Эпоксидная смола для бижутерии представляет собой современный химический материал, имеющий большую популярность среди мастеров, создающих украшения ручной работы. Из пластичной массы можно изготовить изделия, полностью имитирующие стекло. Необычайно привлекательно выглядят природные материалы (шишки, сухие цветы, листья и прочие), залитые прозрачным глянцем.
Людям, неравнодушным к красивым украшениям и увлекающимся созданием всевозможных поделок своими руками, предлагаем вместе узнать, что собой представляет эпоксидная смола ювелирная, какие существуют правила и тонкости работы с ней. В рамках статьи проведем небольшой мастер-класс по изготовлению кулона.
Слово «смола» вызывает обычно ассоциацию с природным происхождением вещества. Но в данном случае речь идет о химическом продукте. Внешне глазурь представляет собой прозрачную жидкость, в составе которой есть два компонента: смола и затвердитель.
Как выбрать смолу? Обзор смолы ArtEpoxy, epoximax, aliexpress, AquaGlass Citrus
При соединении вещества вступают в химическую реакцию, полимеризуясь друг с другом. В результате происходит полное отвердевание смолы. До начала полимеризации в глазурь можно добавлять твердые наполнители, которые могут менять свойства полученной пластмассы в желаемую сторону.
Разновидности модифицированного пластика
Изготавливается эпоксидная смола своими руками на основе известных марок клея отечественного производства – ЭКФ и ЭДП. Купить их можно в магазинах, торгующих хозяйственными принадлежностями. Небольшая упаковка на 280 г стоит примерно 70–80 рублей.
Соотношение модифицированной смолы и отвердителя должно находиться в диапазоне 8:1 – 10:1. Химический процесс полимеризации происходит при комнатной температуре и длится несколько часов. Для полного застывания потребуется не менее 12 часов. Отвердитель для эпоксидной смолы влияет на скорость полимеризации: чем его больше в составе, тем быстрее зафиксируется форма изделия. Соотношение компонентов нужно отмерять очень точно – это напрямую влияет на конечный результат.
Еще один продукт отечественной химической промышленности – эпоксидная смола ЭД-20. С ней очень удобно работать в домашних условиях, и цена выглядит более привлекательно (вдвое дешевле ЭКФ и ЭДП). Существенным недостатком является большая расфасовка: 6 кг смола и 1 кг — отвердитель.
В продаже можно также найти двухкомпонентные составы зарубежного производства. На их основе получаются отличные изделия из эпоксидной смолы. Кроме основного сырья, в упаковке можно найти защитные перчатки, пластиковые мерные стаканчики, деревянные палочки для перемешивания. Подобные наборы стоят намного дороже отечественных аналогов.
Соотношение замешивания в них может быть самым разным: 2:1, 1:1 или иным. Возможно, что пропорции придется высчитывать по специальной формуле. В любом случае нужно придерживаться рекомендаций производителя.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ СО СМОЛОЙ / ЭПОКСИДНАЯ СМОЛА/PIECE OF SUMMER
Соблюдаем осторожность в работе
Эпоксидная смола имеет широкое применение в строительстве, отделочных работах, а также в полиграфическом производстве. Сырье для технических целей имеет ярко выраженный химический запах, а испарения раздражающе влияют на дыхательную систему. При работе с промышленным материалом следует использовать защитные средства.
Эпоксидная смола для бижутерии и декоративных работ проверенных производителей не приносит вреда здоровью. Хотя правилами техники безопасности все же пренебрегать не стоит. Обычно о них есть подробная информация на фабричной упаковке, но нелишним будет упомянуть об этом сейчас. Итак, меры предосторожности при работе с химической глазурью:
- для того чтобы смола не попала на кожу рук и слизистых оболочек, следует работать в резиновых перчатках и защитном лепестке;
- в случае попадания химического препарата на тело следует сразу же снять его с кожи и промыть чистой водой места соприкосновения;
- нельзя использовать смолу для изготовления изделий, контактирующих с пищей;
- рабочее пространство рекомендуется выстлать полиэтиленовой пленкой или вощеной бумагой;
- работы проводятся в хорошо проветриваемом помещении.
Выдерживаем температурный режим
Процесс полимеризации сопровождается выделением тепла. В результате химической реакции смола может нагреваться до 60 градусов. Эту особенность нужно учитывать при выборе заливочных форм, желательно, чтобы они были термоустойчивыми.
