Картина-фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи – шедевр итальянского Высокого Возрождения и одно из самых известных произведений христианского искусства. Оно иллюстрирует сцену из последних дней земной жизни Иисуса Христа, как описано в Евангелии от Иоанна 13:21.
Картины по стилям
Тайная вечеря, Леонардо да Винчи — обзор картины
Картины по жанрам
Хотя на первый взгляд фреска кажется простым изложением евангельского сюжета, на самом деле это исключительно сложное произведение, символизм и драматическая направленность которого делают его первым образцом эстетики Высокого Возрождения.
Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря»
История создания картины
Восстановить историю «Тайной вечери» Леонардо да Винчи в хронологическом порядке непросто. Не сохранилось точных документов, подтверждающих роль заказчика. Первая точная дата, 1488 год, связана с завершением строительства трапезной Санта-Мария-делле-Грацие, где должна была разместиться картина Леонардо да Винчи. Эта дата известна из краткого описания церкви и монастыря Санта-Мария-делле-Грацие доминиканским монахом Джироламо Гаттико.
Доминиканцы наняли известных художников того времени для украшения религиозного здания, которое Людовико Сфорца иль Моро (герцог Миланский с 1480 по 1494 год) хотел превратить в усыпальницу для своей семьи. Архитектура трибуны, построенной между 1492 и 1493 годами Донато Браманте по приказу герцога Милана Людовико иль Моро, – одно из высших достижений эпохи Возрождения в Северной Италии. Однако Людовико не смог завершить проект, поскольку был свергнут, потерял власть и умер в заключении в замке Лош во Франции в 1508 году.
Искусствоведческая литература ориентируется на датировку между 1493 и 1494 годами, когда появляются первые рисунки Леонардо, связанные с исследованием «Тайной вечери». Последняя реставрация позволила опознать герб, связанный с именем Джана Галеаццо Сфорца. Многие ученые считают, что именно в этот период, вероятнее всего, Леонардо приступил к созданию шедевра. 1498 год – дата завершения, учитывая, что Лука Пачоли в посвящении к трактату «Божественная пропорция» описывает картину в деталях.
Людовико иль Моро, ставший герцогом в 1494 году, сыграл свою роль в создании «Тайной вечери», но первым заказчиком произведения, скорее всего, был его предшественник Джан Галеаццо Сфорца, который умер в 1497 году в возрасте 25 лет. Леонардо должен был закончить работу еще летом 1497 года, о чем свидетельствует письмо герцога Миланского своему секретарю Марчезино Станга с просьбой «вернуть Леонардо из Флоренции, чтобы он закончил работу».
Подготовительные работы
Историк-искусствовед Пьетро Чезаре Марани, выдающийся исследователь жизни и творчества Леонардо, отмечает в книге «”Тайная вечеря” Леонардо», что подготовительные рисунки для картины датируются началом 1490-х годов. Первый композиционный эскиз «Тайной вечери» появляется на листе вместе с рисунками фонаря Миланского собора, этюды голов апостолов – рядом со знаменитой «Дамой с горностаем».
Современники рассказывали, что его поведение было более чем странным. Иногда он начинал писать с раннего утра и даже не ел весь день, продолжая работать. В другое время он мог гулять целыми днями по городу в поисках лиц для вдохновения или по несколько часов созерцал свое творение.
Источник«Тайная вечеря» да Винчи
Роспись находится в трапезной доминиканского монастыря в Милане.
Сюжет
Тайная вечеря — это последняя трапеза Иисуса Христа с 12 учениками. В тот вечер Иисус установил таинство евхаристии, которое заключалось в освящении хлеба и вина, проповедовал о смирении и любви. Ключевое событие вечера — предсказание о предательстве одного из учеников.
Ближайшие сподвижники Иисуса — те самые апостолы — изображены группами вокруг Христа, сидящего в центре. Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей; затем Иуда Искариот, Пётр и Иоанн; далее Фома, Иаков Зеведеев и Филипп; и последняя тройка — Матфей, Иуда Фаддей и Симон.
По одной из версий, по правую руку от Христа ближайший не Иоанн, а Мария Магдалина. Если следовать этой гипотезе, то её положение указывает на брак с Христом. В пользу этого говорит то, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Сделать это могла только законная жена.
Точно не известно, какой именно момент вечери хотел изобразить Да Винчи. Вероятно, реакцию апостолов на слова Иисуса о грядущем предательстве одного из учеников. В качестве аргумента служит жест Христа: согласно предсказанию, предатель протянет руку к еде одновременно с божьим сыном, а единственным «кандидатом» оказывается Иуда.
Образы Иисуса и Иуды дались Леонардо сложнее других. Художник никак не мог найти подходящих моделей. В итоге Христа он списал с певчего в церковном хоре, а Иуду — с бродяги-пьяницы, который, кстати, в прошлом тоже был певчим. Есть даже версия, что Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни.
