Камень с надписями как называется

В.А.Чудинов

Надписи на камнях в науке называются петроглифами (петрос – камень, глифы – надписи), независимо от их возраста. Чаще всего нам приходится видеть современные надписи на камнях, которые мы могли бы принять за древние. Чтобы такой путаницы не произошло, я хотел бы привести пару фотографий, на которых можно было бы отчетливо увидеть эти отличия.

Вид современных камней. Один из постоянных слушателей моих лекций в лектории Политехнического музея передал мне во время моего последнего выступления 17 декабря 2005 года фотографии камней Полозового оврага парка Коломенское в Москве.

Рис. 1. Мое чтение надписей на двух камнях Коломенского

Общий вид камней и чтение на двух ближайших показано на рис. 1. На нижней кромке верхнего камня читается слово МИР, то же самое можно прочитать и на верхнем камне слева. На ближнем камне сверху можно прочитать слово КРАС, буква С может быть прочитана и как Н, чуть правее написано ОЯ, левее буквы Р более мелко написаны буквы РСК, две буквы И можно прочитать под буквами Р и А верхней строки. Слово КРАС можно прочитать и как слово КРАЙ. Тем самым, читаются слова КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ. Правее написана аббревиатура института, МИФИ, то есть, Московский инженерно-физический институт. Внизу камня в правом углу можно прочитать аббревиатуру МГПИ, то есть, Московский государственный педагогический институт. Поскольку в наши дни он называется педагогическим университетом, надпись сделана до 1990 года. Надпись на средней строке можно прочитать как ХИМКИ, название одного из ближайших к Москве городов-спутников.

БЕСПЛАТНЫЕ ВЕЩИ в Роблокс | Alo Sanctuary roblox | Как получить: Коврики для йоги, кепку, футболку

Таким образом, перед нами находится обычное творчество туристов, которые любят оставлять надписи о своем пребывании. В данном случае их оставили студенты двух столичных вузов, Краснодарского края и жители одного из ближайших подмосковных городов.

Рис. 2. Мое чтение надписей на других камнях Коломенского

На другой фотографии, представляющей то же скопление камней, но с другого ракурса, можно выявить другие надписи, например, на центральном – МГПИ (букву П вначале пропустили, а потом вписали меньшего размера и глубины), и кверху ногами – ТАМБОВА (это совсем другая надпись, не имеющая никакого отношения к слову МГПИ). Слева от этого центрального камня находится другой, на котором менее глубокими буквами написано имя МАРАТ. То же имя читается и на самом близком камне внизу. На камне чуть подальше начертана кверху ногами аббревиатура ОДДП (ее смысла я не знаю). На самом далеком камне выгравировано слово ТАМАРА, в котором между буквами А и Р вставлена (но чуть выше) буква В. Наконец, на ближайшем камне справа можно прочитать имя ВАНЯ и дату – 1949 год.

Подобные надписи нас не интересуют с точки зрения их содержания, которое ничем не отличается от обычных надписей туристов. Однако, эти надписи весьма интересны в плане их сопоставления с древними текстами. Дело в том, что нас иногда упрекают в том, что мы читаем на камнях некие знаки, оставленные досужими туристами от нечего делать. Данные фотографии – прекрасный повод выявить отличия между современными и древними надписями.

Читайте также:
Ложка из чего сделана

САМЫЙ КРАСИВЫЙ УГОРЬ ПОД МИКРОСКОПОМ!

Выявленные отличия современных надписей. Попробуем сформулировать несколько отличий современных камней от древних.

1. Древние камни обычно резко отделены друг от друга не только в физическом плане, но и петрографически, то есть, как правило, представляют собой разные горные породы, или разные варианты одной горной породы. Здесь же все камни покрыты каким-то окаменевшим связующим веществом, которое сцементировало их вместе, залив все промежутки и образовав однородное (и, вероятно, довольно мягкое) покрытие.

2. Надписи на древних камнях с первого взгляда незаметны, и приходится долго вглядываться, прежде чем начинают различаться отдельные буквы. Сразу прочитать все слово, как правило, затруднительно. На современных камнях надписи заметны сразу, поскольку их буквы могут составлять от 10 до 30% высоты камня. Таких крупных букв на древних камнях мы не встретили ни разу.

3. Буквы на современных камнях имеют практически параллельные друг другу мачты и почти одинаковые размеры, чего никогда не встречается на древних памятниках. Напротив, древние буквы всякий раз имеют и свое начертание, и свои размеры.

