Какие требования предъявляются к качеству ювелирных изделий

Понятие качества и качественных изделий является само собой разумеющимся для большинства товаров, в том числе и ювелирных изделий.

Если ювелирное изделие является образцом действительно высокого искусства, то оно способно доставлять большое эстетическое наслаждение. При этом его стоимость как произведения искусства может в десятки или даже в сотни раз превышать стоимость использованных материалов. Стоимость произведений искусства, как правило, со временем не уменьшается. При этом, конечно, изделие не должно трескаться, ломаться, а камни должны быть хорошо закреплены. Соблюдение этих условий для истинных произведений искусства — аксиома, так как они создаются мастерами высокого класса.

Значительная часть ювелирных изделий, которые, по большому счету, не являются произведениями искусства, приобретаются с целью вложения денег. Основным критерием качества для нее является соответствие истинной цены изделия заявленной, которая в основном определяется стоимостью драгоценных металлов и камней. В данном случае потребители, вероятно, с большей охотой приобретали бы золотые слитки. Их основной интерес сводится к тому, чтобы количество золота в изделии совпадало с пробой, а камни были не поддельными, и их чистота, огранка и другие свойства соответствовали заявленной стоимости. Так как эти изделия используют в качестве украшений, то совершенно необходимо, чтобы они не ломались, не трескались, не темнели и т.д.

С чего начинается 3D построение ювелирных украшений?

Тестирование ювелирных камней:

Методы идентификации и диагностики изделий из драгоценных и полудрагоценных камней в основном разделяются на две категории. Объективные методы контроля — спектральные, теплофизические, кристаллографические т. д., для применения которых требуются квалифицированные специалисты, сложное и дорогое оборудование. Субъективные методы — результат тестирования основан на органолептических данных, т.е. полностью зависит от опыта, эрудиции и даже интуиции эксперта-ювелира.
Очевидно, что в настоящее время отмеченные категории методов современной экспертизы чаще всего совмещаются, однако не являются общедоступными.

Вместе с тем, применение таких доступных электронных приборов, как Diamond Detector, Jewel Detector позволяет проводить экспресс — тестирование кристаллов (прозрачных драгоценных и полудрагоценных камней), в данном случае имеется ввиду определение типа камня — топаз или горный хрусталь, изумруд или хризоберилл, бриллиант или лейкосапфир. С помощью этих приборов можно быстро отличить истинный камень от любой имитации (но не искусственный камень от натурального). Работа приборов основана на измерении теплопроводности тестируемых кристаллов.

Коррозия ювелирных сплавов:

Стоит остановиться на вопросах качества сплавов драгоценных металлов, из которых сделаны ювелирные изделия, а это, во многом, определяется их способность подвергаться коррозии.

Другой метод, широко используемый сегодня в работе пробирных инспекций, — применение “пробирного камня”, который является методом — индикатором, результаты которого во многом зависят от опыта и квалификации пробирера. Этот метод основан на сравнении цвета.

99% ювелирных изделий в Казахстане сделаны кустарно или завезены контрабандой

На «пробирный камень» ( особый кремнистый сланец) исследуемым изделием и пробирными иглами из эталонных сплавов наносятся полосы. На них воздействуют пробирными реактивами. При этом на одних микроучастках полос происходит растворение металла, а на других осаждение из пробирного реактива.

Так, если такой реактив — раствор золотохлористо-водородной кислоты (хлорного золота), то происходит осаждение мелкодисперсного золота коричневого цвета. В зависимости от соотношения площадей микроучастков золота, серебра и меди в сплаве меняются токи коррозии, а значит, количество осаждаемого металла и интенсивность окраски полосы данного сплава. При сравнении цвета в местах реакции между полосами и реактивами делается вывод о похожести сплава изделия на такую-то пробирную иглу.

Еще менее точен “капельный” метод. На изделие наносится капля реактива, и по цвету пятна делается вывод о количестве содержания золота. Цвет продуктов реакции пробирер, как сказано в одном пособии по ювелирному делу, сравнивает только “..со своим ощущением”, поэтому ошибка может достигать 30 и более единиц пробы.

