Икона «Троица», сотворена около 1425 года, прославилась как творимая чудеса. Что же происходило во времена ее сотворения? Как она благоприятствовала людям? Примечательно, что иконы изображаются на доске, а не на холсте, как обычные картины. Для написания «Троицы» была использована доска размером 314х220см, которая была покрыта левкасом (мел смешанный с клеем на масле). На таком белом грунте яичной темперой (яичная эмульсия с пигментами) создано произведение искусства. Она считается вершиной русской и даже мировой православной иконописи. Икона ─ это богословие, изложенное с помощью красок, потому что в ней каждый предмет, жест, поворот головы, цвет пигмента и композиция в целом имеет свое символическое значение. Люди, жившие в средние века, наши предки, умели читать язык церковной живописи, поэтому икона давала им очень много жизненно важной информации, способной поддержать силу духа и веру. Повествование с ветхого завета служит основой сюжета «Троицы»: три ангела в образах молод
«Святая Троица» Рублёва
Что символизируют детали прославленной русской иконы? И как сложилась судьба её создателя?
Сюжет
Икона написана по ветхозаветному сюжету «Гостеприимство Авраама». Согласно оригиналу, праотец Авраам встретил у дубравы Мамре трёх таинственных странников, которых в дальнейшем назовут ангелами. Они рассказали Аврааму, что через год у того родится сын, от которого пойдёт народ иудейский. Затем двое ангелов отправились карать жителей Содома, а третий ангел остался с Авраамом.
Андрей Рублёв. Троица / История одного шедевра
Сюжет этот трактовался различно. Идея того, что в образе ангелов Аврааму открылась единая сущность триипостасного бога — Святой Троицы — утвердилась к 9−10 векам.
Средневековые иконописцы обязательно изображали всех участников притчи. Рублёв представил её по-своему. Мы не видим ни Авраама, ни его жены Сары, а только Троицу. Ангелы расположены так, что линии их фигур образуют замкнутый круг. У каждого есть скипетр (символ власти) и лазурные одежды (знак неземной сущности).
В центре — Бог Отец. Как первый среди равных он носит знаки власти: пурпурные одежды с золотой полосой через плечо. Он обращён в сторону Святого Духа, которому, словно бы, задаёт вопрос о том, кто пойдёт на искупительную жертву. При этом он благословляет чашу, поднося к ней два перста. Святой Дух, отвечая Богу Отцу, указывает на Бога Сына. Последний смиренно принимает участь. Его зелёная накидка (гиматий) говорит о двойственной природе (человеческой и божественной).
Троица сидит за столом, на котором чаша с головой тельца — символ страданий Христа, на которые он пойдёт ради искупления грехов человечества. Эта чаша и есть смысловой центр иконы.
На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (в трактовке Рублёва древо жизни, которое Бог посадил в Эдеме) и гора (прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу).
Контекст
Кто заказал «Троицу» Рублёву? Точного ответа нет. Версия, с которой на сегодня согласно большинство исследователей, гласит, что икона была выполнена в похвалу Сергию Радонежскому по заказу его ученика и преемника игумена Никона. Он пригласил артель Андрея Рублёва и Даниила Чёрного завершить убранство только что построенного Троицкого собора. Иконописцы должны были расписать храм фресками, а также создать многоярусный иконостас. Вопрос о том, когда именно это могло произойти, остаётся открытым.
Примечательно, что ни в житии Сергия, ни в житии Никона не сказано ни слова о «Святой Троице». Впервые о ней упоминается в постановлении Стоглавого собора (1551 год), где она признается соответствующей церковным канонам. С 1575 года икона занимала главное место в «местном» ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Затем её неоднократно обкладывали золотом.
На рубеже 19−20 веков русская иконопись была «открыта» как искусство. Иконы начали вынимать из окладов, которые закрывали их практически полностью, а также расчищать от олифы и лака, поверх которых русские иконописцы писали новое изображение, как правило, совпадавшее по сюжету, но в соответствии с новыми эстетическими требованиями, предъявляемыми временем. Такое поновление икон могло привести к тому, что менялись размеры и пропорции фигур, их позы, другие детали.
К тому времени «Святая Троица» не пользовалась почитанием верующих: она не исцеляла, не совершала чудес, не мироточила. Но когда её «открыли», то все были поражены красотой авторского слоя. Вместо тёмных, «дымных» тонов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы зрители увидели яркие солнечные краски, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы 14-го — первой половины 15-го века. Рублёв не знал памятников итальянского искусства, а следовательно, и ничего не мог из них позаимствовать. Его главным источником вдохновения была византийская живопись палеологовской эпохи.
Сразу после раскрытия «Святой Троицы» начались проблемы с её сохранностью. За последние 100 лет её неоднократно реставрировали.
