Цвет . Многочисленные описания цвета александрита в наибольшей степени подтверждают, что «на вкус и цвет товарища нет». Во многом, это обусловлено тем обстоятельством, что каждый экземпляр александрита по-своему уникален. Даже если из одного кристалла получены два ограненных камня, они не будут абсолютно идентичными по цвету и своим оптическим свойствам.
Цвет при естественном освещении.
При дневном освещении и в свете люминесцентных ламп уральский александрит демонстрирует зеленый цвет, варьирующий от светло – зеленого до изумрудно – зеленого и темно-зеленого. М.И.Пыляев пишет: «Цвет александрита темно-зеленый, довольно сходный с цветом темного изумруда… Известны также некоторые тройниковые кристаллы этого минерала, окрашенные в яблочно – зеленый и грязно-малиновый цвет, которые при свечах не теряют тоже своего цвета». Классифицируя минералы по цвету, автор относит александрит в группу, имеющую «синевато-зеленый» цвет [1] .
В Российских нормативных документах установлены следующие оттенки александрита:
Изменение цвета александрита при смене типа освещения. Натуральный александрит с сильным реверсом.
В Прейскуранте цен на цветные камни выделены следующие градации цвета: темно-зеленый, ярко-зеленый, зеленый, светло-зеленый. (Дронова Н.В. Оценка рыночной стоимости ювелирного сырья. М.: Международная академия оценки и консалтинга. 2003.- с. 41).
Геммологическим институтом Америки (GIA) разработаны и приняты следующие градации Колера, Тона и Насыщенности ( Hue, Tone and Saturation) для цветных камней.
[1] Поскольку данное описание посвящено уральскому александриту, особенности окраски камней иного происхождения не рассматриваются.
Hue (Колер/цвет)
Колер/цвет – объективная характеристика спектральной части света, воспринимаемая глазом. GIA выделяет 31 описания основных цветов.
Возможные цвета и оттенки александрита при разных типах освещения представлены на рисунке:
Тон – степень «светлости» (lightness) или «темности»( darkness) цвета. Шкала тона GIA подразделена на 11 градаций — от 0 до 10, где 0 – белый, а 10 — черный.
Насыщенность – степень выраженности, яркости или чистоты цвета. Шкала GIA подразделяет ее от 1 до 6. При низких степенях насыщенности ( 1, 2 или 3) в «теплых» цветах, таких как красный, оранжевый или желтый, проявляется коричневатый нацвет, тогда как «холодные» цвета (синий, зеленый) имеют сероватую примесь. К цвету 4 степени насыщенности коричневатый или сероватый нацвет уже не примешиваются и хотя он еще не «густой», но уже и не «жидкий». 5 – цвет «густой» (насыщенный) и уровень 6 – «живой», спектральный чистый.
Шкала степеней насыщенности цвета
Стандарт GIA определяет высшие категории цветов александрита при дневном свете как G 5/2 (изображение слева) и vslb 5/2 (изображение справа):
Расшифровываются эти обозначения следующим образом.
G 5/2: цвет – зеленый (Green); 5 – характеристика тона по десятибалльной шкале (средняя, medium); 2 – характеристика насыщенности, чистоты цвета (saturation) по шестибалльной шкале («двойка» соответствует степени slgr – slightly grayish – незначительный сероватый оттенок).
Как александрит меняет цвет | Александритовый эффект
vslbG 5/2: цвет — очень легкий голубовато-Зеленый (very slightly bluish Green); 5 — характеристика тона по десятибалльной шкале (средняя, medium); 2 – характеристика насыщенности, чистоты цвета по шестибалльной шкале («двойка» соответствует степени slgr – slightly grayish – незначительный сероватый оттенок).
ТЕХНИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ НА АЛЕКСАНДРИТЫ ОБРАБОТАННЫЕ (ТУ 9645-002-26420171-94) цвет описывается как «тускло-зеленый при дневном свете».
При всем различии в приведенных выше характеристиках, обе они подчеркивают то обстоятельство, что по яркости, степени насыщенности основного цвета (GIA использует термин «saturation»), александрит существенно отличается, например, от изумруда, лучшие образцы которого обладают степенью 6 («vivid» — яркий, живой):
Цвет при искусственном освещении.
Итак, основной цвет александрита при дневном свете – зеленый, варьирующий по насыщенности, тону и оттенкам.
Как же выглядит камень при смене освещения?
