Камея ювелирное украшение что это такое

Ее Величество Камея

Камея, как одно из направлений глиптики сформировалась еще во времена античности.

Есть еще инталия — резной камень с изображением внутри камня. Не менее интересный, трудоемкий и красивый вид искусства. Раньше инталии делали в виде печатей знати и высокопоставленных особ.

Инталия на топазе от ювелирного дома Argentov Jewelry. Сцена из балета «Карнавал». Арлекин — В. Нижинский, Коломбина — Л.Лопухова. Источник фото: argentov_jewelry

Инталия на топазе от ювелирного дома Argentov Jewelry. Сцена из балета «Карнавал». Арлекин — В. Нижинский, Коломбина — Л.Лопухова. Источник фото: argentov_jewelry

Откуда эта камея родом?

История зарождения камеи прекрасна. Камеи пришли к нам из Александрии. Во времена правления Александра Македонского родилось это украшение, которое конечно, прежде всего носили мужчины в виде камеи-кольца или красивой застежки для перевязи.

В это же время камеи становятся неотъемлемой частью посуды верховных правителей: кубки, чаши и амфоры — все украшается камеями.

Самыми знаменитыми камеями, дошедшими до наших дней являются портреты царя Птоломея и его жены, чаша «Фарнезе» и т.д.

КАМЕЯ — что это такое? значение и описание

Знаменитая камея — портреты царя Птолемея II с женой Арсиноей. Подпишитесь на познавательный геммологический канал GEM STONES))

Знаменитая камея — портреты царя Птолемея II с женой Арсиноей. Подпишитесь на познавательный геммологический канал GEM STONES))

Секреты техники

Для глиптики необходимы были «удобные» камни: агат или сардоникс (трехслойный оникс). Но умение мастера было ключевым.

Только представьте, при обработке камня абразив смешивается с водой или маслом, и полностью закрывает рисунок. А нужно было на ощупь, некое чутье «скульптора» создать настоящий шедевр почти вслепую. Вот почему многие камеи создавались за несколько лет.

Во времена Екатерины II был новый расцвет уже позабытой античной глиптики. За время ее правления были собраны около 10 000 гемм работ мастеров двух тысячелетий. Часть этого почти мирового наследия хранится сейчас в Эрмитаже.

Серьги от Amedeo Scognamiglio: камеи из голубого агата, цавориты, сапфиры, горный хрусталь и розовые турмалины, желтое золото. Источник фото: amedeo.shop

Серьги от Amedeo Scognamiglio: камеи из голубого агата, цавориты, сапфиры, горный хрусталь и розовые турмалины, желтое золото. Источник фото: amedeo.shop

Раньше не было ни фотоаппаратов, но айфонов, а более-менее достоверно мы все помним облик Александра Македонского, или Екатерины Великой. И камеи здесь сыграли важную роль.

Так почему камеи вновь популярны?

Так бывает всегда. От желания получить простоту и четкость до красивых изгибов линий и сложных рисунков. Так уж человек устроен: как только появилось насыщение в чем-то одном, сразу появляется тенденция в полностью противоположном направлении.

Современные ювелиры радуют интересными украшениями с резными камнями в стиле камеи. Это и массивные серьги, и коктейльные кольца — камеи, и удивительные броши.

Мне кажется, камея всегда сможет подчеркнуть индивидуальность и характер своего владельца. Остается только радоваться, что секреты техники не утрачены, и вновь становится востребованным этот вид ювелирного искусства.

Читайте также:
На какой руке носят кольцо женщины

Что такое КАМЕЯ, и почему вернулась МОДА на эти ювелирные украшения

Понравилась статья? Пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на канал GEM STONES, чтобы видеть больше новых статей в своей ленте.

Вас могут заинтересовать эти темы:

НАВИГАТОР СТАТЕЙ ПО МИНЕРАЛАМ КАНАЛА GEM STONES ЗДЕСЬ

Источник

Камея — миниатюрное ювелирное украшение для роскошных дам

Камея (от итальянского chama — «морская раковина») — это разновидность ювелирных украшений (гемм) в виде вырезанного на драгоценном камне или раковине моллюска выпуклого барельефа. Камея чаще всего представляет собой миниатюрный портрет человека, который инкрустируют в брошь или вставляют в медальон. При изготовлении таких украшений художник обычно использует камни контрастных цветов.

