Ad blocker detected: Our website is made possible by displaying online advertisements to our visitors. Please consider supporting us by disabling your ad blocker on our website.
Иконография богини Бастет
Первое новое сообщение • 3 сообщения • Страница 1 из 1
Иконография богини Бастет
Непрочитанное сообщение Ёкай » Сб авг 04, 2018 12:02 am
Большое место в мифологии Древнего Египта занимают боги и богини,
принимающие кошачий облик. Одной из самых известных является богиня музыки, радости, веселья, плодородия и деторождения, домашнего очага богиня-кошка Бастет.
К сожалению, исследователи лишь вскользь обращаются к иконографии Бастет, и мы не имеем в своем распоряжении никаких научных работ конкретно по стилистике и особенностям изображения этой богини.
НА ЧТО СПОСОБНА ЖЕНЩИНА— КОШКА? | Египетская мифология
Стела со священными кошками из Дейр эль-Мединэ. XIX-XX династии
Эшмоловский музей, Оксфорд.
Большое внимание нужно уделить иконографии Бастет в разные исторические периоды. Для этого нужно выделить определенные типы её изображения. Это позволит не только изучить развитие культа и масштабы его распространения в египетской мифологии, но и определить, какую именно ипостась принимает эта богиня в том или ином произведении искусства, что позволит закрепить конкретные иконографические особенности именно за ней. Однако существуют сложности, связанные с определением её места в пантеоне и фиксацией за ней определенных функций.
Богиня Бастет в раннем периоде своего существования, вероятно, имела
львиноподобный облик, и лишь с периода Среднего царства «превратилась» в кошку. Согласно одной из египетских легенд, Сехмет в момент своего умиротворения, выходя из озера, превратилась в кошку Бастет. Таким образом, Бастет и ее слуги — кошки — считались символами умиротворения опасных сил, включая гневную Сехмет.
‘Охота на Ниле’ — фрагмент стенной росписи из гробниц в Фивах. Середина II
тысячелетия до н. э.
Культ Баст к концу Древнего царства начинает сливаться с культами Тефнут, Сехмет и других богинь-львиц. В эпоху Нового царства Баст отождествлялась с Мут и Хатхор; в поздний период Баст — доброе божество любви, веселья, музыки, олицетворение плодородных сил Ра, часто отождествляется с Исидой. Еще одним аргументом в вопросе неразрывной связи служит то, что в некоторых областях Египта запрещалась охота на львов в дни празднования в честь Бастет.
Главная трудность для исследователей состоит в том, что «переход» от Бастет к Сехмет и другим львиноподобным богиням практически неуловим. Они являются различными ипостасями одной божественной силы. Отсюда следует, что тот или иной облик напрямую зависит от обстоятельств и отдельных нюансов исполняемой функции.
Роспись из гробницы Нахта в Фивах. XVIII династия.
Самый ранний храм богини был открыт в Бубастисе египетским ученым Хабаши. Он был построен фараонами VI династии и достраивался последующими правителями. Расцвет Бубастиса (Пер-Баст), и культа Бастет в целом пришелся на XXII династии (945-715 гг. до н.э.), которые происходили из «Дома Бастет», Пер-Баст. Геродот в V веке до н. э. довольно подробно описывал как сам храм Бубастиса, так и ежегодное празднество, посвященное Бастет. Кроме Бубастиса, культ Бастет получил распространение и в других местах: в Мефисе, Иуну, Фивах, Эсне, кладбища священных кошек были найдены в таких областях как Спеос Артемидос (носивший в древности название Та Инет Шетаит),
Танисе, Гизе, Ахмиме, Абидосе, Дендер, оазисе Дахла.
Солнечный кот и кошка были объектами почитания на ряде стел из Дейр эль Мединэ (XIX-XX династии)(рис.1). Двуполость этих кошек подчеркивается постоянным смешением указателей рода и, скорее всего, речь идет о Ра и его дочери, которую птолемеевские тексты в храме Дендеры называют Раит, или Ра в женском роде.
