Оградить, воспитать, вылечить, осчастливить – такие запросы бытовали в былые времена среди обладательниц казахских традиционных ювелирных изделий. Да и сегодня никто не откажется от подобных защитных свойств тех украшений, которые мы на себя надеваем.
Традиционные для разных народов ювелирные украшения – один из маркеров не только времени и актуальной моды на момент их создания, но и социального положения, возраста их обладательниц или обладателей. И все-таки ключевое направление казахского ювелирного дела – украшения для женщин, незамужних девушек и совсем маленьких девочек.
В изделиях масса скрытых смыслов: обрядовости, традиций, поверий. Функция у них не только декоративная, но и магическая. Украшения как от самых древних мастеров, так и от ювелиров не столь далекого прошлого призваны оберегать хозяйку, защищать ее от злых сил и недобрых взглядов.
Материалы и формы казахских национальных украшений
В качестве традиционных металлов для девичьих и женских украшений выбирали серебро и золото, олово и медь, а среди камней отдавали предпочтение тем, которые (согласно поверьям) могли уберечь от бед, подарить счастье и защитить от злых наговоров. Мастера использовали жемчуг, рубины, янтарь, коралл, бирюзу, аметист и многие другие драгоценные камни. Выбирали их тщательно – причем не столько за помпезность и дороговизну, сколько за магические свойства.
Итак, для казахских украшений (в том числе и для элементов национальных костюмов и нарядов) характерен витиеватый орнамент, тщательный выбор камней и традиционный масштаб изделий (солидная форма, сложная структура). Казахские зергеры (см. следующий абзац) издавна славятся массивными, торжественными работами, хоть в современном мире и стали пользоваться особой популярностью изделия мастеров, предпочитающих лаконичность и минимализм.
Кто такой зергер
В персидском языке корень зер связан со значением слова «золото». Ювелиров в Казахстане с давних пор именуют зергерами, корень здесь тот же – реверанс благородному металлу, хоть историки, археологи и сходятся во мнении, что серебро местные мастера в давние времена использовали чаще. Связывают этот выбор с тем фактом, что в прошлом люди наделяли магическими свойствами Луну, а блеск серебра принимали за признак связи этого металла с таинственным ночным светилом.
Так вот, зергерами называли не только золотых дел мастеров, но и людей, которые умели находить месторождения руд. Зергеры были не случайными ремесленниками, а профессионалами своего дела, которые получали и передавали знания и умения по наследству из поколения в поколение – разумеется, по мужской линии. Создавали зергеры не только женскую ювелирку, но и элементы национального костюма, столовые приборы, декор для юрт, конского снаряжения, оружия и многого другого.
Казахские зергеры использовали целое многообразие техник при создании украшений: гравировку, чеканку, скань, штамп, зернь, тиснение и многое другое.
Словарь казахского ювелира
Чтобы хоть немного разобраться во всем многообразии традиционных казахских ювелирных украшений, составим краткий словарик. Конечно, это лишь малая часть всего того ассортимента, который известен археологам, историкам и современным мастерам-ювелирам.
Амулеты и обереги – тумары, тумарша, колтыкша, бойтумар, yкi аяк.
Браслет – білезік.
Вставка с камнем в изделии – коз.
Кольцо – жүзік.
Подвески на волосы – шашбау, шолпы.
Подвеска на грудь – өңіржиек.
Серьги – сырға.
Казахские национальные украшения для новорожденных и маленьких девочек
Самые первые ювелирные изделия появлялись в жизни казахской девочки чуть ли не с момента ее рождения. На люльку вешали особый, один из самых древних, амулет yкi аяк (что переводится как «совиные когти»). Его делали из настоящих птичьих когтей или выполняли в схожей форме из других материалов. Носили их также на головных уборах и одежде.
На ручку или ножку младенцу надевали особые защитные обереги, на одежду и шапочки пришивали особые «броши», причем носить эту красоту девочка могла вплоть до замужества. Такие украшения, которые дарили новорожденным и самым маленьким детям, называются тумары (взрослые их тоже носят, об этом позже) – футляры для амулетов, часто изготовленные из кожи или серебра, цель которых – уберечь ребенка от сглаза и недугов.
