Читать онлайн книгу — «Самоцветное ожерелье Гоби». Страница 22
Похоже, мне не добраться до лагеря — мелькнула капитулянтская мысль. Конечно, мои ребята меня не оставят, будут искать, но за это время меня просто засыпит песком, как рюкзак, если, конечно, не совершится чудо. Глупо было вот так пропадать бывалому геологу-поисковику, каким я себя считал.
В бессильной злобе на себя за то, что по собственной вине попал в столь безвыходную ситуацию, я сжал кулаки. И вдруг ощутил рукой в правом кармане куртки какой-то гладкий, уже забытый мною предмет. Я извлек его и увидел миндалину сердолика конусовидной формы оранжево-желтого, как апельсин, цвета. Да, этот камешек я нашел в россыпи еще неделю назад, и он мне так понравился, что я оставил его себе. Кажется, я его показывал Мягмару — любознательному арату, когда, прослеживая россыпь, случайно наткнулся на его кочевье.
Стоп, выход был найден! Как я сразу об этом не подумал! Конечно же, надо идти к кочевью Мягмара — это всего в 3 км отсюда: надо пройти россыпь, вытянутую в широтном направлении, и двигаться вдоль узкого сая, усеянного бледно-желтыми халцедонами, с многочисленными ответвлениями — рукавами.
Камень Коралл. Описание и свойства. Сергей Серебряков
Пройдя этот сай и перевалив через пологую базальтовую сопку, я попаду в долину «цаган чулуу» — белого камня, все того же халцедона. А там и рукой подать до кочевья Мягмара. Однако вокруг ничего не было видно, и следовало ориентироваться по земле — по халцедоновой дорожке. Я сжал с решимостью сердолик, ощутил его тепло и почувствовал какой-то прилив сил. Я был не одинок — со мной был мой камень, мой талисман!
Дальнейшее помнится смутно: я шел по халцедоновым дорожкам, падал от ветра и просто от изнеможения, вставал и снова шел, вглядываясь воспаленными, слезившимися глазами в каменистую землю. И все время я держал в кулаке желтый сердолик, ощущая ладонью его теплую гладкую поверхность. Вот, наконец, и долина Белого камня.
Качаясь, брел я по белым халцедонам, которые должны были привести меня к кочевью Мягмара. Обязательно!! И снова, сжимая сердолик, брел я, а потом уже и полз к внезапно возникшей среди кромешной серой мглы белой юрте. Пытался крикнуть, но пересохший язык и губы меня не слушались. И я снова пополз, пока силы окончательно не оставили меня. Казалось, все кончено.
Но в этот момент чьи-то сильные руки подхватили меня и втащили в спасительную белую юрту кочевья.
Камень утренней зари
«Красивые камни, как и цветы, всегда поднимают настроение».
Слово «цагаан» (белый, белое) — одно из самых распространенных в монгольском языке. Если взглянуть на географическую карту Монголии, то можно без труда найти на ней десятки названий со словом «цагаан»: белые реки и озера, белые вершины и перевалы, белые урочища, колодцы и многое другое. Даже монгольский новый год, по лунному календарю, назван Цагаан-Сар — белый месяц, и встречают его на рассвете с пиалой, наполненной монгольской пшеничной водкой — цагаан-архи.
Цагаан — это священный для каждого монгола цвет. Это цвет символа Земли и всего прекрасного — цветка лотоса, это цвет традиционного монгольского жилища — юрты, цвет материнского молока, которым вскормлен весь мир…
Фэн Шуй камней — Коралл — магия корала
Отсюда понятна давняя любовь монголов к камням белого цвета. Более всего ценился и ценится поныне цагаан-хаш — белый нефрит, чистый, непрозрачный, похожий на легендарный лотос. Почитался также и серовато-белый хорошо просвечивающий нефрит с влажно-масляным блеском — это нефрит цвета свиного сала или целебного тарбаганьего жира.
Белый нефрит, привозимый из Китая, использовался для изготовления мундштуков курительных трубок и табакерок для нюхательного табака. Тибетские знахари вытачивали из белого нефрита шары для медитации, ибо считалось, что белый нефрит своим мягким блеском, глубоким и спокойным тоном призван отгонять буйные страсти, вселять в душу покой и умиротворение.
О белом нефрите было много народных поверий. «Если тебя безудержно заносит куда-то, если в твое сердце закрались обида и злоба, — говорилось в одном из них, — не дай разгореться этим страстям. Возьми в свои ладони белый и скользкий, как свиное сало, цагаан-хаш, сожми его крепко, и он успокоит тебя». Недаром белый нефрит издавна называли «камнем спокойствия», олицетворяющим собой одну из заповедей Востока: «Не волнуйся и не спеши — дней в году много».
