На голове у нас до сих пор шапка. Или шляп (к)а, или берет, или еще немногие варианты, совсем мало. Еще чаще, в городах, даже зимой — ничего. С непокрытой головой ходим, простоволосые.
А ведь головной убор — всегда был исключительно важен. Дело даже не в здоровье, хотя в холодном климате недолго непокрытым побегаешь. Дело еще и в статусе. У мужчин и социальное положение проявлялось («не по Сеньке шапка»), а у женщин — еще и семейное.
«Не рада баба повою, рада б покою»
В деревнях до замужества девицы заплетали волосы в одну косу (это относилось к центральным районам России, украинские девушки могли заплетать и две косы). Как в песне: «Коса длинная, триаршинная, Лента алая, двухполтинная». После венца — чаще всего уже в обязательном порядке требовались две косы и головной убор. Простоволосой ходить было просто недопустимо. А распущенные волосы и вовсе могли себе позволить только русалки да ведьмы…
Кика, кичка, кокошник, сорока, чепчик, волосник, убрус, ширинка — как разобраться в головных уборах замужних женщин?
Выставка «Не только коса – женская краса»
Древнейший славянский женский головной убор — намётки, или намитки. Распространен был повсеместно до западных границ. Способы повязки этого платка, правда, были везде разные. Но часто — и не только у восточнославянских народов встречается «рогатость». Многие исследователи относят эту манеру к древнейшим оберегам или считают символом плодородия.
Так что двурогие и однорогие головные уборы (а то и «о пяти рогах») — самые обычные на протяжении веков.
А цыганочка-то пляшет,
В барабанчики-то бьет,
Голубой ширинкой машет,
Заливается-поет.
(А. Пушкин)
Ширинка (полотенце, или намётка) носилась, в основном, в центре и на западе России. По названию «полотенце» понятно, что это полотнище с затканными концами. Ширинка — это полоса холста (отрезанная по ширине — отсюда название), маленький платок, часто вышитый.
И скажи: «Ведь для поимки
надо, царь, мне две ширинки,
шитый золотом шатёр,
да обеденный прибор«…
(П. П. Ершов).
Ширинки были неотъемлемой частью женского гардероба: «На новоселье и на поминки у наших девок пестры ширинки» (Н. Клюев). В дальнейшем слово «ширинка», как мы знаем, перешло в словарь мужского гардероба.
Еще один древнейший вид убора — обруч. Обруч (кибалка, рожки) — из древесной коры (орех, дуб) в виде круга, обшитый сверху тканью и украшенный бисером. Обруч родился из перевязи. Перевязка (повязка, лента, почелок, золотнуха, налобень, венок) — из полоски ткани, парчи, позумента с завязками на концах, делалась с целью «не засветить волосы».
В дальнейшем женский головной убор усложнялся. Повойник, повой — он же шлык, чепчик, волосник, очипок — это только основание головных уборов замужних женщин. Небольшая простеганная шапочка, на которую повивают платок (полотенце, повязка, фата, плат, ширинка). «Грех покрыт (платком, кикой, повоем)» — есть поговорка у Даля.
Великолепие ЖЕМЧУГА в ювелирных украшениях!!!
Кика (или кичка) — будничный, но нарядный высокий головной убор, состоял из тульи в виде обруча, кверху расширялся. Спереди к кикам привешивались поднизи — жемчуг, бисер, бахрома. Близ ушей — рясы или рясны: длинные нити жемчуга с золотыми фигурками. Сзади мог быть бархат или мех.
Сверху кики находилась сорока — чехол из расшитой ткани, с драгоценными камнями или жемчугом. Вдовы носили белые сороки. Считается, что сорока была предшественницей кокошника. Кстати, и в том, и в другом слове — образы птиц. И в мотивах вышивки также часто встречаются изображения птиц.
Сороку на кичке носили только в центральных и южных районах Российской империи. О кичке (и шушуне) весьма образно выразился А. Пушкин:
В почтенной кичке, в шушуне,
Москва премилая старушка.
Разнообразной и живой
Она пленяет пестротой.
(А. Пушкин. «Всеволожскому)
Кички были разные по форме: рогатые (особенно в период «раннего замужества»), копытообразные, котелкообразные, лопатообразные (после рождения детей). Особое распространение получили в южных областях России. «Чело кичное» впервые упоминается в документах XIV века, но вот цитирую из Википедии очень неожиданное:
«В Воронежской области кичка сохранялась как свадебный наряд до 1950-х годов».
