Камни и их свойства планирование в старшей группе

НОД тема: «Коллекция камней»

Участники: старший дошкольный возраст.

Вид деятельности: коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Цель: расширять представления детей о свойствах камней, учить классифицировать камни по их внешнему виду.

Мухамадеева Альбина Давлетовна, воспитатель, Замотаева Екатерина Юрьевна, воспитатель

Содержимое разработки

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Коллекция камней»

Участники: старший дошкольный возраст.

Вид деятельности: коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Цель: расширять представления детей о свойствах камней, учить классифицировать камни по их внешнему виду.

Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать посредством собирания коллекции и ее описания.

Продолжать знакомить детей с разнообразием камней, их свойствами,

Формировать умение классифицировать камни по разным признакам.

«Организация и планирование работы воспитателя в современном детском саду»

Развивающие:

Развивать речь и мышление детей.

Обогатить словарный запас детей, ввести в активный словарь слова: невыразительный, шершавый, гладкий, неровный.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к неживой природе.

Предварительная работа:

Рассматривание энциклопедий о полезных ископаемых родного Уральского края и России. Изучение некоторых полезных ископаемых, их свойства, применение; чтение сказок П. Бажова «Живинка в деле», «Каменный цветок»; сбор коллекции камней вместе с детьми; работа с глобусом, картой; изучение некоторых природных зон России; изучение поверхности земной коры;

Демонстрационный материал и оборудование:

Камни на тарелках; пластилин; стаканы с водой; ложечки, коробочки; музыкальная запись; иллюстрации каменных построек; выставка драгоценных камней и ювелирных изделий.

Используемые амо:. «Ящик ощущений».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент:

(Дети входят в группу и здороваются с гостями)

2. Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на подносы и скажите, что это? (камни)

— А где можно их встретить? (везде)

— У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду.

Поэтому камни можно встретить везде.

3. АМО: «Ящик ощущений»

Дети подходят к демонстрационному столу. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.

4. Показ приемов работы и объяснение:

Воспитатель: — А сейчас мы с вами проделаем опыты. Оказывается, что камни имеют много разных свойств. (Дети проходят к столам)

Опыт №1. Самый красивый и некрасивый.

— Ребята, посмотрите внимательно на камушки. (Дети рассматривают с помощью лупы камни)

— Взгляните, какие они все красивые, но среди них вам нужно выбрать самый красивый и показать мне.

— Почему он показался самым красивым? (Ответы детей)

— Значит, какие могут быть камни?

Опыт №2. Цвет.

— Ребята, а какого цвета у вас камни? (Ответы детей)

— Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга?

Опыт №3.Самый большой и самый маленький.

-Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. (Дети показывают камни)

— Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.

Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий.

— Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень. Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)

— А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. (Дети показывают гладкий камень)

— Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми

— Ребята, так какими ещё бывают камни?

5. Физкультурная минутка. Игра «Гора и камешки»

(Дети стоят, прижавшись, друг к другу – это гора. Звучит музыка.)

Голос воспитателя: «Жила – была большая – большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями, а ветер уносил маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот так покатился один камешек, потом другой, третий, четвёртый… Начала гора уменьшаться.

В конце концов стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили гору. (Дети по одному отбегают от горы)

Воспитатель: отдохнули, мы немножко продолжаем дальше.

Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий.

— Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)

— Значит, камни какие?)

Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий.

— А теперь, опустите камешек в воду и посмотрим, что будет происходить. Камешек утонул? Почему?

— Ребята, а сейчас возьмём керамзит, пустим его в воду. Что мы видим? (Он не утонул.) В керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет. Значит, камни могут тонуть, а могут плавать.

Опыт №7. Цвет.

— Ребята, опустим в воду камешек и вынем его ложечкой. Изменился ли цвет? Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.

Опыт №8. Звук.

— Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков.

Закроем и погремим. На что это похоже?

Опыт №9. Рисование.

