Что мы знаем о Страшном суде
Правда ли, что Страшный суд — выдумка средневековых богословов?
Нет, Церковь с первых веков своего существования верила в то, что наступит кончина времен, что каждый человек даст ответ за свои мысли, слова и поступки. Это отражено и в Ветхом Завете, и в Новом, где Бог именуется в том числе Судьей. Сам Иисус Христос в притчах и проповедях неоднократно говорит о неотвратимости и всеобщности Страшного Суда.
В 381 году III Вселенский собор закрепил учение о воздаянии, о воскресении мертвых и о вечной жизни в Символе веры — задолго до наступления эпохи Средневековья.
После смерти праведники попадают в Рай, а грешники — в ад?
Это довольно распространенная формулировка, но с богословской точки зрения не совсем точная. Конечно, то, куда попадают души после расставания с телом, вполне можно назвать адом и раем. Однако в полном смысле адом и Раем они станут только после Страшного суда.
Дело в том, что Рай — как место, где человек находился в абсолютной гармонии с Богом — был разрушен грехопадением Адама и Евы, и в рамках нынешнего мира, зараженного злом, его существование невозможно. Ад же, наоборот, был разрушен Христом, когда Спаситель перед собственным Воскресением вывел оттуда всех ожидавших Его. Поэтому Рай в полном смысле настанет только после окончательного обновления вселенной, а ад станет неотвратимой реальностью после Страшного суда, когда участь грешников решится окончательно.
Как примерно будет выглядеть ДЕНЬ СУДА
Страшный Суд — событие, которое произойдет в будущем. Но люди ведь умирали раньше, умирают сейчас, будут умирать и дальше, пока существует мир. Что происходит с ними до всеобщего суда?
После того, как в теле прекращаются все биологические процессы, духовная составляющая человеческой природы — бессмертная душа — отделяется от него и покидает земной мир. Над ней совершается частный суд — она предстает перед Богом и держит перед Ним ответ. В результате души переходят в состояние «ожидания» — либо вечного блаженства, либо вечных мук.
Почему не все души попадают в рай, если Бог любит нас одинаково?
В православном понимании суд Божий — это констатация того, в каком состоянии предстала душа перед Создателем. Бог действительно любит в полной мере всех и каждого. Но человек, полюбивший беззаконие, сам отходит от Бога и отталкивает от себя Его благодать, то есть отвергает себя от рая.
Проблема грешника не в том, что его куда-то не пустят или куда-то отправят — а в том, что где бы он не появился, он несет ад с собой.
Может ли душа не хотеть попасть в рай?
Да. Главная радость Рая — и до, и после Страшного суда — это Сам Бог. Если человек всю жизнь, пусть даже через лабиринты греха и страсти, шел к Нему, Его жаждал, то его душа будет в раю ликовать — оттого, что наконец обрела Того, Кого искала.
Если же при жизни земной личность была равнодушна к Творцу, или вовсе относилась к Нему враждебно, то даже одно Его имя будет раздражать, причинять боль. Такая душа в Рай не захочет, хотя и может иметь много «формальных заслуг».
Почему последний суд называют Страшным?
Во-первых, дела и мысли каждого человека будут явлены другим, а у любого человека есть то, в чем страшно признаться даже самому себе. Во-вторых, после нашей кончины время, как мы его ощущаем сейчас, перестанет существовать, наступит вечность. А у нее есть одна особенность — тот, кто попадает в нее, должен окончательно определиться!
Он может лишь совершенствоваться, но радикальных перемен с ним уже не происходит. И если человек окончательно утвердится во зле, то после наступления вечности он обречен на страдания, которым не будет конца — его собственные страсти вечно будут палить его, истончая душу, но не уничтожая ее полностью.
Ну а в-третьих, и это самое важное, Страшный суд страшен тем, что на нем человек сам зачитает себе приговор, а Господь лишь утвердит его. Последний суд — это последний шанс посмотреть на Бога преданными любящими глазами. И многие этот шанс так и не используют.
Когда будет конец света и Страшный суд?
Различные спекуляции на эту тему пресек еще Христос, сказав, что о времени кончины мира знает только Бог Отец.
