Камея что это

Камея (от итальянского chama — «морская раковина») — это разновидность ювелирных украшений (гемм) в виде вырезанного на драгоценном камне или раковине моллюска выпуклого барельефа. Камея чаще всего представляет собой миниатюрный портрет человека, который инкрустируют в брошь или вставляют в медальон. При изготовлении таких украшений художник обычно использует камни контрастных цветов.

Камея — это противоположность инталии, при создании которой ювелир вырезает углубленное изображение в камне. Технику инталии с древних времен мастера использовали для изготовления перстней-печатей представителей власти и служителей культа.

Особенности изготовления камей

Камеи в древности художники делали из мрамора, слоновой кости или полудрагоценных камней с многослойной структурой (оникса, агата, горного хрусталя или халцедона). Нижний темный слой служил фоном для светлого основного изображения. Гораздо позже мастера научились создавать более сложные ювелирные украшения из двух контрастных по цвету склеенных между собой минералов.

КАМЕЯ — что это такое? значение и описание

В современном декоративно-прикладном искусстве для изготовления камей ювелиры часто используют дешевое цветное стекло. Созданные с помощью специального ультразвукового оборудования изделия не имеют особой художественной ценности, в отличие от шедевров античной эпохи. А еще многие художники прибегают к нехитрой технической уловке — используют краски для усиления эффекта контрастности цветов.

Как и с чем носить камею?

Столь изысканное украшение требует особого подхода в выборе одежды. Камея не годится для повседневного ношения, это уникальная вещь, которая, как правило, становится визуальным центром образа. Одежда должна служить изысканным фоном, подчёркивающим красоту и элегантность драгоценной геммы. Обычно камеи выполняют в виде броши или кулона, реже – в виде перстня, серёг или мужских запонок.

Классическая одежда «под камею» – это светлая закрытая блузка или тёмное платье с белым кружевным воротом. Брошь располагают под воротником, имитируя застёжку, а кулон подвешивают на недлинной цепочке. Ещё один элегантный вариант – однотонное платье, костюм или пальто, дополненное неброским шарфом, который заколот камейной брошью.

Ни в коем случае нельзя надевать одновременно два украшения с камеями, если это не серьги или запонки. В создаваемом образе камея должна быть главным элементом, привлекающим внимание, поэтому исключаются пёстрые ткани, яркие крупные пуговицы, контрастная отделка, другие броские украшения. Если соблюдать это правило, вам несложно будет подобрать одежду, которая подчеркнёт ваш вкус и станет респектабельным фоном для изысканной драгоценной камеи.

Читайте также:
Как цветет фундук

История камеи

История камеи берет свое начало с античных времен. Уже в III веке до нашей эры в Древней Греции местные художники научились делать не только первоклассные ювелирные украшения, но и посуду с резными барельефными орнаментами.

Стоит ли приобретать дорогую камею ?

Традиции греческих мастеров унаследовали ювелиры Древнего Рима. Особую популярность камеи приобрели во времена правления Августа и Клавдия. Но после краха Римской империи в конце V века старинное искусство обработки драгоценных камней пришло в упадок на многие столетия.

Только в эпоху Позднего Возрождения в начале XVIII века камея вновь стала востребованным ювелирным украшением среди знати. В Англии модная тенденция на ношение гемм установилась во времена правления Георга III в конце 1780-х. А в Викторианскую эпоху, вплоть до начала ХХ века, камеи находились на пике популярности на Британских островах. Помимо гемм из полудрагоценных камней, огромным спросом среди богаты англичан пользовались изделия, изготовленные из раковин экзотических морских моллюсков.

Ярым поклонником резных ювелирных украшений был Наполеон Бонапарт. Камея была важным элементом его торжественного одеяния на коронации в декабре 1804 года.

Привычный уклад жизни европейской элиты с роскошными балами и светскими приемами безвозвратно ушел в прошлое с окончанием Первой мировой войны. С этого времени камея перестала быть элитным ювелирным украшением знати и постепенно начала терять популярность среди модниц.

В наши дни искусные геммы нечасто можно встретить в убранстве роскошных женщин. Современные представительницы слабого пола, подбирая наряды на торжественные мероприятия, отдают предпочтение менее пафосным аксессуарам. Но великолепные камеи, созданные умелыми мастерами, до сих пор вызывают чувства искреннего восхищения у ценителей искусства.

Коллекция винтажных камей от Soroka Store

p_i_f

Камеи — классика ювелирного искусства. Изысканность и волшебство нежного профиля на камее приковывает взгляд. Больше всего мы знаем о камее, как о броши, но камеи вправляют и в кольца, кулоны, серьги, придавая неповторимую оригинальность изделию, и его хозяйке. Удивительные по своей красоте камеи, всегда кажутся какими-то отстраненными от всех прочих ювелирных изделий своей изысканностью.

