Какое оно серебряное время

Творцы искусства, которых сегодня относят к «серебряному веку», незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Развитие общественных коллизий рубежа веков требовало переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности.

На этом фоне рождались художественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов. «Солнце наивного реализма закатилось», — вынес свой приговор А.А. Блок. Уходили в прошлое историко-реалистический роман, жизнеподобная опера, жанровая живопись. В новом искусстве мир художественного вымысла словно разошелся с миром повседневной жизни.

Порой творчество совпадало с религиозным самосознанием, давало простор фантазии и мистике, свободному парению воображения. Новое искусство, прихотливое, загадочное и противоречивое, жаждало то философской глубины, то мистических откровений, то познания необъятной Вселенной и тайн творчества. Родилась символистская и футуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, метафизическая и декоративная живопись, новый синтетический балет, декадентский театр, архитектурный модерн.

Время и Стекло — Тролль

На первый взгляд художественная культура «серебряного века» полна загадок и противоречий, с трудом поддающихся логическому анализу. Кажется, будто на грандиозном историческом полотне переплелись многочисленные художественные течения, творческие школы, индивидуальные, принципиально нетрадиционные стили. Символизм и футуризм, акмеизм и абстракционизм, «мирискусничество» и «Новая школа церковного пения». Контрастных, порой взаимоисключающих художественных направлений в те годы было значительно больше, нежели за все предшествующие столетия развития отечественной культуры. Однако эта многогранность искусства «серебряного века» не заслоняет его целостности, ибо из контрастов, как подмечено еще Гераклитом, рождается прекраснейшая гармония.

Единство искусства «серебряного века» — в сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося, во взаимовлиянии разных видов искусства друг на друга, в переплетении традиционного и новаторского. Иначе говоря, в художественной культуре «русского Ренессанса» произошло уникальное сочетание реалистических традиций уходящего XIX века и новых художественных направлений.

Читайте также:
Название мази с серебром

Объединяющим началом новых художественных течений «серебряного века» можно считать сверхпроблемы, которые одновременно были выдвинуты в разных видах искусств. Глобальность и сложность этих проблем и сегодня поражает воображение.

Важнейшую образную сферу поэзии, музыки, живописи определял мотив свободы человеческого духа перед лицом Вечности. В русское искусство вошел образ Вселенной— необъятной, зовущей, пугающей. К тайнам космоса, жизни, смерти прикасались многие художники. Для одних мастеров эта тема была отражением религиозных чувств, для других — воплощением восторга и трепета перед вечной красой Творения.

Алла Пугачева — А знаешь все ещё будет

Художественное экспериментаторство в эпоху «серебряного века» открыло дорогу новым направлениям искусства XX столетия. Огромную роль в интеграции достижений русской культуры в культуру мировую сыграли представители художественной интеллигенции Русского Зарубежья.

После революции за бортом отечества оказались многие деятели «русского культурного Ренессанса». Уехали философы и математики, поэты и музыканты, исполнители-виртуозы и режиссеры. В августе 1922 г. по инициативе В.И. Ленина был выслан цвет российской профессуры, в том числе — оппозиционно настроенные философы с мировым именем: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.Л.

Франк, Л.П. Карсавин, П.А. Сорокин (всего 160 человек). Уехали, рассеялись по миру И.Ф. Стравинский и А.Н. Бенуа, М.3. Шагал и В.В. Кандинский, Н.А.

Метнер и С.П. Дягилев, Н.С. Гончарова и М.Ф. Ларионов, С.В. Рахманинов и С.А Кусевицкий, Н.К. Рерих и А И. Куприн, И.А.

Бунин и Ф.И. Шаляпин. Для многих из них эмиграция была вынужденным, трагическим, по сути, выбором «между Соловками и Парижем». Но были и те, кто остался, разделив со своим народом его судьбу. Сегодня из «зоны забвения» возвращаются имена «потерянных россиян».

Этот процесс затруднен, так как за десятилетия исчезли из памяти многие имена, пропали мемуары и бесценные рукописи, распродались архивы и личные библиотеки.

Читайте также:
Как собрать дорогу серебряный путь

Таким образом, блистательный «серебряный век» завершился массовым исходом его творцов из России. Однако «распавшаяся связь времен» не разрушила великую русскую культуру, многогранное развитие которой продолжало отражать противоречивые, порой взаимоисключающие тенденции истории XX века.

Со смертью футуризма и скорой агонией имажизма полотно серебряного века было окончено. Оно получилось ярким, сложным, противоречивым, но бессмертным и неповторимым. Оно отразило не только поэзию поколения, но и существующую действительность.

Всякое изменение социальных взаимоотношений в стране неизбежно сопровождается теми или иными переменами на фронте искусства. Литературное течение, не отражающее социальных фаз, есть только группировка.

Если течение предшествует социальным катастрофам, возвещает их, помогает им родится, то течение делается социально нужным и входит в историю литературы.

Если течение последует за социальной переменой и просто резонирует, фотографически отображает, констатирует, но при этом не организует читателя, то такое течение так же входит в историю, но под названием эпигонства.

Глубоко ошибаются те, которые считают искусство только писарем в штабе истории. Поэт – не пророк. Искусство – это фанфары, возвещающие о новом социальном сдвиге. Искусство не только сейсмограф, сообщающий о землетрясении. Искусство само должно вызывать и вызывает потрясение.

Серебряный век стал именно той вехой, которая предрекла грядущие изменения в государстве и отошла в прошлое с приходом 1917 года, неузнаваемо изменившего людские души, перевернувшего песочные часы времени, как тогда мерещилось, навсегда.

И как сегодня ни хотели нас уверить в обратном, но все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было. В двадцатые годы еще продолжалась инерция (расцвет имажинизма), ибо такая широкая и могучая волна, какой был русский серебряный век, не могла не двигаться еще некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться.

