Какие свойства приписывали алхимики философскому камню

Говоря о поиске этого камня, обычно вспоминают таинственное искусство алхимии. Сегодня многие считают алхимию примитивной формой химии, но она представляла собой нечто большее, поскольку простиралась намного дальше протохимии в область мистического и оккультного знания.

Как астрология изучала зависимость жизни человека от звезд, так и алхимия исследовала связь человека с земной природой, объединяя химию и магию. Алхимики использовали химию в качестве метафоры человеческих отношений, как астрологи — звезды. Древние греки, китайцы и индийцы обычно называли алхимию Искусством или, говоря об основной задаче алхимии, изменением или трансмутацией в самом широком смысле: это химические преобразования, способные превратить обычные металлы в золото, драгоценный металл, высоко ценившийся за свой цвет и способность не ржаветь, даже пролежав сотни лет в земле. Трансмутация также включала физиологические изменения от болезни к здоровью: алхимики верили, что могут использовать камень для создания эликсира, который способен обратить мертвые ткани в живую плоть. Для китайцев и индийцев трансмутация также означала переход от земного состояния в духовный мир.

10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ПРО АЛХИМИЮ

Идея эликсира бессмертия принадлежит китайским даосам, которые, помимо прочего, искали пути достижения бессмертия. Основанное в VI веке до нашей эры мудрецом Лао-цзы, это сочетание религии, философии, магии и примитивной науки дало толчок всем направлениям практической химии: изощренные методы сохранения мертвых тел (пример тому — гробница женщины в Ма-ваньдуй с герметичной камерой, запечатанной каолиновой глиной); строгость в исполнении процедур и измерений; использование разнообразных приспособлений, печей, горнов, сосудов для реакций и дистилляции; и, конечно, вера в то, что эликсир каким-то образом мог остановить старение, — его поиск начался примерно в IV веке до нашей эры. Считалось, что самой сильной формой такого вещества должен быть раствор, содержащий металл, устойчивый к коррозии, «питьевое золото», тогда верили, что неизменность этого благородного металла должна передаться человеку, выпившему его.

Один ученый приводил более 1000 названий для эликсира, где золото было далеко не единственным ингредиентом. Например, в книге «Великие секреты алхимии» Сун Цимяо (581-673 гг. н. э.) описываются формулы, основанные на использовании ртути, серы и мышьяка. По словам английского историка Джозефа Нидхэма, возможно, некоторые китайские императоры даже умерли в результате отравления такими «эликсирами бессмертия». Через сотни лет провал китайских алхимиков стал очевидным, поскольку они строго придерживались единственной своей цели — отыскания эликсира бессмертия, в отличие от своих западных коллег, которые наряду с этим стремились открыть способ получения золота. Считается, что это стало одной из причин, по которой китайская алхимия не достигла каких-либо значительных результатов по сравнению с европейской; другая причина состоит в том, что китайцы приняли буддизм, который предлагал более безопасный путь к бессмертию.

АЛХИМИЯ I Запретная наука или шарлатанство? I Кровь рыжих, петухи и жабы [История с Artifex]

Западная алхимия зародилась в античности, во времена расцвета классической греческой цивилизации, начиная примерно со смерти Александра Македонского (323 г. до н. э.) и до разгрома Антония и Клеопатры в 30 году до нашей эры. Болос из Менд, эллинизированный египтянин, живший в дельте Нила во И веке до нашей эры, написал книгу «О природе и тайне», в которой содержались тайные рецепты приготовления золота и серебра. Большинство таких рецептов заканчивалось кратким описанием трансмутации: «Одна сущность обнаружится в другой сущности, одна сущность возобладает над другой сущностью, одна сущность подчинит другую сущность».

В Александрии Египетской ранняя алхимия благоденствовала благодаря многовековому опыту мастеров в подделке и обработке золота, что ярко иллюстрируется потрясающими золотыми артефактами, сохранившимися в гробницах фараонов. Именно на основе этого опыта возникла дискуссия среди философов тех дней о том, как исходные металлы можно преобразовать в золото. В Стокгольмском и Лейденском папирусах, которые относятся к III веку нашей эры, описывается, как с помощью смеси сульфатов, солей и квасцов железа придать фальшивому золоту вид настоящего. По работам Зосимы Панополитанского, жившего в III веке нашей эры, можно предположить, что алхимическая теория сконцентрировалась на изобретении тинктуры, которая могла бы вызывать трансмутацию мгновенно, и ее стали называть философским камнем.

