Французские клейма на серебре появились уже на заре Средневековья, однако единая система маркировки сформировалась в стране очень поздно. Ранние французские клейма достаточно сложно идентифицировать по причине запутанных правил, которые неоднократно менялись. Единый стандарт утвердили только в XIX веке, и с этого времени происхождение изделия можно определить без всяких затруднений.
Зарождение системы клеймения во Франции
Французские клейма имеют не менее древнюю историю, чем их британские аналоги. Разница заключается в том, что в Англии традиция маркировать металл по единым правилам появилась очень рано, а соответствие установленным стандартам строго контролировалось. Французские ювелиры долгое время клеймили свою продукцию меткой maison commune, означающей коммуну, где находилась мастерская. Свой символ был в каждом городе, которых в стране уже тогда насчитывалось множество.
Французские клейма вплоть до XIII века наносили на все элементы изделия, при этом каждая часть имела свой опознавательный знак — к примеру, основа кувшина и ручка к нему могли маркироваться по-разному. Первую попытку навести порядок в правилах клеймения предпринял Филипп Смелый (Philippe II de Valois le Hardi). В 1275 году монарх издал указ, который обязывал ювелиров ставить на серебре штамп мастерской. Знак полагалось размещать внутри равностороннего ромба.
Пробирные клейма. Часть 1
В последующее столетие государственное регулирование ювелирного дела серьезно осложняла раздробленность страны и затяжная война с Англией. К концу XV века разрозненные территории окончательно объединились, власть монарха укрепилась, а наступивший мир способствовал развитию ремесел. Франция доминировала на европейском рынке и поставляла предметы роскоши во все страны мира. Появились ювелирные мануфактуры, поставившие на поток производство посуды, украшений и безделушек из серебра.
Генрих III Валуа (Henri III de Valois) взошел на престол в самый разгар религиозных войн, изрядно истощивших казну. Нуждавшийся в средствах монарх в 1577 году попытался обложить данью ювелиров и утвердил новое клеймо, которое свидетельствовало об уплате налога. Поскольку казна получала доход от сдачи клейм в аренду собиравшим налоги откупщикам, два года спустя Генрих решил ввести еще несколько дополнительных штампов, но столкнулся с сопротивлением парижских ювелиров, которые попросту отказались исполнять очередной указ короля.
Эволюция пробирной системы во Франции
Следующие кардинальные перемены в пробирном деле произошли во времена правления Людовика XIV (Louis XIV). В 1672 году король ввел новый налог на право маркировать золото и серебро. Право на его взыскание получали откупщики, которые удостоверяли внесение налоговых платежей специальным штампом. В 1681 году правила усложнились, и клеймение стали практиковать на каждом этапе производства. На практике это выглядело следующим образом:
- Ювелир наносил персональную маркировку на все детали предмета еще до его монтажа.
- Затем мастер предоставлял детали в службу откупщика, где на каждую ставился штамп, означавший обязательное обложение пошлиной.
- До окончательной сборки предмета проверяли пробу каждого элемента и ставили на них клеймо города.
- На заключительном этапе мастер собирал изделие, платил пошлину, после чего откупщик проставлял подтверждающий штамп. Только после этого предмет шел в продажу.
Окончательная маркировка менялась в зависимости от налогового округа, которых было более тысячи, и до сих пор часть из них не систематизирована. При смене откупщика новый сборщик налогов мог пользоваться штампом своего предшественника либо заказывал новый. Однако в этом случае он клеймил серебро заново, о чем делал запись в учетной книге.
Как читать клейма на серебряных изделиях? Отвечает Лавка Сороки
Символы коммун отличались разнообразием. В Рени и Руане использовались стилизованные буквы, увенчанные короной, в Тулузе — вензеля и гербы, в Ла-Рошели — изображения животных. Даты и налоговые отметки обозначали буквами, в редких случаях — цифрами. По знакам можно было легко определить откупщика.