Камея. Древнеримская камея с изображением орла, I век до нашей эры

Камея — это противоположность инталии, при создании которой ювелир вырезает углубленное изображение в камне. Технику инталии с древних времен мастера использовали для изготовления перстней-печатей представителей власти и служителей культа.

Камея. Камея «Большая камея Франции», I век нашей эры

Особенности изготовления камей

Камеи в древности художники делали из мрамора, слоновой кости или полудрагоценных камней с многослойной структурой (оникса, агата, горного хрусталя или халцедона). Нижний темный слой служил фоном для светлого основного изображения. Гораздо позже мастера научились создавать более сложные ювелирные украшения из двух контрастных по цвету склеенных между собой минералов.

Камея. Джованни Ното. Камея «Парис и Елена», ХХ век

В современном декоративно-прикладном искусстве для изготовления камей ювелиры часто используют дешевое цветное стекло. Созданные с помощью специального ультразвукового оборудования изделия не имеют особой художественной ценности, в отличие от шедевров античной эпохи. А еще многие художники прибегают к нехитрой технической уловке — используют краски для усиления эффекта контрастности цветов.

Камея. Древнеримская камея с мифологическим сюжетом, I век нашей эры

История камеи

История камеи берет свое начало с античных времен. Уже в III веке до нашей эры в Древней Греции местные художники научились делать не только первоклассные ювелирные украшения, но и посуду с резными барельефными орнаментами.

Камея. Камея «Камея Гонзага», III век до нашей эры

Традиции греческих мастеров унаследовали ювелиры Древнего Рима. Особую популярность камеи приобрели во времена правления Августа и Клавдия. Но после краха Римской империи в конце V века старинное искусство обработки драгоценных камней пришло в упадок на многие столетия.

Камея. Камея из раковины моллюска. XXI век

Только в эпоху Позднего Возрождения в начале XVIII века камея вновь стала востребованным ювелирным украшением среди знати. В Англии модная тенденция на ношение гемм установилась во времена правления Георга III в конце 1780-х. А в Викторианскую эпоху, вплоть до начала ХХ века, камеи находились на пике популярности на Британских островах. Помимо гемм из полудрагоценных камней, огромным спросом среди богаты англичан пользовались изделия, изготовленные из раковин экзотических морских моллюсков.

Камея. Камея Птолемея II, III век до нашей эры

Ярым поклонником резных ювелирных украшений был Наполеон Бонапарт. Камея была важным элементом его торжественного одеяния на коронации в декабре 1804 года.

Камея. Камея с изображением африканского короля, XVI век

Привычный уклад жизни европейской элиты с роскошными балами и светскими приемами безвозвратно ушел в прошлое с окончанием Первой мировой войны. С этого времени камея перестала быть элитным ювелирным украшением знати и постепенно начала терять популярность среди модниц.

Читайте также:
В чем продается золото

Камея. Камея с изображением Карла V, XVI век

В наши дни искусные геммы нечасто можно встретить в убранстве роскошных женщин. Современные представительницы слабого пола, подбирая наряды на торжественные мероприятия, отдают предпочтение менее пафосным аксессуарам. Но великолепные камеи, созданные умелыми мастерами, до сих пор вызывают чувства искреннего восхищения у ценителей искусства.

Камея. Луиджи Саулини. Камея «Купидон с собакой», XIX век

Известные художники — мастера по изготовлению камей

Имена большинства старинных мастеров, которые создавали уникальные камеи, безвозвратно утеряны для потомков. К счастью, информация о малой части заслуживающих внимания художников остается доступной для широкого круга почитателей искусства. Среди них:

  • Томмазо Саулини (Tommaso Saulini) — самый знаменитый мастер камеи XIX века. Его заказчиками были даже королева Англии и члены российской царской семьи. Шедевры Саулини сегодня стоят огромных денег, а многочисленные подражатели безуспешно пытаются их подделать, чтобы заработать приличное состояние на имени мастера.
  • Луиджи Саулини (Luigi Saulini) — сын и продолжатель дела Томмазо. Вместе с отцом он был ярым популяризатором камеи и принимал участие в многочисленных Универсальных выставках. Луиджи долгие годы оттачивал свое мастерство, чтобы достичь уровня античных художников и ему это удалось.
  • Джованни Ното (Giovanni Noto) — самый известный художник-камеист ХХ века, получивший прозвище «Микеланджело резца». Ното долгие годы создавал уникальные шедевры по заказу правительства Италии, которые становились официальными подарками важным иностранным персонам. Великий мастер основал собственную школу при ювелирной фирме «Роберта» в Торре-дель-Греко и щедро делился своими знаниями с учениками.

