают проблемы. Так, было возбуждено уголовное дело в отношении лица, пытавшегося продать под видом рубина (с поддельным геммологическим заключением) необработанный корунд. У специалистов возник вопрос, имеется ли в данном случае состав преступления, и если да – то какого: мошенничество (но рубин и корунд – один минерал, не существует «поддельных» рубинов) или незаконный оборот драгоценных камней (но нет определения понятия «необработанный рубин», поэтому неясно, является ли предмет сделки, которую намеревался заключить обвиняемый, драгоценным камнем или нет)[10].

Представляется, что вышеуказанная проблема связана с тем, что российское законодательство исходит из неверного деления камней на драгоценные и полудрагоценные, устаревшего ещё в ХIX веке. Ряд нормативных актов содержит термин «полудрагоценные камни», в то время как зарубежными и международными правилами использование этого понятия строго запрещено, поскольку оно вводит потребителя в заблуждение относительно ценности камня.

Существенным недостатком российского законодательства, приводящим к нарушению прав потребителей изделий из драгоценных камней, следует назвать отсутствие таких понятий, как облагороженные, синтетические, составные, реконструированные камни, камни-имитации. 98% обращающихся в России драгоценных камней являются облагороженными (т.е. их цвет, чистота и иные характеристики улучшены с помощью физического или химического воздействия)[11]. Многие крупные камни на самом деле состоят из нескольких, склеенных между собой (составные камни), либо образованы в результате плавления или прессования (реконструированные камни). Потребитель, приобретая изделие, не знает об этом. В то же время, императивным требованием законодательства зарубежных стран о драгоценных камнях[12] и международных торговых правил[13] является информирование покупателя о видах воздействий, которым подвергся приобретаемый им камень.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что насущной потребностью практики оборота драгоценных камней является изменение их законодательного определения. Одним из путей решения данной проблемы могла бы быть коренная ревизия системы нормативных правовых актов, регулирующих оборот драгоценных камней, с целью исключения норм, регулирующих оборот всех камней, за исключением алмазов, поскольку, как указывалось выше, лишь алмазы всегда являются драгоценными.

При этом необходимо усилить юридические гарантии прав потребителей на рынке изделий с ювелирными камнями. Для определения камней, относящихся к группе ювелирных, можно предложить принять перечень наименований ювелирных камней, аналогичный существующим в международной и зарубежной практике.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...