Контекст
Для конца 15-го в., когда была создана фреска, воспроизведённая глубина перспективы была переворотом, изменившем направление развития западной живописи. Если быть точным, то «Тайная вечеря» — это, скорее, не фреска, а роспись. Дело в том, что технически она выполнена на сухой стене, а не на влажной штукатурке, как это происходит в случае с фресками. Сделал это Леонардо, чтобы можно было корректировать изображения. Техника фрески не даёт автору право на ошибку.
Да Винчи получил заказ от своего постоянного клиента — герцога Лодовико Сфорца. Жена последнего Беатриче д’Эсте, терпеливо сносившая необузданную любвеобильность мужа в отношении распутниц, в конце концов скоропостижно скончалась. «Тайная вечеря» была своего рода последней волей усопшей.
Не прошло и 20 лет после создания фрески, как из-за влажности работа Да Винчи начала осыпаться. Ещё через 40 лет было почти невозможно узнать фигуры. Видимо, современники не особенно переживали о судьбе произведения. Напротив, они всячески, вольно или невольно, только ухудшали его состояние. Так, в середине 17-го в., когда церковникам понадобился проход в стене, они сделали его таким образом, что Иисус лишился ног. Позднее проем заложили кирпичом, но ноги уже было не вернуть.
Французский король Франциск I настолько был впечатлён произведением, что всерьёз задумывался о перевозе его к себе домой. А во время Второй мировой фреска чудом уцелела — попавший в здание церкви снаряд уничтожил все, кроме стены с работой Да Винчи.
«Тайную вечерю» неоднократно пытались реставрировать, правда, не особенно удачно. В итоге к 1970-м гг. стало очевидно, что пора действовать решительно, иначе шедевр будет утрачен. За 21 год была проведена колоссальная работа. Сегодня у посетителей трапезной есть только 15 минут на созерцание шедевра, а билеты, разумеется, нужно покупать загодя.
Судьба автора
Один из гениев Ренессанса, человек универсальный, родился недалеко от Флоренции — места, где на рубеже 15−16 вв. культурная, политическая и экономическая жизнь была чрезвычайно насыщенна. Благодаря семействам меценатов (таких, как Сфорца и Медичи), щедро платившим за искусство, Леонардо мог творить свободно.
Да Винчи не был высоко образованным человеком. Но его записные книжки позволяют говорить о нем как о гении, спектр интересов которого простирался чрезвычайно широко. Живопись, скульптура, архитектура, инженерного дело, анатомия, философия. и так далее, и так далее. И самое важное здесь не количество увлечений, а степень вовлеченности в них. Да Винчи был новатором. Его прогрессивная мысль переворачивала представления современников и задавала новый вектор развития культуры.
ИсточникКартина тайная вечеря леонардо да винчи кто изображен
С сюжетом и персонажами познакомились, давайте отделим мифы и заблуждения от правды))
Часто мелькают суждения о золотом сечении в композиции фрески – все это чушь, гоните ссаными тряпками таких знатоков. Ничего золотого в дневниках Леонардо не находили, да и построена работа на основе правила третей.
Но все же некоторая закономерность тут есть, и она прослеживается в записях художника: он пытался создать музыкальную гармонию, там много разных вычислений и как итог – попытка превратить ноты в музыку, которую можно увидеть на стене в трапезной))
Примерно так работает композиция в картине согласно правилу третей:
А теперь окунемся в теории заговора, люблю их. Да Винчи был бы эксцентричным гением в любую эпоху, а уж в свою он слишком выделялся. Любил он и ставить многие вещи под сомнения. Все это давало ему разные характеристики, но самый скандальный миф – Леонардо был еретиком.
Ну и как член тайного ордена по хранению тайны детей Христа (ахах, да), он изобразил Марию Магдалину вместо Иоанна Богослова (апостол рядом слева от Иисуса). Дэн Браун нашел продолжение этой теории и развил ее: если провести линии вдоль фигур Марии и Христа, то можно получить букву «М» («Matrimonio», в переводе брак), а между ними выделяется буква «V» — женское начало.
Естественно, это выдумки. Тут карты спутала традиция изображать апостола как нежного юношу с длинными волосами и любовь да Винчи изображать героев с набором мужских и женских черт. А буква «V» всегда присутствовала на картинах Леонардо как подпись (Vinci, ну вы поняли). Не ведитесь))
Буква «М» на картине, которая якобы составляется вдоль фигур Иисуса и апостолов слева:
Еще одна теория говорит о том, что в образе Иуды Фаддея (второй справа) автор изобразил себя. Вот тут однозначно трудно сказать, так что хрен знает))
Леонардо вполне мог засунуть себя на роспись, вроде как похож:
Есть совсем бредовые догадки – соответствие по знакам зодиака и даже по указанию апостолами на планеты и спутники солнечной системы. С этой темы я долго смеялся, там все зависит от жестов, да Винчи крутой шифровальщик))
Вот на что стоит обратить внимание, так это цифра три. Композиция на основе третей, три окна сзади, группы апостолов по 3 человека. И это не считая библейские отсылки на цифру три в Новом завете. Здесь тоже можно поискать замысел, но тут скорее любовь к тройке в те времена и стремление к гармонии от Леонардо.
