киноварь, ср. киноварь (минерал) цвета по шестнадцатеричному коду цвета #e34234 является оттенком красный. В модели цвета RGB #e34234 составляет 89.02% красного, 25.88% зеленого и 20.39% синего. В цветовом пространстве HSL #e34234 имеет оттенок 5° (градусов), 76% насыщенность и 55% светлости. Этот цвет имеет приблизительную длину волны в 606.99 nm.
Цветовые вариации
- Вывернутый
#1cbdcb - Насыщенный на 25%
#f9301e - Оттенки Серого
#8b8b8b - Светлее на 25%
#eb7b71 - Оригинал
#e34234 - Темнее на 25%
#c4291b - Web-цвет: red
#ff0000 / #f00 - Оттенки Серого 25%
#d15146 - HTML: red
#ff0000 / #f00
Именованные цвета
Близко Связаны
- Ализариновый красный
#e32636 - Красный
#ff0000 / #f00 - Тёмно-коралловый
#cd5b45 - Ярко-красный, алый
#ff2400 - Американская роза
#ff033e
Косвенно Связаны
- Тёмно-оливковый
#556832 - Белый навахо
#ffdead - Глициния
#c9a0dc - Кожа буйвола, палевый / Палевый
#f0dc82 - Пастельно-розовый
#ffd1dc
САМЫЙ ЯДОВИТЫЙ МИНЕРАЛ? КИНОВАРЬ. ЧЕМ ИНТЕРЕСЕН. СВОЙСТВА.
Отдаленно Связаны
- Белый
#ffffff / #fff - Матовый белый
#f2f3f4 - Синяя Элис
#f0f8ff - Цвет морской волны / Циан, васильковый
#00ffff / #0ff - Серебряный
#c0c0c0
Цветовые схемы
Дополнение
Аналоги
Разделение
Триада
Квадрат
Троичная
#e34234 линейный градиент до дополнительного #18c8ff
Монохроматические Цвета
Тоны
Оттенки
#e34234 в Белый
#e34234 в Черный
Краски
Связанные краски
Comex
Caparol
Berger
Scib Paints
Vista Paint
Pantone / PMS
Clark+Kensington
TRUMATCH
Benjamin Moore
Ford
Nerolac
Focoltone
Peintures MF
ISOMAT
Matthews Paint
Asian Paints
Caran d’Ache
ICI Paints
Natural Color System / NCS
Games Workshop — Citadel
Behr
Taubmans
Bristol
CHROMATIC
Toyo Ink
Valspar Paint
GM / General Motors
Humbrol
Coronado Paint
Lascaux
Alcro
Craig https://encycolorpedia.ru/e34234″ target=»_blank»]encycolorpedia.ru[/mask_link]
О пигментах: ‘Киноварь — от ртути и серы до безопасного пигмента’
Добыча и производство киновари на основе ртутных и серных соединений начались задолго до Нашей Эры. Люди тех времён не знали об опасностях, которые несут эти химические элементы. Римляне даже делали помаду на основе киновари, что, конечно, не прибавляло им здоровья.
Сам минерал, содержащий пигмент киноварь, имеет насыщенный красный цвет. Минерал измельчали для производства краски. Чем мельче помол, тем ярче получалась краска. Итальянский художник Ченнино Ченнини, живший в 14-15 веках, в своем знаменитом трактате «Книга об искусстве» писал о минерале: «Если бы вы на протяжении двадцати лет каждый день перетирали этот минерал, цвет становился бы только лучше и совершеннее».
Оттенки красного. Часть I
Чтобы получить интенсивный красно-оранжевый цвет, подмастерьям художников эпохи Барокко Ренессанса приходилось немало попотеть, так как минерал очень твердый и требовал многократной перетирки.
В алхимии слон символизирует ртуть (1 литр которой весит 13,6 килограмм), а дракон символизирует серу (компонент оружейного пороха). Древний миф о появлении киновари гласит, что дракон и слон — извечные враги. Дракон, жаждущий крови, нападает на слона и выпивает его кровь, но слон, погибая, погребает дракона под свои телом, в результате чего рождается красно-оранжевый пигмент — киноварь.
Голландская киноварь
Общепринятое мнение, что первые синтетические пигменты киновари были получены в 8 веке. Смесь ртути и серы нагревали в запечатанном глиняном горшке, что приводило к образованию красного сульфида серы или киновари. Сам процесс нагрева требовал соблюдения определенной технологии. В 17-18 веках особо ценились голландские мастера, которые знали этот процесс и заработали превосходную репутацию в производстве киновари.
Ртуть добывали на рудниках, один из крупнейших находился недалеко от города Альмаден в Испании. В основном в добыче ртути были задействованы заключённые и многие из них погибали от ядовитых паров ртути.
