Какой камень искали алхимики

Александр Иванов, автор книги «Химия — просто» , подготовленной совместно с проектом «Курилка Гутенберга» , рассказывает, откуда взялась идея загадочного артефакта и как алхимики пытались добыть золото нетрадиционными средствами.

Из случайных открытий химическое искусство рано или поздно должно было превратиться в планомерную работу. И первой чётко выраженной заманчивой целью на этом пути стало желание человека найти «философский камень». Итак, что же такое «философский камень»? Почему наши предки так стремились его найти и какими методами для этого пользовались?

По правде говоря, предмет их вожделения представлял собой вовсе не камень, а. жидкость. Своего рода эликсир, обладающий чудодейственными свойствами. Главной ценностью такого эликсира считалось то, что незначительной его дозы хватало бы для превращения неблагородных металлов (например, меди и железа) в металлы благородные — серебро и золото.

Кстати, именно из тех времён к нам и пришло понятие о «благородных металлах». Такое название эти металлы получили главным образом за свой красивый внешний вид в изделиях и характерные только для них физические свойства. Например, основные благородные металлы — золото, серебро и платина — на воздухе практически не окисляются, даже при плавлении.

!какой камень искали алхимики?

Другими словами, под благородными металлами следует понимать химически стойкие металлы, с трудом вступающие в химические реакции. Возьмём для сравнения, например, железо. Оно не является благородным металлом, так как окисляется (ржавеет) на воздухе. Вот если бы автомобили изготавливали из золота или платины — им бы сносу не было. Но и цена, разумеется, была бы запредельной. А уж стоимость «жигулёнка», изготовленного, допустим, из осмия или родия, вообще равнялась бы цене пожизненного абонемента полётов
на Марс!

Впрочем, в описываемое время о последних двух элементах ничего ещё не знали, а о «жигулях» тем более не слышали. Что же касается «философского камня», то в те давние времена его наделяли воистину чудодейственными свойствами: способностью лечить всевозможные болезни, дарить людям долголетие и даже бессмертие, превращать злых людей в добрых, а грешников — в праведников. Неудивительно поэтому, что очень многими овладевало непреодолимое желание приобрести столь драгоценный эликсир любой ценой и за любую цену.

Поскольку мечты о наступлении «золотого века» отражаются во многих древних сказаниях, можно предположить, что мысль о превращении обычных металлов в золото владела умами людей с доисторических времён. Получение первых металлических сплавов лишь подкрепило их грёзы. Если мы нагреем в фарфоровой чашке смесь из 9 частей меди и 1 части олова (вспоминаем математику за 3 класс), то получим сплав, обладающий совершенно другими свойствами, нежели отдельно взятые медь или олово. А после шлифовки данный сплав вообще приобретает блеск, подобный блеску золота. В древности этот процесс рассматривали так: в ходе химических реакций характерные свойства того или иного вещества отделяются и сообщаются (передаются) другим веществам в любом заданном количестве.

ЗАГАДОЧНАЯ СИМВОЛИКА АЛХИМИИ

Слово алхимия впервые встречается у арабов. Скорее всего, они просто добавили арабскую приставку «ал» к слову «химия», которое имеет египетское происхождение и переводится как «египетская наука».

Человеком, впервые изложившим в своих сочинениях мысль о превращении металлов, а также описавшим способы, применённые им для осуществления этих процессов, был арабский учёный Гебер Абу Мусса Джафар аль-Софи (780–840). Жизнь Гебера покрыта мраком неизвестности. Известно лишь, что во второй половине VIII века он преподавал медицину в арабской академии в Севилье. Оставшиеся после него сочинения свидетельствуют о богатом багаже знаний учёного.

Читайте также:
Корона Российской империи где посмотреть

Именно Геберу мы обязаны знакомством с важнейшими веществами, реа­гентами, без которых в настоящее время не сможет обойтись ни одна научная лаборатория, ни одна отрасль химической промышленности. К таким реагентам относятся, в частности, соляная и азотная кислоты, смесь которых известна под названием «царская водка».

Кроме того, именно Гебер научил получать соли, квасцы, купоросы и т. д. искусственным путём. Он был добросовестным и ответственным исследователем: все свои наблюдения описывал откровенно и подробно. При этом отличался необыкновенной скромностью — никогда не кичился своими заслугами, не выпячивал своё имя. И если бы не его столь же добросовестные преемники, мы, возможно, никогда не узнали бы об открытиях Гебера.

