Когда была написана троица андрея рублева

Икона «Троица», сотворена около 1425 года, прославилась как творимая чудеса. Что же происходило во времена ее сотворения? Как она благоприятствовала людям? Примечательно, что иконы изображаются на доске, а не на холсте, как обычные картины. Для написания «Троицы» была использована доска размером 314х220см, которая была покрыта левкасом (мел смешанный с клеем на масле). На таком белом грунте яичной темперой (яичная эмульсия с пигментами) создано произведение искусства. Она считается вершиной русской и даже мировой православной иконописи. Икона ─ это богословие, изложенное с помощью красок, потому что в ней каждый предмет, жест, поворот головы, цвет пигмента и композиция в целом имеет свое символическое значение. Люди, жившие в средние века, наши предки, умели читать язык церковной живописи, поэтому икона давала им очень много жизненно важной информации, способной поддержать силу духа и веру. Повествование с ветхого завета служит основой сюжета «Троицы»: три ангела в образах молод

«Святая Троица» Рублёва

Что символизируют детали прославленной русской иконы? И как сложилась судьба её создателя?

Сюжет

Икона написана по ветхозаветному сюжету «Гостеприимство Авраама». Согласно оригиналу, праотец Авраам встретил у дубравы Мамре трёх таинственных странников, которых в дальнейшем назовут ангелами. Они рассказали Аврааму, что через год у того родится сын, от которого пойдёт народ иудейский. Затем двое ангелов отправились карать жителей Содома, а третий ангел остался с Авраамом.

Андрей Рублёв. Троица / История одного шедевра

Сюжет этот трактовался различно. Идея того, что в образе ангелов Аврааму открылась единая сущность триипостасного бога — Святой Троицы — утвердилась к 9−10 векам.

Средневековые иконописцы обязательно изображали всех участников притчи. Рублёв представил её по-своему. Мы не видим ни Авраама, ни его жены Сары, а только Троицу. Ангелы расположены так, что линии их фигур образуют замкнутый круг. У каждого есть скипетр (символ власти) и лазурные одежды (знак неземной сущности).

1.jpg

В центре — Бог Отец. Как первый среди равных он носит знаки власти: пурпурные одежды с золотой полосой через плечо. Он обращён в сторону Святого Духа, которому, словно бы, задаёт вопрос о том, кто пойдёт на искупительную жертву. При этом он благословляет чашу, поднося к ней два перста. Святой Дух, отвечая Богу Отцу, указывает на Бога Сына. Последний смиренно принимает участь. Его зелёная накидка (гиматий) говорит о двойственной природе (человеческой и божественной).

Троица сидит за столом, на котором чаша с головой тельца — символ страданий Христа, на которые он пойдёт ради искупления грехов человечества. Эта чаша и есть смысловой центр иконы.

На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (в трактовке Рублёва древо жизни, которое Бог посадил в Эдеме) и гора (прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу).

Контекст

Кто заказал «Троицу» Рублёву? Точного ответа нет. Версия, с которой на сегодня согласно большинство исследователей, гласит, что икона была выполнена в похвалу Сергию Радонежскому по заказу его ученика и преемника игумена Никона. Он пригласил артель Андрея Рублёва и Даниила Чёрного завершить убранство только что построенного Троицкого собора. Иконописцы должны были расписать храм фресками, а также создать многоярусный иконостас. Вопрос о том, когда именно это могло произойти, остаётся открытым.

Читайте также:
На какой палец руки надевают обручальное кольцо

Примечательно, что ни в житии Сергия, ни в житии Никона не сказано ни слова о «Святой Троице». Впервые о ней упоминается в постановлении Стоглавого собора (1551 год), где она признается соответствующей церковным канонам. С 1575 года икона занимала главное место в «местном» ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Затем её неоднократно обкладывали золотом.

2 Зырянская Троица.jpg

На рубеже 19−20 веков русская иконопись была «открыта» как искусство. Иконы начали вынимать из окладов, которые закрывали их практически полностью, а также расчищать от олифы и лака, поверх которых русские иконописцы писали новое изображение, как правило, совпадавшее по сюжету, но в соответствии с новыми эстетическими требованиями, предъявляемыми временем. Такое поновление икон могло привести к тому, что менялись размеры и пропорции фигур, их позы, другие детали.