Камея. Томмазо Саулини. Камея с профилем английского принца, XIX век

На портале Very Important Lot уникальные шедевры антиквариата любой желающий может приобрести на аукционах искусства в режиме онлайн. Наш сайт также предоставляет всем желающим уникальную возможность купить картины, графику, старинные и современные камеи ручной работы напрямую у современных живописцев.

Источник

Камея на шею

О самых доступных и древнейших ювелирных украшениях

Что такое камеи и чем они отличаются от инталий? Откуда и когда они появились? Почему интерес к ним не угасает до сих пор? Где найти антикварные камеи и современные украшения с ними? «Коммерсантъ Стиль» составил историческую справку с подборкой фотографий и картин разных эпох, которые показывают, как их носили раньше и как их можно носить сегодня.

Потому что ювелирная камея в коллекции означает вкус ее владельца к нестандартным украшениям и уважение к истории. К тому же из самых древних видов ювелирного искусства камеи — один из наиболее доступных и самый сентиментальный. И то, и то во времена пандемии значит немало.

Портрет сестры Наполеона Паулины Бонапарт , Роберт Лефевр, 19 век

Портрет сестры Наполеона Паулины Бонапарт , Роберт Лефевр, 19 век

Фото: Getty Images

Галерея Simon Teakle, антикварное колье, золото, камеи на агате, около 1820 года

Галерея Simon Teakle, антикварное колье, золото, камеи на агате, около 1820 года

Галерея Simon Teakle, антикварное кольцо, золото, бриллианты, камеи на агате, около 1860 год

Галерея Simon Teakle, антикварное кольцо, золото, бриллианты, камеи на агате, около 1860 год

Галерея Simon Teakle, антикварные серьги, золото, бриллианты, рубины, камеи на агате

Галерея Simon Teakle, антикварные серьги, золото, бриллианты, рубины, камеи на агате

Галерея Siegelson, антикварная брошь Castellani, золото, камея на халцедоне, около 1880 года

Галерея Siegelson, антикварная брошь Castellani, золото, камея на халцедоне, около 1880 года

Галерея FD-Gallery, антикварные серьги, золото, камеи на агате, около 1890 года

Галерея FD-Gallery, антикварные серьги, золото, камеи на агате, около 1890 года

Читайте также:
Какое животное у рака

Галерея FD-Gallery, антикварная брошь, золото, бриллианты, камея на лазурите, конец XIX века

Галерея FD-Gallery, антикварная брошь, золото, бриллианты, камея на лазурите, конец XIX века

Галерея FD-Gallery, антикварные серьги, золото, камеи, конец XIX века

Галерея FD-Gallery, антикварные серьги, золото, камеи, конец XIX века

Галерея FD-Gallery, антикварное кольцо, золото, камея на агате, около 1890 года

Галерея FD-Gallery, антикварное кольцо, золото, камея на агате, около 1890 года

Dolce & Gabbana, серьги, золото, сапфиры, камеи на агате

Dolce & Gabbana, серьги, золото, сапфиры, камеи на агате

Mikimoto, серьги Classic, розовое золото, бриллианты, камеи на агате

Mikimoto, серьги Classic, розовое золото, бриллианты, камеи на агате

Ana Katarina, браслет Eye Love, желтое золото, бриллианты, камея на агате

Ana Katarina, браслет Eye Love, желтое золото, бриллианты, камея на агате

Ana Katarina, колье Friendship Love, желтое золото, камея на агате, сапфиры

Ana Katarina, колье Friendship Love, желтое золото, камея на агате, сапфиры

Amedeo, браслет Queen Bee, медь, кристаллы, камея на агате

Amedeo, браслет Queen Bee, медь, кристаллы, камея на агате

Amedeo, кольцо Skeleton, серебро, бриллианты, камея на агате

Amedeo, кольцо Skeleton, серебро, бриллианты, камея на агате

Портрет сестры Наполеона Паулины Бонапарт , Роберт Лефевр, 19 век

Фото: Getty Images

Галерея Simon Teakle, антикварное колье, золото, камеи на агате, около 1820 года

Галерея Simon Teakle, антикварное кольцо, золото, бриллианты, камеи на агате, около 1860 год