Центральную часть стелы занимает текст гимна от лица умершего и его супруги, чьи имена так не были указаны. С развитием образа кота в мифологических представлениях, его все чаще начали связывать непосредственно с солнечным божеством. Подобное имеет место в ряде легенд, где кот выступает как странник через пространство иного мира. В только «Литаниях Ра» Солнце предстает в облике кота дважды.
На другой стеле, выполненной для начальника мастеров Пашеду, изображены «кошка, владычица небес» и «прекрасный гусь Амона», причем текст уточняет, что речь идет о священной кошке богини Мут, супруги Амона, в культе которой это животное играло значимую роль.
Ра в облике Кота. Фрагмент виньетки из Книги мертвых Хунефера. XIX дин.
Британский музей, Лондон. — Британский музей
Созвучие между словесным обозначением кошки (миит) и именем Маат – богини истины, возможно, привело к тому, что в ряде поздних бронзовых статуэток священных кошек изображение богини становится частью ожерелья животного, а ее священное перо – символом, по форме которого стилизовали тонкую шерсть внутри кошачьих ушей.
Кошка Бастет. Бронза. 26 династия. Торги Сотби за 2009.
Первое упоминание о домашней кошке встречается в период XI династии: мать одного из чиновников Ментухотепа носила имя Миу. Место кошки в жизни древнего египтянина показывают различные бытовые сценки в росписях стен храмов и гробниц. Красивая пятнистая кошка показана в сцене охоты на фиванской гробнице (№181)(рис.2), поедающая рыбу кошка из гробницы Нахта в Фивах (рис.3).
Множество изображений кошек присутствуют на остраконах, которые иллюстрируют эпос и сказания: Ра, в облике кота убивающий змея Апопа (рис.4), кот пасущий гусей (рис.5) и пр. Древнейшие изображения кошки (амулеты из кости и фаянса) в религиозном контексте были найдены в некрополе Бадари и датируются концом Древнего царства.
Позже кошки появляются на т.н. магических жезлах эпохи Среднего царства, которые делались из кости гиппопотама и предназначались для защиты помещения. Что касается мелкой пластики-большинство изображений Бастет относится к периоду Нового и Позднего царства.
Более ранние изображение либо довольно плохо сохранились, либо редки для построения хорошо обоснованной теории иконографии и выявления тенденций изменения. Иконография богини Бастет чрезвычайно разнообразна, но вполне поддается классификации. Обратимся к мелкой пластике, так богатой кошачьими изображениями. Они создавались из различных материалов.
В Среднем царстве распространенными материалами были: алебастр, гипс, дерево, фаянс, а бронза и терракота — более популярная в Новом и Позднем царстве. Можно выделить два основных типа: зооморфный и смешанный (антропоморфный с головой кошки).
Кот, пасущий гусей. Остракон XIX-XX династии
Наиболее часто встречается Бастет в виде стройной женщины с кошачьей головой и рядом характерных атрибутов. Богиня одета в узкое, доходящее до щиколоток, платье из полосатой материи. Шея и руки украшены браслетами и ожерельями. В прижатой к груди правой руке она держит эгиду с изображением головы кошки.
С левого плеча Бастет свисает маленькая круглая плетеная корзинка, а в правой руке располагается символ богини музыки — систр, музыкальный инструмент-трещотка. Подобные статуэтки имеются в коллекции четы Лангтон в Лондоне, Эрмитаже, Берлине, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Хильдесгейме(рис.6,7). Иногда такая фигура изображается с котятами.
Примером может являться статуэтка Бастет с четырьмя котятами из Британского музея (рис.8) Вполне вероятно, количество котят связано с символическим обозначением сторон света, на которые распространяется благосклонность богини.
Статуэтки Бастет. Бронза. Поздний период. Эшмоловский музей.Оксфорд.
Наряду с антропоморфными статуэтками имеются и изображения в виде кошки. Она обычно сидит на задних лапах с обвитым вокруг них хвостом и выставленными вперед передними лапами. Здесь выступают свои особенные атрибуты: на голове кошки располагается скарабей, один из отличительных особенностей главной священной кошки храма.