Среди девяти издавна почитаемых монголами драгоценностей три — белого цвета: это серебро, перламутр и жемчуг. Однако все они, кроме серебра, также привозились из соседнего Китая.
Найти белый самоцвет в Монголии было мечтой каждого геолога-самоцветчика, и усилий к этому прилагалось немало. В год желтой курицы известный в Монголии мастер-камнерез Чойнзон, придя в партию «Цветные камни», поведал о находке белого нефрита в местности Шарнохойт — в 180 км к северо-западу от Улан-Батора.
Однако геологов там постигла неудача: вместо белого нефрита в Шарнохойте оказался белый халцедон. Внешне он был очень похож на нефрит — того же однородного белого цвета с хорошей просвечиваемостью. И запасов его на этом проявлении было достаточно, но камень не удался. Попытки изготовить из него традиционные табакерки и мундштуки были тщетны: из-за большой твердости, хрупкости и сильной трещиноватости камень «не давался». Сам мастер Чойнзон досадливо махнул на него рукой: заменить им нефрит не удалось.
Искали геологи и любимый на Востоке кахолонг, чистый и белый, как молоко. Недаром в одной из легенд говорилось, что кахолонг — это окаменевшие сгустки молока. Народные поверья связывали его с материнством; считалось, что он увеличивает количество молока у кормящих матерей и облегчает роды. Словом, это был истинно женский камень. Женщины Востока любят носить бусы из кахолонга, которые своей белизной хорошо гармонируют с их смуглой кожей и белоснежной улыбкой.
Минералоги называют кахолонгом фарфоровидный непрозрачный халцедон, или обыкновенный опал, подвергшийся дегидратации.
Происхождение названия этого красивого белого камня точно не установлено. Впервые название «кахолонг» появилось в Европе в 1801 г. и ошибочно считалось монгольским, означающим «прекрасный камень». Однако по-монгольски эти слова звучат иначе, а потому более убедительно их толкование, данное минералогом И. Валериусом: «В Калмыцкой земле, — писал он, — так, как и прочие голыши, кусками его находят при реке Кахе, как оную калмыки называют, а каменья у них слывут общим именем холонг, почему сей камень кахолонгом назван».
Но не только в «Калмыцкой земле» находили белый самоцвет. По сведениям академика А. Е. Ферсмана, хороший ювелирно-подарочный кахолонг добывался в россыпях Забайкалья. Из него делали резные изображения — геммы, использовали и для флорентийской мозаики.
Первые сведения о монгольском кахолонге содержатся в трудах академика П. Палласа, много путешествовавшего по разным провинциям Российской империи и сопредельным странам.
По утверждению П. Палласа, кахолонг в изобилии встречается в Гобийской пустыне. Однако, несмотря на столь авторитетное заверение российского академика, с кахолонгом монгольским самоцветчикам так же не везло, как и с белым нефритом. В различных частях Гоби нам попадались отдельные находки кахолонга, но сколько-нибудь заметных скоплений его, хотя бы небольшой «россыпушки», встретить не удавалось.
И вот тогда в партию «Цветные камни» снова наведался Чойнзон. Старый мастер прекрасно знал все приемы обработки камня, знал и любил камень, собирал сведения и заявки о новых находках и передавал их геологам. Его появлению всегда были рады, ибо он приходил с какой-нибудь новой идеей и непременно с «камнем за пазухой». На сей раз Чойнзон после принятого этикетом чаепития и неторопливого разговора о погоде и последних столичных новостях вытащил из потайного кармана дэла белый-белый камешек.
Геологи приняли его за кахолонг и стали расспрашивать дархана, где он его нашел. Чойнзон только загадочно ухмылялся и попыхивал своей трубкой. Тогда с его разрешения камень тут же в цехе распилили и отполировали. И вот тут-то и выяснилось, что камень совсем легко (не так, как кахолонг) режется алмазной пилой, приобретает хорошую зеркальную полировку и имеет приятный матовый блеск.
Он был похож на кахолонг по ровному молочно-белому цвету, плотной структуре и в то же время имел небольшую по сравнению с кахолонгом твердость. Что это за камень?
— Гобийцы называют его цагаан-шуур (белый коралл), — довольный произведенным впечатлением произнес Чойнзон. — А нашли его у родника Хуцын-Булаг, в Южной Гоби, там его видимо-невидимо. Так что поезжайте туда и привозите побольше, а мы тем временем подумаем, что из него делать.