Французские пробирные правила этого периода по праву считались самыми сложными в Европе. Историки связывают этот факт с широким распространением поверий, что драгоценные металлы можно получить алхимическим путем, и длинная цепочка отметок служила для покупателей гарантией подлинности. Мастеров многоступенчатый контроль не беспокоил: спрос на французское серебро был высокий, а затраты просто увеличивали конечную стоимость продукции.
Унификация клейм во Франции
Королевская налоговая система рухнула после революции, и на протяжении нескольких лет ювелиров никто не контролировал. Новые правила утвердило правительство Наполеона Бонапарта (Napulione Buonaparte) в 1797 году. Право проверки металла на пробу перешла из ведения цехов на государственный уровень.
Чистота серебра удостоверялась штампом poincon de titre, с изображением петуха, дополненного буквенным обозначением даты и номером пробы. В 1819 году рисунок петуха сменил мужской профиль во фригийском колпаке. Внесение пошлины удостоверяли клеймом poincon de garantie с рисунком головы и номером налогового округа.
В этот период спрос на серебро резко упал, а мастера перестали уделять внимание качеству. Ювелиры часто пользовались упрощенными методами отделки — сначала изготавливали отдельные элементы, а затем уже собирали их вместе. Такая технология не влияла на внешнюю красоту предмета, но значительно снижала его стоимость. Тогда же страну заполонили поддельные клейма, которые давали возможность производителям экономить на налогах.
После реставрации монархии внешний вид гарантийной маркировки изменился — на штампах появилась королевская символика, а в департаменты получили другие номера. В 1838 году появилось первое унифицированное клеймо, удостоверяющее пробу — голова Минервы. Дополнительно ставилась цифра серебряного стандарта. Единица обозначала 950 пробу, двойка — 800 пробу.
На экспортные изделия наносили штамп с головой Меркурия. В 1840 году на государственных гарантийных клеймах появилось изображение Гермеса, а на маркировке малого размера — рисунок краба или головы кабана. Голова зайца обозначала освобождение от уплаты пошлины.
Французские клейма с этого момента приобрели законченный вид и более не менялись. Изготовленное после ввода унифицированной системы серебро легко идентифицировать. Затруднения может вызывать определение даты производства, так как отметок для этого не предусматривалось. В этом случае следует ориентироваться на дизайн и стилистику предмета, а также на отметки мастерских.
Источник: veryimportantlot.com
Клеймо с птицей на серебре это
Клеймение серебряных изделий в Шотландии
Пробирные клейма
В 1485 году к данным клеймам добавилось новое городское клеймо с изображением трех башен, введенное в связи с открытием пробирной палаты, которая продолжает действовать в Эдинбурге и в настоящее время.
В 1681 году было внесено два существенных изменения в пробирную систему Шотландии.
Во-первых, было введено годовое клеймо в виде буквы. Согласно индивидуальной системе годовых букв, принятой в Эдинбурге, на серебряные изделия клеймо наносилось до 1975 года [i] .
Во-вторых, клеймо руководителя гильдии ( Deacon ’ s Mark ) было заменено на клеймо главного пробирера ( Assay Master ’ s mark ). Главный пробирер так же, как и прежний руководитель гильдии, обязательно был из числа признанных ювелиров. Для удостоверения государственного стандарта серебра на апробированные изделия он наносил свое личное клеймо.
В 1707 году [ii] в результате слияния двух стран образовалось новое государство Великобритания. С этого времени клеймение изделий из драгметаллов в Шотландии стало подчиняться законам, принятым в Англии. Хотя интересен тот факт, что акт 1696 года, который ввел на территории Англии «британский» стандарт, не возымел действия на территории Шотландии. В то же время шотландские ювелиры были обязаны принять в качестве государственного стандарта стерлинговое серебро (925 проба), которое, как известно, в Англии было узаконено значительно раньше «британского» стандарта. Однако, этот факт никак не отразился на клеймах Шотландии.
В 1759 году клеймо с изображением чертополоха заменило клеймо главного пробирера.
В 1975 году «Чертополох», в свою очередь, был заменен на клеймо с изображением льва, стоящего на задних лапах, которое было призвано удостоверять 925 пробу серебра.
