Традиционные казахские украшения – это прежде всего ювелирные украшения. Они изготавливались и изготавливаются по сей день из золота и серебра с использованием кораллов, самоцветов, жемчуга и различных драгоценных камней.
В казахской культуре украшения делятся на несколько видов: серьги, нагрудные украшения, браслеты, перстни, украшения для головы и волос.
Виды традиционных казахских серег:
— ай сырга – это серьги в виде луны
— тумарша сырга – серьги-амулеты в форме треугольника
— салпыншакты сырга – серьги с подвесками
— козалы сырга – серьги с подвесками, похожими на хлопок
— каралы сырга – серьги с чернением
— иыкты сырга – серьги, которые доставали до плеч
— конырау сырга – серьги в виде колокольчиков
— кумбездi сырга – серьги в форме купола
— сояу сырга – остроконечные серьги.
Серьги начинали носить еще девочками. Их украшения были скромными и без обилия деталей. С возрастом количество серег и сложность их конструкции только увеличивалась. Серьги с бубенчиками носили девушки на выданье, оставляя за собой легкий перезвон во время ходьбы.
Казахские национальные серьги своими руками. Мастер на все руки.
Другими знаковыми традиционными украшениями являются нагрудные. Их тоже существует несколько видов.
Первый вид нагрудных украшений – ониржиек.
Их традиционно носили девушки и молодые женщины. Главное назначение этого типа подвесок – защитить свою владелицу от сглаза, злых духов и болезней.
Ониржиек представляет собой несколько серебряных пластин, украшенных чеканкой, чернением и зернью. Эти пластины скрепляются параллельными цепочками, а украшают данный амулет подвески разной формы.
Второй вид украшений – тумарша.
Представляет собой подвеску в форме треугольника и/или полой трубки. Оно также может быть украшено подвесками разной формы (чаще колокольчиками или монетами). Для оформления этого амулета использовались скань, зернь, позолота и инкрустация камнями.
Третий вид нагрудных украшений – омрауша. Это украшение в виде дуги, которое декорировалось камнями, различными вставками и узорами. Оно было призвано усилить женскую энергию.
Браслеты также были важным элементом традиционного одеяния. Так, в Северном Казахстане их украшали зернением и филигранью, а в Южном – камнями и стеклами. По браслетам можно было определить социальный статус женщины, уровень ее благосостояния и принадлежность к роду.
Существует два основных типа традиционных казахских браслетов: сплошные и составные.
Еще один вид традиционных казахских украшений – перстни. Они были обязательной частью костюма и выполнялись с помощью литья или чеканки.
Основные виды перстней:
— кудаги жузик (или кольцо сватьи) – символизировало родство двух душ, поэтому носилось сразу на двух пальцах. Это традиционный подарок свекрови от родственников невесты
— кустымсык (или клюв птицы) – это кольцо носила невеста до свадьбы, а после замужества передавала в родной аул в знак хорошего приема в доме жениха.
⚜Завораживающие КАЗАХСКИЕ украшения⚜Обворажительные девушки Казахстана/KAZAKH national jewelry
Пожалуй, одни из самых заметных и характерных казахских украшений – головные украшения на волосы.
Существует несколько видов таких украшений.
Первый вид – шашбау. Представляют собой ряд пластин, которые украшены подвесками. Подвески крепятся на лентах, которые вплетаются в косы.
Обычно шашбау носили незамужние девушки. Его легкий звон защищал девушек от злых духов, а само украшение символизировало целомудрие и готовность девушки к рождению детей.
Второй вид – шолпы. Это украшения из нескольких небольших пластинок, украшенных подвесками, которые крепились на косы. Они небольшого размера и предназначались для девочек вплоть до совершеннолетия. Помимо защитной функции данный вид украшений помогает формировать правильную осанку, заставляя держать спину ровно.