Разговор этот проходил в год белой свиньи под знаком железа и доминирующего белого цвета. И, конечно, все сошлись на том, что на сей раз белый камень должен быть найден.
Источник: hub-book.com
В канун полнолуния 6 января 2023 года можно совершать заговор на исполнение тайных желаний
Источник иллюстрации / фото: Wordyou.ru
Магический день Полнолуния, которое произойдет 7 января, активно повлияет на окружающий мир и предметы померкнет. Обычно в эту ночь девушки совершают разные ритуалы, начиная от любовных заканчивая привлечением финансов.
Полнолуние в январе 2023 года откроет путь к тайным ритуалам
Первое полнолуние в 2023 году состоится 7 января в 02:08 по московскому времени. В этот момент Луна достигнет максимальной яркости. «Волчья» Луна в 2023 году совпадает с Рождеством у православных. Для невооруженного глаза лунный диск будет казаться полным на протяжении нескольких ночей, примерно с 5 и до 9 января.
Наши предки называли полнолуния по-разному, в зависимости от особенностей месяца. В Европе и Америке в холодные январские ночи жители деревень часто слышали волчий вой, поэтому полную Луну в январе стали называть «волчьей».
Как провести этот день
Как уверяют эзотерики, полнолуние 7 января 2023 года будет безвредным и не опасным для жителей планеты. Лишь у мнительных людей могут испортиться настроение и появиться необъяснимые фобии.
Чтобы привлечь удачу в дом на Волчью Луну, специалисты по небесным светилам советуют измельчить лекарственные растения и сложить их в матерчатый мешочек.
Затем его нужно положить на подоконник, чтобы на него падал свет полнолуния. После этого талисман удачи и благополучия следует повесить в комнате.
По словам эзотериков, лунным светом также можно зарядить любой предмет. И не важно, будет ли на небе ночью ясно или облачно, поскольку потоки энергии полнолуния обязательно достигнут Земли.
Интересные приметы Полнолуния, которое будет 7 января 2023 года
Есть ряд проверенных многими людьми примет, соблюдая которые можно оказаться в выгодном положении, и смело управлять ситуацией.
Такое учение, как эзотерика, приближает людскую природу к природе естественной. Так, адепты этой науки рекомендуют молится на протяжении дня и благодарить Землю Мать за возложенные на человека обязательства перед природой.
В этот день рекомендуется погрузится в себя, очертить свои мечты и думать о том, какие есть ближайшие пути их исполнения.
Лучшим из методов будет планирование исполнения желаний. Необходимо конкретизировать свои цели, расставить в них приоритет. Тогда поэтапно человеку будет легко осуществить любую свою мечту.
Самое время в день Полнолуния отказаться от вредных привычек. Даже если есть желание бросить курить или вести здоровый образ жизни, начав питаться правильно. Именно в этот день стоит избавится от негатива. Энергия молодой Луны поможет в исполнении сильного желания отодвинуть от себя негатив.
Мужчины как известно существа с Марса, и Луна в этой фазе никак к Марсу не расположена, тем более, что в этот день состоится еще и Солнечное затмение, чем делает сильный пол агрессивнее в этот день. Мужчинам зная об этом стоит поумерить свой пыл и дважды подумать, чем воспроизвести свои мысли в слух.
Источник: ТРИБУНА — материалы могут быть скопированы ресурсом на других платформах без ведома их авторов.
Источник: trmzk.ru
Англомания и коллекционирование искусства: как жили женщины в семье Рябушинских
Рябушинские — династия российских предпринимателей и меценатов. Им посвящена книга историка искусства Наталии Семеновой, вышедшая в издательстве «Слово». Forbes Woman публикует главу о Евфимии Рябушинской, которая заказывала росписи Валентину Серову и Мстиславу Добужинскому, коллекционировала миниатюрные силуэты и устраивала в подмосковном имении охоту в английском стиле
В документальном романе «Братья Рябушинские» историк искусства Наталия Семенова рассказывает историю крупнейших предпринимателей Российской империи начала ХХ века, которая могла бы лечь в основу захватывающей драмы. Из крепостных — в купцы, а затем и в богатейших банкиров и фабрикантов, меценатов и коллекционеров. Восстановить картину их повседневной жизни удалось благодаря воспоминаниям и дневникам Михаила Рябушинского, которые он завещал Нью-Йоркской публичной библиотеке.
