Когда моряки носят серьгу

LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

корпоративный блог морского агентства в Калининграде

Самые популярные морские приметы

  • Dec. 10th, 2013 at 2:22 PM

Работа в море связана со множеством опасностей. Моряки окружают себя всевозможными суевериями. Достижения современной науки и техники сделали морские путешествия сравнительно безопасными, но старинные приметы по-прежнему живут среди моряков.

По сей день мы бессознательно ублажаем морских божеств — разбиваем о нос нового судна бутылку шампанского. Раньше новые корабли кропили человеческой кровью, которая, капая в воду, означала жертву морским богам. Ей на смену пришло красное вино, уступившее место шампанскому. Всем известно, что корабль, о нос которого бутылка разбилась не сразу, считается обреченным.

У русских моряков самым почитаемым святым считается святой Никола Морской- Святой Николай. Он может оказать помощь судам, терпящим бедствие, прекратить шторм, исцелить матроса, упавшего с мачты. Николу Морского называют «скорым помощником».

😂Серьги носят либо….

В рукописном памятнике «Устьянский правильник» этому дается следующее объяснение: оказывается, все святые, кроме Николы, могут оказывать помощь молящимся только с разрешения всевышнего. Покровителю же моряков «вперед Божья милость дарована», то есть в критической ситуации он может действовать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом. В морских условиях, когда дорога каждая минута, такая помощь очень высоко ценится.

Подкова, кажется, сугубо сухопутный талисман, однако и в море она имеет большое значение. Если подкову прибить к мачте, на двери каюты или под палубой, то «госпожа Удача» обязательно поможет вашему судну. Надо заметить, вешают подковы разными способами. Русские — концами вниз. Многие нации прибивают концами вверх, считается, что тогда удача не убежит.

А можно ее повесить и в среднем положении, тогда она будет символизировать букву «С» — первую букву в имени Христа (Christ).

Серьга тоже появилась у моряков неслучайно. Большую золотую серьгу в левом ухе получали право носить моряки, пересекшие экватор в точке начала отсчета широты и долготы — в нулевом градусе, то есть в точке, которая у моряков называется «центром Земли» или «золотой точкой». Еще это давало право сидеть в портовых кабачках, положив ногу на стол.

Серьгой, на которой были изображены мыс Горн и созвездие Южного Креста, отличались моряки, прошедшие мимо мыса Горн. В средневековье моряки верили, что серьга в ухе не дает человеку утонуть! Серьга в правом ухе оберегает от ревматизма и ослабления зрения.

На всех морях строго соблюдают табу — свистеть в море нельзя. От этого может измениться ветер или начаться шторм. У многих народов свист вообще считается грехом, так как свистеть могут только черти. Свист раздражает и гневит морских богов. С другой стороны, когда в штиль нужен ветер, его можно «насвистеть».

Почему моряки носят именно кортики

У старых боцманов и матёрых капитанов всегда имелись для этого специальные заговорённые свистки, которые использовались только в крайнем случае.

Читайте также:
Какие серьги одеть под кожаное платье

Всем с детства известно, что указывать пальцем на что-либо является дурным тоном. Особенно дурная примета показывать пальцем на небо — это может разгневать богов и принести шторм или штиль. Указывать пальцем на судно, выходящее из порта, значит обречь его на гибель.

На многих судах считается дурной приметой, когда на борту находится женщина. Это неудивительно, одинокая женщина в компании мужчин может вызвать ненужные страсти. Многие механики не раз замечали, что после посещения машинного отделения женщиной все начинает ломаться.

Есть другая примета, связанная с женским полом. Моряк может привлечь на свою сторону удачу, перед выходом из дома погладив лобок жены или подружки, — этот ритуал носит название «погладить булочку».

Татуировка — нанесение на тело рисунков с помощью вкалывания под кожу краски было древним обычаем моряком. Таким способом они пытались снискать расположение у морских богов и благополучно вернуться на родину. Удачу приносили следующие изображения: изображение моря (символа надежды), черной кошки, четырехлистного клевера, подковы и почитаемые национальные символы.

У многих моряков распространена была татуировка — изображение звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносились религиозные символы, у христиан — распятие. Этим преследовалась цель получить покровительство богов, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам можно было определить, какой веры утопленник, а значит, и по каким обычаям его хоронить. Татуировки отгоняют злых духов и отводят беду.

