Аллегория — развернутое уподобление, охватывающее значительный объем текста, иногда — сюжет, образы персонажей, выводы. Уподобление может выступать в виде системы намеков, сравнений, прямой смысл повествования может дополняться возможностью аллегорического истолкования (басня). Аллегория символична: весы — «правосудие», медведь — «нечто неуклюжее», золотые руки — «талант плюс трудолюбие». В литературе аллегория — обычное явление: аллегоричны и «Мертвые души», и «Горе от ума», и «Идиот».
Притча — в сущности, жанр, породивший басню и другие аллегорические произведения. Она несет в себе поучение (реже — сатиру). Широко известны Евангельские притчи — о сеятеле, Блудном сыне, а также «Притчи Соломона».
Близки к притчам многочисленные фольклорные произведения, пословицы, некоторые сказки. Притчи встречаются в произведениях древнерусской литературы. Своеобразное применение притчи находим у А. С. Пушкина:
Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
ВСЕ ТРОПЫ ЗА 16 МИНУТ
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво
А эта грудь не слишком ли нага?»
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
Суди, дружок, не свыше сапога!»
Олицетворение — вариант тропа, в котором растения, животные, неживые предметы наделяются чувствами, мыслями и действиями человека. Распространены как стилистические фигуры в фольклоре (мороз-воевода у Н.А.Некрасова), классике:
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух напоен,
И мир, цветущий мир природы
Избытком жизни упоен.
Ирония как фигура — тоже троп, поскольку она на прямое значение слов, оборотов речи накладывает сатирический намек, тонкую насмешку, выражаемую не только вербально, но и интонационно.
Ирония придает словам обратный смысл: Силен!— про хилого; Ну, ты уме-е-ен! — про глупого.
Ироничность имеет шкалу: от добродушной насмешки она возвышается до горькой, подчас трагической ноты, до сарказма:
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей,
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был, —
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Ирония, сарказм могут перерасти в гротеск — своеобразный стиль, представляющий собой смещение действительности в область фантастического, подчас уродливого («История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, живопись Сальвадора Дали), или таинственно-шутливого, как у Н. В. Гоголя в повести «Нос» («остраненная» проза), А. Вознесенского «Оза» и «О» и пр.
Гротеск не входит в число тропов, но является их органическим продолжением. Он обладает общим с тропами свойством — преувеличением.
Троп как фигура, построенная на резком преувеличении или преуменьшении каких-то признаков, свойств, качеств предметов и явлений, называется, соответственно, гиперболой и литотой.
РУССКИЙ ЯЗЫК | Средства художественной выразительности. Первая часть. Подготовка к ЕГЭ.
Преувеличение встречается либо в хвалебных, патетических, восторженных текстах, например в изображении силы и побед Ильи Муромца над Соловьем-разбойником, либо в гневной сатире, шутливой иронии:
. Разрывает рот зевота шире
Гипербола свойственна не только литературе, но и бытовой речи в восторженных, сатирических и добродушно-шутливых ситуациях.
Литота — прием, используемый редко, особенно в быту. Правда, в общении взрослых с детьми используются уменьшительные формы: не рука, а ручка; указывая на огромный электровоз, дедушка говорит внуку: Смотри, какой электровозик и т. п. Эти обороты речи, иногда неестественные, могут быть скорее ложной стилизацией, чем фигурой преуменьшения. Приведем пример из литературы:
Мой Лизочек так уж мал,
Что из листика сирени
Сделал зонтик он для тени
Наконец, к группе метафорических тропов относится эпитет; его необходимо выделить особо по нескольким причинам. Во-первых, эпитет следует отличать от обычного определения, которое нельзя считать тропом, так как оно не имеет второго плана значения: кирпичный дом, деревянная ложка, злая собака. Но грани едва уловимы, и в сочетании высокое небо этот второй план уже ощущается, это уже троп — метафорический эпитет, особенно если рассматривать сочетания высокое небо, лазурное небо.
В поэтических произведениях тропы переплетаются, создают сложный образ, где каждый троп как бы слит с другими:
И серебром облиты лунным,
Деревья мимо нас летят,
Под нами с грохотом чугунным
Мосты мгновенные гремят.
Лунное серебро, чугунный грохот, мгновенный мост — очень емкие эпитеты, в них переплетено иносказание с реальным и непривычным смыслом.
Вторая особенность эпитета — это этикетное употребление: Глубокоуважаемый Федор Константинович/; Очаровательная принцесса!
Эпитеты оценочны, их сила поразительна, они дают градации: искусный, талантливый, непревзойденный мастер;. надменные потомки известной подлостью прославленных отцов, пятою рабскою поправшие обломки, игрою счастия обиженных родов (М. Ю. Лермонтов). Литература богата такими образцами.
