Самые первые записи о применении эмали на Руси относятся к X веку, в то время она носила довольно интересное название «финифть». Эмаль использовалась во внутреннем убранстве церквей, для украшения чаш, кубков и ценилась не меньше драгоценных камней.
Современные мастера не теряют интереса к этому искусству. Эмаль позволяет создавать оригинальные украшения и другие изделия в самых разнообразных цветовых исполнениях. Со временем она не теряет яркости цвета и защитных свойств.
Состав эмали
Основой любой эмали является стеклообразный легкоплавкий порошок кремнезема и глинозема. Разнообразие цветов и свойств покрытий обусловлено наличием оксидов других металлов, которые называют плавнями.
Эмали. История эмалей, различные виды и техники. Украшения с эмалями.
Оксиды калия, натрия и свинца делают эмаль легкоплавкой, но снижают ее устойчивость к воздействиям агрессивных сред. Алюминий и магний, напротив, повышают температуру плавления эмали и делают ее прочнее.
Цвет покрытию придают оксиды таких металлов как кобальт (синий и черный), кадмий (красный), медь (зеленый), олово (белый), железо (коричневый).
Способы нанесения цветной эмали на ювелирные изделия
Ювелирная эмаль по технике холодного и горячего нанесения широко применяется для создания дизайнерских украшений. Среди распространенных технологий нанесения красок на драгоценные металлы выделяют:
- Перегородчатый вариант или Клуазоне. Само название указывает на наличие специальных золотых или серебряных перегородок в изделии. Ювелиру достаточно заполнить ячейки нужным оттенком, чтобы создать неповторимое изделие. Чаще всего применяется технология горячего эмалирования.
- Финифть или художественная роспись. Вся работа осуществляется вручную. Ювелир сам выбирает эскиз и переносит его на изделие. Впервые методику использовать австрийский бренд Frey Wille, хотя популярность такой «рисунок» получил благодаря мастерам Ростовского финифтяного промысла.
Это две основные методики «росписи» драгоценных металлов, которым стремятся обучиться 80% начинающих ювелиров. Нередко эмалью пользуются «домашние мастера», создающие эксклюзивную бижутерию.
Виды эмалей
По внешнему виду эмали можно разделить на две большие группы:
- прозрачные (сквозные);
- глухие (опаковые).
Прозрачные ювелирные эмали не имеют цвета и используются в основном в изделиях из драгоценных металлов. Так как золото, серебро или платина при воздействии высоких температур не меняют цвет и не тускнеют, прозрачные эмали наносят на них для усиления блеска и защиты от механических повреждений.
Глухая эмаль непрозрачна и имеет множество ярких и насыщенных цветов. Ею часто покрывают медь и другие металлы, так как при обжиге они покрываются оксидной пленкой и темнеют. Цветные эмали позволяют не только придать изделию неповторимый дизайн, но и предотвратить окисление и коррозию металла.
Что такое ювелирная эмаль?
Что представляет собой ювелирная эмаль?
Ювелирная эмаль является тонким слоем сплава из легкоплавкого стекла. Этот ювелирный материал бывает различных цветов и оттенков. На поверхность металла эмаль наносится будучи в порошкообразном состоянии, после чего изделие помещают в печь и при температуре 700-800 градусов выдерживают 20-30 минут. Затем изделие остывает и отправляется в ювелирные магазины.
Ювелирные эмали, перегородчатая эмаль — технологии, история, современное применение техник
Хотите быть обладателем уникального ювелирного изделия — покупайте украшение с цветной эмалью. Ведь даже при относительно «массовом» производстве украшения покрытые эмалью — это скорее ручная работа. На выходе изделия всегда немного отличаются друг от друга, поэтому точно такого же не будет ни у кого.
На профессиональном языке эмалирование — это нанесение легкоплавкого стекла на поверхность металла (подробнее о технологии горячей и холодной эмалей). Цветными эмалями покрывают и ювелирные украшения, выполненные на металлической основе. Эмали различаются составом и способом нанесения на поверхность. Перегородчатая, сканная, выемчатая (обронная) — это разные способы достижения одной цели: закрепления горячей эмали на металле. Название каждого способа раскрывает суть и говорит само за себя.
Цветная эмаль на украшениях: способы нанесения
Перегородчатая эмаль («клуазоне») названа «в честь» золотых или серебряных перегородок. Их напаивают на поверхность ювелирного изделия (золотого или серебряного) по намеченному орнаменту. Именно в этих ячейках и плавился при температуре 600-800 градусов эмалевый порошок, превращаясь в стекло. Этот вид эмалирования имеет разновидность на основе ювелирной техники «скань» (филигрань), где вместо перегородок-металлических ленточек – припаянная к поверхности украшения филигранная нить.
