Когда начали использовать соль

Женщины поджаривали над огнем только что освежеванную дичь, и мужчины, уставшие на охоте, ели это полусырое, обсыпанное золой мясо с приставшими к нему угольками.

Люди, еще не знали соли, и им нравилась зола, которая придавала мясу приятный, солоноватый вкус.

Люди тогда еще не умели добывать огонь: он попал к ним случайно от зажженного молнией дерева или от раскаленной лавы вулкана. Постепенно они научились хранить тлеющие угли, раздувать искры, научились поджаривать мясо, воткнув его на палку и держа над огнем. Оказалось, что мясо не так быстро портится, если его подсушить над костром, и долго сохраняется, если повисит некоторое время в дыму.

Пока мужчины охотились, женщины бродили по лесу, пробовали разные ягоды и коренья, и все, что им нравилось на вкус, приносили к пещере. Чтобы хранить плоды и коренья, они стали плести из травы и прутьев корзинки. А чтобы зерна не просыпались, они замазывали щели между прутьями мокрой глиной. Для просушивания такие корзинки вешали над огнем.

Соль в истории. Добыча, значение и влияние

Иногда прутья сгорали, а обожженная глина оставалась. Так были получены первые глиняные горшки. А научившись делать посуду, люди стали иначе питаться. В горшок с водой и мясом клали раскаленные на огне камни, вода закипала, и мясо от камней иногда приобретало приятный солоноватый вкус.

Прошли века. Люди научились сажать зерна и собирать небольшой урожай. Растирая зерна между камнями, они получали муку и пекли на раскаленных камнях лепешки. Чтобы придать им приятный вкус, лепешки посыпали золой из специально собранных растений.

Такой же вкус, но еще более острый, придавал пище белый порошок, который женщины случайно находили на камнях у берега моря или на берегах соленых озер.

Мясо, натертое белым порошком, долго сохранялось, так же как провяленное на огне или в дыму костра. Поэтому белый порошок очень ценился и его стали искать.

Так соль вошла в жизнь человека.

Знакомство с солью в разных местах могло происходить по-разному. Охотники, выслеживая дичь, замечали, как дикий олень или лось лизал в траве прозрачный камень, похожий на лед. Но этот лед не таял ни в руках, ни на солнце. А когда охотники пробовали его языком, подражая животному, то ощущали необычайно приятный и острый вкус. Они отламывали куски камня и уносили его с собой.

Это была каменная соль.

Так научились люди есть мясо и употреблять соль. Это было гораздо приятнее, чем есть золу. Иногда, утоляя жажду, люди находили соленый источник и замечали соленый вкус морской воды. Они макали в нее пищу, лизали каменную соль, и после мяса, съеденного с такой приправой, люди чувствовали себя бодрее, ощущали прилив новых сил и усталость проходила скорее.

Кусок соли делался драгоценностью племени. При каждой еде люди лизали соль, а когда она кончалась, отправлялись на ее поиски. Постепенно женщины научились растирать соль в порошок и посыпать ею пищу.

Галилео | Соль ️ Salt

Открытие соли и начало ее употребления было эпохой такого же значения, как знакомство человека с земледелием. Почти одновременно с добычей соли люди научились собирать зерна, засеивать участки земли и собирать первый урожай. И хотя хлебные зерна содержат мало поваренной соли, не то что мясо и кровь животных, земледелие продолжало развиваться.

Следовательно, человек нашел способ удовлетворять солевой голод, который не ощущался при мясном питании. Человек научился добывать соль. С золой растений, которой первоначально посыпались лепешки и мясо, человек, кроме полезных солей, поглощал гораздо большее количество вредных веществ.

Читайте также:
Зачем людям украшения

Случай или инстинкт заставил людей выбирать растения, содержащие больше соли — солончаковые и растущие у морских берегов или у соленых источников. Аристотель и Плиний сообщают об обычае умбрийцев есть золу солончаковых растений как о первой попытке добывать заменитель поваренной соли. Но с переходом к растительной пище этот способ уже не мог удовлетворять потребности в соли, и человечество научилось разыскивать настоящую соль.

Понадобились тысячелетия, чтобы человек, уже знакомый с огнем, научился его добывать из кремня или трением одного куска дерева о другой. И много времени прошло, пока люди научились добывать соль. Десятки тысячелетий протекли с тех пор, как человек научился делать орудия из камня, до периода, когда он стал пользоваться металлами, научился плавить руду и ковать бронзовое оружие.