Еще один интересный факт. Многие помнят старинное выражение, доставшееся нам от волжских разбойников — «Сарынь на кичку!». Здесь сарынь — толпа, а кичка — возвышенная часть на носу корабля (то есть расступись и сдавайся!). Возможно, это неслучайно — ведь имеется в виду возвышение. Интересно, что и слово «кокошник» есть и в словарях архитектурных терминов — это древний декоративный элемент в венчающих частях зданий (в том числе — церквей).
Кокошник стал символом русского национального головного убора. Невероятной сложности изготовления щит-гребень-опахало вокруг головы. Вот кокошник носили и девицы, и замужние.
Мнение это иногда оспаривается, в качестве аргумента приводятся девичьи заговоры о замужестве:
«Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!»
Не нужно думать, что девушки мечтали о подзатыльниках от будущего мужа, пусть даже о «золотых». Подзатыльник (позатылень) — особое украшение к кокошнику или к сороке.
Скорее всего, в разных областях правила ношения кокошников были разные. Так или иначе, кокошник оставался традиционным головным женским убором, который носили в большинстве районах, в деревне и городе, и даже при дворе. При Петре Первом он был, правда, запрещен, но в дальнейшем вернулся и как головной убор знати — так отдавали дань традиции.
Кокошник был дорогим удовольствием. Сверху его украшали (позументом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями) и вышивали золотыми нитями.
Кокошники тоже были нескольких видов и форм: однорогий, двурогий, конусообразный, цилиндрический, седлообразный. А поверх кокошников часто носили платок, называемый убрус. Его закалывали под подбородком или свободно отпускали на плечи.
Платки в дальнейшем полностью вытесняют прочие женские головные уборы. Различались платки холщовые и из ситца. И повязывали везде по-разному: и на макушку, и сзади, и спереди, под подбородком. Появились и шали. Платки и ныне в чести, правда, сегодняшние модницы проявляют больший интерес к шейным платкам.
В городах женщины могли носить и шапки в холодное время года. По свидетельству известного путешественника Олеария:
«На головах (у богатых женщин) широкие и просторные шапки из золотой парчи, атласа, дамаста, с золотыми тесьмами, иногда да шитые золотом и жемчугом и опушенные бобровым мехом… У взрослых девиц на головах большие лисьи шапки» (Адам Олеарий. «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию»).
Фасоны этих шапок были разные в различных областях.
Платки и шапки — это то, что сохранилось в нашем гардеробе из прошлого на сегодняшний день. Можно сказать, что женские головные уборы изменились. А вот в отношении мужских головных уборов так категорично сказать нельзя…
Источник: www.shkolazhizni.ru
Интеллектуальная игра «Народов много — страна одна!»
Этот женский головной убор мордва-мокша называет
«бабань панга». Мягкий трапециевидный чепец играл
важную роль в традиционном свадебном обряде.
Каждая невеста должна была вышить его
собственноручно и подарить другой женщине. Кому
же предназначался «бабань панга»?
— Матери невесты
— Будущей свекрови
— Подруге, которая выходила замуж следующей
5.
Будущей свекрови
6.
У восточных славян (белорусов, русских,
украинцев) молодоженов на свадьбу встречают
хлебом-солью, а что готовят для встречи
невесты на традиционной башкирской свадьбе?
Мед и масло
Соль и сахар
Молоко и кашу
Блины и перемячи
7.
мед и масло / Свекровь (мать жениха) угощает
молодую невесту медом и маслом для
счастливой жизни молодой семьи.
8.
«С пустыми руками в гости не ходят» — говорит русская
пословица, «мусафирликке къол саллап бармайлар» — вторит
ей крымскотатарская. Собираясь в гости, у крымских татар
принято приносить с собой пачку кофе. А что обязательно
должны сделать хозяева?
◦Сварить для гостя кофе
◦Убрать этот кофе подальше
◦Погадать на кофейных зернах
◦Угостить гостя чаем
9.
Сварить для гостя кофе — символ
крымскотатарского гостеприимства. Его
обязательно варят для гостей.
10.
На Русском Севере, на берегах Белого и Баренцева моря
сложилась особая культура, связанная с мореходством. Ее
частным был особый словарь названий ветров, погоды,
сторон света. Был и особый этикет. При встрече кораблей
на море здесь обязательно говорили: «Здравствуйте, на все
четыре ветра». Как называют носителей подобной
культуры?
Семейские
Липоване
Казаки
Поморы
11.
Поморы — Важную роль в освоении морских
пространств играла детально разработанная
поморами классификация ветров. Поморская
«роза ветров» занимала центральное место в
системе пространственной ориентации на
море. Это нашло отражение в морском
этикете. Приветствуя экипаж встречного
корабля, поморы так говорили.
12.
Согласно адыгским обычаям (у адыгейцев, кабардинцев
и черкесов), если мужчина хотел танцевать с девушкой,
то сперва должен был снять с себя этот предмет и
танцевать без него:
Шашка
Черкеска
Папаха
Пояс
13.