Как же складывалась судьба алхимиков в столь переменчивые и небезопасные времена? Тем, кто соблюдал осторожность, повезло более-менее спокойно заниматься алхимией всю жизнь, дожить до старости и умереть собственной смертью. Однако таковые составляли меньшинство.

Большинство же, менее осторожное, безжалостно истреблялось церковью, подозревавшей их в сношении с дьяволом, или становилось жертвой жадных князей, всеми силами старавшихся выпытать у них тайну получения «философского камня». Костёр, виселица либо пожизненное заключение — вот, собственно, основные варианты окончания жизни адептов алхимии.

Особо незавидным было положение придворных алхимиков. Если после многократных неудачных попыток изготовить золото они признавали свою беспомощность, их с позором изгоняли. Если же они теми или иными способами изготавливали поддельное золото, их заключали в темницу и подвергали страшным пыткам, дабы выведать правду. Ну а если вскрывался обман, их облачали в обклеенную блёстками одежду и вешали на позолоченной виселице.

Так, известно, что примерно в 1602 году шотландский дворянин Александр Сетоний совершил в Голландии ряд «удачных» превращений неблагородных металлов в золото. Это сделало его знаменитым на весь мир. Спустя какое-то время Сетоний поселился у известного золотых дел мастера Гюстенгефера в Страсбурге, где продолжил заниматься выделыванием золота.

Когда же он покидал Страсбург, то оставил гостеприимному хозяину толику «философского камня», и Гюстенгефер тоже начал заниматься алхимией. Узнав об этом, император Рудольф II пригласил Гюстенгефера в Прагу. Но тот к этому времени израсходовал последние остатки «философского камня», так и не получив ни грамма золота, поэтому закончил свою жизнь в тюрьме. Самого же Сетония судьба занесла в Саксонию, где князь (курфюрст) Христиан II, обуреваемый жаждой обогащения, заточил его в тюрьму с целью выведать рецепт получения «философского камня». Однако изобретатель стойко хранил тайну.

В то же самое время у Христиана II гостил польский шляхтич Михаил Седзивой, также алчущий дармовых богатств. Получив у курфюрста разрешение на свидание с Сетонием, он помог последнему бежать. Вместе они прибыли в Краков, где, к большой скорби шляхтича, Сетоний вскоре скончался от нанесённых ему в тюрьме увечий.

А вот у Седзивоя остался «философский камень» и он начал заниматься алхимией. В 1604 году он прибыл в Прагу к императору Рудольфу II и даже поделился с ним частью «философского камня». Однако помимо желания обогатиться Седзивой был обуреваем ещё и жаждой славы. Поэтому он заявил, что якобы самостоятельно постиг искусство изготовления «философского камня». О последствиях нетрудно догадаться.

Разные князья стали добиваться его визитов. Так, из Праги Седзивоя пригласили в Штутгарт, где уже имелся свой придвор ный алхимик — лорд Иоганн Генрих фон Мюлленфельс. Последний долгое время пользовался всевозможными привилеги ями и считался знаменитым алхимиком, но в действительности не имел ни малейшего представления о способах изготовления «философского камня».

Конечно же, он сразу распознал в Седзивое опасного для себя конкурента, поэтому, притворившись доброжелателем, внушил тому, что в Штутгарте из него якобы хотят выбить тайну любой ценой, и надоумил бежать. Доверчивый Седзивой поддался уговорам, однако во время побега фон Мюлленфельс подло напал на него, силой отнял «философский камень», а самого взял в заложники. Благодаря проявленному коварству фон Мюлленфельс вскоре прослыл истинным адептом алхимии и был даже щедро награждён.

Читайте также:
Эдельвейс символ какой

На его беду, Седзивою удалось бежать из плена и рассказать всем об обмане. Фон Мюлленфельса постигла закономерная кара — его повесили на «виселице алхимиков». Седзивой же дожил до 1646 года, но ни один эксперимент по превращению неблагородных металлов в золото больше не был у него удачным. Вот так закончилась одна из средневековых «Санта-Барбар», связанных с алхимией.

Шли годы, и постепенно алхимия спустилась с высокого пьедестала науки до положения фокусничества. Известно ведь, что наука требует бережливого к себе отношения. Её цель — истина. Те же, кто использует науку для недостойных целей, сами, образно говоря, роют себе могилу.

