Турбийон лучше карусели
Некорректное использование или понимание терминов в часовом деле, где речь всегда идет о технике, — это затуманивание сути конкретной конструкции. Показательный пример — путаница в сходствах и различиях турбийона и карусели
Механизм часов Blancpain Le Brassus Tourbillon Carrousel, калибр 2322. Изображение: пресс-служба Blancpain
Турбийон — в последнее время одно из самых популярных сложных устройств часового механизма. На волне увлечения сложными и экзотическими конструкциями часовщики со всех концов света изобрели и реализовали множество его вариантов. Все они базируются на предложенной Авраамом-Луи Бреге в 1795 году концепции вращающегося устройства со встроенными в него деталями спускового узла.
In-depth-Insights: Jaeger-LeCoultre Master Grande Tradition Gyrotourbillon Westminster Perpetual
Карманные часы, изготовленные часовщиком Джоном Арнольдом, механизм с турбийоном Авраама-Луи Бреге, 1808 год. Изображение: britishmuseum.org
Несмотря на множественность, все турбийоны родственны в одном: мобильная конструкция целиком вращается относительно фиксированного колеса, чаще всего секундного (или четвертого). Именно это свойство прежде всего характерно для турбийона. Другие характеристики — число осей вращения, тип спускового устройства, соосное или же боковое расположение баланса, наличие в нем иных устройств вроде хода с постоянным натяжением — второстепенны.
История карусели — также вращающегося устройства со встроенными в него деталями спускового узла — начиналась в 1890-е, примерно через 100 лет после изобретения турбийона. Работавший в Ковентри (Англия) часовщик датского происхождения Бэйн Бонниксен (1859–1935) запатентовал в 1892 году конструкцию устройства, которое он описал в английском патенте как “часы столь же крепкие, как обычные часы английского производства, и приблизительно настолько же точные, как маятниковые часы с барометрическим регулятором или морской хронометр”.
Бесключевые карманные часы, изготовленные Бэйном Бонниксеном, 1908–1909 год. Изображение: archivedauctions.com
Бонниксен четко видел основные преимущества и недостатки турбийона. Процитирую его американский патент, зарегистрированный в 1895 году:
“Популярный метод состоит в том, чтобы поместить все спусковое устройство, баланс и требующиеся мосты над трибом четвертого колеса (что должен нести секундную стрелку). Поэтому эта конструкция вращается с чрезмерно высокой скоростью в 60 оборотов за час, что заставляет делать все детали настолько тонкими, насколько возможно. В ином случае при солидной конструкции трение в креплении оси четвертого колеса будет слишком большим для часового механизма, а при передаче импульса спусковым устройством инерция будет слишком велика”.
ЧТО ТАКОЕ | ТУРБИЙОН |
Вывод Бонниксена: турбийон можно применять только в наиболее дорогих часах, его изготовление можно поручить лишь часовщикам высочайшей квалификации. В принципе, это справедливо и по сей день — по меньшей мере если мы рассматриваем турбийон принадлежащим направлению высокого часового искусства.
Какова же была его альтернатива? Нужно сказать, что сам изобретатель поначалу не называл свое устройство словом “карусель”. В патентах он именовал конструкцию “вращающейся чашевидной платиной” (англ. rotating cup-shaped plate). Это очень верно описывает то, как она выглядела (вы вполне можете убедиться в этом, взглянув на фото механизма).
Название Karrusel, взятое из датского языка, появилось спустя время и использовалось как торговое наименование
Теперь о сути. Бонниксен, точно оценивший специфику и недостатки конструкции турбийона, решил переставить “вращающуюся платину” с триба четвертого (секундного) колеса на триб третьего колеса и заодно снабдил вращающуюся конструкцию приводом, снова от четвертого колеса. Автор отмечал, что в его конструкции распределение энергии идет натуральным, то есть присущим стандартному часовому механизму образом.
Привод наиболее массивной, то есть обладающей наибольшей инерцией детали — вращающейся платины, — осуществляется от триба третьего колеса с понижением угловой скорости вращения, а в приводе спускового устройства инерция вращающейся платины никак не проявляется (в отличие от турбийона!), поскольку привод спускового устройства осуществляется от четвертого колеса. Соответственно, оборот карусели вокруг оси занимал, как правило, от 34 до 52,5 минуты.
