Серебро используют для чеканки монет, производства аккумуляторных батарей, изготовления деталей электроники, покрытия зеркал с наивысшей отражающей способностью, катализа химических реакций и проявления фотографий. Металл применяется даже для управления погодой: с его помощью делают разгон облаков.
Столь широкую область применения серебру обеспечили необычные физические свойства: максимальные электро- и теплопроводность, почти стопроцентный коэффициент отражения. Материал твердый, пластичный, хорошо поддается обработке. По химическому составу он тоже не слаб, поскольку имеет низкую реакционную способность, за что и причислен к благородным металлам.
Серебряные изделия без напыления
Учитывайте, что покрытие для серебряных изделий используется не всегда. На аукционах часто встречаются цепочки, запонки и брошки, которые мастера изготовили из серебра 925-ой пробы. На них отсутствует внешнее напыление. Как их отличить? Внешняя особенность — естественный блеск. Его можно усилить, если полировать браслет или колечко.
Зеркала. Ассортимент и обработка.
Или, наоборот, сделать так, чтобы поверхность украшения выглядела более матовой.
Серебряные вещи, не имеющие покрытия, можно рекомендовать людям, у которых слишком чувствительная кожа. К тому же учеными доказано, что предметы, выполненные из этого металла, имеют антибактериальные свойства.
Есть нации, наделяющие серебро особой магической силой. Чтобы она передалась человеку, требуется обеспечить прямой контакт с кожей. Именно по этой причине в коллекциях, созданных якутскими мастерами, не используется напыление.
У украшений без покрытия существует только один условный недостаток — со временем они могут потускнеть и потемнеть. Но почистить сувениры из этого металла легко в домашних условиях. Чистку раритетных вещей лучше доверить специалистам в салонах.
Полировка пищевой содой, уксусом и алюминиевой фольгой
Не менее эффективный способ. Для этого необходимо подготовить глубокую и вместительную миску. Все внутренние стенки емкости укрыть фольгой. При этом, фольга должна как можно плотнее прилегать к миске, закрывая собой каждый сантиметр стенок посуды.
Вскипятить воду. Количество жидкости зависит от размера серебряного изделия — оно должно полностью быть покрыто водой.
Добавить в воду столовую ложку соды, столько же соли и 200 мл белого уксуса. Если изделие крупное — следует удвоить количество компонентов.
Все тщательно перемешать. Каждая песчинка должна полностью растворится в воде — это очень важно!
После полного закипания подлить еще воды, и снова все хорошенько перемешать. При помощи пинцета опустить изделия в раствор на 2-3 минуты.
После того, как серебро пробудет в жидкости нужное время, вытащить его и обернуть мягким полотенцем. Когда предметы остынут — можно приступать к полировке.
Отполировать серебро мягкой губкой либо тканью, уделяя особое внимание въевшемуся налету.
Родированное покрытие
Родирование — технология, с помощью которой на ювелирных заводах наносится тончайший слой родия (толщина — всего несколько микрон). По химическим свойствам похож на платину.
Этот вид серебряного покрытия защищает вещь от потемнения.
Преимущества этого метода:
- украшение не темнеет;
- обеспечивается твердость (уберегает от повреждений при неосторожном использовании);
- придает дизайнерскому украшению особый блеск.
Недостаток: некоторым коллекционерам натурального серебра не импонирует блеск, свойственный родированному напылению. Он воспринимается ими как неестественный.
Причины появления чёрного налёта на столовом серебре и украшениях разной пробы
Серебро часто темнеет. Почему так происходит? Главная причина появления чёрного налёта — сера. При реакции с ней образуется сульфид серебра, из-за которого и темнеют изделия.
Почернение сходно со ржавчиной на железе. Однако благородный металл не ржавеет, он просто темнеет из-за появления налёта.
В быту серебро может потемнеть из-за контакта с косметическими средствами, ртутью, щёлочью, а также от пота. Быстрее всего окисляются изделия, непосредственно контактирующие с шеей: цепи, крестики. При соприкосновении серебра с водой образуется сероводород, ещё одна причина налёта. Специалисты рекомендуют снимать украшения с тела при проведении хозяйственных работ или купании, это поможет избежать их потемнения.
Степень и скорость образования налёта зависит от состава. Чистое серебро не годится для ювелирных изделий, оно легко деформируется. Для увеличения твёрдости в него добавляется медь.
