Это, поистине русское ремесло, сложилось в XVII веке в Великом Устюге (ныне — районный центр в Вологодской области). Первое упоминание о великоустюгской черни относится к 1683 году. Вершиной серебряного дела Устюга стало искусство нанесения на изделия черневого состава, позволяющего через игру света передать глубину и объём изображения. Изначально, целью возникновения ремесла, было украшение церковной утвари.
Художественно-стилевое развитие «Северной черни» на протяжении XVIII — первый половины XIX вв. протекало в общем русле развития русского искусства. Черневые изделия , несут черты пышного барокко.
Изделия подчёркнуто массивны, пластичны, имеют округлые очертания. Мягкая гравировка создает впечатление удивительной пластики рисунка, его глубины. Типична для мастеров искусства барокко контрастность: глубокий, насыщенный по тону черневой рисунок и яркий позолоченный фон изображения.
Тематика рисунков черневых изделий середины XVIII в. удовлетворяла, главным образом, требования и запросы богатого заказчика. Обычно изображались пасторали, увеселительные прогулки знати на фоне пышной природы, садовые пейзажи с архитектурой.
Ремесло 94: Северная чернь
В 1961 году артель, сохраняя своё название, преобразовывается в фабрику, а затем в завод. Отличительной особенностью этого периода является обращение к традициям старины: кроме ставших привычными предметов на предприятии изготавливают чарки, братины. Для украшения произведений в основном используются крупные растительные узоры, с включёнными в них птицами, сказочными и мифологическими существами.
«Северная чернь» — это индивидуальная ручная работа. Как и три века назад, мастер специальным резцом-штихелем, неотрывно следуя намеченным линиям, вырезает нанесённый на изделие рисунок.
Гравирование под чернь – это ручная творческая работа, в которой проявляются художественные наклонности гравера, его умение владеть материалом, индивидуальное чувство линии и ритма, точность руки. От качества гравировки под чернь зависит правильность, чёткость и выразительность рисунка, его прочность.Следующий этап – чернение по серебру. Соотношение количества каждого ингредиента черни являлось тайной старых мастеров великоустюгского промысла, и сохраняется по сей день.
При обжиге чернь прочно соединяется с основным металлом, превращаясь в твердое тёмно-бурое покрытие, которое затем в несколько приёмов снимается до тех пор, пока не появится черневой рисунок на серебре. В результате чёрный сплав остается только в углублениях.
Композиция дополнительно обогащается гравировкой, чеканкой, золочением и оксидировкой поверхности металла. Для этого изделие вновь поступает в гравёрный участок или на участок финишной обработки.
Рабочие участка финишной обработки создают блестящую оправу искусству чернения по серебру.
В XVIII в. черневое искусство в Великом Устюге достигло наибольшего расцвета. В Московском архиве сохранились документы, которые указывают, что в 1744 году в Москву был вызван из Великого Устюга мастер Михаил Климшин: «для обучения оного мастерства московских жителей из купечества».
Пряничный домик. Чернь по серебру / Телеканал Культура
Основа технологии чернения заключается в следующем:
В изделии гравируются, чеканятся или протравливаются небольшие углубления.
В получившийся узор вплавляют сплав, состоящий из серебра, меди, свинца и серы .
Известны различные вариации приготовления сплава, его наложения и оплавления.
В 1933 году в Великом Устюге М. П. Чирковым основывается артель «Северная чернь». Первоначально в ней изготовляется незатейливый ширпотреб: подстаканники, ложки и т. п., украшенные лишь простым цветочным орнаментом. Однако, начиная с 1936 года, художественным руководителем артели становится Е. П. Шильниковский, сумевший восстановить забытые традиции, а также сделавший и ряд нововведений, одним из которых явилось создание литературных коллекций, основанных на произведениях Пушкина, Гоголя, Крылова.
Особенности чернения в Великом Устюге
По некоторым данным, мастера этого города используют наиболее древнюю из известных на сегодняшний день технологий. Устюгское чернение всегда довольно ощутимо отличается от работ московских и петербургских мастеров: большой вес имеет сюжетная гравюра; рисунок весьма насыщенный, с гораздо более густым цветом. Выполненный штрихами фон образует своего рода сетку. Часто изображение дополняется резными или чеканными деталями. В большинстве случаев изображается общий абрис объекта, без мелкой детализации.
в 1937 году на всемирной выставке в Париже великоустюжское чернённое серебро было награждено Большой Серебряной медалью и дипломом (за серию предметов, выполненных по мотивам пушкинских произведений).