Закончили чтение тут
Старинное раскольничье имя Евфимия, доставшееся от бабушки самой красивой и элегантной из сестер, совершенно ей не подходило. Двадцати лет Фима, как звали ее домашние, вышла за влюбившегося в нее с первого взгляда Василия Носова. Суконщики Носовы не обладали таким капиталом, как Рябушинские, но в старообрядческом купеческом мире считались весьма уважаемым семейством.
Сестра Василия Васильевича Вера была замужем за Алексеем Бахрушиным, купеческим сыном и создателем первого в Европе частного театрального музея. Выдать дочь за замоскворецкого кожевенника Бахрушина для старика Носова было почетно, а вот желание сына взять в жены одну из Рябушинских было, по слухам, встречено с неодобрением. «Для солидной жизненной установки Носовых», вспоминал Юрий Бахрушин, семья его тетки считалась малоподходящей. Но дядя настоял на своем, и деду «после совершившегося факта приходилось лишь мириться или закрывать глаза и не обращать внимания на экстравагантность новой невестки».
Молодые поселились в старом носовском доме на углу Малой Семеновской и Введенской площади. Район был, мягко говоря, непрестижный, зато для ткацкого дела место идеальное: рядом пруд, река Яуза. К тому же неподалеку свое, Преображенское кладбище, «резиденция» общины старообрядцев-беспоповцев.
Разбогатев, Носовы прикупили несколько соседних участков и выстроили новые фабричные корпуса; помимо сукна для армейских нужд под маркой «Промышленно-торгового товарищества мануфактур братьев Носовых» выпускалось особое, так называемое «кавказское сукно» для черкесок. По соседству с фабричной конторой папаша Носов выстроил дом. Это-то «купеческое гнездо» Евфимия Павловна и задумала превратить во «дворец Козимо Медичи». Денег у супругов было более чем достаточно, и Василий Васильевич, по словам племянника, потакал любым фантазиям обожаемой жены, благо нрава был флегматичного. Что до папаши Носова, то тот «следил за происходящим в его старом особняке с явным неодобрением, но в жизнь любимого сына и единственного наследника не вмешивался».
За переделку Фима взялась решительно. За два года архитектор Иван Жолтовский (с которым у старшей сестры Елизаветы начался страстный роман) преобразил особняк, и теперь его залы не уступали дворцовыми интерьерам эпохи Еmpire.
Зимой 1910 года на Введенской появился Константин Сомов, начавший писать портрет Евфимии, сочтя ее необычайно интересной для живописи: «…у нее очень особенное лицо. Сидит она в белом атласном платье, украшенном черными кружевами и кораллами, оно от Ламановой, на шее у нее четыре жемчужных нитки, прическа точно на голове какой-то громадный жук».
Ценитель прекрасного, Сомов не мог прийти в себя от нарядов своей модели. «Был в ложе Носовой, которая была одета умопомрачительно, голубое яркое атласное платье, вышитое шелками перламутровых цветов, с розовыми тюлевыми плечами, на шее ривьера (колье, в котором не видно мест соединения камней друг с другом, — прим. авт.) с длинными висячими концами из бриллиантовых больших трефлей, соединенных брильянтами же » Анну Семеновну Голубкину наряды Носовой не тронули, в отличие от «особенного лица» Евфимии Павловны. Помимо портретного сходства скульптор, как обычно, пробовала разгадать свою модель, и ей это удалось.
Мраморным бюстом заказчица и ее родные остались недовольны, за исключением брата Михаила, который купил вариант в гипсе, поражаясь, как точно Голубкина сумела ухватить характер сестры. Беломраморная, «вечно чем-нибудь недовольная Фима» выглядела еще более высокомерной, чем в жизни. Анна Семеновна пыталась начать новый бюст, но вскоре оставила эту затею: «То же самое получается. Радости в ней не вижу».
Материал по теме
«Купеческое гнездо» тем временем продолжало преображаться. Коринфских колонн из искусственного мрамора и лепнины Евфимии показалось недостаточно. По рекомендации Сомова его друг и собрат по «Миру искусства» Мстислав Добужинский с помощником расписал потолок парадной лестницы гротескным орнаментом, уподобив замоскворецкий особняк палаццо флорентийского аристократа. Художник был под впечатлением от ренессансных дворцов Флоренции и Рима: он недавно вернулся из Италии, куда, по слухам, его отправила заказчица, только что лишившаяся другого исполнителя — скоропостижно скончался Валентин Серов, чьи росписи должны были украсить парадную столовую.