Впервые оптические характеристики образцов минерала, найденных на изумрудных разработках под Екатеринбургом и присланных графом Л.А.Перовским Н-Г. Норденшельду, были описаны минералогом D.Brewster в научном издании в декабре 1834 года:«При дневном свете цвет камня ярко-зеленый, тогда как при освещении пламени свечи его цвет – розово-красный…».
Сам Норденшельд в письме своему другу профессору химии J.Berzelius в Стокгольм 24 августа 1834 года писал: «Присланные мне Перовским образцы минерала при дневном освещении имеют травянисто-зеленый цвет, напоминающий изумруд, и почти непрозрачны. При свечном освещении их прозрачность отчетливо выше и цвет напоминает пироп или ставролит из Сент-Готарда, без малейших следов зеленого цвета» (K.Schmetzer.- Russian Alexandrites.-Schweizerbart Science Publishers. Stuttgart.-2010.)
Александрит — это тот камень, у которого «утро зеленое, а вечер красный». Поговорка родилась из перефразировки отзыва чешского гранильщика гранатов, приводимая Н.С.Лесковым: «. Коварный сибиряк. Он все зелен был как надежда, а к вечеру обливался кровью. В нем зеленое утро и кровавый вечер. «
Вот как описывает этот камень (орфография сохранена) видный российский минералог XIX века академик Н.И. Кокшаров (1818–1893) в 1862 году: «Александрит попадается в виде весьма больших, превосходных кристаллов (которые почти все тройниковые кристаллы), вросших в слюдяном сланце. Цвет его большей частью темный травяно-зеленый, склоняющийся к изумрудно-зеленому, реже бледный желтовато-зеленый. Кристаллы александрита обнаруживают сильный плеохроизм, который так отличителен, что бросается в глаза даже при самом поверхностном рассмотрении; в самом деле: при отраженных лучах света александрит имеет темный зеленый цвет, а при проходящих сквозь него лучах… коломбиново-красный. Этот последний красный цвет является впрочем, только тогда, когда кристаллы разсматривают пред ярким пламенем стеариновой свечи или лампы, а не пред обыкновенным дневным светом облачного неба.
Вследствие столь сильного плеохроизма прозрачныя вставки александрита, выграненныя приличным образом, днем кажутся зелеными, как изумруд, а вечером при ламповом освещении как аметист, т.е. красновато-фиолетовыми. Это свойство камня дало повод Н. Норденшильду сказать, что александрит носит два главныя русския военныя цвета: зеленый и красный…».
Чтобы увиденный Вами александрит не вызвал разочарования, обратимся к распространенному мифу о «красном цвете» камня. Эксперты-геммологи знают, что вопреки представлениям многих, изменение цвета от зеленого до рубиново -красного [1] обнаруживается чрезвычайно редко! Действительно, этот удивительный камень проявляет широкую цветовую палитру, но… те экземпляры, которые действительно демонстрируют переход от темно-зеленого к цвету бургундского вина, часто темного тона, или замутнены, или содержат включения, что делает их малопривлекательными.
Следует помнить, что высказывание «изумрудный днем, рубиновый – ночью» восходит к тому времени, когда пламя огня или горящей свечи было единственным источником искусственного освещения.
Действительно, под светом свечи или огня, отличающимся преобладанием волн желтой части спектра, большинство александритов проявляют отчетливые красные тона, но лампы накаливания излучают совсем другой свет!
[1] К слову, сама интерпретация понятия «рубиновый цвет» также нуждается в уточнении. Природный рубин обладает дихроизмом, то есть «двойственностью» цвета, и специалисты знают, что в его окраске почти всегда присутствует фиолетовый оттенок. Так что «рубиновый», на самом деле, не является синонимом понятия «красный».
Обычно, александриты хорошего качества в свете ламп накаливания или в сумерках проявляют розово-пурпурный цвет, тогда как при смешанном естественном освещении или под лампами люминесцентного дневного света остаются преимущественно зелеными.
Стандарт GIA определяет высшие категории цветов александрита при освещении лампой накаливания как R 5/3 (изображение слева) и slpR 5/3 (изображение справа):
Расшифровываются эти обозначения следующим образом.