В орнаменте с выемчатой эмалью («шамплеве») резцом «вынимают» металл, заполняя углубления эмалевым составом. Техника выемчатой эмали — самая древняя, и самая простая по производству.
Техника расписной эмали (или финифть) представляет собой роспись цветной эмалью. Никаких перегородок или выемок в этой технике нет. Эмаль наносится на изделие слоями и обжигается до тех пор, пока не будет завершен запланированный ювелирным дизайнером сюжет. Именно в технике расписной эмали работает знаменитый австрийский бренд Frey Wille, хотя по термину «финифть» более известны изделия Ростовского финифтяного промысла.
По составу, ювелирные украшения с эмалями бывают прозрачными, полупрозрачными
и, на ювелирном жаргоне
«глухими» (непрозрачными).
Состав эмали
Основой любой эмали является стеклообразный легкоплавкий порошок кремнезема и глинозема. Разнообразие цветов и свойств покрытий обусловлено наличием оксидов других металлов, которые называют плавнями.
Оксиды калия, натрия и свинца делают эмаль легкоплавкой, но снижают ее устойчивость к воздействиям агрессивных сред. Алюминий и магний, напротив, повышают температуру плавления эмали и делают ее прочнее.
Цвет покрытию придают оксиды таких металлов как кобальт (синий и черный), кадмий (красный), медь (зеленый), олово (белый), железо (коричневый).
Ювелирные изделия с эмалью по способу закрепления эмалей
Цветные эмали на украшениях делятся на горячие
Горячие эмали для ювелирных украшений
Горячая эмаль безусловный фаворит. Её использовали ещё в старину. В чем заключается техника горячей эмали? В специальных муфельных печах ювелирное изделие нагревают до 600-800 градусов. Эмаль прочно припекается к металлу.
Украшение охлаждают, очищают и полируют. И сегодня наличие именно горячей эмали в декоре украшения поднимает ювелирное изделие в высший разряд (взгляните только на цены изделий ювелирного завода 3R).
Женщины любят украшения с эмалью. Из эмалевых промыслов у нас известна ростовская финифть, — так называемая живописная
(горячая) эмаль. На востоке изготовляют украшения
минакари –
пёстрая перегородчатая эмаль, щедро пересыпанная камнями и жемчугом.
Холодные эмали для ювелирных изделий
Холодная эмаль — по сути стеклопластик. Она бывает двухкомпонентная, теплоотверждаемая и светоотверждаемая.
Двухкомпонентная
холодная эмаль смешивается в нужной пропорции и заливается на изделие. Все просто как маникюрном салоне.
Теплоотверждаемая
холодная эмаль схожа с горячей, но плавится она всего при 160 градусах. Любая домохозяйка у себя на кухне перекуёт оковы на браслеты. Правда, эта эмаль не допускает полировки — остаются матовые следы. Недостаток теплоотверждаемой эмали — малая прочность. При большом желании проминается ногтем .
Светоотверждаемая
холодная эмаль схожа по свойствам со световыми зубными пломбами. Нанесённый на поверхность состав облучают ультрафиолетовой лампой, из-за чего эмаль твердеет. По твердости эта эмаль нечто среднее между горячей и холодной теплоотверждаемой эмалями.
Именно такими эмалями реставрируют сколы.
Подробнее о технике холодной эмали.
Ювелирные изделия с эмалью: рекомендации покупателям
В сущности, эмаль – это стекло. Ее полируют, чистят, она химически довольно стойкая. Однако, сколы – это неизбежность при активном ношении украшений с горячей или холодной эмалью. Ювелир может «запломбировать» скол, если украшение вам памятно и дорого.
Носить эмаль на ювелирном изделии (особенно подвергаются риску кольца!) следует аккуратно, не стуча руками по столу, не роняя изделия на твёрдые поверхности (что бывает, когда украшение вам великовато или застёжка неисправна). Теперь понятна тяга арабов к мягким и пышным коврам.
Закрепление эмали на изделиях происходит разными способами — горячими и холодными.
ГОРЯЧИЕ ЭМАЛИ
Современные горячие эмали — фавориты в эмалевых украшениях. Эмаль припекается к металлу в муфельных печах при температуре 600-800C. Затем изделие охлаждают и полируют.