4. Линия строки на современных камнях не только представляет собой прямую линию, но она и еще практически горизонтальна. Напротив, на древних камнях, даже если встречается письмо в линию, буквы стоят либо чуть выше, либо чуть ниже линии строки. Сама строка при этом представляет собой диагональ, повышающуюся вправо с углом наклона к горизонту примерно в 20-30 0 . Но чаще вместо строки используется некоторое гнездо букв.

5. На современных камнях одно слово присутствует на одном камне один раз. Напротив, на древних камнях оно редко повторяется 2-3 раза; гораздо чаще оно повторяется десятки раз, варьируя в размерах, местах расположения и ракурсах так, чтобы его можно было прочитать на любом удалении от камня и при подходе к нему с разных сторон.

6. На современных камнях каждое новое слово пишется на новом месте, свободном от букв другого слова. Напротив, на древних камнях каждое слово пишется так, как будто бы кроме него никаких других слов не существует. Это приводит к наложению одних слов на другие, что образует причудливый рисунок.

7. На современных камнях промежутки между буквами почти постоянны. Напротив, на древних камнях промежутки между буквами могут быть и большими (буквы пишутся как бы в разрядку), и малыми (буквы могут касаться друг друга в пределах одного слова). Более того, на древних камнях буквы могут быть разорванными или, напротив, составлять такие лигатуры, при которых буквы не соприкасаются друг с другом, а налагаются одна на другую, будучи сдвинуты на заметные доли размера буквы.

8. В силу сказанного современные надписи легко выделяются и просто читаются, причем все слова в силу их одинакового размера и стандартного написания равнозначны. Напротив, на древних камнях имеется сложная иерархия между титульными, большими, средними, мелкими и мельчайшими надписями.

9. Современные надписи в рассмотренном случае процарапаны или пропилены каким-то металлическим предметом, скорее всего, напильником. Напротив, древние надписи имеют самые разные техники нанесения: точечные буквы накалываются шилом, обычные буквы наносятся путем скалывания поверхности камня чем-то вроде зубила, имеются примеры травления букв какими-то химическими реактивами, буквы также могут нашлепываться или навариваться. Подробности двух последних техник пока неясны.

10. Таким образом, в современных надписях господствует стандарт и унификация. Напротив, древние надписи весьма разнообразны во всем: в технике исполнения, в начертании, в наличии лигатур или разрядок, даже расчленении, в углах наклона к горизонту, в количестве повторений каждого слова, в его размерах и в его расположении относительно других слов.

Читайте также:
Винтажные броши чехословакия какие ценятся больше

Современные надписи на камнях (петроглифы) просто имитируют современные печатные буквы, допуская, однако, едва заметные отклонения от заглавных начертаний и от нормального расположения. Их назначение – сугубо субъективное: зафиксировать пребывание данного субъекта (реже другого, например, любимой девушки), или данной организации в данном месте.

Напротив, на древних камнях передавалась объективная информация: какого бога воплощает данный камень, и мастерские какого храма несут ответственность за его изготовление. Часто помечалась также принадлежность камня к той или иной местности. Древние камни передавали и древнее письмо, еще не подвергшееся стандартизации. Надписи на священных камнях сами считались сакральными, и видеть их дозволялось лишь посвященным. Отсюда и весьма неброские и почти незаметные начертания на камнях по принципу «не испорти камень надписью».

Иными словами, на современных камнях автор надписи увековечивает себя, дорогого и любимого, считая камни одним из долговременных носителей информации. Насколько такая надпись украсит сам камень или ландшафт, ему безразлично. Его не волнует также и то, что все надписи такого типа стандартны во всем: и в технике нанесения, и в расположении и размерах букв, и в перечислении имен и названия организаций. Напротив, в древних надписях наши предки старались не портить ни камень, ни ландшафт; сами надписи были весьма изобретательными, а посвящались они не себе, а богам. Да и изготавливались они не кустарно, как современные, а в специально оборудованных мастерских.

Заключение. Таким образом, сопоставление древних и современных надписях нам показывает наличие совершенно разного мировоззрения, то есть, отношения к себе, к природе и к высшему началу, как у нас, так и у наших предков. Предки жили в гармонии с природой, с богом и собой, мы же стремимся к самолюбованию и назойливому напоминанию о себе всеми возможными нам способами. В том числе и с помощью петроглифов. Это – отличия, так сказать, философского характера.