R 5/3: цвет – красный (Red); 5 – характеристика тона по десятибалльной шкале (средняя, medium); 3 – характеристика насыщенности, чистоты цвета (saturation) по шестибалльной шкале («тройка» соответствует степени vslgr – very slightly brownish – очень незначительный коричневатый оттенок).
slpR 5/3: цвет — легкий пурпурно-Красный (slightly purplish — Red); 5 — характеристика тона по десятибалльной шкале (средняя, medium); 3 – характеристика насыщенности, чистоты цвета (saturation) по шестибалльной шкале («тройка» соответствует степени vslgr – very slightly brownish – очень незначительный коричневатый оттенок).
ТЕХНИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ НА АЛЕКСАНДРИТЫ ОБРАБОТАННЫЕ (ТУ 9645-002-26420171-94) цвет описывается как «малиново-красный с сиреневым оттенком, различной интенсивности при освещении лампами накаливания».
Специалисты ООО «ЮВЭКСО» (г. Екатеринбург) предлагают выделять следующие оттенки александрита при освещении лампой накаливания:
Если сравнивать лучшие образцы александритов с лучшими образцами рубинов, также легко выявить различия в степени насыщенности, или яркости, основного цвета:
Источник: dzen.ru
Довоенный александрит: имитация или синтетика?
Привлекли внимание вот эти серьги с описанием камня «Александрит». Понятно, что таких размеров (и цвета?) александрит не может быть природным, но в целом меня заинтересовало происхождение этих серег. Коробочка и клейма относят к 1934-1938 гг. Сами понимаете, какие это были времена.
По моим представлениям искусственными александритами стали заваливать советский ювелирторг с середины 1970-х. Но во времена коллективизации и индустриализации разве было дело до искусственных александритов? Как труден он в изготовлении? Не проще ли было использовать аметист подходящего цвета?
Был ли в те времена Александрит столь востребован, чтобы создавать его искусственно/или имитировать. Допустим, искусственные рубины широко использовались еще в царской России. Но упоминаний о широком использовании искусственных александритов в ювелирных изделиях тех времен я не встречала.
Аметистов, 13.02.2017
Интересное украшение и интересный, квалифицированный вопрос.
О синтетике. Метод выращивания сапфиров, рубинов и шпинели был использован Огюстом Вернейлем еще в 1880 году. Так что вопрос о возможности выращивания в СССР сапфиров вообще речи не идет. Другое дело, выращивался ли уже сапфир с легированием ванадием, который и придает сапфиру почти александритовый эффект.
Но в любом случае о выращивании до войны не корундовой, а именно хризоберилловой (+ примесь Cr) имитации натурального александрита речь не идет. Методы горизонтальной направленной кристаллизации (UYR) и Чохральского были разработаны до войны, но разработки технологий выращивания монокристаллов диэлектриков начались только в 60-70 годах в связи с началом оптоэлектронной эры в электронике.
Таким образом, вот исчерпывающие 4 варианта идентификации Вашего александрита.
1 — Это александритовое стекло. таких стекол было много уже после революции. Их получали случайным образом на стекольных заводах ошибочной лигатурой при окрашивании (бутылочного стекла). Но реверс цвета не соответствовал схеме зеленый/красный или бордовый. Красный или бордовый получался, а вот зеленый — нет.
ПРОВЕРКА — скрайбирование по задней стороне камня (павильона) в незаметном месте кусочком кварца. Если цепляет поверхность — то это стекло. + Фотографирование при двух типах освещения с обязательной публикацией на Форуме — принципиальный и интересный историко-геммологический вопрос.
2 — Это все таки корунд со сменой цвета. На ребрах ограненного камня отсутствуют сколы. Этот вариант нам кажется наиболее вероятным. Однако! Монолегирование корунда одной примесью (V) всегда приводит к искаженному александритовому эффекту.
Цвет меняется от серо-лилового до красного или от серовато-зеленого до оранжевого (легирование Ti). Мультилегирование (V + Ti + Fe3+ + Fe2+ что то еще) позволило получить корундовый реверс светло-зеленый — розовый (но только светло-зеленый) лишь 70-х — 80-х годах (США). Так что ПРОВЕРКА такая. Если Ваши фотографии сделаны при дневном или ярко холодном люминесцентном свете, то это не александрит.
У последнего такого цвета при белом свете не бывает. Если использовалась теплый свет «желтоватой лампы», то такой цвет у александрита может реализоваться. Поэтому дополнительно нужно сделать 2 фотографии — строго при дневном свете и при свете лампы накаливания (W). Два результирующих цвета камня нам все покажут.