Блестящая техническая идея прославила Бэйна Бонниксена. В популяризации своей конструкции сам часовщик действовал весьма профессионально. Уже в 1894 году первые экземпляры часов с каруселью были представлены королевской астрономической обсерватории в Кью, которая проводила хронометрические состязания. Все они показали очень хорошие результаты, набрав более 80 баллов из 100. В дальнейшем хронометрические испытания в категории палубных хронометров ежегодно успешно проходили сотни часов с каруселью, производившихся как самим Бонниксеном, так и другими часовщиками из Ковентри по лицензии.
Механизмы с каруселью Бонниксена требовали меньших затрат в производстве по сравнению с турбийонами, поскольку не требовалась филигранная работа по изготовлению легкой, но жесткой и точно обработанной каретки, где каждая доля грамма на счету. Соответственно, часы с каруселью были дешевле, чем часы с турбийоном.
Интересно, что вес кареток турбийонов современных наручных часов находится в пределах от 0,2 грамма до 2 граммов
Возможно, поэтому у определенной части публики сложилось превратное мнение о карусели как о второсортном турбийоне. Такие механизмы тогда уже существовали, получив наименование “турбийоны для бедных”. Но на эту роль больше годятся часы с вращающимся механизмом. Например, конструкции американского часовщика Джейсона Р. Хопкинса 1875 года;
Патент #161513 Джейсона Р. Хопкинса 1875 года. Изображение: pocketwatchdatabase.com
часы по его патенту выпускались Auburndale Watch Company, став одним из прообразов современных часов Swatch Diaphane.
Часы Swatch Diaphane One Carousel Tourbillon (2001). Изображение: grail-watch.com
Или же так называемый народный турбийон системы французского часовщика Поля Луашо 1904 года, где баланс и анкерное колесо установлены на периферии ротора, а анкер на его оси.
Патент турбийона Поля Луашо и карманные часы, выполненные согласно нему. Изображения: strelki.info
Важно отметить, что ни скорость вращения, ни стоимость изготовления не являются критериями описания конструкции как карусели либо турбийона. Есть еще одно заблуждение, появившееся в 1990-е, когда признаком карусели иногда называли нецентральное расположение баланса во вращающейся конструкции (кстати, в патенте Бонниксена баланс установлен центрально). В определенном смысле жертвой этого заблуждения стали выпускающиеся с 1989 года наручные часы с турбийоном Ultra-Slim Flying Tourbillon фирмы Blancpain.
Современная версия с аналогичным типом усложнения — Blancpain Villeret Tourbillon 8 Jours, выпущенные в конце 2000-х годов. Изображение: пресс-служба Blancpain
Винсент Калабрезе, швейцарский часовщик итальянского происхождения, разработал для Blancpain конструкцию тонкого механизма с турбийоном и восьмидневным заводом. Чтобы снизить толщину каретки турбийона, он решил отказаться от классического варианта конструкции Авраама-Луи Бреге, в которой предполагалось (но не предполагалось обязательным) центральное расположение баланса. Калабрезе сдвинул баланс ближе к краю каретки.
Турбийон Blancpain стал образцом жанра. Эта конструкция — наиболее копируемая китайскими часовыми фабриками, которые даже не стали изменять характерную форму верхнего моста каретки, выполненного в виде летящего журавля (полагаю, именно поэтому и не стали).
Схемы механизмов турбийона (слева) и карусели (справа) Blancpain авторства Винсента Калабрезе. Изображение: пресс-служба Blancpain
Неправильное описание разработанного им турбийона как карусели уязвляло Винсента Калабрезе, и он приберег неожиданный экстравагантный ответ настоящего часовщика. Калабрезе ответил на заблуждение новым механизмом, это заблуждение опровергающим. В 2008 году в рамках очередного этапа сотрудничества Калабрезе и Blancpain (ныне их пути снова разошлись) были выпущены наручные часы Carrousel Volant Une Minute.
Blancpain Le Brassus Carrousel Volant Une Minute, Caliber 225. Изображение: пресс-служба Blancpain
Дня них была разработана неординарная конструкция карусели, которая выглядит как турбийон. Причем согласно признаку, который Калабрезе считает заблуждением: с центральным расположением баланса. Конструкция вращается как турбийон, то есть с оборотом за 60 секунд, но по всем конструктивным особенностям (читаем первоисточник — патент Бонниксена) является каруселью, так как используется двойной привод каретки.
Ротор карусели Blancpain, Caliber 225. Изображение: пресс-служба Blancpain
При этом карусель Калабрезе никак нельзя посчитать “турбийоном второго сорта”. Ее конструкция сложнее (помним о двойном приводе), и исполнение на самом высоком уровне (спасибо традициям долины Валле-де-Жу, где базируется Blancpain), и по эффектности ничем турбийону не уступает. Хотя здесь Калабрезе противоречит Бонниксену, который предполагал медленное вращение одним из преимуществ изобретенной им конструкции.