Но имеются отличия и чисто технического плана. Наши предки делали каждую букву штучно, уникально, ни одна буква надписи, даже одного вида, не совпадает с другой ни по рисунку, ни по размеру, ни по развороту на поверхности камня. Мы же – рабы стандартизации, мы стремимся писать по линеечке, одинаковые по размерам, наклону и расстояниям друг от друга очень тонкие буквы. Мы это делаем ради забавы, а не ради исполнения религиозного долга, как наши предки.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.

Источник

Минералы Мира

Надписи на камнях

Памятников письменности, воплощенных в камне, не слишком много. Объясняется это прежде всего тем, что писать на столь твердой поверхности непросто. Гораздо легче использовать более податливый материал: глину, дерево, ткань или папирус. На камне человек оставил лишь те письмена, которые должны были пройти сквозь века…

Наука эпиграфика занимается изучением того, что греки называли «эпиграммата»: расшифровка текстов, высеченных на твердых материалах. Именно характер носителя отличает ее от других наук, изучающих тексты. Эпиграфика исследует как надписи, связанные с особенностями материала, инструмента и технологии их нанесения, так и сам исто рический источник, его фоновую поверхность, а также различные символы, орнаменты и рисунки этой поверхности.

КОДЕКС ХАММУРАПИ

В 1760 году до н.э. шестой царь первой династии Вавилона Хаммурапи (1792-1750 годы до н.э.) повелел высечь на базальтовой стеле высотой 2,5 метра первый свод законов в истории человечества (справа). Стела была установлена в храме Сиппар, а копии свода законов — разосланы по всем уголкам царства. Всего на стеле высечено 282 закона. В верхней ее части запечатлен Хамураппи, принимающий законы из рук бога Шамаша, что призвано подчеркнуть божественный характер монархии. Сегодня этот удивительный памятник истории хранится в Лувре, Париж.

Читайте также:
К чему снится потеря обручального кольца

РОЗЕТТСКИЙ КАМЕНЬ

В 1798 году войска Наполеона заняли Египет. В 1799 офицером французских войск Бушаром при сооружении форта Сен-Жюльен (около Розетты, города на Ниле) был обнаружен гигантский черный камень с высеченными на нем надписями. Расшифровать их удалось великому французскому исследователю Жану Франсуа Шампольону. Это были три идентичных по смыслу текста: на древнегреческом внизу, демотическим письмом по центру и иероглифами вверху. Розеттский камень хранится в Британском музее Лондона.

РУНИЧЕСКИЕ КАМНИ

Рунические камни — это монолиты, на которых среди особых орнаментов вырублено послание. Основная доля рун приходится на III-XII века, хотя в некоторых частях Швеции и Норвегии их продолжали высекать и позднее. Созданные скандинавскими цивилизациями, они встречаются на Британских островах и везде, куда ступала нога викингов. Руническими их называют потому, что они покрыты надписями, выполненными руническим алфавитом, который использовали германские племена Древнего Мира и Средних веков. Традиционно считалось, что рунический алфавит имел божественное происхождение. По легенде, он открылся богу Одину, пронзенному собственным копьем и провисевшему на Мировом древе без еды и питья девять суток. Ранние рунические надписи во многом отличаются от поздних, на них зачастую отсутствует какой-либо орнамент. На фотографии вы видите камень, выполненный из тонкозернистого шведского серого гранита.

ПЕТРОГЛИФЫ

Петроглифами называют символы, оставленные на камнях нашими далекими предками, жившими еще в эпоху неолита, примерно 10000 лет назад. Это одни из первых образцов письменности в известном нам виде. Значение их доподлинно неизвестно. Возможно, они имели религиозный и культурный смысл, некоторые факты указывают на это. Петроглиф на фотографии был найден в перуанском местечке Микулья и выполнен на блоке гранодиорита.

ЛИНИИ НАСКА

Культура Наска существовала на юге Перу до прихода инков, в период между 200 годом до н.э. и 600 годом н.э. Самым известным ее памятником стали гигантские геоглифы на плато Наска, выполненные в виде геометрических фигур (линий, спиралей, треугольников), антропоморфных фигур и изображений животных. Сухой климат этой местности способствует сохранению линий, представляющих собой неглубокие борозды. Увидеть геоглифы можно только с воздуха, что породило целый ряд гипотез касательно их происхождения. Считается, что эти линии имели магическое и ритуальное значение. На фотографии вы видите «Канделябр», один из саных интересных узоров Наска.

Источник

Камень с письменами возле Лос-Лунас: Фальшивка или древний артефакт?