Что будет с телом после суда?
Перед Страшным судом люди воскреснут в собственных телах. Дело в том, что человек не может полноценно жить без тела, и в вечность должен войти целиком — как единство духовного и материального, души и тела. При этом новые тела будут абсолютно здоровыми, совершенными, ни в чем не нуждающимися.
После суда тело постигнет та же участь, что и душу — праведники будут и внешне проявлять то состояние, в котором находятся, а вид грешников будет омерзителен. То есть даже самая красивая внешность будет каждой своей чертой выдавать тот бушующий ад и клубок противоречий, который находится внутри человека.
Правда ли, что будет два Страшных суда — для христиан, и для всех остальных?
Временами среди верующих возникают подобные взгляды, но для них нет оснований. Страшный суд будет один для всех. Есть и другое заблуждение, называемое ересью хилиазма.
Ее сторонники утверждают, что сначала после апокалипсиса воскреснут праведники, будут царствовать на земле тысячу лет, и лишь после этого воскреснут все остальные и свершится последний суд. Православная традиция подобные воззрения полностью отрицает и настаивает на всеобщности Страшного суда.
Однако надо понимать, что такие воззрения вытекают из вполне понятного стремления предупредить христиан, что их ответственность больше. С них больше спросится, потому что им было больше дано, и спросится не только за самих себя, но и за весь мир.
Что Священное Писание говорит о Страшном суде?
Всем нам должно явиться пред судилище Христово (2Кор 5:10);
О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк 13:32);
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. . Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. . И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:31-34, 41, 46).
Добрый день. Я не знаю, что такое хилиазм, однако, неужели прямо не написано? что:
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. (Иоан.5:24)
17 ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. (Иоан.3:17-18).
И если причитать Откровение Иоанна Богослова всю 20 главу, неужели прямо не написано? что:
4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. 5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет.
Это — первое воскресение. 6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. (Откровение 20:4-6)
Вот например, здесь написано:
52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли 53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. (Матф.27:52-53)
Но это не могло быть первым воскресением, потому что, так или иначе, прямо написано
4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. (Откровение 20:4)
То есть, здесь прямо написано, что в первом воскресении попали святые, которые претерпели гонения за Иисуса Христа, а во время распятия Иисуса Христа гонимых за Него не могло быть, вдобавок, Иисус еще не был воскрешен из мертвых.
Вот еще:
Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, 16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; 17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. (1Фесс.4:15-17)
И еще:
1Кор.15:21-23 Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
То есть, можно сказать, что Христос уже воскрес, а Христовы воскреснут по Его пришествии.
И потом:
12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. 13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. (Откровение 20:12-13)
Вот хорошо было бы, если священник даст комментарии к этим отрывку из священного писания.
А почему «но»? Есть изводы хилиастической ереси, а есть Писание. То, что Вы цитируете, к хилиазму отношения не имеет.
Мне не понятно. Если Христос уничтожил ад, то где будут вечные муки для грешников и кто их будет мучить? Причём написано, что они вместе с падшими ангелами будут вместе мучиться. Очень странно и непонятно. И за что вечно? Не перебор жестокости наказывать вечно? Вечные пытки только жестокие маньяки могут заслужить, а не простые грешники.
И как могут радоваться в раю остальные, если будут знать, что кого-то в это время истязают? А если ещё и знакомых или родных?
Виктория, последний из заданных Вами вопросов: «И как могут радоваться в раю остальные, если будут знать, что кого-то в это время истязают? А если ещё и знакомых или родных?» — особенно важен, и при этом он совершенно естественен для каждого нормального человека: и, как видите, здесь этот важнейший и совершенно естественный и очевидный вопрос до сих пор остаётся без ответа — и это, пожалуй, не удивительно, потому что в Церкви этот вопрос стараются, насколько возможно, замалчивать и обходить стороной. Так что я полагаю, что здесь Вам на этот вопрос вряд ли ответят сколько-нибудь внятно и вразумительно.
