Картины, созданные Леонардо да Винчи, всегда несли в себе какие-то тайны и загадки, будь то знаменитая улыбка Джоконды или прозрачный шар в руках Иисуса Христа на полотне «Спаситель мира». Одна из таких картин — фреска «Тайная вечеря». Находится она в церкви доминиканцев Санта-Мария делла Грация, в помещении для трапез. С картиной связывают столько интересных фактов, что её давно причислили к одной из главных миланских достопримечательностей, внося в первоочередной список путешествий по городу.
Расположение
Piazza di Santa Maria delle Grazie, 2, 20123 Milano MI, Италия
Время работы
Ежедневно, кроме понедельника, с 8:15 до 18:45.
История создания «Тайной вечери»
Во времена средневековья художники создавали свои картины по заказам высокопоставленных вельмож. Леонардо да Винчи начинал художественную карьеру в живописной Флоренции, которая притягивала немало создателей произведений художественного жанра. Во Флоренции на тот момент безраздельно властвовал не менее знаменитый и талантливый Микеланджело, который пользовался особым покровительством тосканской династии Медичи. Большие почитатели искусства, Медичи все самые денежные заказы отдавали своему любимцу, а остальные творцы оставались практически не удел.
Тайная вечеря / Это не Апостолы / КАРЕЛИН
«Тайную вечерю» да Винчи написал по желанию одного из миланских герцогов, который предложил ему эту работу. Художник специально приехал в Милан, где остался впоследствии почти на два десятка лет. У вельможи умерла жена, которая давно хотела иметь такую картину, и герцог решил посмертно исполнить просьбу супруги.
Красавица Беатриче происходила из знатного рода, принимала активное участие в жизни города и пользовалась славой покровительницы художественного искусства. Герцогиня умерла в совсем молодом возрасте, во время родов. Именно ей принадлежала идея росписи стены трапезной доминиканского монастыря, которую она так и не успела воплотить в жизнь.
По желанию герцога, в память о его супруге, Да Винчи расписал одну из стен трапезной доминиканского монастыря. Работа длилась три года и была завершена незадолго до начала XVI столетия. Размеры фрески впечатляли: почти 9 метров шириной и более 4,5 высотой.
Образцом для стола и посуды, изображённых на картине, послужили настоящие предметы быта, которые находились и использовались на тот момент в трапезной монастыря.
Что интересно, только в российском переводе название картины звучит именно так, сразу навевая мысли о каком-то заговоре или тайном собрании. На других языках название переводится как «Последний ужин», что более реально отображает задумку автора, ведь на полотне изображён Иисус Христос с апостолами во время своей последней вечерней трапезы. Именно в этой беседе Христос сообщает окружающим, что один из учеников его предаст, поэтому апостолы с удивлением внимают его словам.
Интересные факты о «Тайной вечере»
Со знаменитой фреской и её созданием связано большое количество интересных фактов, которые даже через столетия передаются из уст в уста поклонниками творчества да Винчи и не раз упоминаются при описании картин художника.
Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря»
Мистическое число «3»
Если присмотреться внимательно, то на картине можно увидеть некоторую взаимосвязь с числом «3», которая наблюдается не единожды:
- фигура Иисуса с раскинутыми по столу руками своими очертаниями напоминает треугольник;
- апостолы изображены группами по три человека;
- на задней стене помещения, в котором проходит трапеза — ровно три окна.
Исследователи подмечают, что такая последовательность может быть связана с библейской темой, где числу «3» уделено большое внимание. Ведь Христос прожил 33 года, воскрес на третий день после распятия, а апостол Пётр трижды отрёкся от него. Помимо этого, число «3» непосредственно относится и к Святой Троице — Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.
Сам да Винчи на картине
Говорят, что Леонардо да Винчи любил косвенно изображать себя на своих картинах. К примеру, по некоторым предположениям, удивительная Мона Лиза — частичный автопортрет художника. На картине «Тайная вечеря» также наблюдается подобная взаимосвязь. Апостол Фаддей, изображённый на фреске, по мнению многих искусствоведов внешне напоминает собой художника.
3D-эффект «Тайной вечери»
Мастерство да Винчи не знало границ, вот и на знаменитой фреске в полной мере проявился весь его талант. Современники говорят, что только что написанная картина излучала объёмный свет от солнечных лучей, падавших из окна. К сожалению, сегодня это увидеть практически невозможно.