Казахские национальные украшения для юных девушек
Тем, кто постарше, доверяли уже более серьезные ювелирные изделия. Это могли быть лаконичные браслеты или серьги не слишком сложной формы.
Серьги (сырға) носили с раннего детства – традиционных форм и видов очень много. Особенно распространены были (и остаются сегодня) серьги в форме луны и полумесяца (ай сырға и айшықты сырға). Между прочим, мальчики тоже носили серьги в ушах, особенно те, рождения которых очень долго ждали родители. Это украшение должно было уберечь наследника от болезни и сглаза.
На руки девочки постарше уже надевали білезік (браслет), причем с возрастом у девушки их могло оказаться так много, что они почти полностью закрывали руки своей хозяйки. Браслеты были округлые, четырехгранные, тонкие или объемные (по возрасту и статусу). В некоторых источниках говорится, что первый браслет девушка могла получить в качестве подарка от своего жениха. В таком случае это украшение на девичьей руке становилось аналогом помолвочного кольца.
Среди украшений были и те, функция которых состояла в «воспитании нрава» – шолпы, подвески сложной структуры из серебряных бляшек, колечек или монет на цепочках. Их носили юные красавицы, а по звучанию подвесок можно было определить, насколько плавная у девицы походка, насколько кроткий нрав. Кроме того, шолпы своим значительным весом давили на голову и заставляли девушку выпрямлять спину.
Казахские национальные украшения для девушек и будущих невест
С возрастом обладательницы структура, форма и состав ювелирных украшений менялись и усложнялись. Чем старше девица, тем наряднее могли быть изделия, которые она на себе носила. Разумеется, количество и качество украшений зависели также от статуса семьи и материальных возможностей родителей.
Чем ближе дело шло к свадьбе, тем обширнее становилась коллекция ювелирных наборов будущей невесты. Их функция состояла не только в подтверждении статуса обладательницы достойного приданого, но и в снятии порчи и защите от зависти пока не сосватанных девиц.
Главным помощником в деле охраны девичьей чести и здоровья был коз (от слова «око»), то есть вставки из драгоценных или полудрагоценных камней. Во многих культурах именно украшения с камнями в форме глаз (порой с изображенными на них зрачками) считаются мощными оберегами.
Отпугивать нечистую силу были призваны украшения для волос, шашбау – так называются накосные украшения с подвесками, которые крепили к основанию кос девушки. Они расположены по всей длине волос и украшены колокольчиками и прочими позвякивающими элементами.
Именно перезвон их элементов, согласно поверью, отпугивал всяческую нечисть, а еще служил «сигнализацией» против внезапного похищения девушки. Шашбау также считались символом целомудрия девушки и ее способности к зачатию. Кроме того, от злых духов спасали и серьги. Девушки, которым уже было впору выходить замуж, носили серьги с бубенцами, чтобы разогнать всю нечистую силу.
Распространенным украшением всегда были кольца и перстни (жүзік), лаконичные или массивные, в зависимости от возраста и социального статуса его обладательницы. Известно, что перстни с изображением птичьего клюва (птица как символ свободы) носили девушки до свадьбы, а после – уже через год своей замужней жизни – отдавали перстень обратно в свою родительскую семью, показывая таким образом полный переход в семью мужа.
Казахские национальные украшения для невест на свадьбе и замужних женщин
Одно из самых красивых ювелирных украшений, традиционных для Казахстана, называется бес білезік. Раньше его надевали невесты на свадьбу, а сегодня носят даже с джинсами. Сверимся с нашим словариком – судя по всему, речь о каком-то необычном браслете. Верно! Его уникальность заключается в сложной конструкции: массивный браслет на запястье соединяется цепочками с кольцами на нескольких пальцах.
Кстати, серьги на свадьбу тоже надевали. Эта традиция существует до сих пор и довольно часто соблюдается молодыми. Прямо перед церемонией бракосочетания жених с разрешения родителей невесты надевает на нее золотые сережки. В других источниках сказано, что первые золотые серьги на девушку должна надеть именно сваха, чтобы отметить, что та уже «покинула рынок невест» и скоро станет женой.