Но далеко не все изделия удобно тереть о пробирный камень, кроме того, вряд ли кто позволит проводить эту операцию с историческими и художественными ценностями, ведь камень может снять с поверхности до 0,1 мм металла. При взгляде на знаменитые изделия Фаберже, шедевры Челлини или на изделия современных выдающихся мастеров не возникает мысли о соответствии той или иной пробе. Есть еще одна тонкость: в учебниках и “Справочнике пробирера” упомянуто, что метод “пробирного камня” и “капельный” применим только к золото — серебро — медным сплавам, и с точки зрения коррозии это абсолютно правильно. Введение в сплав других металлов, например, никеля, цинка, кадмия и других может радикально изменить механизм коррозии, цвет продуктов коррозии, что может привести к большим ошибкам при определении пробы.

Читайте также:
Камень который висит в воздухе где находится

Справедливо будет возразить, что надо применять “пробирные иглы”, содержащие примерно те же примеси и в тех же количествах, что и исследуемые изделия. Однако, тут все далеко не однозначно.

Новые примеси -это новая структура сплавов, часто сложная и плохо изученная, по сравнению с золото — серебро — медными сплавами, и нет гарантии, что специально изготовленные эталонные “пробирные иглы” будут иметь ту же структуру. Далеко не все фирмы согласны расшифровывать составы применяемых ими ювелирных сплавов. А если привезено на пробирование единичное изделие?

Ставить для него целую исследовательскую работу? Некоторые металлы, содержащиеся в ювелирных сплавах в количествах близких к единицам процентов, способны кардинально изменить картину, наблюдаемую при тестировании на “пробирном камне” и очень сильно исказить результаты. Удалось выяснить, что некоторые из этих металлов присутствуют в ювелирных изделиях. Это было сделано с помощью прибора Gold Detector, обладающего своеобразной электрохимической “памятью” (на его показания эти примеси в обнаруженных количествах не оказывают влияния).

Коррозионные процессы на готовых ювелирных изделиях:

Но вот ювелирное изделие изготовлено и опробировано. Золота там столько, сколько заявлено. Но будет ли оно всегда высококачественным с точки зрения коррозионной устойчивости? К сожалению, нет и нет.

Если, например, звенья золотой цепочки спаяны золотосодержащими припоями, то коррозионная стойкость такой цепочки будет заметно выше, чем у цепочки звенья которых спаяны припоями, не содержащими золота, но с большим количеством цинка. Действительно, с такими припоями работать гораздо легче, у них температура плавления, как правило, ниже, но, как говорится бесплатных пирожных не бывает, расплачиваться приходится качеством.

Вот и слышим мы жалобы, что некоторые импортные цепочки разваливаются при любой попытке ремонта и иногда даже при действии пробирных реактивов. Другой пример. Известно, что так называемое белое золото в России традиционно содержит палладий или платину, а некоторые современные сплавы могут их и не содержать, а обходиться только никелем или цинком.

В этом последнем случае скорость коррозии как самого белого золота, так и на границе белое — желтое золото значительно возрастает. Результат — потемнение белого золота и, как следствие, более тусклая игра камней на нем. Да и фамильной драгоценностью такое изделия вряд ли может служить — из-за коррозии на нем с течением времени могут появиться трещины.
Еще один пример. Сейчас белое золото иногда заменяют тонким слоем электролитически наносимого родия. Но родий и золото взаимно почти не растворяются, механические напряжения в родиевых покрытиях велики. Результат — возможное шелушение или отслаивание покрытия. Следует добавить, что сам родий имеет синеватый оттенок по сравнению c белым золотом и спектр его отражения несколько иной, что сказывается на игре камней.

Следует остановиться также и на резком ухудшении качества ювелирных изделий, связанном с нарушением термической обработки изделий. В результате этого на поверхности изделия или на отдельных участках его поверхности может образоваться слой, обедненный золотом, толщиной от 0,02 мм. и более.

Простой индикатор — такой, как Gold Detector, в этом случае, как правило покажет пробу на ступень ниже, чем на изделии. Поскольку коррозионные процессы протекают, в основном на поверхности, изделие ведет себя, как низкопробное, темнеет, тускнеет и т.д., хотя общее количество золота в нем часто вполне соответствует пробе, так как более глубокие слои обогащены им. Следует еще раз подчеркнуть, что пробирное клеймо (если оно не фальшивое, если не ошибся пробирер и если ничего не случилось в пробирной инспекции) говорит только о том, что золота в изделии столько, сколько обозначено на пробе, но никак не свидетельствует о качестве изделия. А это изделие, в случае наличия вышеописанного дефекта, может не только быстро темнеть, но на нем из-за неравномерного состава могут появляться трещины, приводящие, в конечном счете к разрушению изделия.