При создании фрески художник использовал особый состав краски, который позволял делать корректировки изображений спустя длительное время. Именно эта самодельная краска и способствовала тому, что уже через два десятилетия картина начала понемногу разрушаться и потребовала реставрации. Реставрировалась «Тайная вечеря» и в последующие века. Многочисленные восстановительные работы практически свели к нулю 3D-эффект, которого добился художник.
Образ Иуды
Тяжелей всего да Винчи дались образы Христа и Иуды. В поисках прототипа последнего он часами бродил по улицам Милана, разыскивая подходящую натуру. Монастырский настоятель даже обвинил Леонардо в том, что он затягивает работу над картиной, прохлаждаясь и гуляя по улицам. Иуду да Винчи писал уже практически последним, так как искал модель не один год.
Позировал художнику никто иной как местный алкоголик, подобранный им в канаве. Каково же было изумление да Винчи, когда спустя время пьяница признался, что ведёт подобный образ жизни всего несколько лет, а до этого он был благообразным молодым человеком, пел в церковном хоре и даже позировал однажды для образа. Христа.
Сельдь или угорь?
На трапезном столе изображена рыба, породу которой внятно определить невозможно. Некоторые считают, что это сельдь. Другие склоняются к тому, что рыба на фреске — угорь. В любом случае, все сходятся в едином мнении, что изобразил её да Винчи не случайно. Если добавить к итальянскому написанию слова «угорь» одну букву, то получается — «наставление».
А «сельдь» по-североитальянски звучит одинаково с выражением «отрицающий религию».
А ещё говорят, что во время войны в здание монастыря попала бомба, разрушив все стены, кроме той, на которой написана картина. Высшие силы хранят святую фреску для будущих поколений. Посетители монастыря говорят, что лучше всего картину рассматривать издали и с возвышения.
Как попасть на «Тайную вечерю» и купить билет
Фреска «Тайная вечеря» находится в помещении церкви, расположенной по адресу: Piazza di Santa Maria delle Grazie, 2, 20123 Milano MI, Италия. Доехать можно на метро до станции Кадорна.
Бронировать билеты необходимо предварительно, они распродаются полностью за несколько месяцев до необходимой даты.
Бронь можно самостоятельно оформить на официальном сайте. Стоимость билета — 6,5 евро. За предварительное бронирование цена вырастет на 1,5 евро. Режим работы экспозиционного зала — ежедневно, кроме понедельника, с 8:15 до 18:45. Находиться в помещении можно не более четверти часа.
Источник: www.sputnik8.com
Где находится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — знаменитая фреска
Если попытаться вспомнить шедевры живописи, которые копировались бесчисленное множество раз, то одной из первых в этом ряду будет фреска «Тайная вечеря» работы Леонардо да Винчи. Писавшаяся в течение двух лет, с 1495 по 1497 год, уже в эпоху Возрождения, она получила около 20 «наследников» этой же тематики, написанных мастерами кисти Испании, Франции и Германии.
Надо сказать, что и до Леонардо некоторые флорентийские художники уже использовали этот сюжет в своем творчестве. К сожалению, современным искусствоведам стали известны только работы Джотто и Гирландайо.
Леонардо да Винчи в Милане
Ценителям живописи, а особенно творчества Леонардо да Винчи, давно известно местонахождение всемирно известной фрески. Но многие любители до сих пор задаются вопросом о том, где находится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Ответ на него приведет нас в Милан.
Творческий период, относящийся ко времени работы в Милане, как и вся жизнь художника, покрыт тайнами и за сотни лет овеян множеством легенд.
Леонардо да Винчи, известный как любитель загадок, головоломок и тайных шифров, оставил после себя огромное количество ребусов, часть из которых до сих пор не поддалась разгадкам ученых всего мира. Может показаться, что и жизнь, и творчество художника – сплошная тайна.
Леонардо и Людовико Сфорца
Появление Леонардо в Милане напрямую связано с именем Людовико Мария Сфорца по прозвищу Моро. Властный правитель и талантливый во многих областях деятель герцог Моро в 1484 году выписал для службы ставшего уже известным к этому времени Леонардо да Винчи. Картины и инженерный талант художника привлекли внимание дальновидного политика.
Он планировал использовать молодого Леонардо в качестве инженера-гидротехника, проектировщика гражданских сооружений и конструктора техники военного назначения. И он не ошибся. Молодой инженер не переставал удивлять Моро своими изобретениями. На суд герцога были предложены такие технические разработки, как новые модели пушек и легкого вооружения, немыслимая по тем временам конструкция мостов и мобильные повозки для военных нужд, неуязвимые и неприступные.