— Ребята, узнаем ещё об одном свойстве камня. Для этого Рома подойдёт к доске и попробует нарисовать камнем. Что мы видим? А вы знаете, как этот камень называется? Какой можно сделать вывод?

Воспитатель: — Сегодня мы узнали много нового и интересного о камнях. Давайте вспомним их свойства. (Ответы детей)

— Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни? (Ответы детей).

— Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней. (Дети рассматривают постройки из камней) Есть ещё и драгоценные камни, из которых ювелиры делают украшения. (Дети рассматривают выставку ювелирных изделий из драгоценных камней и делятся впечатлениями).

Читайте также:
Что такое синтезированные драгоценные камни

-80%

Источник: videouroki.net

Конспект организованной образовательной деятельности Познавательное развитие. Тема: «Удивительные камни» старшая группа (5-6 лет)

Цель организованной образовательной деятельности:
Уточнить представления детей о мире камней; развивать познавательную активность через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные: — Познакомить детей со свойствами гранита и бутового камня.
— Закреплять знания детей о свойствах камней.
— Формировать познавательные действия; упражнять в умении устанавливать простейшие связи, анализировать и делать выводы.
Развивающие:
— Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым словесным алгоритмом — последовательно и в определенном порядке. — Закреплять умения соблюдать правила безопасности при проведении опытов.
— Развивать мыслительные процессы: внимание, память, мышление, наблюдательность.
— Расширять представления о огромной стране – Россия и богатстве родного края.
— Способствовать обогащению словарного запаса детей (горная порода, гранит, бутовый камень, петрография).
— Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения; отвечать на вопросы полно, точно; развивать умение поддерживать диалог.
Воспитательные: — Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими, любознательность.

Оценить 467 1

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Аленушка» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности
Познавательное развитие.
Тема: «Удивительные камни»
старшая группа (5-6 лет)

воспитатель первой
квалификационной категории

Ирина Иосифовна Дунюшкина

Согласовано старший воспитатель

Дата 15 февраля 2017г.

г. Октябрьский, РБ 2017г.

Цель организованной образовательной деятельности:
Уточнить представления детей о мире камней; развивать познавательную активность через экспериментальную деятельность.

Образовательные:-Познакомить детей со свойствами гранита и бутового камня.
— Закреплять знания детей о свойствах камней .
— Формировать познавательные действия; упражнять в умении устанавливать простейшие связи, анализировать и делать выводы.

Развивающие:
— Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым словесным алгоритмом — последовательно и в определенном порядке. — Закреплять умения соблюдать правила безопасности при проведении опытов.

— Развивать мыслительные процессы : внимание, память, мышление, наблюдательность.
— Расширять представления о огромной стране – Россия и богатстве родного края.

— Способствоватьобогащению словарного запаса детей (горная порода, гранит, бутовый камень, петрография).

— Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения; отвечать на вопросы полно, точно; развивать умение поддерживать диалог.

Воспитательные: — Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими, любознательность.

Предполагаемый результат: развитьинтерес детей к миру камней и другим богатствам родного края.

Образовательная область: познавательное развитие.

Виды деятельности: познавательно — исследовательская, трудовая, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма образовательной деятельности:совместная деятельность педагога и воспитанников в организованной образовательной деятельности.

Форма организации детей: групповая.

Формы организации совместной деятельности: просмотр видеоролика, дидактическая игра, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, показ слайдов, рисование на камнях, самоанализ воспитанников.

Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: мультимедийное устройство, слайды, стаканчики с водой, салфетки, тарелочки, ложки, камни, ведро, теплая вода, фартуки, коллекция камней.
Предварительная работа: — дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Что из чего?», «Найди пару», «Собери картинку», «Разложи по порядку», «Камушки на берегу»;
— подвижные игры: «Шишка – камешек», «Положи скорее камешки», «Смелые верхолазы»; видео фильмы: «Камни с Урала», «Удивительные камни», « Прогулка с детьми в парк камней», «Гора самоцветов», «Что такое камни?».