Источник: 22-kamnya.ru
Эмаль в ювелирном деле: углубленный взгляд на древний вид искусства
Древний вид искусства, который использовался для украшения всего, начиная от классических византийских религиозных предметов и заканчивая культовыми императорскими яйцами Фаберже, эмалирование почиталось на протяжении всей истории человечества. На протяжении веков эмаль использовалась как форма художественного самовыражения, но именно с ювелирным искусством эмаль ассоциируется, пожалуй, наиболее тесно, будь то красочные индийские украшения меенакари — раскрашенные с помощью техники, которая зародилась в Персии более 5 000 лет назад, или цветочные украшения в стиле модерн французского мастера Рене Лалика.
Поскольку ювелирное искусство снова приобретает яркие оттенки, давайте немного углубимся в искусство эмалирования, в частности, в различные виды эмали — горячую (стекловидную) и холодную (лаковую), — которые сегодня используются для придания ярких красок драгоценностям, и в дизайнеров, которые являются пионерами в их использовании.
Искусство горячей эмали
Когда вы видите, что термин «эмаль» используется в отношении ювелирных изделий, чаще всего речь идет о горячей эмали — древней декоративной технике, в которой стекловидная эмаль используется для «подкрашивания» участков ювелирного изделия путем сплавления с металлом и обжига при очень высоких температурах. Известная также как эмаль grand feu, эта техника восходит к XIII веку до нашей эры, когда в микенской гробнице на Кипре была обнаружена коллекция из шести колец, украшенных стекловидными цветными слоями, наплавленными на золото.
Из-за своей коварной природы нанесение горячей эмали долгое время считалось искусством. Процесс занимает много времени и включает в себя сухое просеивание очень мелкого стеклянного порошка — в сочетании с оксидами металлов, которые придают цвет — на поверхность или влажную укладку эмали в каналы в металле. После нанесения порошок нагревают, пока он не размягчится и не потечет.
После охлаждения он превращается в твердую, стеклянную массу, причем для достижения глубины цвета и волшебной прозрачности, характерных для этой техники, требуется многократное нанесение и несколько обжигов в печи. Это высокотехничный процесс, требующий как научного понимания точек плавления в печи, так и чувствительности к материалу, которая приобретается только с практикой, поэтому, чтобы стать мастером, требуются годы обучения и большое мастерство.
Температура в печи может достигать 750-850 градусов по Цельсию и более, причем точная температура зависит от цвета. Например, красный цвет является одним из самых труднодостижимых из-за его непредсказуемости при обжиге. Отчасти искусство, отчасти наука, существует множество факторов, которые могут привести к успеху или неудаче, включая толщину стеклянного порошка, температуру обжига и продолжительность пребывания в печи.
Стекловидная эмаль может быть использована для получения непрозрачного покрытия, как холодная эмаль (см. ниже), а также полупрозрачного или прозрачного эффекта, и может быть нанесена с помощью множества художественных техник. К ним относятся классическая расписная эмаль; перегородчатая эмаль, которая предполагает припаивание тонких металлических полосок к металлической поверхности для создания рисунка и заполнение промежутков эмалью; плике-а-жур, когда эмаль наносится в ячейки без подложки, так что свет просвечивает сквозь нее; и гильоширование — особенно трудоемкий метод нанесения полупрозрачных слоев эмали на сложный узор, выгравированный машинным способом.
Питер Карл Фаберже считается пионером в этом виде искусства, он уделал много времени созданию ослепительных эффектов в эмали. Накладывая до шести слоев эмали и обжигая их при пониженных температурах, он смог добиться красивой переливчатой «устричной» отделки, которая напоминала внутреннюю поверхность устричной раковины эта техника стала его визитной карточкой.
Сегодня традицию горячей эмали продолжает небольшое число художников, в том числе несколько ювелиров, которые решили специализироваться на этой технике. Один из них — Ильгиз Фазулзянов, отмеченный наградами художник по стекловидной эмали, который работает под именем Ильгиз Ф. Один из немногих мастеров в мире, который является настоящим мастером техники горячей эмали, главным источником вдохновения для Ильгиза является окружающий его мир природы. Будь то стрекоза, цветок или гора, эмаль занимает центральное место в его выразительной, натуралистичной эстетике. Эмаль наносится с помощью его любимой техники «шамплеве», которая предполагает прорезание борозд на поверхности металла и заполнение их эмалью перед обжигом. Его сложными, невероятно детализированными шедеврами можно полюбоваться на сайте 1stdibs.com и в магазине Bentley https://www.myjewels.ru/blog/emal-v-yuvelirnom-dele-uglublennyj-vzglyad-na-drevnij-vid-iskusstva/» target=»_blank»]www.myjewels.ru[/mask_link]