Читайте также:
Часы франк дюваль женские отзывы

Позднее основное внимание алхимии обращается к сложному набору полурелигиозных и квазимагических идей — от астрологии с алхимией до нумерологии и других оккультных наук, — которые, по всей видимости, возникли в Египте времен Моисея под влиянием веры в бога Тота. Их называют «герметическим корпусом» или «герметикой», по имени греческого аналога Тота — Гермеса Трисмегиста (Трижды Величайшего). Другие составляющие герметики берут начало из каббалы, еврейского учения о тайной, мистической интерпретации Ветхого Завета.

В магический мир, описываемый в герметике, смогли заглянуть лишь некоторые избранные. Николас Фла-мель, один из тех, кто имел доступ к «герметическому искусству», появляется в первой книге о Гарри Поттере. Фламель действительно жил в XIV веке и, говорят, создал философский камень. По словам Лоуренса Принсайпа из Университета Джона Хопкинса, эксперта по алхимии, «благодаря книгам о Гарри Поттере миллионы читателей познакомились с легендарным персонажем истории химии. В противном случае люди бы, наверное, никогда о нем не узнали».

Эта классическая история — один из самых знаменитых воодушевляющих мифов алхимии. Фламель родился в 1330 году, по всей видимости, в Париже, он был из низшего сословия и стал клерком, продавцом книг. История гласит, что в ярком видении Фламелю явился ангел и дал ему книгу о герметическом искусстве, молвив: «Прочти внимательно эту книгу, Николас. Вначале ты не поймешь отсюда ничего, ни ты, ни кто-либо другой. Но однажды ты узришь в ней то, что никто другой не сумеет разглядеть».

Позже к нему в магазин зашел незнакомец, которому срочно нужно было продать одну старую книгу, так как он отчаянно нуждался в деньгах. Фламель тотчас узнал том в медной обложке со странными выгравированными узорами и буквами на древнем языке, как те, которые показывал ему ангел. Он смог выяснить, что эта книга была написана Авраамом Евреем. Фламель был знаком с алхимическими сочинениями своих современников и знал кое-что о трансмутациях, но все равно ему потребовался двадцать один год на то, чтобы расшифровать загадки герметического корпуса.

Так как части корпуса были написаны на древнееврейском, жена Фламеля Пернель предложила ему обратиться за советом к какому-нибудь еврейскому раввину, который занимается изучением мистических каббалистических текстов. Зная, что многие евреи были вынуждены переехать из Франции в Испанию, Фламель устремился туда, в Сантьягоде-Компостелла, вместе с паломниками к храму Св. Иакова, надеясь по пути встретить нужного человека. Уже на обратной дороге он повстречал еврейского мудреца Канчеса, который смог пролить свет на тайны этого загадочного манускрипта и дал Фламелю ключ, с помощью которого тот смог расшифровать все содержимое книги.

Фламель вернулся домой к своей жене, и через три года их старания увенчались успехом. Около полудня в понедельник 17 января 1382 года они превратили полфунта ртути в серебро с помощью белого философского камня. Затем в пять часов пополудни 25 апреля 1382 года с помощью красного типа камня они превратили ртуть в золото. Фламель и Пернель продолжили свою работу и получали камень еще несколько раз.

Читайте также:
Колье из бусин и шнура своими руками

В конце концов стали говорить, что Фламелю удалось приготовить и вожделенный эликсир бессмертия. Однако этот эликсир, по-видимому, не слишком помог ему, так как он умер в 1417 году (или 22 марта 1418 года, если верить другому источнику), дожив до восьмидесяти семи или восьмидесяти восьми лет. Сегодня его надгробный камень находится в Музее Клюни, куда он был перевезен из парижской бакалейной лавки, где использовался в качестве доски для резки.

Впрочем, некоторые считают, что Фламель инсценировал свои похороны. Эта точка зрения подтверждается в первой книге о Гарри Поттере, где у Фламеля с женой гораздо более счастливая судьба, они прожили до 665 и 658 лет или около того, ведя тихую жизнь и занимаясь гончарным делом в Девоне. Как им это удалось? Возможно, ответ находится в самой известной книге Фламеля «Объяснение иероглифических фигур, или Его тайная книга о благословенном камне, называемом камнем философов», где с помощью различных фигур, будто бы вырезанных на склепе, который Фламель приобрел в местном приходе, он зашифровал способ изготовления камня. Как и другие алхимики, он держал в тайне природу камня и говорил о своей работе только в самых неопределенных и образных выражениях, не давая подсказок к отгадке того, что он делает.