Приведем шуточное сравнение. Допустим, в некотором ресторане работает очень хороший и честный кладовщик, но плохой повар. Кладовщик отпускает повару все продукты точно по норме и строго следит, чтобы все попадало в котлы и на сковородки . А повар подкачал, и из этих продуктов он сотворяет нечто такое, что, мягко выражаясь, не вкусно. А мы с вами разве пойдем в тот ресторан, о котором известно, что там очень честный кладовщик, но плохой повар?

Читайте также:
Какие сны предвещают любовь

Пути повышения качества:

Каковы же пути повышения качества? Основной путь заключается в усилении контроля за соблюдением технологии производства.

Под качественным технологическим процессом мы понимаем процесс, базирующийся на твердых научных основах, где на вопрос “почему эта операция проводится так, а не иначе?” может быть дан научный ответ, а не ссылка на то, что “мы всегда так делаем и магазины пока не жалуются.” В качественных технологических процессах любой появившийся брак может быть быстро выявлен и устранен в кратчайшие сроки. Не случайно качество изделий гораздо выше на тех предприятиях, где осуществляется строгий технологический контроль. Как правило, это хорошие фирмы с многолетними традициями и грамотным персоналом. Вместе с тем, при ситуации, когда есть необходимость в экстренном и надежном тестировании готового ювелирного изделия (например, выходной контроль или заявление потребителя), самым оптимальным является применение соответствующих электронных приборов контроля — Diamond Detector, Gold Detector, Jewel Detector. Являясь элементами цивилизованного рынка, эти приборы не только обеспечат контроль качества приобретаемых изделий, но и повысят рейтинг, а тем самым и рентабельность, как производственных, так и торговых фирм.

Источник: rings.ru

Контроль и экспертиза качества ювелирных изделий

Контроль качества ювелирных изделий из сплавов драгоценных металлов проводят внешним осмотром. При контроле проверяют: правильность оформления этикеток; правильность формы изделия; наличие на каждом изделии соответствующего сопроводительным документам клейма госинспекции пробирного надзора и именника предприятия-изготовителя; массу изделия; качество отделки; исправность замков и шарнирных соединений; наличие, целостность и прочность закрепления вставок; соответствие размерам. Изделия осматривают невооруженным глазом на фоне листа белой бумаги при дневном свете или освещении лампы дневного света. Осмотр пробирного клейма, именника и вставок проводят с использованием 6- или 10-кратной лупы. Оттиски клейма госинспекции пробирного надзора и именника изготовителя должны быть четкими.

Парные изделия (серьги, запонки) должны соответствовать друг другу по размерам, форме, виду огранки, цвету вставок. На поверхности изделий не должно быть вмятин, царапин, пятен, потертостей, ухудшающих внешний вид изделий. Эмалевые покрытия изделий должны быть гладкими, блестящими, без сколов и трещин. Вставки должны быть закреплены в оправе неподвижно.

Возможность выпадения вставок должна быть исключена. Концы крапанов и корнеров должны быть плотно прижаты к поверхностям вставок. Контроль качества закрепки вставок производится визуально, встряхиванием и легким покачиванием вставки (со стороны площадки) закругленным деревянным стержнем. Поверхность вставок должна быть блестящей, полированной.

Ребра граней вставки должны быть четко выражены. Все элементы огранки верха должны быть визуально симметричны элементам огранки низа. Замки в изделиях должны исключать их самопроизвольное открывание и быть удобными в пользовании. Шарнирные соединения в изделиях должны обеспечивать подвижность деталей без их перекосов и люфтов.

Работу замков и шарнирных соединений проверяют пятикратным опробыванием их в действии. Цепочки не должны иметь деформированных звеньев. Массу изделий из сплавов драгоценных металлов определяют взвешиванием на технических весах с точностью до 0,01 г для изделий из сплавов золота, платины и металлов платиновой группы и с точностью до 0,1 г – из сплавов серебра. Размер колец определяется с помощью конусного кольцемера и должен соответствовать установленным размерам и маркировочным данным.