Ходорганизованной образовательной деятельности:
Дети заходят в группу.
В: ребята,
— Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему………Привет!
— С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой……… Привет!
— При встрече через много лет вы крикнете друзьям…….. Привет!
— И улыбнутся вам в ответ от слова доброго………….. Привет!
— И вы запомните совет: дарите всем друзьям…………. Привет!
— Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы……….. Привет!
(Здороваются с гостями)
В : ребята, сегодня мы с вами займемся очень интересным делом. Хотите?
Д: да (садятся на стулья)
Тогда будьте внимательны и внимание на экран ( показ видеоролика )
В: ребята, кто мне скажет, чем богат башкирский край?
Д: ( хлебом, реками, лесами, медом, талантливыми людьми, древними племенными знаками «танги» и другие ).
В: ребята, у меня в руках «Волшебный мешочек» и я вам предлагаю познакомиться с еще одним богатством нашего края. На ощупь определите, что находится в мешочке.
Д: ответы детей (педагог высыпает содержимое мешочка на поднос)
В: правильно, в «Волшебном мешочке» находятся камни. Значит, мы с вами будем говорить о камнях. Я принесла коллекцию камней ( рассматривание камней – садятся на стулья). Ребята наука, изучающая камни, называется петрографией. Это слово образованно от двух слов. Петро – камень.

И графия – писать. Посмотрите, какой красивый камень (слайд№2). Это — гранит – горная порода, самая распространенная на земном шаре. Одной из самых важных характеристик породы считается ее высокая прочность и красота. Гранит используют для декоративной отделки зданий и изготовления скульптур.
(Слайд №3,4)
А этот камень называется Бутовой (Слайд№5) — один из самых древних строительных материалов. Очень прочный камень. Камень хорошо подходит для кладки фундамента зданий. В старой части нашего города Октябрьский, все дома построены из бутового камня. (Слайд№6)
Залежи строительных камней являются богатством нашей республики. Ребята, а как вы думаете, почему люди строят дома из камня? Д: ответы детей. В: Ребята, я приглашаю вас в лабораторию, где мы найдем ответ на наш вопрос. Одевайте фартуки.

Перед работой я вам предлагаю поиграть.

Физкультминутка «Гора» .
(Дети берутся за веревку и делают из нее круг, затем кладут на пол – это «гора», заходят в круг, дети это «камушки»)

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходят в сторону)

Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны.
Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место.

В: занимайте места в лаборатории.
Напоминаю правила безопасности: нельзя мешать соседу, нельзя размахивать одноразовой ложкой, нельзя брать в рот камни; нельзя толкать товарища.
Опыт 1.
В: возьмите камень и обследуйте его, что вы можете сказать о нем, какой он?
Д: ответы детей (гладкий — шершавый, легкий — тяжелый, большой — маленький, разноцветный).
В: попробуйте разломить камень пополам. Получилось? НЕТ, а почему…?
Потому что камень прочный ,посмотрите на экран – вот такими карточками мы обозначим это свойство камня- прочность.(Слайд № 7)
Опыт 2.
В: а теперь, возьмите, сомните салфетку и опустите в стаканчик с водой, а в другой стаканчик опустите ложкой камень.Возьмите ложкой салфетку из стаканчика и рукой отожмите ее. Что вы видите? (ответы детей – вывод: она впитала воду). Теперь возьмите ложкой камень из стаканчика и попробуйте сделать тоже с ним. Получилось?

Читайте также:
Гематит камень магические свойства для мужчин

НЕТ, а почему…?
Сделаем вывод. Бумага впитывает воду, а камень нет. И именно поэтому в каменных домах мы защищены от дождей и снега. Посмотрите на экран – вот такой карточкой мы обозначим это свойство камня — не впитывать влагу. (Слайд №7)
Опыт 3.