Удивительно, что Вас не интересует, где будут после смерти праведные люди, если Адам разрушил Рай. Что касается вечных мук, то обращаю Ваше внимание на то, что «вечность» и «бесконечное время» — не синонимы.
страшные. страшные сказки для детей. и воскреснут 500 миллиардов умерших за всё время человечества и истлевшие их кости предстанут пред Судом Божьим.
Хотите — не верьте, ваше право. Но не лучше ли, скажем так, «подстраховаться»?
Хотите — не верьте, ваше право. Но не лучше ли, скажем так, «подстраховаться»?17
«Фома» работает только благодаря пожертвованиям читателей и попечителей. Сегодня нам особенно нужна ваша помощь. Даже небольшое, но ежемесячное пожертвование поможет планировать нашу работу и дальше рассказывать людям о Христе, Евангелии и православии.
ИсточникСтрашный суд Божий
Душа у людей – бессмертна, хотя не все этому рады. Грешникам хочется уснуть навсегда, чтобы никто не узнал о прошлых помыслах и деяниях. Но сделать это невозможно.
Всему мешает воскресение Христа. Поскольку он вместил в себя человеческую природу целиком и полностью, то с каждым землянином произойдет то же самое, что с ним. Мы обязательно по его примеру, воскреснем. Страшный Суд Божий каждому человеку гарантирует встречу с Богом – встречу со Светом. Этот Свет беспощадно высветит в нас все.
Ничего утаить от него невозможно. И если от греховного постыдного человек не сумел избавиться до конца при жизни на Земле, то Свет вызовет у него муку стыда. Вот эта мука и станет Судом каждого.
Страшный Суд Божий — видение
Страшный Суд Божий – это встреча с Иисусом Христом. Он судить людей станет не как ангел (тому неведомы человеческие грехи, слабости и борьба с ними). Судить будет не как Сверхчеловек.
Судить народы будет как Сын Божий и Сын Человеческий. В писании сказано:
Бог Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин.5:22).
Деление на овец и козлищ
Но Бог Отец одних подсудных людей перед направлением к Богу Сыну благословляет (ставит на них печать божию), а других нет. Тем самым он делит их на овец и козлищ. В настоящий момент мысль о Страшном Суде почти 100 % людей приводит в удручающее состояние.
Причем как тех, кто не верует в Бога, так и прихожан воцерковленных (кто молится Ему, заботится о спасении своей души).
Страшный Суд Божий на фреске Микеланджело
Нечестивые люди настолько погрязли в грехах, что не надеются на прощение Богом на Страшном Суде. А вот ранние христиане, хотя считали себя грешниками, истово верили в Божественное милосердие Христа. Они уверовали, что когда Страшный Суд Божий для умершего человека и живого придет, то это будет нечто радостное, светлое.
На нем Христос Спаситель вытрет слезы на лицах людей. На Земле люди надеются на справедливость суда. А Божий Суд можно считать справедливым? Святые отцы однозначно говорят – да. Божественная справедливость заключается вот в чем. Страшный Суд Божий грозен будет для живых лицемеров, беззаконников, а также умерших подлецов. Для остальных Божий Суд – милосерден.
Люди подсудны перед Богом. Но каждому дозволено самому перечислить те законы, по которым Он будет его судить! Ибо, в Евангелии, сказано:
… каким законом судите, таким и будете судимы.
Логика элементарна. Если человека осуждаешь за неблаговидные поступки, значит, знаешь – это грех. А если судишь по этому критерию других, но сам его нарушаешь – виновен вдвойне. Если в первое пришествие Христос не отличался от других людей, то во время Страшного Суда он явится во Славе своей, в окружении Ангелов. Страшный Суд Божий будет скорым.
На Суде Господь не станет разбираться в соблюдениях или нарушениях божьих заповедей. На Суде Бог спросит о конкретных делах: Принял ли странника? Накормил ли голодного?
Одел ли нагого? Напоил ли жаждущего? Посетил ли больного или того, кто в тюрьме?
