Клеймо что это

ср. знак излагаемый на предметы, метка, печать; на лошадях, тавро. Клеймо на белье, означаете счет, имя хозяина, герб казны. Клеймо на серебре, кажет доброту его, год, имя мастера. Клеймо таможенное, на товаре очищенном пошлиною. | Клеймо также орудие, которым клеймят. Клеймо мастера скажет. Криво да косо, клеймом не поправишь. На нем клеймо бесчестия, опозорен, осрамлен.

Клеймить что, кого, налагать клеймо. -ся, быть клеймену. Клейменье ср. действ. по знач. глаг. Клеймильщик, клеймовщик ч. кто клеймить.

В словаре Ожегова

Клеймо, -а, мн. клейма, клейм, клеймам, ср. 1. Печать, знак, к-рый ставят, выжигают, вытравляют на ком-чем-н. Фабричное к. К. на лошади. Личное к. (клеймо высококвалифицированного мастера, выпускающего продукцию без контроллера).2 Орудие, к-рым ставят такой знак. 3. перен. Неизгладимый след (чего-н. плохого, позорящего). К. позора.

К. на чьем-н. имени.

В словаре Ефремовой

    1. Печать, метка, особыйзнак на изделии, товаре, указывающие название предприятия, где производится продукция, сортизделия и т.п.
    2. Знак, выжженный на теле, копытах или рогах животного; тавро.

    В словаре Фасмера Макса

    клеймо́

    Клеймо | Вещдок


    также клейно́, арханг. (Подв.); клейми́ть, укр. клеймо́, клейно́, блр. клеймо́, клейно́. Заимств. из нем. *kleim, др.- англ. clám, англ. сlоаm, ср.-нж.-нем. klēm «клей, цементный раствор, пластырь», ср.-нж.-нем., д.-в.-н. kleimen «смазывать, мазать» (см. глей); см. Бернекер 1, 511. Не из др.-исл. kleima (вопреки Маценауэру 205; Мi. ЕW 119; см. Тернквист 10; Миккола, Berühr. 1, 75), а также не из нов.-в.-н.

    Читайте также:
    Смарт часы Самсунг galaxy женские обзор

    Kleinod «сокровище, драгоценность» (вопреки Микколе, ÄВ 101).
    ••
    (Тернквист («Scando-Slavica», I, 1954, стр. 26) объясняет др.-русск. клейно «узор на дне сосуда», «штемпель, печать на слитке серебра» из ср.-нж.-нем. kleinôe, kleinôde. – Т.)

    В словаре Д.Н. Ушакова

    КЛЕЙМО́, клейма, мн. клейма, ср.
    1. Печать, знак, налагаемый на товары с целью указания на происхождение, принадлежность или для регистрации. Фабричное клеймо. Окорок с клеймом.
    2. Выжженный на коже животного знак, тавро.
    3. Встарину в деспотических государствах — знак на теле преступника, обычно в форме букв (·ист. ).
    4. Орудие, которым клеймят ( спец. ).
    5. перен. , чего. Явный, заметный след чего-нибудь (·книж. ·устар. ). Клеймо несчастия.

    Клеймо болезни.
    | Отпечаток, отражение чего-нибудь позорящего, бесчестящего (·ритор. ). Клеймо позора. Смыть позорное клеймо. Клеймо презрения. Клеймо бесчестия.

    В словаре Синонимов

    тавро, мета, знак; марка; печать, масть, ярлык, след, стигма, проба

    В словаре Синонимов 2

    сущ1. тавро, мета2. марка, товарный знак

    В словаре Синонимы 4

    знак, марка, мета, печать, проба, след, стигма, тавро, ярлык

    Источник: glosum.ru

    Значение клейма и способы его нанесения

    Мир слов разнообразен и великолепен. Слова, употребляемые людьми в обыденной жизни, нередко имеют несколько, иногда неоднозначных, значений, что позволяет использовать их в разных контекстах. Основная роль при этом отводится значению слова, а не его написанию. В качестве примера можно использовать известное многим слово «клеймо». Итак, что такое клеймо?