Казалось бы, украшения после замужества должны были лишь множиться в количестве и размерах, но нет. После свадьбы женщина, как правило, вновь переходила к более скромным и практичным вариантам изделий – например к тем, которые могут защитить, придать сил.
Функцию оберега возлагали на все те же амулетницы, что использовали для новорожденных, – тумары. Женщины носили их на головных уборах, на шее, на спине, на груди. Были даже подмышечные тумары. Их надевали через плечо и пристально следили, чтобы душа не вылетела из подмышки (считалось, что там она и обитает).
Обереги треугольной формы называли тумарша, прямоугольный подмышечный – колтыкша, а те, что напоминали своей формой трубку с подвесами, – бойтумар. Внутри амулетниц могли поместить разные артефакты, наделенные особой силой: текст с молитвой, ракушки, камушки, перышки и т. п. В некоторых источниках говорится, что такие украшения зачастую получали в подарок замужние взрослые женщины, сыновья которых женились около года назад. Вручали особый дар родители невесты.
Өңіржиек – еще один вид нагрудной подвески, традиционной для казахской ювелирной культуры. Это массивный амулет с тремя прямоугольными пластинами, которые соединены системой цепочек и подвесок. Его надевали девушки и замужние женщины на важные праздники, а еще носили кормящие мамы, так как считалось, что украшение способно уберечь молоко от сглаза.
Особым спросом у замужних женщин пользовались украшения с сердоликом: считалось, что этот камень не только способен приносить удачу, но и решать проблемы с бесплодием, возвращать силы и лечить.
Источник: perspectum.info
Обереги, мифология и исцеляющая сила: что таится в казахских украшениях?
Перефразируя ученую и автора книг о ювелирном искусстве казахов Шайзаду Тохтабаеву, можно сказать, что украшения выполняли не только практическую функцию, но и магико-религиозную, восходящую к глубокой древности. Об этом мы расскажем в новом материале.
Оценить мастерство древних казахских ювелиров можно даже через широко известного «Золотого человека». Его одеяние декорировано искусно выполненными золотыми пластинами и бляшками с изображениями животных, а на найденном с ним кинжале изображены головы грифонов.
Галымжан Киясбек писал, что образ грифона в мифологии казахов играл роль ангела-оберега, который сопровождал человека в загробный мир и очищал его душу. Анализируя казахские ювелирные украшения, можно узнать много нового как о мифологии народа, так и о его истории.
«Еще в эпоху неолита появляются украшения из костей, зубов, клыков животных, всевозможных раковин и т. д., призванные придавать своему хозяину силу, ловкость зверя, ограждать его от возможных нападений и бед. Положительное восприятие магического значения изделий способствовало их эстетическому осмыслению и переводу в декоративную плоскость», — писала Шайзада Тохтабаева.
В отличие от европейского, казахское ювелирное искусство сосредотачивалось на орнаментальном декоре, а не на дорогом материале. Ювелиры Казахстана могли подчеркнуть красоту даже недорогого материала, не усложняя украшения разнообразными формами. Магический смысл несли в себе расположение камней, пропорции украшения и сама композиция. Чаще всего ювелиры использовали серебро. По древним поверьям, оно могло не только исцелить человека, но и защитить его.
Серьги из коллекции Национального музея РК
«У казахов всегда ценились изделия из серебра. Они воспринимались как оберег. Мужчины надевали перстни с родовым знаком — тамга — когда шли в военные походы. При купании новорожденных детей в воду клали серебряные украшения. Наукой доказано, что этот металл обладает бактерицидными свойствами, и в те далекие времена наши предки знали об этой особенности металла.
Или когда у человека простудное заболевание, изделие из серебра темнеет. И это не случайно», — говорил Бахтияр Артыкбаев.