Страшный Суд Божий и Частный — разница
Нужно понимать, что Страшный Суд Божий не так грозен тем умершим, которые прошли после смерти суд Частный. Те души, которые не были осуждены на частном Суде и попали в Рай, не могут быть осуждены на Страшном суде. А вот душа, осужденная на частном Суде и находящаяся в аду, может быть помилована и оправдана на Страшном Суде.
Поэтому посмертные мытарства души и Страшный суд Божий связаны церковными молитвами живых за усопших грешников. Нужно в молитвы вкладывать надежду на упование Бога, связанную с тем, что грешники не только творили свои мерзкие дела, но они еще — частицы тела Господня. Ведь мы все созданы по его образу и подобию.
Следует просить Бога не уничтожать творение рук Своих.
Когда ждать пришествия Страшного Суда
Люди относятся к Страшному Суду как к отвлеченному, далекому событию, в то время как Бог уже стоит у дверей, вся трагедия разворачивается уже сейчас. Бог не оставит без внимания тех, кого мир отрицает, сбрасывает со своих счетов. Опозоренные и одинокие, старые и безнадежно больные, прозябающие в бедности и отчаивающиеся добиться правды – ощутят поддержку Бога, его милость.
И наоборот, он отвернется от тех, кто стремится к земному успеху, погряз в удовлетворении своих страстей, пороков. Ложь, бесстыдство, деградация людей стремительно приближают момент Страшного Суда над всем человечеством.
Внимательный наблюдатель видит, как нравственный, духовный, умственный паралич охватил не только людей далеких от Бога, но и часть людей верующих, исполняющих церковные обряды. Если церковь перестает нормально реагировать на зло – это говорит о нездоровом организме Божьего Дома. Он не сопротивляется дьявольскому нашествию, а это приведет к печальному концу.
По словам апостола Павла (1 Пет 4,17) Суд Божий начнется с Дома Божия, потому что Церковь отвечает и за себя, и за остальных людей. Именно к членам Церкви обращено грозное предупреждение апостола Павла:
Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?
Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет сулить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр 10, 26-31).
Бог – это Свет. В нем нет тьмы, зла, нелюбви. Понятно рассказывается о Страшном Божьем Суде на семинаре иеромонаха Никодима Шматько, видео которого приведено в конце статьи.
Видео: Страшный Суд Божий и как к нему готовиться?
4 комментария
Благодарю за статью.
“Праведный верою жив будет”, пишет в своем послании апостол Павел (Рим. 1:17).
“Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь”, – учит наш Господь Иисус Христос (Ин. 5:24).
Верующий есть слышащий слово Господа и хранящий его, не так слышит и забыл, и не так слышит и не исполняет, но слышит и исполняет делом то, что говорит Господь. Не такой верующий, как фарисей, который видел других людей неискренними, грешными, бессовестными. Только бессовестный человек назовет другого человека бессовестным, ибо знает, что такое бессовестность.
Только злой человек назовет другого злым, ибо знает, что такое злоба. Только неискренний человек назовет другого лживым и лукавым, ибо знает что значит лгать и притворяться. Чужое сердце – потемки, человек знает и видит только свое сердце.
Чужой внутренний мир для другого человека не ведомо, ибо оно сокрыто от глаз его. Судя другого человека, человек говорит о себе, ибо только своё ему известно, а чужое – тайна. Внешние поступки не говорят о сердце, хотя и могут быть злы, ибо делая зло, знает только тот человек, который его творит и только он может сказать “зачем и почему” он это делает, тогда как другому его мотивация сокрыта.
Каким судом судишь, таким и сам осудишься (Мф. 7:2). Страшный суд начинается с тебя – сегодня, а в последний день в явлении Господа нашего Иисуса Христа во славе Своей, человек получит вердикт своего осуждения себя вчера, когда жил еще человеком в своей земной жизни. Не суди другого и не гадай по какую сторону тот встанет: по правую от Господа, аль по левую.
Думай о том, куда тебя поставят и какие слова ты услышишь от Господа и Бога твоего.
