Икона Троицы. Беседа, уходящая в вечность
27 мая, ровно через пятьдесят дней после Пасхи православные христиане отмечают праздник Святой Троицы (Пятидесятницы). В этот день, согласно истории Нового Завета, произошло сошествие Святого Духа на апостолов, благодаря чему они получили возможность говорить и проповедовать на разных языках. Это событие послужило рождению новозаветной Церкви.
Поэтому праздник Троицы называют еще днем рождения Церкви.
Но икона, которая в этот день находится на праздничном аналое храма напрямую не отражает исторического события праздника, а говорит о его смысле.
Что же изображено на иконе Троицы?
Как правило, на иконе изображают троих ангелов, сидящих за трапезой. Исторический сюжет этого события восходит к Ветхому Завету и повествует о том, как праведный Авраам принял в своем доме трех путников, после беседы с которыми, праведник понимает, что принимал у себя в гостях Самого Бога-Троицу: Отца и Сына и Святого Духа.
Свет невечерний: «Икона -СВЯТАЯ ТРОИЦА»-Архимандрит Савва (Мажуко). 2013 год.
Разберем иконографию самой известной иконы — Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым.
Минимум деталей – максимум смыслов
Отличительной особенностью этой иконы является лаконичное изображение деталей при минимальном использовании художественных средств. Рублев исключает подробное описание исторического сюжета гостеприимства Авраама, оставляя лишь самые необходимые детали, которые подводят читателя к сути самого изображения.
На иконе изображены три ангела, сидящие за трапезой. Они ведут беседу о чаше с агнцем, которая изображена в центре стола. Все ангелы – одинаковые и разные одновременно. Лица их похожи, а одежда разная. Разберем отдельно каждого из них.
Ангел, изображенный слева
Ангел, сидящий по правую руку от центрального Ангела, является символическим изображением Бога Отца. Цвет одежд его песчанно золотистый, напоминает землю. Правая рука его слегка приподнята в благословении над центральной чашей. Этот сдержанный и не до конца уверенный жест находит свое продолжение во взгляде. Ангел смотрит вопрошающим взглядом на правого Ангела.
За спиной у Ангела видно архитектурное изображение дома Авраама. Этот символический элемент указывает на то, что Бог Отец — главный Домостроитель, Творец неба и земли.
Ангел, изображенный в центре
На этом Ангеле мы видим одежды Христа. Багряный хитон несет в себе цвет крови, пролитый за спасение людей. Сзади него изображено деверево Мамврийского дуба – как символа жизни и крестных страданий Спасителя. Ангел поднимает правую руку в благословении и устремляется вопросительным взором на левого Ангела.
Ангел, изображенный справа
Ангел, находящийся по левую сторону от центрального Ангела, является изображением Духа Святого. Цвет одежд зеленовато – голубой, символизирует небесную и земную сферы.
Как правильно понимать икону Андрея Рублёва Троица?
«Дух дышит где хочет» — говорит Евангелие. За Ангелом находится гора Мориа – как символ духовного восхождения и крепости духа. Ангел склоняет голову в сторону левого Ангела. Правая рука его опущена в утвердительном жесте на стол и тем самым завершает молчаливую беседу.
О чем же беседа?
Центральным предметом этой беседы является Чаша. Беседа начинается со среднего Ангела, который поднимает благословляющую руку над Чашей и устремляется вопросительным взором на Ангела, сидящего слева. Это вопрос Сына Божиего «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша Сия; впрочем, не как я хочу, но как Ты».
И Бог Отец поднимает руку в благословении, при этом устремляя вопрошающий взор на Духа Святого. И Дух Святой дает своё согласие, кладя правую руку на стол.
Взоры, Ангелов не поверхностные, а глубокие как бы смотрят во внутрь себя и уходят в вечность.
Фигуры правого и левого ангелов композиционно образуют Чашу, в которую помещен центральный Ангел.
Но это беседа не только о крестной жертве Спасителя, но и о сотворении мира. «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26) – горит Господь в лице Святой Троицы. И при этом Господь знает, что человек согрешит. То есть, творя человека, Господь проявляет Свою готовность быть за него распятым.
Об этом пишет К.С. Льюис: «Трудно понять, каково это, творить руками мир и одновременно чувствовать, как в них забивают гвозди…» Здесь совершается Совет Предвечный и замысел Божий о человеке.