К тому времени «Святая Троица» не пользовалась почитанием верующих: она не исцеляла, не совершала чудес, не мироточила. Но когда её «открыли», то все были поражены красотой авторского слоя. Вместо тёмных, «дымных» тонов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы зрители увидели яркие солнечные краски, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы 14-го — первой половины 15-го века. Рублёв не знал памятников итальянского искусства, а следовательно, и ничего не мог из них позаимствовать. Его главным источником вдохновения была византийская живопись палеологовской эпохи.

Сразу после раскрытия «Святой Троицы» начались проблемы с её сохранностью. За последние 100 лет её неоднократно реставрировали.

Судьба художника

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. Строфы Пушкина, пожалуй, — лучшее резюме для биографии Андрея Рублёва. Впрочем, мы даже не знаем, как его звали. Под именем Андрей он принял постриг, а как его звали в миру — тайна сия мраком покрыта. То же касается и фамилии. Вероятно, что Рублёв — это прозвище по роду занятий его отца.

Неизвестно и то, где и когда он родился, какого был происхождения, как начал заниматься иконописью. И что самое загадочное — как ему удалось создать шедевр, по красоте соперничающий с произведениями мирового искусства.

3 Фрески Успенского собора во Владимире.jpg

Первое упоминание о Рублёве в летописи появилось в 1405 году. В документе указано, что Феофан Грек, Прохор-старец и чернец Андрей Рублёв расписали Благовещенский собор в Московском Кремле. Это говорит о том, что уже к этому времени Рублёв был опытным мастером, которому могли доверить такую ответственную работу. Уже через три года Рублёв, согласно летописи, делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. На этот раз у Рублёва есть помощники и ученики. В 1420-х годах вместе с Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились.

В целом, из наследия Рублёва до нас дошло совсем немного. Пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать работы, которые сегодня с уверенностью исследователи атрибутируют Рублёву: что-то не сохранилось, а чьё-то авторство пересмотрено, увы, не в пользу иконописца.

« Троица » Андрея Рублева была написана приблизительно в начале второго или середине третьего десятилетия XV века. Почему она стала символом русской культуры? « Троица » Андрея Рублева — символ русской культуры. История гласит, что работа была заказана иноку-иконописцу преподобным Никоном Радонежским — вторым после святого Сергия настоятелем Троицкого монастыря, будущей Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Икона изначально писалась для Троицкого собора «в похвалу Сергию Радонежскому». « Троица » — единственная достоверно известная писанная на доске икона Андрея Рублева, дошедшая до наших дней. Композиция и интерпретация.

Икона Андрея Рублева «Троица», сотворившая чудо

Примечательно, что иконы изображаются на доске, а не на холсте, как обычные картины. Для написания «Троицы» была использована доска размером 314х220см, которая была покрыта левкасом (мел смешанный с клеем на масле). На таком белом грунте яичной темперой (яичная эмульсия с пигментами) создано произведение искусства. Она считается вершиной русской и даже мировой православной иконописи.

Читайте также:
Какие кольца сейчас в моде

Икона ─ это богословие, изложенное с помощью красок, потому что в ней каждый предмет, жест, поворот головы, цвет пигмента и композиция в целом имеет свое символическое значение. Люди, жившие в средние века, наши предки, умели читать язык церковной живописи, поэтому икона давала им очень много жизненно важной информации, способной поддержать силу духа и веру.

Повествование с ветхого завета служит основой сюжета «Троицы»: три ангела в образах молодых людей явились праведнику Аврааму и ему дано было осознать, что в ангелов облачилась плотью и кровью вся Святая Троица. Но автор убирает с композиции все лишнее, оставляя только основных персонажей, что символизирует совет Святой Троицы до сотворения мира. На иконе запечатлены три посланника Божьих, которые спокойно ведут беседу за столом. На их ликах — еле заметные улыбки, блестящие живые очи, как зеркала, отражающие свет; фигуры пребывают в непринужденных позах со склоненными главами, вокруг которых плывет нежное теплое свечение. На столе стоит чаша, из которой видна голова тельца ( животного, приносимого в жертву), как символ смерти Христа за прегрешения людей. Центральный ангел, изображен в традиционном облачении Христа (красном хитоне и голубой мантии) жестом благословляет предмет, который находится перед ним, что означает благоволение Господа принять крестную смерть.

