Каждый орнамент имеет определённое значение. У казахов форма «құс мұрын» (птичий клюв) обозначает свободу, вылет из гнезда.
Если хотите пожелать женщине обретения семейного счастья, полёта мысли, подарите ей перстень «птичий клюв». В изделии использованы мотивы «птичьи крылья», «бараньи рога» и «раздвоенное копытце», обозначающие свободу, материальное благополучие и удачную дорогу.
Такое кольцо носят на указательном пальце.
Представленные изделия являются современным вариантом национальных украшений. Это так называемая «офисная бижутерия».
Каждое изделие сопровождается сертификатом Союза ювелиров Казахстана.
Перстень «құс мұрын» — 3000р.
Каждое изделие сопровождается сертификатом Союза ювелиров Казахстана. Обсуждается заказ других изделий.
Источник: art-jewelry.livejournal.com
Эксклюзивные украшения создает династия ювелиров из Мангистауской области
Символическое значение украшений-оберегов в мировоззрении казахского народа
На протяжении многих столетий казахские ювелирные украшения были и остаются неотъемлемой частью национального костюма, придавая ему особую нарядность и торжественность.
Археологические данные свидетельствуют, что первыми украшениями были именно амулеты и талисманы – всевозможные ожерелья, браслеты, кольца и другие украшения, изготовленные из костей, зубов, когтей и других частей животных.
Слово «амулет» произошло от арабского слова, означающего «носить». В широком смысле это название применимо к любым украшениям-оберегам, которым приписываются магические свойства.
Появлению различных типов оберегов способствовала вера людей в их сверхъестественную силу, которая по представлению древних могла оградить человека от воздействия внешних недобрых сил, нападений врагов и животных. Обереги подразделяются на вещественные (предметные), символические и словесные (заговоры). В число вещественных оберегов входят различные амулеты и талисманы (от сглаза, порчи, болезней и т. д.), заговоренные народными целителями, знахарями, обладающими зарядом положительной энергии.
Каждый из типов амулетов имел специальное предназначение, место хранения и ношение. Обычно они хранились в отдельно отведенном месте или их вкладывали в амулетницы – бойтұмар, тұмарша или қолтықша, изготовленные из серебра. Такие амулеты можно было носить и как самостоятельное украшение. К наиболее простым типам относятся кожаные амулеты либо амулеты на тканевой основе, имеющие треугольную форму.
Обереги предназначались не только для людей, но и для жилища и домашнего скота. Например, шанырақ юрты женщины украшали яркими разноцветными кистями – шашақ, которые свисали с купола жилища, словно мерцающие звезды; на стены вешали богато вышитый ковер-оберег – түскииз, с пришитыми сбоку перьями филина – үкі и т. д. По традиции, появившегося на свет верблюжонка первое время оберегали и не показывали посторонним. Позже шили специальную яркую уздечку, к которой прикрепляли амулет-тұмар от сглаза. По словам очевидцев, такой обряд существует в Западном Казахстане и по сей день.
О чем говорят украшения казахов? Дорога людей
В Казахстане повсеместно в качестве оберегов использовали когти и перья филина. Казахи и киргизы почитали филина как священную птицу. Вероятно, это поверье было связано с осмыслением роли филина как птицы, бодрствующей ночью, и способной охранять людей от злых духов, действующих преимущественно в ночное время.
Доктор исторических наук Ш. Тохтабаева в книге «Серебряный путь казахских мастеров» пишет: «Сова осмысливалась казахами двойственно. С одной стороны, она воспринимается как представитель темных сил и поэтому считается способной противодействовать отрицательным явлениям, поскольку зло, причисляя ее к своему разряду, не причиняет ничего дурного тому, кто ею обладает.
С другой стороны, сова обожествляется. На птиц-тотемов в быту казахов существовал запрет охоты, но, вместе с тем, повсеместно в Казахстане в ходу были обереги из когтей, перьев филина. Приходилось сову покупать у представителей тех родов, где тотемами выступали другие животные. Таким образом, люди не нарушая запрета, одновременно приобщались к своему тотему, приобретая его защиту».
Для предотвращения сглаза и порчи пучок перьев филина – үкі, как правило, подвязывали к колыбели новорожденного ребенка. Из перьев филина делали султанчики для детских головных уборов, их пришивали сбоку на настенный ковер түскииз, а также подвешивали к домбре, чтобы оградить акынов от сглаза.
Пучки перьев филина как оберег используются также у киргизов, узбеков и туркмен. Якуты для защиты детей от воздействия негативных сил к колыбели ребенка подвязывали голову, коготь и клюв совы.