По одной из теорий Фламель объявил о создании камня, чтобы скрыть настоящий источник своего богатства, которое было приобретено в ходе сомнительных сделок. Некоторые источники отмечают, что Фламель действительно стал очень богатым человеком, настолько, что смог основать и финансировать четырнадцать больниц, семь церквей и три собора только в Париже и еще больше в Булони.

Однако при более пристальном изучении Принсайп обнаружил, что история Фламеля не подтверждается фактами. «В мире алхимии, как и в мире магии, вещи часто кажутся не такими, какие они есть». Чета Фламель действительно жила в то время, однако современные историки не смогли найти свидетельств, что те когда-либо занимались алхимией, первое упоминание об их интересе к философскому камню появилось в 1500 году, намного позже их смерти. Самая известная книга Фламеля «Иероглифические фигуры» была опубликована в 1612 году и, как показали исследования, написана была в конце XVI века. Все остальные алхимические тексты, приписываемые Фламелю, созданы после его смерти.

«Архивные документы показывают, что состояние Фламеля было не настолько огромным, как нас пытаются уверить рассказы, и оно родилось не благодаря трансмутациям металлов, а за счет умной игры на парижской бирже недвижимости и было дополнено состоянием, которое Пернель унаследовала от предыдущих браков», — говорит Принсайп. Тем не менее после его смерти история о Фламеле продолжала обрастать деталями и подробностями. Ранние свидетельства говорят о его огромном богатстве, а в XVIII веке речь зашла уже и о продлении жизни, без сомнения, с помощью философского камня.

В 1712 году один путешественник встретился с «ученым дервишем из Малой Азии», который совсем недавно видел супругов Фламель, здоровых и крепких, уже старше 375 лет, живших в Индии. Спустя полвека они оказываются в парижской опере. «Эта любопытная деталь цитируется и в книге о Гарри Поттере, где Роулинг называет Николаса обожателем оперы и упоминает его возраст — 665 лет (дело было в 1995 или 1996 году)», — говорит Принсайп.

Даже несмотря на сомнительность его занятий алхимией, не говоря уже о том, что он будто бы нашел философский камень, работа Фламеля оказала большое влияние на известных алхимиков XVII века, таких как Роберт Бойль и сэр Исаак Ньютон. У Ньютона была копия сочинения Фламеля, и он написал семистраничную рецензию, озаглавленную «Объяснение иероглифических фигур Николаса Фламеля, год 1399», пытаясь показать настоящую древнюю алхимию, современное представление о которой искажено.

Читайте также:
Колье с кольцом на шею как у бузовой

Стремление найти камень не казалось слишком уж сомнительным начинанием в пограничную для магии и науки эпоху. Представление о том, что металлы состоят из совокупности элементарных первовеществ, было тогда очень популярным, а сама эта идея берет свое начало из древнегреческой философии и науки. Эмпедокл, а затем и Аристотель разработали теорию, согласно которой все вещи состоят из четырех элементов — воздуха, земли, воды и огня. Таким образом, если бы алхимику удалось найти способ изменить эту смесь, то логично ожидать, что можно будет один металл сделать другим.

Как говорит Принсайп, в начале современной эпохи алхимики, как правило, выделяли разные первовещест-ва. Как и любой уважающий себя ученый древности, они обращали внимание, что рецепты Аристотеля не удавалось повторить у себя в лаборатории. Распространенное представление о том, что все металлы состоят только из двух элементарных первовеществ, серы и ртути, в разных пропорциях и разной чистоты, возникло примерно в IX веке, а уже затем*попало в Европу.

Однако под «серой» и «ртутью» они имели в виду не сами элементы, а-их свойства: «сера» обычно рассматривалась как первоэлемент горения и цвета, и считалось, что она присутствует в металлах, так как они изменяются в землеподобное вещество под воздействием огня. «Ртути», металлическому первовеществу, приписывались такие свойства, как плавкость, ковкость и блеск. Таким образом, если соединить желтый цвет серы с металлическим блеском ртути, то получится желтый металл. Имея правильный рецепт, можно создавать золото.

Как показывает история Фламеля, различали два вида философского камня или, возможно, две степени совершенства: один — для трансмутации «несовершенных» металлов в серебро — белый камень, а другой — для создания золота — красный камень, или «порошок превращения». В первой книге о Гарри Поттере Волдеморт охотится за камнем, который красен как кровь.

Обычно эликсир бессмертия описывают как раствор камня в вине, возрождающий цветение молодости. Как он работает? Просто. По словам Парацельса (фальстафианского персонажа и пионера в области химии, также известного под именем Теофраст Филипп Аврелий Бом-бастфон Гогенгейм, 1493-1541): «Философский камень очищает тело человека от всех грязных примесей за счет введения новых и более молодых сил, которые присоединяются к естеству его».