У подножия этого холма находится древний камень с надписями. Многие ученые считают, что надпись на камне содержит десять заповедей, в том числе 3 знака Тетраграмматон, вписанные в тексты на древнееврейском языке.

Надпись является уникальной по нескольким причинам. Во-первых, она сделана на древнем иврите. Во-вторых, она находится недалеко от маленького городка Лос-Лунас в штате Нью-Мексико, США. В-третьих, надпись содержит «Десять заповедей».

Это доказывает, что семитский народ, вероятно, евреи, прибыли в Америку задолго до Колумба и викингов.

Надпись не может быть поддельной по следующим причинам. Фактическое время открытия надписи неизвестно, но о ней местные жители знали еще в 1850-х годах. В то время, язык текста был неизвестен, и поэтому не мог быть переведен и понят.

Читайте также:
Алюминиевая руда это нефелины и

Артефакт, найденный в Нью-Мексико, содержит буквы более старого еврейского алфавита. О существовании такой письменности исследователи узнали лишь во второй половине 19 века, после обстоятельных археологических раскопок. После того как письменность была установлена, а надпись расшифровали, оказалось, что это копия «Десяти заповедей».

Когда мы сравниваем текст на надписи в Лос-Лунас с надписями, найденными в 1993 году в Телль-Дан, в Израиле, мы видим, что алфавиты практически идентичны. Ниже приводится сравнение букв с обеих надписей.

Надпись в Тель Дан датируется около 1000 годом до нашей эры. На камне в Лос-Лунас мы видим те же буквы. Это дает основание предполагать, почти с уверенностью, что надпись на камне в Нью-Мексико была сделана семитами, вероятно древними евреями, около 3000 лет назад.

Надписи на древнем иврите были найдены и в других местах США, в том числе штате Теннеси и долине Миссисипи.

Источник

Розеттский камень – достояние человечества, сделавшее возможным чтение иероглифов

Этот артефакт имеет весьма отдаленное отношение к минералогии. Зато Розеттский камень интересует историков, культурологов, особенно египтологов. А также конспирологов и любителей таинственного.

Розеттский камень

Что такое Розеттский камень

Знаменитый Розеттский камень – это гранодиоритовая плита почти в человеческий рост с надписями на одной из поверхностей. По сути, разновидность глиптики – искусства резьбы по камню.

Артефакт датируется 196-м годом до нашей эры. Назван по месту находки (1799 год) – египетский городок Розетта (нынешний ар-Рашид).

Хранится в Британском музее.

розеттский камень музей

Как он выглядит

Описание Розеттского камня выглядит следующим образом:

  • Это темно-серая плита с габаритами 114х72х28 см и массой около 759 кг.
  • На отполированной стороне последовательно выгравирован текст: древнеегипетский, древнегреческий, демотический.
  • Обратная сторона плиты почти не обработана.
  • Боковые грани снабжены указаниями: «Захвачен в Египте Британской армией в 1801 году», «Передан королем Георгом III в дар».

розеттский камень

Предполагается, что это часть исходной стелы, которая была выше на 35 см. Надпись на Розеттском камне, предположительно, дополнял рисунок – диск с крыльями над сценкой представления богам царя Древнего Египта.

Что написано на плите

Текст Розеттского камня – это благодарственная надпись, адресованная тогдашнему правителю Египта из династии Птолемеев Птолемею V Епифану.

Ее сочинили жрецы по случаю примирения между династией Птолемеев и египтянами:

  • В тексте перечисляются добродетели нового молодого царя: мудрость, щедрость, справедливость, милосердие, снисходительность, рачительность, способность защитить страну от внешнего врага.
  • На Розеттском камне написано, что его правлению покровительствуют боги. Содержится пожелание царствовать вечно потомкам Птолемея.
  • Жрецы обязуются «умножить почести» царю.

Среди них – установить во всех храмах страны изображение царя как отца-заступника Египта, перед которым трижды в день будут проводиться обряды. Там же будут водружены стелы с декретом на священном (то есть египетском), эллинском и туземном языках. То есть копии розеттской плиты.

Надписи на розеттском камне

Надписи на Розеттском камне

Как его обнаружили, и что было дальше

История Розеттского камня связана с заграничными походами Наполеона:

  • Найден он капитаном французской армии Пьером Бушаром 15 июля 1799 года близ городка Розетта.
  • Бушар отправил артефакт в каирский Институт Египта.
  • Спустя два года французов разгромили англичане, и камень отошел победителям в числе прочих трофеев.
  • С классификацией тоже определились не сразу. Сопроводительным перечнем упоминается черный гранит, спустя почти полвека это уже черный базальт. Лишь через полтора века, в 1999 году, камень очистили. И установили, что это блестящий агломерат темно-серого цвета с розовыми прожилками.