Предварительный разогрев исходных компонентов ускоряет процесс полимеризации. При повышении температуры повышается текучесть смолы и снижается ее вязкость. Заливка эпоксидной смолой мелких деталей будет происходить быстрее и качественнее, если раствор предварительно прогреть до 25–30 о С. Затем в него вводится наполнитель и только после этого отвердитель.
Понижение температуры воздуха и избыток влаги негативно влияют на полимеризацию. При таких условиях процесс может слишком затянуться или вообще не дойти до завершения.
Добиваемся нужной консистенции
Пока эпоксидная смола для бижутерии не вступила в стадию полимеризации, она сохраняет свойства вязкой жидкости. Если в раствор ввести сухой наполнитель, то он может опуститься вниз (цемент, гипс) или подняться на поверхность (деревянные крошки, пробка). Эту особенность материала нужно учитывать, выбирая литьевую форму и распределяя по ней состав.
Применение вспомогательных средств
Главная трудность, с которой придется столкнуться в процессе работы – воздушные пузырьки. Если дать смеси немного отстояться или слегка ее подогреть, то они всплывут наверх. Чтобы избавиться от пузырей, прилипших к форме, можно воспользоваться обычной зубочисткой. Чтобы эпоксидная смола своими руками получилась идеальной консистенции, делайте заливку тонкой струйкой через мелкое ситечко.
В работе с глазурью удобно пользоваться одноразовой посудой для приготовления отдельной порции смеси. Хорошо подойдут для этих целей пластиковые баночки от молочных продуктов (йогуртов, творожков). Размешивать смесь удобно деревянными палочками от мороженого.
Чтобы произвести точную дозировку компонентов, можно воспользоваться медицинскими шприцами различной емкости. Учтите, что в этом случае заливка эпоксидной смолой должна производиться в емкость сверху. А затвердитель набирается в шприц обычным способом.
Формочки для заливки желательно смазать защитным раствором. Его может заменить обычный вазелин или паркетная мастика. Наносить тонкий слой и удалять излишки удобно ватной палочкой. Если формы изготовлены из силикона, полиэтилена или оргстекла, то предварительная смазка им не потребуется.
Поговорим о наполнителях
Твердые и жидкие добавки влияют на то, какими получатся в итоге украшения из эпоксидной смолы. Наиболее часто для этих целей применяют алебастр, цемент, мел, деревянную крошку или глиттер (блестки). Содержание добавки в общем объеме смеси – не более 50%.
Сухие наполнители обеспечивают получение твердого, но хрупкого пластика. Для нейтрализации нежелательного качества и улучшения пластичности материала применяют жидкие пластификаторы. Самой простой и доступной добавкой может стать касторовое масло. Обычно одной или двух капель бывает вполне достаточно.
Выбираем состав для изготовления кулона
Создать украшение нам поможет специальная прозрачная эпоксидная смола для бижутерии. В качестве примера можно взять двухкомпонентный состав Gedeo производства французской компании Pebeo емкостью 150 мл.
Материал отлично имитирует стекло и применяется не только в изготовлении украшений, но и для многослойных покрытий, декорирования поверхностей, реставрации трещин. Основой для нанесения может служить стекло, металл, фаянс, силикон, пластик, окрашенное дерево. Глазурь отличается исключительной прозрачностью, отсутствием запаха, ее легко приготовить. Готовое изделие характеризуется повышенной прочностью и не желтеет от времени.
Пошаговые действия
- В чистую сухую посуду помещают компоненты глазури в такой последовательности: сначала 100 мл жидкости Resin A, затем отвердитель для эпоксидной смолы Hardener B 50 мл. Оба вещества нужно тщательно и плавно перемешать до получения однородной массы. Важно не допустить образования воздушных пузырьков. Если все же этого не удалось избежать, то можно сразу проколоть их деревянной зубочисткой. Процесс размешивания может занять 15–20 минут.
- Полученная смесь имеет жидкую консистенцию, поэтому ее нужно отставить в сторону на 40-60 минут. Этого времени должно хватить на то, чтобы раствор достиг вязкости густого киселя.
- За это время готовим форму, глубина которой не должна превышать 50 мм. При избыточном объеме глазурь может не затвердеть. Очень удобно формовать украшения из эпоксидной смолы в силиконовой емкости. В продаже имеются изделия, специально предназначенные для этих целей. Если используется форма из материала, вступающего в контакт с эпоксидкой, то ее нужно обработать защитной смазкой.