Речевая практика выработала и такое понятие, как постоянный эпитет: море синее, тучи черные, красна девица, розопер-стая Эос (заря), Одиссей хитроумный, Кощей Бессмертный. Эпитет может выполнять синтаксическую функцию не только определения, но и приложения: Зевс-громовержец, девицы-красавицы, и обстоятельств: голоса звучали возбужденно; гром гремит раскатисто, оглушительно.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Презентация на тему Тропы
Слайд 1Булатова Л.П., учитель русского языка и литературы БОУСОШ №1 МО
Динской район
Тропы
Слайд 2
Троп – это оборот речи, в котором слово
или выражение употреблено в переносном значении в целях достижении большей
выразительности.
Слайд 3Гипербола и литота
Гипербола – от слова «гипер» — очень –
преувеличение.
Литота – наоборот, преуменьшение
Одни дома длиною до звёзд, другие –
длиною до Луны
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить
Слайд 4Метафора
Метафора – это употребление слова в переносном значении
на основе сходства в каком – либо отношении двух предметов
и явлений, скрытое сравнение ( без слов: словно, как, будто)
Крыло самолета – крыло птицы;
Горит восток зарею новой А.Пушкин
Топи да болота.
Синий плат небес. С.Есенин
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года. А.С.Пушкин
Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой
Слайд 5Упражнение
Говор волн, стрелка часов, нос корабля, ножка стола,
заря жизни, дверная ручка, лист бумаги, град пуль, закат пылает,
льется речь.
Слайд 6Разновидности метафоры
Слайд 7МЕТОНИ’МИЯ
МЕТОНИ’МИЯ – художественный троп,
необразный перифраз; оборот речи, замена одного слова другим, смежным по
значению в переводе с древнегреческого – переименование
Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума.
Подразумевается доля нищего. Поэт утверждает, что лучше быть нищим.
Слайд 8М е т о н и м и я
Весь дом
был потрясён этим известием.
(Имеется в виду не здание, а жильцы
дома, которых просто «переименовали»)
Чёрные фраки носились врозь и кучами, там и сям.
Н.В.Гоголь
Театр уж полон, ложи блещут;
Партер и кресла — всё кипит.
А.С.Пушкин
— Кто говорит? – Вся станица говорит.
С.Антонов
Покурив и набравшись духу, демисезон двинулся
напрямки к милицейской шинели.
Л.Леонов
Слайд 9Сине’кдоха
Синекдоха – это перенос значения с одного явления на другое
по признаку количественного отношения между ними; употребления названия целого вместо
названия части, общего вместо частного и наоборот.
Я вижу розы в хрустале
Имеется в виду не кусок хрусталя, а хрустальная ваза.
Швед, русский колет, рубит, режет. (А.Пушкин)
Слайд 10Упражнение
Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов)
Все флаги
в гости будут к нам. (А.Пушкин)
Ну, скушай же еще тарелочку,
мой милый. (И.Крылов)
Ну что ж, садись, светило. (В.Маяковский)
Пуще всего береги…копейку. (Н.Гоголь)
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)
И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)
Мы все глядим в Наполеоны. (А.Пушкин)
Слайд 11Перифраза (перифраз)
Царь зверей (вместо «лев»)
Туманный Альбион (вместо «Англия»)
Творец Макбета (Шекспир)
Небесное
светило (солнце)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса!
А.С.Пушкин
(унылая пора
Прощай, свободная стихия…
А.С.Пушкин
(свободная стихия – море)
Перифраза — замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
Слайд 12Перифразы широко употреблялись в конце XVIII века, были излюбленным словесным
средством в прозе и поэзии начала XIX века, обращались к
ним и в ХХ веке, но значительного распространения уже не имели.
Прочитайте следующие строки. Почему автор счёл необходимым пояснения своим перифразам:
Грозная царица хлада воссела на ледяной престол свой и дохнула вьюгами на русское царство, то есть зима наступила.
Дунул северный ветер на нежную грудь нежной родительницы, и гений жизни её погасил свой факел! Да, любезный читатель, она простудилась.
Слайд 13*
Аллегория
Аллегория — иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи
конкретного, жизненного образа
В баснях и сказках хитрость показывается в
образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи,
трусость – в образе зайца.
Слайд 14Ирония
Ирония — вид иносказания, когда за внешне положительной
оценкой скрывается насмешка.
Продаются мужские костюмы, фасон один.
А цвета какие? О, огромный выбор цветов! Черный, черно-серый, серо-черный, черновато-серый, серовато-черный, грифельный, аспидный, наждачный, цвет передельного чугуна, коксовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах.