Да, в Средние века поощрялись различные суеверия, подавлялась любая свободная мысль, для развития наук просто не было подходящей почвы. Вот почему алхимия, став опорой суеверия и обмана, из науки превратилась в лженауку. Но поскольку человеку свойственно заниматься самообманом, после «философского камня» люди ещё долго гонялись за разными новыми чудесами. Например, сначала увлеклись палингенезией, т. е. выращиванием (воспроизведением) растений из золы, а затем и вовсе замахнулись на создание (синтез) искусственного человека, так называемого «гомункулуса». А если вспомнить, что ещё совсем недавно (буквально в 2016 году) в Интернете были широко распространены и даже популярны видеоролики о создании гомункула в домашних условиях, останется лишь с горечью признать, что циклична не только история, но и, увы, человеческая глупость.

Источник: dzen.ru

Авторские статьи по химии #2 — Философский камень

Нет, конечно. Какой флешмоб, конь, который должен поваляться на том месте, где должна быть моя книга, ещё не родился. Но я, как и обещал, выкладываю свою вторую статью по химии, написанную два года назад. Ровно два года назад! Специально не стал выпиливать бесконечные «конечно» и «вообще».

Так веселее.

О философском камне

Всем отличного настроения! Сегодня я постараюсь вам рассказать о том, что такое философский камень и откуда он взялся!

Кто не слышал о философском камне? Хоть алхимия и приказала долго жить несколько веков назад, она отлично вписалась в современную культуру. Действительно, алхимики, работающие с химическими веществами на границе между наукой и мистикой не могут не вызвать у нас любопытство.

Знакомьтесь, Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина. Возможно, он известен вам под более привычным для европейской культуры именем Авиценна.

И конечно, кто же не знает, чем занимаются алхимики! Правильно, ищут философский камень!

Но это, конечно, клише. Того же Абу ибн Сина философский камень не очень интересовал. Он вообще склонялся к выводу, что трансмутация металлов невозможна. Арабские алхимики вообще были на редкость адекватны в своих научных поисках. Но, стоп!

Что ещё за трансмутация? Что это вообще за слово такое?

Трансмутация металлов

Если мы решили говорить о какой-то научной или околонаучной области, нужно понять, с чего она вообще возникла? И, как ни странно, за что ни возьмись, всё начинается с Аристотеля.

Ученик Платона, между прочим! Добро пожаловать в античность!

Философия мать её всех наук, что поделать. А Аристотель вообще специалист широкого профиля. Проще сказать, о чём он в своих трактатах не писал. В том числе, считал он, что металлы спокойно так могут превращаться из одного в другой. Это и есть та самая трансмутация.

Читайте также:
Gc часы что за бренд

Естественно, интересно это с той точки зрения, что не очень драгоценный металл можно превратить в более ценный, скажем серебро, или ещё лучше золото.

Спросите, а с чего Аристотель вообще это взял? Одно скажу точно, свои стройные научные теории он не проверял, ведь не царское это дело эксперименты — удел рабов. А он философ всё таки, не пристало ему это дело.

Скажете, ну и где античный философ, а где арабские алхимики? Вы просто не знаете, что за штука за такая Арабский Халифат!

Маленькая историческая справка

Добро пожаловать в восьмой век нашей эры! На каком языке нам лучше говорить, чтобы нас везде поняли? Думаете на латыни? Вот только от Римской Империи уже и следа не осталось. Да и Византийская медленно близится у упадку. Выбирайте арабский, не прогадаете!

Ведь на дворе золотой век ислама. Да посмотрите сами:

Вот вам и однополярный мир со столицей в Мекке.

Арабы выбрались далеко за пределы Аравийского полуострова, их государство поглотило весь север Африки, переползло на территорию современных Италии и Испании, упёршись в государство франков на западе и Византийскую империю на востоке. Александр Македонский со своими завоеваниями лопнул бы от зависти.

В седьмом веке арабы добрались да Александрийской библиотеки, получив в своё руки наследие античных философов. А думаете арабская наука сделала свой скачок на пустом месте?

Увы, до наших дней величайшая из библиотек древнего мира и средневековья не дожила.

И вот, арабские учёные узнали о трансмутации металлов. Дело за малым, научится делать золото из чего попало! Вот только осталась одна загвоздка. Аристотель забыл упомянуть, как именно это сделать.

Эликсир

Ясное дело, сам себя свинец в золото не превратит. Заклинания и мольбы Аллаху, разумеется тоже ему не помогут. Нужно специальное вещество, особая реакция, чудодейственное снадобье. Почему свинец — не золото? Он недостаточно совершенен. Почему люди болеют? Они тоже несовершенны. Но у нас есть золото! Этот металл совершенен!

Он вечен. Он благороден. Значит совершенство достижимо. Достижимо и наше здоровье. А идея здоровья, возведённая в Абсолют даст нам идею бессмертия. Вылечить человека хорошо.