О фресковой живописи alla prima Серов мечтал давно, даже брал уроки письма яичными красками «Прекрасная строгая архитектура большого зала казалась ему соблазнительной для росписи, за которую он охотно взялся. Начались бесконечные искания и два альбома большого формата были вскоре заполнены несколькими десятками эскизов. Тему он взял снова из греческой мифологии — сказание о Диане, превращающей Актеона в оленя». Под «снова» имелось в виду «Похищение Европы» — последний шедевр живописца. Уставший писать заказные портреты («Я как доктор, хожу из одного парадного в другое», жаловался художник), Серов мог только мечтать о таком заказе. «То упоение, с которым покойный Серов принялся… расписывать стены одного богатого дома в Москве, обнаружило, что всю жизнь ему хотелось больше всего».
С Серовым у Носовой не вышло. Дружба с Сомовым, с которым они вместе бывали на выставках и в театрах, закончилась полным разрывом.
Поначалу художник был очарован Евфимией Павловной, даже уступил ей «Арлекина и даму», которую хотели приобрести и Русский музей (в итоге получивший повторение), и супруги Гиршманы. «А предпочтение Е. Павловне я даю, т. к. она эту вещь будет ценить и любить, а Гиршман покупает, почти не глядя и не любя, повесит ее среди множества неприят ных », — писал Сомов сестре из Больё, где так приятно проводил время на Лазурном Берегу с Носовыми. Рассорившись же с Евфимией Павловной, он не хотел ее больше видеть, а ее портрет кисти Александра Головина обозвал «увеличенной до чрезвычайности обложкой «шикарного» французского спортивного журнала». Портрет, на котором Евфимия Павловна представала в виде прекрасной наездницы, был гигантский, почти три метра высотой. Возможно, заказчица мечтала походить на «Всадницу» Карла Брюллова или же попросила взять за образец английские конные портреты, ибо, как уверяет ее племянник, была ярой англоманкой. По английской методе она воспитывала дочерей Киру и Августу, названную в честь бабушки Носовой, но переименованную в бытность жизни в Италии в Стину.
Даже удивительно, что выросшие в старообрядческой семье сестры Рябушинские получили английское воспитание: они говорили не только по-французски, как и положено девушкам из хороших домов, но и по-английски. Михаил вспоминал, как в разгар войны в Москву прибыла депутация английских политических деятелей. И жена генерального консула Великобритании в Москве, каковым в ту пору состоял Брюс Локкарт*, не нашла ничего умнее, как пригласить на устраивавшийся в их честь обед нескольких дам московского общества, говоривших по-английски, не пригласив при этом их мужей. В числе приглашенных были сестры Михаила Павловича Фима и Женя, а также жена Таня. Узнав об этом, Михаил Павлович немедленно позвонил Локкарту, заявив, что считает подобное недопустимой наглостью, и бросил трубку.
Не прошло и получаса, как дворецкий доложил о приходе г-на Локкарта. Последовало извинение: произошло недоразумение, их помещение слишком мало, поэтому, к сожалению, всех пригласить они не могли. «В таком случае, — сказал раздраженный Рябушинский, — Вашей жене гораздо более подошло бы проехать в «Стрельну» и пригласить несколько хористок оттуда». Собственную жену Михаил на обед не пустил, а вот Фима наверняка отправилась на прием, учитывая, что годом раньше устраивала у себя в особняке раут на 100 гостей с обедом и танцами в честь британской морской делегации.
Источник: www.forbes.ru
Обесцвечивание кораллов приводит к бессмысленным дракам между рыбами
Исследователи Ланкастерского университета установили, что некоторые виды рифовых рыб хуже выявляют конкурентов из-за массового обесцвечивания кораллов.
Ученые провели более 3700 наблюдений за 38 видами рыб-бабочек на рифах Индо-Тихоокеанского региона. Оказалось, что после гибели кораллов, вызванной обесцвечиванием, ухудшилась передача сигналов между рыбами. Из-за этого они чаще вступают в ненужные драки и погони, расходуя ограниченный запас энергии.
Ученые считают, что эти изменения могут повлиять на выживание видов, поскольку дальнейшее глобальное потепление скорее всего усугубит проблемы обесцвечивания кораллов.
Экологические проблемы вынуждают рыб менять свой рацион и территорию обитания. Это разрушает сложившиеся в ходе эволюции отношения, которые позволяют нескольким видам сосуществовать без серьезных конфликтов.
🐟 Ранее у берегов Португалии обнаружили самую тяжелую костную рыбу в мире. Она весит почти три тонны.
Источник: knife.media