Источник: dzen.ru
Казахские национальные украшения
В традиционной культуре казахов ювелирные украшения имеют очень большое значение. От древних представлений о магических свойствах металлов, камней и минералов берет свое начало мнение о том, что девушке и молодой женщине неприлично быть без ювелирных украшений, их отсутствие означало траур. Звон металлических украшений способен, по представлению предков, отпугивать темные силы, а блеск металла отражать все негативное.
Материалы, техники изготовления, орнамент
Наибольшее распространение у казахов получили украшения из серебра. Золото использовалось реже, подчеркивая силу, мощь, богатство, особое положение их владельца.
Дополнительным средством декорирования являлись вставки из ювелирных (драгоценных), ювелирно-поделочных и поделочных камней. Излюбленными являлись камни красного цвета (рубины, сердолик, а также кораллы). Предпочтительная форма огранки непрозрачных камней — кабошон.
Кстати сказать, что помимо эстетических мотивов, использование определенных металлов и камней в изготовлении и декоре украшений диктовалось верой в лечебные свойства металлов (золото, серебро, медь и др.), камней и минералов (янтарь, жемчуг, бирюза, коралл, сердолик). Им приписывались магические и лечебные свойства. Так, бирюза (перезе) по поверью приносит счастье; сердолик (аы) являлся оберегом; коралл (маржан) оберегал от порчи, наговора, способствовал жизненному благу, многочисленному здоровому потомству.
Мастерами-ювелирами применялись различные приемы и техники: чеканка, тиснение, литье, эмаль, гравировка, штамповка, насечка, скань (филигрань), зернь. Со второй половины XIX в. в Центральном и Западном Казахстане входит в моду чернение, заимствованное у кавказских мастеров. Встречались, но не очень часто, ажурные ювелирные изделия с прорезанием узора насквозь.
Применялись подвески из бус, монет, фигурок в виде колокольчика, шара, полусферы и др. Помимо объемных фигур, в основе какого-то украшения могла быть пластина, которую дополняли элементами, придающими изделию законченный вид.
Особый колорит, утонченность, оригинальность казахским украшениям придавала инкрустация из голубой эмали, бирюзы, кораллов, халцедона, стекол, сердолика, бисера, перламутра, жемчуга.
Среди орнаментальных элементов и мотивов следует назвать цветочную розетку, сердечко, ромб; излюбленными приемами декорирования являлись треугольник, конус, цепочки; длинные стержни, перевитые проволокой. В целом, можно сказать, что для традиционных ювелирных украшений казахов характерны следующие виды орнамента: геометрический, растительный, зооморфный и космогонический.
Виды украшений
Наиболее популярные национальные казахские ювелирные украшения:
Серьги
Сырга — серьги, излюбленное украшение женщин всех возрастов. Варианты различны: айсырга — серьги в виде полумесяцев, шышгырык — серьги-колечки без подвесок, «многоэтажные» праздничные серьги и другие.
Браслеты
Билезик — браслеты. Плоские браслеты — жалпак, круглые — жумыр. Казахские браслеты, как правило, довольно широкие. Часто украшаются вставками из ювелирных камней (например, белазык олты коз — «шестиглазый браслет» со вставками из сердолика).
Кольца и перстни
Жузик — кольца; сакина — перстни. По традиции казашки носят множество колец. И вызвано это в первую очередь представлением о том, что пища, приготовленная женщиной, не имеющей на руке кольца, считается «нечистой».
Особо следует отметить «кольца свахи» (характерны для Западного Казахстана) — огромные кольца с круглым щитком. Эти кольца надеваются сразу на два пальца. Такое украшение дарила свахе мать невесты после свадьбы.
Украшения для волос
Многочисленны и разнообразны у казахов украшения для волос. Повышенное внимание к этому типу ювелирных изделий обусловлено в немалой степени так называемой магией волос, глубокая вера в которую сохранялась вплоть до недавнего времени. В детородном возрасте женщина должна была тщательно скрывать свои волосы, чтобы защитить их от воздействия злых сил, но при этом она их всегда украшала. Накосники являлись, согласно народным представлениям, мощной символической защитой и должны были усиливать плодовитость женщины.