Милан. Храм Санта-Мария-делле-Грацие
К моменту появления Леонардо в Милане здесь уже велось строительство Доминиканского монастыря. Ставший главным архитектурным акцентом монастырского комплекса, храм Санта-Мария-делле-Грацие достраивался под руководством Донато Браманте, уже известного в то время итальянского зодчего.
Герцог Сфорца планировал расширить площадь храма и расположить здесь усыпальницу своего великого рода. Леонардо да Винчи был привлечен к работе над библейским сюжетом «Тайная вечеря» в 1495 году. Место для фрески было определено в трапезной храма.
Где увидеть «Тайную вечерю»?
Чтобы проще было понять, где находится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, нужно встать лицом к храму со стороны улицы Corso Magenta и обратить взор к левой части, пристройке. Сегодня это полностью отреставрированное здание. Но Вторая мировая война не поскупилась на разрушения. Очевидцы рассказывали, что после авианалетов храм практически полностью был разрушен, а то, что осталась при этом уцелевшей фреска, называли не иначе как чудом.
Сегодня к месту, где находится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, стремятся миллионы любителей искусства. Попасть сюда не так просто. В туристический сезон бронировать место в экскурсионной группе нужно заранее. А в целях сохранения шедевра посетители пропускаются в зал небольшими группами, и время осмотра ограничено 15 минутами.
Долгая и кропотливая работа над фреской
Работа над созданием фрески продвигалась медленно. Художник работал хаотично, впрочем, как и все гении. То по нескольку дней не отрывался от кисти, то, наоборот, днями не притрагивался к ней. Иногда, прямо средь бела дня, он бросал все дела и бежал к своей работе, чтобы сделать только один мазок кистью. Искусствоведы находят этому несколько объяснений.
Во-первых, художник для работы решил выбрать новый вид росписи – не темперой, а масляными красками. Это позволяло постоянно вносить дополнения и корректировать изображения. Во-вторых, постоянная доработка сюжета трапезы позволяла художнику в очередной раз наделить ассоциативными тайнами героев «Тайная вечеря». Описание сопоставлений апостолов с реальными персонажами, современниками Леонардо, сегодня можно найти в любом искусствоведческом справочнике.
Поиски прототипов и вдохновения
Совершая ежедневные прогулки в разных кварталах города, среди торговцев, бедняков и даже преступников, художник всматривался в лица, пытаясь найти черты, которыми можно было бы наделить своих персонажей. Его можно было встретить в самых разных трактирах, сидящим в компании бедняков и рассказывающим для них свои занимательные истории. Его интересовали человеческие эмоции. Как только он улавливал интересное для себя выражение лица, тут же зарисовывал его. Некоторые из подготовительных набросков художника история умудрилась сохранить для потомков.
Вдохновение и образы для будущего шедевра Леонардо искал не только среди лиц на улицах Милана, но и среди своего окружения. Не стал исключением и его «работодатель» Сфорца, появившийся в «Тайной вечере» в облике Иуды. Легенда рассказывает, что поводом для такого решения послужила банальная ревность художника, тайно влюбленного в фаворитку герцога. Такой выбор мог сделать только смелый художник. «Тайная вечеря» обладает не только секретными шифрами прототипов, но и уникальным световым решением.
Живописный свет, падающий из нарисованных окон, становится по-настоящему реалистичным в сочетании с естественным освещением фрески из окна, расположенного на примыкающей стене. Но сегодня этот эффект наблюдать не приходится, так как окно на стене полностью затемнено в целях сохранности шедевра.
Влияние времени и сохранение шедевра
Время быстро доказало неправильность выбора техники росписи. Всего лишь два года потребовалось для того, чтобы художник увидел свое произведение сильно изменившимся. Роспись масляными красками оказалась недолговечной. Леонардо да Винчи начинает проводить первую реставрацию фрески, но только через 10 лет. Он привлек к восстановительным работам и своих учеников.
За 350 лет место, где находится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, подвергалось множеству перестроек и переделок. Дополнительная дверь, прорубленная в трапезную монахами в 1600 году, сильно повредила фреску, а к XX веку оказались полностью стертыми ноги Иисуса.
