Когда можно освящать крестик в церкви

Как освятить крестик?

Как освятить крестик? ⇐ Православие в вопросах и ответах

Модератор: м. Фотина

  • Перейти на страницу:

Сообщение Доброе утро » 17 сен 2010, 18:58

Не так давно мне подарили крестик, сказав, что покупали в обычном ювелирном магазине, так что он не освященный.
Никак не могу понять, когда же и куда его отдать, чтобы освятили. Спрашивала у свечниц. Но как-то мы с ними друг друга не поняли что ли — они сказали «после службы». а чего после службы, куда после службы — не сказали.

Когда и к кому же все-таки и как обратиться-то с такой просьбой?

Сообщение Dream » 17 сен 2010, 19:03

Доброе утро, у нас в храме мы перед службой отдаем в свечной ящик с просьбой освятить — и забираем после службы. Или ловим мальчишек-алтарников и они относят в алтарь. Терпения Вам при общении со свечницами и все получится

Сообщение omokhota » 17 сен 2010, 19:07

Как освятить крестик и для чего это делают

Доброе утро,
А у нас после службы молебен водосвятный служат — туда на платочке и кладут крестики. И забирают сразу после молебна.

Сообщение Ахия » 17 сен 2010, 19:26

К священнику, причем к любому, во время, когда нет Службы ( т.е. ПОСЛЕ Литургии, Панихиды, молебна и т.д. ).
» Честный отче, прошу Вас освятить крест нательный «. Все!

Священник заберет у Вас крест. Осмотрит его на предмет каноничности. Внесет его в Алтарь. Отслужит положенное чинопоследование. И вернет Вам.
Крест можно передавать прямо с цепочкой/гайтаном. Освящается исключительно сам крест.

Читайте также:
Драгоценные камни понятие определение

Добавлено спустя 1 минуту 1 секунду:

omokhota: Доброе утро,
А у нас после службы молебен водосвятный служат — туда на платочке и кладут крестики. И забирают сразу после молебна.

Источник

В каких случаях необходимо повторно совершить чин освящения чего-либо?

Известна практика, когда над священническим ( дьяконским, пономарским) облачением, богослужебными предметами совершается повторный чин освящения, например, после их стирки или ремонта, а иногда даже и после их падения на пол, прикосновения к ним мирян и пр…

Обосновано ли это? В каких случаях уместно говорить о необходимости совершения повторного чина освящения?

Хотелось бы узнать это и относительно икон, нательных крестиков, ладанок, машин, домов и офисов, которые « переосвящаются» ещё чаще.

Епископ Константин (Островский), Москва

Я думаю, что повторно освящать не нужно. Исключением могут быть случаи прямого осквернения или кощунства над предметом.

Относительно домов и офисов см. тут.

Протоиерей Андрей Кривонис, Севастополь

Как освятить крестик : в церкви и дома

Никакого повторного чина освящения как священнических облачений, так и других богослужебных предметов, а также нательных крестиков, ладанок, машин, домов и офисов в богослужебной практике Православной Церкви не существует.

Кроме того, в самом Требнике в названии этих чинов присутствует указание на то что освящаются « новые» предметы: «Чин благословения или освящения новых священнических одежд», «новаго кивота, к хранению мощей святых сооруженнаго», «новых сосудов церковных», «новаго дому, в немже хощет кто первее вселитися», «молитва над единым дискосом новым», «молитва еже благословити новую дискосную звезду», «новую лжицу», «новыя покровцы». Протоиерей Геннадий Нефедов отмечает, что « когда в храм поступают новые или поновленные церковные вещи и принадлежности, бывает особенное освящение их» ( Таинства и обряды Православной Церкви: Учеб. пособие по литургике / Протоиерей Геннадий Нефедов. — М., 2004. — С. 303).

