Картина где все сидят за столом
С сюжетом и персонажами познакомились, давайте отделим мифы и заблуждения от правды))
Часто мелькают суждения о золотом сечении в композиции фрески – все это чушь, гоните ссаными тряпками таких знатоков. Ничего золотого в дневниках Леонардо не находили, да и построена работа на основе правила третей.
Но все же некоторая закономерность тут есть, и она прослеживается в записях художника: он пытался создать музыкальную гармонию, там много разных вычислений и как итог – попытка превратить ноты в музыку, которую можно увидеть на стене в трапезной))
Примерно так работает композиция в картине согласно правилу третей:
5 паранормальных вещей, снятых в прямом эфире часть 3
А теперь окунемся в теории заговора, люблю их. Да Винчи был бы эксцентричным гением в любую эпоху, а уж в свою он слишком выделялся. Любил он и ставить многие вещи под сомнения. Все это давало ему разные характеристики, но самый скандальный миф – Леонардо был еретиком.
Ну и как член тайного ордена по хранению тайны детей Христа (ахах, да), он изобразил Марию Магдалину вместо Иоанна Богослова (апостол рядом слева от Иисуса). Дэн Браун нашел продолжение этой теории и развил ее: если провести линии вдоль фигур Марии и Христа, то можно получить букву «М» («Matrimonio», в переводе брак), а между ними выделяется буква «V» — женское начало.
Естественно, это выдумки. Тут карты спутала традиция изображать апостола как нежного юношу с длинными волосами и любовь да Винчи изображать героев с набором мужских и женских черт. А буква «V» всегда присутствовала на картинах Леонардо как подпись (Vinci, ну вы поняли). Не ведитесь))
Буква «М» на картине, которая якобы составляется вдоль фигур Иисуса и апостолов слева:
Еще одна теория говорит о том, что в образе Иуды Фаддея (второй справа) автор изобразил себя. Вот тут однозначно трудно сказать, так что хрен знает))
Леонардо вполне мог засунуть себя на роспись, вроде как похож:
Есть совсем бредовые догадки – соответствие по знакам зодиака и даже по указанию апостолами на планеты и спутники солнечной системы. С этой темы я долго смеялся, там все зависит от жестов, да Винчи крутой шифровальщик))
Бывшие влюбленные встретились через 30 лет после расставания 720p
Вот на что стоит обратить внимание, так это цифра три. Композиция на основе третей, три окна сзади, группы апостолов по 3 человека. И это не считая библейские отсылки на цифру три в Новом завете. Здесь тоже можно поискать замысел, но тут скорее любовь к тройке в те времена и стремление к гармонии от Леонардо.
Справа фотография росписи, как она выглядит сейчас. Как видите, не очень мудрые монахи проделали дверь и лишили Иисуса ног. Если вы затосковали по ногам Иисуса, справа их изображение на точной копии Джампетрино:
Ну и конечно же, есть теория про конец света. Одна ученая-исследовательница Ватикана разгадала код да Винчи (и особо пояснила, что с книгами Дэна Брауна он не связан) и смогла разгадать зашифрованную художником дату конца света. 21 марта 4006 года нас ждет всемирный потоп, который продолжится до ноября и уничтожит человечество.
Пожалуй, на такой весомой и серьезной ноте я завершу пост. Единственное, важная вещь – если будете в Милане и захотите посмотреть на работу, нужно бронировать билеты за 1,5-2 месяца, иначе не пустят.
Уверен, что не рассказал все теории и не показал всех деталей, но мы уже слишком увлеклись. Может быть, вы знаете еще какие-нибудь интересные факты?
ИсточникТайная вечеря
апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса — три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.
Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.
Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.
Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них.
Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.
Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.
Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.
Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:4), от Марка (Мк. 3:18), от Луки (Лк. 6:15), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). Он называется Симоном Зилотом или Симоном Кананитом, чтобы отличить его от Симона Петра.
Никаких других сведений об апостоле Новый Завет не приводит. Прозвище Зилот иногда истолковывается как приверженность иудейскому национализму (зелотам).
Симон Кананит отождествляется со сводным братом (от Иосифа и Саломии) Иисуса Христа, который справлял свадьбу в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. Его отождествляют с Симеоном, апостолом из числа 70, который стал вторым епископом Иерусалима после казни Иакова Праведного.