Галерея Simon Teakle, антикварные серьги, золото, бриллианты, рубины, камеи на агате

Галерея Siegelson, антикварная брошь Castellani, золото, камея на халцедоне, около 1880 года

Галерея FD-Gallery, антикварные серьги, золото, камеи на агате, около 1890 года

Галерея FD-Gallery, антикварная брошь, золото, бриллианты, камея на лазурите, конец XIX века

Галерея FD-Gallery, антикварные серьги, золото, камеи, конец XIX века

Галерея FD-Gallery, антикварное кольцо, золото, камея на агате, около 1890 года

Dolce & Gabbana, серьги, золото, сапфиры, камеи на агате

Mikimoto, серьги Classic, розовое золото, бриллианты, камеи на агате

Ana Katarina, браслет Eye Love, желтое золото, бриллианты, камея на агате

Ana Katarina, колье Friendship Love, желтое золото, камея на агате, сапфиры

Amedeo, браслет Queen Bee, медь, кристаллы, камея на агате

Amedeo, кольцо Skeleton, серебро, бриллианты, камея на агате

Резные геммы делятся на две категории: инталии (с углубленным рельефом) и камеи (с выступающим рельефом). В античное времена их носили в виде колец. И, несмотря на маленький размер, они наследовали художественную традицию резьбы по монументальному мрамору, вазам или бронзе. Вырезали геммы на поделочном камне — карнелиан, агат, яшму, халцедон, горный хрусталь, аметист, гранат или сапфир — и затем оправляли в золото, серебро или бронзу часто простого дизайна, но иногда с легкой декоративной отделкой. Разумеется, размер геммы отражал социальный статус, вкус и благосостояние владельца.

Самые ранние геммы вырезали вручную при помощи железных инструментов, острого сверла, режущих колес и легкой абразивной пудры. Некоторые древнегреческие геммы имеют дырки по бокам, что позволяло устанавливать их крутящимися и носить резной стороной наружу или внутрь кольца.

Портрет молодой женщины. Сандро Боттичелли, 1480—1485

Портрет молодой женщины. Сандро Боттичелли, 1480—1485

Дороти, Леди Дормер. Маркус Герартс Младший, 1596

Дороти, Леди Дормер. Маркус Герартс Младший, 1596

Мира Холм, фотография из журнала The Theatre, A Monthly Review. Лондон, 1884

Мира Холм, фотография из журнала The Theatre, A Monthly Review. Лондон, 1884

Фото: Getty Images

Эдит Бейкер в журнале Vanity Fair, 1920

Эдит Бейкер в журнале Vanity Fair, 1920

Фото: Getty Images

Актриса Клэр Виндзор, 1925

Актриса Клэр Виндзор, 1925

Фото: Getty Images

Актриса Кэтрин Корнелл. Vogue 1925

Актриса Кэтрин Корнелл. Vogue 1925

Фото: Getty Images

Портрет молодой женщины. Сандро Боттичелли, 1480—1485

Дороти, Леди Дормер. Маркус Герартс Младший, 1596

Мира Холм, фотография из журнала The Theatre, A Monthly Review. Лондон, 1884

Читайте также:
Берилл это что за камень

Фото: Getty Images

Эдит Бейкер в журнале Vanity Fair, 1920

Фото: Getty Images

Актриса Клэр Виндзор, 1925

Фото: Getty Images

Актриса Кэтрин Корнелл. Vogue 1925

Фото: Getty Images

Изначально резные геммы служили в качестве переносных печатей, которые использовали для нанесения выбранного владельцем рисунка на воск или глину на указе или документе, вместо подписей. Позже они стали модным аксессуаром в большей степени, чем утилитарным предметом, и их стали носить для обозначения своих интересов, связей, верований или убеждений.