Далее в Blancpain еще более усугубили невероятный казус, выпустив часы Blancpain Carrousel Tourbillon Материал корпусаКрасное золотоФункции- часы
— минуты
— Tourbillon Carrousel
— запас хода (с внутренней стороны)
— датаДиаметр корпуса44.6 mm Тип механизмаМеханика с ручным подзаводом
Узнать о наличии , в механизм которых были установлены и турбийон Калабрезе, и его же карусель. Думаю, мастеру есть чем гордиться, надеюсь, его труд и гений были достойно вознаграждены материально.
Карусельный турбийон что это
Если часы оснащены турбийоном, то его обязательно делают видимым – ведь это одно из самых сложных и дорогих дополнительных устройств часового механизма. Однако турбийон турбийону рознь. WATCH решил провести смысловой анализ названий нескольких вариаций этого усложнения и попытаться объяснить их значение.
В 1801 году гениальный часовщик Абрахам-Луи Бреге получил патент на изобретение турбийона. Сам того не зная, он не только создал механизм, компенсирующий влияние гравитации на точность хода карманных часов, но и одновременно стал изобретателем одного из сложных устройств часового механизма, до сих пор пользующегося огромной популярностью.
Концепт турбийона Бреге был прост: все детали часового механизма помещались на миниатюрной платформе-каретке, которая совершала полный оборот вокруг своей оси. При полном обороте позиционные погрешности взаимно компенсировали друг друга, повышая таким образом точность хода. Идея изобретателя оказалась действительно передовой, поскольку многие современники Бреге не раз пытались преодолеть силу земного притяжения за счет использования законов механики, но неизменно терпели крах. И только Бреге осознал, как именно можно «обвести вокруг пальца» силы природы – действуя исключительно изнутри самого механизма. Гениально, просто и эффективно.
За свою жизнь Бреге создал 26 часов, каждый раз по-иному оснащенных турбийоном. Некоторые из них имели одинаковую основу, но в то же время все они были полностью оригинальными. Бреге не дошел до рождения особого механизма для турбийона, чего нельзя сказать о широко распространенных в то время механизмах хронометров. Вся необходимая техническая начинка турбийона фактически помещалась в каретку, которая с помощью мостов закреплялась на лицевой и задней частях механизма. Впоследствии традиционный турбийон Бреге получил название минутного турбийона – именно за этот промежуток времени каретка совершала полный оборот вокруг своей оси.
«Карусель»
Почти веком позже, в 1892 году, датский часовщик Бане Бонниксен запросил в Англии, по месту своего тогдашнего проживания, патент на изобретение механизма, названного им «каруселью» – по аналогии с совершаемым им круговым движением. В 1990-х неоднозначность этого термина станет причиной серьезной путаницы в часовом мире. Но об этом мы расскажем чуть позже.
Турбийон Бреге получил название минутного – именно за это время каретка совершает полный оборот вокруг своей оси
В отличие от механизма турбийона, ротор «карусели» приводился в движение не четвертым (секундным) колесом (именно поэтому малая секундная стрелка часто устанавливается на каретку турбийона), а более медленно вращающимся третьим (промежуточным между колесами, приводящими в движение соответственно минутную и секундную стрелки). Благодаря этому изобретение Бонниксена отличалось большей надежностью и высокой удароустойчивостью. В книге Watchmaking знаменитый английский часовщик Джордж Дэниэлс отмечает, что механизм Бонниксена, который так же, как и турбийон, уменьшал отрицательное влияние земного притяжения на часовую систему, является «менее трудоемким и поэтому может производиться в больших объемах по доступной цене». Однако тут же Дэниэлс добавляет, что сам лично отдает предпочтение турбийону – за его эффектный вид и скорость вращения. Судя по всему, именно это и объясняет тот факт, почему наручные часы с карусельным регулятором в итоге не получили широкого распространения.
Ранние версии «карусели» совершали свой оборот за период от 52 минут 30 секунд (подтверждено первоначальным патентом) до 34 или 39 минут.
Парящий турбийон
Это вовсе не термин, взятый из научно-фантастических романов, а чистое описание процесса как он есть. Сложность конструкции этого механизма заключается в том, что парящий турбийон крепится к плате незаметно, без верхнего моста. Благодаря этому ажурный «вихрь» предстает перед своим владельцем во всей первозданной красоте, завораживая круговыми движениями. Создается впечатление, что он действительно «парит» в воздухе.