О чем еще говорит икона Троицы?
Лазурные одежды, присутствуют на каждом из ангелов и являются символом Неба и мира духовного. Каждый Ангел держит в руке скипетр – как символ равной власти. Голова тельца, изображенная в чаше символизирует жертвенность Сына Божиего.
Многие ученые, до сих пор расходятся во мнении относительно символов и принадлежностей того или иного Ангела к определенной Ипостаси, что опять же таки говорит о нераздельности и единосущности Святой Троицы.
Так, центральному Ангелу приписывается Божественное начало Бога Отца, так как с Него начинается беседа, но при этом в алых одеждах его просматривается аналогия на событие, когда Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков. Сочетание зеленой и голубой одежды говорит о двойной природе Иисуса Христа – божественной и человеческой.
А одежды песочного цвета левого Ангела, сливаются с фоном и как бы парят в нем, говорят о бесплотности Духа Святого. Символ дерева так же толкуется, как Древо Жизни, которое Господь посадил в Эдеме. Дом так же символизирует Церковь, в которой обитает Святой Дух. А гора так же считается символом Голгофы.
Внизу Престола изображено пустое окошечко. Одно из толкований говорит о том, что в этом месте Престола обычно помещаются мощи святых. Есть Чаша с Жертвой, а человеческого ответа на эту жертву пока нет. Поэтому окошечко остается открытым. И тогда сразу становится понятным, кому уготовано четвертое место за Престолом.
Господь в лице трех ангелов приглашает каждого человека разделить с ним Божественную Трапезу в Таинстве Святой Евхаристии (Причастия).
В этом божественном призыве и кроется вся тайна любви Бога к человеку.
ИсточникФигуры Ангелов как бы вписаны в невидимый круг, в котором нет начала и конца. Это и есть символ беседы, которая совершается вне времени и уходит в вечность.
Символичность одного из сюжетов Ветхого Завета в иконе «Святая Троица»
Одной из самых почитаемых икон, считающихся настоящим шедевром иконописи, является «Святая Троица» Андрея Рублёва, написанная в 1411 году. Её уникальность заключается в большой символичности, начиная от общей идеи круга, символизирующей бесконечную любовь и вечность божественного триединства, и заканчивая нестандартностью каждого элемента в отдельности. Общее изображение отличается от итальянского стиля XV века, потому как оно не вписывается в круг, а образовывает его ликами ангелов.
Основой иконы стал сюжет из Ветхого Завета под названием «Гостеприимство Авраама». Художник Рублёв решил сделать особый акцент на образах ангелов, опустив при этом значимость бытовых деталей. На картине ангелы предстают беседующими — они сидят за одним столом, где в дальнейшем развивается сцена благословения на искупительную жертву ради людей.
Символика скрывается не только в «обнаженном сюжете», но и в присутствующих деталях и даже используемых при написании иконы цветах.
12 основных символов иконы «Святая Троица»:
- Чаша, расположенная на столе, символизирует страдания, через которые придется пройти Христу за искупление грехов. Именно в нее будет собрана кровь Иисуса после распятия. Невооруженным глазом можно заметить, что контурные очертания ангелов, расположенных по бокам, также образуют подобие чаши;
- Голова быка символизирует жертвенность Иисуса;
- Господь Бог располагается посредине, как бы акцентируя внимание на том, что он является началом и причиной всему. Символом его власти и величия считается одеяние яркого пурпурного цвета и золотая полоса, нисходящая с правого плеча. Преподнесенные Богом к чаше персты символизируют благословение и сложены в таком знаке;
- Одеяния цвета морской лазури символизируют неземную сущность божественного триединства;
- Скипетр символизирует невероятную силу и власть, поэтому присутствует в руках у каждого из Святой Троицы;
- Дерево жизни — аналогия с древом, которое было посажено в Эдеме. Другие же считают, что дерево на иконе — это Мамврийский дуб, в тени которого часто отдыхал Авраам;
- Святой Дух — один из центральных образов, который всем своим видом демонстрирует наставление Иисуса на путь страданий, своей десницей и жестами благословляет и повелевает;
- Присутствие алого цвета в одеждах символизирует снисхождение Святого духа к апостолам в виде огня;
- Здание, располагающееся на заднем плане, считается символом дома Святого духа;
- Бог сын — символ смирения и готовности исполнить возложенную на него миссию. По его позе видно, как Бог Сын собирается встать и взять в вытянутую руку чашу страданий, а голова смиренно опущена;
- Зеленая накидка символизирует земную жизнь, а совмещение зеленого цвета и пурпурного, что присутствует в одежде Бога Сына, говорит об объединении земной и божественной силы;
- Гора — аналогия с Голгофой, на которую однажды взойдет Иисус.