Столовое серебро необходимо переодически чистить от чёрного налёта и грязи
Столовые приборы из серебра, в отличие от большинства посуды, нельзя мыть в посудомоечной машине. Последствия такого ухода бывают печальными. Изделия покрываются пятнами, могут полностью потерять красоту, становятся непригодными к использованию.
Серебряные изделия не должны касаться резины, так как в ней содержится сера. При контакте металл быстро чернеет и приобретает некрасивый вид.
Техника чернения
Чернением технологи называют процесс обработки специальным составом, включающим в себя сульфиды серы, серебра и меди. Российским ювелирам эта методика знакома с XVII века. На украшение мастер наносит слой присыпки. Потом оно отправляется на обжиг в специальную печь. При создании нужного температурного режима чернь расплавляется и впитывается в поверхность основы.
Такая обработка отличается повышенной стойкостью к истиранию.
Оксидирование
Изделия обрабатываются специальным составом, в котором основной ингредиент — сера. Благодаря такой обработке на облагороженной поверхности появляются необычные цветовые переходы. От интенсивности полировочного процесса зависит оттенок, который приобретет серебро.
Украшение, на которое нанесена тончайшая пленка, полируется. В результате выпуклые части становятся светлее, а вогнутые зрительно воспринимаются как темные. Оксидированное серебро не требует сложного ухода. Достаточно смочить хлопковую салфетку мыльным раствором и протереть изделие, а затем обсушить сухой тряпочкой.
Превращение серебра в произведение искусства
…ОНИ превращают серебро в произведение искусства
Они—разнообразные техники декоративной отделки металла.
Будучи студенткой, в не столь далеких 2009—2014 годах, одной из любимых, почти настольных книжек была «Декоративная отделка ювелирных изделий» Джинкса МакГраса («The jeweller`s—directory of decorative finishes».Jinks McGrath), переведенная с английского языка А.Н.Степановой.
Так как я обучалась специальности художественная обработка материалов (подразделение металлы), из этой книги можно было почерпнуть много полезной информации: как оригинальным образом обработать ту или иную металлическую поверхность, как достигнуть интересных фактурных эффектов на ней, как придать металлической вещи «изюминки». Одногруппники применили указанные в книге приемы для своих дипломных работ, кстати, они у них вышли очень даже…
В этом справочнике 15 приемов и техник работы с медью, латунью, серебром и золотом. Самые интересные и нестандартные для меня — 2 из них. И я подробнее, опираясь на книгу (и не только), расскажу о ретикуляции и станочных текстурах на серебре.
А в конце будет уникальная информация о научной работе (которой я занималась в вузе под руководством к.т.н., доцента кафедры ТЭП ИГХТУ Т.В.Ершовой) и о ее бомбических результатах. Кстати, статья об этой работе вошла в крупное российское издание по мировой гальванике и альтернативным методам «Мир Гальваники». Но обо всем по порядку.
Ретикуляция — процесс создания на металле «морщинистой» структуры, складок поверхности, напоминающих абстрактные узоры, растительные мотивы, космические рисунки. Эффект от ретикуляции похож на текстуры и формы, создаваемые в процессе плавления металла, многие путают результаты применения двух данных техник. Однако ретикуляция от плавления более чем отличима: в результате плавления металла, его поверхность повреждается — возникают явные поры, внешний вид материала утяжеляется и сглаживается. При ретикуляции поверхность не повреждается, покрываются складками лишь верхние слои металла.
Суть процесса такова: серебряная пластина минимальной толщины нагревается горелкой до температуры отжига около 600 градусов (в этот момент серебро переходит от «соломенного» цвета к тускло-красному). Далее нагрев продолжается в течение 15 секунд. В это время мягким пламенем горелки водят по поверхности металла. Следующий этап — травление.
Но, в принципе, пластину можно погрузить в «свежий» отбел, после чего промыть. При ретикуляции пластины отжигают и травят повторно от 3 до 7 раз, чем больше этапов отжига, тем, как правило, «морщинистее» металл. Как только на поверхности металла появился нужный узор, пластину охлаждают в течение полминуты, затем помещают в отбел. Через некоторое время по пластине проходятся жесткой мыльной щеткой. Каждый получившийся при ретикуляции узор уникален, повторить его невозможно, и в этом его прелесть.
Станочная текстура на металле — узор, формирующийся в результате прохождения металлической пластины со структурированным материалом через прокатный станок.