    Знак или предмет?

    Термин «клеймо» возник не сегодня, и даже не вчера. Впервые им воспользовались древние работорговцы и скотоводы, для которых клеймо являлось своего рода знаком качества и принадлежности животного либо раба конкретному хозяину.

    клеймо

    Клеймо на животном

    Древний мир был обширен и населен достаточно плотно. Человеку, попавшему в плен, ничего не стоило скрыться в стане своих врагов и бежать на родину. Отследить передвижения пленных-рабов не представлялось возможным. Чтобы обезопасить себя, а заодно и показать свое превосходство над поверженными врагами, была введена практика клеймения.

    Читайте также:
    Как выглядит платина в природе

    На человеческое тело при помощи специального инструмента наносилась особая метка, содержащая буквы либо рисунок, позволяющий идентифицировать его как раба. Именно эта метка и называлась клеймом. Ношение ее было позорным, поскольку приравнивало человека к животным, на которых также устанавливали подобные отметины.

    Со временем клеймо появилось не только на теле рабов, но также преступников и прелюбодеев. В последних случаях место расположения отметины зависело от содеянного преступления. Так, если у раба клеймо обычно находилось в районе плеча, то провинившимся людям наносили отметины на лицо и лоб. Каждое клеймо было уникальным, потому сбежавшего человека было легко найти.

    Клеймение людей в современном мире незаконно, потому клеймо можно встретить исключительно на животных либо предметах. Как и прежде, наличие клейма позволяет судить о принадлежности предмета или животного конкретному человеку или производителю. Чаще всего клеймо можно встретить на ювелирных изделиях — это так называемая проба или знак качества.

    клеймо

    Инструмент для нанесения клейма

    Способы нанесения

    Из сказанного выше ясно, что значение слова «клеймо» можно рассматривать в двух вариантах. Это и сама отметина на теле животного, человека, предмете, и инструмент, при помощи которого она была нанесена. Способ нанесения при этом может быть следующим:

    1. Ударным. Клеймо наносится на изделие из камня, металла, дерева либо любого другого материала при помощи более крепкого инструмента.
    2. Выжиг. Металлический предмет, на котором изображены различные символы и рисунки, разогревается, после чего прикладывается к коже животного либо упаковке товара.
    3. Покраска. При помощи специального оттиска на животное либо товар переносится рисунок, являющийся в данном случае клеймом.

    До недавнего времени выжигание являлось наиболее употребляемым способом оставления знака на предметах и животных. Использовался данный способ и в случае с людьми. Клеймение в этом случае было не только позорной, но и болезненной процедурой.

    Читайте также:
    Что такое часы хронограф женские

    Источник: dedpodaril.com

    Клеймо

    klejma - Клеймо

    С развитием почитания святых в христианском искусстве появились не только изображения мучеников и подвижников, но и различные композиции, иллюстрирующие их жизнь, подвиги, кончину, прижизненные и посмертные чудеса. Развитие жанра жития в литературе оказало влияние на появление целого круга подобных сюжетов в настенной живописи и книжных иллюстрациях, что привело впоследствии к формированию «житийной иконы».

    Клейма в композиции иконы

    В центральной части иконы («среднике») расположено крупное изображение праздника или святого, которое окружено повествующими о нём сценами с пояснительными надписями. Каждая сцена может занимать как отдельное клеймо, так и его часть. В византийской иконописи использовались различные подходы к расположению сцен в клеймах.

    Анализ изображений аналогичен чтению книги и осуществляется слева направо и сверху вниз. Начинается чтение образов в левом верхнем клейме и продолжается до конца верхнего поля. Затем клейма следуют друг за другом попеременно на левом и правом поле иконы. Завершается чтение клейм в правом нижнем углу иконы. В некоторых случаях расположение сюжетов клейм может быть нарушено.

    В таких ситуациях тексты разных редакций житий позволяют прояснить замысел иконописца. Каждое клеймо сопровождает пояснительная надпись. Степень подробности текста зависит от времени написания иконы: в ранних иконах поясняющие тексты были краткими, позднее они становились более пространными.