Очень жаль, что о вечности человек начинает задумываться на исходе своей бренной жизни, когда совершенных греховных деяний совершено бесчисленное множество. Видимо поэтому чаще всего такие безбожники толпами посещают церкви и храмы, где якобы пытаются отмолить свою грешную душу. Лично я в их искренность расканья мало верю, так как твердо уверена, что обычному человеку в храме делать нечего, поскольку живи честно – по совести и старайся не совершать дурных поступков, тогда и прощенье просить не надо будет.
Ирина, а Вам спасибо за такие мудрые и верные слова! Сохранила себе на будущее как напоминание навсегда..
Спаси Господи, за статью.
Каждый христианин задумывается о вечности, если только он действительно Христов ученик. Задумывается и о том, кто есть козлище и кто есть овечка.
Задумывается и о своей душе и к кому она ближе: козлу – который постоянно бодается, противится и воле Божией, и заповедям Его, и закону Его; любитель поступать по СВОЕЙ воле (строптив и своевольник), жить по своему разумению (мудрованию), осуществлялись его мечты и желания. Или овечка – кроткой (незлобивой), покорной воли Божией, желает и живет согласовывая своё разумение с заповедями Божиими и законом Его.
Удивительно, что пока живет, человек, в этом материальном (земном) мире, он как-то мало боится и Суда и своей участи в вечности. Страх не совсем ему свойственен. Боится смерти, это да, но вот вечность… Может вера не та, только на словах…
Научи нас, Господи, бояться Тебя. Как поет псалмопевец царь пророк Давид Духом Святым: “Начало премудрости – страх Господень, и доброе разумение у всех водящихся им” (Пс.110:10). Блажен человек, который имеет такой страх, который боится Господа, заповеди Его возлюбит крепко (Пс.
111:1).
ИсточникСтрашный Суд
Стра́шный Суд – последний, всеобщий Суд Божий над миром, который состоится при втором Пришествии Господа Иисуса Христа (при этом все мертвые люди воскреснут, а живущие изменятся ( 1Кор.15:51-52 ), и каждому будет определена вечная участь по его делам ( Мф.25:31-46 , 2Кор.5:10 ), словам ( Мф.12:36 ) и помышлениям.
Святые Отцы говорили о том, что существует некая «память сердца», запечатлевающая все, всю нашу жизнь – и внутреннюю, и внешнюю. И вот на Страшном Суде как бы раскроется эта книга, написанная в глубинах нашей души, и только тогда мы увидим какие мы есть в самом деле, а не какими нас рисовала наша воспаленная гордыня.
Тогда мы увидим, сколько раз благодать Божия призывала нас ко спасению, наказывала, миловала нас, и как упорно мы сопротивлялись благодати и стремились только к греху и страстям. Даже наши добрые дела мы увидим изъеденными, как червями, лицемерием, гордыней и тайным расчетом.
В то же время суд – это не только то, что будет после смерти. Суд совершается нами каждую секунду нашей земной жизни. Страшный суд – это не судебный процесс, а лишь окончательная констатация факта.
Каждый из нас в течение жизни духовно определяется по отношению к Богу.
Почему Страшный Суд называется Страшным?
Возвещая о Втором Пришествии Мессии и последующем за этим событием всеобщим Судом пророки и апостолы называли этот «День» Днём Господним, великим и страшным ( Иоил.2:31 ).
Этот День называется также и Днём гнева Божия ( Рим.2:5 ). Стало быть, название «Страшный» закрепилось за будущим Судом не потому, что Господь предстанет перед очевидцами в каком-то нарочито грозном виде. Он предстанет перед взором собравшихся в блеске Своей славы и величия, как Могущественный и Справедливый Судья. Это, конечно, вызовет у окружающих страх, у кого-то — благоговейный, а у кого-то — сильнейшую оторопь: «страшно впасть в руки Бога живаго!» ( Евр.10:31 ).
Ужас и беспокойный трепет будут сопровождать грешников и от знания того, что на этом Суде будут вскрыты, обнародованы, взвешены все их грехи (причём не только совершённые поступки, но и оставшиеся не реализованными: тайные греховные желания, мысли и помыслы), и за каждый придётся дать ответ перед неподкупным и нелицеприятным Судьей.
