Когда на них сережки расцвели

«Люби!» — поют шуршащие березы,
Когда на них сережки расцвели.
«Люби!» — поет сирень в цветной пыли.»Люби! Люби!» — поют, пылая, розы.
Страшись безлюбья. И беги угрозы
Бесстрастия. Твой полдень вмиг — вдали.
Твою зарю теченья зорь сожгли.
Люби любовь. Люби огонь и грезы.
Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Люби — Константин Бальмонт — читает Павел Беседин

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Источник: stihi.ru

Константин Бальмонт. Паганини русского стиха

…Небо разверзлось нескончаемым ливнем: рваные тучи метались по небу, косые нити дождя стучались в оконное стекло, жалобно стонали ветви деревьев, словно щенки бездомные — просились в тепло комнаты.

Сквозняком открывшейся форточки — разметало по полу листы рукописей… «Дурной сон» — предчувствие, где ещё не высохли чернила оставленных строк:

«Мне кажется, что я не покидал России
И что не может быть в России перемен.
И голуби в ней есть. И мудрые есть змии.
И множество волков. И ряд тюремных стен…»

24 декабря 1942 году в приюте «Русский дом» близ Парижа, в Нуази-ле-Гран в русском общежитии матери Марии — умер 75-летний Константин Бальмонт, «Паганини русского стиха».
Русский поэт-символист, переводчик, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы. Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе. Был номинирован в 1923 году на Нобелевскую премию по литературе.

Читайте также:
Сережка застряла в ухе что делать

…Оккупированная Франция погрузилась в рабское смирение перед фашистами, их режимом, правилами жизни.
Немцы относились к русскому престарелому кумиру читающих поклонников БЕЗРАЗЛИЧНО, русские же гитлеровцы — продажные твари — попрекали за то, что тот поддерживал революционеров.
На похоронах Бальмонта не было ни поэтов, ни поклонников.
Шел сильный дождь.
Когда гроб стали опускать в могилу, она оказалась наполненной водой, гроб всплыл, его пришлось придерживать шестом до тех пор, пока могила не была засыпана…

«Люби!» — поют шуршащие березы,
Когда на них сережки расцвели.
«Люби!» — поёт сирень в цветной пыли.
«Люби! Люби!» — поют, пылая, розы.

Страшись безлюбья. И беги угрозы
Бесстрастия. Твой полдень вмиг — вдали.
Твою зарю теченья зорь сожгли.
Люби любовь. Люби огонь и грезы.

Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.

Он в каждом часе слышит мёртвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он».

«Когда слушаешь Бальмонта — всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развевает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его «певучей силе»».

Напишет Александр БЛОК, восторгаясь творчеством первого русского символиста, автора, в возрасте пятидесяти лет написавшего «ЛЮБИ» — сонет, вошедший в сборник «Сонеты Солнца, мёда и Луны», изданный в 1917, а затем в 1921 году.
Итоговый в творчестве поэта: вобравший в себя мотивы, поэтические идеи творческого наследия, литературное направление и жанр.

Это у него всё от мамочки — Веры Бальмонт (Лебедевой), родом из семьи военного, большого любителя литературы. владела несколькими иностранными языками, отличалась вольнодумством, принимала в своем доме «неблагонадежных» гостей. Бальмонт напишет, что мама не только научила его любить литературу, но и поделилась «душевным строем». Константин был третьим из семи сыновей Бальмонтов, наблюдая, как мама занимается грамотой со старшими братьями, сам начал читать в пятилетнем возрасте.
Отец, радуясь успехам сына, подарил первую книгу!

Читайте также:
Анализ содержания текста рассказчику и закадычному другу сережке леонтьеву было по тринадцать

Семья образованных людей дворянского происхождения, живших во Владимирской губернии. Отец служил в земстве, мама, увлеченная словесностью и музыкой, передавала это детям.
Учился Константин в уездной гимназии в Шуе, примкнул к нелегальному кружку «Народная воля», распространял листовки, за что был исключен из гимназии. В 18-летнем возрасте дебютировал в литературе: три его произведения опубликовал столичный журнал, поступил в Московский университет, изучал юридические науки. Учеба закончилась арестом за участие в студенческих волнениях и высылкой в Шую.
Судьба первого «Сборника стихотворений» была печальной: автор сжег все экземпляры, потому что стихи интереса не вызвали.

Мучительные попытки наладить отношения с первой супругой, закончились… выходом в окно… на мостовую… многочисленными увечьями, лечением, хромотой на всю жизнь, переломным и плодотворным в творческом плане, осознанием своего предназначения.
Владимир Короленко, профессор Московского университета Николай Стороженко, добиваются для молодого человека заказ на литературные переводы, которые давали Бальмонту средства к существованию.
Потом был Петербург. В настоящую поэзию вошел со сборником «Под северным небом».