Например, шолпы — парное накосное украшение из серебряных блях, скрепленных между собой колечками и цепочками; вверху к ним прикреплялись ленты, вплетавшиеся в косы, снизу подвешивались кисти (шаш).
Височные подвески
Декоративные застежки для одежды, пуговицы
Тана — застежки-фибулы для платьев в виде круглой бляхи с чеканным или штампованным узором:
Капсырма — декоративная застежка для одежды:
Пуговицы для тона (шубы):
Нагрудные украшения
Разнообразные нагрудные украшения: алка, айшик, ониржиек, тармакша, тик жага (три первых — съемные, два последних — нашивные) и др. К примеру, тамакши, носимые казашками Семиречья, представляли собой расшитые бисером и монетами полоски ткани).
Пояса (поясные фигурные накладки, пряжки)
Поясные накладки — древнее украшение мужских и женских поясов. Уже в VI-VII вв. н.э. в кочевническом мире были повсеместно распространены подобные поясные и сбруйные украшения, большей частью гладкие, неорнаментированные, иногда с прорезями геометрического рисунка.
Поясные накладки иногда украшались золочением, что создавало дополнительный декоративный эффект, а также позволяло владельцу пояса выделиться среди окружающих. Считается, что чем больше было количество поясных бляшек на одном изделии, тем выше был социальный статус владельца.
Локальные особенности
Ряд исследователей обращают внимание на локальные и этнические различия в казахских украшениях. По их мнению, особняком стоят ювелирные изделия Западного Казахстана, выделяясь как техникой изготовления, так и особой формой. Они гораздо крупнее, массивнее. Только для Западного Казахстана характерны кольца, подвешенные на цепочках к браслетам (обычно по три), «кольца свахи» (о них см. выше).
Своеобразные черты наблюдаются в восточноказахстанских изделиях. К примеру, для распространенной там техники гравировки характерно также помещать какой-либо мотив (гюль ою), например вьющийся стебель с отростками в окружении мелких кружочков, имитирующих рыбью чешую. Но все же основные локальные различия связаны больше с формой и техникой исполнения ювелирных изделий, нежели с орнаментацией.
- Самашев З., Джумабекова Г., Базарбаева Г., Онгар А. Древнее золото Казахстана. — Алматы, 2007.
- Шевцова А.А. Казахский традиционный свадебный костюм (XIX — начало XX века) // Среднеазиатский этнографический сборник. — М., 2006.
Фотографии сделаны автором сайта на выставке «Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства» (Музей декоративно-прикладного искусства (Москва), 4 апреля — 13 мая 2018 г.).
Источник: raretes.ru
Сохраняя традиции древних мастеров: ювелирное искусство казахского народа
Для казахского народа ювелирное искусство всегда имело особое значение. Казахские ювелирные изделия являлись не просто украшением, но и своеобразным оберегом, который на девушек надевали еще с самого младенчества, чтобы защищать от сглаза и порчи. Ювелирное искусство казахского народа актуально и на сегодняшний день.
Ювелирное искусство через века
История казахского ювелирного искусства, истоки которой уходят в глубь тысячелетий, всегда занимала огромное место в культурной истории нации. Археологические раскопки показали, что с древнейших времен на территории современного Казахстана создавались изделия из меди, олова, золота и других драгоценных металлов. Также ювелирные украшения были неотъемлемой частью одежды.
Ювелирные мастера, зергеры, всегда относились к своей работе очень трепетно, с завидным профессионализмом создавая своими руками украшения индивидуально для каждой девушки. Ювелирные изделия у казахов всегда отличались своей изысканностью, роскошью, богатством и красиво украшенным традиционным орнаментом. Именно несравнимый орнаментный декор отличает казахское ювелирное искусство от европейского. То, какие украшения носил на себе человек, могло поведать всю его историю, принадлежность к роду, семейный статус и положение в обществе.