Судьба художника
Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. Строфы Пушкина, пожалуй, — лучшее резюме для биографии Андрея Рублёва. Впрочем, мы даже не знаем, как его звали. Под именем Андрей он принял постриг, а как его звали в миру — тайна сия мраком покрыта. То же касается и фамилии. Вероятно, что Рублёв — это прозвище по роду занятий его отца.
Неизвестно и то, где и когда он родился, какого был происхождения, как начал заниматься иконописью. И что самое загадочное — как ему удалось создать шедевр, по красоте соперничающий с произведениями мирового искусства.
Первое упоминание о Рублёве в летописи появилось в 1405 году. В документе указано, что Феофан Грек, Прохор-старец и чернец Андрей Рублёв расписали Благовещенский собор в Московском Кремле. Это говорит о том, что уже к этому времени Рублёв был опытным мастером, которому могли доверить такую ответственную работу. Уже через три года Рублёв, согласно летописи, делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. На этот раз у Рублёва есть помощники и ученики. В 1420-х годах вместе с Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились.
В целом, из наследия Рублёва до нас дошло совсем немного. Пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать работы, которые сегодня с уверенностью исследователи атрибутируют Рублёву: что-то не сохранилось, а чьё-то авторство пересмотрено, увы, не в пользу иконописца.
«Святая Троица » Рублёва. Что символизируют детали прославленной русской иконы? И как сложилась судьба её создателя? Поделиться: Сюжет. Икона написана по ветхозаветному сюжету «Гостеприимство Авраама». Согласно оригиналу, праотец Авраам встретил у дубравы Мамре трёх таинственных странников, которых в дальнейшем назовут ангелами. Они рассказали Аврааму, что через год у того родится сын, от которого пойдёт народ иудейский. Затем двое ангелов отправились карать жителей Содома, а третий ангел остался с Авраамом. Сюжет этот трактовался различно.
Икона Андрея Рублева «Троица», сотворившая чудо
Примечательно, что иконы изображаются на доске, а не на холсте, как обычные картины. Для написания «Троицы» была использована доска размером 314х220см, которая была покрыта левкасом (мел смешанный с клеем на масле). На таком белом грунте яичной темперой (яичная эмульсия с пигментами) создано произведение искусства. Она считается вершиной русской и даже мировой православной иконописи.
Икона ─ это богословие, изложенное с помощью красок, потому что в ней каждый предмет, жест, поворот головы, цвет пигмента и композиция в целом имеет свое символическое значение. Люди, жившие в средние века, наши предки, умели читать язык церковной живописи, поэтому икона давала им очень много жизненно важной информации, способной поддержать силу духа и веру.
Повествование с ветхого завета служит основой сюжета «Троицы»: три ангела в образах молодых людей явились праведнику Аврааму и ему дано было осознать, что в ангелов облачилась плотью и кровью вся Святая Троица. Но автор убирает с композиции все лишнее, оставляя только основных персонажей, что символизирует совет Святой Троицы до сотворения мира. На иконе запечатлены три посланника Божьих, которые спокойно ведут беседу за столом. На их ликах — еле заметные улыбки, блестящие живые очи, как зеркала, отражающие свет; фигуры пребывают в непринужденных позах со склоненными главами, вокруг которых плывет нежное теплое свечение. На столе стоит чаша, из которой видна голова тельца ( животного, приносимого в жертву), как символ смерти Христа за прегрешения людей. Центральный ангел, изображен в традиционном облачении Христа (красном хитоне и голубой мантии) жестом благословляет предмет, который находится перед ним, что означает благоволение Господа принять крестную смерть.
В центральной части произведения также можно увидеть дерево, которое символизирует любовь, добро, прекращение торжества злобы и насилия. По преданию, святой Сергий говорил ученикам, что воззрением на Троицу можно одолеть распри этого мира.
Исторические моменты
Андрей Рублев жил в период междоусобиц и войн XIV-XV веков на Руси, его имя отмечалось в летописях рядом с информацией о возведении храмов. В 1380 году, когда произошла битва на Куликовом поле, он уже был работником в княжой артели умельцев и украшал стены в церквях многих городов. К сожалению, нет возможности узнать обо всех работах Рублева, потому что художники, которые расписывали храмы, никогда не ставили своего имени на работах и не датировали их.
Сведения о том, что святыня была заказана Рублеву его наставником и учителем игуменом Никоном в похвалу Сергию Радонежскому, сбереглись в «Сказании о святых иконописцах». И тот факт, что автором святыни является именно он, также находит подтверждение, но уже в наставлении Стоглавого Собора.
Этой реликвии около 600 лет! Специалистами Третьяковской галереи подтверждено, что икона была прописана (обновлена) не менее 5 раз. А затем и вовсе записана несколько раз во время переделки иконостаса. И только в 1904-1905 годах ученые начали делать первые чистки наслоений на живопись Рублева. А в 1918 году свершилось полное раскрытие древнерусского памятника искусства: икона была полностью очищена от всех наслоений, которые скрывали оригинал иконописца в течение нескольких столетий.