Экспертиза изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней может осуществляться в рамках государственного контроля и надзора, по заявлениям юридических и физических лиц, а также на основании постановлений органов МВД, ФСБ, прокуратуры, судов, таможен, финорганов, налоговой службы. Экспертиза изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в соответствии с “Инструкцией по осуществлению пробирного надзора”, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 11 января 2009 г. № 1н, а также ГОСТ Р 53196–2008 “Ювелирные изделия. Покрытия сплавами на основе золота”, ГОСТ Р 52913–2008 “Бриллианты. Классификация. Технические требования”, а также нормативнотехническими документами на другие обработанные драгоценные камни для ювелирных изделий.

Экспертиза изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, как правило, предусматривает определение наименований изделий, вида драгоценного металла и состава сплава, массы изделия, подлинности оттисков пробирных клейм, именников изготовителей ювелирных изделий, установление года изготовления ювелирного изделия, а при наличии в изделиях вставок из драгоценных, других цветных и поделочных камней – определение их вида, цвета, дефектности, вида и формы огранки, массы, а также установление соответствия изделий требованиям стандартов или другим нормативно-техническим документам. Основаниями для проведения экспертизы в госинспекциях являются постановления (определения) лиц, производящих дознание (следователей, прокуроров), постановления судов, а также письма юридических лиц о назначении экспертизы.

Читайте также:
Жемчуг неправильной формы как называется

В документах о назначении экспертизы должно быть указано:

  • основание для назначения экспертизы, наименование органа, ее назначившего, дата и место составления постановления (определения);
  • вопросы, поставленные на разрешение экспертной комиссии госинспекции;
  • материалы, представленные в распоряжение госинспекции для проведения экспертизы.

Метод отбора проб в каждом отдельном случае производится с учетом характеристики опробуемого материала и в соответствии с требованиями утвержденных инструкций (методик). При отборе проб обращается внимание на то, чтобы опробование каждого материала проводилось строго по утвержденной схеме, регламентирующей способ отбора проб, их массу и количество, порядок формирования проб и массу объединенной пробы.

Отбор проб производится представителем контролируемой организации в присутствии должностного лица организации и эксперта (контролера). Эксперту не разрешается лично проводить отбор проб и анализы отобранных проб, а также транспортировать их в соответствующую аккредитованную испытательную лабораторию.

Отобранные пробы, а также изъятые для проверки и анализа драгоценные металлы и изделия из них должны быть упакованы в присутствии эксперта, прошнурованы, опечатаны его печатью и сданы ответственному лицу организации под расписку на втором экземпляре акта на ответственное хранение.

На отобранные пробы, а также изъятые ювелирные изделия должен быть составлен акт по установленной форме.

Отправка отобранных проб для анализа и изъятых драгоценных металлов или изделий из них вместе с актами производится ревизуемым объектом по указанному в акте адресу и в установленный срок.

Прием изделий и материалов на экспертизу в госинспекциях производится по заявлениям с приложением постановлений (определений) или писем соответствующих органов о назначении экспертизы.

Изделия и материалы, содержащие драгоценные металлы, могут предъявляться в госинспекцию на экспертизу как в опечатанном, так и в открытом виде, по усмотрению органа, представившего эти изделия и материалы.

Предъявленные в госинспекцию изделия и материалы принимаются комиссией по счету и массе в присутствии сдатчика и назначенной комиссии.

Арбитражные анализы на определение содержания золота, серебра, платины и палладия в ювелирных изделиях выполняются госинспекциями по заявлениям юридических лиц.

Арбитражные пробы, отобранные представителями конфликтующих сторон, согласно ГОСТу или техническим условиям (ТУ), опечатываются и в сопровождении соответствующего акта направляются в госинспекцию.

Арбитражные анализы материалов, содержащих драгоценные металлы, и предъявленных в установленном порядке для проверки в госинспекцию, производятся комиссией в составе трех человек.

Членами экспертной комиссии назначаются опытные сотрудники госинспекции, обладающие необходимыми знаниями в пробирном деле. Комиссия назначается начальником госинспекции и возглавляется главным инженером, главным (ведущим) пробирером или начальником лаборатории.

