Словарь языка имеет в своём составе активную лексику , т. е. слова, которыми пользуются в данный момент все говорящие или какая-то часть населения, и пассивную лексику , т. е. слова, которыми люди либо перестают, либо только начинают пользоваться.
Пассивная лексика делится на две группы: устаревшие слова и новые слова (неологизмы).
Деление словаря языка на активную и пассивную лексику оправдано только в строго определённое историческое время: каждой эпохе свойственны своя активная и своя пассивная лексика.
Устаревшие слова
Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них забываются, как только исчезает из жизни какое-то явление, предмет. Такие слова называются историзмами .
Историзмы — это слова, называющие вышедшие из обихода явления, предметы или понятия.
конка — городская железная дорога с конной тягой;
локоть — мера длины;
боярин — представитель высшего сословия феодалов (на Руси (IX) в. — начала (XVIII) в.).
Другие слова забываются, если для называния того же предмета, признака, действия появляются новые слова. Такие слова называются архаизмами .
КАК ФОРМИРУЕТСЯ РАЦОН, ИМПУЛЬС, КОТОРЫЙ ЭТУ СИСТЕМУ ЗАПУСАЕТ?
Архаизмы — это устаревшие слова, заменённые новыми.
чело — лоб; уста — губы; тук — жир.
У историзмов в современном языке нет синонимов, а у архаизмов есть.
ланиты — щёки; очи — глаза.
Устаревая, одни слова не оставляют в языке следа, другие сохраняются в виде непроизводных основ в словах.
вервь в слове верёв ка; руг — «насмешка» в слове руг ать; худог — «искусный» в слове худож ник
Иногда устаревшие слова начинают жить новой жизнью, приобретая новое лексическое значение.
слово прелестник :
«— Ну что ж наш прелестник ? — сказала между тем дама приятная во всех отношениях» (Н. В. Гоголь «Мертвые души»).
Сейчас так называют человека, «полного очарования, обаяния, привлекательности», а раньше — «обманщика, соблазнителя». Знание более раннего значения этого слова поможет нам установить и семантику часто встречающихся в русских исторических произведениях словосочетаний прелестное слово, прелестные письма, прелестные листы. Так в России (ХVI)–(XVIII) веков называли воззвания, призывающие к бунту: «— Гулял я в суконном кафтане, на бочкy — острая сабля, в шапке прелестные письма» (А. Н. Толстой «Петр Первый»).
Группы архаизмов
1. Лексико-фонетические архаизмы — слова, имеющие в своем фонетическом облике несвойственный современному произношению звук или сочетание звуков.
галстух (галстук), гишпанский (испанский), зерцало (зеркало), в пещи (в печи), прожект (проект), снурок (шнурок), феоретический (теоретический) и т. п.
2. Лексико-словообразовательные архаизмы , отличающиеся от современного эквивалента каким-либо словообразовательным аффиксом (чаще всего суффиксом).
азиатцы (азиаты), дружество (дружба), идиотический (идиотский), кофей (кофе), ресторация (ресторан), рыбарь (рыбак), содейство (содействие), счастие (счастье) и т. п.
3. Собственно лексические архаизмы — слова, устаревшие целиком.
КАК ВСЁ ТАКИ ПОНЯТЬ, ПРАВИЛЬНЫ ЛИ МОИ МЫСЛИ? / ХАИМ АККЕРМАН
дабы (чтобы), кров (крыша): «На кровы ближнего селенья нисходит вечер, день погас» (Борат.), пагуба (гибель, вред), парадиз (рай), уповать (надеяться и твёрдо верить), хлябь (бездна, неизмеримая глубина) и т. п.
Историзмы и архаизмы используются в художественной литературе для воссоздания колорита какой-либо эпохи; также они уместны в публицистических и научных текстах на исторические темы. Кроме того, архаизмы могут употребляться с целью придать тексту торжественный, а иногда и иронический характер.
Источник: www.yaklass.ru
Тесты. Основные правила орфографии.
тест по теме
5. Лексическое значение слова указано неверно в примерах:
- адаптация – приспособление к чему-либо;
- паводок – резкое понижение уровня воды в реке;
- абориген – долгожитель;
- железобетон – бетон, армированный стальными прутьями.
6. В предложение вставьте нужное по смыслу слово.
Военная ___________ 1812 года начиналась при самых неблагоприятных для русской армии обстоятельствах.
7. Какие слова являются архаизмами:
- тать;
- талисман;
- ланиты;
- трубопровод.
8. Словари, в которых объясняется происхождение слова, называются _______________.
9. Какой частью речи является слово “двойка”:
- числительное;
- существительное;
- глагол;
- местоимение.
10. Выпишите слово мужского рода:
11. Образуйте от указанных существительных форму им.п. мн.ч. и выпишите только то существительное, которое имеет окончание А:
- трактор;
- гром;
- шофер;
- корт (теннисный).
12. Буква -И- пишется в словах
- пал__садник;
- угн__тение;
- расст__лать;
- ц__клоп.
13. Буква -А- пишется в словах
- заг__рать;
- м__кать хлеб в сметану;
- нак__лить;
- г__рнитур.
14. Буква -О- пишется в словах
- др__жать;
- раздр__жение;
- пок__яние;
- притв__ряться;
15. Буква -О- пишется в словах
- беч__вка;
- расч__т;
- пуч__к;
- ож__г лица.
16. Согласная буква пропущена в словах
- искус__ный;
- лес__ница;
- рес__ница;
- сума__шедший.
17. Буква -ЖЖ- пишется в словах
- мож__евельник;
- ви__жать;
- брю__жать;
- выж__енный.
18. Буква -Е- пишется в словах
- нищ__та;
- доверч__вый;
- пр__дать друга;
- пр__близиться к дому.
19. Буква -И- пишется в словах (гл. употреблены в форме 3л., ед.ч.):
- стел__т постель;
- слыш__т звук;
- деревья в ине__;