И за весь этот громадный промежуток времени огонь был лучшим помощником человека, а соль — его любимым лакомством. Огонь делал пищу удобоваримой. Соль делала пищу вкусной. Огонь согревал и защищал человека от зимней стужи, соль придавала ему силу и бодрость.

Пища человека постепенно делалась разнообразней. Люди научились сеять хлеб, собирать плоды и коренья; приручили домашних животных и стали пить молоко. Мяса стали есть меньше, и потребность в соли усилилась.

Собирая соль, люди заметили, что солнце высушивает водоемы, и если в них была соленая вода, то на дне оставался белый осадок. Следовательно, соль рождалась силой солнца. Но огонь жжет, как солнце! Не может ли и он родить соль?

По-видимому, так думали люди бронзового века, и, поливая горящие поленья соленой водой, они собирали осевшую черную соль и ели ее с золой и углем, посыпая этим грязным порошком свою пищу.

Однако были народы, которые совсем не знали соли.

Гомер говорит в «Одиссее»:

«Странствуй. пока не придешь в страну смертных, которые моря не знают и никогда не пробовали пищи, приправленной солью. »

Из истории известно, что соли почти не было в глубине древних материков и население обходилось без нее. Это были главным образом охотничьи племена, которые, как и первобытные люди, почти исключительно питались мясом и кровью животных. Кровь же и мясо содержат в себе много поваренной соли.

По сведениям Саллюстия, нумидийцы не знали соли и заменяли ее мясом, кровью и молоком.

Многие племена Центральной Африки, Северной Америки, Новой Гвинеи и Австралии до прихода европейцев никогда не видали соли. Они заменяли ее золой солончаковых растений, водорослями, морской водой и кровью животных.

Насколько сильна потребность в крови при питании только растительной пищей, показывают многочисленные обычаи, сохранившиеся у современных нам племен. На западном берегу Африки жрецы некоторых племен должны питаться исключительно растительной пищей, но им разрешается употребление свежей крови животных, которая заменяет отсутствующую соль.

Ботокуды, древние обитатели Бразилии, не знавшие соли, пили кровь как лучшее лакомство.

Силы природы первобытному человеку были непонятны, и человек стал поклоняться им как божествам. Солнце было божеством, которое давало тепло и свет, а следовательно — жизнь. Человек любил солнце, но в то же время и боялся его.

Солнце могло быть не только милостивым, но и свирепым. Оно выжигало землю, посылало гибель, превращало цветущие луга в пустыни. Разъяренное божество никого не щадило, и древние славяне-язычники называли солнце богом Ярилой (ярость), Солнце могло, рассердившись на людей, совсем уйти с неба; тогда на долгие дни и недели небо закрывалось тучами, наступали холода и дожди, и все живое страдало. Чтоб умилостивить и задобрить бога солнца, который давал жизнь, люди стали приносить ему жертвы.

Читайте также:
Как сделать кольцо из клея горячего

Огонь, который давно служил на пользу человеку, который светил и согревал, как солнце, обжигал глину для выделки сосудов, плавил металлы для оружия, отгонял ночью диких зверей от жилья и приготовлял пищу, мог также причинить большой вред и мог уничтожить все, что было сделано человеком.

И первобытный человек склонялся перед богом солнца и богом огня, которых он любил, сознавая, сколько благ они давали, и со страхом молил о пощаде, зная их разрушительную силу.

Так солнце и огонь, как всякий священный предмет, с глубокой древности получили в сознании человека двоякое значение: положительное и отрицательное.

В то же время первобытный человек заметил, что соль делает пищу вкусной и что соленая пища придает ему больше сил. Кроме того, люди видели, что мясо, натертое солью, не гниет и сохраняется так же долго, как мясо, провяленное на солнце или прокопченное в дыму костра. Постепенно люди научились после охоты натирать мясо солью, чтобы сохранять его впрок. Таким образом, соль, дающая силы и сохраняющая мясо, стала считаться у первобытных людей тоже одним из источников жизни. Приравненная по своему значению в хозяйстве первобытного человека к огню и солнцу, соль стала священной.

Но, с другой стороны, человек видел, что на почве, пропитанной солью, не растут ни деревья, ни травы и что в густо соленой воде не живут ни рыбы, ни раковины. Обилие соли уничтожало жизнь; и соль стала считаться нечистой, проклятой.