В: этот опыт мы будем делать все вместе. В ведерке лежат камни, я наливаю в него теплую воду, потрогайте ведерко (ответы детей). Я положу на ладошку каждому камушек, что вы можете сказать о нем, какой он?
К ак вы думаете, почему камни теплые ?
Д: (ответы детей).
В: ребята, камни очень хорошо сохраняют тепло.
Посмотрите на экран – вот такой карточкой мы обозначим это свойство камней – сохраняют тепло. (Слайд №7)
В: сейчас, предлагаю вам посмотреть на экран и вспомнить все то, что мы узнали о камнях и ответить на вопрос, почему же люди строят дома из камня.
Д: дети делают обобщение.
В: ребята вы молодцы, вы так много знаете о камнях и умеете делать правильные выводы. Сегодня, я вам раскрою еще один секрет о камнях. Из камней можно строить дома, дворцы, создавать скульптуры, изготавливать украшения, а еще на них можно и рисовать.
Посмотрите на экран, какие забавные животные, птицы, насекомые получаются и это все это нарисовано на камнях(Слайд№8).
Рефлексия.
В: сегодня я вам тоже предлагаю попробовать нарисовать на камне, вы хотите? Я для каждого приготовила вот такой уже заранее покрашенные в желтый цвет камушки. И предлагаю вам нарисовать на них смайлик. Но смайлик не простой, если вам занятие понравилось, вам было интересно и у вас все получалось – нарисуйте вот такой смайлик (Слайд№9), а если вам было не интересно, что- то не получилось, нарисуйте вот такой смайлик. Предлагаю вам подготовить свои пальчики, поиграть в игру.
Пальчиковая гимнастика: «Веселые камешки»

Посмотрите, вот какие – эти камешки большие,

А шершавые какие! В руки камешки возьмем

и в руках мы их сожмем!

Тук да тук, тук да тук! Вот какой веселый звук!

В: ребята приступайте к работе. Кто закончил, выходите ко мне. Расскажите, что у вас получилось (дети проводят самоанализ). Молодцы! Спасибо вам за работу.

Мне очень приятно было с вами познакомиться, а свой смайлик я оставляю вам на память о нашем занятии.

Источник: www.prodlenka.org

Конспект образовательной деятельности «Удивительный мир камней» в старшей группе

Образовательные области: познавательное развитие (ведущая), речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Познакомить воспитанников с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с основными природными компонентами и их связями;

Учить воспитанников отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы — от объектов неживой природы;

Формировать умение обследовать и классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть), формировать умение доказывать.

Развивающие:

Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память;

стимулировать самостоятельное формулирование выводов;

Закрепить умение воспитанников ориентироваться в пространстве помещения игровой комнаты и на листе бумаги;

Закрепить навыки работы с увеличительными приборами;

Упражнять в чтении схем расположения предметов в ограниченном пространстве, совершенствовать умение передвигаться в заданном направлении;

Развивать интерес и любовь к сказкам;

Развивать речь воспитанников в процессе беседы, умение употреб­лять в речи распространенные предложения; развивать воображение, память, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Основные виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, художественно продуктивная, восприятие художественной литературы, двигательная.

Материалы: сундучок ощущений, шапка магистра, наборы камней лимонный сок, пипетка, деревянный брусок, магниты, магнитная доска, карта России; халаты, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, подарки и сюрпризы.

Словарная работа: лаборатория, лупа.

Ожидаемые результаты:

отличают природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы — от объектов неживой природы; умеют читать схемы, ориентироваться в пределах комнаты; умеют при обследовании предметов выделять основные признаки, свойства и качества.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Давайте, поделимся, друг с другом своим теплом и добротой, обнимемся крепко- крепко!

Воспитатель: Сегодня утром я получила необычное письмо. Адрес отправителя тоже загадочный — Горная Страна. Гномы. Но ещё больше я растерялась, когда открыла конверт — в нём нет ни одного слова, одни лишь непонятные схемы. А вы, ребята, ничего необычного у себя в саду не замечали.

