Как выбрать правильный православный крестик?
Ношение нательного крестика — самый явный отличительный признак христианина, наглядный символ его веры. С крестом человек принимает Крещение, вступает в новую жизнь, и в новой жизни с крестом уже не расстается. Выбор крестика — важное событие, которое часто вызывает много переживаний и сомнений. Как выбрать из огромного разнообразия правильный крестик, не нарушающий канонов Русской Православной Церкви? Разбираемся в нашей статье.
Как должен выглядеть православный крест
Надо сказать, что в разнообразии крестов, которое мы видим в церковных лавках и ювелирных мастерских, нет ничего страшного. Православная Церковь признает совершенно разные формы нательных крестов и оставляет верующим большую свободу выбора. Так, в Православии распространены простые четырехконечные кресты, шестиконечные с одной скошенной перекладиной, восьмиконечные с двумя перекладинами.
Католические и православные кресты отличаются друг от друга изображением Распятия: в католическом варианте Христос изможденно висит на руках, Его ладони сжаты в кулаки, а ноги пригвождены к кресту одним гвоздем. Православное Распятие изображает Христа с раскрытыми ладонями и с двумя гвоздями на ногах, согласно церковному преданию.
Грех ли не носить крестик
Самый распространенный вид нательного креста имеет изображение Распятия на лицевой стороне и надпись “Спаси и сохрани” на обратной стороне. Но это не единственно верный вариант. На кресте может вообще не быть никаких изображений и надписей, простой нательный крестик столь же значим, как и любой другой. Сама по себе фигура креста — полноценный символ христианства.
ИсточникНательные кресты в традиции русского благочестия
Фото Андрея Гутынина
Нательный крест — особенная, «личная» святыня каждого православного христианина. Процесс изменения его внешнего вида весьма интересно вплетается в ткань отечественной истории. О том, что такое крест-энколпион, как выглядели первые кресты с изображением Распятия и почему некоторые старинные кресты совмещены с полумесяцем, рассказывает настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска протоиерей Михаил Воробьев.
Первые киевские кресты
Крещение Руси имело следствием широкое приобщение ее населения к христианской культуре Византии. «Повесть временных лет» сообщает о большом количестве предметов церковной утвари, вывезенных князем Владимиром из Херсонеса в Киев. Среди них были, несомненно, и первые нательные кресты, ставшие образцом для изготовления их уже на русской земле.
Первое упоминание о нательных крестах содержится в Новгородской летописи и относится к 1071 году. Документ середины XII века «Вопрошания Кирика» позволяет с уверенностью говорить о том, что к этому времени ношение крестов уже было распространено.
Можно ли носить крестик с распятием — что наносит вред биополю
Нательные кресты домонгольской Руси были весьма многообразными, притом все эти многочисленные формы укладываются в несколько типологических рядов. Основная масса крестов этого периода, найденных на территории России, изготовлена в Среднем Поднепровье. Художественная восприимчивость и духовная чуткость русских мастеров позволили им в считаные десятилетия освоить искусство работы с металлом и создавать подлинные миниатюрные шедевры. Ученые отмечают, что умельцы Руси, овладевая новыми технологиями, создавали и новую иконографию своих изделий.
Вероятно, самыми первыми крестами-тельниками, появившимися в Киеве, были равносторонние каменные крестики, зачастую обрамленные серебряными обоймицами, именуемые корсунчиками. Их находят на территории всех древнерусских княжеств. Были обнаружены они и при раскопках золотоордынского Увека — на территории современного Саратова.
При всем разнообразии типов русских нательных крестов XI–XIII столетий все они по форме являются четвероконечными и равносторонними. Именно такие кресты воздвигались и на куполах храмов домонгольской эпохи. Шести- и восьмиконечные нательные кресты появляются в Прибалтике — не ранее XIV века. А формирование классического русского восьмиконечного креста, который не очень сведущие люди, вслед за старообрядцами, считают единственно правильной формой православного креста, завершается только к началу XVII столетия.
Что было до князя Владимира?
Археологические раскопки в Старой Ладоге и других поселениях, связанных с Великим Новгородом, позволили обнаружить большое количество христианских древностей, в том числе и нательных крестов, которые могут быть отнесены к IX и X столетиям — времени до Крещения Руси. Заметим, уже Е. Е. Голубинский допускал, что первое приобщение славян к христианской вере могло быть связано с появлением в Новгороде Рюрика и его дружины, в которой могли быть люди, служившие прежде в Константинополе и принявшие там христианство. Кроме того, существует гипотеза, согласно которой Рюрик — это не кто иной, как Рерик Ютландский, который вместе со своим другом Харальдом Вороном в 826 году принял крещение в Ингельгейме. Это предположение позволяет объяснить появление в Новгородской и Киевской Руси значительного числа крестов так называемого скандинавского типа.