Стихи полны романтических переживаний, пронизаны безрадостными настроениями, одаренность была очевидной. Позднее сборник стихов «В безбрежности» продемонстрированы литературные попытки СОЕДИНИТЬ СЛОВА с МЕЛОДИКОЙ, создавая блестящие стихотворные формы.
Упорная работоспособность: читал исторические труды, работы по естественным наукам; осваивал другие языки; интересовался народным творчеством.
Сборник «Горящие здания» — звучит жажда внутреннего освобождения, тяга к самопознанию, постижению своего мира.
В новом литературном течении он становится признанным мастером символизма, творчество — востребованным. «Будем как Солнце», «Только любовь. Семицветик» — толпы поклонников, кружки подражателей- бальмонистов, в которых литераторы изучали блистательную форму стихов Бальмонта, его рифмы и то, что называли хрустальными созвучиями.

Это была не просто популярность, а влюбленность в поэта.
Стихи Бальмонта для детей этого периода наполнены очаровательными персонажами — феями, эльфами, росинками. Автор в них создавал идеальный мир, которых завораживал детей.
Современники Константина Бальмонта называли его «вечная тревожная загадка». У него была масса последователей, был образцом литературного стиля для Марины Цветаевой и Игоря Северянина, Максимилиана Волошина. Самый яркий из поэтов Серебряного века.

Мы знаем его по школьной программе, которая и сегодня включает Стихи – «Камыши», «Осень», «Снежинка», «Фея», «К зиме» и другие.

В 1905 году вовлечен в политическую жизнь страны, в революционные события, сблизился с Максимом Горьким, сотрудничал с социал-демократической прессой.
Наступившие после революции репрессии грозили поэту арестом.
Отправился в Европу как в первую эмиграцию. Там издал два сборника с откликами на революционные события. Годы эмиграции проводит в путешествиях по Африке, Австралии, Индии.
Россия его не забывала. В Петербургском университете отметили 25-летие литературного творчества Бальмонта, публично провозгласили великим русским поэтом.

Читайте также:
Крутые серьги с бриллиантами

Февральскую революцию Бальмонт приветствовал, но категорически не принял Октябрьскую.
Писал, что она принесла хаос и ураган сумасшествия, а большевики стали для него разрушителями, подавляющими личность. В 1917–1920-х поэт бедствует вместе со всеми в стране, но на соглашательство с новой властью не идет, не печатает свои произведения. В 1920-м ему удалось добиться разрешения на временную поездку за границу. В Россию он больше не вернулся.

…Эмиграция была вынужденной, во Францию выезд голодающему, нищенствующему Бальмонту устроил верный друг, поэт Балтрушайтис, бывший литовским посланником в Москве, — спас его.
Константин Дмитриевич работал, занимался переводами,жил среди книг: Библия, летописи Нестора, труды по астрономии, Пушкин, Гете.
Его переводы Шелли, Байрона, Бодлера, Руставели до сих пор СЧИТАЮТСЯ КЛАССИЧЕСКИМИ!

Работал на пределе сил. И, как результат, — депрессия, перешедшая в душевную болезнь…

В эмигрантской среде Бальмонта не приняли, ставили в вину то, что он не бежал, а выехал по официальным документам, подозревали в сотрудничестве с советской властью. Большевики обрушили обвинения на него как на человека, обманувшего их доверие.
В эмиграции поэт тяжело переживал разрыв с Россией: тяжесть жизни на чужбине отражены в произведениях сборника «Марево». Бальмонт очень жалел, что уехал, появлялось желание вернуться. В 1923 году номинировали на Нобелевскую премию по литературе, но удостоился европейский поэт.
Значительная часть творчества в эмиграции состояла из сотрудничества с русскими газетами и журналами, а также из публицистических выступлений.
Возмущало безразличие европейского общества к тому, что происходило в Советской России при большевиках. Жить становилось труднее, гонорары и помощь от фондов нерегулярными. 1930 год — проявились признаки психического заболевания, поэт периодически лечится в клинике. Последние годы жизни стали «сумеречным состоянием».
Умер Бальмонт 24 декабря 1942 года от пневмонии. на чужбине,с послевкусьем горестей разлуки с РОДИНОЙ.

«Из сладких горестей — из всех,
Дарованных судьбою властной,
Нет сладостней и слаще тех,
Что вызрели в любви несчастной.

От них не деться никуда.
Они, сердечность обостряя,
Ведут по жизни сквозь года,
Страданьем душу осветляя.

Читайте также:
Как пишется слово серьга с мягким знаком

И мы несём по жизни боль,
И познаём себя чрез муки,
И человеческую роль
Играем по любви науке.