Образ птицы у казахов, как у многих народов мира, символизировал счастье, свободу и добро. Наделенный сильным охранным свойством үкі играл немаловажную роль в свадебной церемонии үкі-тағу. Родственники жениха в день сватовства родителей и родственников невесты одаривали подарками, а невесте прикалывали к ее головному убору үкі, после чего она считалась засватанной. Традиция үкі-тағу с некоторыми изменениями существует по сей день.
Казахи проявляли особый интерес также к подвескам-оберегам үкіаяқ, которые пришивали к женскому головному убору от сглаза. Обычно, эти украшения состоят из нескольких гармонично связанных между собой частей, отличающихся своеобразием форм и красотой декора. В собрании Государственного музея искусств им.
А. Кастеева имеется уникальная по своему художественному и декоративному решению подвеска-оберег үкіаяқ, занимающая центральное место в одной из витрин в зале декоративно-прикладного искусства Казахстана. Эта интересная по своей конструкции үкіаяқ датируемая ХІХ веком была приобретена научными сотрудниками музея во время экспедиции в Восточном Казахстане. Изделие выполнено в традиционной форме, верхняя часть представлена в виде тумара с крупной прозрачной вставкой из стекла в центре и мелкими вставками из бирюзы по краям. Основой нижней части являются крупные разветвленные когти филина с множеством подвесок из коралловых бус и круглых вставок из стекла красного цвета на удлиненных цепочках.
Магико-охранную функцию в изделии играют когти филина оправленные в серебро, а также тумары, выполненные в виде треугольных пластин. Издавна треугольная форма считалась символом женского начала и мировой горы. Все религии отмечают многообразие мифологических функций мировой горы, которая воспринимается как модель вселенной, отражающей элементы и параметры космического устройства.
В ювелирных украшениях и амулетах вставки и подвески из камней применялись не только для декоративного завершения, они осмысливались как стерегущее око. Наиболее излюбленными камнями казахов были сердолик, кораллы и бирюза. Каждый камень наделялся определенной символикой, а также магическими и лечебными свойствами.
Кораллы, способствующие жизненному благу и большому потомству, часто применялись в украшениях как подвески. Семантическое значение красного цвета многозначно. Это цвет родовой крови, символ огня, энергии, солнца и тепла. Также большой популярностью пользовалась и бирюза, по предположению она приносила счастье, удачу и отражала самочувствие – в случае болезни бирюза меняла свой цвет.
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время украшения-обереги үкіаяқ не находят применения в современном быту и моде. Но по-прежнему продолжают пользоваться большой популярностью пучки перьев филина – үкі, которые, в качестве своеобразного талисмана, часто прикрепляют в салон автомобиля, на музыкальный инструмент – домбру, а также на настенные ковры в интерьере жилого дома. Все это свидетельствует о том, что в народе этот фетиш до сих пор не утратил своего первоначального значения – оберега.
Источник: ethnicskazakhstan.wordpress.com
в продолжении темы о казахских национальных украшениях
Дорогим ПЧ, которых заинтересовали старинные украшения — специально!
Наибольшим разнообразием отличаются съемные украшения и в первую очередь браслеты (блезик). Они создавались казахскими зергерами способом холодной и горячей ковки. Некоторые браслеты вырезали из серебряных пластинок, сплетали из серебряной проволоки или же были полые внутри, создававшиеся способом дутья.
Браслеты бывают сплошные и составные: образующие из двух-трех частей, соединенные шарнирным способом – топсалы блезик или при помощи створок – какпак блезик. Лаконичны и выразительны формы браслетов круглых, квадратных в сечении жумыр блезик, отмеченных в центральной части выступами, а на концах порой смоделированных в виде змеиной головы. Своеобразны браслеты тасты блезик, состоящие из подвижно соединенных камней в оправе. Сложностью и оригинальностью художественного замысла отличается гарнитурный браслет с кольцами бес блезик, живописно обрамляющий всю кисть руки. Тонкостью исполнения, изысканностью характеризуются ажурные филигранные браслеты жука селдир блезик, легким кружевом оттеняющий нежность девичьих рук.
Вес сплошных браслетов доходил до 100 граммов и более. Поверхность его посредством гравировки украшалась геометрическим и растительным орнаментом.
Браслеты кованые, массивные и плоские были распространены в Семиречье, Восточном, Северном и Центральном Казахстане. Для Западного Казахстана характерны массивные плоские браслеты, которые украшались сканью, камнями. На Тургае и в Кзыл-Ординской области встречались тонкие браслеты с застежкой, а в Северном и Восточном Казахстане – массивные литые браслеты с выступами.