Прокатка — процесс раскатки металла стальными валками, которые вращаются навстречу друг другу. Между валками существует зазор, куда они втягивают, а затем обжимают металл, вытягивая его в длину и уменьшая в ширину. Благодаря этому улучшается структура металла и исчезают мелкие поры, которые были в слитке. С помощью металлопрокатных станков можно перенести на металл практически любую фактуру. Интересные результаты получаются при прокатке вместе с металлом кружева, листов акварельной бумаги, перьев, тканей с рельефным рисунком, металлических сеток, проволоки, тканевых шнуров.
Перед прокаткой металлическая пластина отжигается, очищается, если нужно, шлифуется и полируется. По окончании проката и получении нужной текстуры, металл, как правило, подвергают оксидированию (чернению). Этот химический процесс как нельзя лучше проявляет всю красоту получившегося узора.
И теперь, обещанный 3 пункт. В 2014 году в журнале «Мир гальваники» вышла статья «Декоративные особенности текстурированных металлолаковых покрытий», основанием для которой выступила моя научная работа под руководством Т.В.Ершовой.
Металлопокрытие — это тонкий слой на поверхности металлического изделия, предохраняющий материал от коррозии и повышающий его износостойкость. Помимо защитных свойств, покрытие должно нести за собой и некую эстетическую ценность. Одно дело покрыть металл целиковым слоем защитного металла, другое — нанести защитный металл в виде оригинальной текстуры.
Текстуритовая технология «Snowy hills» — так мы назвали свой проект, в котором рассмотрели декоративные особенности поверхности некоторых металлов после нанесения на них известным, но давно забытым способом текстурированных металлолаковых покрытий (ТМП).
Текстурирование позволяет получать нерегулируемый, абстрактный рисунок, который может перерастать в нечто большее, для меня, например, результатом текстурирования были не беспорядочно расположенные пятна, а рисунок величественных горных вершин. Поэтому и название этой технологии я дала «Snowy hills» — «Снежные холмы».
Перед нанесением покрытий мы проводили обезжиривание поверхности металла, затем проводили процесс текстурирования в растворе, содержащем толуол, канифоль и амиловый спирт. После смачивания влажной поверхности изделия этим раствором происходил самопроизвольный разрыв канифольной пленки и получался нерегулярный узор, который фиксировался после испарения летучей части раствора и воды. Металл с таким узором можно подвергать химической или электрохимической обработке. При этом участки поверхности, не занятые канифольной пленкой, в зависимости от способа обработки приобретают заданную цветовую или фактурную характеристику, отличающуюся от изолированных участков. Канифольную пленку затем удаляют с поверхности омылением в щелочном растворе, а полученный узор защищают прозрачным лаком.
Обработка серебра на фрезерном станке с ЧПУ
Серебро является драгоценным металлом. А значит, любая обработка этого материала автоматически переводит процесс в ранг «ювелирной тщательности». Поскольку изделия из серебра в основном предназначены для создания эстетического образа, их качество должно быть безупречным. При этом характерными чертами серебряных изделий являются сложный рельеф с множеством мелких деталей и сравнительно небольшие размеры (речь идёт о ювелирных изделиях, хотя сложный рельеф может украшать и более крупные изделия, к примеру, столовые приборы или посуду).
Таким образом, при обработке серебряных изделий возникает двойная проблема. Во-первых, необходимо обеспечить высокое качество (что накладывает строгие требования на применяемое оборудование и программное обеспечение). А во-вторых, добиться хорошего результата обработки следует непременно с первого раза! Ведь стоимость заготовок не предполагает изготовления многократных «пробных вариантов».
Особенности материала
Серебро отличается высокой пластичностью и ковкостью. Как благородный металл, серебро обладает сравнительно высокой химической инертностью. Однако на воздухе серебряная поверхность постепенно тускнеет, реагируя с незначительными «следами» сероводорода в атмосфере (хотя образующаяся плёнка сравнительно легко удаляется при чистке).
Серебро очень широко применяется не только в ювелирном деле, но и в промышленности, где востребованы его основные качества: самое низкое среди всех металлов электрическое сопротивление и очень высокая степень отражения света (почти 100%). Последнее свойство используется для изготовления серебряных зеркальных амальгам (отражающего слоя некоторых зеркал). В химической промышленности серебро применяется в качестве катализатора окислительных реакций. И наконец, своеобразным «подвидом» ювелирного дела является чеканка монет и отличительных знаков из серебра (а также из «драгоценных сплавов» серебра с никелем, медью и др.).
Как любой металл, серебро отлично обрабатывается — резанием, штамповкой, литьём. Для производства ювелирных изделий широко применяется метод литья. Однако при наличии заготовок подходящего размера бывает проще и быстрее изготовить изделие методом резки, нежели переплавлять заготовку и отливать её в форму — которую всё равно придётся заранее изготавливать резкой или штамповкой.