    Источники сюжетов

    Основами сюжетов в клеймах выступают разные письменные источники: жития святых (как канонические, так и апокрифические), похвальные слова, сказания о чудесах, богослужебные тексты. Для икон библейских персонажей или событий привлекаются непосредственно тексты Священного Писания.

    К примеру, в клеймах иконы «Святая Троица в Бытии» последовательно говорится о событиях ветхозаветной истории, изложенной в книге Бытия. Если в изображении встречались чудеса, которые отсутствовали в житии святого, то это могло быть либо персональным требованием заказчика, либо вариантом сюжета, неизвестного в письменной традиции1. Устойчивый состав клейм изображал рождение, крещение, обучение святого грамоте, некоторые основные события его жизни, кончину, обретение мощей и посмертные чудеса. В житийных иконах святителей помещались клейма со сценами монашеского пострига и рукоположения во диаконы, пресвитеры и епископы.

    Читайте также:
    Как украсить тетрадку по музыке

    Клейма в православной иконописи

    На сегодняшний день одной из древнейших сохранившихся житийных икон с клеймами является образ великомученицы Марины из одноименной церкви. Икона размером 106,0×62,0 см датируется концом XII века и в настоящее время находится в Византийском музее культурного центра имени архиепископа Макариоса в городе Никосия на Кипре. Клейма этой иконы сохранились только на левом поле.

    Наиболее древней из сохранившихся русских икон со сценами жития в клеймах считается икона пророка Илии с житием и Деисусом. Икона второй половины XIII века происходит из церкви пророка Илии, расположенной в деревне Выбуты около Пскова. Перечень святых, представленных на древнерусских иконах с житием, невелик и ограничен наиболее почитаемыми святыми: среди них святитель Николай Чудотворец, князья Владимир, Борис и Глеб, преподобный Сергий Радонежский. На житийных образах, созданных известным иконописцем Дионисием в последней трети XV – начале XVI века, часто отсутствует разделение между клеймами, так что действие разворачивается в них плавно и последовательно.

    В середине ХVI века наблюдается увеличение количества клейм. Так, икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких 1550–1560‑х годов (162,5×142,0 см) имеет 56 клейм. В иконе преподобного Александра Свирского, которая датируется серединой ХVI столетия, присутствует 129 клейм, расположенных в 12 рядов. В настоящее время икона находится в Успенском соборе Московского Кремля. Широкого распространения это новшество не получило, поскольку такие иконы чаще всего помещались в храме перед алтарем, а рассматривать клейма в течение длительного времени было практически невозможно2.

    Во второй половине XVI столетия изменился подход к построению композиции клейм многих московских икон. Стремление мастеров к повествовательности сюжета приводило к композиционной перегруженности. Поскольку не оставалось места для поясняющих надписей в клеймах, текст стали выносить за пределы клейм на поля иконы.

    Читайте также:
    Отзывы двухфазное средство для снятия макияжа черный жемчуг

    Во второй половине XVII века иконописцы стали использовать методы западноевропейских художников: сцены жизни святого размещались в пейзаже или у его ног. В результате нарушался устойчивый принцип чтения клейм «по строкам», практически стерлись границы пространства между циклом жития и центральным образом иконы.

    В XVIII столетии наметилась тенденция к сокращению житийных клейм до минимума (четырех или двух). Под влиянием стиля барокко возник новый метод в оформлении клейм. Каждое клеймо помещалось в особую фигурную рамочку (картуш). Картуш представляет собой художественный мотив в виде обрамлённого завитками щита или полуразвернутого, зачастую с надорванными или надрезанными краями бумажного свитка.

    Примечания:

    1 Седова Р. А. Некоторые итоги комплексного исследования житийной иконографии русских святых // Вестник РГНФ. 1997. № 4. С. 32–39.

    2 Пуцко В.Г. Русская житийная икона: синтез агиографического творчества // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. № 4 (78). С. 194–207.

    Источник: azbyka.ru

    Рейтинг
    Загрузка ...