Каким же чудом прославилась святыня?
Икона пребывала в Троицком соборе Сергиева монастыря, построенном в 1411 году и считалась чудотворной.
На протяжении шестнадцати месяцев тянулась осада монастыря (с сентября 1608 года по январь 1610 года) — известный трагический эпизод прошлого. Считается, что икона Рублева была помощницей и покровительницей всех, пребывающих в окружении врагов. Она помогла немногочисленным защитникам обители выдержать блокаду. На Руси, которая в то время была охвачена междоусобными войнами, предательством и злобой, «Троица» стала символом тепла и мира, любви и веры, согласия и единства.
Чудо в том, что предмет искусства, сотворенный искренне и благоговейно, может необъяснимым образом порождать веру, влиять на эмоциональное состояние людей, делая их более стойкими и выносливыми.
Каждый посетитель Государственной Третьяковской галереи может проникнуться такими чувствами, посмотрев на оригинал шедевра Древнерусского искусства.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.
Созерцая « Троицу ». Икона Андрея Рублева. Самое известное и таинственное изображение Бога в истории иконописи. Источник: Фома.Ru. Образ « Троица » Андрея Рублева – самое известное и таинственное изображение Бога в истории православной иконографии. Кто, кроме преподобного Андрея, имел отношение к созданию иконы? Что означают символы за спинами ангелов и окошечко в престоле? Для кого оставлено четвертое место за престолом, и как можно «общаться» с этой иконой? – С « Троицей » я познакомилась, когда была студенткой. Я закончила МГУ, где изучала историю искусства. С самого начала я понимала, что хочу специализироваться на иконописи.
«Троица» Андрея Рублёва: канонам вопреки
Одна из известнейших русских икон была написана в период с 1425 по 1427 (есть и другие версии датировки).
Работа впервые упомянута в постановлении Стоглавого собора 1551 года, там, наряду с работами греческих мастеров, она рекомендуется иконописцам Московии как образец написания «Троицы».
В 1575 получила драгоценный оклад Ивана IV, в 1600 заново украшена при Борисе Годунове:
Оклад изобилует элементами, отсутствующими на самом изображении. Прежде всего, яствами заменена чаша с головой тельца. Сама икона практически не видна.
Для консервации иконы покрываются олифой, которая со временем темнеет, тогда происходит поновление — поверх наносится полностью новое изображение. С 1600-го года «Троица» поновлялась 5 раз. В 1904 была впервые очищена:
В 1918-1919 отреставрирована и приведена к современному состоянию.
Предшествующие иконы «Троицы», как византийские, так и русские, отображали ветхозаветный сюжет пришествия трёх мужей к Аврааму и Сарре и их трапезу. При этом, история представлялась через призму Нового завета: нисходили не три мужа, а Бог в образе Христа в сопровождении двух ангелов. Христос всегда был в центре и выделялся особым нимбом, крыльями, одеянием и другими деталями.
Одна из канонических версий с Христом, трапезой, Саррой и Авраамом.
Версия Феофана Грека или его учеников, элементы канона также присутствуют: Христос имеет центральное положение, больший размер крыльев.
В «Троице» Рублёва явно виден отход от канонической трактовки ветхозаветного сюжета: трапеза не изображена, равные меж собой ангелы взаимодействуют взглядами и жестами:
Большинство исследователей полагает, что изменения явствуют о том, что это, скорее, не ветхозаветный рассказ, происходивший в конкретных времени и месте, а выражение триединой природы Бога, чьи ипостаси Сын, Отец и Святой Дух равны. Если перейти от плоскостного к пространственному восприятию изображения, то ангелы будут сидеть вокруг стола, а пейзажные элементы образуют внешний круг, таким образом, центром космоса будет неделимое тройственное вечное начало – христианский Бог.
Почему Рублёв предпочёл отойти от канона именно таким образом? Возможно, из-за распространения антитринитарных ересей в Московии, против которых церковь предпринимала меры в виде основания множества монастырей (Сергием и учениками), посвященных Троице. То есть обществу было необходимо разъяснение тринитарного догмата и мастер попытался сделать так, чтобы он был понятен интуитивно при взгляде на икону.
Голова тельца в чаше на столе, скорее всего, является символом жертвы (в Евангелии от Иоанна Христос символически именуется Агнцем Божьим) — на этом строится гипотеза о том, что на иконе изображён момент, предшествующий нисхождению Бога Сына на землю, дабы принять искупительное страдание ради людей.
Если согласиться с версией о изображении Бога в тройственном единстве, возникает вопрос: где какая ипостась? Приведу лишь две трактовки, показавшиеся мне наиболее убедительными:
1. Слева – сын, в центре – отец, справа – Святой Дух.