Справа фотография росписи, как она выглядит сейчас. Как видите, не очень мудрые монахи проделали дверь и лишили Иисуса ног. Если вы затосковали по ногам Иисуса, справа их изображение на точной копии Джампетрино:
Ну и конечно же, есть теория про конец света. Одна ученая-исследовательница Ватикана разгадала код да Винчи (и особо пояснила, что с книгами Дэна Брауна он не связан) и смогла разгадать зашифрованную художником дату конца света. 21 марта 4006 года нас ждет всемирный потоп, который продолжится до ноября и уничтожит человечество.
Пожалуй, на такой весомой и серьезной ноте я завершу пост. Единственное, важная вещь – если будете в Милане и захотите посмотреть на работу, нужно бронировать билеты за 1,5-2 месяца, иначе не пустят.
Уверен, что не рассказал все теории и не показал всех деталей, но мы уже слишком увлеклись. Может быть, вы знаете еще какие-нибудь интересные факты?
ИсточникРазбор «Тайной вечери» Леонардо
Признаюсь, «Тайная вечеря» Леонардо сыграла важную роль в моей жизни: думаю, с нее и началась моя страсть к искусству. Увидела я ее… в «Коде да Винчи» 2006 г. Затем скупила все доступные книги о Леонардо и прочитала их от корки до корки.
Это одно из самых важных произведений в истории искусства, и его хрупкость лишь усиливает чувство благоговения перед ним. Давайте вместе разберемся, как оно было создано, что на нем изображено и что всё это значит.
История создания
Эту роспись для свежепостроенной трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане заказал Леонардо его покровитель Лодовико Сфорца. Работа над ней шла в период 1495-1498 гг.
Что за сюжет?
Тайная вечеря – последняя трапеза Иисуса с учениками, во время которой он объявил, что один из них предаст его. Сюжет этот был очень популярен среди художников: его можно найти в мозаике, книжной миниатюре, витражах, шпалерах и и, конечно, живописи.
В XV в. фрески на эту тему были очень популярны в монастырских трапезных. Поскольку монашеские обители были обителями молчания, это диктовало и настроение фресок: вместо драматизма (как у Тинторетто) – состояние глубокой задумчивости. Что мы видим и у Леонардо.
Идеальная перспектива
В «Тайной вечере» Леонардо добился изображения идеальной перспективы, и нужна она была для того, чтобы создать настоящий эффект присутствия. Это опять же продиктовано ее местоположением.
Композиция
Фреска гениальна и своей композицией. Во-первых, точка схода перспективы приходится ровно на фигуру Иисуса. Во-вторых, Леонардо собрал фигуры апостолов в группы по 3, что имеет и символическое значение: в истории Христа всюду фигурирует эта цифра – Троица, 3 волхва, 33 года и т.д. Важно отметить, что все фигуры изображены по одну сторону стола, в то время как Иуду до этого было принято изображать сидящим напротив остальных.
Кто изображен?
Фреска показывает нам ровно тот момент, когда Иисус произносит слова о будущем предательстве. Его лицо смиренно, апостолы же глубоко взволнованы этой новостью: кто же предаст Учителя?
Первая тройка слева (Варфоломей, Иаков мл. и Андрей) удивлена, лица апостолов обращены к Иисусу.
Во второй тройке видим возмущенного Петра с ножом в руке, отшатнувшегося Иуду и Иоанна, который от услышанной новости начал терять сознание и клониться в сторону Петра.
Справа от Христа – Фома (с поднятым пальцем, символом его будущего неверия в воскрешение Иисуса), Иаков ст. и Филипп.
Замыкают композицию Матфей, Фаддей и Симон, бурно обсуждающие новость между собой.
Обратите внимание: Иисус и Иуда одновременно тянутся рукой к тарелке. Согласно Евангелию от Иоанна, Иисус предсказывает, что предатель протянет руку к еде вместе с ним.
Сохранность фрески
Эта роспись – пример того, как могут ошибаться даже лучшие умы человечества. Ее некорректно называть фреской, поскольку эта техника предполагает работу красками по сырой штукатурке. Леонардо она не устраивала, поскольку фреска требует быстрой работы без возможности вносить существенные исправления.
Художнику было важно работать неспешно, используя фирменный прием сфумато, который требовал наложения множества полупрозрачных слоев. Поэтому он работал по сухому слою из смеси смолы, гипса и мастики.
Это его и подвело. Фреска начала разрушаться очень быстро. Уже во 2-й пол. XVI в. говорили, что произведение практически разрушено.
Также вы наверняка обратили внимание, что на месте ног Христа – след замурованного дверного проема. Это монахи однажды решили устроить в этом месте стены дверь, уничтожив тем самым часть изображения.
Во время войны в 1943 г. в здание попала бомба: стена с фреской устояла лишь благодаря чуду.
Масштабную реставрацию фрески начали лишь в 1978 г. Длилась она 21 год. (см. карусель). Будем надеяться, что ее получится сохранить еще на многие столетия.
Источник