Безопасный пигмент
В конце 19-го века был открыт аналог киновари на основе кадмия. Кадмиевые пигменты киновари не так опасны для человека и более долговечны.
Киноварь на основе ртути со временем теряла интенсивность цвета из-за химических реакций. Недавние исследования показали, что эти процессы происходят в 2 этапа под воздействием хлорида, присутствующего в воздухе. Во-первых, очень небольшое количество хлорида попадает вместе с ртутью, на картинах это видно по черным пятнышкам.
Затем ртуть продолжает реакцию с хлоридом и черный цвет сменяется на белый. Это означает, что киноварь на основе ртути будет менять цвет с течением времени. Более того, киноварь на основе ртути нельзя было смешивать с популярными в то время свинцовыми белилами и красками с пигментами на основе меди.
В 19-ом веке потребовалось довольно много времени на замену ртутной киновари на кадмиевую, так как производители дорогостоящей ртути защищали свои доходы и препятствовали этому процессу, несмотря на то, что киноварь на основе кадмия не так вредна для человека.
Варианты происхождения слова ‘Vermilion’ (киноварь)
Слово «vermillion» (киноварь) происходит от латинского «vermiculus» или «маленький червь». Вероятно, это отсылка к червецам кошенили, из которых производили ярко-красную краску.
В немецком используется слово “Zinober”, которое относится непосредственно к киновари, оно пошло от греческого “kinnabari”, означающего минерал, содержащий киноварь.
Современная киноварь
В наши дни цвет киноварь изготавливается на основе безвредных и стабильных пигментов.
В продукции Royal Talens цвета киновари обладают хорошей (от 25 до 100 лет) или превосходной (более 100 лет) степенью светостойкости
Масляные краски Royal Talens Rembrandt, цвет 311, 625, 625, 626, 627 — ссылка на каталог MPMART.ru
Акварельные краски Royal Talens Rembrandt, цвет 311 — ссылка на каталог MPMART.ru
Сухая мягкая пастель Royal Talens Rembrandt, цвет 626, 627 — ссылка на каталог MPMART.ru
Масляные краски Royal Talens Van Gogh, цвет 311 — ссылка на каталог MPMART.ru
Акриловые краски Royal Talens Van Gogh, цвет 311 — ссылка на каталог MPMART.ru
Акварельные краски Royal Talens Van Gogh, цвет 311 — ссылка на каталог MPMART.ru
Масляная пастель Royal Talens Van Gogh, цвет 311 — ссылка на каталог MPMART.ru
Масляные водорастворимые краски Royal Talens Cobra, цвет 311 — ссылка на каталог MPMART.ru
Акриловые краски Royal Talens Amsterdam Expert, цвет 311 — ссылка на каталог MPMART.ru
Акриловые краски Royal Talens Amsterdam Standard, цвет 311 — ссылка на каталог MPMART.ru
Гуашевые краски Royal Talens Fine Quality, цвет 311 — ссылка на каталог MPMART.ru
Источник: mpmart.ru
Краски Древнего мира: киноварь
Перед вами одна из фресок виллы Мистерий в Помпеях, изображающая какое-то дионисийское таинство (мистерию). Яркий красный цвет получен с помощью киновари (сульфида ртути, HgS) — второго красного камня после охры (см. картинку дня Краски Древнего мира: красная охра), привлекшего внимание древних художников.
Получаемый после измельчения киновари пигмент известен как вермилион. Его название произошло от латинского слова vermes, которое исходно означало другой красный краситель, получаемый из насекомых червецов (кермесов) — кошениль (см. картинку дня Кошениль).
Кристаллы киновари из месторождения Альмаден, Испания. Фото с сайта en.wikipedia.org
Месторождения ртути и, соответственно, киновари, являющейся ее основным минералом, сравнительно редки, но следы применения этой краски обнаруживаются неожиданно рано. Раскопанные в Кфар-Ха-Хореше (территория современного Израиля) покрытые глиной человеческие черепа возрастом около 8650 лет были раскрашены именно киноварью, а не более распространенной красной охрой. Ближайшее месторождение киновари, где имеются следы разработки со сходными датировками, расположено в Анатолии (Турция), в тысяче километров к северу, что указывает на наличие протяженных торговых путей в восточном Средиземноморье того времени. В неолитическом поселении Чатал-Хююк (8–7 тыс. лет до н. э.), расположенном уже в самой Анатолии, киноварь применялась чаще — не только для украшения черепов, но и для росписи стен. Но даже там, неподалеку от месторождения, использование киновари носит эпизодический характер, что говорит о малой доступности этого вещества.