рында (9)

С уважением и почестями всегда относились к корабельным рындам . Любопытно, что до начала XX века название корабля, выбитое на рынде, как правило, не менялось при смене владельца судна и названия. Это считалось дурной приметой. Если рында лопнет или расколется — это яркий кричащий сигнал всему кораблю: вскоре случится какое-то несчастье. Рында несет в себе много сил и эмоционального настроя . Рында в нашем офисе приносит нам удачу и позитивный настрой.

Впадать в зависимость от суеверий, конечно, не стоит. Здравый смысл и воля — самые лучшие помощники и советчики. Многие неприятности в работе можно обойти еще на стадии выбора крюинга, судовладельца и подготовки к рейсу.

Источник: morskoy-forum.livejournal.com

Мыс Горн: почему именно он — полюс яхтсменов

Слова «обогнуть мыс Горн» для опытных морских путешественников имеют особый вес. Это одна из знаковых точек кругосветного маршрута на лодке любых габаритов. Южный полюс яхтсменов воспевается в книгах и стихах, его проходили поколения мореплавателей, и даже маяк на мысе имеет легендарное значение. Что же делает мыс Горн таким притягательным, и почему именно он считается полюсом яхтсменов?

Расположение и географическое значение

Мыс Горн – крайняя южная точка архипелага Огненная Земля, располагающегося в территориальных водах Чили. Он завершает остров Горн, берега которого омывают воды пролива Дрейка – знакового для яхтсменов перешейка, отделяющего континент Южной Америки от ледяной Антарктиды. На северо-восточном склоне мыса растет самое южное дерево в мире – Магелланов бук, обнаруженный группой исследователей в 2020 году.

На небольшом острове немного построек, и все они примечательны тем, что поставлены для нужд мореплавателей. Маяк, указывающий путь, – это единственный жилой дом и хозяйственная пристройка к нему. Помимо этого, на вересковых пустошах острова стоит лишь небольшая часовенка и мемориал, хранящий память о моряках, отдавших жизни в сражениях с ветрами в попытке обогнуть Горн. Суровые бури не пощадили даже памятник: массивную скульптуру снесло ветром в 2014 году. К настоящему моменту она восстановлена, и гостей мыса встречает внушительный ромбовидный монумент с прорезью в форме силуэта альбатроса – извечного символа моряков, потерявших души в морских водах.

Читайте также:
Как выпрямить серьги кисточки дома самой

Мыс Горн с географической точки зрения нельзя назвать наиболее южной точкой Южной Америки – это звание носят острова Диего-Рамирес. Однако он имеет важное значение для мореплавателей, так как отмечает место слияния Тихого океана с Атлантическим, равно как и северную границу пролива Дрейка, пройти которую – честь для каждого опытного яхтсмена.

Жестокий и опасный мыс Горн

Начинающим мореплавателям не рекомендуется планировать кругосветку в первые же месяцы, и мыс Горн – одна из причин. Это сложный участок, который не прощает ошибок: несмотря на меры, принятые чилийской секцией Братства капитанов и международным сообществом мореплавателей, в проливе Дрейка всё ещё происходят кораблекрушения.

Яростные штормы – главная опасность, которая подстерегает яхтсменов, задумавших обогнуть Горн. Вероятно, из-за этого, несмотря на относительно удобное расположение перешейка для широких судов, неспособных преодолеть узкий Панамский канал, современные водные торговые маршруты игнорируют роковой мыс, оставляя проход Дрейка романтикам.

Небольшие пассажирские суда, ходящие по курсу между Антарктическим полуостровом и портом Ушуая, могут огибать мыс, если время и погода благоволят путешествию. Но лишний раз курсовые суда не рискуют: не зря проход вокруг мыса Горн считается одним из наиболее опасных маршрутов для морских путешествий.

Ревущие потоки ветра с запада на восток заставляют корабли держаться южных широт и не опускаться ниже 40° южной широты, однако для обхода мыса мореплавателю придется сознательно сделать выбор в пользу бури и продвигаться на юг до 56° южной широты. Ветра сороковой широты моряки называют не иначе, как «ревущие сороковые», за которыми следуют «неистовые пятидесятые». Нетрудно представить, что ожидает мореплавателей в проливе Дрейка. Горные цепи Анд и Антарктический полуостров образуют эффект воронки, заставляющий порывы ветра собираться в относительно узком перешейке.