Читайте также:
Какого цвета бывают рубины

Что же касается « повторного освящения» то оно необходимо только в том случае, если эти предметы и вещи использовались для профанных целей, то есть при их обыкновенном употреблении в быту, а не для священнодействия, что прямо запрещено церковными канонами и считается осквернением святыни ( см.: 10 Правило Константинопольского Двукратного Собора и 73 правило Святых Апостолов).

Понятно, что под эту каноническую норму не подпадают стирка или ремонт облачений, а также их падение на пол или прикосновения к ним мирянами. Последние эксцессы вообще вызывают недоумение: при поклонах всё равно одежды соприкасаются с полом, который так же освящён, как и весь храм, а бесконтактное совершение Исповеди, Причащения, Крещения, Венчания — это, пожалуй, уже высшая степень священнослужения, доступная только бесплотным. Но правда, стоит заметить: существует мнение, что если облачения « стирали или чистили светские лица и притом неправославные, то лучше будет снова освятить их, хотя бы просто окроплением святой воды» ( Православное благочестие: вопросы и ответы / Аверкий ( Таушев), архиеп. — М.: Новое Небо, 2018).

Вероятнее всего, что такая чрезмерная боязнь потери священного, сакрального — то есть благоговение — и ощущение скверного, нечистого — отвращение — является остатком средневекового религиозного сознания, который определял ритуальное и бытовое поведение христианина на Руси, а также во многом повлиял и на литургическую культуру того времени. Речь идёт о том, что в основе отношения к событиям окружающего мира и предметам лежало их действие на душу и тело человека.

Внешние факторы могли освятить, осквернить либо быть нейтральными. Причём тело и душа не воспринимались изолированно — осквернявшее душу оскверняло и тело, и наоборот. Поэтому и каждый свой шаг средневековый христианин переживал и осмысливал, руководствуясь этими ощущениями и критериями, а вся жизнь воспринималась в качестве непрерывного обряда. Таким образом, стремление к чистоте, к очищению от скверны — один из основных мотивов духовной деятельности христианина в средневековье ( более подробно см.: Крылов Георгий, протоиерей /Понятие « скверна» ( «погань») в Средневековой Руси и в современном старообрядчестве / bogoslov.ru).

Читайте также:
Как измеряется длина цепочки

Остатки этого средневекового мировоззрения можно встретить и сейчас в чинах нашего современного Требника: «молитва над кладезем оскверншимся», «молитва над сосудом оскверншимся», «молитва о еже скверно ядших»

Относительно «переосвящения» домов и жилищ, «Чин благословения новаго дому, в немже хощет кто первее вселитися» этого явно не предполагает, так как совершается для тех людей, которые собираются жить в этом доме и непосредственно перед их вселением в него. Да и в молитвословиях чина испрашивается благословение на дом: то есть конкретно на тех, кто в нём будет жить, и ничего не говорится о самом жилище, а только об его жильцах: «о е́же сохрани́ти их от гла́да…». Их, а не сам дом.

Кроме того, следует помнить, что понятие « освящение» относится к предметам сакральным, посвящаемым Богу, а «благословение» предметов не может совершаться вне контекста молитвы об использующем их человеке, потому что благословение Божие призывается именно на человека и более правильно всё-таки говорить о благословении жилища и тех, кто в нём будет жить, а не освящении.

А вот после совершения « Чина благословения нового дома», согласно древней традиции, можно было хотя бы раз в год окроплять святой водой как жилище, так и место работы или учебы, транспортные средства и другие предметы домашнего обихода. Например, так поступают многие священнослужители в монастырях, освящая обители на Богоявление, а также сельские батюшки, когда раз в год по просьбе односельчан освящают дома на Крещение Господне ( см.: «Чин благословения нового дома — можно и нужно ли его повторять?»).

Ну, а в случае какой-то приключившейся нужды в доме лучше всё-таки совершить молебен с окроплением его святой водой, но не повторять « Чин благословения новаго дому…».

Читайте также:
Известняк это минерал или горная порода
Источник
Рейтинг
Загрузка ...