Первыми изделиями такого рода стали крестовидные подвески, изготовленные из листового серебра, а точнее, из расплющенных арабских дирхемов. Несколько десятков таких находок было обнаружено в окрестностях столицы Рюрика — города Старая Ладога. Они естественным образом перемежаются с литыми медными крестами, которые могли быть предметом европейского импорта, но, скорее всего, отливались в русских мастерских в подражание скандинавским образцам. Интересно, что именно такая форма креста — с расширяющимися концами — присутствует в граффити, процарапанных на стенах Софийского собора в Новгороде в середине XI столетия.
Наследие святых Кирилла и Мефодия
К крестам скандинавского типа примыкает группа крестов с изображением Распятия. Древнейшие из них имеют слегка расширяющиеся лопасти, фигура Христа облачена в коллобиум — длинное одеяние с большим количеством складок, а маленький четвероконечный крестик, изображаемый над головой Спасителя, вероятнее всего является редуцированным изображением таблички Понтия Пилата. Эти кресты, которые, по мнению А. Е. Мусина, происходят из Новгорода и датируются рубежом X–XI веков, очень близки к изделиям, найденным на территории Северной и Средней Европы.
Известный исследователь новгородских древностей В. В. Седов связывал происхождение этой группы крестов с мастерскими Среднего и Нижнего Подунавья. Опираясь на данное предположение, А. Е. Мусин высказывает версию, что эта форма пришла в древнерусские земли из Великой Моравии и связана с наследием святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. По его мнению, после падения Великой Моравии «кирилло-мефодиевские» кресты, бывшие там крещальными символами местного населения, через посредство Священной Римской империи распространились в Северной Европе, а оттуда вместе с варягами появились на Руси.
Солнце и Луна
Кресты Успенского собора во Владимире. XII век
Становление христианской культуры Руси было процессом, растянувшимся на столетия. Среди археологического материала нередко встречаются ожерелья, элементами которых являются как нательные кресты, так и разнообразные языческие подвески. Это является свидетельством о существовании некоторого переходного периода в распространении в русских землях христианской веры, для которого характерен был своеобразный сплав языческого и христианского мировоззрения.
Этот синкретический комплекс языческих верований и начатков христианского мировоззрения особенно ярко проявился в предметах с двойственной символикой, каковыми, в первую очередь, являются солярные подвески и лунницы.
Нательные кресты. XI–XIII века
Нательные кресты. XI–XIII века
Нательные кресты. XI–XIII века
Нательный крест. XI–XIII века
Историки советского времени говорили о двоеверии человека Древней Руси, о «контрабанде» язычества в христианство, о непримиримом антагонизме Церкви и народного самосознания. Безусловно, Церковь боролась с двоеверием, однако эта борьба сочеталась со стремлением к освоению языческого культурного наследия, поскольку христианская проповедь должна была стать понятной языческому миру. Церковь не боялась язычества: использовала для выражения своего богословия терминологию и методологию языческих философов, а в бытовом плане допускала совмещение привычных языческих праздников с новыми христианскими для отвращения недавних язычников от привычных для них разнузданных игрищ. В этом отношении судьба Масленицы и Святок в древнерусском церковном календаре аналогична судьбе римских сатурналий, совмещенных с Рождеством в календаре Древней Церкви. Этот процесс постепенного вытеснения привел к тому, что, как отмечали выдающиеся исследователи новгородских древностей В. Л. Янин и А. А. Зализняк, «не ученые книжники, а сами сельские жители в берестяных грамотах начинают называть себя “хрестианами”, крестьянами».
Кресты-энколпионы
Наиболее интересной и разнообразной группой нательных крестов домонгольской эпохи является группа крестов-энколпионов, получившая широкое распространение в Киевской Руси.
Древнерусские кресты-энколпионы. XI–XIII века
В Византии энколпионом (в переводе с греческого — «коробочкой») называли любой носимый на груди предмет, в который помещалась частица мощей или какой-либо иной святыни. Частным случаем энколпиона являлась панагия, предназначенная для переноса частицы богородичной просфоры. В ставрографии энколпионом называют нательный или наперсный полый двустворчатый крест, предназначенный для хранения святынь.