Как и многие другие минеральные пигменты, киноварь хорошо ложится на глину и замечательно подходит для украшения керамики. В Европе наиболее древние находки такого типа относятся к шестому-пятому тысячелетию до нашей эры. Их изготавливали представители культуры Винча, обитавшие на территории современной Сербии. Источником сульфида ртути для них было небольшое проявление на горе Авала, которое после упадка этой культуры было забыто и не использовалось в более поздние времена.
Фрагменты керамики с различных неолитических стоянок Сербии со следами краски, изготовленной из киновари. Изображение из статьи M. Gajic-Kvascev et al., 2012. New evidence for the use of cinnabar as a colouring pigment in the Vinca culture
В популярном сознании киноварь стойко ассоциируется с культурой востока, прежде всего — древнего Китая. Киноварь действительно играла важную роль в китайской культуре со времен неолита, применяясь не только для творчества, но и для погребальных ритуалов, традиционных медицинских практик и алхимических рецептов эликсиров долголетия.
Неолитическая культура Хэмуду, первые памятники которой были раскопаны в 22 км от города Нинбо, использовала киноварную краску для придания цвета лакированным деревянным изделиям (см. Lacquerware). Датированная пятым тысячелетием до н. э. деревянная миска, обнаруженная при археологических работах, была покрыта смесью сока лакового дерева (Toxicodendron vernicifluum) и киновари и является самым древним примером этой традиционной китайской техники. Эта техника дошла до настоящего времени практически без изменений и была популярной на протяжении всей китайской истории.
Лакированная деревянная миска культуры Хэмуду. Фото с сайта en.wikipedia.org
В культуре Яншао, существовавшей почти в то же время что и Хэмуду (5000–3000 лет до н. э.), киноварь использовалась для украшения зданий. Красный цвет этого пигмента имел очевидное ритуальное значение, поэтому киноварью были выкрашены стены и пол святилища. Около середины первого тысячелетия нашей эры именно китайские алхимики научились получать синтетическую киноварь — за счет реакции ртути с серой. По Великому шелковому пути эта информация попала сначала к арабским ученым, а потом и в Европу. Наиболее древний дошедший до нас латинский манускрипт с описанием этой химической реакции и указаниями по ее проведению — Codex Lucensis 490 (Manoscritto di Lucca 490) — датируется 787–816 годом.
Лакированная резная деревянная коробка, окрашенная краской из киновари, Династия Мин, 1403–1424. Фото с сайта en.wikipedia.org
Киноварь присутствует и на самом древнем дошедшем до нас примере станковой живописи — табличках из Пицы VI века до н. э. На деревянные дощечках, найденных возле античного города Сикион в Греции, изображены ритуальные сцены подношения даров божествам. Эти дощечки служили символической жертвой нимфам в пещерном святилище, причем достаточно простой и дешевой. На трех табличках из четырех обнаруженных вермилион использовался для подчеркивания деталей одежды и контуров фигур.
Интересно, что к тому же времени (VI в. до н. э.) относится и расписанная с использованием этого пигмента колесница, обнаруженная в кельтском некрополе Викс на территории современной Бургундии. Некрополь известен многочисленными находками греческих и этрусских артефактов, что указывает на существование в то время интенсивного товарооборота. К середине первого тысячелетия киноварь прочно укрепилась в палитрах европейских мастеров, однако по широте применения она конечно уступала более дешевому красному цвету на основе оксидов железа (красной охре).
Цены на киноварь определялись потоком материала, поступавшего с месторождений. Для изготовления пигмента необходимы крупные скопления киновари, уже готовые куски, которые можно растереть в порошок. Просто тонкие жилки или мелкие кристаллы во вмещающей породе (а именно так выглядит типичная ртутная руда) не подойдут. Так что ртуть из такого камня было получить можно, а саму киноварь — нельзя. В первом веке нашей эры римский архитектор Витрувий предлагал следующий рецепт получения красного пигмента: «Высушенные куски руды поместить в железные ступки, перетереть, промывать и высушивать многократно до полного удаления примесей и проявления равномерного цвета».
Большие фрески с использованием киновари начали появляться лишь в римские времена, когда была развернута активная разработка ртутных рудников Альмадена на территории современной Испании. Но даже после этого цена красителя всё равно оставалась весьма высокой. Так, уже в первом веке нашей эры в Помпеях фунт вермилиона стоил 300 ассов, а фунт тоже дорогого и сложного в производстве египетского синего — 100 ассов. Возможно, киноварь для росписи виллы Мистерий в Помпеях закупали именно по таким расценкам.
Фреска виллы Мистерий, ярко красный фон покрыт краской на основе киновари. Источник фото wikipedia.org
Источник: elementy.ru