Сделать его невосприимчивым к болезням ещё лучше! А если старость тоже болезнь? Ну ведь не такие уж и бредовые эти идеи!

Дело за малым — найти это лекарство для людей и металлов, этот Аль-иксир, саму сущность всего. Его-то арабские алхимики и пытались получить.

Так. Стоп. Эликсир эликсиром, а философский камень-то тут каким боком? Арабские алхимики пожмут плечами. Камни их не сильно интересовали, у них шёл серьёзный научный и околонаучный поиск.

За философским камнем мы отправимся в. Китай!

На поиски своего Дао!

Добро пожаловать в древнее Китайское государство, обнесённое Великой стеной, дабы всякие монголы и прочие чужеземцы его лишний раз не беспокоили. Китай живёт своей странной и непонятной европейцу и арабу жизнью.

И там тоже, без всякого Аристотеля и трансмутаций развивается китайская алхимия! Китайские алхимики знать не знают что творится в западной Европе. И, что удивительно, чихали они на золото. Потому что в тогдашнем Китае этот металл вообще ни разу не драгоценный! Там вообще деньги медные!

Ну хоть не деревянные, как наш рубль.

А раз золото не в чести, очевидно алхимикам осталось только искать бессмертие! И тут на помощь приходит Даосизм!

Учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определённый стиль философской критики и даосизм как совокупность духовных практик, но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы.

Вы что-нибудь поняли? Нет? Я тоже. Чтобы в этом разобраться надо выпить ртути и закусить серой. И нет, это не шутка и не гурман-гуро.

Читайте также:
Бижутерия из цинка отзывы

Там действительно всё было очень плохо.

Китайская алхимия — один из путей даосизма. Задача проста — достижение бессмертия. Методы — всё, что может прийти в голову, вплоть до применения специальных веществ. Нет, ничего такого, что бы могло заинтересовать ФСКН. Всего лишь безобидная киноварь.

В аутентичных обозначениях это явление предстает как искусство (шу) «плавления киновари» (лянь дань), «обессмерчивающей киновари» (сянь дань), «золота и киновари» (цзинь дань), или «киноварный путь» (дань дао), основанный на «секретных приемах с киноварью» (дань цзюэ) и практикуемый «киноварными мужами» (дань ши, дань цзя, дань кэ) в «киноварных покоях» (дань фан). Регистрируемые с первых веков н.э. специализированные трактаты по данной тематике, как правило, называются «законами киновари» (дань фа), «киноварными канонами» (дань цзин) или «книгами о киновари» (дань шу). Одно из крупнейших направлений даосизма получило наименование «течение киноварного котла» (дань дин пай).

Да-да-да, киноварные мужи в киноварных покоят варят киноварь. А что? Престижная профессия! Подумаешь для этого нужно смешивать серу со ртутью, проводя простенькую химическую реакцию Hg + S = HgS. Ну или в обратную сторону, сульфид ртути не слишком устойчив.

Так вот как-то всё и работает

Наряду с собственно киноварью можно добавить золото, или ртуть с серой. Можно потреблять внутрь, а можно применять местно. Скажете, что так и коньки можно отбросить? А это как посмотреть.

Вот принимает китайская принцесса чудесное снадобье из киновари и ртути. А потом её находят в свих покоях уже не очень живой. Не надо быть сыщиком, чтобы найти связь, скажете вы! Однако, от регулярного общения со ртутью в организме девушки её накопилось столько, что тело стало нетленным. Так что шах и мах, скептики! Киноварь работает!

Вот оно бессмертие! Полежит так какое-то время, а там встанет и пойдёт себе по своим делам как ни в чём не бывало!

Нет, конечно, со временем они догадались, что болезни киноварь не лечит. Равно как и золото, хоть килограммами их глотай. Но даосисты не унывают! Учение немного повернуло и теперь посвящено внутренней алхимии. Так сказать, взрасти своё бессмертие внутри себя сам.

Ну и зачем этот экскурс в экзотические восточные религиозно-философские учения, спросите вы? Ещё не догадались? Тогда киноварь в студию!

Киноварь. С химической точки зрения сульфид ртути (II)

Вероятно поэтому этот минерал и привлёк к себе столько внимания. Цвет очень насыщенный, красный как кровь. Не удивительно, что его наделили мистической силой.

Ну а дальше всё просто. Китай государство изолированное, поэтому о нём было много слухов. Не так уж много европейцев там были, что уж говорить. Вот и поползли слухи о волшебном камне, способном дать бессмертие. Ну и конечно, это привлекло внимание европейских и арабских алхимиков, это же как раз то, что им и было нужно!

