Какой спрос на ювелирные изделия

Россия – страна богатейших залежей драгметаллов. Но как так получилось, что наше золото не ценится за границей, а сами ювелиры – владельцы несметных богатств – едва сводят концы с концами?

Объем ювелирного рынка в России составляет больше 240 миллиардов рублей. И, хотя в цифрах он не меняется третий год к ряду, в натуральных ценах рынок упал в объемах до 20%. Эксперты уверены, что это только начало.

Разбираемся, почему упал спрос на российскую ювелирную продукцию, почему не ценится наше золото за границей, и кому, в итоге, достаются все драгметаллы страны?

За весь пандемийный 2020 год объем производства ювелирных изделий в России упал на 30%, констатируют специалисты. Но – парадокс, при всем этом, рынок в цифрах не просел. Хотя сырье стало дороже, и работа – выросла в стоимости, а сам спрос покупателей упал до критических значений.

Соответственно, в дело вступает рынок: за короткий срок закрылось до трети всех малых предприятий, ранее занимавшихся производством ювелирки.

Снизился спрос на ювелирные украшения

«Стоимость материалов — сырья, то есть золота и драгоценных камней увеличилась на 50 %. Ещё есть одна неприятная тенденция: например, в 17-ом году в отрасли работало 18300 малых предприятий, а в этом там работают 12200 — на 6 тысяч с лишним сокращение произошло»,

— рассказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Соответственно, рынок перераспределился в мейнстриме, а цены – выросли. Теперь за кризис отрасли платит конечный покупатель. Сейчас он купит серебряную подвеску по той же цене, что еще в 2017 году, по факту, указывала на небольшое золотое колечко.

Это констатируют и сами производители. Например, генеральный директор крупнейшей в России ювелирной компании SOKOLOV Николай Поляков отмечает, что из-за дороговизны золота и драгоценных камней (а на их стоимость проходится от 60% до 90% конечной цены изделия) массовый спрос теперь пришелся на серебро.

Вместе с тем, рыночные реалии сделали ювелирные изделия более доступными широкому кругу покупателей.

«Ювелирный спрос все больше уходит в массовый сегмент. Это отчасти подстёгивает ювелирный рынок, поэтому он становится доступным все большему количеству потребления»,

— говорит гендиректор компании SOKOLOV Николай Поляков.

На изделия бренда SOKOLOV сегодня приходится до четверти всего рынка украшений в стране. Эта компания начинала как небольшая семейная мастерская 1993 году, а сегодня она — крупнейший в Восточной Европе ювелирный завод — 45 тысяч квадратных метров и почти шесть тысяч сотрудников, и с планами по производству до 14 миллионов изделий в текущем году.

Читайте также:
Летний жемчуг узор спицами схема и описание вязания

Но, одновременно с ростом спроса в массовом сегменте, сами производителям остро не хватает рабочих рук, специалистов ювелирного дела.

«Это такой массовый кадровый дефицит. На рынок труда выходит активно поколение 90-х. Если говорить простым языком, их просто на рынке меньше, чем необходимо, а запросы на компенсацию труда у них выше, чем были раньше»,

Снова любуемся золотыми украшениями из СССР! Ювелирные изделия с описаниями. Память, красота.USSR☆

— отмечает гендиректор компании SOKOLOV Николай Поляков.

Кадровый дефицит и падение спроса производители стараются компенсировать новациями. Так, например, завод SOKOLOV стал производить драгоценные украшения с эмалью – древней техникой, по сути, вернувшейся в моду именно сейчас.

Еще одну технику придумали на соседнем заводе — в компании «Алмаз Холдинг». Там стали выпускать изделия из 1-каратного золота, соответствующего российской 40-й пробе. По внешнему виду и качеству такие украшения не отличить от изделий привычной россиянам 585-й пробы, а по конечной цене они будут в 8-10 раз дешевле.

Кроме того, подобная продукция внезапно стала интересна в Западной Европе. И, как только закончатся пандемийные ограничения и откроются границы, компания «Алмаз-Холдинг» готова вырваться на западные рынки, где сможет занять прочные позиции и, возможно, вернуть былую славу российским драгоценным украшениям. Если получится удовлетворить спросы экзальтированной Европы и совладать с высокими пошлинами на ввоз импортных драгоценных камней.