В Киевской Руси черневое производство достигло высокого мастерства уже в X в. Немецкий монах Теофил (X в.) пишет:
«Если ты внимательно изучишь («Записку»), то найдёшь тогда… что в тщательности эмалей или в разнообразии черни открыла Руссия…».
Перечисляя страны, прославившиеся своими ремёслами, он после Византии на втором месте поставил Русь.
Источник: antik1941.ru
Великоустюжская чернь или северная чернь
Великий Устюг — один из самых древних городов на русском Севере. Город славится старинными зданиями, древними церквями и соборами. В конце 20 века именно тут появилась официальная резиденция Деда Мороза, так, что город по праву можно назвать туристической достопримечательностью. А также здесь существуют старинные народные промыслы, такие как северная чернь, изделия мастеров можно купить не только в Устюге. но и на ярмарках по всей России.
Общая информация о промысле
Это очень древний способ украшения металлических изделий, особенно серебряных. Сначала рисунок наносят на поверхность, а затем сверху на него насыпается чернь – особый порошок из сплава.
Потом изделие обжигают в печи и чернь вплавливается во впадины рисунка. После обжига изделие аккуратно шлифуется, снимается лишнеу, а чернь остается, придавая объемность и контрастность рисунку. При качественной работе чернение не выпадает и не осыпается.
Черненый узор придает изделию изысканность и выразительность. К тому же серебряные предметы с чернением не тускнеют и требуют меньше ухода.
История народного промысла
Чернение по серебру появилось на Руси еще в Х веке. Но это искусство развилось и широко распространилось на русском Севере, в Великом Устюге только в XVII веке. И уже в этом веке Великий Устюг становится признанной «столицей» этого промысла.
К XVIII веку спрос на эти серебряные изделий настолько возрос, что потребовалось расширять производство. В 1761 году была открыта первая фабрика по производству черненых изделий. Изготовленные в Великом Устюге табакерки, ларцы, подносы и многое другое пользовались огромным успехом и быстро раскупались в Москве и Петербурге.
Слава умельцев этого края была настолько велика, что во многих других городах, например, Тобольске, Вологде, Костроме мастера работали под их влиянием и по их технологии. Но успех Великого Устюга никто тогда не смог превзойти. Эти северорусские изделия всегда отличались разнообразием орнамента и прекрасной отделкой.
В XVIII веке в моде был стиль барокко, что отразилось и на сюжетах рисунков. Затем барокко сменил классицизм. Мастера чутко улавливали модные художественные тенденции, что сразу же находило отклик в их произведениях. На серебряных предметах того времени можно увидеть и жанровые сценки, и богатый растительный орнамент и многое другое.
Но к концу ХIХ века наступил закат древнего искусства. Мастера уже не могли выдержать конкуренцию с массовым производством более простых и дешевых товаров.
И только в ХХ веке умельцам уже Советского Союза удалось восстановить былую славу своих земляков.
Особенности великоустюжского чернения
Мастера этого города до наших дней работают по наиболее древней и, как считают специалисты, самой эффективной технологии чернения. Именно северная чернь считается наиболее прочной, секреты этого сплава передавались по наследству и тщательно оберегались.
К тому же такая чернь имеет богатую палитру оттенков, от светлого серого, до самого темного черного.
Изделия с северной чернью всегда отличаются сложным орнаментом и высоким качеством исполнения. Рисунки преимущественно с растительной тематикой, в них часто включаются птицы и мифологические существа. Этот растительный узор стал доминирующим с конца ХIХ века. Современное северное чернение отличает тщательная прорисовка узора и заполнение им всей поверхности предмета.
Изделия северного чернения всегда имеют более насыщенный цвет, чем изделия московской или петербургской школы. Композиция может быть украшена и дополнена чеканными или резными деталями.
Фон обычно штрихуется, как на гравюрах. Мелкие детали рисунка не прорисовываются, остаются общие очертания.
Известные мастера
Наверное, самым известным человеком, связанным с этим промыслом, был устюжанин Михаил Климшин, которого вызвали в Москву в 1745 году для обучения других ювелиров. Также известны имена промышленников, братьев Поповых, которые построили первую фабрику, производившую изделия из черненого серебра.
Среди умельцев-устюжан выделялись целые династии ювелиров, поколениями работавшие с серебром. Например, род Жилиных прославился своими мастерами.
Во время упадка этого промысла в Великом Устюге оставался всего один лишь мастер М. Кошков. Только он еще помнил и сохранял секреты древнего мастерства, которые сумел передать своему внуку.
До нашего времени предприятие «Северная чернь» выпускает изделия по эскизам и рисункам художественного руководителя артели Е. Шильниковского.