Источник: www.krotofilin.ru

Философский камень

Что такое Философский камень, история и фото на mifistoria.info

В мифах о средневековых алхимиках часто встречается древний артефакт, умеющий превращать любой металл в чистейшее золото. На протяжении столетий за философским камнем охотились ловкие храбрецы, наивные мечтатели и отважные герои всего мира, желающие разбогатеть и прославиться.

Современные исследователи даже сегодня интересуются тайнами алхимии и не могут доподлинно понять, существовал ли магический камень на самом деле и удавалось ли кому-либо создать настоящее чудо света, обладающее древними и волшебными свойствами.

fav.mifistoria.info

Что такое философский камень в алхимии?

В представлении алхимиков, философский камень – это некая твердая или жидкая субстанция, способная трансформировать все существующие на планете металлы в золото. С эзотерической точки зрения данный феномен символизирует трансмутацию низшей животной природы человека в высшую, божественную.

В древние времена люди, занимающиеся архимагией, не разделяли природу на живую и неживую. Алхимики были убеждены, что металлы, как и растения или животные, способны расти и дозревать в недрах земли.

Читайте также:
Часы касио женские как настроить

Внешний вид алхимического камня

В средневековье считалось, что все металлы состоят всего из двух компонентов:

На протяжении долгих лет последователи данного учения проводили разнообразные опыты, меняя соотношения ртути и серы, дабы из одних металлов получать совершенно другие.

Это интересно! Среди людей бытовало мнение, что алхимики смогли создать субстанцию, способную ускорять процесс созревания металлов, которые в условиях естественной среды созревали крайне медленно.

На тот период времени камень алхимика представлялся как в образе физической, так и более тонкой материи. Создать его мог только опытный и умелый алхимик из воды, огня и некоторых разновидностей минералов, наделенных живым началом. В некоторых рецептурах для получения субстанции требовалось использование василисков, орлов, алмазов, свинца и др.

fav.mifistoria.info

Что такое философский камень в истории?

История философского камня берет свое начало в глубине веков. Согласно старинным источникам, первой живой душой, открывшей человечеству тайны магического артефакта, был египтянин Гермес Трисмегист. Именно он считается первым алхимиком и прародителем всей архимагии. Люди наделяли Гермеса поистине волшебными качествами, поскольку он являлся сыном великих египетских богов: Осириса и Исиды.

Рецепт изготовления необычного минерала был записан Трисмегистом в его книгах, а также на надгробной табличке «Изумрудные скрижали Гермеса», где бог-чародей высек 13 наставлений своим потомкам и другим адептам учения.

Гермес Трисмегист

Практически все созданные Гермесов труды были потеряны во время сильного пожара, разгоревшегося в Александрийской библиотеке. Легенды гласят, что те немногие книги, которые удалось сохранить, поместили в секретном месте, среди величественных пустынь, чтобы никто и никогда не смог их отыскать и завладеть тайными знаниями. До нашего времени дошли лишь сильно искаженные версии, дополненные фантазиями многочисленных авторов.

Во время установления христианства в качестве мировой религии, алхимия была признана язычеством и ересью, поэтому подвергалась постоянным гонениям.

Алхимические опыты

Факт! Александрийская академия, являвшаяся сосредоточением естествознания, была разгромлена фанатичными христианами.

Желая полностью искоренить алхимию, папа Григорий I издал указ, по которому запретил гражданам читать древние писания и заниматься философией, погрузив всю Европу во мрак раннего Средневековья.

Сохранить научные и культурные традиции на тот период времени удалось лишь в Византии. Именно здесь хранятся крупнейшие алхимические документы и результаты опытов. Настоящий прорыв в данном течении сделал персидский алхимик Абу Муса Джабир ибн Хайян, разработавший ртутно-серную концепцию появления металлов, которая составила теоретическую основу алхимического учения на несколько последующих столетий.

В поисках камня мудрости

Абу Муса был убежден, что золото является совершенным металлом, получить который можно лишь при самых благоприятных условиях и соотношениях двух компонентов: философской серы и философской ртути. Ускорить процесс созревания того или иного металла он пытался с помощью специального «эликсира». В связи с тем, что плотность золота несколько выше плотности ртути, данный медикамент тоже должен был быть достаточно плотной субстанцией.