Характеристики станочного оборудования
При использовании фрезерного станка с ЧПУ для осуществления резки и гравировки серебряных изделий необходимо убедиться:
- в высоком уровне точности имеющегося оборудования — особенно при необходимости обрабатывать мелкие изделия из серебра;
- наличие режущего инструмента подходящего размера и остроты заточки;
- правильном составлении управляющей программы;
- верном выборе режимов обработки;
- принятых мерах против налипания стружки (наряду с правильным выбором режимов резания необходимо применять систему СОЖ).
Уровень точности станочного оборудования, как правило, определяется его конструкцией. Нетрудно догадаться, что для обработки серебряных изделий больше подходят компактные фрезерные станки (или специальные граверы), поскольку у «больших» фрезерных станков выше допуски на положение шпинделя. Серебро довольно податливо, поэтому высокой мощности шпинделя для обработки также не требуется.
Особое значение при резке или гравировке серебряных изделий играет острота режущего инструмента и его размеры. Для гравировки мелких изображений рекомендуется использовать твёрдосплавный гравер с углом заточки 10-30 град и диаметром основания — 0,1 мм. Лучше если основание будет в форме «пирамидки».
Поскольку серебро — материал пластичный, при обработке резанием оно склонно давать «мягкую» стружку, налипающую на поверхность заготовки и режущие кромки инструмента. И хотя спиральные канавки фрезы не склонны к забиванию, налипающая стружка может существенно испортить обрабатываемую поверхность (а как было показано выше, качество обработки — главный приоритет при фрезеровании серебра!).
Для устранения налипания рекомендуется проводить обработку с применением СОЖ (смесь керосина с машинным маслом), или же смачивать серебряную поверхность спиртом.
Пример обработки серебряного изделия
Оптимальные режимы фрезерования следует подобрать только экспериментально — для конкретных условий обработки. Но в качестве ориентира можно использовать следующие рекомендации. В качестве примера рассмотрена обработка серебряной пластины размерами 50×35 мм, толщиной 1,5 мм. Задача — вырез по контуру и гравировка «хитрого» узора с множеством мелких деталей. Инструмент — конический твёрдосплавный гравер «J31001» с углом заточки 10 град. и пяткой 0,1 мм (диаметр хвостовика — 3,175 мм, длина инструмента — 30 мм).
Режим обработки:
- подача инструмента — 2,5 м/с;
- толщина съёма за проход — 0,05 мм;
- частота вращения шпинделя — максимальная;
Рез той же заготовки осуществлялся фрезой типа «А» (Ø1 мм) с подачей 1 мм/с, врезом 0,1 и глубиной снятия за один проход — 0,2 мм. Обороты шпинделя также выставлялись на максимум. При подобных «щадящих» режимах обработки, время изготовления изделия составило около 30 минут (без учёта затрат на создание управляющей программы и наладки станка).
Следует учесть, что заготовки из серебра бывают различных сортов — для каждого следует подбирать собственные режимы обработки. В ряде случаев — для повышения твёрдости и снижения вязкости (что упрощает обработку резанием) — серебро подвергают термической обработке (своеобразной комбинацией отжига с отпуском). Для этого применяют муфельную печь с точным терморегулятором и свойством поддерживать неизменный температурный режим. Рекомендации по уровню температуры и времени выдержки серебряных заготовок в печи можно почерпнуть из литературы по ювелирному делу.
Источник: infofrezer.ru
Различные способы обработки серебра
Посуда, украшения, монеты. Чего только не делают из лунного металла. Но не только по назначению отличаются изделия. Серебро обрабатывается разными методами.
Фактуровка
На серебряные изделия можно наносить линии, штрихи, углубления и рисунки. Иногда фактуровку используют, чтобы избавиться от глянцевого блеска и придать поверхности изделия шероховатость.
Матировка
Серебро шлифуют, чтобы его поверхность стала матовой. Сейчас это делают при помощи специального лазера.
Чернение
На изделие наносят сплав, который придаёт ему чёрный цвет. Это нужно, чтобы подчеркнуть узор. Этот метод используют, когда хотят состарить серебряное изделие искусственно. Оно приобретает более изысканный вид.
Серебрение
Покрытие недрагоценных металлов серебром. Такие изделия стоят дешевле. Так как серебра в них очень мало.
Как правило, мастера не ограничиваются одним методом обработки серебра, а сочетают разные. Благодаря этому изделия из серебра получаются очень разнообразными.