Ведь, я думаю, не зря на моём послании этот знак. Давайте внимательно осмотрим всё вокруг.

Упражнение на ориентировку на листе бумаги

(Дети находят шкатулку по плану )

Воспитатель: Кто из вас, ребята, знает, кто такие Гномы?

Дети отвечают.

Воспитатель: Чем они занимаются?

Дети отвечают.

Воспитатель: гномы живут в реальной жизни или в сказке. В каких сказках встречаются гномы.( Белоснежка и 7 гномов. Сказка про гнома. Сказка про гнома и звездочку)

Скажите, а какие гномы, злые или добрые? Послушайте произведение композитора Грига «Шествие гномов» и определите по характеру музыки какие они гномы.

Слушание «Шествие гномов» Григ

Воспитатель: вы прослушали произведение.

какая по характеру музыка? (быстрая, веселая, ритмичная)

Охарактеризуйте гномов, какие они? (веселые, быстрые, дружные…).

Воспитатель: Как вы думаете, что может в шкатулке находиться?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас каждый из вас на ощупь попытается определить содержимое этой шкатулки.

Дети: В шкатулке находятся камни.

Воспитатель: скажите камни относятся к живой или не живой природе? Предлагаю вам вспомнить, что относится к живой, а что к неживой природе (к живой – человек, растения, животные; неживой – камни, земля, глина, все, что создано человеком)

Читайте также:
Драгоценные и полудрагоценные камни для овна мужчины

Воспитатель: Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Глаза! Для чего нам нужны глаза?

Дети: Чтобы смотреть.

Воспитатель: Пальчики?

Дети: Чтобы трогать, щупать.

Воспитатель: Уши?

Дети: Чтобы слушать.

Воспитатель: Гномы разрешили рассмотреть нам их коллекцию камней, какими они бывают? Для этого мы с вами отправляемся в лабораторию. Сначала с вами вспомним правила поведения в лаборатории.

Дети отвечают.

Воспитатель: Одеваем фартуки и головные уборы и отправляемся, располагайтесь поудобнее.

Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы камни.

Воспитатель: Ребята, покажите мне самый большой ваш камень. А теперь выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.

Все ли камни одинакового размера?

Дети отвечают.

Воспитатель: Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру.

Опыт № 2. Определение характера поверхности.

Воспитатель: Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень. А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)

Ответы детей.

Воспитатель: Почему у него нет острых углов, как вы думаете? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.)

Дети отвечают.

Воспитатель: Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.

Опыт № 3. Определение твёрдости.

Воспитатель: В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони. Что произошло с пластилином?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему? А с камнем что произошло?

Дети отвечают.

Воспитатель: Почему? Ребята, как вы думаете, камень тверже дерева?

Дети отвечают

Воспитатель: Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).

Дети отвечают.

Воспитатель. А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (Забивает — не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается).

Воспитатель: Ну что, смогла я забить гвоздь в камень?

Дети отвечают.

Воспитатель: Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень?

Дети отвечают.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Вывод: Камень твёрдый, прочный.

Опыт № 4. Определение температуры.

Воспитатель: Ребята, положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу?

Дети отвечают.

Воспитатель: Наша кожа может быстро определять температуру. Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность. Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный. Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)

Дети отвечают.

Воспитатель: Вывод: камни имеют разную температуру. Как можно согреть холодный камень?

Дети отвечают.

Воспитатель: Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.

Дыхательная гимнастика

Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.

Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)

Опыт № 5. Плавучесть.

Воспитатель: Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)

Дети отвечают.

Воспитатель: Как это можно проверить? Давайте мы с вами положим наши камешки в стакан с водой и понаблюдаем за ним. Что с ним произойдёт?

(Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)

Воспитатель: Ребята, доставайте свои камни и вытирайте салфеткой. (Достают камень из воды, вытирают его салфеткой).

Воспитатель: Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?

Дети отвечают.

Воспитатель: Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые.

Опыт № 6. Камни издают звуки.