До Второй мировой войны фреску реставрировали восемь раз. С каждой реставрационной работой наносились новые слои краски, и постепенно оригинал сильно исказился. Сложная работа предстояла искусствоведам для определения первоначальной задумки Леонардо да Винчи. Картины, чертежи, анатомические записи художника хранятся во многих музеях мира, но Милан по праву считается обладателем единственного полностью законченного масштабного произведения художника.
Титанический труд современных реставраторов
В XX веке работы по реставрации «Тайной вечери» велись уже с использованием современных технологий. Постепенно, слой за слоем, художники-реставраторы снимали вековую пыль и плесень с шедевра.
К сожалению, сегодня признан тот факт, что от оригинальной фрески осталось только 2/3, а половина красок, использованных художником первоначально, безвозвратно утрачена. Для предотвращения последующих разрушений фрески сегодня в помещении трапезной храма Санта-Мария-делле-Грацие поддерживается равномерная влажность и температура воздуха.
Последняя реставрационная работа велась 21 год. В мае 1999 года мир вновь увидел творение Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Милан по случаю открытия фрески для зрителей устроил грандиозные торжества.
Источник: fb.ru
Тайная вечеря Леонардо
Тайная вечеря Леонардо более известная под названием «Ченаколо», или «Последняя трапеза». Леонардо да Винчи трудился над ней с 1494 по 1498 год. Фреска считается одним из самых замечательных образцов стенной росписи в мире. «Это вещь превосходнейшая и изумительнейшая», писал Вазари в своем «Жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», рассказывая о Леонардо и его произведении. Как писал Джорджо: «Художник, архитектор, скульптор, инженер, изобретатель, математик, анатом и писатель, Леонардо да Винчи стал воплощением идеала совершенства итальянского Возрождения».
Тайная вечеря наиболее полное доказательство многоликого гения и неисчерпаемого любопытства Леонардо. В процессе работы над росписью, в последнее десятилетие XV в., Леонардо занимался изучением всевозможных аспектов природы: света, звука, движения, а также человеческих эмоций и их выражения. Результаты этих исследований четко просматриваются в Тайной вечере. Больше, чем в любом другом произведении Леонардо, чувствуется его внимание к выражению в живописи человеческих чувств и настроений, которые он называл «движениями души».
Техника исполнения фрески «Тайная вечеря».
Тайная вечеря Леонардо не является фреской, как думают многие. Картина была выполнена на сухой штукатурке с использованием жирной темперы. Леонардо разбавил цветные порошковые пигменты в растворе из яйца, органических веществ разных типов и казеина. Таким образом он получил жирную темперу. Благодаря этому получилась очень мягкая и полупрозрачная роспись.
Ее вид отличается от фрески или от работ темперой, разбавленной водой. Бытует мнение, что Леонардо, для придания большего сияния и блеска, поверх слоев темперы нанес масляное покрытие и лак на одеяние апостолов.
Сама техника письма Тайной вечери и стала причиной ее разрушения. В случае с фресками именно штукатурка, высыхая, впитывает цвет. Он таким образом закрепляется, становясь неотъемлемой частью стены. В письме по сухой стене на поверхности образуется тонкая пленка поверх штукатурки. Следовательно, слой краски становится более уязвимым, потому что он слабо сцеплен со стеной.
Расписанная стена подвергается перепадам температур и влажности, как в случае с Тайной вечерей да Винчи, пленка из краски, нанесенная на стену, отслаивается. Атмосферные осадки, проникающие из внешней среды, также могут повредить стену при контакте с органическим материалом, использованным для приготовления краски. Поэтому перед посещением трапезной необходимо остановиться в фильтрующих зонах, призванных очистить воздух и посетителей от пыли и грязи.
Но если фреска является более прочной, почему Леонардо не стал использовать эту технику? Во-первых, из-за своего метода работы. Медлительного, наполненного постоянными паузами для размышлений и внесения изменений. Фреска создается на участках сырой штукатурки, которые называются «джорнаты», то есть дневные нормы. Она должна быть завершена, пока штукатурка остается сырой.
Это требует определенной скорости исполнения. При такой технике невозможно внесение изменений в композицию или добавление деталей после высыхания штукатурки. Именно этот аспект играл очень важную роль для Леонардо. Художник по обыкновению передумывал и видоизменял каждый отдельный элемент своего творения.
Кроме того, мастер желал воссоздать на стене эффект сияния, типичный для живописи на доске. Ему необходимо было наносить лаки и масла, несовместимые с фреской.
Источник: gidfortrip.ru