«Более половины в стоимостном выражении наших ювелирных изделий со вставками. Когда мы завозим вставки, они обкладываются НДС и пошлиной, а когда мы отправляем готовые ювелирные изделия на экспорт, уже принимающая сторона опять обкладывает готовые ювелирные изделия своими налогами, в том числе НДС и пошлиной, и получается — наши изделия не конкурентоспособны»,

— сообщает основатель ювелирной компании «Алмаз-Холдинг» Флун Гумеров.

Сейчас российским ювелирам приходится конкурировать не столько с Европой, сколько с производителями из Азии. Лидерами там остаются Китай и Индия, а наша отрасль – на 37-м месте в списке мировых экспортёров ювелирных изделий. Россия, с ее менее чем на 100 миллионов долларов экспорта, занимает лишь десятую долю процента от всего мирового экспорта, хотя у нас невероятный потенциал, уверены специалисты.

«Конечно, перспектива для отрасли – это внешние рынки, но чтобы там работать и получать достойное вознаграждение за сделанную продукцию, конечно, нужно упростить все нормы и процедуры для того, чтобы могли наши коллеги там работать — вот этим мы сейчас вместе с ними занимаемся»,

— говорит президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Если государство хотя бы отчасти пойдет навстречу ювелирам, то последним удастся снизить себестоимость продукции, и, как следствие, повысить конкуренцию на рынках западных стран с нашей ювелиркой и украшениями. Соответственно, и получить приятный эффект в виде дополнительных налогов и рабочих мест.

Читайте также:
Не сыпьте жемчуг перед свиньями что значит

Но, опять же, нужно дождаться окончания пандемии, которая ударила по всем секторам отрасли.

Ограничения и общий кризис на фоне пандемии признают все, без исключения, ювелиры. Многим из них пришлось оперативно менять структуру, маркетинг и технологии. Кто смог – остался на «плаву».

Например, основатель бренда «48» Илья Кузнецов резко ворвался на ювелирный рынок в 2014 году с начальным капиталом всего в 30 тысяч рублей. Но за 5 лет смог построить мини-«империю», с оборотами до 10 миллионов рублей ежегодно. И, одновременно, довести среднюю цену своих изделий до 3000 рублей. Как только ударил ковид и его сопутствующие, выручка бренда упала сразу в три раза.

«В 2014 году прямых конкурентов у нас практически не было. Причём эти конкуренты – они, скорее, по стилю были с нами, всё равно они делали дороже значительно. А мы хотели, чтобы вещь с дизайном могла стоить недорого, могла быть доступной»,

— говорит основатель ювелирного бренда «48» Илья Кузнецов.

Компания Кузнецова решила диверсифицировать производство: теперь 45 процентов продаж — это украшения собственной торговой марки, остальное – сторонние заказы. Такой подход помог увеличить выручку на 20 процентов.

Но некоторые смогли не только сохранить себя на рынке в пандемию, но и укрепиться, и даже увеличить прибыль. При этом – парадоксально – на премиальном рынке.

Например, резко вырос спрос на кольца с огромным турмалином и двумя сотнями бриллиантов, которые стоят больше 10 миллионов рублей. Специалисты объясняют это просто – состоятельная «публика» заменила загрантуры покупками драгоценностей, и эта тенденция сохраняется.

«За этот год у нас в среднем на 120 процентов вырос спрос на редкие цветные драгоценные камни. А главное — растёт «качество» покупателя, то есть покупателю теперь интересно понимать все нюансы»,

— говорит управляющий партнёр компании «Ювелирный дом Поднебесных» Илья Поднебесный.

Сегодня этот бренд производит около 150 премиальных украшений в год, а цены на них варьируются от 50 тысяч до 25-30 миллионов рублей. И ценителей такого ювелирного тонкого мастерства становится только больше.

Будущий год уже снова озадачил российских ювелиров. Законодатели обязали их проходить маркировку изделий по госстандарту. Теперь на каждое изделие производитель будет обязан крепить марку с qr-кодом, в котором зашифрованы: вес изделия, вид металлов, пробу и наименование камней. И, вроде бы, маркировка изначально придумана, чтобы очистить рынок от некачественной ювелирки, освободив ниши для ответственных производителей, но, одновременно, это увеличит и их затраты на фоне сокращения спроса и роста цен.