Древнерусские кресты-энколпионы. XI–XIII века
Кресты-энколпионы впервые появились на рубеже IV–V столетий как символ причастности верующего человека Церкви. Мощи, частицы которых находились в таких крестах, символизировали единство Церкви земной и Небесной. Христиане со всей отчетливостью осознавали, что в совершении Евхаристии принимает участие не только община, находящаяся в храме, но и вся Небесная Церковь, присутствие которой обозначалось могилой мученика, лежащей в основании престола, на котором совершалось таинство. Это единство и соборность Церкви, состоящей не только из живущих на земле людей, но и из прославленных Богом святых, впоследствии воплотилось в антиминсе с вложенной в него частицей мощей, без которого невозможно служение Литургии.
Появление первых крестов-энколпионов было вызвано также обретением в 326 году подлинного Честного и Животворящего Креста Господня. Первыми вложениями в энколпионы были малые, иногда микроскопические частицы Честного Древа. В это время в Палестине и Сирии началось производство литых энколпионов для многочисленных паломников, которое к VI–VII столетию достигло промышленных масштабов. Традиция сохранения и передачи этих святынь существовала и в домонгольской Руси. В одной из новгородских берестяных грамот, датированной рубежом XI–XII столетий, прямо говорится о «честном древе» стоимостью «полупяты гривны».
Цена — «полупяты гривны» — показывает, что в домонгольскую эпоху, особенно после Четвертого Крестового похода, разорившего Константинополь, приобрести энколпион с подлинной или выдаваемой за подлинную частицей Креста Господня мог не только соборный храм или монастырь, но и просто зажиточный новгородец. Однако большое количество древнерусских энколпионов заставляет предположить, что внутри них чаще всего находились «вторичные святыни» — предметы, всего лишь соприкасавшиеся с подлинными святынями. Это могли быть частицы ткани, намоченные маслом из лампады, возжигаемой перед Крестом, кусочки покровов, лежавших на мощах святых, и т. д. Как считает А. А. Пескова, «на Руси, когда фонд мощей собственных святых еще не сложился, а мощи святых Вселенской Церкви были малодоступны, такие “соотнесенные” с источником культа реликвии должны были быть особенно актуальными».
Древнерусские энколпионы изготавливались из медных сплавов. Исключение составляют лишь два серебряных энколпиона, найденных при раскопках древнего Владимира, однако и они являются переливками начала XIII века более древних медных святынь. Это связано не только с дороговизной серебра, которое было привозным, но и с определенной аскетичностью Церкви и глубоким осознанием ценности самого содержимого энколпионов. Еще одну версию того, почему русские нательные кресты изготавливались преимущественно из меди, представляет известный специалист по древнерусскому искусству С. В. Гнутова: «Кресты-тельники должны были быть обязательно медными, так как, по библейскому преданию, пророк Моисей сделал “медного змия” и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на него, оставался жив (см.: Числ. 21, 8)».
Нательный крест прибалтийского происхождения. XIV век
Крестовидная привеска «скандинавского типа». IX век
Древнейший крест «скандинавского типа» с Распятием
Нательные кресты «скандинавского типа». X–XII века
Нательные кресты «скандинавского типа». X–XII века
Нательные кресты «скандинавского типа». X–XII века
Катастрофа монгольского нашествия не прервала, но в большой степени замедлила духовное и культурное развитие русского этноса. Упадок искусств и ремесел в XIV–XV веках проявился и в медной пластике. Исчезли крупные мастерские с развитыми технологиями литья, инкрустирования и эмалирования изделий.
Но поскольку без нательного креста русский человек и в эту эпоху не мыслил своей жизни, появилось множество мастеров-одиночек, отливавших кресты по своему собственному вкусу. Помимо того что эти изделия XIV–XV столетий зачастую оказывались технологически несовершенными, с плохо пролитыми и неясными изображениями, их стилистика настолько невнятна, что говорить о какой-то типологии просто невозможно. К тому же при большом количестве иконографических форм этого времени каждая из них, изобретенная кустарным литейщиком, сохранилась в весьма малом числе экземпляров.
Солярные подвески с крестами
Лунницы с крестами
Впрочем, непокоренным оставался Великий Новгород, где даже в самую темную эпоху продолжалось изготовление великолепно проработанных нательных крестов и энколпионов. Производились разнообразные нательные кресты и в Тверском княжестве, издавна тяготевшем к Новгороду. Недалека была эпоха Русского Возрождения, начавшаяся в искусстве и духовной жизни Руси уже во времена преподобного Сергия Радонежского, задолго до обретения политической независимости и государственного суверенитета…
ИсточникКаким должен быть православный нательный крестик: выбираем правильно
Нательный православный крест — главный символ, который сопровождает верующего христианина с момента Крещения. С этого времени его необходимо носить всю жизнь на груди. Крестик поддерживает дух, защищает от бесов и чёрной магии, помогает справиться со всеми жизненными трудностями, напоминая человеку о вере, о его связи с Церковью и Богом.