Шея украшена нарядным воротником, на котором так же изображен скарабей, перемещающий солнечный диск по небу, и медальон с оком Гора. Если скарабей непосредственно связан с солярной символикой, то око Гора означает Луну (реже Солнце).В одном или обоих ушах имеется серьга. В некоторых случаях, преимущественно в Поздний период, это украшение встречается и в носу: это, вероятно, можно объяснить культурной традицией, принесенной нубийской XXV династией.
1-Богиня Бастет. Бронза. Поздний период. Лейденский музей.
2-Статуэтка богини Бастет. Бронза. XXVI дин. Британский музей, Лондон.
Трактовка мордочки, ушей и тела напрямую зависит от общей специфики иконографии конкретного периода: так, поджарое тело с выступающими ключицами больше характерно для статуэток кошек XXII династии(рис.9), более округлые и мягкие формы свойственны позднединастическому периоду — птолемеевскому (рис.10).
Кошка. Дерево. XXII-XXVI династия. Торги Сотби за 2010.
Источник: grimoire.club
Что означает египетская богиня с головой кошки
Древние египтяне свято верили в то, что каждое животное наделено величайшей силой, поэтому их отношение к ним было наполнено уважением и священным трепетом — как к бережно хранимым реликвиям. Однако самым почитаемым животным считалась египетская кошка-богиня.
Возникновение культа кошек
Сейчас сложно объяснить всю глубину поклонения кошке, которую описывает египетская мифология. Если свести к простейшему, то можно говорить о том, что люди, жившие в те времена, ассоциировали ее со своим жилищем, любовью, браком и, конечно же, своего рода защитой от дьявола.
Первые иероглифы, означающие слова «кот» и «кошка», расшифровываются как «минт» и «миу» соответственно. В русском языке транскрипция этих слов схожа с привычным для нашего слуха «мяукать».
Статуэток и рисунков кошек сохранилось немало. На многих из них можно увидеть, как на груди священного животного размещен жук скарабей. Это еще один почитаемый в Египте символ, с которым связывали понятие жизни.
Как рассказывается в документальном фильме «Кошки Египта: от божества до убожества», эти животные были привезены из Нубии. Прежде чем стать обычными одомашненными животными, которых люди обожают за доброту, мягкость и грацию, кошки были защитницами. Они охотились на мелких грызунов и тем самым спасали провизию, хранящуюся в амбарах. Кошки уничтожали крыс — переносчиков заразы, например, чумы, и этим предотвращали эпидемии.
Когда Египет превратился в могущественное государство, основу его благополучия составляли зернохранилища. Доверху наполненные пшеницей, они служили гарантом благополучия. Целых четыре месяца, когда Нил разливался, можно было не бояться голода. Для обеспечения сохранности зерна и требовались коты, безжалостно истребляющие крыс и мышей.
Так началось обожествление этих животных как существ, воплощающих в своих образах конкретных богов. Не по этой ли причине верховный бог солнца Ра именовался «великим котом»? Кот-бог Ра победил змея тьмы — Апопа, и часто верховного бога изображали в образе животного, одной лапой держащего нож, второй — придавливающего голову змея.
Увеличивающиеся под воздействием света кошачьи зрачки египтяне ассоциировали с движением бога кошек Ра на колеснице по небесным рекам, а горящие в темноте глаза животного — со знамением огненной колесницы. Когда солнце всходит — глаза кошки становятся меньше, когда клонится к закату — увеличиваются.
Орган зрения этого уникального животного египтяне сравнивали с двумя уменьшенными солнцами. Для людей они были мистическими окнами в другой мир, доступа в который простые смертные не имели.
Во времена Древнего Египта кошки считались пришельцами из загробного мира, поэтому жилище, в котором обитало это животное, никогда не потревожит темная сущность. Почему? Потому что кошки чувствуют их и видят даже в темноте, они никогда не впустят никого в тот дом, который они охраняют от дьявола.
Обратите внимание, как египетский сфинкс будто замирает и устремляет взгляд в одну точку, возможно, в эту минуту он контактирует с тем, кто пришел из незримого для человека мира.
Богиня Бастет и ее священные черные кошки
Самым значимым в Древнем Египте был культ богини-кошки Бастет, который длился вплоть до 1 года до н. э.
