Какой город севера славится чернением по серебру

Чернь — это сплав серебра с медью, свинцом и серой. Размельчённый в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебряной поверхностью, рождая чёрный графический рисунок.

Его дополняют гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением фона — прочеканиванием специальным острым инструментом, который создаёт зернистую фактуру поверхности металла. От способа приготовления черни и пропорций её составных частей зависит прочность сцепления с серебром и оттенок чёрного цвета. Устюжане имели свой секрет состава. От других подобных центров северная чернь отличается особой прочностью и богатой гаммой — от пепельно-серого до густо-чёрного.

Северную чернь характеризует особо прочный черневой состав, пропорции составляющих частей которого сохранялись как профессиональная тайна поколениями великоустюжских мастеров.

Стилистические особенности их творчества оказали влияние на работы мастеров Архангельска, Вятки, далёкого Тобольска.

Северная чернь,Кубачи,Таллинское серебро

Как известно, чернение по серебру «живет» в русском искусстве со времен Киевской Руси. В XVI — XVII веках наибольшее развитие это искусство получает в Москве. Из трёх исторически сложившихся центров черневого искусства — Москвы, Дагестана и Великого Устюга — последний отличается высочайшим уровнем исполнения и утончённой изысканностью изделий.

В Великом Устюге уже в XVII столетии работали мастера серебряного дела, но наивысший расцвет искусства черни в этом городе относится к XVIII веку, когда господствующее положение занимал стиль барокко.

Искусство северной черни периода XVIII — XIX веков нельзя считать искусством профессиональным. Скорее, оно занимает как бы промежуточное положение между профессиональным и народным искусством, в котором, как известно, имеются исключительно устойчивые местные художественные традиции, нейтрализующие в значительной мере влияние стилевых направлений эпохи. Изделия устюжских мастеров периода барокко подчёркнуто массивны, формы их пластичны, с плавными контурами, закругленными углами, что великолепно сочетается с мягкостью гравировки, создающей впечатление пластичности рисунка черни.

Крупнейшим художником северной черни в XVIII столетии был М. М. Климшин (1711 — 1764), который своим творчеством как бы заложил основы технических приемов и художественных решений, ставшие традиционными в устюжском черневом искусстве. О творчестве выдающегося мастера своего времени Михаила Климшина дают представление две уникальные работы.

Одна из них — посох великоустюжского епископа Варлаама, выполненный в 1750 году. По всему стволу посоха размещены изображения евангельских сцен в обрамлении орнамента; на фигурной рукояти вырезана надпись, подтверждающая имя владельца и автора вещи. Ещё большее мастерство композиции обнаруживает Климшин в небольшой табакерке 1764 года.

Читайте также:
Приняв что в золе серебра каждая частица представляет собой куб с длиной ребра l 4

Крышка и каждая из сторон украшены миниатюрными картинами — сценами парадного выезда, соколиной охоты. Тёмные фигуры людей выступают четкими силуэтами на фоне пейзажа или архитектуры. Изображения вы полнены характерной для Климшина густой чернью. В этом замечательном произведении проявились все особенности почерка мастера — изящество рисунка, богатство светотеневых и фактурных разработок в деталях, канфарение фона, сочетание серебра с мягкой матовой позолотой.

География Главбуха: Великий Устюг

Тематика рисунка черневых изделий этого периода была характерной: пасторальные сцены, парковые пейзажи с архитектурой и др. В 70-х годах XVIII века появляется новая тематика, прославляющая известные победы русской армии и флота, панорамы Великого Устюга, Архангельска и Вологды.

На круглой табакерке из собрания Русского музея в обрамлении черневой сетки меридианов и широт на золотом фоне помещена карта Вологодского наместничества. Тщательно прорисованы чернью реки, написаны их названия, города обозначены миниатюрными контурами строений. На оборотной стороне табакерки приведены многочисленные статистические и географические сведения о местности. Простота и строгость формы предмета, своеобразный рационализм её декора отвечали требованиям стиля классицизма. Эту работу выполнил в 1794 году ещё один выдающийся устюжский мастер Иван Жилин.

Любовь к своему городу устюжане выражали в многочисленных панорамах, помещаемых на самых разнообразных предметах.

Один из крупных потомственных мастеров XIX века Михаил Кошков украсил видами города комплект чайных ложек. Несмотря на миниатюрные размеры, тонко награвированные пейзажи достоверно передают основные архитектурные ансамбли знаменитой набережной Великого Устюга. Успехи устюжан побудили к аналогичным пробам и вологодских мастеров. В 1837 году Иван Зуев поместил на гладком фоне серебряного подноса вид на вологодский Софийский собор. Тонкой штриховой гравюрой исполнен не только архитектурный пейзаж, но своего рода жанровая зарисовка города того времени.

В начале XIX столетия, в северном черневом искусстве проявляется господствующий тогда классицизм. В изделиях устюжских мастеров черни исчезает характерный для стиля барокко золотой фон, рисунок становится строгим и лаконичным. Формы изделий также преобразуются, приобретая простоту и некоторую универсальность, чего не наблюдалось в изделиях времен барокко.