Поэтому, начиная с самого древнего времени, отношение к соли стало развиваться в двух направлениях: «священная» соль сделалась символом вечности, непорочности и постоянства, «проклятая» соль стала символом бесплодия, оскудения и зла. С одной стороны, соль очищала своей святостью, с другой — оскверняла своей магической нечистотой.

Источник: o-soli.ru

ХР Первобытный человек и соль

Евразия (Россия). Восточная Сибирь. Беренгия. Северная Америка. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Первобытный человек и соль.

50 000 до н.э.

Несомненно, первые люди изначально с древнейших времён Каменного века знали вкус солёного…

Солёный пот, солоноватая кровь, солёная морская вода, некоторые солёные растения, солёные или солоноватые камни и почва (земля солончаков), солёный ил (грязь морских лиманов), солёные кристаллические наросты на приморских камнях-скалах – всё это неизбежно и естественно встречалось гоминидам, архантропам, питекантропам, неандертальцам и кроманьонцам на их жизненном пути.

Археологические находки неопровержимо и доказательно подтверждают, что природные минеральные вещества стали известны гоминидам (человеку) одновременно с началом использования первых естественных орудий труда – палки и камня. (Смотри «ХР. 2.1.11. Эпоха гоминид. Плиоцен. Первые орудия.

3 900 000 до н.э.»).

Камнями гоминиды (человек) могли разбивать всё, что поддавалось разбитию (разрушению), а палкой можно было копать, выковыривать, рыхлить, доставать и бить.

Так неизбежно и естественно гоминиды и первобытные люди ощутили, восприняли и осознали свойства сыпучего песка и липкого ила, мягкой влажной и твёрдой сухой глины, твёрдого камня и скальной породы, поверхностного слоя почвы и глубинных пластов земли.

Несомненно, гоминиды и первобытные люди пробовали всё, что попадалось им в руки на ощупь, на запах и на вкус.

Читайте также:
Как нарисовать пиратский череп с костями

Например, если серый неприметный камешек-гальку лизнуть (сделать влажной), на поверхности камешка проявляется красивый крапчатый или слоистый рисунок…

Возможно, в «первоначальное время», не имея словесных наименований, камни и камешки (всё предметное, вещественное) воспринимались гоминидами (человеком) и отличались друг от друга только по этим реально ощутимым параметрам. Например, растения, плоды и коренья издревле различаются только по их виду, запаху и вкусу…

Несомненно, песок, глина, камни и другие минеральные вещества гоминиды и первобытные люди также пробовали на вкус и на ощупь, исследовали их своими органами чувств, познавали их свойства, искали им применение. Так, например, были открыты цветные глины и красно-жёлтая охра. (Смотри «ХР. 2.3.9. Эпоха человека прямоходящего. Супервулкан Йеллоустон.

1 200 000 до н.э.»).

Знакомство гоминид и первобытного человека с огнём и результатами воздействия огня на природу неизбежно и естественно привело их к открытию свойств дыма, пепла, сажи, золы и углей, которые также исследовались первобытными людьми на ощупь, запах и на вкус.

Несомненно, жареное мясо сгоревших в стихийных пожарах животных и птиц было гораздо вкуснее сырого мяса. Кроме этого, вероятно, первобытные люди очень быстро усвоили, что обжаренное в огне или обкуренное в дыму костра мясо ещё вкуснее и относительно долго не портится.

Кроме этого, сжигая в огне костра некоторые виды растений, первобытные люди получали пепел и золу, покрывающие куски жареного мяса необычной и приятной на вкус солоноватой корочкой. Поэтому, несомненно, первобытные люди данного времени (50 000 до н.э.) хорошо знают, что такое вкус солёного.

Те современные люди, которые кушали копчёное мясо или копчёную рыбу, тоже хорошо знают вкус этого питательного, приятного и красивого на вид продукта. Вкушая эти продукты, мы фактически «переносимся» своими вкусовыми (инстинктивными) ощущениями на миллионы лет назад в прошлое истории человечества…

Более того, автор уверен, что наши вкусовые ощущения и «вкусовая инстинктивная память» — это настоящая «машина времени», которая безошибочно может «перенести» нас в далёкое прошлое, поможет смоделировать ощущения и инстинктивное поведение первобытных людей.