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ: Определяем погоду по коту
Считается, что Бастет, праматерь кошек — дочь Осириса и Исиды. Это всевидящая богиня плодородия, солнца, радости, веселья. Была стражницей бога солнца Ра. Древние египтяне связывали ее имя с солнечным и лунным светом, уютом семейного очага, материальным достатком. Египтянки нередко молили, чтобы она послала им удачное замужество и благополучные роды.
Сохранились изображения божества, где она предстает в виде девы с головой кошки или львицы. При этом кошачья голова олицетворяла добрую сторону, львиная — злобную.
Облачена была богиня-кошка в одеяние зеленого цвета. В правой руке богиня держала систрум — музыкальный инструмент, в левой — зеркало (хатор). У ног Бастет неизменно располагались четыре котенка.
Грозная сущность Бастет называется Пшат, которую нередко изображали с крыльями.
Религиозный центр поклонения божеству располагался в городе Бубастис, где, согласно трудам греческого историка Геродота, в то время находился самый красивый храм, жрецы которого служили Бастет и разводили священных кошек черной масти. Именно там можно встретить огромное количество мумифицированных животных.
В центре священного места была расположена грандиозная статуя богини. Каждый год в храме проходило поминовение божественной кошки, на которое собиралось множество людей, празднование проходило масштабно, с большой помпезностью. Так, во время весенних праздников огромную статую выносили из священного места и погружали на ладью, после чего провозили ее вдоль берегов Нила, чтобы все могли отдать дань поклонения божеству.
Слуги богини Бастет принадлежали к определенной касте жрецов, состоящих из знатных людей, занимающих высокие должности при фараоне. Было честью ухаживать за животными, и право на это передавалось по наследству — сын перенимал его от отца. Если жрец пренебрежительно или жестоко обращался с кошками, его сурово наказывали.
Египетская кошка мау — священное животное древнего Египта. Жрецы внимательно наблюдали за божественными животными, ожидая, что они передадут им знак, посланный их покровительницей, чтобы потом истолковать его. Жрецы и знатные люди Египта наносили себе татуировки, на которых изображались священные кошки.
Как кошек почитали в семьях
Почитались кошки и простыми людьми. Их считали священным добрым духом жилища и поэтому любили и оберегали. Котов часто изображали на вазах, посуде, драгоценностях, где они были запечатлены сидящими возле ног хозяина, лежащими у него на коленях, но чаще всего — под местом хранительницы очага в качестве защитного символа. Большинство кошек были рыжими, золотистыми, коричневыми.
Разведение кошек было развито на высоком уровне, пара к каждой из них отбиралась с особой тщательностью.
Огромное значение придавалось еде священных питомцев. Кормили их молоком и хлебом и даже специально разводили для них рыбу без чешуи.
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ: «Кошачий папа» Юрий Куклачев
Этим прекрасным животным уступали путь, старались первыми спасать при стихийных бедствиях, порой даже ценой собственной жизни. Сурово наказывался тот, кто осмеливался поднять на животное руку. Жизнь ее охранялась законом, поэтому убийство кошки в Древнем Египте рассматривалось как преступление.
Виновного приговаривали к смерти или приказывали заплатить внушительный штраф. Причем способ наказания выбирался исходя из социального положения владельца пострадавшего животного — чем богаче он был, тем суровее кара грозила виновнику.
Вот один из ярких примеров того, как египтяне почитали священных животных. Однажды римлянин случайно задавил кошку. Разъяренная толпа готовилась устроить над ним самосуд. Об этом донесли фараону Птолемею VII, славившемуся своей дипломатичностью. Он запретил жителям вершить казнь, но египтяне ослушались его.
Даже солдаты, присланные фараоном, не смогли сдержать разгневанных подданных.
Египтяне молились Бастет, просили ее оградить их от недугов и одарить благополучием, радостями, жизненными силами. В каждом доме неизменно была статуэтка в форме богини, назначением которой была защита домашнего очага от злых духов. Люди приносили фигурки в храм как символ уважения почитаемому божеству.
