ср. знак излагаемый на предметы, метка, печать; на лошадях, тавро. Клеймо на белье, означаете счет, имя хозяина, герб казны. Клеймо на серебре, кажет доброту его, год, имя мастера. Клеймо таможенное, на товаре очищенном пошлиною. | Клеймо также орудие, которым клеймят. Клеймо мастера скажет. Криво да косо, клеймом не поправишь. На нем клеймо бесчестия, опозорен, осрамлен.
Клеймить что, кого, налагать клеймо. -ся, быть клеймену. Клейменье ср. действ. по знач. глаг. Клеймильщик, клеймовщик ч. кто клеймить.
В словаре Ожегова
Клеймо, -а, мн. клейма, клейм, клеймам, ср. 1. Печать, знак, к-рый ставят, выжигают, вытравляют на ком-чем-н. Фабричное к. К. на лошади. Личное к. (клеймо высококвалифицированного мастера, выпускающего продукцию без контроллера).2 Орудие, к-рым ставят такой знак. 3. перен. Неизгладимый след (чего-н. плохого, позорящего). К. позора.
К. на чьем-н. имени.
В словаре Ефремовой
- Печать, метка, особыйзнак на изделии, товаре, указывающие название предприятия, где производится продукция, сортизделия и т.п.
- Знак, выжженный на теле, копытах или рогах животного; тавро.
В словаре Фасмера Макса
клеймо́
Клеймо | Вещдок
также клейно́, арханг. (Подв.); клейми́ть, укр. клеймо́, клейно́, блр. клеймо́, клейно́. Заимств. из нем. *kleim, др.- англ. clám, англ. сlоаm, ср.-нж.-нем. klēm «клей, цементный раствор, пластырь», ср.-нж.-нем., д.-в.-н. kleimen «смазывать, мазать» (см. глей); см. Бернекер 1, 511. Не из др.-исл. kleima (вопреки Маценауэру 205; Мi. ЕW 119; см. Тернквист 10; Миккола, Berühr. 1, 75), а также не из нов.-в.-н.
Kleinod «сокровище, драгоценность» (вопреки Микколе, ÄВ 101).
••
(Тернквист («Scando-Slavica», I, 1954, стр. 26) объясняет др.-русск. клейно «узор на дне сосуда», «штемпель, печать на слитке серебра» из ср.-нж.-нем. kleinôe, kleinôde. – Т.)
В словаре Д.Н. Ушакова
КЛЕЙМО́, клейма, мн. клейма, ср.
1. Печать, знак, налагаемый на товары с целью указания на происхождение, принадлежность или для регистрации. Фабричное клеймо. Окорок с клеймом.
2. Выжженный на коже животного знак, тавро.
3. Встарину в деспотических государствах — знак на теле преступника, обычно в форме букв (·ист. ).
4. Орудие, которым клеймят ( спец. ).
5. перен. , чего. Явный, заметный след чего-нибудь (·книж. ·устар. ). Клеймо несчастия.
Клеймо болезни.
| Отпечаток, отражение чего-нибудь позорящего, бесчестящего (·ритор. ). Клеймо позора. Смыть позорное клеймо. Клеймо презрения. Клеймо бесчестия.
В словаре Синонимов
тавро, мета, знак; марка; печать, масть, ярлык, след, стигма, проба
В словаре Синонимов 2
сущ1. тавро, мета2. марка, товарный знак
В словаре Синонимы 4
знак, марка, мета, печать, проба, след, стигма, тавро, ярлык
Источник: glosum.ru
Значение клейма и способы его нанесения
Мир слов разнообразен и великолепен. Слова, употребляемые людьми в обыденной жизни, нередко имеют несколько, иногда неоднозначных, значений, что позволяет использовать их в разных контекстах. Основная роль при этом отводится значению слова, а не его написанию. В качестве примера можно использовать известное многим слово «клеймо». Итак, что такое клеймо?
Знак или предмет?
Термин «клеймо» возник не сегодня, и даже не вчера. Впервые им воспользовались древние работорговцы и скотоводы, для которых клеймо являлось своего рода знаком качества и принадлежности животного либо раба конкретному хозяину.
Клеймо на животном
Древний мир был обширен и населен достаточно плотно. Человеку, попавшему в плен, ничего не стоило скрыться в стане своих врагов и бежать на родину. Отследить передвижения пленных-рабов не представлялось возможным. Чтобы обезопасить себя, а заодно и показать свое превосходство над поверженными врагами, была введена практика клеймения.
На человеческое тело при помощи специального инструмента наносилась особая метка, содержащая буквы либо рисунок, позволяющий идентифицировать его как раба. Именно эта метка и называлась клеймом. Ношение ее было позорным, поскольку приравнивало человека к животным, на которых также устанавливали подобные отметины.
Со временем клеймо появилось не только на теле рабов, но также преступников и прелюбодеев. В последних случаях место расположения отметины зависело от содеянного преступления. Так, если у раба клеймо обычно находилось в районе плеча, то провинившимся людям наносили отметины на лицо и лоб. Каждое клеймо было уникальным, потому сбежавшего человека было легко найти.
Клеймение людей в современном мире незаконно, потому клеймо можно встретить исключительно на животных либо предметах. Как и прежде, наличие клейма позволяет судить о принадлежности предмета или животного конкретному человеку или производителю. Чаще всего клеймо можно встретить на ювелирных изделиях — это так называемая проба или знак качества.
Инструмент для нанесения клейма
Способы нанесения
Из сказанного выше ясно, что значение слова «клеймо» можно рассматривать в двух вариантах. Это и сама отметина на теле животного, человека, предмете, и инструмент, при помощи которого она была нанесена. Способ нанесения при этом может быть следующим:
- Ударным. Клеймо наносится на изделие из камня, металла, дерева либо любого другого материала при помощи более крепкого инструмента.