Сила камней
Одно из самых главных особенностей в казахском ювелирном искусстве – это отношение мастеров к камню, который всегда нес в себе большой смысл и играл роль куда важней, нежели обычное украшение. Для европейских стран камень был некой демонстрацией богатства и роскоши, являясь по большой части просто украшением. Но вот для зергеров он всегда был источником непередаваемой силы, который будет охранять и оберегать своего хозяина от сглазов, бед и прочих недугов. Это связано с тем, что казахский народ, в большинстве в своем, достаточно суеверный, поэтому с древности люди всегда верили в силу оберегов.
Национальные казахские изделия, также, отличаются своей массивностью и торжественностью. Одни из самых популярных украшений – это амулеты (тумары), кольца (жүзік), шолпы и шашбау (украшения, которые крепятся к волосам), браслеты (білезік), серьги (сырға) и колье (алқа). И несмотря на то, что в настоящее время большим спросом на рынке пользуются украшения, сделанные в стиле минимализма, казахские национальные ювелирные изделия продолжают оставаться востребованными у современных девушек. И ювелирные мастера нашего времени с огромной честью и уважением продолжают великолепные традиции мастеров прошлых времен.
«Казахювелир»: история
Одними из тех, кто чтит традиции прошлого, является отечественный производитель ювелирных украшений «Казахювелир». И сегодня мы представляем Вашему вниманию интервью с его руководителем – Аидой Инкербаевой.
– Аида Дабыровна, «Казахювелир» вот уже почти 80 лет существует на отечественном рынке, радуя своих покупателей украшениями с национальным колоритом. Расскажите, пожалуйста, историю компании. С чего всё началось, и что представляет собой «Казахювелир» сегодня?
– Компания начинает свою историю в 1941 году. Сначала она была ответвлением всероссийской компании «Ювелирторг», а после завершения процесса приватизации в 2000 годах, получила новое название «Казахювелир». На сегодняшний день в составе нашей компании 17 ювелирных салонов в 15 городах Казахстана, и у каждого салона свое имя, например, в Актобе – «Изумруд», а в Оскемене – «Янтарь». За последние два года мы обновили управленческую команду, а в данный момент работаем над созданием уникальной и ценной позиции на рынке, с помощью которой мы должны отличаться от конкурентов и идти в ногу со временем, иногда даже опережая конкурентов.
Мы также работаем над расширением ассортимента ювелирных изделий, чтобы охватить все целевые аудитории, от молодежи до людей старшего поколения и над увеличением доли изделий собственного производства с целью сохранения и передачи национальных традиций. В 2019 году мы произвели генеральную реконструкцию одного из наших основных салонов в Алматы – «Алмаз», который находится на пересечении улиц Гоголя и Панфилова. Но вместо вывески «Алмаз», вы видите логотип «Казахювелир». Тем самым мы хотим сказать, что по мере реконструкции наших салонов по Казахстану, мы планируем унифицировать название салонов под название компании.
– А как пришла идея начать создавать украшения, в которых будет отражен наш национальный колорит? Ведь, все-таки, она довольно уникальна.
– Наша страна и народ богаты прекрасными традициями, и нам хотелось их сохранить, так как без прошлого нет будущего. Используя наши ресурсы и возможности, мы хотим поддерживать наши традиции через ювелирные украшения. В связи с этим, мы оставляем наш неизменный слоган: «Казахювелир – вечные ценности».
Ювелирное искусство – архивные казахские орнаменты и современный минимализм
– Каким образом модернизировались казахские украшения и какие? Какие особенности современности были в них внесены?
– В последнее время мы часто слышим от наших покупателей, что им хочется носить изделия с казахскими мотивами, но они должны быть современными. Соответственно, мы экспериментируем с нашими дизайнерами, поднимаем архивы по истории орнамента наших народов, изучаем современные тренды мировых ювелирных домов и создаем уникальные украшения с национальными нотами, чтобы наши клиенты оставались довольны.
– Что можете рассказать об ассортименте Вашего производства?