Читайте также:
Как сделать смайл в домашних условиях

«Малые предприятия в подавляющем большинстве к этому не готовы, для них это достаточно серьёзная нагрузка и большой вызов. И они, конечно, очень рассчитывают, что будет какая-то поддержка со стороны государства с точки зрения хотя бы компенсации затрат на приобретение оборудования»,

— заявляет президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

От государства ждут и других мер поддержки. Ускорения всех регламентированных процедур по клеймению, оформления документов, снижения контроля со стороны различных органов. И такие меры нужны довольно срочно, считают профессионалы рынка, если Россия хочет успеть занять более высокие позиции на экспорте ювелирных изделий.

Пока же – прогнозы делаются очень осторожно. Максимум роста, на который могут рассчитывать производители ювелирной продукции в России в 2021 году – 15%. Да и то, если давление на отрасль не станет избыточным, а общие ограничения – не усилятся.

Источник: kursdela.biz

Про пустые щи и мелкий жемчуг: почему сократились продажи ювелирных изделий

Изображение материала

В 2022 году россияне потратили на покупку ювелирных украшений почти на 30 миллиардов рублей меньше, чем в предыдущем. И это не только из-за нестабильной внешней ситуации и желания сэкономить – цены на драгоценности в стране выросли в среднем на 14,2%.

Елена Петрова, Наталья Сейбиль

Анна Романовская относится к числу ювелиров, которые должны были выиграть от трендов прошлого года. Ей принадлежит бренд серебряных украшений. По данным Росстата, потребители меньше покупали золотые украшения, предпочитая им серебро. Санкции затронули отрасль меньше, чем других. Золото и драгоценные металлы в России свои, крупные бриллианты тоже.

Мелкие и цветные камни традиционно закупаются в Индии, так что с этим проблем тоже нет. Тем не менее статистика тревожная, говорит предпринимательница.

В российской ювелирной отрасли сокращается количество малых и средних предприятий, занятых и в производстве, и в продаже. За год их стало на 8,4% меньше:

— 9 марта 2022 года был принят 47-й закон, по которому был снять НДС при покупке золотых слитков при покупке их в банке. К нему была пристегнута поправка, по которой ювелирным компаниям было запрещено применять упрощенный налоговый режим налогообложения. Таким образом весь малый бизнес попал под гильотину.

Ювелирные изделия – это не картошка и не колбаса. Они так быстро не продаются. Иногда кольца и цепочки могут находится на балансе предприятий несколько лет. Магазины получили их по одной системе налогообложения, а теперь налоговая потребует заплатить за товар по-новому, с учетом НДС.

— Ювелирные изделия -долгоиграющий товар, он может продаваться годами, поэтому запасы у всех довольно приличные, накопленные за несколько лет. Сейчас к концу квартала люди будут вынуждены заплатить 40% оборотного налога, потому что к зачету им нечего предъявить. Это вводит отрасль в депрессию, — говорит Анна.

Читайте также:
Что такое гематит в ювелирных изделиях

Государство отменило НДС на покупку слитков драгметаллов инвесторами и по факту ввело НДС для обычного рядового потребителя. Это вызвало бурю недовольства у участников рынка, так как налоговая нагрузка выроста в 5-6 раз, а спрос упал, подтверждает слова коллеги Эдуард Уткин, генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России»:

— Магазинам, чтобы не входить в убыток, пришлось поднимать цены. В среднем цены поднялись на 20-25%. Это большой удар по отрасли . Кроме того, проявилось большое социальное недовольство. Слитки покупают себе те, кто может позволить их купить. Килограммовый слиток стоит около 4 миллионов рублей.

Тот, кто покупал ювелирные изделия, теперь вынужден покупать их на 20% дороже, в том числе, изделия из серебра.

Как водится, пострадали и переплатили не самые богатые.

Источник: newizv.ru

Не место красит украшение

Рынок ювелирных изделий в России в первом полугодии 2022 года замедлил рост до 2% на фоне экономического кризиса, снижения покупательской активности и сокращения числа торговых точек. На второе полугодие эксперты прогнозируют снижение объемов продаж ювелирных изделий, отмечая, что рост цен на рынке будет сдерживаться, в том числе за счет низкого курса валюты.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

По итогам января—июня 2022 года объем рынка ювелирных изделий увеличился лишь на 2%, составив 152 млрд руб., посчитали в Infoline. Но в отдельности ряд крупных игроков показали чуть более позитивную динамику — их совокупные продажи выросли на 9%, до 64,4 млрд руб. Тенденцию к замедлению развития ювелирного рынка в Infoline связывают с нестабильной ситуацией в экономике, приостановкой работы некоторых зарубежных ювелирных ритейлеров и общим снижением доходов населения.