У некоторых возникают вопросы. Какой должна быть форма креста, чтобы соответствовать православной вере? Допустима ли инкрустация драгоценными камнями? Как правильно носить? Разберёмся с каждым из таких вопросов.
О форме православного креста
Известно, что католическая традиция расходится с нашей по виду этого символа.
Тут нужно сразу разобраться с некоторыми предрассудками. Классическая форма креста в православии — восьмиконечная, на нём есть распятие Спасителя, слова «Спаси и сохрани» и христограмма — IC XC. Эти буквы означают имя Иисуса Христа. Такой канон был утверждён ещё в VII веке от Р. Х. Тульским собором.
Но для православного верующего допустимо ношение и другого креста, четырёх- и шестиконечного, кресты с изображением распятия или без него.
Однако если оно изображено, то есть несколько способов отличить католический крест:
Предельный натурализм. Это, например, провисание туловища на кресте: такое характерно именно для католиков, которые подчёркивают страстную природу страданий Христа, а не Его победу над смертью. На православных крестиках Спаситель «парит».
Число гвоздей, которыми распят Христос. На католических крестах их три. Православная вера учит, что их было четыре, ноги в таком случае располагаются отдельно.
Терновый венец. Это также традиционный атрибут именно католического распятия, в православии же встречается редко.
Виды православных крестов при этом разнообразны, даже в рамках канона. На нём возможны различные изображения: растительные орнаменты, черепа (обозначение смерти, которую попрал Христос), херувимы, Мария Богородица на обратной стороне и т. д.
Какой материал выбрать?
Поскольку крест должен быть долговечным и при этом лёгким, его традиционно производят из металлов, хотя иногда используют и другие материалы. Самые распространённые:
серебро;
золото;
платина;
латунь, нержавеющая сталь и другие недрагоценные металлы;
благородные сорта дерева;
драгоценные и полудрагоценные камни;
жемчуг;
янтарь.
Насколько допустимы нательные крестики, которые богато украшены и в целом являются предметом роскоши, — вопрос дискуссионный. Однако Церковь не даёт своим прихожанам в таких решениях никаких ограничений, а для многих верующих выбор дорогого изделия — это акт любви к Богу и Церкви, знак того, как высоко человек ценит их в своей жизни.
Вопрос материалов, по большому счёту, должен решаться исходя из индивидуальных особенностей человека. Например, у некоторых на коже быстро чернеет серебро, в таком случае следует защитить его от таких процессов, чаще ухаживать или, что проще, выбрать другой металл.
Вопрос освящения
Если крестик покупается в церковной лавке, его освящать не нужно: это уже сделано. А вот если Вы приобрели его в ювелирном магазине, стоит принести в церковь и, например, перед богослужением попросить священника провести обряд. Это также необходимо сделать, если Вы не уверены, освящено ли распятие (хотя это обязательно сделать только один раз).
Исключениями в этом плане являются российские бренды «Красноселие» и «ДАРЪ»: вся их продукция освящена перед продажей.
Как носить?
По этому вопросу есть да основных правила:
Крест стоит снимать только в самых исключительных случаях, в остальных — даже при посещении бани, скажем, — он должен быть на теле.
Традиционно его носят под одеждой, поэтому он и называется нательным.
Остальные утверждения, которые можно часто услышать — например, что его нельзя дарить, поднимать, если найдёшь, что нельзя носить крест другого человека (особенно умершего) — это суеверия, которые противоречат православной вере. Никаких запретов на дарение и на ношение чужого распятия нет. Нужно понимать, что в первую очередь это — символ личной веры и принятия человеком Христа, а не амулет или оберег, хотя он и защищает человека.
Также, несмотря на распространённое заблуждение, Церковь не запрещает ношение на цепочке, и этот вопрос вообще не принципиален — важно только, чтобы крестик не потерялся (хотя покупка новых тоже не возбраняется).
Где купить?
Сделать правильный выбор Вы можете на нашем сайте. Православные украшения и нательные крестики от производителей «Красноселие» и «ДАРЪ» в многообразии представлены в нашем каталоге. Вам не нужно переживать за необходимость освящения, а широкий выбор позволит Вам найти именно такое изделие, которое лучше всего подойдёт Вам и для выражения Вашей веры.
Источник