После того как срок действия эксклюзивного патента Бреге истек, турбийон сразу же стал всеобщим достоянием и объектом всесторонних исследований и экспериментов. Его производство и сборку немедленно начали в Швейцарии, Англии и Германии. Последняя страна оказалась на удивление изобретательной: в 1905 году Фридрих Веттерлейн оснастил турбийон приводом через цепь и фузею, а в 1921-м Бруно Рейхерт дополнил его планетарной передачей. Изобретение Веттерлейна стало источником вдохновения для преподавателя Часовой академии города Гласхютте, который продолжил работу над усовершенствованием механизма. Изобретенный Альфредом Хельвигом и его учениками парящий турбийон отличался тем, что имел только одну опору.
«Карусель-2»
Не имеющий аналогов механизм первого турбийона, созданный молодым мастером компании Blancpain Винсентом Калабрезе, появился на свет в 1989 году. Хотя по традиции он и назывался парящим турбийоном, но от классического изобретения Бреге его отличала незначительная высота самой конструкции, полученная за счет иного расположения колес механизма.
Турбийон Калабрезе побил сразу несколько рекордов, став самым тонким в мире и первым парящим турбийоном, встроенным в наручные часы. Интересно отметить, что этот вариант легендарного усложнения, с 2004 года являющегося стандартной начинкой часов Zenith, французы и престижная швейцарская школа часового мастерства WOSTEP называют карусельным. Однако под этим они подразумевают упрощенный вариант турбийона, не более и не менее того. Сходство этого термина с карусельным регулятором Бонниксена привело к путанице.
Недоразумение стало еще больше, когда в 2008 году компания Blancpain представила очередную революционную версию «карусели» Бонниксена – Carrousel Volant Une Minute. Как уже говорилось выше, карусельные модули Бонниксена не отличались быстротой вращения и поэтому выглядели менее эффектно, чем классический турбийон. В начале разработки своего шедевра Калабрезе твердо решил исправить этот недостаток. С помощью дополнительной колесной передачи мастеру удалось повысить скорость вращения каретки до 1 об/мин. Окончательный результат может по праву носить звание первых в мире настоящих карусельных наручных часов и к тому же самых быстрых в мире.
Проблема определения названия
Итак, прочитав все вышеизложенное, читатели наверняка зададут нам логичный вопрос: а к какой же категории тогда относится модель Freak от Ulysse Nardin? Дать однозначный ответ здесь не так-то просто. За последние десять лет часовая индустрия сделала столь стремительный шаг вперед, что отнести каждый отдельный часовой механизм к какой-то одной категории довольно трудно.
Механизм модели Freak, выполненный в виде минутной стрелки, совершающей оборот, как и положено, один раз в час, трудно поместить в определенные рамки. Как и ряд таких экстравагантных механизмов, как Piaget Tourbillon Relatif и Rotonde de Cartier Astrotourbillon. Каретка турбийона последних часов, расположенная в центре циферблата, вращается не только по кругу, но и вокруг своей оси.
Подобная конструкция подразумевает наличие дополнительной колесной передачи. Необычное зрелище также представляет баланс, закрепленный не внутри каретки, а на ее конце. Сама же каретка, в отличие от классического турбийона, расположена не внутри калибра, а над ним.
Часовая индустрия так шагнула вперед, что отнести каждый механизм турбийона к какой-то одной категории очень трудно
Говоря об инновационной линейке Freak, нельзя не отметить, что в 2010 году компания Ulysse Nardin представила более усовершенствованную модель этой уникальной серии – часы Freak Diavolo. Дьявольский вид механизма подчеркивает изображение красных «рожек» на указателе запаса хода. Многие элементы Freak Diavolo изготовлены из кремния, как, например, запатентованная волосковая пружина. Наряду с турбийоном в карусельном стиле (более точное описание сложно придумать), который выполняет функцию минутной стрелки, часы также оснащены парящим турбийоном – он не только выполняет функцию секундной стрелки, но и раз в час полностью «облетает» циферблат.
Наверное, чтобы избежать еще большей путаницы, как раз самое время дать парящему турбийону Blancpain, баланс которого расположен не в центре клетки турбийона, новое название. Мы предлагаем вариант «ацентричный». И в следующих номерах WATCH обязуемся продолжить рассказ о самом сложном и дорогом устройстве часового механизма.