Читайте также:
Как нарисовать паутину на торте шоколадом

Дуновенье моды не трогает камеи уже несколько тысячелетий. Принадлежность к классике не подвергается сомнению. Камеи были известны в древнем Риме, Греции еще несколько тысячелетий назад. Что представляют собой камеи? Почему красота этих изделий заставляет любоваться ими снова и снова?

В чем отличие обычной броши от камеи?

Камея
Комплект винтажных украшений от ART. Брошь-камея и клипсы-камеи. Середина 50-х годов.
Камея — это миниатюрный портрет, с тщательно вырезанными из камня мельчайшими деталями, обычно профиля женской головки, выполненный на камне овальной формы. Фон камеи обычно одного цвета, а барельеф другого. Изображаются на камеях и портреты исторических личностей, небольшие в виде барельефа, сюжеты античной мифологии, и простые бытовые сценки.
дары моря

Удивительное очарование камей не только в скрупулезной прорисовке портрета на камне, но и в подобранном для изготовления броши материала. Обычно для камей используют многослойные драгоценные и полудрагоценные камни. Именно за счет многослойности и «играющей» структуры камня достигается выразительность образа, как бы подсвеченного изнутри.
Cammeo
Камея(агат) с гранатом
Сейчас камеи делают из различных материалов, но традиционно камеи делали из яшмы, оникса, агата и различных видов кварцев. Овалы оправляли драгоценными металлами, украшали жемчугом и драгоценными камнями, что придавало им еще большую ценность. В Италии на изготовление камей до сих пор идет окаменевшая лава Везувия, а во Франции и Неаполе традиционно используют перламутр ракушек различных оттенков.


Камеи прекрасно выглядят в окружении кружев и цветов, подчеркивая женственность ее обладательницы. Недаром камеи имели огромный успех у императрицы Екатерины II. Свою любовь к камеям она называла «каменной болезнью». Именно из-за любви к камеям начались массовые разработки драгоценных и полудрагоценных камней в самых труднодоступных местах Уральских гор.

Практически все камеи тех времен были изготовлены на Уральских камнерезных фабриках. Дело продолжалось и после смерти Екатерины II. Со времен Николая I в Эрмитаже хранится коллекция из 250 миниатюрных камей, и еще 4 камеи были пожертвованы частными лицами музею совсем недавно.

Инталия. Изображение императора Каракалла на аметисте
Во времена Наполеона камеи были невероятно популярны, их можно увидеть на портретах многих знатных дам.

Читайте также:
Транспортировка и хранение ювелирных изделий

Инталия, изображающая Юлию, дочь Тита. 9 век
Спросите у своей бабушки, есть у нее камея? Скорее всего, она улыбнется, вспомнив об этой красивой вещице, достанет ее из заветной шкатулки, и будет опять любоваться ее очарованием, вспоминая о чем-то. И вы улыбнетесь вместе с ней, любуясь волшебной красотой камеи.

Считается, что название «камея» появилось в XIII веке во французском языке как camaheu, camaieul, соответствующее греческому κειμήλιον — драгоценность, и было принесено с византийского Востока крестоносцами.

Инталия «Наказание Тита». Горный хрусталь. 16 век
Уже в IV веке до н.э. мастера-камнерезы вырезали в рельефе жуков-скарабеев, львов и сфинксов — древние талисманы, призванные отгонять зло и болезни. Но настоящие камеи — рельефные, многоцветные геммы, которые чаще всего исполнялись на сардониксе (разновидность многослойного агата), появились только в конце IV — начале III вв. до н.э.
Родиной камей считается Александрия, именно в этом городе были изготовлены знаменитые камеи древности: камеи с портретами Птолемея II и Арсинои, «чаша Фарнезе», «кубок Птолемея» и другие. Изготавливали эти камеи греческие мастера, находившиеся при александрийском дворе Птолемеев.

Гемма «Птолемей II»

Камея с изображением императора Августа. 9 -12 вв. Двухслойный оникс
Когда же с Востока начали привозить многочисленные минералы всех цветов радуги, появились и новые камеи, которые быстро стали предметами роскоши. Они вставлялись в перстни и диадемы, ими украшали одежды царей и жрецов, отделывали дорогую утварь, предметы культа, мебель и музыкальные инструменты. Наибольшую славу заслужили сосуды из хрусталя, халцедона и оникса с рельефными изображениями.

Камея 1 века до н.э. Поликсена на могиле Ахиллеса

Портлендская ваза известна в истории искусства как самое выдающееся из сохранившихся произведений античного художественного стекла.

Камея Тиберия, или Большая камея Франции. 37 г.

Камея «Император Август».

Камея «Александр Македонский»

Кубок Птолемея. Двуручная чаша из оникса или халцедона с резьбой по типу камеи.

Камея, 12 век; оправа — конец 16 века. Агат, золото, жемчуг, драгоценные камни.