Читайте также:
Самые дорогие монеты России серебро

На смену мягкой тональности переходов черневого рисунка приходит контрастность, характерной становится графичность, чётко прорисовываются детали. Полностью исчезают пространственность и глубина черневого рисунка, на смену им приходит плоскостность изображений. Типичными становятся изображения гирлянд, военная эмблематика, свойственная классицизму, особенно его завершающему периоду. Вместе с тем, в рисунке и изделиях северной черни времен классицизма наглядно проявляются черты, присущие народному искусству, такие как декоративность и богатство узора, традиционная законченность композиций.

Во второй половине XIX столетия чернь постепенно утрачивает высокий уровень уникального искусства. Художественное творчество медленно превращается в ремесло, а в начале XX века северная чернь, по существу, прекращает своё существование. Секреты и профессиональные навыки сохраняются лишь у единичных мастеров Великого Устюга.

Однако уникальное искусство не исчезло полностью . Уже в довоенные годы в Великом Устюге работала артель «Северная чернь», руководителем которой многие десятилетия был заслуженный деятель искусств РСФСР Е. П. Шильниковский, выдающийся гравёр и художник, создатель орнаментального направления в искусстве северной черни. Ему принадлежит более трехсот рисунков для черневых изделий и собственных оригинальных произведений. Большую известность в своё время получила стопка «Золотой хмель», не раз повторявшаяся автором.

Сегодня «Северная чернь» развилась в крупное предприятие, где профессиональные художники на основе лучших традиций искусства чернения, плодотворно развивая их, создают изделия, пользующиеся неизменным спросом и успехом во многих странах мира.

Источник: xn--k1abfdfi3ec.xn--p1ai

Северная чернь

Северная чернь

Северная чернь — не имеющий аналогов в мире народный промысел, сложившийся в Великом Устюге во второй половине XVII века. Документальное подтверждение появления промысла относится к 1683 году. Все изделия выполняются ручным способом и по старинным технологиям, сохраняющим традиции древнерусского искусства чернения по серебру.

Северная чернь. Народные промыслы России

Северная чернь. Народные промыслы России

На серебряное изделие гравировкой наносят узор, затем тщательно очищают и посыпают слоем черни — размельчённым в порошок сплавом олова, меди, серебра, свинца и серы. После этого изделие обжигают. Чернь остается только в выгравированных местах. Безупречная форма, строгость и изящество черневого рисунка в сочетании с сияющим серебром или золотым декоративным покрытием превращают изделия в произведения искусства.

Источник: turlog.ru

Читайте также:
Салфетки для чистки серебра отзывы

Северная чернь-Великоустюжское чернение по серебру

Великоустюжское чернение по серебру
Великоустюжское чернение по серебру — русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (ныне — районный центр в Вологодской области). Заключается в украшении чернёнными рисунками различных серебряных изделий.

Чернение по серебру, как вид народного художественного промысла, известно со времен Киевской Руси.

Серебряные изделия, украшенные черневыми узорами, изготавливались уже в X веке. Особой же известностью пользовалась Северная Чернь по серебру.

Впервые Великоустюгское чернение по серебру было упомянуто в середине XVIII века, когда было решено отправить в Москву мастера Великого Устюга Климшина для обучения черневому искусству местных ремесленников. Наверно, немало дней провел в дороге мастер Михаил Климшин, добираясь из родного города в Москву. Дело было зимой, в самом начале 1745 года ехал он по вызову Главного магистрата со своими инструментами к московскому купцу Василию Кункину. Около года работал мастер в столице, обучая здешних ювелиров, – вот как ценилось искусство земляков Климшина! Судя по всему, московские серебряники многому научились: сохранилось немало их работ второй половины XVIII века.

Черневое искусство в Великом Устюге развивалось довольно быстро, т.к. там существовало множество лавок по торговле серебром, которое является основным сырьем для промысла. А также там были все условия для сбыта черневых изделий. Секрет Великоустюгской черни передавался «из рода в род» и постепенно совершенствовался мастерами.

Северную чернь характеризует особо прочный черневой состав, пропорции составляющих частей которого сохранялись как профессиональная тайна поколениями великоустюжских мастеров. Стилистические особенности их творчества оказали влияние на работы мастеров Архангельска, Вятки, далекого Тобольска.

Чернь представляет собой сплав серебра и других компонентов (меди, свинца, серы), создаваемых в особом температурном и временном режиме. Соотношение каждого ингредиента черни являлось тайной старых мастеров великоустюгского промысла. Приготовленная чернь имеет вид темно-серого камня, который легко размалывается в порошок.

Этот порошок смачивают и полученную темную кашеобразную массу накладывают ровным слоем 1-2 мм на серебряную поверхность с выгравированным рисунком. Участки изделия, где отсутствует рисунок, замазываются огнеупорной глиной. После наложения черни, изделие прокаливается на огне так, чтобы чернь расплавилась и заполнила все самые мелкие штрихи, сделанные резцом гравера. При обжиге чернь прочно соединяется с основным металлом, превращаясь в твердое темно-бурое покрытие, которое затем в несколько приемов снимается до тех пор, пока не появится черневой рисунок на серебре.