Примем во внимание тот факт, что даже если это и искусственный сапфир с эффектом смены цвета, то его стоимость до Войны должна быть сравнима со стоимостью качественных природных аметистов и цитринов. Так что закрепка такого искусственного камня в золоте была вполне оправдана.
3 — Самый невероятный и приятный для Вас вариант — натуральный александрит. ПРОВЕРКА — внутри обязательно должны быть всякие дефекты, типичные для александритов. И проверки, приведенные выше должны дать отрицательный результат. + На фотографиях при разном освещении (строго W лампа или W-фонарик и яркий дневной свет от Солнца. Потом бегом к настоящим геммологам.
Так как это очень дорого. Ждем фотографий и . желаем Вам удачи.
Марина, 13.02.2017
Прошу прощения за вторжение, но почему две пробы на серьгах-583 и 575, может, это позолоченное серебро?
Аметистов, 13.02.2017
Вы подумали, скорее всего, правильно. Это позолоченное (583) серебро (575). Но руку на отсечение в обеспечение этого факта не дадим. Успехов Вам. Кстати, и в серебре и в золоте и с натуральным камнем и с синтетикой обсуждаемые серьги — настоящая и ценная антикварная редкость.
Ирина, 14.02.2017
Камень не натуральный. Вопрос только — это имитация или синтетика.
Ирина, 14.02.2017
Камень не натуральный. Вопрос только — это имитация или синтетика.
По маркировке я вижу 583 на золото и 875 на серебро, в которое вставлены алмазы, что естественно.
В любом случае серьги из того времени представляются мне весьма ценными.
Ирина, 14.02.2017
Забыла поблагодарить уважаемого Аметиста за исчерпывающую, как всегда, информацию.
Аметистов, 14.02.2017
Ирина, имитация бывает синтетической и натуральной. Скорее всего это имитация из синтетического корунда (сапфира), легированного ванадием. Успехов Вам.
Ирина, 15.02.2017
Геммолог сказал «искусственный Александрит». Что сие значает, по-прежнему не вполне ясно , но по крайней мере не стекло.
Аметистов, 15.02.2017
Исходя из возраста изделия и цвета камня, это может быть только искусственный сапфир, легированный ванадием в процессе выращивания методом Вернейля. Успехов Вам.
Источник: redkiekamni.ru
Немного об александритах
Смотрите, вот-вот тот вещий русский камень, о котором я вам говорил! Коварный сибиряк! он все был зелен, как надежда, а к вечеру облился кровью. От первозданья он таков, но он все прятался, лежал в земле и позволил найти себя только в день совершеннолетия царя Александра, когда пошел его искать в Сибирь большой колдун, волшебник, вейделота.
Лесков Н. С. Александрит.
Красота драгоценных камней всегда была одной из величайших загадок. Но именно потому, что в них так много загадочного, они приводятся в качестве эпитетов в мировой литературе и даже в Священном Писании.
Колье бренда RubeusMilano с уральским александритом ( камень от «Лазурит-Д») более 10 карат, танзаницами, шинелью и бриллиантами на презентации в Музее декоративно-прикладного искусства в Париже.
Александрит является разновидностью хризоберилла -бериллийсодержащего минерала из подкласса сложных окислов состава BeAl2O4. Обладает необычайно сильным плеохроизмом. Особенность александрита заключается в способности изменять цвет при различном
освещении от голубовато-, желтовато-, коричневато-, серовато- зеленого — при дневном свете и фиолетовато-, оранжевато-, коричневато-, малиново-, -красного при искусственном (лампе накаливания). Данная способность получила название — «александритовый эффект».
Окраска александрита и особенности проявления реверса (собственно александритовый эффект) обусловлены в основном вариациями содержания как основных окрашивающих элементов-примесей — хрома и железа, так и второстепенных элементов-примесей, к которым, в первую очередь относятся медь, марганец, титан, никель, ванадий и кобальт (Буканов, 2012). В морфологическом типе александрита преобладают кристаллы ромбобипирамидальные и короткопризматические кристаллы, также встречаются тонко- или толстопластинчатые индивиды.
Встречаются как одиночные кристаллы, так V-образные или Х-образные двойники срастания и псевдогексагональные (шестиугольные) тройники прорастания. Чаще всего образуют тройники прорастания и одиночные кристаллы (Громалова 2010).
Самая известная александритовая друза, найденная в Изумрудных копях Среднего Урала, состоящая из двадцати двух хорошо образованных тройников храниться в Минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана РАН в г. Москве (рис. 1). Прозрачные кристаллы александрита без включений и трещин встречаются редко.