Кроме того Страшный Суд будет происходить публично, перед лицом всего мира: перед сонмом ангельских воинств, перед миллиардами людей, в том числе самыми близкими, родными. На этом последнем Суде грешник уже не сможет обмануть ни свою личную совесть, ни окружающих, ни, разумеется, Всевидящего Судью удобными для него оговорками и оправданиями. Светом Божественной Правды, Светом Истины высветится всякий нераскаянный беззаконник, высветится каждое его преступление, действие или бездействие.
Наказание, которое последует в отношении грешников после Страшного Суда, будет длиться не какой-то ограниченный период, а протянется в вечность, так что сколько бы грешник ни мучился, впереди его будет ждать всё та же нескончаемая вечность. Осознание этого факта также будет сопряжено с сильным страхом (см. подробнее: Вечны ли адские муки?).
Цитаты о страшном суде
«В некоторый город пришел корабль с невольниками, а в городе том жила одна святая дева, весьма внимавшая себе. Она, услышав, что пришел оный корабль, очень обрадовалась, ибо желала купить себе маленькую девочку, и думала: возьму и воспитаю её, как хочу, чтобы она вовсе не знала пороков мира сего.
Она послала за хозяином корабля того и, призвав его к себе, узнала, что у него есть две маленькие девочки, именно такие, каких она желала, и тотчас с радостию отдала она цену за одну из них и взяла её к себе. Когда же хозяин корабля удалился из того места, где пребывала оная святая, и едва отошёл немного, встретила его одна блудница, совершенно развратная, и, увидев с ним другую девочку, захотела взять её; условившись с ним, отдала цену, взяла девочку и ушла с ней. Видите ли тайну Божию?
Видите ли суд Божий? Кто может объяснить это? Итак, святая дева взяла ту малютку, воспитала её в страхе Божием, наставляя её на всякое благое дело, обучая её иноческому житию и, кратко сказать, во всяком благоухании святых заповедей Божиих. Блудница же, взявши ту несчастную, сделала её орудием диавола.
Ибо чему могла оная зараза научить её, как не погублению души своей? Итак, что мы можем сказать о страшной сей судьбе? Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой?
Как это возможно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это?
Одна знала о суде, о царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, всё скверное, всё диавольское: как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом?
Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он един ведает всё и может судить согрешение каждого, как Ему единому известно».
прп. Авва Дорофей
«Мы все умрём, предстанем перед судом Божиим и узнаем о себе правду — кто-то из нас войдёт в бесконечную любовь, радость, мир и свободу Рая; для кого-то дверь, в которую он отказывался войти всю жизнь, закроется навсегда. Не потому, что Бог его не любит, а потому, что всё, что любовь может сделать по отношению к тем, кто закоснел во зле, — это положить злу предел, который самими злыми будет переживаться как мука вечная».
Сергей Худиев
Что такое страшный суд? Божий суд
Мысли о смерти для обычного человека неприемлемы. Неизвестность, ужас перед физической болью, страх вытесняет тягостные думы на задворки сознания. Да и некогда подумать о последнем часе в суете повседневности.
Православному человеку намного сложнее. Он знает, что впереди его ждёт Страшный суд, на котором он ответит за все проступки, совершенные в жизни. Пугает не только страх наказания, но и чувство вины перед Тем, кто есть любовь.
Как проходит Божий суд после смерти?
Теряя близких, мы задумываемся о собственной кончине. Избежать ее не удастся никому – ни богатым, ни знаменитым, не праведникам. Что ждет там, за чертой? Что говорит православие о божьем суде?
Сказано, что первые три дня душа умершего находится возле тела, на земле.
Душа вспоминает весь свой земной путь. По свидетельству Василия Нового, если человек умер без покаяния, его душа проходит двадцать испытаний, называемых мытарствами. Всем мытарства даны названия по грехам: лжи, лености, гнева и прочих.
Следующие шесть дней душа проводит в раю, где забываются все земные скорби. Потом ей показывают ад с грешными людьми, их мучения. На третий, девятый день после смерти она предстает перед Господом.
Через сорок дней после кончины вершится Божий суд, определяющий положение души.