Статуэтки из керамики и бронзы в точности передавали грацию и великолепие животных. На украшения фигурок не скупились. Например, встречаются кошки с глазками, инкрустированными золотом, с ожерельями на шее и скарабеем на лбу.
Поклонение кошкам простиралось до мумифицирования. Так, современными археологами было обнаружено место захоронения кошек, насчитывающее около 200 тысяч мумий! В украшенную гробницу к забальзамированной кошке обязательно клали мышь, чтобы ей не пришлось заботиться о пропитании и можно было весело проводить время. На морду ей надевалась специальная ритуальная маска с ушками, которую изготавливали из листьев пальмы.
Египтяне оплакивали животных и, скорбя по существам, отправившимся в мир иной, сбривали себе брови. Нередко человек желал, чтобы после его смерти любимая кошка сопровождала его в мир иной.
Источник: kotmurka.ru
Богиня Бастет — описание, мифы, интересные факты
Здравствуйте, дорогие читатели! В древнеегипетской мифологии богиня Бастет являлась одним из верховных и очень почитаемых божеств. Расцвет ее культа пришелся на X-VIII века до нашей эры. Это было связано непосредственно с тем, что в тот период дикие кошки активно приручались и одомашнивались. А богиня как раз связана с этими животными.
В городе Бубастис, который теперь является небольшим поселением недалеко от Нила и носит название Телль-Баста, был возведен самый большой храм в честь древней богини. Там же располагался некрополь, в котором археологи обнаружили большое количество мумифицированных кошек.
Богиня Бастет фигурирует во многих мифах и легендах Древнего Египта. В музеях хранятся статуэтки и иные изображения, по которым несложно составить представление, как выглядела богиня. Статуи в ее честь изготавливались зачастую из бронзы или меди, украшались драгоценными камнями.
Описание богини
За долгие годы существования мифология Древнего Египта видоизменялась. События в мифах не переписывались, однако сами боги трансформировались. У них менялась внешность, одни атрибуты заменялись другими, заново составлялась их родословная. Такая участь не миновала и Бастет.
Ученые до сих пор спорят, правильно ли называть божество именем Бастет («плачущая», «отдающая»). Составить точную расшифровку древнеегипетских иероглифов невозможно так же, как и определить, как они произносятся. Поэтому в ряде источников богиню именуют Баст. Обе версии имени считаются правильными и допустимыми. Реже встречается написание Убастет.
Иногда небожительницу зовут Пушт или Пашт (Луна).
Божество было наделено легким нравом. В легендах говорится, что Бастет обожала веселье, танцы и песни, праздники. Потому торжества в ее честь всегда проходили ярко и шумно. Особое внимание на праздниках египтяне уделяли пиву и вину. Считалось, что богиня любит хмельные напитки.
Баст символизировала молодость и красоту. Это роднит ее с Хатхор, олицетворяющей красоту и любовь. Люди верили, что, если обратиться к Бастет с просьбой, чтобы она остановила старение, божество поможет. Женщины в Древнем Египте, выполняя комплекс специальных физических упражнений, сосредотачивали все свои мысли на образе божества. Так можно было призвать Баст, которая вселялась на время в тело и даровала грациозность, крепкое здоровье.
Имя Бастет связывали с целительством. Она помогала выздоравливать. Лекари в Древнем Египте рисовали у постели больного или на двери его дома черную кошку. Этот ритуал привлекал внимание божества, которое после излечивало человека. Кроме этого, ассоциировалась богиня с защитой, охраной.
В божественном пантеоне Древнего Египта есть богиня по имени Сехмет. В некоторых источниках ее описывают не как отдельного персонажа со своей историей и обязанностями, а как «темную», агрессивную сторону Баст. Сехмет и Бастет связывают не только указанные черты. Их облики во многом похожи.
Первоначально Бастет воспринималась египтянами как богиня в образе кровожадной и сильной львицы. Постепенно ее внешность видоизменилась. Сехмет – женщина с головой льва или львицы.