В центральной части произведения также можно увидеть дерево, которое символизирует любовь, добро, прекращение торжества злобы и насилия. По преданию, святой Сергий говорил ученикам, что воззрением на Троицу можно одолеть распри этого мира.

Исторические моменты

Андрей Рублев жил в период междоусобиц и войн XIV-XV веков на Руси, его имя отмечалось в летописях рядом с информацией о возведении храмов. В 1380 году, когда произошла битва на Куликовом поле, он уже был работником в княжой артели умельцев и украшал стены в церквях многих городов. К сожалению, нет возможности узнать обо всех работах Рублева, потому что художники, которые расписывали храмы, никогда не ставили своего имени на работах и не датировали их.

Сведения о том, что святыня была заказана Рублеву его наставником и учителем игуменом Никоном в похвалу Сергию Радонежскому, сбереглись в «Сказании о святых иконописцах». И тот факт, что автором святыни является именно он, также находит подтверждение, но уже в наставлении Стоглавого Собора.

Этой реликвии около 600 лет! Специалистами Третьяковской галереи подтверждено, что икона была прописана (обновлена) не менее 5 раз. А затем и вовсе записана несколько раз во время переделки иконостаса. И только в 1904-1905 годах ученые начали делать первые чистки наслоений на живопись Рублева. А в 1918 году свершилось полное раскрытие древнерусского памятника искусства: икона была полностью очищена от всех наслоений, которые скрывали оригинал иконописца в течение нескольких столетий.

Каким же чудом прославилась святыня?

Икона пребывала в Троицком соборе Сергиева монастыря, построенном в 1411 году и считалась чудотворной.

На протяжении шестнадцати месяцев тянулась осада монастыря (с сентября 1608 года по январь 1610 года) — известный трагический эпизод прошлого. Считается, что икона Рублева была помощницей и покровительницей всех, пребывающих в окружении врагов. Она помогла немногочисленным защитникам обители выдержать блокаду. На Руси, которая в то время была охвачена междоусобными войнами, предательством и злобой, «Троица» стала символом тепла и мира, любви и веры, согласия и единства.

Читайте также:
Сон в котором остановились часы

Чудо в том, что предмет искусства, сотворенный искренне и благоговейно, может необъяснимым образом порождать веру, влиять на эмоциональное состояние людей, делая их более стойкими и выносливыми.

Каждый посетитель Государственной Третьяковской галереи может проникнуться такими чувствами, посмотрев на оригинал шедевра Древнерусского искусства.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Икона святой троицы, написанная Андреем Рублевым. Самое известное и прославленное произведение Андрея Рублева — образ Св. Троицы. В вопросе датировки иконы существуют 2 мнения: ряд ученых предполагают, что она была написана для деревянной церкви Троицкого монастыря, построенной игуменом Никоном после нашествия Едигея, и датируют икону 1412 г., другие определяют 20-ми гг. XV в., связывая ее происхождение с каменным собором монастыря, заложенным в 1422 г. В XVI в. царь Иоанн IV Васильевич Грозный сделал в монастырь вклад, украсив икону басменным.

«Троица» Андрея Рублева

«Троица» Андрея Рублева

Самое известное и прославленное произведение Андрея Рублева — образ Св. Троицы. Икона происходит из местного ряда Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (с 1929 г. — в Третьяковской галерее); почиталась в монастыре как чудотворная. В «Сказании о святых иконописцах» сохранилось свидетельство о том, что игумен Никон просил «образ написати пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию». Об авторстве Рублева свидетельствует и постановление Стоглавого Собора 1551 г., где было указано писать Св. Троицу, «как греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев». В вопросе датировки иконы существуют 2 мнения: ряд ученых предполагают, что она была написана для деревянной церкви Троицкого монастыря, построенной игуменом Никоном после нашествия Едигея, и датируют икону 1412 г., другие определяют 20-ми гг. XV в., связывая ее происхождение с каменным собором монастыря, заложенным в 1422 г. В XVI в. царь Иоанн IV Васильевич Грозный сделал в монастырь вклад, украсив икону басменным золотым окладом с золотыми венцами, эмалевыми цатами, перенесенными позднее на оклад времени царя.