Силы ветра порождают так называемые волны-убийцы, нарастающие с востока на запад и достигающие 30 метров в высоту. Даже в восточной части эти волны создают рисковые условия для небольших судов, тогда как западная сторона долгое время считалась самоубийственным маршрутом. Возможности современных парусных яхт позволяют добиться намного большей стабильности на трудных участках, в том числе – при обходе мыса по направлению против ветра, однако от моряка требуется не только опыт, но и безупречная выдержка.

Как будто этих опасностей мало, но неосторожных мореплавателей подстерегают айсберги. Даже в феврале, когда в Южном полушарии лето и границы айсбергов сдвигаются максимально вниз, к Антарктиде, крайняя точка мыса находится значительно ниже широт, граничащих с айсбергами. Гигантские ледяные скопления – одна из основных причин гибели моряков в прошлом и современных кораблекрушений у мыса.

Значение мыса Горн для яхтсменов

Морской южный полюс не участвует в современном движении судов и не входит в постоянные маршруты, но остается притягательной точкой для амбициозных мореплавателей и туристов.

В этих водах постоянно кружат круизные лайнеры, предлагающие экзотические путешествия из одного океана в другой. Прохождение мыса Горн – ключевая точка такой морской прогулки: гостей лайнера могут даже торжественно посвящать в опытные мореходы по завершении заплыва. Конечно, с реальной опасностью круизные лайнеры не сталкиваются: из-за значительных габаритов и общей устойчивости они куда лучше справляются со штормовыми ветрами, способными перевернуть небольшое судно или разбить яхту в щепки.

Читайте также:
Как продать дорогие серьги

Если не считать экскурсионные ходки круизных лайнеров, яхтсмены – единственные, кто создает подобие регулярного движения вокруг мыса Горн в наше время. Несмотря на опасность перехода для малых судов, владельцы парусных яхт ежегодно преодолевают сложнейший перешеек: как часть кругосветного плавания или в соревновательных целях, в составе команды на несколько человек или в одиночку.

Мореплаватели, которые чтут старинные традиции, после обхода мыса Горн выкуривают сигары и плескают немного алкоголя в океан – как бы в благодарность морскому богу Нептуну за безопасный переход. В прежние времена моряк, прошедший злополучный мыс, получал бы право носить в ухе золотую серьгу-кольцо – универсальный символ морской храбрости. Сегодня этому правилу следует немногие, но и без серьги сам факт прохождения мыса многое расскажет о вашем опыте и душевных качествах любому, кто хотя бы немного знаком с морскими путешествиями.

Источник: yachting-tour.ru

Топ 10 морских суеверий и примет

Работа в море сильно изменилась за последние сто лет. Больше нет кораблей месяцами затерянных в необъятных морских просторах. Моряки пользуются преимуществами спутниковой связи, метеорологических сводок, радаров; регулярно заходят в порты и общаются близкими при помощи интернета.

Но представьте себе жизнь на борту всего пару столетий назад: у вас нет специального оборудования, а навигационные знания являются привилегией избранных. В отсутствие более твердой основы люди цеплялись за суеверия и счастливые приметы, чтобы создать иллюзию контроля над враждебной и непредсказуемой стихией. Обрывки этих верований можно найти на борту даже сегодня. Мы собрали Топ-10 морских суеверий и примет, а также их происхождение.

1. Торжественный спуск на воду и присвоение имени кораблю

ship_christening

Традиция праздновать спуск на воду нового судна имеет давние корни. Впервые ритуал стали проводить в древнем Вавилоне еще в 3-м тысячелетии до н.э. Там, чтобы боги оберегали корабль и его обитателей, в жертву приносили быка. Древние греки и римляне также праздновали рождение нового судна пышными гуляньями и жертвоприношениями своим богам.

Позже, традиция смазывать стапеля кровью возобновилась во времена викингов. Они привязывали своих пленников к слипам, и драккары проливали кровь, едва соскальзывая в воду. Это должно было принести им удачу в боевых походах.