(И. Ильф, Е. Петров)
Слайд 15
Олицетворение – наделение природы качествами человека
Один только дуб не хотел
подчинятся обаянию весны
Слайд 16Сравнение – сопоставление предметов с использованием союзов: словно, как, будто,
точно или существительным в твор. падеже
Стихи растут, как звезды и
как розы.
Как красота ненужная в семье
М.Цветаева.
Намокшая воробушком
Сиреневая ветвь
Б.Пастернак
Слайд 17
Лес, словно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, праздничной стеной
Застыл над…………поляной
Слайд 18Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно ……….. легкая стая
С
замираньем летит на звезду
С. Есенин
Слайд 19Эпитет – художественное, образное определение(какой?), часто прилагательное в переносном значении.
(Алмазная роса)
1. На заре туманной юности
Всей душой
любил я милую.
Кольцов
2. Проснулся я с чувством сладкой уверенности, что за этим старым окном происходит чудо.
Куприн
Слайд 20Найдите эпитеты
1. Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком…
С.Есенин
2.
Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зелёной цветут…
И.Бунин
3. …В весёлом фиолетовом небе табунятся печальные звёзды…
В. Белов
Слайд 21Потренируемся!
Слайд 22Какие тропы выделены в тексте: «…От вёсел к берегу кудрявый
след бежал»? (А. Фет)
Слайд 23Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал,
так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он
для тени и гулял»? (А. Плещеев)
Слайд 24Мы пьём из чаши бытия С закрытыми очами, Златые омочив края Своими же
слезами Когда ж пред смертью с глаз Завязка упадёт, И всё, что обольщало
нас, С завязкой исчезает – Тогда мы видим, что пуста Была златая чаша, Что в ней напиток был – мечта И что она – не наша!
Какой троп используется в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Чаша жизни»?
Слайд 25Какие тропы выделены в тексте:
«И серебром облиты лунным, деревья
мимо нас летят, под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят» (А. Фет)?
Слайд 26Какой троп используется в тексте: «Преграждённая Нева обратно шла, гневна,
бурлива…»? (А. С. Пушкин)
Слайд 27Какой троп используется в тексте: «Природой здесь нам суждено в
Европу прорубить окно»? (А. С. Пушкин)
Слайд 28Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то
одинокая бродит гармонь»? (М. Исаковский)
Слайд 29Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины
вставали волны…» (А. С. Пушкин)
Слайд 30Найдите тропы в стихотворении А.Ахматовой
Они летят, они еще в дороге,
Слова
освобожденья и любви,
А я уже в предпесенной тревоге,
И холоднее льда
Но скоро там, где жидкие березы,
Прильнувши к окнам, сухо шелестят, —
Венцом червонным заплетутся розы
И голоса незримых прозвучат.
А дальше – свет невыносимо щедрый,
Как красное горячее вино…
Уже душистым, раскаленным ветром
Сознание мое опалено.
Источник: theslide.ru
Презентация на тему: Тропы
№ слайда 1
Описание слайда:
Тропы Булатова Л.П., учитель русского языка и литературы БОУСОШ №1 МО Динской район
№ слайда 2
Описание слайда:
Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижении большей выразительности.
№ слайда 3
Описание слайда:
Гипербола и литота Гипербола – от слова «гипер» — очень – преувеличение. Литота – наоборот, преуменьшение
№ слайда 4
Описание слайда:
Метафора Метафора – это употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком – либо отношении двух предметов и явлений, скрытое сравнение ( без слов: словно, как, будто) Крыло самолета – крыло птицы; Горит восток зарею новой А.Пушкин Топи да болота. Синий плат небес. С.Есенин Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года. А.С.Пушкин Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой
№ слайда 5
Описание слайда:
Упражнение Говор волн, стрелка часов, нос корабля, ножка стола, заря жизни, дверная ручка, лист бумаги, град пуль, закат пылает, льется речь.
№ слайда 6
Описание слайда:
Разновидности метафоры Метонимия Перифраз Синекдоха
№ слайда 7
Описание слайда:
МЕТОНИ’МИЯ МЕТОНИ’МИЯ – художественный троп, необразный перифраз; оборот речи, замена одного слова другим, смежным по значению в переводе с древнегреческого – переименование Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума. Подразумевается доля нищего. Поэт утверждает, что лучше быть нищим.