- Небольшую часть полученной смеси выливают в подготовленную форму и дают ей подсохнуть в течение 15–20 минут.
- С помощью пинцета на застывшую поверхность выкладывают декоративные детали. Это могут быть разноцветные камешки, крошка, высохшие цветы, листочки и прочее.
- Сверху заливают оставшейся смесью. Распределить состав нужно равномерно так, чтобы он полностью покрыл внутренний элемент.
- По окончании заливки эпоксидная смола для бижутерии должна высыхать в течение суток. Так как поверхность притягивает к себе из воздуха пыль, форму лучше прикрыть.
Полезные советы
Если вам не хочется долго ждать, можно ускорить процесс высыхания, слегка подогрев форму в духовом шкафу. Старайтесь не допускать перегрева, иначе на поверхности могут образоваться пузыри.
Дырочку для шнурка можно проделать с помощью деревянной палочки, пока изделие находится в мягком состоянии. Если опоздали с этим – не беда, можно аккуратно высверлить отверстие в застывшем кулоне.
Следите, чтобы поверхность, где находится форма, была абсолютно гладкой. Это не позволит массе скатываться в одну сторону.
Вынув готовое украшение из формы, ошкурьте его негрубой наждачкой для выравнивания краев. Проденьте в отверстие шнурок и носите кулон на здоровье.
Источник: fb.ru
Какую эпоксидную смолу лучше использовать для изготовления бижутерии
Первые виды эпоксидной смолы возникли еще в середине прошлого столетия и использовались исключительно в прикладном производстве. Из них делали стеклоткань, использовали как материал для заливки пола. Но уже в это время ювелиры начинают задумываться об использовании эпоксидной смолы в украшениях.
Она хорошо подходит для того, чтобы запечатлеть навеки любую вещь, особенно хрупкую. Это могут быть сухоцветы, ракушки, иногда насекомые. Хрупкие и аккуратные украшения привлекли бы внимание многих людей. Для того чтобы понять, как создавать ювелирные украшения из материала «эпоксидная смола» необходимо разобраться с основной теорией.
Как выбрать эпоксидную смолу
Вопросом как выбрать эпоксидную смолу задается практически каждый новичок, решивший заняться изготовлением украшений из эпоксидной смолы. И в этом нет ничего сложного. Необходимо знать каким основным критериям должна отвечать смола.
Она предназначается конкретно для заливки украшений. Производитель четко прописывает можно ли использовать смолу в определенном виде работ. На упаковке нередко можно встретить пометку «ювелирная».
Устойчивость к ультрафиолету. В противном случае изделия, под прямыми солнечными лучами будут мутнеть и желтеть через небольшой отрезок времени.
Вязкость. Смола, предназначенная для изготовления ювелирных украшений, обладает низкой вязкостью. Конечно, она не должна быть такой же жидкой как вода. С такой смолой удобно работать. Она хорошо смешивается с красителями и отвердителями, легче проникает в микропоры, и огромный плюс меньшее количество пузырей воздуха при работе.
Если производитель позиционирует свою эпоксидную смолу, как ювелирную, то эти критерии априори должны выполняться. При выборе не стоит лениться и по возможности поискать каждый из критериев. Это может спасти от недобросовестного производителя и подобрать другую марку.
Выбор марки смолы
Сегодня на рынке представлено достаточно большое количество марок смолы. Нужно найти ту, что подходит по всем критериям и по соотношению цена/объем. Чем больше объем покупаемой смолы, тем дешевле она обходится в пересчете на 100 г продукта.
Арт-Эко
Смола продается в ведерках, в комплектах к ним идет емкость с отвердителем. В основном продается по 3 кг, однако существуют фасовки по 1 кг.
Aquaglass citrus
Эпоксидная смола представлена в разных объемах, например, 1,5 кг смолы и 0,5 кг отвердителя. С ней удобно работать при смешивании 2/1, не нужно проводить дополнительные действия на калькуляторе. Также хорошо смешивается. Подходит новичкам, которые еще ни разу не работали с эпоксидной смолой. Период застывания смолы 8 часов.