Браслеты — блезик

Браслет с перстнями — бес-блезик
В большом ассортименте ювелиры изготовляли девичьи нагрудные украшения (алка онерше), амулетницы треугольной формы тумарша (треугольник), укы аяк (коготь филина) и другие. Амулетницы (тумарша) обычно полые внутри, двухсторонний декор их образуется штампом.
Центральная треугольная часть обычно рельефно выступает и выделяется крупной вставкой из бюризы, стекла, черненым или эмалевым узором. Основу украшений уки аяк составляют вправленные в серебро когти филина, смоделированные развилкой, типа тумарша – треугольная пластина. Художественный эффект в изделиях достигается за счет повышения звучности колорита. К изделиям как составная часть добавляется ажурная цветочная розетка, с помощью цепочек крепятся художественно обработанные подвески. Поверхность изделий орнаментируется, покрывается позолотой, декорируется камнями, часто обрамленными бирюзой.
Нагрудные украшения ониржиек представляют собой обычно три полые прямоугольные пластины, скрепленные по вертикали цепочками с подвесками из ромбов и бубенчиков. Внутреннее пространство таких пластин заполнялось белой пастой для придания им тяжести. “Ониржиеки” носили только в степях Западного Казахстана до 20-30 гг. нашего столетия.
Ожерелье — алка
Оберег (вешается на шею) — тумарша
Нагрудное украшение (вроде диадемы) — онержиек
Пояса, стягивающие талию, являлись одним из важных компонентов традиционного костюма. Мужские и женские пояса (белдик) бытовали металлические (составные), но чаще с кожаной, бархатной основой, декорированной через интервалы серебряными бляхами.
Женский пояс — кемер-белдик
Многообразны были кольца и перстни. Перстни и кольца носили обычно по три-четыре, они являлись повседневными украшениями, за исключением массивных перстней, надеваемых преимущественно женщинами старшего возраста в торжественных случаях. Наибольшее распространение имеют перстни со вставкой из камня и стекла. В одних случаях декоративную основу составляет камень, его цветовая насыщенность, глубина тона, в других сам каст, его форма и орнаментация.
Особый интерес представляют перстни с кастом в виде спирального или зернистого конуса отау жузик (отау – юрта, жузик — перстень). Идеи процветания выражены в перстнях типа кус мурын жузик (птичьего клюва), иногда озвученного помещенным внутрь камешком, в виде черепахи тасбака жузик. Такие перстни были распространены по всему Казахстану. Символом единения двух начал, двух семей являлись массивные западноказахстанские перстни с шинками на два пальца кудаги жузик (кольца свах), такие перстни дарила сваха свекрови за покровительство и доброе отношение к невестке.
Перстень свахи — кудаги-жузик
Широкое распространение имели шашбау (шаш – волосы, бау — лента) — длинная сложного плетения цепочка (часто двойная или тройная), шнур, лента с нашитыми монетами, перламутровыми бляхами. Концы шашбау заканчиваются пышными шелковыми кистями, образованными из шнуров, или серебряными подвесками. Шашбау крепятся у основания кос и спускаются по всей длине волос.
Излюбленным женским украшением являлись подвески из серебряных блях на цепочках – шолпы. Шолпы состояло из двух цепочек блях, подвешенных с помощью кольца к крупному серебряному медальону. Вместо бляшек часто применялись серебряные монеты, тогда эта подвеска называлась шаш тенге.
В торжественных случаях надевались височные шекелик, суыртпа, крепящиеся за петли головного убора или волосы у виска. Височники главным образом многочастны, имеют подвески на длинных цепочках и часто соединены декоративной цепочкой с подвесными фигурами (проходившей под подбородком).
Украшения для кос — шолпы и шашбау
Любимым и постоянно носимым украшением женщин являлись серьги (сырга).
Существует множество типов и вариантов серег. Месяц является распространенным мотивом серег ай сырга (лунные серьги), иногда с вырезанной звездой с внутренней стороны. Цветовой звучностью привлекают серьги, основу которых составляют вставные камни – козди, тасты сырга. Частые, иногда двухъярусные подвески различных форм являются декоративным акцентом в серьгах типа салпыншак, сабак, шашак сырга.
Сережки — шашакты-сырга
Рубрики: | живопись, скульптура, архитектура |
Метки: art
Источник: www.liveinternet.ru