И узнаём, что Бог — любовь,
И что мы все — есть Божьи дети!
Завет — «Любить!» — хранит в нас кровь,
Неугасимая до смерти…

Куда ведёт судьбы стезя
Без крыл любви, без мук страданья?
Влюблённый в самого себя —
Зашорен на Пути познанья.»

https://stihi.ru/2020/12/22/7718
Автор ПОЭЗИИ: Валерий СТАРОСТИН

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ КОНСТАНТИНА ДМИТРИЕВИЧА БАЛЬМОНТА

Источник: proza.ru

Люби (Поют шуршащие березы. )

Константин Бальмонт в 1917 году

«Люби!» — поют шуршащие березы,
Когда на них сережки расцвели.
«Люби!» — поёт сирень в цветной пыли.
«Люби! Люби!» — поют, пылая, розы.

Страшись безлюбья. И беги угрозы
Бесстрастия. Твой полдень вмиг — вдали.
Твою зарю теченья зорь сожгли.
Люби любовь. Люби огонь и грезы.

Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.

Он в каждом часе слышит мёртвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

Стихотворение-сонет «Люби» написано Константином Бальмонтом на стыке эпох, в 1917 году, когда двуглавый орел над Питером сменился кроваво-красным полотнищем большевиков. Стих является одой, гимном любви, прославляющим это великое чувство, без которого человек имеет право на существование, но не имеет права на жизнь.

Бальмонт в 1917 году

Всем известно негативное отношение Константина Дмитриевича к революции, но не все знают, что февральский путч был сразу на ура принят поэтом и только после он присоединился к кадетам, разочаровавшись в идеях большевиков.

Октябрьский же переворот сразу вызвал отторжение Бальмонта, он считал, что тот несет хаос и приведет к смутным временам, что и случилось. Одна из основных претензий к большевикам состояла в том, что пролетариат был стадной стихией и подавлял личность, а значит лишал человека его собственного Я.

В 1917 году Бальмонт живет в Питере (Петроград) со своей третьей женой Цветковской, лишь изредка посещая Москву и навещая там дочь Нину от прежнего брака.

На этом фоне, как противовес смутному времени, и пишется стих «Люби», который стал для русской поэзии того времени подснежником на окровавленном снегу. Впервые сонет опубликован в сборнике «Русская мысль», а позже вошел и в книгу стихов «Сонеты Солнца, меда и Луны».

Читайте также:
Как сделать сережки грибочки из бисера

Краткий анализ

☝ С первых строк стихотворения Бальмонт призывает любить – это естественное чувство, о котором человеку твердит сама природа.

«Люби!» — поют шуршащие березы,
Когда на них сережки расцвели…

К любви призывают березы и сирень, о ней шепчут человеку розы, вспыхивая на каждом любовном слове, как костер под дуновением ветра.

Вторая строфа показывает важность любви от обратного:

Страшись безлюбья. И беги угрозы
Бесстрастия…

Самое страшное, по версии Бальмонта, для человека – это отсутствие любви – безлюбье, когда индивидуум становится холодным, как гробовой камень, и бесстрастным. Любовь этому противовес – она есть огонь, которым способен растопить любой лед в душе.

Третья строфа сонета продолжает тему, называя нелюбящего человека нарушителем закона мироздания, закона, который создало само небо. Нелюбящий человек мертв душой, в нём нет огня. Его существование сводится только к протаптыванию тропинок, по которым будут гулять влюбленные.

В финале глубокая философская нотка:

Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он…

✨ С её помощью автор строк показывает, что любовь сильнее смерти, ибо влюбленный счастлив, даже на Голгофе. Годно сказано.

Жанр, композиция, рифма, тропы

☝ Сонет написан в жанре интимной лирики, имея вкрапления философских ноток и линейное развитие композиции.

Рифмовка кольцевая (березы – расцвели – пыли – розы), первые две строфы имеют вид катренов, а третья и четвертая строфа состоят из трех строчек-терцетов (стандартный размер сонета).

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (прекрасен небосклон, шуршащие березы, мертвый звон, цветная пыль).
  2. ✔ Метафоры (в каждом часе слышит мертвый звон, беги угрозы бесстрастия, движутся созвездья, зарю теченья зорь сожгли).
  3. ✔ Анафора (Люби!).

Это не единственное стихотворение Бальмонта, в котором он дерзок и смел, призывая читателя к действию, хотя чаще требует действия от себя. Пример тому стих «Хочу!», где поэт буквально «вымогает» для себя счастье, отправляя призыв в небо и самостоятельно исполняя его.

Читает детский хор

ТОП русской поэзии

  • Анна Ахматова
  • Александр Блок
  • ✨ Валерий Брюсов
  • Борис Пастернак
  • ☝ Владимир Маяковский
  • ✨ Зинаида Гиппиус
  • ✔ Иосиф Бродский
  • Николай Гумилёв
  • Николай Заболоцкий
  • Марина Цветаева
  • Осип Мандельштам
  • Сергей Есенин
  • Иван Бунин
  • Федор Тютчев
  • ✨ Игорь Северянин
  • Константин Бальмонт
  • Афанасий Фет

Источник: stihirus24.ru

Рейтинг
Загрузка ...