Воспитатель: Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?

Дети отвечают.

Воспитатель: Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?

Дети отвечают.

Воспитатель: Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос. А сейчас, ребята, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Что происходит?

Дети отвечают.

(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)

Воспитатель: Вывод: камни могут издавать звуки.

Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.

Воспитатель: Как называется этот прибор? (Лупа.)

Дети отвечают.

Воспитатель: Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)

Дети отвечают.

Воспитатель: Посмотрите на свои ладошки. А теперь посмотрите на них через лупу? Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ними то же самое. (Рассматривают камни через лупу)

Воспитатель: Что интересного вы увидели?

Дети отвечают.

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательные! Сейчас, ребята, возьмите свои подносы и выложим на песке узоры из камней. Может быть ночью, когда детский сад будет пуст, гномы вновь вернутся сюда и будут очень рады такому подарку, ведь гномы очень любят свои камни. (Дети подходят к другому столу, где приготовлены большие подносы с песком).

Дидактическая игра «Выложи узор»

Воспитатель: посмотрите, какие узоры получились красивые. Думаю гномам очень понравится.

А сейчас идемте на палас.

Скажите, понравилось вам заниматься с камнями гномов. Что больше понравилось?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Источник: kopilkaurokov.ru

Камни и их свойства планирование в старшей группе

Программные задачи:

— Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);

— Экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности;

— Развивать у детей представления о самоценности природы;

— Воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней;

— Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и навыки). (Познание.)

— Поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас детей различными терминами, умение строить доказательную речь. (Коммуникация.)

— Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности. (Социализация.)

— емкость с водой;

— наборы картинок, фотографий с изображением камней, минералов, набор изделий из разных камней.

Ход занятия

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны.

Воспитатель: Посмотрите вокруг. Что есть интересного в нашей группе? Я то же нашла что-то интересное. Как вы думаете, что это? (Обратить внимание детей на глобус.)

Читайте также:
Как установить будильник на часах

В: Что такое глобус?

Дети: Это модель нашей планеты -Земля.

В : Какие цвета вы видите на глобусе? (синий, зеленый, голубой, желтый, коричневый). Что они обозначают? (Ответы детей.)

А я знаю одну тайн, у планеты, на которой мы живём, есть одежда. Что это может быть за одежда? Хотите узнать? (Дети проходят к мольбертам с картинками.)

В : Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.

А кто знает, как по-другому называют камни? (Ответы детей. Полезные ископаемые.)

Правильно, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми.

В : Подумайте, почему они «полезные»? (Ответы детей.)

Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям.

В: Ребята, а какую же пользу приносят камни людям? (Ответы детей. Строят дома, дороги.)

В : А почему «ископаемые»? (Ответы детей.) Верно, ископаемые, потому что они являются «подземными богатствами» и залегают глубоко под землей. Людям приходится приложить немало усилий, чтобы добыть полезные камни.

В : А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?

Дети: Геологи.

(На доске иллюстрации с изображением геологов.)

Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи — это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях, изучают свойства камней. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре.

Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи!

Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. Вот такая это работа!

Что бы быть такими — же сильными и смелыми мы с вами немного потренируемся.

Игра “Гора и камешки”.

Стоит гора – старушка- До небес макушка, (Дети поднимаются на носки.)

Ее ветер обдувает, (Обмахивают себя кистями рук.)

Ее дождик поливает. (Встряхивают кистями рук.)

Стоит гора, страдает (Прикладывают ладошки к щекам.)

Камешки теряет. (Качают головой.)

И каждый день, и каждую ночь (Дети разбегаются и присаживаются.)

Катятся, катятся камешки прочь. (На корточки возле столов.)

В: Эти камешки изучают люди какой профессии? (Геологи.)

Воспитатель : Ребята сегодня утром в детский сад почтальон принес посылку, интересно, кто это посылку нам прислал.