Это достаточно удобно, можно залить и оставить на ночь, чтобы на следующий день продолжить работу. Есть небольшие минусы: пожелтение со временем. Причем это наблюдается как в самом украшении, так и в отвердителе. Чтобы избежать этого придется постоянно наблюдать за попаданием прямых лучей солнца, как непосредственно на само изделие, так и на материалы для работы.
И образование пузырей, при заливании поверхность эпоксидной смолы идеальная, однако уже через короткий промежуток времени происходит образование мелких пузырей. Из плюсов можно выделить гибкость, так как период застывания небольшой, при доставании из формы смола мягкая, с ней удобно работать и придавать форму.
Epoxy Crystal plus
Практически не имеет минусов, за исключением пропорций для смешивания: 100/35, где 100 г – эпоксидной смолы и 35 г отвердителя. Обладает кристальной заливкой, не образует пузырей. Цена за такой материал выше, чем за другие марки, но и качество свое она оправдывает. Этот вид смолы имеет ультрафиолетовые фильтры. Еще один минус высокая вязкость эпоксидной смолы, это требует дополнительного разогрева, иначе происходит образование пузырей.
Mix art resin
Предназначена для декорирования украшений из эпоксидной смолы. Смола обладает небольшой желтизной, особенно это заметно при смешивании.
Art Epoxy
Достойная цена за качество материала, примерно в 1,5 раза меньше чем вид, представленный выше. Обладает низкой вязкостью, не нужно проводить дополнительных манипуляций по разогреву и постепенному смешиванию. Понятные пропорции – 10/3 легко разобраться без калькулятора, главное приноровиться. При образовании небольших пузырей их легко вывести. Смола обладает кристальной заливкой.
К эпоксидной смоле прилагается подробная инструкция на клеевой основе. Это удобно, так как производитель позаботился о быстрой осведомленности покупателя. Инструкцию можно приклеить на рабочую поверхность, тогда сам процесс работы будет ускорен, и даже если человек забудет какую-то информацию, всегда быстро сможет к ней вернутся.
Смола с сайта Aliexpress
Покупка смолы на Алиэкспресс обладает как плюсами, так и минусами. Главный плюс – низкая стоимость. Да действительно, на Алиэкспресс можно купить недорогую смолу и в случае того, что она не понравится, убытки будут незначительными. Следующий плюс широкий ассортимент, в этом онлайн маркете представлены множество видов смол разных размеров и функциональных характеристик.
На этом, пожалуй, плюсы закончились, перейдем к минусам:
- Долгое время транспортировки. Бывает так, особенно при постоянном наличии клиентов, что материал нужен здесь и сейчас или по крайней мере доставлен в короткие сроки. На Алиэкспресс же придется ждать недели своего заказа. За это время может передумать покупатель и уйти к другому мастеру. Или же сам мастер решит, что эпоксидная смола не подходит ему в работе.
- Сомнительное качество. Покупка на Алиэкспресс, это все равно, что приобретение кота в мешке. Заказчик не может точно знать какое качество будет у изделия и при плохом, возврат будет оформить проблематично.
- Отсутствие отзывов и точного руководства. На этом сайте редко присутствует подробная инструкция, которой может легко следовать новичок, придется разбираться со всем самостоятельно.
Источник: tkaner.com
Какую эпоксидную смолу лучше использовать для изготовления бижутерии
Первые эпоксидные смолы, появившиеся лет 60 назад, имели сугубо производственно-прикладное использование, ими заливали полы, создавали стеклоткань и первые композитные материалы в судостроении. Но уже тогда ювелиры, у которых очень ценился янтарь с попавшими в него миллионы лет назад насекомыми, задумали использовать эпоксидки для создания подобных поделок, только с уже заранее заданными свойствами. Далее появилось естественное желание «остановить мгновение» не только для забавных насекомых, но и для ракушек, цветов, срезов шишек, всевозможных хрупких поделок.
Но появилось естественное препятствие в виде несовершенства технологий: отливки из смолы мутнели, желтели вплоть до появления со временем желто-коричневого оттенка, поверхность стиралась и делалась матовой.
Ювелирный вариант
Химики пошли навстречу пожеланиям потребителей, хотя специально, конечно, никто именно для ювелирки эпоксидных составов не разрабатывал. Просто получилось так, что новые составы были:
- Более текучими, и заполняли собой в жидком виде, сразу после смешивания компонентов А и Б, все, даже самые мельчайшие, впадинки и поры.
- Были кристально-прозрачными, имеено то, что называется «отливка чистой воды».