Центральное положение вероятно для Бога Отца, жестом он указывает на чашу, как бы говоря о надобности жертвы. Левый ангел жестом соглашается с ним, его наиболее прямая поза может выражать готовность встать.
В пользу этой версии можно трактовать и одеяния ангелов. Одежда второго и третьего симметрична: гимантий через левое плечо, гимантий через правое. Цвет же ассиметричен: синий гимантий – синий хитон. У первого ангела гимантий и хитон расположены одинаково относительно остальных, в этом смысле он выделен. Возможно, подчёркивается общность второго и третьего. В православной доктрине к символу веры не добавлялся Филиокве (Filioque), т.е. Святой дух исходит только от Отца, но не от Сына и этим может объясняться особость одежд левой ипостаси (Филиокве был в католическом символе веры до 1439).
2. Слева Отец, в центре – Сын.
Поворот Сына к Отцу, можно интерпретировать как внимание к благославляющему на нисхождение. При этом колено центральной ипостаси приподнято, плечи симметричны, но левое уходит вглубь изображения, что можно принять за момент, перед началом движения.
Что касается третьего ангела, большинство версий сходится на том, что это ипостась Духа из-за наибольшего покоя фигуры относительно других, даже жезл находится на плече.
Существенные изменения в написании Троицы можно увязать с историческими событиями. Имеется в виду мировоззренческий сдвиг 1380-го после победы в Куликовской битве. Общество осознало вред распрей и важность объединения против внешнего врага (что прослеживается в летописях) и иконописец в противоположность мирским усобицам князей явил мир горний с вечным согласием. Таким образом, «Троица», опираясь на христианскую традицию, устремляется в будущее народа с нарративом единства и преобладания высших ценностей.
Вышеперечисленные трактовки произведения являются лишь гипотезами, но они столь убедительны из-за своеобразности Рублёвского воплощения «Троицы». В отличие от икон, отображающих устоявшиеся сюжеты, здесь есть пространство для универсально-исторических и нравственно-психологических интерпретаций. И это относится не только к Рублёву и не только к иконописи — Д.С. Лихачёв и многие исследователи вслед за ним, особо выделяют период второй половины XIV-XV вв. как русское предвозрождение (его чертами являются психологизм, открытие личности в искусстве, формирование особых черт национальной культуры).
Что можно сказать с уверенностью, иконописец в работе руководствовался не канонами, а собственным пониманием.
В фильме Тарковского личностное начало, присутствующее в творениях Рублёва, было экстраполировано на жизнь мастера в целом. Это объясняет придание ему, нехарактерной для средневековья, антроподицеи (писал о ней в посте про Феофана Грека). В целом, кинематографический образ Андрея напоминает о сюжетах, где современный человек, потерпев крушение, застревает во враждебном первобытном мире — настолько разнятся жестокое окружение и благие устремления героя, вкупе с глобальными размышлениями («бабы на Руси унижены и несчастны до крайности», «тёмен (народ), да только кто виноват в этом», «людям просто напоминать надо почаще, что люди они, что русские: одна кровь, одна земля а на мужика всё новые беды сыпятся, то татары по три раза за осень, то голод, то мор»). Характерно, что в киноленте осознать проблемы всего общества больше никто не пытается (кроме пессимистичного Феофана).
Конечно, в фильме можно найти параллели с положением творческой личности (и конкретно Тарковского) в СССР.
«Троица» Рублёва — пример того, как произведение и сам образ творца, подвергшись художественной и научной обработкам в последующие эпохи, дали жизнь новым смыслам.
При написании использовал статьи из базы данных РИНЦ: Дёминой Н.А., М.В. Алпатова, Вздорнова Г.И., Салтыкова А.А., Э.К. Гусевой, а также монографию С.А. Головина «Старинная русская икона XIV-XVIII столетий: историко-источниковедческий аспект».
« Троица » Андрея Рублева была написана приблизительно в начале второго или середине третьего десятилетия XV века. Почему она стала символом русской культуры? « Троица » — единственная достоверно известная писанная на доске икона Андрея Рублева, дошедшая до наших дней. Знаменитый образ « Троицы », ставший для всего мира узнаваемым символом русской культуры, написан преподобным Андреем Рублевым в начале второго или середине третьего десятилетия XV века. « Троица » почти сразу становится образцом — по крайней мере, Стоглавый собор в 1551 году определил, что все последующие изображения Троицы должны соответствовать иконе Андрея Рублева.
- https://diletant.media/articles/34871175/
- https://zen.yandex.ru/media/history_world/ikona-andreia-rubleva-troica-sotvorivshaia-chudo-5b53a3a5a646b200a9f13d62
- https://pikabu.ru/story/troitsa_andreya_rublyova_kanonam_vopreki_5953958