Читайте также:
Турецкое серебро что это


В результате черный сплав остается только в углублениях. Таким образом, в зависимости от того, как был задуман и выполнен рисунок, получается либо черневое изображение на блестящей поверхности, либо, наоборот, черный фон, на котором светлый рисунок. Композиция дополнительно обогащается гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением фона — прочеканиванием специальным острым инструментом, который создает зернистую фактуру поверхности металла.

В Великом Устюге черневое дело процветало. В 1761 году братья Степан и Афанасий Поповы открыли фабрику, которая выпускала серебряные с чернью изделия, а также эмалевую посуду с серебряными накладками. Мастера, жившие в городе, пришли на фабрику. Их изделия прославили Устюг: модные тогда табакерки, ларцы, подносы, коробочки с интересными сюжетными рисунками пользовались большим успехом в Москве и Петербурге.

В то время и в других русских городах – Костроме, Вологде, Тобольске изготовляли черневые изделия тоже не без влияния великоустюжских мастеров. Но нигде вещи эти не были столь разнообразны и красивы по форме, как в Великом Устюге, нигде бы вы не встретили столько привлекательных сюжетов и такой прекрасной ювелирной отделки.

15 лет просуществовала фабрика Поповых. Потом один из пожаров, от которых часто страдал город, уничтожил здание. Владельцы были разорены и не смогли восстановить свое дело. Но северная чернь не умерла – мастера продолжали работать. Трудились семьями.

Архивные материалы сохранили имена наиболее известных ювелиров. Славился, например, род Жилиных. Здесь из поколения в поколение передавалось мастерство серебряного дела, секрет приготовления черни, рисунки для наведения ее.

В 1786 году в Великом Устюге была открыта серебряная управа, которая вела учет выпускаемых Устюжскими мастерами серебряных изделий. Известными черневыми мастерами XVIII века считаются Климшин Михаил, Жилины Петр Петрович и Иван Петрович, Кошков Иван Алексеевич.

В начале XIX веке на северное черневое искусство огромное влияние оказал стиль классицизма. Черневые рисунки того времени отличаются строгостью и лаконичностью, они становятся графичными с четко прорисованными деталями. Вместе с тем в рисунке и изделиях северной черни времен классицизма наглядно проявляются черты, присущие народному искусству, такие, как декоративность и богатство узора, традиционная законченность композиций.

Читайте также:
Камень золотой песок в серебре

Любовь к своему городу устюжане выражали в многочисленных панорамах, помещаемых на самых разнообразных предметах. Несмотря на миниатюрные размеры, тонко награвированные пейзажи достоверно передают основные архитектурные ансамбли знаменитой набережной Великого Устюга.

В начале же XX века черневое производство в Великом Устюге практически прекратило существовать, и единственным видным мастером оставался Михаил Иванович Кошков, который долгое время хранил секрет состава Северной Черни. Он передал секрет черни своему внуку Михаилу Павловичу Чиркову.

Возрождение «северной черни» в XX веке связывают с именем потомственного мастера М.П. Чиркова. Под его руководством молодые мастера освоили художественные приемы и технику черневого дела. В 1929 году под руководством М.П. Чиркова было организовано промышленное предприятие «Экспортная мастерская».

С 1931 года в мастерскую начали набирать учеников, которых обучал сам Чирков, и мастерская начала постепенно расширять свою деятельность. Но уже в 1933 году мастерская была ликвидирована, а на ее базе была организована кустарно-промысловая артель «Северная Чернь», где был налажен выпуск ювелирных изделий.

С привлечением на работу в артель Е.П. Шильниковского – выпускника Петербургской Академии Художеств, возрос художественный уровень создаваемых изделий, в результате чего великоустюгское черневое серебро вновь получило мировое признание. Шильниковского Е.П. считают создателем орнаментального направления в черневом искусстве Великого Устюга. Мастеру принадлежит множество оригинальных произведений и рисунков для черневых изделий. В работах Шильниковского получили развитие сюжетные композиции с видами Москвы, обрели новую жизнь мотивы северной природы, образы русских сказок, произведений А. С. Пушкина и И. А. Крылова.

Сегодня артель развилась в крупное предприятие ЗАО «Великоустюгский Завод «Северная Чернь», которое является одним из крупнейших предприятий по производству серебряных изделий, украшенных черневыми узорами. Ассортимент предприятия насчитывает множество изделий, основную часть которых составляет посудная группа. Все изделия изготовлены вручную с соблюдением старинной технологии промысла. Предприятие реализует свою продукцию не только на территории России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья, успешно развиваясь и сохраняя древнее искусство Великоустюгского чернения по серебру.

Взяла здесь

Источник: www.liveinternet.ru

Рейтинг
Загрузка ...