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: (Открывает посылку и достает коллекцию камней.) Смотрите, ребята, какие красивые камни. И все разные. Здесь ещё и письмо имеется. (Читает.) «Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы любите проводить различные эксперименты. У нас очень много работы. Нужно определить свойства этих камней.

Помогите нам, пожалуйста. Ученые-геологи» . Ну что, ребята, поможем? Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию.

(Дети проходят к столам с оборудованием.) Мы будем как настоящие ученые исследовать свойства камней.

Опыт 1. Определение характера поверхности.

Воспитатель : Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие.) Возьмите другой камень, какой он, гладкий или шероховатый? Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.

Опыт 2 . Рассмотрим камни под лупой.

Воспитатель: В одной руке у вас камень, а в другую руку возьмите лупу. Разместите лупу между камнем и вашими глазами. Давайте рассмотрим камень через лупу. Посмотрите, что вы видите на камне через лупу? Какие крапинки, дорожки, трещины, углубления, ямочки, узоры на камнях.

Какие красивые камни!

Вывод: камни имеют не ровную поверхность

Опыт3. Какая же форма у камней?

А сейчас давайте посмотрим на форму камней, что мы можем сказать.

Есть круглые камни, а также угловатые и похожие на многоугольники.

Вывод: камни имею разную форму. А еще они разного цвета и разного размера.

Опыт 4:«Тонет — не тонет»

На столе у воспитателя две баночки с водой. Выходят два ребенка.

Опустите в емкость с водой один камень и брусок дерева. Что произошло? (деревянный брусок утонул? (Нет.) Почему? (Потому что он легкий.) А камень? (Утонул, потому что он тяжелый.)

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

Опыт4: «Твердый или мягкий?»

Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. Пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый).

Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней.

Вывод: Камень твёрдый, твёрже пластилина.

Белый маленький комочек,

Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте,

Пишут буквы на доске. (Мел.)

Мел — это известняк, состоящий из морских микроорганизмов и водорослей. Мел залегает глубоко под землей.

Очень часто мы с вами рисуем в группе еще одним камнем. Вы наверно догадались это наши простые карандаши. Внутри у них очень мягкий камень – графит.

Вывод: камнем можно писать, рисовать.

Как вы думаете, можно ли есть камни? А вы знаете кого-нибудь, кто ест камни? (Камни едят птицы.) А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого?

Вывод: соль можно есть.

Игра с камешками в руках. «По дорожке мы пошли»

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой все их принесли.

Источник: xn——5cdcba9a8bhiqf4boq8n7b.xn--p1ai

Занятие «Камни» для детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Читайте также:
Что означают караты в драгоценных камнях

Размер файла: 177.84 Кбайт

Скачать
презентацию

Конспект интегрированного занятия

на тему «Вулканические камни» в старшей группе

1. Совершенствовать умение обследовать предметы разной формы. Расширять представления о фактуре камней (гладкий, шероховатый и т. п.), о сферах человеческой деятельности (ученый, строитель), как человек в своей жизни использует камни.

2. Активизировать употребление детьми прилагательных, характеризующих свойства и происхождение предмета (гладкий, шершавый, вулканический), упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением (гладкий-шершавый).

3. Тренировать в количественном счете в пределах 10, правильно пользоваться количественными числительными, отвечать на вопрос «сколько?», закреплять цифры от 1до 9, тренировать в количественном счете на ощупь.

4. Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая к простейшим экспериментам, развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства камней (цвет, форма, прозрачность), включая органы чувств: зрение, осязание; развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

5. Развивать свободное общение ребенка с взрослыми и детьми, развивать связную речь (монологическая речь по мнемосхеме).

6. Воспитывать у детей доброжелательное и внимательного отношения друг к другу, воспитывать умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие – беседа о свойствах камней, рассказ по мнемосхеме, закрепление прилагательных «гладкий», «шершавый», «прозрачный», «непрозрачный», подвижная игра «Закрывается гора» с проговариванием звука «р»

Познание – исследование свойств камней, их применение в жизни человека, повторение цифр от 1 до 9, счет на ощупь.