Правило тут четкое: «там, где
женщины, оружие не размахивают».
14.
Какой из народов, включенных в Единый
рейтинг малочисленных народов Российской
Федерации, освоил самые северные
территории России?
Нганасаны
Шапсуги
Абазины
Ижорцы
15.
Нганасаны освоили самые северные территории России.
Нганасаны кочевали до южных предгорий Бырранга,
которые расположены севернее, чем полуостров Ямал
(ненцы) или северные районы Якутии (якуты).
16.
Жанр коротких историй о встрече с нечистой силой,
колдунами, ведьмами, сверхъестественными
событиями, которые рассказчик передает как свой
реальный опыт или опыт других людей, в русской
фольклористике называют:
◦Небылица
◦Небывальщина
◦Быличка
◦Видальщина
17.
Быличка — жанр устного народного творчества: рассказ
«очевидца» о встрече с нечистой силой. Как и многие другие
жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю.
Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на
Руси ещё задолго до XVII века.
18.
У народов Кавказа до сих пор существует
традиция, это следующая пословица:
«Когда приходишь к скотине, даже она
встаёт». Что это за традиция?
◦Ходить в гости
◦Отгонять весной скот в горы
◦Избегать младших
◦Вставать при приветствии
19.
Вставать при приветствии — Похожие есть
деталь практически у всех народов Кавказа
20.
Греческое слово «этнос» — «народ» уже давно стал
своеобразным определителем: «этно джаз», «этно
рок», «этно стиль». И просто «этника» — чуть ли не
всё, что связано с культурой и обычаями разных
народов. А что означает термин «этнофутуризм»?
Направление в современном искусстве
Религиозное течение
Экологическое движение
Государственная национальная политика
21.
Направление в современном искусстве — Термин
«этнофутуризм» происходит от греческого «этнос»
(народ) и латинского «футурум» (будущее).
22.
Ханты и манси считают эту птицу покровительницей
женщин и детей и посвящают ей специальный праздник
весны и начала нового года. В первых числах апреля широко
его отмечают в Ханты-Мансийском автономном округе.
Какая птица является символом этого праздника?
1) Аист
2) Ворона
3) Ласточка
4) Стерх
23.
24.
Татары Среднего Поволжья и Урала весной с этими
предметами играли на улице, красили их для детей и
молодежи, которые ходили по домам односельчан
собирать их с пожеланиями счастья, благополучия и
урожая. Что это за предметы?
Мужские рубашки
Головные и носовые платки
Вышитые полотенца
Куриные яйца
25.
Куриные яйца
26.
В культуре многих народов танец для девушек и
юношей был возможностью познакомиться и
пообщаться. Чтобы общение молодежи во время
танцев проходило без конфликтов, у адыгов
существовал определенный запрет. Какой?
◦Приглашать девушку на танец
◦Танцевать по просьбе гостей на празднике
◦Менять одного из танцующих до окончания танца
◦Выбирать музыку
27.
Менять одного из танцующих до
окончания танца
28.
У всех народов России после свадьбы члены семей жениха и
невесты считались родственниками. Про их отношения у
русских часто складывали частушки. Например: «Ах,
подруга дорогая, бедная головушка! Лучше девять деверьёв,
чем одна золовушка!». Кого из новых родственников
называли термином «золовка»?
Сестру мужа
Сестру жены
Жену брата
Старшую невестку
29.
Сестру мужа
30.
Первый в мире профессиональный ансамбль
народного танца был создан 85 лет назад в Москве.
Назовите имя его основателя, художественного
руководителя, легендарного балетмейстера, танцора
и педагога.
◦Марис Лиепа
◦Надежда Надеждина
◦Игорь Моисеев
◦Мира Кольцова
31.
Игорь Моисеев
32.
Что согласно Конституции Российской Федерации
является «уникальным наследием ее
многонационального народа»?
Литература
Спорт
Культура
Традиционный образ жизни
33.
Культура в Российской Федерации является
уникальным наследием ее многонационального
народа. Культура поддерживается и охраняется
государством.
34.
Создателями этого популярного кисломолочного
напитка считаются балкарцы и карачаевцы Северного
Кавказа. В течение ХХ века напиток полюбился
жителям и других регионов России, а затем попал в
европейские страны и за океан, где его даже
сравнивают с шампанским. Что это за напиток?
Кефир
Айран
Ряженка
Простокваша
35.
36.
Кроме официальных символов (герб, флаг) у многих
стран, регионов и населенных пунктов еще есть не
менее известные неофициальные символы, любовь к
которым объединяет жителей. Какой крупный
промышленный город уже много десятилетий имеет
славу «города миллиона роз»?