Читайте также:
Диаметр царского серебряного рубля

Если живо было большинство поэтов, писателей, критиков, философов, художников, режиссеров, композиторов, индивидуальным творчеством и общим трудом которых создан был серебряный век, то сама эпоха закончилась. Каждый ее активный участник осознавал, что, хотя люди и остались, характерная атмосфера эпохи, в которой таланты росли, как грибы после дождя, сошла на нет. Остался холодный лунный пейзаж без атмосферы и творческие индивидуальности – каждый в отдельно замкнутой келье своего творчества. По инерции продолжались еще и некоторые объединения (Дом искусств, Дом литераторов, «Всемирная литература»), но этот постскриптум серебряного века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел, сразивший Гумилева.

Серебряный век эмигрировал в Берлин, в Константинополь, в Прагу, Софию, Белград, Рим, Париж. Но возродиться на чужбине ему не было суждено. Эмигранты увезли с собой и бережно сохранили в памяти для потомков воспоминания о серебряном веке, который захлебнулся в крови невинных жертв революции, который стал лишь бледной тенью навсегда ушедшего «старого» века. Поистине, это была самая творческая эпоха в российской истории.

Источник: studfile.net

Какое оно серебряное время

«Князь Серебряный. Повесть времён Иоанна Грозного» — исторический роман А. К. Толстого о временах опричнины, который увидел свет в 1863 году.

0 votes Thanks 0

карамелька12345763 ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НУЖНО

enkherdem «Князь Серебряный и пленница Варвара» (Российская империя, 1907)

Источник: scholar.tips

Отражение серебряного века в русской живописи

Серебряный век – одна из самых загадочных и притягательных эпох в отечественной культуре. К произведениям искусства этого времени обращаются, по сей день, пытаясь разгадать секреты высочайшего уровня мастерства творцов. Как и все остальные виды искусства на рубеже веков, живопись была сложной и противоречивой, появлялись новые формы, направления, методы и приемы изобразительного искусства. Еще одной характерной чертой произведений искусства, созданных в то время, являлось смешение различных стилей, которые сложились ранее. К направлениям живописи той эпохи относятся:

Читайте также:
Что подарить гостям на серебряной свадьбе

image 302

image 303

Абстракционизм

На картинах, выполненных в этом стиле нельзя увидеть знакомых и понятных прежде объектов. Они полностью абстрактны, никак не связаны с реальностью, могут состоять из сочетания линий, пятен, геометрических фигур. Для этого стиля, очень характерна игра с цветом, они зачастую очень яркие, пестрые, насыщенные. Его основателем считается Кандинский, представивший первое полотно в этом стиле в 1910 году;

image 304

Кубизм

Для работ, выполненных в стиле кубизма, характерно полное отсутствие перспективы и светотени. В России получил более широкое распространение не этот стиль в его чистом виде, а следующий, который является его подвидом;

Кубофутуризм

Появился в 1912-1913 годах. Из названия ясно, что он соединил в себе элементы кубизма и футуризма. Скандальная картина Казимира Малевича, которую обычно и представляют себе при слове «кубофутуризм», а именно, «черный квадрат», считается одной из первых, написанных в этом стиле картин. Впрочем, одним Малевичем — кубофутуризм, как стиль не ограничивается. Для этого стиля характерны резкие, размашистые изображения, контрастные цвета (черный, красный, синий, белый) практически без полутонов. Мир предстаёт, как бы разбитым на осколки, из которых складывается целое изображение;

Ларионов ⬇️

image 305

image 306

image 307

Лучизм

Зародился этот стиль в 1913 году. По мнению основателя этого стиля, Ларионова, обязанностью живописца, является выявление форм, которые возникают благодаря тому, что лучи света пересекаются в пространстве. Несмотря на интересную теоретическую базу, (а основатель этого стиля изложил её в нескольких своих книгах), широкого распространения лучизм, как стиль не получил;

image 308

Модернизм или модерн

Впервые этот стиль, появился в Европе еще в конце 19 века. В отличие от предыдущих стилей, он был в гораздо большей степени направлен на широкие массы и доступен для их понимания. Среди наиболее популярных мотивов живописи в этом жанре, выделяют растения, в особенности крупные цветы, рептилий, образ танцующей женщины и танца, как такового.

Читайте также:
Золотой хозяин с поля идет серебряный

Цветовая гамма состоит в основном из холодных тонов. Характерны неровные контуры и кривые линии. Наиболее известными представителями этого стиля, были художники — Добужинский, Бакст и Бенуа. Помимо картин как таковых, они проявляли свои художественные способности в оформлении декораций и костюмов для знаменитых Дягилевских сезонов;

image 309

image 310

Символизм

Появился еще раньше, чем предыдущий стиль – в середине 19 века во Франции. Для него характерны евангельские и библейские вообще сюжеты, мифы и легенды античности и Средневековья, а также наиболее яркие человеческие чувства, выраженные на картине. Его эстетика определяется духовной сферой человеческого бытия. В полотнах символистов заложен глубокий философский подтекст.

Художники-символисты считали, что наш материальный мир, лишь бледная тень настоящего мира, духовного, божественного. Привычные предметы – лишь символы куда более значимых вещей. Вот откуда пошло название данного стиля;

image 311

image 312

image 313

Супрематизм

Относится к направлениям абстрактной живописи. Основано Казимиром Малевичем. Цель этого художественного направления – упростить видимый человеческим глазом мир до простейших геометрических форм — линий, квадратов, хаотичных многоугольников. Отсутствует какая-либо перспектива, верх и низ у картины, ее можно рассматривать со всех сторон.

Источник: cultvibe.ru

Рейтинг
Загрузка ...