Срок проведения арбитражных анализов устанавливается начальником госинспекции. Для выполнения особо сложных арбитражных анализов срок может устанавливаться по согласованию с заявителем после предварительного ознакомления комиссии с представленными материалами.

Арбитражные анализы изделий, полуфабрикатов, сплавов и других материалов, содержащих драгоценные металлы, производятся по действующим ГОСТам на методы анализа, ОСТам, ТУ и аттестованным методикам.

Исследование изделий и материалов, содержащих драгоценные металлы, поступивших на экспертизу, производится:

  • опробованием на пробирном камне с помощью пробирных игл и реактивов;
  • проведением анализа по гостированным или аттестованным методикам.

Установление пробы или процентного содержания драгоценных металлов не должно приводить к порче исследуемого изделия или детали.

В случае невозможности проведения анализа без нарушения целостности изделия или материала (ломка, сплавление, сжигание, растворение и т. д.), необходимо иметь на это письменное согласие органа, назначившего экспертизу. При этом следует обеспечить минимальное нарушение целостности исследуемого материала в целях сохранения его первоначального вида в качестве вещественного доказательства.

Экспертиза оттиска пробирного клейма на изделии производится путем установления идентичности исследуемого оттиска с оттиском подлинного пробирного клейма, сравнением конфигурации и размера рамки, графического исполнения элементов, соответствия рельефа рисунку клейма с помощью оптического прибора. По завершении экспертизы лицо, возглавляющее комиссию, проверяет полноту и правильность проведенного исследования, обоснованность выводов экспертов и правильность оформления заключения.

Статьи по теме

    • Экспертиза товаров
    • Требования к качеству ковров и ковровых изделий
    • Классификация и характеристика ассортимента ковров и ковровых изделий
    • Общие сведения о коврах и ковровых изделиях
    • Требования к качеству парфюмерных и косметических товаров
    • Классификация и характеристика ассортимента косметических товаров
    • Классификация и характеристика ассортимента парфюмерных товаров
    • Общие сведения о парфюмерно-косметических товарах
    • Требования к качеству галантерейных товаров
    Читайте также:
    Крючки на шубу как пришить

    Источник: student-servis.ru

    Ювелирные изделия

    Ювелирные изделия — это предметы украшения или обихода, изготовленные из металлов, иногда с другими декоративными материалами, выполненные на высоком художественном уровне и с большим исполнительским мастерством. Ювелирное искусство — один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Для него характерно тонкое понимание особенностей материала, умелое выявление его декоративных свойств и высокое мастерство художественного исполнения.

    Введение ……………………………………………………………….. 3
    1. Факторы, формирующие потребительские свойства ювелирных изделий ………………………………………………….
    1.1 Основные материалы для изготовления ювелирных изделий. Металлы и их сплавы используемые в ювелирном производстве …..
    1.2 Ювелирные камни: драгоценные, полудрагоценные, поделочные ………………..…..……………………………………….

    6
    6
    13
    2. Потребительские свойства ювелирных товаров ………………. 26
    3. Классификация и характеристика ассортимента ювелирных товаров ………………………………………………………………….
    28
    3.1 Классификация и характеристика ассортимента ювелирных товаров по назначению …….………………………………………….. 28
    3.2 Классификация и характеристика ассортимента ювелирных товаров по виду использованных материалов ……………………….. 49
    3.3 Классификация и характеристика ассортимента ювелирных товаров по особенности конструкций ………………………………. 50
    4. Рынок ювелирных товаров ………………………………………. 52
    5. Требования, предъявляемые к качеству ювелирных изделий 54
    6. Клеймение и маркировка ювелирных изделий ………………. 56
    6.1 Клеймение ювелирных изделий …………………………………. 56
    6.2 Маркировка ювелирных изделий …………………………………. 58
    7. Заключение ………………………………………………………. 60
    8. Литература ………

    Работа содержит 1 файл
    Содержание
    Введение ……………………………………………………………….. 3
    1. Факторы, формирующие потребительские свойства ювелирных изделий ………………………………………………….

    1.1 Основные материалы для изготовления ювелирных изделий. Металлы и их сплавы используемые в ювелирном производстве …..

    1.2 Ювелирные камни: драгоценные, полудрагоценные, поделочные ………………..…..……………………………………….