Предприятие «Северная чернь»
В 1933 году была основана артель «Северная чернь». Основатель артели П. Чирков, кстати, внук одного из последних мастеров устюжанина М. Кошкова, изготовлял поначалу недорогой серебряный ширпотреб.
В 1936 году новый руководитель Е. Шильниковский, профессиональный художник, восстанавливает многие, еще дореволюционные каноны чернения и проводит модернизацию производства. В результате в 1937 году на Всемирной выставке в Париже изделия из Великого Устюга получили в награду Большую Серебряную медаль и диплом.
В 1961 году артель расширилась и стала заводом. В течение многих лет этот завод получал постоянные правительственные заказы.
ЗАО Великоустюгский завод «Северная чернь» и сейчас славится своими серебряными изделиями. В наши дни только на этом предприятии производят изделия старинным ручным способом гравировки специальным резцом.
Серебряные изделия с чернением не выходят из моды и сейчас.
Другие мои статьи:
Что такое еврейский плов?
Этнодвор «Украина и Беларусь»
Источник: www.airinme.com
Божественная красота
Произведения декоративного-прикладного искусства всегда были одними из самых востребованных творений подлинных мастеров. Великий Устюг свою всероссийскую и всемирную славу приобрел знаменитой «северной чернью» — великоустюжским серебром.
Как известно, чернение по серебру «живет» в русском искусстве со времен Киевской Руси. Из трех исторически сложившихся центров черневого искусства — Москвы, Дагестана и Великого Устюга — последний отличается высочайшим уровнем исполнения и утонченной изысканностью изделий.
Изготовление украшений и изделий из серебра в городе известно с древнейших времён. Секреты ремесла передавались из поколения в поколение.

Великоустюжские мастера освоили целый ряд художественных и технических приемов, придававших их работам черты неповторимого своеобразия.
Влияние именно великоустюжской черни сказывается на всех художественных центрах Севера: Вологде, Вятке, Архангельске, а в последствии и Сибири: Тобольске, Иркутске,Томске, Якутске. Пользуясь теми же производственными приемами, что и мастера Великого Устюга, местные мастера вносили лишь свои особенности в тематику изображений и детали рисунка.
Тематика рисунка черневых изделий этого периода была характерной: пасторальные сцены, парковые пейзажи с архитектурой и др. В 70-х годах XVIII века появляется новая тематика, прославляющая известные победы русской армии и флота, панорамы Великого Устюга, Архангельска и Вологды.
Тематика рисунка черневых изделий этого периода была характерной: пасторальные сцены, парковые пейзажи с архитектурой и др. В 70-х годах XVIII века появляется новая тематика, прославляющая известные победы русской армии и флота, панорамы Великого Устюга, Архангельска и Вологды.
Чернь — это сплав серебра с медью, свинцом и серой. Размельченный в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебряной поверхностью, рождая черный графический рисунок.
Его дополняют гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением фона — прочеканиванием специальным острым инструментом, который создает зернистую фактуру поверхности металла. От способа приготовления черни и пропорций ее составных частей зависит прочность сцепления с серебром и оттенок черного цвета.
Устюжане имели свой секрет состава. От других подобных центров северная чернь отличается особой прочностью и богатой гаммой — от пепельно-серого до густо-черного. Северную чернь характеризует особо прочный черневой состав, пропорции составляющих частей которого сохранялись как профессиональная тайна поколениями великоустюжских мастеров.
Искусство северной черни периода XVIII-XIX веков занимает как бы промежуточное положение между профессиональным и народным искусством, в котором, как известно, имеются исключительно устойчивые местные художественные традиции,. Изделия устюжских мастеров подчеркнуто массивны, формы их пластичны, с плавными контурами, закругленными углами, что великолепно сочетается с мягкостью гравировки, создающей впечатление пластичности рисунка черни.
Любовь к своему городу устюжане выражали в многочисленных панорамах, помещаемых на самых разнообразных предметах. Так, один из крупных потомственных мастеров XIX века — Михаил Кошков украсил видами города комплект чайных ложек.
Несмотря на миниатюрные размеры, тонко награвированные пейзажи достоверно передают основные архитектурные ансамбли знаменитой набережной Великого Устюга. Успехи устюжан побудили к аналогичным пробам и вологодских мастеров. В 1837 году Иван Зуев поместил на гладком фоне серебряного подноса вид на вологодский Софийский собор. Тонкой штриховой гравюрой исполнен не только архитектурный пейзаж, но своего рода жанровая зарисовка города того времени.