Glashütte Original Sixties Square Tourbillon оснащены винтажным «подушкообразным» корпусом в исполнении из сатинированного розового золота. Разметка цифр «3», «9» и «12», большая апертура даты и парящий турбийон в положении «6 часов», совершающий один оборот в минуту и одновременно являющийся секундной стрелкой, также выполнены в стиле 1960-х. Часы предлагаются в комплекте с черным ремешком из крокодиловой кожи. Серия лимитирована 50 номерными экземплярами. Ориентировочная стоимость – 92 тысячи евро
ИсточникКарусель для взрослых: Турбийон
В мире часового искусства с конца XVIII века слово «турбийон» воспринимается как синоним высшего мастерства, исключительной точности и космических цен. НО для некоторых часовых мастеров классический турбийон – лишь отправная точка для инженерных экспериментов
От создателей турбийона
Идея разместить баланс и механизм спуска на вращающейся каретке впервые пришла в голову Аврааму Луи Бреге. Таким способом французский часовщик рассчитывал нейтрализовать погрешность хода часов, возникающую в результате воздействия гравитации на несимметричные детали механизма.
В те времена технологии не позволяли сделать идеально ровным даже колесо баланса, а значит, находясь долгое время в том или ином положении (скажем, в кармане), часы могли значительно отстать или уйти вперед. Вращая спусковой механизм, Бреге добивался взаимного уничтожения погрешностей положения. Подробнее об устройстве спусковых механизмов и турбийона можно узнать в «ПМ» № 5’2007. Этот материал посвящен эволюции величайшего часового усложнения.
Кремниевый турбийон
Сегодня даже турбийон классической конструкции значительно отличается от того, что изобрел в свое время Бреге. В XVIII веке колесо баланса трудно было сделать по-настоящему симметричным, поэтому турбийон действительно мог увеличить точность хода часов.
Современные технологии позволяют делать идеально сбалансированные и очень легкие детали спускового механизма, поэтому наличие турбийона скорее отрицательно сказывается на точности за счет усложнения конструкции и дополнительных энергетических потерь на вращение каретки. Тем не менее часовые производители не спешат отказываться от символа исключительного мастерства, стремясь усовершенствовать турбийон и сделать его более точным. Специалисты компании Frederique Constant потратили более трех лет на разработку собственного мануфактурного турбийона. Результатом их усилий стали часы Frederique Constant Tourbillon Manufacture с кремниевым спусковым колесом.
Парящий турбийон
Турбийон — произведение искусства, гордость мастера и показатель статуса владельца. Такую красоту просто нельзя скрывать от восхищенных взглядов. Ось каретки классического турбийона крепится к мостам снизу и сверху, поэтому окно в циферблате с видом на «карусель» обязательно пересекается неподвижным мостом.
Парящий турбийон предстает перед владельцем во всей своей обнаженной красе, ибо ось его крепится к мосту только снизу. Сделать такой турбийон чрезвычайно сложно. Каретка со спусковым механизмом — весьма тяжелый узел, и крепление его в одной точке сопряжено с энергетическими потерями и погрешностями хода из-за трения. Компания Ulysse Nardin, визитной карточкой которой стало использование в механических часах необычных современных материалов, реализовала парящий турбийон с помощью прозрачного верхнего моста. В часах Royal Blue Tourbillon не только каретка, но и прочие детали механизма как будто парят в воздухе.
Турбийон в четвертой степени
Пожалуй, любимое занятие часовых мастеров Роберта Грёбеля и Стивена Форсея — экспериментировать с турбийонами. Их визитная карточка — двойной турбийон с 30-градусным наклоном — фактически представляет собой два турбийона в одном. Внутри одной каретки, расположенной классическим образом и совершающей один оборот за четыре минуты, вращается еще один минутный турбийон, ось которого наклонена на 30 градусов по отношению к вертикали. Двойной турбийон призван бороться с основной проблемой наручных часов: в отличие от карманных часов времен Бреге, которые всегда находились в вертикальном положении, наручным приходится жить в самых разных плоскостях. Вращаясь в разных плоскостях, турбийон оказывается полезен в любом положении относительно горизонта.
В часах Greubel Forsey Quadruple Tourbillon e Differentiel целых два двойных турбийона располагаются по соседству. Импульс от двух систем спуска передается на часовой механизм через сферический дифференциал — гордость Роберта и Стивена. Турбийоны вращаются в противоположных направлениях, дополнительно сглаживая погрешности хода, связанные с положением часов в пространстве.
Одно из последних изобретений Грёбеля и Форсея — скоростной 24-секундный наклонный турбийон. Его каретка, состоящая из 88 деталей, весит всего 0,39 г. В настоящее время изобретатели пытаются применить сферический дифференциал, чтобы передавать на механизм энергию нескольких заводных пружин. Эта технология призвана снизить влияние силы завода пружины на частоту колебаний баланса.
Источник