Описание египетской богини будет не полным, если не упомянуть о ее родственных связях с другими богами:
- бог Солнца по имени Ра – отец Баст, мать – Хатор, связана с Луной; в отдельных легендах сказано, что первоначально Бастет являлась женой Ра и была в числе его верных стражей; по иным данным следует, что родители богини – Исида и Осирис;
- сестра – Нут, она покровительствует Небу;
- брата Бастет зовут Хонсу, он – бог-целитель;
- Бес – божество-карлик, «придворный шут»; он покровительствовал пожилым людям и маленьким детям, нес свет и радость; иногда его называют мужем Баст; в других легендах супругом богини являлся Птаха – бог творчества, искусства, ремесел;
- сын – Махес; египтяне изображали его с телом мужчины и с головой льва; его наделили свирепым и жестоким характером; Махес – верный слуга и защитник Ра, он покровительствовал египетским фараонам.
Из-за тесной связи с божеством Солнца в Древнем Египте Баст называли Всевидящей. У нее отменно развита интуиция, она способна предсказывать будущее. Одним из символов божества являлась звезда Сириус.
Внешний облик
У Бастет женское тело с головой кошки (или львицы), однако она умеет полностью обращаться в животное. Традиционно божество изображают стоя или сидя. В сидячем положении Баст всегда предстает в кошачьем обличии, ее хвост оплетает лапки с правой стороны. Иногда возле нее находятся котята, что связно с основными функциями богини. Строгого канона в одежде или украшениях нет.
Главные атрибуты:
- корзина – символ богатого урожая; иногда в нее помещали четверых котят;
- эгида – скипетр из папируса, символизирует вечную счастливую и легкую жизнь в загробном мире;
- систр – древнеегипетский музыкальный инструмент, храмовая погремушка, олицетворяющая собой веселье, праздник, шум, которые столь любимы богиней; также систр в стране фараонов считался инструментом, который исцеляет душу и тело; отличительная его черта – ручка, которая всегда изготавливалась в виде кота с лицом человека;
- амулеты с кошками, кошачьими лапками, глазами, указывающие на прямую связь божества с этими животными.
В поздней мифологии, примерно к V веку до нашей эры, внешний облик небожительницы снова изменился. В то время Баст стали изображать в образе ястреба с кошачьей головой.
Чему покровительствует
На рассвете культа Баст покровительствовала кошкам, одомашненным и диким, женщинам и детям. Ее почитали как хранительницу домашнего очага, богиню, приносящую любовь и гармонию в дом, в отношения между людьми.
Женщины, которые долго не могли забеременеть или были не способны выносить ребенка, родить здорового малыша, молились Баст, чтобы та даровала им здоровье, потомство и легкие роды. Незамужние девушки просили богиню о любви, о счастливом браке, крепкой семье. Молодых матерей божество наделяло терпением, делало их заботливыми, чуткими, ласковыми.
Детей Бастет оберегала от проблем, невзгод и болезней. Делала их сообразительными, помогала раскрывать природные таланты, защищала от злых сил.
Постепенно ее полномочия расширились. Богиню-кошку начали связывать с плодородием в самом широком смысле. Земледельцы приносили ей дары, прося о богатом урожае, о хорошей погоде. Баст дарила солнечный свет, осадки, «удобряла» почву. Людей, работающих на земле, она наделяла силами, энергией, трудолюбием, волей.
Подчинялись Бастет небесные светила – Солнце и Луна. Иногда ее именуют богиней лунного сияния и солнечного света.
Выступая как защитница и охотница, в редких случаях Баст брала шефство над военным, охотниками, стражами.
Мифы о богине
Широкое распространение получил миф, в котором явно прослеживается связь Бастет и Сехмет. Боги, разгневанные недостойным поведением людей, решили истребить род людской и мир, в котором жили смертные. Ра первым начал карать людей за их грехи и злые поступки, призвав к себе на помощь Бастет.
Обратившись в дикую львицу, богиня спустилась в мир людей. Она с особой жестокостью расправлялась со смертными, не щадя ни детей, ни женщин. Постепенно все земли окрасились в темно-бордовый цвет – цвет людской крови. Баст в образе безумной яростной львицы невозможно было остановить.