В период революции и после неё уникальная технология чернения чуть не погибла. Выжила она благодаря единственному мастеру — Михаилу Чиркову, который не предал дело и сформировал вокруг себя новую плеяду талантливых художников. Говорят, англичане не раз пытались выманить секрет чернения серебра, но он до сих пор — строжайшая тайна.
Редкое по красоте искусство в наши дни переживает второе рождение. Уже в довоенные годы в Великом Устюге работала артель «Северная чернь», руководителем которой многие десятилетия был заслуженный деятель искусств РСФСР Е.П.
Шильниковский, выдающийся гравер и художник, создатель орнаментального направления в искусстве северной черни. Ему принадлежит более трехсот рисунков для черневых изделий и собственных оригинальных произведений.
Сегодня «Северная чернь» развилась в крупное предприятие, где профессиональные художники на основе лучших традиций искусства чернения, плодотворно развивая их, создают изделия, пользующиеся неизменным спросом и успехом во многих странах мира. И это не случайно. Красота и изящество этих изделий поражает.
А как свидетельство коомерческого успеха промысла -многочисленные подделки… Как отличить настоящую чернь от подделки?
«Отличительной особенностью великоустюжского черневого серебра является чёткий рисунок тонкого растительного орнамента. На всех этапах создания изделия используется ручной труд — гравировка, чернение, золочение», — рассказывает Людмила БОБЫЛЁВА, заслуженный художник России, художник ЗАО «Северная чернь».
И, конечно. особое изящество и высокий художественный уровень подлинных изделий! Особенностью всех изделий является то, что, они выполнены традиционным для промысла ручным способом, с соблюдением в технологии основных приемов старинных мастеров.
Изделия объединяет уникальность художественного стиля присущего только великоустюгскому направлению искусства чернения по серебру! ЧЕРНЕНИЕ ПО СЕРЕБРУ. Устюг Великий, как и Новгород, несколько столетий был средоточием русской культуры, торговли и промышленности.
Устюжане* (* Говорилось не «устюжане», а «устюжана», такая форма сохранилась до нашего времени) могли делать все: и воевать, и торговать, и хлебопашничать … Многие из них дошли до Аляски и Калифорнии и там обосновались, другие исходили всю Сибирь, торговали с Индией, Китаем и прочими странами. Но те, что не любили путешествовать и жили дома, тоже не сидели сложа руки. В Устюге знали практически все промыслы, процветавшие на Руси и в средневековой Европе.
Человеку с божьей искрой в душе доступны все виды художественных промыслов, но нельзя же было заниматься понемногу всем и ничем взаправду. Выбирали обычно наследственный промысел, укрепляя и совершенствуя традицию либо пренебрегая ею** (* * Причины такого пренебрежения могут быть разными). В обоих случаях мастер или художник мог до конца проявить себя как личность.
Но во втором случае промысел быстро хирел, исчезали мастерство и профессиональная тяга к прекрасному. Было достаточно всего одного поколения, чтобы несуществующий предел высокой красоты и некий эстетический «потолок» занижались до крайности.
Тогда-то и исчезала художественная, эстетическая основа промысла — главное условие его массовости, известности, а следовательно, и экономической выживаемости. Промысел погибал* (*К числу погибших северных промыслов можно отнести знаменитый устюженский «мороз по жести», финифть, золотую и серебряную скань, перегородчатую эмаль, производство изразцов, роговых изделий, игрушек и т.д.).
На подступах к XX веку и в его начале устюженскую чернь по серебру постигла бы та же участь, если бы иссякли терпеливость и энергия нескольких энтузиастов. Мы должны быть благодарны городу Устюгу за сохранение великолепного искусства.
Суть его в том, что художник вначале гравирует серебряное изделие, затем заполняет гравировку специальным составом — чернью. Эта «татуировка», если можно так выразиться, навечно фиксируется высокой температурой, то есть обычным огнем.
Великоустюгский завод «Северная чернь» выпускает добрую продукцию, пользующуюся высоким спросом дома и за границей. Это и понуждает наших экономистов всеми путями увеличивать вал, поощрять однообразие. Опасность для художества таится и в поточности производства. Если раньше художник все от начала до конца делал сам (никому не доверяя даже своего инструмента, не только изделия), то теперь изделия касается множество разных, иной раз и равнодушных рук. Выжить художеству в таких условиях неимоверно трудно.
И все же оно выживает. Из книги Василия Белова «Остановленные мгновения» источник
Рубрики: | Избранное/-разное |
Понравилось: 9 пользователям
Источник: www.liveinternet.ru