Лидерами по объему продаж среди ювелирных сетей в первом полугодии 2022 года стали Sunlight (20,8 млрд руб., снижение на 4,5% год к году), «585*Золотой» (13,9 млрд руб., рост на 7%), Sokolov (10,5 млрд руб., рост на 182%), МЮЗ (6,2 млрд руб., рост на 2%) и «Адамас» (3,6 млрд руб., рост на 3,8%), «Линия любви» (2,1 млрд руб., рост на 4,6%) и пр. На крупнейшие сети пришлось 42,4% рынка, уточняется в исследовании.

Алексей Феликсов, гендиректор «585*Золотой», в ноябре 2021 года:

«2020 год подтолкнул к e-commerce всех ритейлеров, ювелирные сети — не исключение».

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что в 2022 году также усилился тренд на сокращение числа торговых точек ювелирных магазинов из-за оптимизации бизнеса. За первое полугодие их число снизилось почти на 6%, до около 2,9 тыс. объектов, а рост из крупных сетей продемонстрировали только Sokolov, увеличивший их количество на 37 точек до 381 и Sunlight — на 3 объекта до 460. Эту тенденцию подтверждает и гендиректор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин, добавляя, что покупатели частично переходят на онлайн-покупки из-за более высоких скидок и широкого ассортимента товара, сконцентрированного в одном месте. Например, по данным Infoline, Wildberries за январь—июнь 2022 года нарастил продажи ювелирных изделий на 48,5%, до 4,9 млрд руб. и занял 3,2% в общей структуре рынка ювелирных изделий России.

Читайте также:
На какую руку надевают часы женские Смарт часы

Россияне сегодня сокращают число спонтанных трат, отмечает руководитель аналитического центра Sokolov Алина Колпакова. Спрос на ювелирную продукцию с начала года снизился примерно на 15%, добавляет она. По данным Sokolov, в сентябре по сравнению с августом выросли продажи украшений из золота, в том числе обручальных колец, и наоборот, снизились — украшений с полудрагоценными или синтетическими вставками из серебра. Средний чек на золотые украшения за год снизился на 10%, до 15,6 тыс. руб., в серебре — вырос на 13%, до 1,7 тыс. руб., уточняют в компании.

По итогам второго полугодия продажи ювелирных изделий и объем рынка могут начать сокращаться.

В Infoline прогнозируют падение продаж по итогам июля—декабря на 21,5% год к году, до 142 млрд руб. В Sokolov оценивают падение ювелирного рынка в денежном выражении к концу года примерно на 8%.

Как спрос на ювелирную продукцию начал сокращаться

Падение продаж началось с середины сентября, говорит гендиректор Sunlight Дмитрий Лазарев. Сеть зафиксировала снижение на 10–15%. Но, по словам господина Лазарева, в последние три-четыре дня продажи восстановились.

Михаил Бурмистров рассчитывает, что в 2023 году ювелирный рынок начнет восстанавливаться. Покупку ювелирных изделий россияне могут рассматривать в качестве инструмента сохранения сбережений от инфляции, так как вложение денежных средств в традиционные для населения валюты — доллары и евро — остается практически недоступным, говорит эксперт.

В то же время Эдуард Уткин отмечает, что негативное влияние на ювелирный рынок может оказать введение с 2023 года обязательного нанесения специальных QR-кодов как на бирки, так и на сами ювелирные изделия.

По словам эксперта, в стране не хватает считывателей для QR-кодов, а имеющиеся в стране аппараты зачастую являются дорогостоящими.

Алина Колпакова ожидает оживления спроса на ювелирные изделия с началом предновогоднего сезона в декабре, при этом цены в ближайшее время скорее всего не изменятся. Эдуард Уткин добавляет, что стоимость ювелирной продукции сегодня сдерживается и за счет низкого курса валюты.

  • Газета «Коммерсантъ» №184 от 05.10.2022, стр. 10

Источник: www.kommersant.ru

Рейтинг
Загрузка ...