Источник: p-i-f.livejournal.com

Камея что это

cameo_013

О происхождении слова «Камея» имеются различные теории. Считают, что слово происходит от персидского chumahäu, или от латинского camahatus, или от итальянского chama (морская раковина), для камей на морских раковинах.
Камеями называют ювелирные изделия или украшения, выполненные в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине. Противоположность интальо, которая выполняется в технике углублённого рельефа.

Читайте также:
Близнецы какое дерево по гороскопу

3

Камеи известны с IV века до н. э. Во времена Ренессанса, в XVII, XVIII веках, искусство камеи пережило свой расцвет. При изготовлении камей используют различные материалы. Обычно для нижних слоев (фона) берётся более тёмный материал и на тёмный фон накладываются изображения из более светлого материала, этим достигается более контрастное выделение изображения. Для изготовления камей часто используют агат, который имеет слои различной расцветки. Иногда, для увеличения контрастности цветов, используют краски.

cameo_012

Одна из наиболее известных камей, находится в сокровищнице Эрмитажа.
Камея Гонзага (Парный портрет Птолемея Филадельфа и Арсинои II; камея Мальмезон) относится к III век до н. э.
Знаменитая камея из трехслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики. Названа в честь первого известного владельца — маркиза Франческо II Гонзага, ренессансного мецената, правителя итальянского города Мантуи.
Молодой Рубенс, видевший её в начале XVII века, почёл эту камею лучшей из виденных: «Я считаю, что среди гемм с парными портретами эта — прекраснейшая в Европе».
До 1630 года принадлежала мантуанским герцогам. В 1630—1648 годы камея хранилась в Пражском Граде в сокровищнице Габсбургов, поскольку они овладели Мантуей и вывезли оттуда сокровища. Затем она попадает в Стокгольм как трофей шведских войск, захвативших Прагу.

С 1648 года камея находилась в собрании шведской королевы Кристины и обозначалась как «картина из агата с изображением двух римлян, в красном футляре». Когда Кристина отреклась от престола и уехала в один из итальянских монастырей, она увезла с собой и камею. После смерти королевы в 1689 году камея попала к её фавориту кардиналу Д. Аццолино, который продал художественное собрание королевы герцогу Браччиано из рода Одескальки. В 1794 году она хранилась в Ватикане — в библиотеке купившего её папы Пия VI. Оттуда в 1798 году камея была конфискована французами при оккупации Рима и увезена во Францию.

cameo_002

Попала в Эрмитаж в 1814 году из коллекции Жозефины Богарне. В 1814 году, вступив с войсками во Францию, император Александр I нанес визит в Мальмезонский дворец и был тронут бедственным положением Жозефины. Он отдал распоряжения относительно обеспечения безопасности ее и ее семьи в тот момент, когда союзные войска входили в Париж. В знак своей признательности Жозефина подарила Александру камею. По дворцу Мальмезон, резиденции Жозефины, в XIX веке камею также назвали «камеей Мальмезон»

Читайте также:
Бижутерия как вы упаковываете

Другая знаменитая камея «Камея Тиберия» или «Большая камея Франции»
Вырезана в пятислойном сардониксе (Париж, Кабинет медалей). В центре Тиберий с Ливией, перед ними Германик в доспехах полководца и его мать Антония. В верхней части в сонме богов Август с жезлом в руке и другие умершие к тому времени члены императорской семьи

cameo_003

Камея «Александр Македонский»
Родиной камей считается Александрия, город, основанный в 332 г. до н.э. в устье Нила Александром Македонским. Отсюда происходят самые ранние, прославленные геммы древности. Исполнили их греческие мастера при александрийском дворе Птолемеев.

cameo_004

Камея на ониксе, принадлежащая семье Медичи
Месяцы, а то и годы упорного труда тратил резчик на создание одной камеи. Один из лучших знатоков глиптики, французский исследователь начала XX в. Э. Баблон заметил, что для изготовления большой камеи требовалось столько же времени, сколько для постройки целого собора.

cameo_006

Начало коллекции камей в Эрмитаже положила Екатерина II в 1764г. В письме к французскому просветителю Гримму она пишет: «Моя маленькая коллекция резных камней такова, что вчера четыре человека с трудом несли две корзины с ящичками, в которых заключалась едва половина собрания; во избежание недоразумения, знайте, что это были те корзины, в которых у нас зимой носят дрова». Доступ к коллекции «антиков», как называли геммы в те годы, считался особой милостью. «Ее видели не более пяти или шести человек», – сообщает Екатерина Гримму.
К концу царствования Екатерины II в Эрмитаже насчитывалось свыше 10 000 гемм. За год до смерти она с гордостью пишет своему доверенному корреспонденту: «Все собрания Европы, по сравнению с нашим, представляют лишь детские затеи»

maenadcu

И вот еще одна удивительной красоты гемма-Птолемей II, хранящийся в Парижском кабинете медалей.

cameo_009

Tags:

Источник: bellezza-storia.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...