С 1999 года обязательными клеймами, удостоверяющими пробу серебра, стали цифровые клейма «800», «925», «958» и «999». Клеймо «Лев, стоящий на задних лапах» стало опциональным. С этого времени оно ставится по запросу лица, предоставившего изделие в пробирную палату, и может встречаться в комбинации с цифровыми клеймами «925», «958» и «999».
Налоговые клейма
В период действия налога (1784/85–1890) в Пробирной палата Эдинбурга использовала те же налоговые клейма, которые были предписаны для Лондона.
1785 (с 12/01/1784) – «Профиль Георга III , повернутый влево», в прямоугольном щитке со скошенными углами
1786-1821 – «Профиль Георга III , повернутый вправо», в овале
1822-1833 — «Профиль Георга IV », повернутый вправо, в овале
1834-1837 – «Профиль Вильяма IV », повернутый вправо, в овале
1838-1890 – «Профиль Виктории I », повернутый вправо, в овале
Образец клеймения серебряных изделий в Эдинбурге в период действия налога:
«M Son и Charles Robb.
«Замок» с тремя башнями – городское клеймо Эдинбурга.
«Чертополох» — клеймо Пробирной палаты Эдинбурга, удостоверяющее 925 пробу серебра.
« q » — годовое клеймо, сообщающее, что изделие было апробировано в 1822 году.
«Профиль Георга IV » — налоговое клеймо, подтверждающее уплату налога.
Ввозные клейма
С принятием закона 1842 года на ввезенные изделия из серебра в Эдинбурге наносили действующие клейма местной пробирной палаты.
С 1867 года Пробирная палата Эдинбурга для клеймения импортных изделий стала использовать ввозное клеймо в виде заглавной печатной буквы « F » в овале, которое было установлено для всех пробирных палат Великобритании.
Для удостоверения пробы серебра, из которого были выполнены импортированные изделия, в Эдинбурге до принятия цифровых клейм использовалось клеймо «Чертополох» (1842-1904). С 1904 года, как и в других пробирных палатах Великобритании, для этих же целей использовались введенные цифровые клейма. До 1975 года это клейма «.925» и «.9584», с 1975 года – «925» и «958» (см. стр. хх).
С 1999 года использование ввозного клейма в Великобритании было прекращено. С этого времени все изделия клеймятся одинаково, не зависимо от того, где они были произведены.
Памятные клейма
В Шотландии использовались все памятные клейма, принятые в Великобритании, за исключением тех, что были учреждены в ознаменование событий, связанных с историей отдельных городов.
1934-1936 гг. — «Профили Георга V и Марии», повернутые влево, в овале.
1952-1954 гг. — «Профиль Елизаветы II », повернутый вправо, в овале.
1977г. — «Профиль Елизаветы II », повернутый влево, в щитке, повторяющем контуры профиля.
1999-2000 гг. — цифра «2000» в кресте.
Образец использования памятного клейма Пробирной палатой Эдинбурга :
« R Belk .
«Чертополох» — клеймо Пробирной палаты Эдинбурга, удостоверяющее 925 пробу серебра.
«Замок» с тремя башнями – городское клеймо Эдинбурга.
«Е» — годовое клеймо, сообщающее, что изделие было апробировано в 1935 году.
«Профили Георга V и Марии», повернутые влево, в овале – клеймо, учрежденное в ознаменование серебряной свадьбы королевской четы.
Клеймо пробирной палаты Эдинбурга, установленное Конвенцией по контролю и клеймению изделий из драгоценных металлов
В качестве клейма пробирной палаты Эдинбурга международной конвенцией от 1972 года, вступившей в силу с 1975 года, установлено клеймо с изображением трех замков в квадратном щитке со скошенными верхними, закругленными нижними углами и выступающим в средней нижней части остриём.
Наиболее крупным шотландским центром по производству серебряных изделий был город Глазго, где уже примерно к 1536 году существовало свое сообщество ювелиров.