С распространением христианства этот ритуал трансформировался в разбивание бутылки вина о борт корабля. Вино или шампанское символизируют кровь, но никто уже не помнит мрачных истоков доброй традиции.

Существует также множество суеверий, связанных с крещением судна:

  • Давать имя кораблю должна женщина (что противоречит другим суевериям, связанным с прекрасным полом).
  • Существует поверье, что названия судов, заканчивающиеся буквой «а», прокляты. Его происхождение может быть связанно с крушением судов Lusitania и Britannia, унесшими множество жизней, во время Первой мировой войны. Однако сегодня эта примета почти забыта, и сотни судов носят имена с «а» на конце.

То же самое относится и к убеждению, что смена названия судна – плохой знак. Коммерческие суда, меняющие имя при смене судовладельца – обычная практика в наше время.

2. Женщине на борту не место?

Женщина на судне – к беде. В старину это суеверие имело логическое объяснение. Наличие на борту представительниц прекрасного пола привело бы к ссорам среди моряков, и без того вынужденных месяцами делить тесное пространство корабля. Однако, как ни странно, это суеверие живо даже сегодня, когда женщины все чаще занимают офицерские должности не только на мостике, но и в машинном отделении.

Читайте также:
Откуда появились серьги в ушах

Ship Figurehead

Между тем, как это часто случается с мифами и легендами, в ситуации с дамами на борту все не слишком логично, потому что рождение ребенка, особенно мальчика, на судне определенно считается удачей. Более того, все остальные приметы, связанные с женщинами и морем – хорошие, особенно если дамы обнаженные и фигуристые. Во всех культурах было принято вырезать или изображать женские фигуры на своих судах, чтобы защитить их в море.

Настоящий расцвет носовых фигур наступил в 19 веке, когда каждый парусник был украшен изображением нежной греческой богини, воинственной королевы или просто дочери или жены судовладельца. Они летели впереди корабля, успокаивая море и принося удачу морякам.

3. Рыбаки – чемпионы по морским суевериям

В то время как моряки покоряют водную стихию, рыбакам нужно перехитрить еще одно явление природы – косяки рыб. Даже, несмотря на GPS, эхолоты и радары, многое в рыбной промышленности зависит от удачи, поэтому неудивительно, что рыбаки оказываются еще более склонными к различным морским суевериям и приметам:

  • Встретить рыжего человека – плохое предзнаменование. Суеверие, вероятно, восходит к временам викингов. Многие из них были рыжими, и увидеть их ватагу было верным признаком неприятностей.
  • Чтобы обеспечить хороший улов, сети нужно посыпать солью (засолить) в начале сезона.
  • Счастливая одежда. Подобно спортсменам, которые не снимут футболку или носки пока длится их победная полоса, у рыбаков есть «счастливые» кепки или куртки, которые «гарантируют» хороший улов.
  • Игра на гитаре или скрипке во время рыбалки является хорошим знаком, поскольку предполагается, что рыбе нравится музыка (без комментариев).
  • Нельзя свистеть во время рыбалки. Существует две версии происхождения этого суеверия. Первая – от свиста меняется ветер и поднимается буря; вторая – рыба, как женщина не любит, когда ее подзывают свистом. По этой же причине во время рыбной ловли запрещается сквернословить и повышать голос.
  • Никогда никому не показывайте свое счастливое место. Впрочем, на самом деле, это не суеверие, а осторожность.

4. Татуировки и серьги приносят удачу морякам

В старину моряк получал право проколоть ухо, когда пересекал экватор или огибал земной шар. Однако серьга служила не только знаком уважения в морском сообществе. Золото всегда оставалось ценностью и могло выручить своего владельца из беды, если он проиграл или растратил все свои деньги. Таким образом, ношение сережек постепенно стало синонимом безопасности и превратилось в суеверие.

То же самое касается и счастливых татуировок. Они не только приносили положительные эмоции владельцам, но и служили для облегчения идентификации после их смерти, поэтому остались в памяти народа как добрый знак.

5. Несчастливые дни

Оказывается, раньше существовал целый список дней, когда не стоило начинать морское путешествие. Возглавляла его пятница, предположительно, из-за того, что Иисус был распят в этот день. В морском фольклоре даже сохранилась интересная, хотя и неправдоподобная история о британском военном корабле, HMS Friday, который, чтобы преодолеть популярное суеверие, был заложен, спущен на воду и назван в честь пятницы. Поговаривают, что он пропал в своем первом плавании.