Основные физические и оптические свойства александрита представлены в таблице №1.
Рис. 1 Сросток кристаллов александрита «Друза графа Кочубея» из коллекции Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана РАН.
8.5 (по шкале Мооса)
стеклянный, на изломе — жирный
раковистый или неровный
— ясная по призме ,
— несовершенная по пинакоиду ,
— слабая по пинакоиду
np = 1.732 — 1.747, nm = 1.734 — 1.749, ng = 1,741 — 1,758
Поведение под ультрафиолетовым излучением
инертен, умеренно красный в коротковолновом и длинноволновом излучении
Хризоберилл как новый минерал был определен А.Г. Вернером в 1790 году. До этого его считали хризолитом (ювелирная разновидность оливина). О хризоберилле с Урала впервые было сообщено профессором Д.И. Соколовым в «Руководстве по минералогии»: «Во время его посещения Уральских изумрудных копей открыт в сей самой горе хризоберилл, кристаллами необыкновенной величины».
Далее последовала череда исследований, так как уральский хризоберилл был очень редким минералом и обладал исключительным дихроизмом, но термин «александритовый эффект» еще не был применен. Позже, в 1862 году Н.И.
Кокшаров восстановил исторические моменты того времени: «.те дни (1834 г., 17 апреля), когда вся Россия праздновала совершеннолетие наследника престола, ныне благополучно царствующего императора Александра II, нашли на Урале хризоберилл, совершенно отличный от всех прочих цветных разновидностей хризоберилла. По своим превосходным качествам новый минерал занял вскоре одно из первых мест между самыми дорогими ископаемыми. Этот драгоценный камень, по случаю достопамятного дня, назван в честь Его Императорского Величества нашего величайшего монарха александритом, по предложению известного минералога Э. Норденшельда» (Лейкум и др. 2010).
До восьмидесятых годов XIX века уральские Изумрудные копи считались единственным месторождением александрита. Вскоре после обнаружения Уральских александритов в 1880-х годах открыто месторождение Моравака (Morawaka) на Шри-Ланке, которое стало вторым классическим источником крупных, пригодных для огранки, изменяющих цвет александритов. На сегодняшний день добывается в реках и в аллювии провинции Ратнапура и в некоторых других районах внутренней части острова. В Бразилии сведения о находках александрита появились ещё в 80-х годах XIX века, но промышленная его добыча началась только в 1975 году. В штате Минас-Жерайс сначала отрабатывались россыпи с хризобериллом на
месторождениях Малакачета и Салинас, а затем обнаружены александриты на месторождениях Гематита (Hematita — оно было выработано достаточно быстро), Нова Эра, у Белу — Оризонти, Карнаиба, район Минаку (штат Гой), Эсмеральдас де Феррос. В Индии хризоберилл и александрит находят в месторождениях штата Орисса, Андхра-Прадеш, на юге штата Керала, у Маниккала.
В Западной Австралии александрит добывают в речных россыпях месторождения Пуна и на о. Тасмания, а также вблизи города Даурин. В Африке — это, впервую очередь знаменитые месторождения Сомабула и Масвинго (бывшее форт Виктория) в Зимбабве. В Танзании — месторождение Лейк-Маньяра и Тундуру, а также встречается во всех месторождениях берилла в основном россыпного типа. На острове Мадагаскар — россыпные месторождения вблизи населенных пунктов Анкацобе, Антананариву, Амбозитра, Алаотра, Сакахара. Известны также месторождения в Замбии и Заире. Александрит встречается в пегматитовых районах на западе долины Могока в Саканги или Барнармё, а также в россыпях в окрестностях Могока, городов Кятпьин и села Барнардмё (Г ерасимова и др., 2019)
Крупные кристаллы (более 2 карат) хорошего качества встречаются довольно редко. Ключевыми, ценоопределяющими, если можно так сказать, характеристиками для ограненных александритов являются: происхождение, цвет и степень александритового эффекта, вес, чистота и качество огранки. Наиболее ценным считаются уральские камни, меняющие свой цвет от яркого синевато-зеленого до малинового или фиолетово-красного с минимальным количеством включений, желательно с их отсутствием и с хорошим реверсом. Конкуренцию могут составить бразильские александриты, так как обладают желаемым цветом и в целом хорошим качеством, но все же право первенства можно закрепит за русскими александритами, так как открыт этот минерал был в России. Особенно ценные александриты, обладающие эффектом «кошачьего глаза», который обусловлен присутствием игольчатых ориентированных параллельно друг другу включений.