В 1681 году мастера серебряных дел города, так же как и в Эдинбурге, приняли решение для клеймения изделий из серебра использовать свою систему годовых клейм. С 1681 до начала XVIII века годовые клейма использовались здесь регулярно. Но в начале XVIII века данная система была упразднена. Практически на протяжении всего XVIII века до начала следующего столетия рядом с городским клеймом можно увидеть только три буквы: наиболее часто это буква « S » в щитках различной формы (вероятно, от слова « Sterling » или « Scottish »), буква «О» и « E ».
В 1819 году в Глазго была открыта пробирная палата, которая просуществовала до 1964 года. В период ее действия здесь использовались следующие клейма: клеймо «Дерево, птица, колокольчик, рыба» — городское клеймо, «Лев, стоящий на задних лапах» — клеймо, удостоверяющее стерлинговый стандарт серебра (925 проба), годовое клеймо в виде буквы и клеймо мастера.
С 1914/15 года к данному набору клейм добавилось клеймо с изображением чертополоха. Пять клейм в Глазго использовали вплоть до закрытия пробирной палаты, т.е. до 1964 года.
Налоговые клейма
Во время действия налога на серебряные изделия в Глазго наносили принятые в Великобритании клейма с изображением головы правящего монарха:
1786-1821 – «Профиль Георга III , повернутый вправо», в овале
1822-1833 — «Профиль Георга IV », повернутый вправо, в овале
1834-1837 – «Профиль Вильяма IV », повернутый вправо, в овале
1838-1890 – «Профиль Виктории I », повернутый вправо, в овале
Ввозные клейма
История использования ввозных клейм в Глазго развивалась так же, как и в других пробирных палатах Великобритании. Стоит лишь отметить, что с 1904 года на ввезенные изделия из серебра Пробирная палата Глазго стала наносить клеймо с изображением е пископской митры.
С 1906 до 1964 года в качестве ввозного клейма стали использоваться две лежащие и смотрящие друг на друга буквы « F » в овале.
Клеймение серебряных изделий в провинциях Шотландии
Помимо Глазго, серебряные изделия также производили города Абердин, П ерт, Инвернесс, Эйр, Банфф и Монтросе. Как правило, эти изделия, относятся к концу XVIII – началу XIX века. На них можно встретить клеймо мастера-производителя, иногда продублированное, иногда вместе с городским клеймом. Причем, городские клейма можно разделить на две группы.
К одной группе можно отнести клейма с сокращенным названием города, к другой – клейма с геральдическими символами. Хотя стоит отметить, что данное разделение весьма условно, и достаточно легко можно найти исключения, которые будут не соответствовать данной классификации. Кроме того, на провинциальных изделиях можно встретить «ложное» годовое клеймо, поскольку мастера из глубинок далеко не часто отсылали свои изделия в пробирные палаты. На их изделиях практически не встречаются клейма официальных пробирных палат Шотландии.
Образцы клеймения в провинции Шотландии:
[i] В 1975 году в Великобритании была принята единая для всех пробирных палат система годовых букв, но само клеймо при этом стало опциональным. Это значит, что на изделие оно может быть нанесено только по запросу лица, предоставившего его в пробирную палату.
[ii] Объединение Англии и Шотландии произошло на основании акта от 1707 года — Act of Union .
[iii] Андреевский крест — косой крест , символизирующий распятие Андрея Первозванного.
Источник: www.silverroom.ru
Старинные клейма серебра: Вильнюс (Вильно)
Герб города Вильнюса — всадник в латах, скачущий на белом коне.
1. Клеймо: изображение всадника на коне. Период: 1861 г.
Клейма пробирных мастеров г. Вильнюса
Нет изображения — Проториус Карл. Период с 1822 по 1828 гг.
2. Клеймо: буквыинициалы Т.Т, черта, дата. Мастер: Тимофей Трипецкий, пробирный мастер. Период: 1861 г.
3. Клеймо: нет изображения. Мастер: Арцибашев А. Период: 1898 г.
Клейма мастеров г. Вильнюса
4. Клеймо: изображениенадпись Franc Mayer. Мастер: Майер Франц, серебряного дела мастер. Период: 1861 г. Предметы: чеканный кубок с впаянными медалями.
Источник: pogorelovs.ru