Ангарск
Братск
Донецк
Мурманск
37.
Донецк
◦В 1970 году Донецку было присвоенозвание «Город миллиона
роз», как самому зелёному промышленному городу Европы.
Сегодня на улицах, в парках и скверах города цветёт более
миллиона этих прекрасных цветов. Розы — это символ и
гордость Донецка.
Источник: ppt-online.org
Из чего на Руси делали кокошники
Попробуем вообразить себе ситуацию, в которой современная девушка надевает корону. Венчаются в наши дни далеко не все, конкурсы красоты тоже выигрывают единицы. В общем, у среднестатистической барышни шансов очень мало, а ведь еще в прошлом веке на Русском севере через это проходила каждая, и не только в стенах церкви.
Простота и минимализм отлично сочетаются с юностью и врожденной природной красотой. Хорошо понимая это, наши предки одевали дочерей так, чтобы видны были еще детские густые волосы, ровное личико, иногда и руки до локтей. А в праздничные дни и перед свадьбой этот принцип имел особое значение: скромная девичья повязка нередко заменялась на высокий, порой, в целый локоть, венец. Сквозь хитросплетения его мотивов тоже видны были аккуратно расчесанные на прямой пробор волосы. Трудно представить себе более уместный и в то же время богатый убор, особенно если он дополнялся фатой.
Когда фотографии старинных девичьих венцов («корун») появляются в сети, особенно внимательные сразу начинают задавать вопросы: из чего сделаны эти ажурные конструкции? Неужели выкованы из металла? Может, сплетены из бисера и проволоки? Если нет, то как они держат форму? Как ни странно, все это вышивка, а точнее, «сажение по бели» — древнее, очень трудоемкое и почти забытое искусство.
Множество слоев ткани и картона складывали друг на друга, это служило основой, затем, прошивая насквозь, сверху прокладывали жгуты из обыкновенных белых ниток и «сажали» жемчуг и стеклянные стразы. Затем полотно прорезалось, становилось легче и прозрачнее. В некоторых случаях весь контур просто вышивался золотной нитью в несколько слоев.
Для того, чтобы венец не осел и не деформировался, его проклеивали составом из муки или размятого в воде хлеба. Справиться с этой работой могли сами крестьяне, тем более что мастерство играло значительно большую роль, чем дороговизна материалов. Венец удобно сгибался вокруг головы и сзади его края связывали лентами, что позволяло даже регулировать размер. Великолепным дополнением служил саженый жемчугом косник, который при помощи лент крепили там, где волосы оканчивались неприглядным ломким хвостиком, таким образом, пряча его среди украшений и выпрямляя прическу под весом этого аксессуара.
Вот тебе кокуй, с ним и ликуй
«Их жен не отличить от первейших боярынь», — жаловался на русских крестьян хорватский богослов Юрий Крижанич в середине XVII века.
Обилие жемчуга в нарядах самых простых людей поражало его и вводило в заблуждение, в Европе это было неслыханно. Особенно много богатого галуна, золотных нитей и жемчугов встречалось на кокошниках, которые, как раз, и носили замужние женщины, соревнуясь статью с боярами в высоких шапках.
Науке неизвестна причина и подлинная история того, как возникла прочная ассоциативная связь «девушка – кокошник». Причём, эта связь в мультфильмах и детских книгах активно иллюстрируется косой, выпущенной из-под головного убора. Ни на старых фотографиях, ни на картинах тех времён, ни в упоминаниях не встречается ничего подобного. Ведь кокошью в некоторых регионах называли курицу, а курица только тогда имеет красивый алый хохолок, когда регулярно несёт яйца и способна к продолжению рода.
Право носить кокошник в русской традиции предоставлялось исключительно замужним, это значило, в свою очередь, что все волосы должны быть аккуратно заплетены в две косы вокруг головы и убраны с глаз долой под скромный повойник, что и предполагает такая конструкция.
Жёсткая шапочка в основании кокошника, укреплённая множеством слоёв ткани, картона и бересты дополнялась лопастью, возвышающейся над головой, как было принято в Ярославской и Костромской губерниях. Или будучи сама по себе высокой, сверху она покрывалась богато вышитым донцем. Такими были, например, кокошники в Каргополе и Москве.
Именно закрытое темечко роднит его с сорокой, и даже намиткой, ведь волосы роженицы и работницы уже не так хороши, как девичьи, да и времени ухаживать за ними не оставалось. В этнографии западных славян есть масса упоминаний о том, что коса после свадьбы и вовсе отрезалась. По крайней мере, прощание с косой и «окручивание» молодой новым головным убором характерно для всех наших соседей.
Источник: cyrillitsa.ru