Увидеть икону можно в Государственной Галерее по адресу: город Москва, Лаврушинский переулок, дом 10, — совсем рядом с нашим шоу-румом на Третьяковской/Новокузнецкой. Ждём вас в гости!
ИсточникСВЯТАЯ ТРОИЦА. Пятидесятница: иконы, фрески, мозаики. ИКОНОГРАФИЯ ТРОИЦЫ Митрополит Иларион (Алфеев)
Троица
В основе сюжета — хорошо известный иконографический тип «Гостеприимство Авраама». Этот сюжет встречается уже в римских катакомбах на виа Латина (между II и IV вв.),
Троица. Катакомбы Виа Латина
мозаиках римского храма Санта Мария Маджоре (1-я пол. V в.)
Троица. Гостеприимство Авраама. Санта-Мария Маджоре
и мозаиках равеннского храма Сан-Витале (1-я пол. VI в.).
Троица. Храм Сан Витале. Равенна
Троица. Гостеприимство Авраама
Он восходит к библейскому рассказу о явлении трех мужей Аврааму, то есть представляет собой иконографическое изображение конкретного библейского события. Во втором тысячелетии возникает обычай надписывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтири XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте.
Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом.
Троица. Золотые врата. Суздаль
В эпоху, предшествующую Андрею Рублеву, появляются иконы Троицы со средним Ангелом, изображенным в трехчетвертном обороте, и без предстоящих Авраама и Сарры. Именно этому иконографическому типу следовал Андрей Рублев, когда создавал свою «Троицу». Он взял за основу тот тип, который почти полностью абстрагирован от исходного сюжета («Гостеприимство Авраама») и который наиболее подходит для того, чтобы подчеркнуть равенство между тремя Ипостасями Троицы. Над головой среднего Ангела — по крайней мере, в том виде, в каком икона сохранилась к настоящему времени, — отсутствует крестчатый нимб, что как бы лишает его центрального значения и делает необязательным отождествление его с Христом. Искусствоведы высказывают различные мнения по вопросу о том, какой Ангел представляет какое Лицо Святой Троицы.
По всей видимости, однако, речь вообще не должна идти об изображении Лиц Святой Троицы: рублевская «Троица» — это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.
Троица. Прп. Андрей Рублев 1411 год или 1425-27
Символизм иконы и ее духовное значение увязывают с теми идеями, на которых строил монашеское общежитие преподобный Сергий Радонежский. Он посвятил свою обитель Святой Троице, видя в любви между Ипостасями Троицы абсолютный духовно-нравственный ориентир для монашеской общины. Икона Троицы была заказана Рублеву учеником Сергия, преподобным Никоном Радонежским.
Образ в похвалу Сергия Радонежского «должен был носить подчеркнуто умозрительный, философский характер в отличие от предшествовавших изображений Троицы». В то же время «Троица» Рублева, как и ее прототип «Гостеприимство Авраама», — это евхаристический образ, символизирующий бескровную жертву. Этот смысл иконы подчеркивался ее размещением в нижнем ряду иконостаса Троицкого собора, возле царских врат.
Троица
Троица
Троица
Троица
Троица. Троица. Икона новгородской школы XV века. Ленинград, Русский музей.
Троица. Св. Троица в Бытии. 1580-е гг.
Троица. Двусторонная икона Святой Троицы и главы Иоанна Предтечи
Троица. Троица Ветхозаветная. Век: XVI Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Троица. Святая Троица. С. Ушаков. 1671
Троица. Троица Ветхозаветная. XVII век
Троица
Троица. Икона 18 в
Троица. Авраам отдает сына на заклание. Мозаика Равенны. Сен Витале.
Троица. Мозаика церкви Сан Витале, 546-547гг., Равенна
Троица
Троица
Троица
Троица
Троица. Святая Троица Век:XV. Место создания: Россия. Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Троица. Явление Св. Троицы прп. Александру Свирскому
Источник