Важное значение имели и камни, которыми украшались предметы. В народе они считались неким стерегущим оком — чем-то, что охраняет своего владельца. Каждый камень обладал определенными характеристиками и магической силой: сердолик защищал от сглаза, жемчуг лечил бельмо, коралл спасал от порчи, бирюза приносила счастье. Перламутр любили за то, что в нем видели частицу лунного света, а луна в казахской мифологии играла важную роль.
Следующая особенность казахских ювелирных украшений — они напрямую связаны с одеждой и имеют возрастные разграничения. Например, женские украшения меняются в соответствии с возрастом и статусом женщины. Те же шолпы — подвески, украшающие волосы, сделанные из металла или серебряных монет, — могли носить только молодые незамужние девушки.
Помимо красоты украшения, воспетого казахскими поэтами и писателями, у него была воспитательная функция. Под тяжестью шолпы девушка держала спину и голову прямо, не сутулилась, и, кроме того, не позволяла себе резких движений. Так как перезвон шолпы выдавал присутствие девушки, она воздерживалась от посещения мест, где ей быть не положено по возрасту или статусу.
Шолпы из коллекции Национального музея РК
«Почему надевались накосные украшения? Считалось, что часть нашей души находится в волосах. Оставь девушка расческу с волосами на видном месте, и на нее обрушит праведный гнев ее бабушка. Волосы непременно нужно сжигать, дабы не навредили злые духи их хозяину. И не дай Аллах, кто наступит на волосы или птица в клюве унесет — тогда начнутся страшные головные боли.
Таких поверий у казахского народа великое множество», — объясняла заведующая отделом экскурсий Атырауского краеведческого музея Оксана Альжанова.
Нельзя не сказать также о культуре ношения колец. Специалист музейного комплекса ПГУ имени С. Торайгырова Булбул Асаева рассказывала, что у девушек популярным было кольцо «Кус мурындык». Оно передавалось от матери к дочери и несло в себе глубокий сакральный смысл. Кольцо украшал орнамент в виде птичьего клюва или птичьего крыла — символ свободы и независимости.
Пока девушка была свободна, она носила печатку кольца клювом вверх, давая понять, что еще не встретила возлюбленного. Засватанная девушка носила кольцо таким образом, чтобы острие клюва смотрело на ее запястье. Так, по одному кольцу можно было узнать о статусе девушки. Кроме того, кольцо «Кус мурындык» мать дарила дочери обязательно с пожеланиями удачи, чтобы девушке повезло с избранником, и ее жизнь была счастливой.
Помимо всего прочего, казахские женщины носили перстни и кольца с функцией оберегов и защиты, чтобы «очищать» приготовленную ими еду. Есть поговорка «тамақ адал болу үшін, қолда жүзік болу керек», переводится примерно как «чтобы еда была чистой, на руке должно быть кольцо». С помощью серебряного кольца очищали воду во время обряда «баланы қырқынан шығару». Кроме того, кольца нельзя было носить на мизинце и среднем пальце, иначе умрет кто-то из близких.
Охранными свойствами казахи наделяли и серьги, которые женщины носили всю жизнь. Так как серьги считались оберегом, их носили все время, меняя в зависимости от статуса. Даже на смертном одре с покойницы не снимали серьги. Считалось, что без них в уши может заползти змея. Однако серьги носили не только женщины, но и мальчики, особенно, если они были наследниками, продолжателями рода.
До пяти лет или всю жизнь мальчик носил серьгу, которая защищала его от сглаза или внезапной смерти.
Несмотря на то что мужские ювелирные украшения представлены в казахской культуре гораздо меньше, чем женские, они также имели сакральное значение. Жизненной силой и охранными функциями казахи наделяли мужские пояса с серебряными бляхами, на которых изображали важные для его владельца символы — например, солнце или мифических животных. Мужские пояса были настолько важны, что в случае смерти владельца их обязательно вывешивали на шесте.
Пояс из коллекции Национального музея РК
Мужские перстни могли многое рассказать о его владельце — так, если у печати была каплевидная форма, то человек, носящий это украшение, принадлежал к правящей элите. Печати круглой формы носили «кожа» — люди, относящиеся к так называемому «святому сословию». Батыры носили перстни с овальной, грушевидной или квадратной печатью.