- об открыти__ выставки.
20. -НН- пишется во всех словах ряда:
- стекля__ная дверь; ветре__ный день;
- ваго__ное депо; обветре__ные руки;
- комари__ный укус; имени__ник;
- асфальтирова__ная улица; девочка рассея__на.
21. -Ъ- пишется в словах
- с__есть;
- трех__язычный;
- с__уметь;
- в__юн.
22. Буква -С- пишется на конце приставки в словах:
- бе__брежный;
- и__жарить;
- и__подтишка;
- чере__чур.
23. Через дефис пишутся слова
- пол(Думы);
- то(же) самое;
- говорить (по) японски;
- (историко) литературный журнал.
24. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
- (не) годующий взгляд, (не) ряха;
- (не) мог упасть, (не) добрал баллов;
- (не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангу;
- (не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не) отличница.
25. Частица НИ пишется
- Как бы там н_ было;
- Н_ раз бывал я в этом музее;
- Н_ надо приходить;
- Н_ там, н_ здесь его не было.
26. Отметьте номера предложений, где выделенной слово является сущ. с предлогом:
- (В) следстви__ были допущены ошибки;
- (В) продолжени__ месяца по телевизору показывали интересный телесериал;
- (В) течени__ болезни не было изменений;
- Нарисовать открытку (в) виде бабочки.
27. Отметьте номера предложений, где частица пишется раздельно
- Отец (так) же учился в институте;
- Сын учился так (же) хорошо, как и отец;
- Все то (же): те (же) ломберные столы, та (же) люстра в чехле;
- Что (бы) такое придумать интересное?
28. Тире на месте пропуска ставится в предложениях:
- Пырей, осот, одуванчик ___ вот самые распространенные сорняки наших огородов;
- Глаза ___ как изумруд;
- Бедность ___не порок;
- Пятью пять ___ двадцать пять.
29. Запятая на месте пропуска ставится в предложениях:
- Я на руках не то у ели __ не то у матери родной;
- Горят первые звезды ___ а заря еще долго светит над полями и лесами;
- От волнения он посмеивался ___ и гораздо быстрее, чем обычно, выкуривал трубку
30. Второстепенный член необходимо обособить в предложениях
- А он мятежный ищет бури;
- Море шумело сожженное лунным светом;
- Под ногами хрустит пожухлая от утренних морозов трава.
31. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях
- Упражнение ___ должно быть ___ выполнено чисто и аккуратно;
- Ученик ___ должно быть ___ торопился и не продумал задания до конца;
- Я видел вас ___ холмы и нивы!
- Я видел ___ холмы и нивы.
32. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях
- Вот присел я у забора __ и стал прислушиваться;
- Солнце село __ и тусклые тучи висели над темной степью;
- Когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском, звезды уже начали бледнеть __ и небо серело;
- Мы стали искать для ночлега горную трещину __и вдруг увидали спокойный огонь;
- В этих хоромах жили богатые помещики __ и все у них шло порядком.
33. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях
- Цепи яблонь протянулись там __ где были пустыри;
- Когда дует ветер и рябит воду__ то становится и холодно __и скучно __и жутко;
- Старик предупредил, что __ если погода не улучшится, то о рыбалке нечего думать;
- В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек __ и __ как тяжело захрустел наст под ногами медведя.
34. Двоеточие на месте пропуска нужно поставить в предложениях
- Нынче она была совсем другая __ в выражении лица ее было что-то новое, сдержанное, застенчивое;
- Ехал сюда __ рожь начинала желтеть;
- Я поднял глаза и увидел __ высоко в небе неслись над станцией птицы;
- Шестнадцать лет служу __ такого со мной не было.
35. Чужая речь оформлена неправильно в предложениях
- Белинский говорит, что “восторг от непонятного произведения – это мучительный восторг”.
- “Я ваш друг – сказал Максим – и поэтому дам вам совет”.
- Валя сказала, что “хорошо, хорошо, я с вами согласна”.
- “Мой дед землю пахал!” — с гордостью ответил Базаров.
36. Раздел лингвистики, занимающийся изучением словосочетания и предложения, называется ____________.
37. Определите стиль приведенного ниже текста:
— Чему ж ты удивляешься? Сам не лучше меня.
— Ох, не лучше! И не говори, зятюшка. Ах, что со мною сделали зятья. Разорвать их всех мало!
— А вот погодите, тятенька, мы их всех подтянем.
— Подтянем?
— Ещё как!
— Мне бы, главное, зятьев в бараний рог согнуть.
38. Ударение неправильно поставлено в словах:
- запломбИровать;
- мизЕрный;
- шАсси;
- свЁкла.
39. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях
- тронуться с ума;
- наголову победил врага;
- за мной долгу пять рублей;
- скучает по вам.
40. Речевые ошибки допущены в речи:
- Дураком его не назовешь, но и умом он явно не блестит.
- Беспорядочный хаос воцарился в доме.
- Я требую элементарной справедливости.
- Он простил долги своему кредитору.
Источник: nsportal.ru
Какие слова являются архаизмами тать талисман ланиты

Опубликовано 12.06.2017 по предмету Литература от Гость >> Оцени ответ

Подпишись на наш канал в телеграм. Там мы даём ещё больше полезной информации для школьников!

- Алгебра

- Математика

- Русский язык

- Українська мова

- Информатика

- Геометрия

- Химия

- Физика

- Экономика

- Право

- Английский язык

- География

- Биология

- Другие предметы

- Обществознание

- История

- Литература

- Українська література

- Беларуская мова

- Қазақ тiлi

Показать ещё
Источник: www.shkolniku.com