Материал Розеттского камня классифицировали как гранодиорит – горную породу магматического происхождения, состав которой колеблется от гранита к диориту.

В Лондоне с розеттской плитой поработали. Надписи закрасили белым мелом для большей четкости, остальную часть покрыли защитным слоем воска.

Читайте также:
Грамм российского золота сколько стоит

Кто и как расшифровал надписи

До обнаружения Розеттского камня египтологи не могли читать египетские иероглифы, не понимали принципов письма.

Задачу усложняла фрагментарность текста – за почти два тысячелетия края плиты обломились, надписи частично стерлись. Ни один из трех фрагментов не уцелел: греческий сохранил половину (27 строчек из 54), египетский еще меньше.

Гипсовые слепки с розеттской плиты получили ведущие университеты Англии: Оксфорд, Кембридж, Эдинбургский, Тринити-колледж. По Европе разослали бумажные копии.

Египетские иероглифы

За расшифровку египетского участка розеттской плиты взялись лучшие умы того времени:

  • французы Сильвестр де Сасси и Жан-Франсуа Шампольон;
  • швед Давид Окерблад;
  • англичанин Томас Янг.

Прорыва добился Шампольон. Он изучал коптский язык, корни которого уходят в древнеегипетский. Предположил, что иероглифы обозначают не слова, а слоги. И расшифровал надписи, создав цельное учение о грамматике языка древних египтян. С тех пор слова Шампольон и Розеттский камень всегда упоминаются вместе.

Жан-Франсуа Шампольон

Французский исследователь Жан-Франсуа Шампольон

Подарком судьбы стал текст на древнегреческом языке: его сравнивали с остальными, прочитывая текст.

Розетта в этом отношении не уникальна. В период Античности подобные документы составлялись на двух или трех главных языках, включая древнегреческий. Если бы не это обстоятельство, смысл надписей розеттского артефакта остался бы для истории тайной.

текст розеттского камня

Выяснилось, что текст читается со стороны, в которую повернуты головы людей или мифических персонажей.

Греческий текст

Греческим сегментом занимались несколько ученых:

  • Стивен Вестон реконструировал его и кратко перевел на английский.
  • На латынь и французский перевели Габриэль де Лапорт и Юбер Амейлон.
  • Профессор Кембриджа Ричард Порнсон реконструировал утраченные фрагменты правого нижнего угла.

Демотическое написание

Демотическое письмо – это скоропись иероглифов, бытовавшая в эпоху упадка Египта. Данная характеристика ускорила расшифровку текста.

Главным специалистом стал Давид Окерблад, работавший с такими текстами. Ему помогал француз Силивестр де Сасси.

Окерблад упорядочил сведения о языке в «Таблице демотических фонетических знаков с коптскими эквивалентами». По сути это 29-буквенный алфавит. Буквы удалось выделить, сверяя с греческими именами. Остальные символы остались загадкой.

Работа по дешифровке текста камня продолжалась 20 лет, завершившись к 1822 году. Она дала старт египтологии как науке.

Страсти вокруг Розетты

С 1802 года это экспонат Британского музея – один из самых популярных у посетителей. Как и открытки с его изображением.

тайна розеттского камня

Однако Египет не смирился с утратой национальной реликвии:

  • Правительство не раз настаивало на его возвращении на родину. Как и других артефактов, явно или тайно вывезенных из Египта и пополнивших музеи Европы и Америки: бюстов Нефертити и Анкхафа, Дендерского Зодиака, статуй фараонов.
  • Об этом напомнили на праздновании юбилея Британского музея, после чего Египту преподнесли точную копию розеттской плиты, выполненную по заказу музея (2005 год). Ее установили возле места обнаружения. Однако египтян копия не удовлетворила.
  • Куратор египетских музеев Хавасс просил плиту для выставки в Египте на три месяца. Но напомнил о необходимости вернуть артефакт.
  • К 2009 году он об этом не упоминал, однако просил предоставить розеттский артефакт для экспозиции в честь открытия Национального Египетского музея.

В обоих случаях просьбу проигнорировали, Розетта не покинула стен Британского музея.

Камень в современной жизни

Розеттский камень – популярный «исходник» для разных сфер жизни современного мира.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...