Даже в советском и современном Казахстане были и есть женщины, которые верят, что украшение может помочь человеку излечиться от болезни. Ювелиру заказывали какое-либо украшение, обязательно заметное и броское. Оно должно было отвести болезнь от человека, который его носит.
Украшение носили до тех пор, пока его эффектный вид не привлечет другого человека и он не попросит его в подарок. Считалось, что, передарив украшение, можно избавиться от недуга, не перенося его на нового владельца. Для облегчения родов беременная женщина обещала подругам и родственницам подарить понравившиеся им украшения из своей коллекции.
Кольцо из коллекции Национального музея РК
Магической силой обладали не только украшения, но и сами инструменты ювелиров. Шайзада Тохтабаева в своей работе «Семантика казахских украшений» 1991 года рассказывала о том, как сыновья и снохи известного ювелира Жубаназара Журасова, а также жители поселка Ералиев стали свидетелями того, как излечился человек с психическим расстройством, который в течение часа обнимал кузнечные мехи.
«Меха считаются священными, их берегут, через них нельзя перешагивать. Рассказывали также о том, что ювелир прежде, чем начать новую работу, обязательно некоторое время молча прикасался к мехам», — объясняла ученый.
С помощью ювелирно-декоративных предметов человек оберегал не только себя, но и животных. Например, кочевые казахи использовали гребни для животных — үй жануарлары тарақ. Расчесывая гриву коня, вычесывая пух у коз специальными гребнями, казахи не только выполняли гигиенические процедуры, но и защищали их от тех же напастей — сглаза, болезней, смерти.
«Честно говоря, я снимаю шляпу перед мастерами Степи. Восхищаюсь всякий раз, когда смотрю на украшения, хранящиеся в музеях. У нас сегодня есть необходимые технологии: очки, увеличивающие картинку, освещение, полировочные моторчики — они умудрялись создавать настоящие произведения искусства без всего этого», — признался Бахтияр Артыкбаев.
Источник: the-steppe.com
Казахские серьги с чем носить
Введите имя пользователя, чьи записи вы хотите найти
121 место в общем рейтинге
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Казахские ювелирные украшения
- Oct. 1st, 2011 at 12:16 AM
Продолжение.
У моей бабушки, кстати, на бархатных камзолах были такие застежки. У нее было два парадных камзола — из темно-зеленого бархата и черного.
Постоянно носимым украшением женщин являлись серьги. Существует множество типов и вариантов серег: айшыкты сырга – в форме месяца, ай сырга – в виде луны, тумарша сырга – серьги-амулеты (треугольной формы); салпыншакты сырга – серьги с подвесками; козалы сырга – серьги с подвесками, наподобие хлопковых коробочек; тасты сырга – серьги с камнем; каралы сырга – черненые серьги; иыкты – серьги до плеч; конырау сырга – серьги колокольчики; кумбездi – куполообразные серьги; сояу сырга – остроконечные серьги. Востребованными были филигранные серьги, выполненные с особым мастерством и тонкостью. С лёгким причудливым ажуром удачно сочетались изящные подвески в форме колокольчиков с проволочной бахромой. Женщины пожилого возраста скрывали серьги под национальным головным убором, выполняющим роль платка («жаулык» и «кимешек»), который являлся обязательным атрибутом гардероба.
В торжественных случаях молодые девушки надевали височники шекелик, суыршпа, крепящиеся за петли головного убора или за волосы у виска. Височники главным образом многочастны, иногда с подвесками на длинных цепочках. Лаконичны плоские височники треугольной, лепестковидной, пиковидной и других форм, декорирующиеся разными приемами. Эффектно выглядят обсыпанные зернью ажурные и шаровидные височники со сложными подвесками. Нарядны плоские височники, главным формообразующим компонентом которых являются 2 спиральных диска (солярные знаки), соединенных проволокой со стержнем.
Пластика и композиционная слаженность основной части височников с колышущимися звенящими подвесками, легкими ажурными цепочками создавали своего рода живописное обрамление лица.