Для этого автор пристально наблюдал «вкусовое поведение» маленьких детей – то, как они опасливо пробуют пищу на вкус, как бездумно «тащат в рот всё, что ни попадя», как агрессивно отказываются от дурно пахнущей, кислой или невкусной пищи, как меняется их вкус со временем жизни. Это тема для серьёзного научного исследования…

Таким образом, во все времена Каменного века первобытные люди, несомненно, не просто искали и собирали «всё, что плохо лежит», но собирали избирательно – по виду, образу и подобию, по вкусу, запаху и цвету. Причём, как известно «на вкус и цвет товарища нет», поэтому каждый исследовал окружающий мир, пробуя всё и всех буквально «на зубок и на язычок».

Как правило, собирательством занимаются практически все первобытные люди – от мала до велика.

Дети, как птицы, постоянно ищут что-нибудь вкусненькое.

Женщины целенаправленно под руководством опытных бабушек-ведуний собирают определённые питательные и целебные травы, плоды, коренья и иные растения.

Опытные старики-ведуны собирают валежник, из которого можно изготовить различные деревянные орудия, дерут лыко и кору с деревьев, собирают древесную смолу и сок.

Молодёжь («парни и девчата») собирает ягоды, грибы, валежник для костра, цветы, а также лазают на деревья, чтобы собрать плоды или дикий мёд.

Охотники тоже «не брезгуют» собирательством в своих охотничьих походах, так как и им тоже что-то надо кушать, обеспечивать свою жизнедеятельность, силу и выносливость.

Читайте также:
Отличие ювелирных изделий от бижутерии

Вот почему вкусовые ощущения и «проба на язык» является одним из основных методов ведического вкусового познания окружающего мира и действительности.

Например, тонкая веточка дерева или кустарника, освобождённая от коры, обильно смачивается слюной и опускается в муравейник или термитник. Муравьи или термиты бурно реагируют на запах, на веточку и на слюну гоминида-человека, «кусают» и опрыскивают веточку выделениями своего «химического оружия». Так гоминиды и первобытные люди познакомились со вкусом муравьёв, с их «муравьиной кислотой».

Несомненно, применение шкур животных и их кожистых внутренних органов, например мочевого пузыря бизона, привело к изобретению неандертальцами данного времени (50 000 до н.э., а может быть и раньше) кожаных сосудов – пузырей, торб, мешков, сумок-котомок.

Любой наполненный водой или чем-либо иным кожаный сосуд невозможно подвесить над открытым огнём костра с тем, чтобы их содержимое закипело и сварилось, – сгорит. Однако в такой кожаный сосуд можно опустить сильно нагретый или даже раскалённый на огне костра камень, от жара-тепла которого вода или иное жидкое содержимое такого сосуда может закипеть.

Вероятно, первобытные люди данного времени (50 000 до н.э.), используя нагретые камни, могли готовить себе жидкую пищу (варёное мясо, коренья, зерно, овощи и иные растения), делать отвары, травяные чаи, запаривать, варить, подогревать, нагревать, кипятить и т.д.

Не случайно вокруг кострищ археологи, как правило, находят гладкие и не очень гладкие камни-валуны. Они обычно располагаются рядом с кострищами и вокруг него.

Возможно, эти камни не только ограждали кострище, препятствуя распространению угольков и искр, но и использовались как жаровни, как камни для нагревания и кипячения воды, для варки жидкой пищи.

Такое применение камней для нагревания и кипячения воды неизбежно придавало воде и жидкой пище определённый вкус, соответствующий химическому составу нагревательных камней, в том числе и приятный солоноватый вкус или привкус.

В любом случае можно с уверенностью предположить (утверждать), что случайно найденная порода каменной соли и солончаков, выпарившиеся кристаллы морской соли, растения с кислым или острым соком, солоноватая зола костра или соляные наросты в пещерах пробовались первобытными людьми на вкус и использовались ими при приготовлении пищи.

Песок, глина, камни, горная порода и гумус почвы, всё, что давала природа и окружающая среда, вошло в хозяйственный обиход первобытных людей данного времени (50 000 до н.э.).

Время и естественные процессы разрушения стёрли следы использования и применения первобытными людьми природных материалов. Однако в окаменевших костях животных и людей, в следах их характерных заболеваний остались свидетельства гармоничного или чрезмерного употребления соли.

Не всегда и не везде первобытные люди могли находить и добывать соль. Древняя и современная история человечества убедительно подтверждает, что соль всегда была, есть и остаётся ценнейшим природным средством, желанным и дорогим (возможно, даже драгоценным) продуктом.