Однако из морского календаря вычеркивалась не только пятница. В четверг нельзя было выходить в море, потому что это день Тора (Thursday), а он является Богом бурь и грома. Первый понедельник апреля отвергался, потому что в этот день Каин убил Авеля; а 2-й понедельник августа – это день, когда были разрушены царства Содома и Гоморра, поэтому в эти дни судам также не положено было покидать порты.

Читайте также:
Сколько стоят серьги с агатом

Между тем, сегодня графики движения судов составляются без оглядки на эти захватывающие библейские и мифологические события; к счастью, без каких-либо катастрофических последствий.

6. Бананы приносят неудачу морякам

Существует несколько версий происхождения этого мифа. Во-первых, предубеждение против бананов могло появиться из-за ядовитых пауков, которые скрывались между гроздей и кусали моряков. Другое объяснение состоит в том, что бананы были запрещены на борту, потому что при брожении они выделяют этилен, портя остальные продукты; ведь холодильников в те времена на судах еще не было.

Еще одна теория гласит, что плавающие гроздья бананов обычно видели в местах кораблекрушений, поэтому бананы стали ассоциироваться с морскими катастрофами.

7. Альбатросы – священные для моряков птицы

Never kill Albatross

В давние времена считалось, что морские птицы переносят души умерших моряков, поэтому убить альбатроса было большим грехом. Напротив, увидеть птицу в море считалось добрым знаком, ведь что это означало, что где-то рядом земля.

Другие морские суеверия, связанные с животными:

  • если судно преследуют дельфины – это к удаче;
  • и наоборот, акулы, окружившие корабль, предрекают скорую смерть кого-то из моряков. Истоки суеверий, конечно, в укоренившемся отношении к данным морским обитателям.

8. Знаки Судьбы

Помимо анималистических, морское сообщество разработало целый ряд счастливых и несчастливых примет, которые помогали им ориентироваться в океане повседневности. Так, например:

  • Запрещалось приносить на борт цветы, поскольку они ассоциировались с похоронами.
  • Пожелания «Удачи!» также были под табу, поскольку являлись искушением судьбы.
  • Ступать на борт корабля полагалось только с правой ноги.
  • Оглядываться, оказавшись на борту, считалось плохим предзнаменованием.
  • Священнослужителей на судах также не жаловали из-за ассоциаций со смертью и похоронами.
  • Тем не менее, черная кошка была хорошим знаком, означавшим, что моряк скоро вернется домой. Котов на судах вообще привечали, так как они ловили крыс и мышей.
  • Разлить вино на палубу – тоже добрый знак, благословение на счастливое путешествие (снова отсылка к жертвоприношению).

9. Оставьте лишнее на суше

Моряки всегда старались рассчитаться с долгами перед выходом в море. Люди понимали, что могут не вернуться из путешествия, поэтому нужно было уладить все свои дела, прежде чем подняться на борт.

Постепенно, известная практика превратилась в убеждение, что моряки, не рассчитавшиеся с долгами, повинны во всех штормах и несчастьях, с которыми сталкивалась команда. Поэтому должника вполне могли выбросить за борт.

10. Бермудский треугольник

Bermuda_Triangle mystery

Удивительно, но в эпоху спутниковых технологий, автономных судов и робототехники люди по-прежнему очарованы загадками Бермудского треугольника. Печально известная область простирается между Флоридским проливом, Багамскими островами и вокруг всей территории Карибских островов до Азорских островов. Христофор Колумб первым отметил, что компас отказывает в этой зоне; и с тех пор десятки кораблей и самолетов исчезли в «дьявольском треугольнике».

Среди теорий, объясняющих загадочные исчезновения: вихрь времени, инопланетяне (портал НЛО, если быть точнее), затерянный город Атлантида, комета, правительственные испытания и много других захватывающих гипотез.

Между тем, сегодня подтверждается, что Бермудский треугольник – не единственное место на Земле, где наблюдается магнитная аномалия; и аварии прошлого, скорее всего, связаны с человеческим фактором, отказом техники или плохими погодными условиями, а не с мистическими свойствами этого места.

Источник: maritime-zone.com

Рейтинг
Загрузка ...