    Ювелирные изделия — это предметы украшения или обихода, изготовленные из металлов, иногда с другими декоративными материалами, выполненные на высоком художественном уровне и с большим исполнительским мастерством. Ювелирное искусство — один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Для него характерно тонкое понимание особенностей материала, умелое выявление его декоративных свойств и высокое мастерство художественного исполнения.

    В начале для изготовления ювелирных изделий человек использовал исключительно только золото, затем постепенно стал применять серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, янтарь, а в наши дни и выращенные в специальных условиях камни, которые по внешним характеристикам и физико-химическим свойствам не уступают природным: изумруду, гранату, бирюзе и др. Ювелирное дело на территории России возникло с незапамятных времен.

    Важнейшими в истории его развития являются следующие этапы: ювелирное искусство Киевской Руси, ювелирное дело на Руси в ХVI-ХVП в.в., ювелирные украшения ХVШ-ХIХ в.в., ювелирное дело в современный период. Центрами ювелирного творчества в разное время были Киев, Владимиро-Суздальское княжество, Новгород, Псков, Ярославль, Нижний Новгород, Калуга, Москва, Петербург.

    Начало второй половины ХVШ века для мастеров-ювелиров России ознаменовалось открытием, разработкой и основанием отечественных месторождений камне самоцветного сырья. Мастера стремились выразить неповторимую природную суть каждого камня, сохранить заложенную в нем самой природой красоту. Новых высот русское искусство достигло в ХVШ-ХIХ веках.

    В ХIХ веке в Москве и Петербурге возникают крупные фабричные предприятия серебряного и золотого дела. Среди них выделяются предприятия П.Ф. Сазикова, П.А. Овчинникова, И.И. Хлебникова, а вначале ХХ века – фирма Оловянишниковых, Фаберже.

    Уместно отметить, что до ХVШ века оно развивалось своими, особыми путями, не испытывая сколько-нибудь заметного влияния творчества мастеров-ювелиров других стран. Начиная же с эпохи Петра 1 и до начала XX века эволюции русского ювелирного искусства присущи те же стилевые закономерности, что и западноевропейскому. Шедевры, созданные гениальными мастерами-ювелирами всех времен, — изделия из золота с бриллиантами, рубинами, сапфирами, жемчугом, золотая и серебряная посуда украшают лучшие музеи мира.

    В годы советской власти ювелирные предприятия страны были объединены. Это позволило в короткий срок превратить полукустарные ювелирные предприятия в ювелирные заводы, оснащенные современной техникой производства, где доля ручного труда сокращена до минимума. Квалификационные ювелиры были заняты, как правило, изготовлением образцов, которые затем в точности воспроизводились в больших количествах на литьевых машинах. В это время появляются новые и получают развитие уже существующие ювелирные предприятия.

    Свердловский ювелирный завод первым в стране освоил огранку алмазов в бриллианты, затем — выращивание драгоценных камней — изумрудов.

    Добыча золота в России началась более 250 лет назад. В мае 1744 года Е.Марков — уральский рудознатец открыл вблизи Екатеринбурга месторождение золота. С этого момента Россия начала свою золотодобычу, положив начало развитию новой отрасли.

    Читайте также:
    Что такое плетение бисмарк

    Россия — уникальная страна, имеющая свою мощную сырьевую базу (золото, платина, алмазы, изумруды, полудрагоценные ювелирные камни); современную промышленность по обработке драгоценных металлов и огранке драгоценных камней; современную хорошо оснащенную ювелирную промышленность; изделия русских ювелиров получают почетные призы на престижных международных выставках.

    В данной курсовой работе рассмотрены актуальные вопросы по изучению потребительских свойств ювелирных товаров, их классификации и характеристики, по изучению современного рынка ювелирных товаров в России.

    1. ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ЮВЕЛИРНЫХ ТОВАРОВ

    Материалы для изготовления ювелирных изделий являются одним из факторов, влияющих на формирование потребительских свойств (функциональных, эргономических, гигиенических а главное эстетических) и качество ювелирных изделий.

    Основными материалами для

    изделий являются благородные

    (драгоценные) и цветные металлы

    и их сплавы; драгоценные,

    поделочные и искусственные камни;

    стекло; слоновая кость; пластмассы.