Последний остался у нас с вами вопрос:

Так почему же «философский»?

Как можно было заметить, философией алхимия действительно пропитана. Однако дело тут не в этом. Исследователи считают, что всему виной неверное понимание китайских слов. По их мнению, то, что следовало понимать как «красный камень» было понято путешественниками как «философский камень». В прочем, причудливая игра слов, приводящая к искажённому пониманию смысла явление нередкое.

Так и вошёл в массовую культуру алхимический эликсир под именем «философский камень». И, что удивительно, алхимия так и осталась в средневековье, а книги по даосизму вы легко найдёте в любом книжном в разделе «эзотерика».

Читайте также:
Как сделать ручку из бумаги

Спасибо за прочтение, надеюсь этот материал был интересен и вы не пожалели о потраченном времени! До новых встреч на моём канале!

И да, я в курсе, что местами косноязычно. Но перепиливать мне лень.

Источник: author.today

Какой камень искали алхимики

Символическое изображение философского камня

В течение тысячелетий алхимики пытались найти «философский камень» — некое твердое или жидкое вещество, способное осуществить трансмутацию превращение простого металла в серебро или золото.

Существовала легенда, что царь Мидас, правивший во малоазиатской стране Фригии с 738 по 696 гг. до н.э., якобы получил от бога Диониса способность превращать в золото все, к чему бы он ни прикоснулся неким таинственным волшебным камнем. Мидас действительно был сказочно богат, но не потому, что обладал камнем: он владел всеми золотыми месторождениями Фригии.
Алхимики считали природу живой и одушевленной, поэтому были уверены, что металлы растут и созревают в недрах Земли от смешения серы с серебром. Золото рассматривалось ими как вполне созревший металл, а железо — как недозрелый.

Алхимики не видели существенной разницы между живой и неживой природой и считали, что в неживой природе происходят такие же процессы, как в растительном и животном мире. По их мнению, различие между золотом и серебром — лишь в том, что сера в золоте здоровая — красная, а в серебре — белая. Когда испорченная красная сера в недрах Земли входит в соприкосновение с серебром, зачинается медь. Когда же сера и черная, и порченая смешивается с серебром, зачинается свинец: по словам Аристотеля, свинец — прокаженное золото.

Алхимики полагали, что с помощью философского камня можно ускорить процесс «созревания» незрелых и «исцеления» больных металлов, которые в природе протекают довольно медленно. Мифический «философский камень» можно считать прообразом будущих ферментов и катализаторов.

Поставив себе фантастическую цель — поиск «философского камня» — алхимики достигли вполне реальных практических успехов. Они создали первые аппараты для дистилляции (перегонки) жидкостей, сублимации (возгонки) твердых веществ, перекристаллизации солей и их термического разложения.

Знаменитый таджикский врач, алхимик и философ Абу Али аль-Хусейн ибн Сина (980-1037), известный больше под именем Авиценна, уже умел получать хлороводородную, серную и азотную кислоты (HCl, H2SO4 и HNO3), гидроксиды калия и натрия (KOH и NaOH).

Алхимик. Картина Тенирса-мл.

Алхимики первыми начали применять амальгаму золота (раствор золота в ртути) для золочения изделий из меди и железа. Они научились с помощью ртути извлекать золото из бедных золотоносных песков. Дело в том, что золото (химически инертный металл) в природе находится в основном в самородном состоянии. При обработке золотоносных песков ртутью она растворяет крупинки золота, образуя тяжелую и жидкую амальгаму. Амальгаму отделяли от песка и нагревали в печах, ртуть испарялась и оставалось чистое золото.

Был придуман и другой способ извлечения золота из бедной породы. В Древнем Египте жрецы-алхимики обрабатывали золотоносную породу расплавленным свинцом, который растворял золото и серебро, затем расплав сливали и подвергали обжигу в специальных горшках. Свинец превращался в оксид свинца PbO и впитывался в стенки горшка, увлекая за собой все случайные примеси, а на дне горшка оставался сплав золота и серебра. Главный секрет такого обжига — материал горшков; их делали из костной золы.

Алхимики научились использовать азотную кислоту для отделения серебра и меди, с которыми золото часто образует природные сплавы. С азотной кислотой золото не взаимодействует, а серебро и медь образуют растворимые в воде соли — нитраты AgNO3 и Cu(NO3)2:

Ag + 2 HNO3 = AgNO3 + NO2 + Н2О
Cu + 4 HNO3 = Cu(NO3)2 + 2 NO2 + 2 Н2О

Источник: www.alhimik.ru

Рейтинг
Загрузка ...