- Гораздо более безвредными для здоровья, чем их предшественники.
Благодаря всем этим качествам выпуск бижутерии нового поколения значительно расширился в ассортименте, потребитель получил возможность заказывать украшения с заранее заданными свойствами, а мастера – эти заказы выполнять.
Более того, человек с фантазией, даже не будучи профессиональным ювелиром, мог, приложив некоторые усилия и потратив некоторое количество времени и некоторое количество денежных средств, изготовить такие поделки сам.
Импортное или отечественное
Строго говоря, такое деление не имеет смысла, потому что с импортозамещением в этой области в России дела обстоят не лучшим образом. На 90% производство эпоксидных ювелирных компаундов у нас базируется на импортных составляющих, то есть в страну завозится сырье, из которого на отечественных заводах выпускают ювелирную смолу, по качеству ничем не отличающуюся от ее аналогов производства Тайваня, Чехии, Австрии, Италии, Германии и других стран.
Поэтому, увидев надпись «Сделано в России», внимательно вчитайтесь в текст и обнаружите, что это или совместное производство, или изготовлено из импортных составляющих. Что не является чем-то ужасным, как об этом могут подумать некоторые граждане, глобализация экономики диктует свои правила. Ведь никого не шокируют многие детали «Лады», сделанные по лицензиям фирм «Рено» или «Пежо». Также как весь мир не испытывает комплекса неполноценности оттого, что чисто российское изобретение – терминалы по оплате мобильных телефонов, появились впервые в России еще 20 лет назад, а потом с триумфом распространились по всей планете.
Что на 100% делается в России и из российских компонентов, так это отвердители. Их ассортимент очень широк, и можно подобрать отверждающий состав под любую модель застывания, варьируя скорость полимеризации, совместимость смолы и отвердителя и возможность введения в составы всевозможных добавок в виде пластификаторов и пигментов.
Полезно узнать > Какой эпоксидный клей выбрать для склеивания дерева
Информация о совместимости того или иного компаунда с конкретным видом отвердителя или наоборот, всегда размещается в аннотации к товару или в инструкции по пользованию.
Критерии выбора
Наряду с такими качествами, как скорость застывания и экологичность, многие мастера на первое место помещают оптические свойства смол, применяемых для отливок. Что при этом имеется в виду? Ведь «прозрачность» материала не является аналогом термина «бесцветность». Например, чайная заварка прозрачна, но не бесцветна. Молоко бесцветно, если считать белый цвет бесцветным, но не прозрачно.
Поэтому если свет свободно проходит сквозь состав, но при этом меняет свой спектральный состав, то говорить о бесцветности нельзя.
Данным свойством «грешат» старые, еще советские разработки, ведь в экономике того времени при планировании не рассчитывали выпускать эпоксидные смолы с таким характеристиками, как бесцветность, сочетаемую с прозрачностью. Это не говорит о том, что химической промышленности советского периода таких смол разработать не могла, школа советской химии была на уровне лучших мировых стандартов. Дело было просто в некоторой неразворотливости плановой экономики, как таковой.
Выбор сделан, смола приобретена, но что можно наблюдать в реальности? Смотря для какой цели она куплена, какой тип изделий будет из нее изготавливаться. Если толщина покрытия или отливки не будет превышать 4-5 мм, то допускается легкий лимонно- желтый или охристо-желтый оттенок ее в массе, то есть при отливке таким слоем застывшая смола при чисто визуальной оценке будет восприниматься как совершенно прозрачная или бесцветная.
Заметить желтоватый оттенок в ней можно будет, если только превысит толщину в 10 мм и более. Но такие смолы обладают еще одним неприемлемым качеством: если слой заливки превысит некую, часто небольшую, величину, произойдет ее сильный саморазогрев. В аннотациях в таких случаях всегда есть предупреждение о цветности прозрачного слоя, и о предельной толщине его заливки, выше которой возможны термические явления.
Для заливок толщиной до 50 мм применяются смолы или абсолютно прозрачные, или, что чаще всего, с некоторой голубизной или фиолетовостью, которая заметна тем сильнее, чем толще слой заливки. Это связано с особенностями психологического восприятия цветов человеческим глазом, когда понятие «кристально-чистый» ассоциируется с легкой голубизной или сиренево-голубым оттенком. Для объемных изделий с толщиной свыше 500 мм характерно еще и применение смолы или специальных отвердителей, которые не подвержены сильному саморазогреву состава, который вызывает закипание смеси компаунда и отвердителя, или, как минимум, образования в ней пузырьков, которые тем больше по размеру, чем сильнее разогрев смеси.