№ слайда 8
Описание слайда:
М е т о н и м и я
№ слайда 9
Описание слайда:
Сине’кдоха Синекдоха – это перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними; употребления названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот. Я вижу розы в хрустале Имеется в виду не кусок хрусталя, а хрустальная ваза. Швед, русский колет, рубит, режет. (А.Пушкин)
№ слайда 10
Описание слайда:
Упражнение Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов) Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин) Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов) Ну что ж, садись, светило. (В.Маяковский) Пуще всего береги…копейку. (Н.Гоголь) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов) Мы все глядим в Наполеоны. (А.Пушкин)
№ слайда 11
Описание слайда:
Перифраза (перифраз) Перифраза — замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты Царь зверей (вместо «лев») Туманный Альбион (вместо «Англия») Творец Макбета (Шекспир) Небесное светило (солнце) Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса! А.С.Пушкин
№ слайда 12
Описание слайда:
Перифразы широко употреблялись в конце XVIII века, были излюбленным словесным средством в прозе и поэзии начала XIX века, обращались к ним и в ХХ веке, но значительного распространения уже не имели. Прочитайте следующие строки. Почему автор счёл необходимым пояснения своим перифразам: Грозная царица хлада воссела на ледяной престол свой и дохнула вьюгами на русское царство, то есть зима наступила. Дунул северный ветер на нежную грудь нежной родительницы, и гений жизни её погасил свой факел! Да, любезный читатель, она простудилась.
№ слайда 13
Описание слайда:
Аллегория Аллегория — иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи, трусость – в образе зайца.
№ слайда 14
Описание слайда:
Ирония Ирония — вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка. Продаются мужские костюмы, фасон один. А цвета какие? О, огромный выбор цветов!
Черный, черно-серый, серо-черный, черновато-серый, серовато-черный, грифельный, аспидный, наждачный, цвет передельного чугуна, коксовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах. (И. Ильф, Е. Петров)
№ слайда 15
Описание слайда:
Олицетворение – наделение природы качествами человека Один только дуб не хотел подчинятся обаянию весны
№ слайда 16
Описание слайда:
Сравнение – сопоставление предметов с использованием союзов: словно, как, будто, точно или существительным в твор. падеже Стихи растут, как звезды и как розы. Как красота ненужная в семье М.Цветаева. Намокшая воробушком Сиреневая ветвь Б.Пастернак
№ слайда 17
Описание слайда:
Лес, словно терем расписной Лиловый, золотой, багряный, Веселой, праздничной стеной Застыл над…………поляной И.Бунин
№ слайда 18
Описание слайда:
Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно ……….. легкая стая С замираньем летит на звезду С. Есенин
№ слайда 19
Описание слайда:
Эпитет – художественное, образное определение(какой?), часто прилагательное в переносном значении. (Алмазная роса) 1. На заре туманной юности Всей душой любил я милую. Кольцов 2. Проснулся я с чувством сладкой уверенности, что за этим старым окном происходит чудо. Куприн
№ слайда 20
Описание слайда:
Найдите эпитеты 1. Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком… С.Есенин 2. Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет; Колокольчики ландышей в чаще зелёной цветут… И.Бунин 3. …В весёлом фиолетовом небе табунятся печальные звёзды… В. Белов
№ слайда 21
Описание слайда:
№ слайда 22
Описание слайда:
Какие тропы выделены в тексте: «…От вёсел к берегу кудрявый след бежал»? (А. Фет)
№ слайда 23
Описание слайда:
Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял»? (А. Плещеев)
№ слайда 24
Описание слайда:
Какой троп используется в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Чаша жизни»? Мы пьём из чаши бытияС закрытыми очами,Златые омочив краяСвоими же слезамиКогда ж пред смертью с глазЗавязка упадёт,И всё, что обольщало нас,С завязкой исчезает – Тогда мы видим, что пустаБыла златая чаша,Что в ней напиток был – мечта И что она – не наша!
№ слайда 25
Описание слайда:
Какие тропы выделены в тексте: «И серебром облиты лунным, деревья мимо нас летят, под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят» (А. Фет)?
№ слайда 26
Описание слайда:
Какой троп используется в тексте: «Преграждённая Нева обратно шла, гневна, бурлива…»? (А. С. Пушкин)
№ слайда 27
Описание слайда:
Какой троп используется в тексте: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»? (А. С. Пушкин)
№ слайда 28
Описание слайда:
Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»? (М. Исаковский)
№ слайда 29
Описание слайда:
Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны…» (А. С. Пушкин)
№ слайда 30
Описание слайда:
Найдите тропы в стихотворении А.Ахматовой Они летят, они еще в дороге, Слова освобожденья и любви, А я уже в предпесенной тревоге, И холоднее льда уста мои Но скоро там, где жидкие березы, Прильнувши к окнам, сухо шелестят, — Венцом червонным заплетутся розы И голоса незримых прозвучат. А дальше – свет невыносимо щедрый, Как красное горячее вино… Уже душистым, раскаленным ветром Сознание мое опалено.
Источник: ppt4web.ru