Брат Иакова Алфеева, сын Алфея или Клеопы.
Упомянут в списках апостолов в Евангелиях от Луки (Лк. 6:16) и от Иоанна (Ин. 14:22); а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задаёт вопрос Иисусу о его грядущем воскресении.
При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды — предателя. Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э. Предполагаемая могила расположена на территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана. Часть мощей святого апостола пребывает в Ватикане в Соборе Святого Петра.
Единственный достоверный факт, сообщаемый Евангелиями, то что Левий Матфей был мы́тарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что возможно указывает на смирение автора, так как мытари глубоко презирались иудеями.
Упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:3), от Марка (3:18), от Луки (6:14), а также в Деяниях Апостолов (1:13).
Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром и призван за ними третьим. Филипп привёл к Иисусу Нафанаила (Варфоломея) (Ин. 1:43—46). На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется ещё трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для множества народа (Ин. 6:5—7); приводит к Иисусу Еллинов (эллинизированных иудеев) (Ин.
12:20—22); просит Иисуса на Тайной вечере показать Отца (Ин. 14:8—9).
Упомянутый в Деяниях Апостолов Филипп Диакон или Филипп Евангелист — другое лицо, тёзка апостола Филиппа.
Евсевий Кесарийский приводит сообщение Климента Александрийского о том, что Филипп был женат и имел дочерей, с которыми был знаком и Папий. Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. За проповедническую деятельность был казнён (распят головой вниз) в 80 году (во время правления римского императора Тита в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.
Апостол Иисуса Христа, упоминаемый в Новом Завете. Сын Зеведея, родился в Палестине, был убит в 44 году в Иерусалиме. Старший брат Иоанна Богослова.
Фома был избран Христом одним из двенадцати апостолов, о чём нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука. Однако они всего лишь упоминают имя Фомы среди имён прочих апостолов.
Напротив, Иоанн Богослов сообщает нам об участии Фомы в нескольких событиях евангельской истории, в том числе об уверении Фомы. Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом по Воскресении из мёртвых явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мёртвых и приходил к ним, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю». Явившись апостолам вновь, Иисус предложил Фоме вложить палец (перст) в раны, после чего Фома уверовал и произнёс: «Господь мой и Бог мой!».
Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа.
Выражение «Фома неверующий» (или «неверный») стало нарицательным и обозначает недоверчивого слушателя. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии.
Опираясь на рассказ о явлении Иисуса Христа апостолам на море Галилейском, можно предположить, что апостол Фома первоначально был рыбаком.
Один из Двенадцати апостолов, сын Зеведея, также прозванный Богословом, евангелист, брат Апостола Иакова. В Евангелии от Марка вместе с братом прозван Иисусом «Сыном грома» (Воанергес).
Отцы Церкви считали его тем же человеком что и Иоанн Евангелист, «Возлюбленный ученик», хотя современные богословы и библеисты не имеют консенсуса относительно тождественности этих людей.
Согласно традиции большинство христианских конфессий, Апостол Иоанн — автор Евангелия, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет.
Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. שמעון — Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος — камень) возникло от прозвища Кифа (арам. — камень), которое ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков».
Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал ему во всех путях его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого».
По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух (см. также раба придверница). Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.
Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.
Среди апостолов Иуда заведовал их деньгами, а затем предал Иисуса Христа за 30 сребреников.
После того как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?» И, бросив серебреники в Храме, Иуда пошёл и удавился.
После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» и помолившись Богу, чтобы Он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию, и он был сопричислен Апостолам.
Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства.
В житии святого апостола Андрея Первозванного упоминается, что Андрей и его брат Симон (будущий св. Пётр) были галилейскими рыбаками, родившимися и росшими в Вифсаиде (городе на берегу Генисаретского озера); отца их звали Ионою. Повзрослев, братья перебрались в Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжали заниматься рыбной ловлей.
Ещё в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил всё и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.
Евангелисты Матфей и Иоанн по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом.
Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа.