Традиция возникла в Древней Месопотамии примерно 5000 лет назад, где печати-штампы или цилиндрические штампы вдавливались в сырую глину. Отсюда они попали в Грецию минойского и микенского периодов, Персию и Египет.

Около XVI в. до н. э. минойцы стали делать маленькие прямоугольные штампы-печати. Традиция была утеряна и возобновилась лишь в VI веке до н. э. в виде маленьких овальных инталий в виде жуков-скарабеев. В течение V века детали резных гемм стали изящнее, а в III веке вместе с походами Александра Македонского позволили резным экзотическим камням распространиться по территории всей эллинистической Греции.

Софи Лорен в фильме «Падение Римской Империи». США, 1964

Софи Лорен в фильме «Падение Римской Империи». США, 1964

Фото: Getty Images

Вивьен Ли в роли Скарлетт О’Хары в фильме «Унесенные ветром». США, 1939

Вивьен Ли в роли Скарлетт О’Хары в фильме «Унесенные ветром». США, 1939

Фото: Getty Images

Софи Марсо в фильме «Анна Каренина». США,1997

Софи Марсо в фильме «Анна Каренина». США,1997

Фото: Getty Images

Джиллиан Андерсон в фильме «Война и Мир». BBC, 2016

Джиллиан Андерсон в фильме «Война и Мир». BBC, 2016

Софи Лорен в фильме «Падение Римской Империи». США, 1964

Фото: Getty Images

Вивьен Ли в роли Скарлетт О’Хары в фильме «Унесенные ветром». США, 1939

Фото: Getty Images

Софи Марсо в фильме «Анна Каренина». США,1997

Фото: Getty Images

Джиллиан Андерсон в фильме «Война и Мир». BBC, 2016

Римляне переняли моду на инталии и камеи и даже начали делать цветное стекло для их изготовления. Самый известный пример этой традиции — Портлендская ваза, хранящаяся в Британском музее, которая вдохновила Джозайю Веджвуд на создание его знаменитой монохромной керамики.

В качестве сюжетов для резьбы выбирали мифологические фигуры, животных или портреты, иногда подписи владельца. Более крупные инталии и камеи носили вокруг шеи, а не на пальце, и размер, конечно, позволял сделать их более детально проработанными.

В Средние века античные геммы ценили коллекционеры королевских кровей и часто украшали ими предметы религиозного культа, например, обложки книг или кубки.

Кронпринцесса Швеции Виктория на банкете по случаю вручения Нобелевской Премии. Стокгольм, 2016

Кронпринцесса Швеции Виктория на банкете по случаю вручения Нобелевской Премии. Стокгольм, 2016

Фото: Getty Images

Кронпринцесса Швеции Виктория в день свадьбы. Стокгольм, 2010

Кронпринцесса Швеции Виктория в день свадьбы. Стокгольм, 2010

Фото: Getty Images

Принцесса Швеции Дезире в день свадьбы. Стокгольм, 1964

Принцесса Швеции Дезире в день свадьбы. Стокгольм, 1964

Фото: Getty Images

Королева Швеции Сильвия на банкете по случаю вручения Нобелевской Премии. Стокгольм, 1996

Королева Швеции Сильвия на банкете по случаю вручения Нобелевской Премии. Стокгольм, 1996

Фото: Getty Images

Кронпринцесса Швеции Виктория на банкете по случаю вручения Нобелевской Премии. Стокгольм, 2016

Фото: Getty Images

Кронпринцесса Швеции Виктория в день свадьбы. Стокгольм, 2010

Фото: Getty Images

Принцесса Швеции Дезире в день свадьбы. Стокгольм, 1964

Фото: Getty Images

Королева Швеции Сильвия на банкете по случаю вручения Нобелевской Премии. Стокгольм, 1996

Читайте также:
Малахит камень свойства для женщины

Фото: Getty Images

После эпохи Ренессанса возрожденный интерес к античности дал начало новому поколению коллекционеров. В XVII–XVIII веках великие путешественники устанавливали резные геммы в своих домах в качестве сувениров из путешествий. Так, четвертый герцог Мальборо Жорж Спенсер в XVIII веке обладал коллекцией в 780 гемм, многие из которых сегодня считаются утерянными. Камеи были чрезвычайно популярны в Викторианской Англии, где получили название «сентиментальных» украшений — в качестве портрета на них часто вырезали портреты дорогих и любимых людей. Из Англии камеи попали в Америку времен Гражданской войны, где стали статусным аксессуаром для самых состоятельных дам.