Это головной убор невесты в Западном Казахстане (Мангистау)
На Востоке, веря в магическую силу колец, издревле женщины надевали украшения на пальцы больше для оберега от нечистой силы. Позже ношение колец и перстней по 2 и более свидетельствовало о материальном достатке семьи. Массивные ювелирные изделия украшали пальцы преимущественно женщин старшего возраста. Молодые дамы носили их лишь в торжественных случаях.
На поверхность колец и перстней наносили различные символы, орнамент или какие-либо пожелания. Это могли быть: солнце с пожеланиями светлой, как солнце, жизни; силуэт птицы, который символизировал собой свободу, счастье и силы добра.
Жузiк – перстень также украшался драгоценными и полудрагоценными камнями, разноцветными стеклами или элементами из того же серебра, из которого делаются выпуклые орнаменты: «балдак», «отау», «кустумсык». КУДАГИ ЖУ3IК – КОЛЬЦО СВАХИ На западе и юго-западе Казахстана можно встретить как украшение красочный объемный перстень, называемый «Кудаги жузiк» (кольцо для сватьи).
Поверхность перстня объемная и закрывает почти 4 пальца. Он украшается драгоценными камнями, разноцветным стеклом и покрыт позолотой. Орнамент выполнен из чистого серебра или вырезается из посеребренного железа, создавая имитацию черненого серебра.
Кудаги жузiк — перстень с шинками на два рядом расположенных пальца (средний и безымянный) , т.е. имеет общую поверхность пластины объединяющую 2 кольца. Это украшение символизирует единение двух начал, двух семей. Такое дорогое ювелирное изделие сва¬тья дарила свекрови своей дочери только удостоверившись в хорошем отношении к дочери в знак покровительства. Этой привилегии заслуживала не каждая сватья. А если уж она имела такое кольцо, то во всех домах она была почитаема и уважаема.
Перстни и кольца носили обычно по 3-4, они являлись повседневными украшениями которые должна была иметь каждая женщина, поскольку считалось, что в противном случае пища, изготовленная ей, будет нечистой. У казахов по этому поводу сохранилась поговорка: «Тамак адал болу ушин, колда жузик болукерк» (Чтобы пища была чистой, на руке должен быть перстень).
КОС БIЛЕ3IК – ПАРА БРАСЛЕТОВ После свадьбы, муж дарил молодой жене КОС БIЛЕ3IК – украшение, состоящее из пары браслетов, выражая тем самым видеть ее рачительной хозяйкой. Хранительницей семейного очага и рукодельницей. КОС БIЛЕ3IК, который надевался на правую руку назывался «бес бiлезiк» (браслет-пятёрка).
Он состоял из пяти предметов: 1 браслета, связующей цепочки, 2 колец и 1 напёрстка. Эти обычаи сохранились в основном в казахских аулах, а браслеты можно увидеть на руках женщин и сегодня, которые гармонично дополняют их праздничные наряды. Браслеты передаются как семейные реликвии сыну, который может надеть этот браслет на свою невесту.
Нагрудные украшения
АЛКА – ЦЕПОЧКА С ПОДВЕСКОЙ Когда девочке исполнялось 10 лет, мама одевала ей на шею алка – ожерелье, цепочку с подвеской, на которой были нанизаны множество маленьких бубенчиков и колокольчиков. Алка было не только украшением, но и служила выработке у девочки красивой осанки и походки. Одной из разновидностей алка является «онiржиек» (нагрудник).
Эти прекрасные уникальные виды алка встречаются в западных и юго-западных регионах Казахстана. Ожерелье состоит из соединенных друг с другом при помощи маленьких колечек нескольких четырехугольных украшений, в которые вкраплены драгоценные камни. Такие украшения делаются из тонкого, внутри полого, серебра. Онiржиек, оригинальное по декору и конструкции, надевала замужняя женщина, особенно в период кормления ребенка, якобы оберегая от сглаза.
Не уверена, что на этих фото упомянутые выше украшения, тем не менее, они являются нагрудными.
Ну, и немного предметов быта из Западного Казахстана, 19 век:
Табакерки
Ритуальный нож для жертвоприношений
Источник: bellezza-storia.livejournal.com