Апостол Иисуса Христа, упоминаемый в Новом Завете. Брат апостола Иуды Иаковлева, возможно брат апостола и Евангелиста Матфея. В трех Евангелиях его имя приводится в списке двенадцати, однако других сведений о нём не сообщается.
Согласно житию, Иаков был мытарем, проповедовал в Иудее, а затем вместе с апостолом Андреем отправился в Эдессу. После самостоятельно вёл проповедь в Газе и Елевферополе (Южная Палестина).
Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Традиция сообщает также о его поездке в Индию и проповеди в Армении, где на Арташатском холме он встретился с апостолом Иудой Фаддеем (армянская церковь почитает их своими основателями). Евсевий Кесарийский сообщает, что в Индии Варфоломей оставил основанной им общине Евангелие от Матфея на еврейском языке, которое было найдено философом Пантеном, преподавателем Александрийской школы
Размеры изображения — примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.
Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».
Известно о существовании трех ранних копий росписи, предположительно авторства помощника Леонардо.
Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.
ИсточникКартина-фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи – шедевр итальянского Высокого Возрождения и одно из самых известных произведений христианского искусства. Оно иллюстрирует сцену из последних дней земной жизни Иисуса Христа, как описано в Евангелии от Иоанна 13:21.
Картины по стилям
Картины по жанрам
Хотя на первый взгляд фреска кажется простым изложением евангельского сюжета, на самом деле это исключительно сложное произведение, символизм и драматическая направленность которого делают его первым образцом эстетики Высокого Возрождения.
История создания картины
Восстановить историю «Тайной вечери» Леонардо да Винчи в хронологическом порядке непросто. Не сохранилось точных документов, подтверждающих роль заказчика. Первая точная дата, 1488 год, связана с завершением строительства трапезной Санта-Мария-делле-Грацие, где должна была разместиться картина Леонардо да Винчи. Эта дата известна из краткого описания церкви и монастыря Санта-Мария-делле-Грацие доминиканским монахом Джироламо Гаттико.
Доминиканцы наняли известных художников того времени для украшения религиозного здания, которое Людовико Сфорца иль Моро (герцог Миланский с 1480 по 1494 год) хотел превратить в усыпальницу для своей семьи. Архитектура трибуны, построенной между 1492 и 1493 годами Донато Браманте по приказу герцога Милана Людовико иль Моро, – одно из высших достижений эпохи Возрождения в Северной Италии. Однако Людовико не смог завершить проект, поскольку был свергнут, потерял власть и умер в заключении в замке Лош во Франции в 1508 году.
Искусствоведческая литература ориентируется на датировку между 1493 и 1494 годами, когда появляются первые рисунки Леонардо, связанные с исследованием «Тайной вечери». Последняя реставрация позволила опознать герб, связанный с именем Джана Галеаццо Сфорца. Многие ученые считают, что именно в этот период, вероятнее всего, Леонардо приступил к созданию шедевра. 1498 год – дата завершения, учитывая, что Лука Пачоли в посвящении к трактату «Божественная пропорция» описывает картину в деталях.
Людовико иль Моро, ставший герцогом в 1494 году, сыграл свою роль в создании «Тайной вечери», но первым заказчиком произведения, скорее всего, был его предшественник Джан Галеаццо Сфорца, который умер в 1497 году в возрасте 25 лет. Леонардо должен был закончить работу еще летом 1497 года, о чем свидетельствует письмо герцога Миланского своему секретарю Марчезино Станга с просьбой «вернуть Леонардо из Флоренции, чтобы он закончил работу».
Подготовительные работы
Историк-искусствовед Пьетро Чезаре Марани, выдающийся исследователь жизни и творчества Леонардо, отмечает в книге «”Тайная вечеря” Леонардо», что подготовительные рисунки для картины датируются началом 1490-х годов. Первый композиционный эскиз «Тайной вечери» появляется на листе вместе с рисунками фонаря Миланского собора, этюды голов апостолов – рядом со знаменитой «Дамой с горностаем».
Современники рассказывали, что его поведение было более чем странным. Иногда он начинал писать с раннего утра и даже не ел весь день, продолжая работать. В другое время он мог гулять целыми днями по городу в поисках лиц для вдохновения или по несколько часов созерцал свое творение.
Источник