Тренд на коллекционирование и ношение античных и антикварных гемм оставался популярным в течение всех прошлых веков, и в результате многие образцы появились на рынке обрамленными в современные оправы. И эти антикварные камеи и инталии в некотором смысле представляют собой окно в древний мир, моду и ритуалы, одновременно доказывая, что традиции сентиментальных украшений тысячи лет от роду.

Сара Джессика Паркер на 59-ой церемонии вручения премии «Золотой глобус», 2002

Сара Джессика Паркер на 59-ой церемонии вручения премии «Золотой глобус», 2002

Фото: Getty Images

Сара Джессика Паркер на ежегодном Балу Института Костюма в Метрополитен-музее, Нью Йорк,2016

Сара Джессика Паркер на ежегодном Балу Института Костюма в Метрополитен-музее, Нью Йорк,2016

Фото: Getty Images

Кейт Бланшетт на презентации Warner Bros. Лас Вегас, 2018

Кейт Бланшетт на презентации Warner Bros. Лас Вегас, 2018

Фото: Getty Images

Сара Джессика Паркер на концерте Nobel Peace Prize Concert. Осло, 2012

Сара Джессика Паркер на концерте Nobel Peace Prize Concert. Осло, 2012

Фото: Getty Images

Шала Монрок на презентации в бутике Ralph Lauren. New York, 2012

Шала Монрок на презентации в бутике Ralph Lauren. New York, 2012

Фото: Getty Images

Сара Джессика Паркер на гала-вечере “Valentino 45th Anniversary Celebration”. Рим, 2007

Сара Джессика Паркер на гала-вечере “Valentino 45th Anniversary Celebration”. Рим, 2007

Фото: Getty Images

Эль Фаннинг на премьере фильма «Трамбо». Беверли Хиллз, 2015

Эль Фаннинг на премьере фильма «Трамбо». Беверли Хиллз, 2015

Фото: Getty Images

Мэрил Стрип на пресс-конференции «Prime» в отеле Regency. New York, 2005

Мэрил Стрип на пресс-конференции «Prime» в отеле Regency. New York, 2005

Фото: Getty Images

Кэти Перри на ежегодной церемонии ARIA Awards. Сидней, 2014

Кэти Перри на ежегодной церемонии ARIA Awards. Сидней, 2014

Фото: Getty Images

Кейт Бланшетт на Венецианском Кинофестивале 2019

Кейт Бланшетт на Венецианском Кинофестивале 2019

Сара Джессика Паркер на 59-ой церемонии вручения премии «Золотой глобус», 2002

Фото: Getty Images

Сара Джессика Паркер на ежегодном Балу Института Костюма в Метрополитен-музее, Нью Йорк,2016

Фото: Getty Images

Кейт Бланшетт на презентации Warner Bros. Лас Вегас, 2018

Фото: Getty Images

Сара Джессика Паркер на концерте Nobel Peace Prize Concert. Осло, 2012

Фото: Getty Images

Шала Монрок на презентации в бутике Ralph Lauren. New York, 2012

Фото: Getty Images

Сара Джессика Паркер на гала-вечере “Valentino 45th Anniversary Celebration”. Рим, 2007

Фото: Getty Images

Эль Фаннинг на премьере фильма «Трамбо». Беверли Хиллз, 2015

Фото: Getty Images

Мэрил Стрип на пресс-конференции «Prime» в отеле Regency. New York, 2005

Фото: Getty Images

Кэти Перри на ежегодной церемонии ARIA Awards. Сидней, 2014

Фото: Getty Images

Кейт Бланшетт на Венецианском Кинофестивале 2019

Камеи и инталии — восхитительные декоративные объекты ювелирного искусства. Благодаря твердости материала они остаются в хорошей сохранности долгие годы, а их большое количество на рынке означает, что приобрести их можно начиная с нескольких сотен рублей. И, да, по прошествии 5 тыс. лет камеи по-прежнему актуальны.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...