ПРЕПОДОБНЫЙ АНДРЕЙ РУБЛЕВ

В страшные времена войн и усобиц XIV-XV веков на Руси появился великий иконописец Андрей Рублёв. Сохранилось представление о Рублёве, как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости». Ему была свойственна большая внутренняя сосредоточенность. Все созданное им — плод глубокого раздумья. Окружающих поражало, что Рублёв подолгу, пристально изучал творения своих предшественников, относясь к иконе как к произведению искусства.

Хотя имя Рублёва упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале двадцатого столетия после реставрации в 1904 г. «Троицы» — главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры, самого совершенного произведения древнерусской живописи. После расчистки этой иконы стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Рублёв. Только тогда начались поиски других произведений художника.

Андрей Рублёв родился в конце 60-х годов XIV века в небольшом городке Радонеже неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. По всей вероятности, в юности Андрей был послушником этого монастыря, а потом принял сан монаха. Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублёв уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы. Невозможно последовательно проследить творческий путь Рублёва, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы. Дошедшие до нас исторические свидетельства о жизни и творчестве Андрея Рублёва крайне бедны хронологическими данными и во многом противоречат друг другу. Бесспорны лишь два сообщения, фигурирующие в летописях под 1405 и 1408 годами. Вот первое, где говорится о том, что Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублёв начали работу над иконостасом Благовещенского собора Московского Кремля. «Тое же весны почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Грьчин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю». Исследователи установили, что Рублёв написал для собора одну из лучших своих икон — «Преображение».

Читайте также:
Кольцо с бриллиантом 16 размер

По-видимому, к тому же времени относится и исполненный Рублёвым настоящий памятник книжного искусства — «Евангелие Хитрово». Это название рукопись получила по имени боярина, которому она принадлежала в XVII веке. Рукопись выделяется безупречностью выполнения. Миниатюры, заставки, фигурки зверюшек-букв — это особый мир, где все живет, все одухотворено. Здесь много выдумки, юмора, все проникнуто глубоко народным простодушием, каким овеяны наши русские сказки. Мягко вьются линии орнаментов, напоминающие стебли трав, формы листьев, цветов. Ощущение радости и непринужденности создают легкие, светлые краски: лазоревая голубизна сочетается с нежной зеленью, алеет киноварь и поблескивает золото. Ученые предполагают, что такая драгоценная рукопись, как «Евангелие Хитрово», могла быть создана на средства великого князя или самого митрополита.

Во втором сообщении 1408 г. говорится о том, что мастера Даниил Черный и Андрей Рублёв отправлены расписывать Успенский собор во Владимире: «Того же лета мая в 25 начата подписывати церковь каменую великую съборную святая Богородица иже в Владимире повеленьем князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Владимирский Успенский собор особо почитался в Древней Руси, и великие князья московские не переставали заботиться о его убранстве. Так произошло и в 1408 г., когда великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, повелел заменить новыми фресками утраченные части его росписей XII века. Сохранившиеся фрески представляют фрагмент грандиозной композиции Страшного суда, занимавшей западную стену храма. Анализ стилистических особенностей помог ученым определить группу изображений, принадлежащих Рублёву: в них ощущаются артистизм, музыкальность линии, грациозность. Юношески прекрасен трубящий ангел, вдохновенно решителен Петр, увлекающий праведников в рай.