Наблюдающие за событиями боги в какой-то момент раскаялись. Они попытались поймать Баст и усмирить ее, привести в чувства. Однако у них ничего не вышло. Тогда люди, оставшиеся в живых, пошли на хитрость: они окрасили крепкое пиво в красный цвет и разлили его по земле. Львица слизала напиток, приняв его за кровь, опьянела и уснула.
Спящую Бастет забрали боги. А когда та пришла в себя, сумели усмирить ее и заставить сменить гнев на милость.
Иная трактовка описанного выше мифа предполагает, что не божества первыми начали войну против смертных. Древние египтяне подняли восстание, желая свергнуть бога Солнца – Ра. Тогда он обратился за помощью к Бастет, которая перевоплотилась в львицу и встала на его защиту.
В древнеегипетских легендах описан еще один случай, когда богиня приняла облик Сехмет. Произошло это в тот момент, когда бог Анубис огрызнулся на нее, чем напугал и разгневал женщину-кошку.
В мифе о бабочке добрая и ласковая богиня предстает в образе самовлюбленного и достаточно жестокого, беспокойного существа. Насекомое появилось возле огня, разведенного в покоях Баст, и отвлекло богиню от мыслей о себе любимой.
Бастет попыталась выгнать бабочку, но обожглась о язычки пламени. Разозлившись, она позвала на помощь Гора, покровителя природы. Тот отказался убить насекомое, но спросил Баст о том, что она думает о бабочке.
Богиня надолго погрузилась в раздумья, но так и не смогла ничего ответить. На ее встречный вопрос Гор сказал, что успел познать всю правду о бабочке. Этой правдой оказался покой (спокойствие), которому Бастет следовало научиться.
Интересные факты
- Культ богини-кошки сохранялся до конца IV века до нашей эры. После распространения христианской религии древние божества забылись. Началось время уничтожения кошек, особенно черных.
- Древние египтяне семь раз в год проводили торжества, посвященные небожительнице с головой кошки. Но самый шумный и яркий праздник выпадал на середину апреля.
- Люди верили, что любая кошка может передать послание или весточку от Баст. В каждом храме существовали особые жрецы, приглядывающие за животными и разговаривающие с ними.
- Весной статуэтки, олицетворяющие Баст, выносили из домов. Их ставили на засеянной земле для богатого урожая. Огромную статую божества, взятую из центрального храма, возили на лодке по всему Нилу. Этот ритуал защищал от разлива реки.
- Популярными подношениями божеству выступали фигурки кошек, хмельные напитки, свежие фрукты, мясо.
- По одной из версий, четыре котенка Бастет – плодородие, любовь, процветание, потомство.
- Во время празднований в честь верховной богини в Древнем Египте запрещалось охотиться на львов.
- Цвет божества – черный.
- Отождествляли Баст с такими богинями, как Тефнут и Мут. В поздней мифологии ее культ слился с культом Исиды.
- В Илиополе (Гелиополисе), что некогда располагался на северо-востоке от Каира, находилась огромная статуя с телом женщины и головой кошки. В зависимости от времени суток ее зрачки то сужались, то расширялись.
- Когда в доме египтянина умирала кошка, начинался траур. В такие моменты хозяева, похоронившие любимого питомца, верили, что Солнце и Луна – глаза их кошки, которая теперь наблюдает за людьми из чертогов Бастет.
- Возле древних святилищ божества находились кладбища, где хоронили домашних, диких, уличных кошек. Вместе с ними в землю зарывались игрушки и угощения.
- В мифологии прослеживается тонкая связь Баст с Гором, нередко предстающим в обличие сокола. Потому богиню иногда изображают в виде крылатой кошки. Современные легенды наделили Бастет отношениями с Анубисом – богом мертвых.
- Ученые предполагают, что возможная порода Баст – египетская мау.
- Богиня отлично играет на ситаре и поет. Нередко ее избирали в покровительницы творцы: поэты, музыканты, художники.
Благодарим вас, друзья, за прочтение статьи. Надеемся, она оказалась интересной и полезной. Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях и подпишитесь на новости нашего сайта. До скорых встреч!
Источник: secretofworld.ru