Демонстрационный материал и оборудование:

Набор «Вулканические камни»

Карточки с изображением свойств камней

Презентация «Вулканические камни»

Предварительная работа:

Разучивание игры «Закрывается гора»,

Чтение энциклопедии о вулканах,

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Чтение сказки «Храбрый портняжка», Братья Гримм

Подгруппа детей- 10-12 человек

Время проведения — 25 минут

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вам говорила, что у меня есть знакомый ученый профессор Изумрудов, он изучает вулканы. Сегодня к нам в детский сад пришла посылка — это подарок от профессора, он собрал рядом с вулканом красивые камни, и прислал их нам по почте. Они настоящие.

Скажите, почему на коробке камни изображены на фоне красного цвета?

Правильно, потому что в вулкане очень высокая температура и потому что, когда вулкан просыпается, он выбрасывает лаву, а она очень горячая.

В. Давайте посчитаем, хватит ли нам камней на всех детей или нет.

(Дети считают камни и количество детей, сравнивают и вместе с воспитателем ищут выход из положения — как поделить камни между детьми)

Затем дети рассматривают камни, меняются друг с другом.

Проводится исследовательская работа по выявлению свойств камней.

Дети описывают, какие бывают камни и составляют рассказ по карточкам.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

В. Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

В. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

В: Что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети!

В. Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)

Дети берут стакан с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах.

А сейчас мы поиграем, вставайте в круг.

Подвижная игра «Закрывается гора» с проговариванием стихотворения, в котором часто встречается звук «р».

Правила игры: Все, кроме двоих, встают в хоровод. Двое образуют «гору» — один встает внутри круга, другой — напротив него снаружи от хоровода, и они берутся за руки, образуя как бы маленький хоровод из двух человек, под которым «течет» весь хоровод. Пока поют о том, что «ручьи бегут», двое водящих держат руки высоко.

После слов «закрывается гора» водящие опускают руки и ловят того, кто пробегает между ними. Пойманный присоединяется к ним, и гора таким образом становится больше. Игра продолжается, пока не останется совсем маленький ручеек.

Как из-под горы Всё бегут ручьи.
Как из-под горы Всё бегут ручьи.
Ручьи, вы куда?
Ручьи, вы куда?

Мы немного отдохнули, а теперь вас ждут интересные игры с камнями.

Мешочки, камешки, набор цифр.

В. Я раздам каждому мешочки, в которых лежат камешки, а вы не открывая мешочки, на ощупь должны определить количество камней и положить рядом с мешочком ту цифру, которая показывает количество камней в вашем мешочке.

Дети выполняют задание, одни дети считают первыми, вторые проверяют, правильно ли были посчитаны камни. Находят цифру, изображающую количество камней.

Воспитатель вызывает одного ребенка и просит рассказать о камнях по карточкам.

В. Дети, вы молодцы. Мы многое узнали о свойствах камней и теперь вы можете сами собирать свою маленькую коллекцию камней.

А сейчас я расскажу, как люди используют камни в своей жизни.

ГРАНИТ

Гранита на Земле очень много. Его называют «вечным камнем», потому что он почти не разрушается.

Гранит широко используется в строительстве, а также из него делают скульптуры, памятники.

Пемза- пористый камень, он образуется при застывании магмы, выброшенной при извержении вулкана.

Пемзу применяют в строительстве, а также для шлифовки дерева и металла.

Посмотрите, какой красивый камень бирюзового цвета.

В наше время из него тоже делают украшения. Но если его нагреть до очень высокой температуры, он становится белым.

Это черный камень. Часто лава попадает в озера или океан, где лава быстро охлаждается и тогда образуется обсидиан.

В древности из этого камня делали зеркала, потому что он очень гладкий.

Из обсидиана делают украшения, а также украшают им камины, стены, полы.

В доисторические времена из него делали наконечники стрел, копий.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рейтинг
Загрузка ...