Известные доказательные археологические факты и артефакты подтверждают, что первобытные люди, классические неандертальцы и кроманьонцы изготавливали и применяли каменные орудия из сырья, добытого за многие десятки километров от мест их применения. Например, кремнёвые заготовки для отщепов (нуклеусы) они приносили на места стоянок из далёких месторождений, которые периодически посещали, возвращались к ним или отправляли группы (команды) старателей («первобытных шахтёров»).

Вполне вероятно первобытные люди могли также нести с собой запасы цветных глин и охры, другого каменного сырья, а также каменной и (или) кристаллизованной соли.

В процессе приготовления мяса на огне костра первобытные люди неизбежно и естественно должны были заметить (и неизбежно заметили), что мясо и другие продукты питания не так быстро портятся, если их подсушить над огнём или подкоптить в дыму. Примерно тот же результат получается, когда мясо, нарезанное тонкими ломтями, высушивается на ветру и на жарком солнце.

Читайте также:
Носимое на шее ювелирное изделие в форме плоского круглого или овального футляра

Также неизбежно и естественно первобытные люди заметили (должны были заметить), что мясо (особенно тушки птицы и рыба) облепленное глиной с отверстиями для выхода пара, лучше прожаривается (пропекается) в жару (в углях) костра. При этом это печёное мясо, натёртое солоноватой золой или солью, особенно вкусное.

Готовя пищу и ожидая прихода мужчин-охотников, первобытные женщины также естественно и неизбежно старались сохранить на долгий срок запасы пищи и особенно мяса. Для этого они неизбежно использовали подземный холод, постоянную влажность и мрак пещер, гротов, а также специально вырытых ям-погребов.

При этом куски мяса специально обкуривали дымом, обсыпали пеплом и золой костра, чтобы «отбить» запах, привлекающий к ним насекомых и иных животных.

Несомненно, мясо и иные продукты питания с целью предохранения от загрязнения и порчи заворачивались в листья деревьев, в траву, в сено (высушенную траву), засыпались песком, снегом, обкладывались льдом, обмазывались глиной, заваливались камнями и, возможно, посыпались солью.

Несомненно, первобытные люди (возможно, даже данного времени 50 000 до н.э.) заметили, что мясо, натёртое солью, сохраняется дольше и не портится так же, как мясо, провяленное на солнечной жаре и на ветру, на огне или в дыму костра, закопанное в снег или обложенное кусками льда.

В любом случае ведическое (опытное, эмпирическое, естественное) донаучное исследование окружающей среды, мира и действительности неизбежно и закономерно должно было «познакомить» гоминид и первобытных людей всех времён и народов со множеством природных явлений, феноменов, минералов, продуктов, веществ, в том числе и с солью.

Вот почему автор с уверенностью предполагает, что первобытные люди данного и последующего времени (50 000-40 000 до н.э.) могли и должны были использовать соль.

Тем более что соль и солесодержащие вещества (жидкости, растворы, отвары) являются необходимыми средствами для обработки и сохранения шкур животных, в частности шкур бизонов.

Если классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени, рацион которых составляли почти исключительно мясные продукты, удовлетворяли свою потребность в соли из мяса и крови, то для обработки шкур нужны соответствующие вещества, а шкурами первобытные люди пользовались и пользуются уже очень давно…

Раскрытие древнейших способов, технологий и «секретов» обработки и выделки шкур животных (в частности бизонов) позволит реконструировать вероятную историю начала использования соли первобытным человеком.

Источник: proza.ru

История солеварения.

Михаил Филин 8 мая 2018

0 комментариев

Спасибо! Будем держать вас в курсе.

Издательство Родович занимается возрождением и распространением знаний о Древнерусской Культуре – Наследия наших Предков. С 2003 года мы издаем книги на тему Древнерусской культуры. К изданию допускается только самая правдивая информация. В нашем интернет-магазине вы сможете приобрести интересные и познавательные книги на тему истории Руси, её традиций и культуры.

А еще вы сможете подобрать себе обереги для дома, красивые футболки с обережными мандалами, календари, как современные, так и древней традиции, старинные настольные игры, готовые наборы для творчества, с помощью которых вы сможете создать свою индивидуальную народную куклу, которая будет единственной и неповторимой и будет оберегать вас и ваших близких. Также у нас представлены картины и художественные альбомы русских художников-славянистов, воссоздающих образы Древней Руси, такие как Всеволод Иванов, Борис Ольшанский, Виктор Корольков, Андрей Клименко, Игорь Ожиганов , а также Александр Трубников.

Источник: rodovich.org

Рейтинг
Загрузка ...