Рис. 2 Уральский александрит при дневном и «вечернем» освещении (камни из коллекции «Лазурит- Д»).
Для природного александрита характерны неоднородности, трещины, газово-жидкие включения неправильной остроугольной формы, а также чешуйками слюды (рис. 3).
Рис. 3 Сеть трещин и включений разного генезиса (а), чешуйки слюды (б) в природном александрите из Малышевского месторождения.
Поскольку добыча александритов в разное время была невелика, в продаже появились синтетические камни (искусственные александриты и имитации). Самые распространенные имитации александрита — это синтетический корунд с добавками ванадия для которого характерно изменение цвета от пурпурно-синего до розового и синтетическая шпинель с характерным изменением цвета от зеленого до серого. В начале XX века
промышленный синтез имитаций александрита и не только успешно осуществлялся фабрикой «Джева» в Швейцарии.
Существуют различные способы синтеза александрита, самыми распространенными в коммерческих целях являются метод Чохральского, зонной плавки и флюсовый метод. Окраска таких александритов вызвана примесью хрома и близка цвету природных александритов. Характерными особенностями для синтетических александритов являются игольчатые включения (метод Чохральского), включения флюса, частички металла треугольной, шестиугольной формы, прямолинейные линии роста (флюсовый метод рис. 4), газовые пузырьки или скрученные, воронкообразные вытянутые включения (т.н. свили) характерны для метода зонной плавки.
Рис. 4 Включения флюса (а) и прямолинейная зональность (б) в синтетических александритах, выращенных флюсовым методом.
Синтез александритов активно применялся во второй половине XX в., они выращивались фирмой Криэйтив кристалс в Калифорнии и продавались по довольно высокой цене 300-500 дол за карат, к сравнению цены на природные александриты СССР могли продаваться по цене от 6000 до 20 000 долларов за карат (по данным Элуэлл, 1981).
Стоимость природных александритов на сегодняшний день очень высока. По данным базы GemeWizard стоимость александрита хорошего качества может достигать 46 тыс. долларов США за 1 карат. В 2018 году на аукционе Christie’s был продан александрит из Шри-Ланки весом 29.41 карат средней интенсивности смены цвета за 256 568 долларов США (рис.4а). В 2019
году кольцо с александритом с отчетливой сменой цвета в виде кабошона весом около 6.1 карат было продано за 140 901 долларов США. Кольцо с александритом, обладающим явным александритовым эффектом (сменой цвета от неонового зеленовато-синего до фиолетового) в виде сердца весом 6.35 карат было продано за 111.5 тыс. долларов США (примерно 18 тыс. долларов за карат = 1 млн 200 тыс. руб.) (рис.4б).
Рис. 4. а. Александрит весом 29.4 карата (фото с сайта www.christies.com); б. Кольцо с александритом 6.35 карат огранки «сердце» и бриллиантами (фото с сайта www.sothebys.com).
Драгоценный камень александрит по праву может считаться одним из ценнейших камней в мире, а для России настоящим минералогическим символом (рис. 5).
Рис. 5 Уникальное колье-трансформер бренда RubeusMilano с самым крупным огранённым уральским александритом (камень от «Лазурит-Д») весом 69.37 карат впервые показано на презентации в Музее декоративно-прикладного искусства в Париже 1-2 июля 2019 года. Слева фото при искусственном освещении, справа в УФ-лучах.
Буканов В.В. Цветные и коллекционные камни. Энциклопедия. С-П.: Гранит, 2008. 472 с.
Г ерасимова Е.И., Куприянова О.И., Ласточкина А.А. Сборник ГГМ РАН к 260-летию музея. 2019
Громалова Н.А. Раствор — расплавная кристаллизация и комплексное исследование состава, кристалломорфологии и свойств хризоберилла и александрита, Диссертации на соискание ученой степени кандидата геолого -минералогических наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. 255 с.
Лейкум М.С., Альбрех В.Г., Попов М.П., и др. Загадочный камень царя Александра (об александрите, Александре II и не только о них). Интернет-публикация, 2010. 376 с.
Элуэлл Д., Искусственные драгоценные камни. Москва: «Мир». 1981,
Источник: www.lazuritd.ru