Интерес к алхимии и философскому камню периодически вспыхивал с новой силой вплоть до сегодняшнего дня. Многие люди, интересующиеся секретными знаниями, полагают, что камень мудрецов – это начало всех начал, мифическое вещество, дающее своему обладателю вечную жизнь и крепкое здоровье.

Источник: mifistoria.info

История философского камня

История магии и алхимии

Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Считается, что первым человеком, поведавшем миру о философском камне, был египтянин Гермес Трисмегист (Hermes Trismegistus) – «Гермес Триждывеличайший». Гермес Трисмегист – полумифическая, полулегендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом и античным богом Гермесом (Меркурием).

Гермес Трисмегист

Гермес Трисмегист, средневековая рукопись

Триждывеличайшего Гермеса Трисмегиста также называют первым алхимиком, получившим философский камень. Рецепт изготовления философского камня был записан в его книгах, а также на так называемой «Изумрудной скрижали Гермеса» – табличке из его гробницы, на которой было высечено тринадцать наставлений потомкам. Большая часть книг Гермеса Трисмегиста погибла при пожаре в Александрийской библиотеке, а немногие оставшиеся, по легенде, были зарыты в тайном месте в пустыне. До нас дошли только сильно искаженные переводы.

Читайте также:
Honor умные часы женские отзывы

Утверждение христианства в качестве государственной религии Римской империи при императоре Константине (285-337) привело к еще большим гонениям на алхимию, пронизанную языческой мистикой и в силу этого, безусловно, являющуюся ересью. Александрийская академия, как средоточие естествознания неоднократно подвергались разгромам фанатиками-христианами. В 385-415 годах были разрушены многие здания Александрийской академии, в том числе и храм Сераписа. В 529 году римский папа Григорий I запретил чтение древних книг и занятие математикой и философией; христианская Европа погрузилась во мрак раннего средневековья. Формально Александрийская академия прекратила свое существование после завоевания Египта арабами в 640 году.

Однако научные и культурные традиции греческой школы на Востоке сохранялись какое-то время в Византийской империи (крупнейшая коллекция алхимических рукописей хранится в Библиотеке Святого Марка в Венеции), а затем они были восприняты арабским миром. Абу Муса Джабир ибн Хайян (721-815), в европейской литературе известный под именем Гебер, разработал ртутно-серную теорию происхождения металлов, которая составила теоретическую основу алхимии на несколько последующих столетий.

Суть ртутно-серной теории состоит в следующем. В основе всех металлов лежат два принципа – Ртуть (философская Ртуть) и Сера (философская Сера). Ртуть является принципом металличности, Сера – принципом горючести.

Принципы новой теории, таким образом, выступают как носители определённых свойств металлов, установленных в результате экспериментального изучения действия высоких температур на металлы. Важно отметить, что на протяжении многих веков принималось, будто действие высоких температур (метод огня) есть наилучший метод для упрощения состава тела. Следует подчеркнуть, что философская Ртуть и философская Сера не тождественны ртути и сере как конкретным веществам. Обычные ртуть и сера представляют собой своего рода свидетельства существования философских Ртути и Серы как принципов, причём принципов скорее духовных, нежели материальных. Металл ртуть, по мнению Джабира ибн Хайяна, представляет собой почти чистый принцип металличности (философская Ртуть), содержащий, тем не менее, некоторое количество принципа горючести (философской Серы).

Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в недрах Земли, дают Серу, мокрые – Ртуть. Затем под действием теплоты два принципа соединяются, образуя семь известных металлов – золото, серебро, ртуть, свинец, медь, олово и железо.


Схема трансмутации металлов

Золото – совершенный металл – образуется, только если вполне чистые Сера и Ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно; «созревание» золота можно ускорить с помощью некоего «медикамента» или «эликсира» (al-iksir, от греческого ξεριον, то есть «сухой»), который приводит к изменению соотношения Ртути и Серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро. Поскольку плотность золота больше плотности ртути, считалось, что эликсир должен быть очень плотной субстанцией. Позднее в Европе эликсир получил название «философский камень» (Lapis Philosophorum).

Проблема трансмутации, таким образом, в рамках ртутно-серной теории сводилась к задаче выделения эликсира, обозначаемого алхимиками астрологическим символом Земли. В средневековой Европе новый интерес к алхимии и философскому камню возникает уже в середине 10-го века, и то угасая, то вспыхивая вновь, тянется вплоть до наших дней. Собственно, философский камень – начало всех начал, мифическое вещество, способное дать своему обладателю бессмертие, вечную молодость и знания. Но не эти его свойства, в первую очередь, привлекали алхимиков.

Источник: smallbay.ru

Рейтинг
Загрузка ...