– В данный момент мы работаем над национальными коллекциями в серебре и золоте, которые хотим предложить к свадебному сезону с учетом наших богатых традиций, которые начинаются от знакомства с невестой и завершаются подарками для родственников. Мы постоянно участвуем международных ювелирных выставках, где изучаем новые тренды и коллекции украшений.
– Ни для кого не секрет, что современные девушки больше предпочитают минималистику в своих украшениях, подражая западному стилю. Отсюда вопрос, какой сейчас спрос имеет у девушек украшения именно с казахской символикой?
– Мы всегда прислушиваемся к мнению наших покупателей и стараемся идти в ногу со временем, изготавливая разного вида изделия с казахской символикой, в том числе придерживаясь минималистки. Сначала мы изготовили очень красивые серьги протяжки, их еще называют продевками – современный дизайн с элементами казахского орнамента и подарили своим партнерам на праздники. Собрав почти 100% положительных отзывов, мы доработали к серьгам комплект в виде подвесок – сотуаров, которые ранее были изготовлены только в золоте.
Создание коллекций
– Как бы Вы могли описать образ своей покупательницы?
– Нашей целевой аудиторией исторически были в основном дамы среднего возраста и старше и наша задача, сохранить их. Но мы также хотим привлечь в нашу целевую аудиторию и поколение поздних «X» и «Y», подбирая под них современные коллекции, содержащие наши традиции. Поэтому образ нашего клиента, это современная девушка или женщина, которая полна сил, энергии, модная, современная, любимая и любящая, и непременно красивая.
– Как часто удается обновлять коллекции?
– Сложный вопрос, хотелось бы чаще, но процесс дизайна в ювелирной отрасли отличается от фэшн-индустрии. От дизайна эскизов, до чертежей, создание мастер моделей, апробации и запуска в серийное производство, это достаточно сложный труд, чем кажется на первый взгляд и занимает много времени. Наша цель на сегодня – 4 коллекции в год, завтра должно быть 8.
Также, недавно мы выпустили первую коллекцию шелковых платков как сопутствующий товар к ювелирным украшениям с отражением национальных традиций в дизайне. В данный момент в партнерстве с казахстанским художником мы разрабатываем еще дополнительные эскизы.
«Расцветайте с нами»
– Расскажите о дальнейших планах на будущее Вашего предприятия?
– Один из важных шагов на сегодняшний день является модернизация наших салонов: современный дизайн интерьера, витрины, освещение, музыкальное сопровождение. Другое важное направление — расширение филиальной сети. Не менее важным, мы считаем вопрос увеличения доли в ассортименте каждого салона изделий собственного производства и конечно же высокое качество обслуживания каждого клиента, потому что мы хотим, чтобы наши клиенты процветали вместе с нами.
– Какими достижения особенно гордится «Казахювелир»?
– В следующем году нам исполнится 80 лет, и мы хотим прийти к этой знаменательной дате с определёнными результатами, но самое главное достижение на сегодня это то, что наши клиенты нам доверяют.
– И, все же, Аида Дабыровна, а как Вы пришли в ювелирный бизнес? Что Вас на это вдохновило?
– Как любой девочке с детства мне нравятся украшения, но по жизни меня занесло в мир финансов, где я проработала много лет, а после выхода из декретного отпуска я решила себя попробовать в бизнесе. В 2018 году в компании «Казахювелир» произошла смена поколений и акционеры сделали выбор в мою пользу, доверив мне свою компанию с четко обозначенными целями и задачами, включая временные рамки. Сейчас вместе со мной трудятся настоящие профессионалы и мы видим результаты своих трудов, знаем к чему стремимся и постоянно растем.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить наших постоянных клиентов за лояльность нашему бренду, пожелать им благополучия и здоровья, а новым клиентам, которые думают сделать свой выбор в пользу Казахювелир, хочу сказать, что мы постоянно работаем над обновлением своего ассортиментом, запуском новинок, качеством обслуживания, чтобы привлечь ваше внимание и завоевать право называть нас любимым брендом. Расцветайте вместе с нами, дорогие наши клиенты.
Источник: ru.dimashnews.com