Полезно узнать > Как эпоксидная смола взаимодействует с водой
Прием с голубизной, легкой лиловостью или синевой часто используют такие производители за рубежом, как Crystal resin и ICE resin. Компаунды с такими холодными оттенками называются отбеленными. В российских разработках эпоксидные смолы с таким свойствами выпускаются под индексом ПЭО-510КЭФ-20/0, а чисто прозрачный, без каких бы то ни было оттенков, маркируется как ПЭО-510КЭ-20/0. Хотя с последним можно поэкспериментировать, окрасив его в легкий заданный оттенок, оставив при этом прозрачным, добавляя в компаунд вещество Эпоксион 400 (110А).
Приемы смешивания и разведения с добавками могут зависеть, как от объемов компонентов готовых смесей, так от их веса. Дело в том, что при составлении ювелирных композиций чаще всего количество компонентов А и Б берут не в объемах, как то принято у эпоксидных смол производственного назначения, а по весу, в граммах или даже в миллиграммах.
Погрешность при этом должна быть не более чем в 5%, а чтобы не выйти за ее пределы, лучше начать взвешивание с компонента Б, то есть отвердителя. Посмотрим, что получится, на примере с частями А и Б эпоксидной смолы для ювелирный работ ПЭО.
Для этих компонентов должно быть соотношение А к Б как 100:25, или 4 к 1 по массе, и 100 к 30, или 3,3 к 1 по объему. При «промахе» взвешивания или отмеривания с отвердителем, если вместо единицы отмерили 1,1, то и компонента А, соответственно, должно тогда быть порядка 1,1г*4 =4,4г или 1,1мл*3,3 = 3,63мл.
Проще всего для таких смешиваний пользоваться следующей таблицей:
Разница в отмеривании по объему и по весу вызвана тем, что плотности эпоксидного компаунда и отвердителя сильно отличаются. Поэтому попытка как-то «усреднить» пропорции может привести к плохому результату.
Для образования однородной полимерной сетки в застывшей смоле нужно, чтобы при составлении смесей А и Б сохранялось так называемое стехиометрическое соотношение этих частей, когда вся протополимерная цепочка части А прореагирует с отвердителем. В случае с «ювелирными» смолами не сработает прием, часто применяемый в дешевых образцах этой продукции, используемой для обширных заливок полов, столешниц, когда небольшой избыток отвердителя только ускорит время реакции полимеризации.
Здесь же, в случае с ювелиркой, лишние молекулы отвердителя просто не встроятся в полимерную сетку, что снизит не только физико-механические характеристик полученных отливок, но и не даст их в дальнейшем отполировать. Ведь отвердитель будет иметь липкую консистенцию, и будет раз за разом будет выступать из мельчайших пор нарушенной полимерной сетки.
Если вы хотите иметь монолитную структуру ювелирного изделия, отлитого из эпоксидных смол, лучше обеспечьте к гарантированному сроку отверждения дополнительное время еще в трое-четверо суток, тогда на изделиях не будет оставляться отпечатков пальцев, как это часто бывает при нагреве украшений от тепла тела.
Работа с пористым поверхностями
При работе ювелирным смолами, если поверхности, которые будут заливаться, пористые, нужно или:
- выбрать смолу жиже;
- нагреть ее;
- сначала замесить небольшой объем компаунда А и отвердителя Б и промазать пористые поверхности кистью, только после застывания этого грунтовочного слоя делать объем эпоксидки для отливки.
Хорошо, когда в работе со смолой есть опыт. В противном случае старайтесь ориентироваться на мнения:
- Экспертов-химиков или производственников, их можно найти на сайтах производителей. Там вы можете узнать тонкости процессов, описание которых не всегда есть на аннотациях, размещенных на таре-упаковке эпоксидного материала.
- Практиков, то есть ювелиров-профессионалов или любителей, давно работающих с ювелирными эпоксидным компаундами.
Настоящие профи не замыкаются в себе, трясясь над секретам мастерства. Они щедро делятся ими показывая свой уровень экспертности, и в надежде, что вы когда-нибудь поступите так же.
Источник: practeco.ru