    1.1 ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ. МЕТАЛЛЫ И ИХ СПЛАВЫ ИСПЛЬЗУЕМЫЕ В ЮВЕЛИРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

    БЛАГОРОДНЫЕ (ДРАГОЦЕННЫЕ) МЕТАЛЛЫ И ИХ СПЛАВЫ

    К благородным металлам относят золото, серебро, платину, а также палладий, рутений, иридий, родий, осмий.

    ЗОЛОТО обозначается знаком Аu. Характерными признаками и физическими свойствами золота являются: ярко-желтый цвет, сильный металлический блеск, плотность 19 г/см 3 , температура плавления 1063 0 С.

    Золото обладает самыми высокими, по сравнению, с другими металлами пластичностью и ковкостью, из 1 г золота можно получить лист фольги площадью 1 м 2 или вытянуть проволоку длиной 2610 м.

    Золото легко полируется, обладает довольно высокой отражательной способностью. Обладает исключительной химической инертностью. Это, практически, единственный металл, который «не боится» разбавленных и концентрированных кислот, они на него не действуют. Золото легко растворяется в смеси азотной и соляной кислот («царской водке»), в крепких ядах, легко реагирует с ртутью.

    Чистое золото слишком мягкое и дорогое для практического использования, из него делают сплавы с другими металлами, тем самым достигая желаемой твердости и изменяя цвет сплава.

    СПЛАВЫ ЗОЛОТА

    • Золото-серебро-медь (Au+Fg+Cu) — имеет желтый цвет, обладает высокой прочностью, хорошо поддается обработке.
    • Золото-серебро (Au+Ag) — может иметь цвет от желтого до белого, в зависимости от процентного содержания в нем серебра. Хорошо поддается обработке, но применяется редко, т.к. имеет бледный цвет.
    • Золото-медь (Au+Cu) — изменяет цвет от желтого до красного, в зависимости от содержания меди. С увеличением содержания меди твердость сплава увеличивается, однако, он хуже поддается обработке. Поэтому в сплав вводят небольшую часть серебра, что делает его более пластичным и ковким.
    • Золото-платина (Au+Pt) — изменяет цвет от желтого до белого, в зависимости от содержания платины. Сплав белого цвета называется «белым золотом». Он обладает большей твердостью и тугоплавкостью. Обычно применяется для изготовления оправ для бриллиантов.
    • Золото-палладий (Au+Pd) — изменяет свой цвет от желтого до белого, в зависимости от процентного содержания палладия. Сплав обладает большой твердостью и тугоплавкостью, в результате чего крайне редко используется в ювелирном производстве.
    • Золото-кадмий ( Au+Cd) — изменяет цвет от желтого до серого, в зависимости от процентного содержания кадмия. Сплав очень хрупкий, применяется редко.
    • Золото-цинк (Au+Zn) — очень хрупкий сплав, зеленоватого оттенка, с довольно низкой температурой плавления. Используется в качестве припоя.
    • Золото-серебро-медь (Au+Ag+Cu) — имеет желтый цвет, обладает высокой прочностью, хорошо полируется, легко поддается обработке, как
      механическим способом, так и методом литья.

    СЕРЕБРО. Самый светлый металл, с интенсивным блеском. По ковкости, гибкости и твердости серебро превосходит даже золото. На чистом воздухе не утрачивает своих свойств, однако, под воздействием паров серы или сероводорода чернеет. Растворяется в азотной и концентрированной серной кислотах.

    Температура плавления — 960,5 0 С, плотность 10,49 г/см 3 . В самородном виде встречается редко. В основном, его добывают из свинцово-цинковых и медных руд путем их обогащения и последующей обработки.

    ПЛАТИНА И МЕТАЛЛЫ ПЛАТИНОВОЙ ГРУППЫ

    Металлы платиновой группы обычно встречаются при добыче платины, тесно связаны с ней и близки между собой по свойствам. В ювелирном производстве наибольшее применение находят платина, палладий, родий, иридий.

    ПЛАТИНА. В самородном состоянии платина встречается, главным образом, в виде мелких блесток. Платина — серебристо-белый металл, тяжелый, тугоплавкий, плотность — 21,45 г/см 3 , температура плавления 1769 0 С. Очень стойкий металл, не окисляющийся при самых высоких температурах, не растворяющийся в кислотах, даже «царская водка» действует на платину только при нагревании.

    Источник: www.stud24.ru

    Рейтинг
    Загрузка ...