В этот период близкие могут помочь умершему, читая акафисты и заказывая поминальную службу. После этого душа проводит время в ожидании своей участи на последнем суде.
События, предшествующие Страшному суду
О том, что после смерти каждого человека ожидает Страшный суд, упоминается ещё в Ветхом Завете. В Евангелии говорится, что судить людей будет не Бог Отец, а Иисус Христос, так как Он сын человеческий.
Православие учит, что в Судный день ожидается второе пришествие Иисуса Христа, во время которого он отделит праведных (овец) от грешников ( козлищ ).
В Откровениях Иоанна Златоуста изложена последовательность событий Апокалипсиса. Его дата не известна никому, чтобы люди находились в осознанном состоянии и ежечасно делали выбор между добром и злом. По откровениям, конец света наступит не вдруг, ему предшествуют особенные события.
Во втором пришествии Спаситель будет держать книгу с семью печатями и светильник с семью факелами. Открытие каждой печати ведет к тому, что на человечество посылаются беды: болезни, землетрясения, голод, жажда, смерть, падающие кометы.
Совет. Сходите на исповедь! Покайтесь, все ваши грехи простятся, не ждите своей смерти, там покаяться уже невозможно.
Придет семь ангелов, и дадут сигнал к концу света: сгорит третья часть деревьев и трава, сделается кровавым третья часть моря и погибнут суда. Затем станет горькой вода и погибнут люди, которые ее пьют.
При звуке трубы четвертого ангела будут затмения, пятый открывает путь саранче в железных доспехах, подобной скорпионам. Саранча будет жалить людей в течении пяти месяцев. Последние два испытания будут в том, что человечество настигнут болезни и всадники в доспехах на конях, источающие дым и серу.
Появление седьмого ангела возвестит о том, что Царство Христа наступило. Видение Иоанном «жены, облеченной в солнце», многие богословы трактуют, как появление церкви, которая поможет спастись. Сражение Архангела Михаила со змеем и его торжество над ним символизирует победу над дьяволом.
Как пройдет Страшный Суд?
Православная церковь учит, что в судный день восстанут все мертвые и придут к престолу Божьему. Господь соберет всех и будет спрашивать о всех деяниях, совершенных при жизни.
Если сердце человека исполнено любви, он останется по правую руку от Иисуса Христа, и будет пребывать с ним в Его Царстве. Не раскаявшиеся грешники обречены на мучения. В Откровении сказано, что 144 тысячи человек не постигнут муки Апокалипсиса.
После Страшного божьего суда не будет ни греха, ни скорби.
Как спастись человеку до Страшного суда?
В христианстве говорится, что надежда на спасение есть. Более того, страшный суд православие ждет с радостью, так как он есть знамение рассвета – Царства Божьего на земле. Истинно верующий человек надеется на скорую встречу с Христом.
Главная мера, которой будет мерить Высший Судья – милосердие. Если ходить в церковь, поститься, молиться, часто исповедоваться и причащаться, можно смело надеяться на самое лучшее на страшном суде. Бог сделал человека свободным, он вправе выбрать греховное состояние, но оно лишает надежды на спасение.
Искреннее покаяние, исповедь и причастие, добрые дела приближают человека к Богу, очищает и исцеляет его.
Отличает православного человека постоянный внутренний самоконтроль своего душевного состояния. В Писании сказано, что до Страшного суда в мир придут антихрист и лжепророки. И на землю придет дьявол, и будет бесчинствовать в предчувствии второго пришествия Христа.
Поэтому искушение каждого человека проходит ежеминутно. Стоит задуматься в ответ на каждый позыв к греху, чью волю исполнять – божественную, или бесовскую. Как говорится в православии, бесовское племя изгоняется молитвой и постом.
Наказания в жизни человека нет – есть лишь уроки. Если человек испытывает негативные чувства, значит, он перекрыл доступ Божественной любви в свое сердце. Ежедневно Бог приходит к нам в образе других людей.
Помогли мы ближнему, даже самому ничтожному – помогли Ему. Пусть память о Страшном суде будет не ужасом, отягчающим душу, а доказательством Высшего милосердия, любви и терпения.
Источник