- Выжиг. Металлический предмет, на котором изображены различные символы и рисунки, разогревается, после чего прикладывается к коже животного либо упаковке товара.
- Покраска. При помощи специального оттиска на животное либо товар переносится рисунок, являющийся в данном случае клеймом.
До недавнего времени выжигание являлось наиболее употребляемым способом оставления знака на предметах и животных. Использовался данный способ и в случае с людьми. Клеймение в этом случае было не только позорной, но и болезненной процедурой.
Источник: dedpodaril.com
Клеймо
С развитием почитания святых в христианском искусстве появились не только изображения мучеников и подвижников, но и различные композиции, иллюстрирующие их жизнь, подвиги, кончину, прижизненные и посмертные чудеса. Развитие жанра жития в литературе оказало влияние на появление целого круга подобных сюжетов в настенной живописи и книжных иллюстрациях, что привело впоследствии к формированию «житийной иконы».
Клейма в композиции иконы
В центральной части иконы («среднике») расположено крупное изображение праздника или святого, которое окружено повествующими о нём сценами с пояснительными надписями. Каждая сцена может занимать как отдельное клеймо, так и его часть. В византийской иконописи использовались различные подходы к расположению сцен в клеймах.
Анализ изображений аналогичен чтению книги и осуществляется слева направо и сверху вниз. Начинается чтение образов в левом верхнем клейме и продолжается до конца верхнего поля. Затем клейма следуют друг за другом попеременно на левом и правом поле иконы. Завершается чтение клейм в правом нижнем углу иконы. В некоторых случаях расположение сюжетов клейм может быть нарушено.
В таких ситуациях тексты разных редакций житий позволяют прояснить замысел иконописца. Каждое клеймо сопровождает пояснительная надпись. Степень подробности текста зависит от времени написания иконы: в ранних иконах поясняющие тексты были краткими, позднее они становились более пространными.
Источники сюжетов
Основами сюжетов в клеймах выступают разные письменные источники: жития святых (как канонические, так и апокрифические), похвальные слова, сказания о чудесах, богослужебные тексты. Для икон библейских персонажей или событий привлекаются непосредственно тексты Священного Писания.
К примеру, в клеймах иконы «Святая Троица в Бытии» последовательно говорится о событиях ветхозаветной истории, изложенной в книге Бытия. Если в изображении встречались чудеса, которые отсутствовали в житии святого, то это могло быть либо персональным требованием заказчика, либо вариантом сюжета, неизвестного в письменной традиции1. Устойчивый состав клейм изображал рождение, крещение, обучение святого грамоте, некоторые основные события его жизни, кончину, обретение мощей и посмертные чудеса. В житийных иконах святителей помещались клейма со сценами монашеского пострига и рукоположения во диаконы, пресвитеры и епископы.
Клейма в православной иконописи
На сегодняшний день одной из древнейших сохранившихся житийных икон с клеймами является образ великомученицы Марины из одноименной церкви. Икона размером 106,0×62,0 см датируется концом XII века и в настоящее время находится в Византийском музее культурного центра имени архиепископа Макариоса в городе Никосия на Кипре. Клейма этой иконы сохранились только на левом поле.
Наиболее древней из сохранившихся русских икон со сценами жития в клеймах считается икона пророка Илии с житием и Деисусом. Икона второй половины XIII века происходит из церкви пророка Илии, расположенной в деревне Выбуты около Пскова. Перечень святых, представленных на древнерусских иконах с житием, невелик и ограничен наиболее почитаемыми святыми: среди них святитель Николай Чудотворец, князья Владимир, Борис и Глеб, преподобный Сергий Радонежский. На житийных образах, созданных известным иконописцем Дионисием в последней трети XV – начале XVI века, часто отсутствует разделение между клеймами, так что действие разворачивается в них плавно и последовательно.
В середине ХVI века наблюдается увеличение количества клейм. Так, икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких 1550–1560‑х годов (162,5×142,0 см) имеет 56 клейм. В иконе преподобного Александра Свирского, которая датируется серединой ХVI столетия, присутствует 129 клейм, расположенных в 12 рядов. В настоящее время икона находится в Успенском соборе Московского Кремля. Широкого распространения это новшество не получило, поскольку такие иконы чаще всего помещались в храме перед алтарем, а рассматривать клейма в течение длительного времени было практически невозможно2.
Во второй половине XVI столетия изменился подход к построению композиции клейм многих московских икон. Стремление мастеров к повествовательности сюжета приводило к композиционной перегруженности. Поскольку не оставалось места для поясняющих надписей в клеймах, текст стали выносить за пределы клейм на поля иконы.
Во второй половине XVII века иконописцы стали использовать методы западноевропейских художников: сцены жизни святого размещались в пейзаже или у его ног. В результате нарушался устойчивый принцип чтения клейм «по строкам», практически стерлись границы пространства между циклом жития и центральным образом иконы.
В XVIII столетии наметилась тенденция к сокращению житийных клейм до минимума (четырех или двух). Под влиянием стиля барокко возник новый метод в оформлении клейм. Каждое клеймо помещалось в особую фигурную рамочку (картуш). Картуш представляет собой художественный мотив в виде обрамлённого завитками щита или полуразвернутого, зачастую с надорванными или надрезанными краями бумажного свитка.
Примечания:
1 Седова Р. А. Некоторые итоги комплексного исследования житийной иконографии русских святых // Вестник РГНФ. 1997. № 4. С. 32–39.
2 Пуцко В.Г. Русская житийная икона: синтез агиографического творчества // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. № 4 (78). С. 194–207.
Источник: azbyka.ru