Трактовка сцены Страшного суда, ее эмоциональный настрой необычны: здесь нет ощущения ужаса перед страшными карами и торжествует идея всепрощения, просветленное настроение; в этом ясно ощущается мировосприятие Рублёва. Долгие годы исканий, которые проявились уже во фресках Успенского собора, нашли завершение в образах так называемого «Звенигородского чина». В них Рублёв обобщил размышления своих современников о моральной ценности человека. «Звенигородский чин» — это часть иконостаса, созданного для одного из звенигородских храмов. Время создания этого иконостаса точно не известно. Сейчас от росписей в соборах сохранились только фрагменты, а из икон дошли лишь три. Они были обнаружены в 1919 году советскими реставраторами. «Их создателем, — писал о звенигородских иконах И.Э. Грабарь, первый исследователь драгоценной находки, — мог быть только Рублёв, только он владел искусством подчинять единой гармонизирующей воле эти холодные розово-сиренево-голубые цвета, только он дерзал решать колористические задачи, бывшие под силу разве лишь венецианцам, да и то сто с лишком лет спустя после его смерти». Из всего монументального замысла Рублёва сохранились только поясные изображения «Спаса», «Архангела Михаила» и «Апостола Павла».

Читайте также:
Гранат это какой камень

Пока иконописцы работали во Владимире, на Москву двинулось войско татарского хана Едигея. Не сумев взять Москву, татары сожгли множество городов, и в том числе Троицкий монастырь. Настоятелем монастыря был игумен Никон. Он с большим рвением принимается за восстановление и украшение монастыря. На месте деревянного храма возводится в 1423-1424 гг. белокаменный. В середине двадцатых годов Даниил Черный и Андрей Рублёв были приглашены Никоном расписать новый каменный собор Св. Троицы. Эти работы Рублёва относятся к 1425–1427 годам.

Рублёв написал главную икону монастыря — знаменитую «Троицу». Три ангела — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух — вписаны художником в треугольник и круг. Линии крыльев и одежд перетекают одна в другую, как мелодии, и рождают чувство равновесия и радостного покоя. Особо поражает общая светозарность иконы. Художник нашел идеальные пропорции не только в решении фигур композиции. Совершенны также отношения светлых тонов, не вступающих в борьбу с контрастными темными цветами, а согласно и тихо поющих с ними гимн радости бытия. Это мерцание цвета позволяет художнику достичь поистине симфонического звучания оркестра красок палитры. Чуть-чуть поблескивает стертое старое золото на темном от времени левкасе. Мудрое переплетение форм, силуэтов, линий, прочерков посохов, округлости крыльев, падающих складок одежд, сияющих нимбов — все это вместе со сложной мозаикой цвета создает редкую по своеобразию гармонию, благородную, спокойную и величавую. И только два черных квадрата на фоне — вход в дом Авраамов — возвращают нас к сюжету Ветхого завета. Светоносность «Троицы» настолько разительна, что иные иконы экспозиции Третьяковской галереи кажутся темными и красно-коричневыми.

Вскоре после завершения работ в Св. Троице, по-видимому, умер Даниил, похороненный в Троице-Сергиевом монастыре. Потеряв своего друга, Рублёв вернулся в Андроников монастырь, где выполнил свою «конечную» (то есть последнюю) работу. Если верить Епифанию Премудрому, Рублёв принимал участие не только в росписи церкви Спаса, но и в ее построении. Эта церковь была возведена около 1426-1427 гг. Вероятно, ее фрески были написаны в 1428-1430 гг. Рублёв скончался 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре в Москве, который сейчас носит его имя. В 1988 г., году тысячелетия крещения Руси, Русская православная церковь причислила Рублёва к лику святых. Он стал первым художником, который был канонизирован христианской церковью.

Православные отмечают день памяти преподобного Андрея Рублева. О его знаменитом творении — иконе Святой Троицы — ученые спорили десятилетиями. Специалисты РИА Новости, 19.07.2022. Троице -Сергиева лавра в городе Сергиев Посад Московской области. " Когда была снята золотая риза (оклад. — Прим. ред.), — вспоминал Гурьянов, — мы увидали икону, совершенно записанную <…> На ней фон и поля были коричневые, а золотые надписи совсем новые.

"Источники"
  • https://diletant.media/articles/34871175/
  • https://zen.yandex.ru/media/history_world/ikona-andreia-rubleva-troica-sotvorivshaia-chudo-5b53a3a5a646b200a9f13d62
  • https://histrf.ru/read/articles/troitsa-andrieia-rublieva-event

Рейтинг
Загрузка ...